Что значит озвончение согласного звука примеры
Согласные звонкие и глухие. Оглушение и озвончение согласных
Согласные звонкие и глухие. Оглушение и озвончение согласных
По звучанию и способу образования согласные звуки делятся в русском языке на звонкие и глухие.
Звонкие согласные образуются при участии голосовых связок и состоят из голоса и шума. Глухие согласные образуются без участия голосовых связок и состоят только из шума.
Большинство согласных образуют пары по глухости / звонкости. Таблица:
Некоторые согласные не образуют пар по звонкости / глухости (они бывают, так сказать, «только звонкими» или «только глухими»).
Непарные глухие согласные: [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].
Непарные звонкие согласные: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
В потоке речи в определенных позициях парные звонкие согласные меняются на глухие (оглушаются), а парные глухие — на звонкие (озвончаются).
Звонкие согласные оглушаются в двух позициях:
(Много) цветов — [цв’ито́ф].
2. Перед глухим согласным:
Под полом — [патпо́лам].
Глухие согласные озвончаются в позиции перед парными звонкими:
С другом — [здру́гам].
Согласные мягкие и твердые. Смягчение твердых согласных
По звучанию и способу образования согласные звуки делятся в русском языке на твердые и мягкие.
Мягкие согласные образуются при участии средней части языка и имеют особое, «мягкое» звучание. Твердые согласные образуются без участия средней части языка и имеют «твердое» звучание.
Большинство согласных образуют пары по твердости / мягкости.
Некоторые согласные не образуют пар по твердости / мягкости (они бывают, так сказать, «только твердыми» или «только мягкими»).
Непарные твердые согласные: [ж], [ш], [ц].
Непарные мягкие согласные: [й’], [ч’], [щ’].
Твердые согласные не могут сочетаться с идущим после них гласным звуком [и], мягкие согласные не могут сочетаться с идущим после них гласным звуком [ы].
Мужик — [мужы́к] (здесь после твердого [ж] звучит [ы]).
Учил — [уч’и́л] (здесь после мягкого [ч’] звучит [и]).
В некоторых случаях в потоке речи происходит смягчение парных твердых согласных.
Твердый [н] может меняться на мягкий [н’] в сочетаниях [н’ч’], [н’щ’].
Блин — блинчик [бл’и́н’ч’ик].
Смена — сменщик [см’э́н’щ’ик].
Твердые [д], [т], [з], [с], [н] могут смягчаться перед мягкими [д’], [т’], [з’], [с’], [н’].
Уподобление согласных по звучанию и по произношению, выпадение согласных в труднопроизносимых сочетаниях
Помимо смягчения, озвончения и оглушения в потоке речи согласные звуки подвергаются в определенных позициях и другим изменениям. Отметим некоторые из них.
Звуки [з], [с], [д], [т] перед согласными [ж], [ш], [ч’], [щ’] уподобляются им по звучанию и по произношению.
Из шерсти — [ишшэ́рс’т’и].
В сочетании ТСК звуки [т] и [с], взаимно уподобляясь по произношению, совпадают в звуке [ц].
При труднопроизносимом сочетании согласных звуков может происходить выпадение одного из них.
Гласные ударные и безударные. Редукция безударных гласных
По особенностям произношения, длительности и силе звучания гласные звуки делятся на ударные и безударные.
Ударные гласные имеют в русском языке значительно бо́льшую длительность и силу звучания, чем безударные. Ударные гласные характеризуются более четким произношением, чем безударные.
В безударной позиции гласные произносятся менее четко и звучат с меньшей длительностью (т.е. редуцируются).
Гласные [и], [ы], [у] без ударения в целом сохраняют свое звучание.
Гласные [о], [э], [а] без ударения меняют качество своего звучания.
После твердых согласных безударные [о] и [а] совпадают в кратком гласном звуке, близком, но не тождественном [а] (в школьном курсе фонетики для этого звука не существует особого значка, используется символ [а]).
После мягких согласных безударные [э] и [а] совпадают в кратком гласном звуке, близком, но не тождественном [и] (в школьном курсе фонетики для этого звука не существует особого значка, используется символ [и]).
Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я в русской графике
Буквы е , ё, ю, я играют двойную роль в русской графике.
Буквы е , ё, ю, я обозначают сразу два звука, если стоят в начале слова, либо после разделительных Ъ и Ь, либо после гласного звука: [й’э], [й’о], [й’у], [й’а].
Есть — [й’э́с’т’] (буква е обозначает два звука в начале слова).
Прольет — [прал’й’о́т] (буква ё обозначает два звука после Ь).
Уют — [уй’у́т] (буква ю обозначает два звука после гласного).
Комментарии преподавателя по изучаемому материалу
Возможные трудности
Добрые советы
Гласные звуки на письме не всегда обозначаются привычными буквами, что иногда приводит к ошибкам в транскрипции.
Буква О в слабой (безударной) позиции обозначает звук, близкий к [а]:
Буквы Я, Е в слабой (безударной) позиции обозначают звук, близкий к [и]:
Буква А в слабой (безударной) позиции после непарных мягких согласных [ч’], [щ’], [й’] обозначает звук, близкий к [и]:
Буква И после непарных твёрдых [ш], [ж], [ц] обозначает звук [ы]:
В ситуации экзамена, когда нет возможности произнести слово вслух, чтобы определить звонкость / глухость согласных, могут возникнуть сомнения.
Воспользуйтесь школьной подсказкой — фразой, в которой содержатся все глухие согласные русского языка: «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? — Фи!» (плюс соответствующие им парные по твёрдости / мягкости).
Не забывайте, что парные звонкие согласные в слабой позиции на конце слова или перед глухим согласным всегда оглушаются, а глухие перед звонким – иногда озвончаются.
Буквы, обычно обозначающие звонкие согласные (В, Д, З и др.) при оглушении обозначают глухие звуки, и это может привести к ошибкам в фонетической транскрипции слова.
Обратите внимание на согласные звуки, звучащие на конце слова и перед глухими согласными. Убедитесь в том, что в указанных позициях звучат только глухие согласные, даже если они обозначены буквами, обычно обозначающими парные им звонкие согласные звуки.
Когда буквы, обыкновенно обозначающие глухие согласные, при озвончении обозначают звонкие звуки, это кажется настолько необычным, что может привести к ошибкам в транскрипции.
Найдите согласные звуки, звучащие перед звонкими парными согласными. Убедитесь в том, что в этой позиции звучат только звонкие согласные, даже если они обозначены буквами, обычно обозначающими парные им глухие согласные звуки.
Однако следует помнить, что озвончения глухих согласных не происходит перед всегда звонкими согласными [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], а также перед звуками [в], [в’]. Например: свет, твой, класс, съёмка, приз.
В заданиях, связанных со сравнением количества букв и звуков в слове, могут быть «ловушки», провоцирующие ошибки.
Часто в словах, где есть Ь или непроизносимые согласные, букв больше, чем звуков, например:
весь (4 буквы, 3 звука),
решить (6 букв, 5 звуков),
чувство (7 букв, 6 звуков).
Если в слове есть гласные Е, Ё, Ю, Я в начале слова или после гласной, то следует учесть, что эти буквы в указанных позициях обозначают не один, а два звука:
яркий (5 букв, 6 звуков),
стоял (5 букв, 6 звуков).
Наличие в слове разделительных Ь и Ъ никак не влияет на количественное соотношение букв и звуков: Ъ и Ъ не обозначают ни одного звука, а буквы Е, Ё, Ю, Я, перед которыми они, как правило, встречаются, обозначают 2 звука, поэтому в итоге на 2 буквы приходится 2 звука.
Дефект озвончения
Дефект озвончения – это стойкие замены звонких согласных фонем парными глухими. Реже встречается противоположное нарушение – дефект оглушения, т. е. фонация глухих речевых звуков с участием голоса (звонко). Причинами дефектов звонкости и глухости могут выступать фонематическое недоразвитие, дизартрия, тугоухость, голосовые расстройства, билингвизм. Диагностика нарушений осуществляется в ходе обследования устной речи. Коррекция направлена на дифференциацию фонем по признаку «глухости-звонкости». При некоторых нозологиях требуются медицинские вмешательства (слухопротезирование, ФТЛ, фармакотерапия).
Классификация
Недостатки произнесения звонких и глухих согласных в современной логопедии выделяются в две самостоятельные группы: дефект озвончения (звонкости) и дефект оглушения (глухости). Глухие и звонкие пары в русском языке имеют смычные (П-Б, Т-Д, К-Г) и щелевые (Ф-В, С-З, Ш-Ж) звуки.
Выделяют следующие виды и степени дефектов:
Причины дефекта озвончения
Оглушение звонких согласных является следствием плохо дифференцированного слухового восприятия одинаковых по артикуляции фонем, произношение которых отличается лишь участием голоса. Ребенок не улавливает акустических различий, а потому смешивает звуки речи. При этом собственная артикуляция остается правильной. Фонетико-фонематическое недоразвитие встречается при акустико-фонематической дислалии, стертой дизартрии. Дефект озвончения лежит в основе последующего развития акустической дисграфии и дислексии.
Тугоухость
Частичное снижение слуха является довольно частой причиной дефекта озвончения. Из-за недостаточного слухового контроля дети совершают звуковые замены акустических близких фонем. Такие субституции часто приводят к искажению семантики слов («корка» вместо «горка»). Наряду с собственным неправильным произношением затрудняется процесс восприятия и понимания речи окружающих. Поэтому в разговоре со слабослышащим ребенком слова нужно произносить достаточно громко и отчетливо.
Нарушения голоса
Тонический спазм гортанных мышц во время фонации делает невозможным вибрацию голосовых складок, следовательно, исключает образование голоса. При этом все звонкие звуки приобретают глухое звучание. Такое состояние характерно для функциональной спастической дисфонии, которая обычно возникает при чрезмерном форсировании голоса.
Ринолалия
Возникновение дефектов озвончения при ринолалии связано с искаженным акустическим эффектом, возникающим при произнесении речевых звуков. Нарушается взаимодействие артикуляционных, голосовых и дыхательных мышц, что приводит к тотальному нарушению звукопроизношения.
При открытой ринолалии смычные звуки имеют беззвучную артикуляцию вследствие утечки воздуха через носовую полость. Отсутствие правильного слухового подкрепления приводит к заменам близких по акустическим свойствам звуков.
Дизартрия
Фонетическое оформление речи страдает у всех пациентов с дизартрией. Причины могут крыться как в периферических, так и в центральных парезах голосовых и артикуляторных мышц. Замены звонких согласных на глухие отмечаются при многих формах дизартрии:
Двуязычие
Возникновение дефекта озвончения может наблюдаться у билингвальных детей. Это объясняется смешением фонем двух языков, которые постоянно слышит в семье либо целенаправленно изучает ребенок. Если фонетика родного языка представлена в основном глухими согласными, то и в русской речи звуки будут оглушаться.
Причины дефекта оглушения
Дефект оглушения типичен для спастической формы псевдобульбарной дизартрии. Мышцы речевого аппарата находятся в гипертонусе, что затрудняет их произвольные движения. Тембр голоса гнусавый. При данном дефекте глухие речевые звуки произносятся звонко. Одновременно с озвончением глухих, может отмечаться и оглушение звонких фонем. Возникает смягчение (палатализация) твердых согласных.
Диагностика
При стойком оглушении звонких согласных необходима консультация ЛОР-врача и регистрация аудиограммы, т. к. довольно часто дефект озвончения сочетается с тугоухостью. Логопедическая диагностика при дефектах озвончения и оглушения требует всестороннего изучения речевого статуса:
Коррекция
Если причина дефектов озвончения кроется в тугоухости, в первую очередь необходимо решить вопрос о восстановлении слуховой функции. Чаще всего в этих случаях прибегают к слухопротезированию. При дизартрии проводятся курсы медикаментозного лечения, физиотерапии, классического массажа. Расщелины лица, обусловливающие открытую ринолалию, подлежат хирургической коррекции (ураноплстика, ринохейлопластика).
Основная роль в коррекции дефектов оглушения и озвончения принадлежит логопеду. На занятиях ведется работа по следующим направлениям: