Что значит отфильтровать осадок в химии

Задача С2 на ЕГЭ по химии. Особенности и подводные камни

Автор статьи — профессиональный репетитор О. В. Овчинникова.

Что значит отфильтровать осадок в химии. Смотреть фото Что значит отфильтровать осадок в химии. Смотреть картинку Что значит отфильтровать осадок в химии. Картинка про Что значит отфильтровать осадок в химии. Фото Что значит отфильтровать осадок в химииУсловие задачи С2 на ЕГЭ по химии — это текст, описывающий последовательность экспериментальных действий. Данный текст нужно превратить в уравнения реакций.

Трудность такого задания в том, что школьники слабо представляют себе экспериментальную, не «бумажную» химию. Не все понимают используемые термины и протекающие процессы. Попробуем разобраться.

Очень часто понятия, которые химику кажутся совершенно ясными, абитуриентами воспринимаются неправильно. Вот кратких словарь таких понятий.

Словарь непонятных терминов.

Ненасыщенный раствор — это раствор, концентрация вещества в котором не является максимально возможной, в таком растворе можно дополнительно растворить ещё какое-то количество данного вещества, до тех пор, пока он не станет насыщенным.

Разбавленный и «очень» разбавленный раствор — это весьма условные понятия, скорее качественные, чем количественные. Подразумевается, что концентрация вещества невелика.

Для кислот и щелочей также используют термин «концентрированный» раствор. Это тоже характеристика условная. Например, концентрированная соляная кислота имеет концентрацию всего около 40%. А концентрированная серная — это безводная, 100%-ная кислота.

Для того, чтобы решать такие задачи, надо чётко знать свойства большинства металлов, неметаллов и их соединений: оксидов, гидроксидов, солей. Необходимо повторить свойства азотной и серной кислот, перманганата и дихромата калия, окислительно-восстановительные свойства различных соединений, электролиз растворов и расплавов различных веществ, реакции разложения соединений разных классов, амфотерность, гидролиз солей и других соединений, взаимный гидролиз двух солей.

Кроме того, необходимо иметь представление о цвете и агрегатном состоянии большинства изучаемых веществ — металлов, неметаллов, оксидов, солей.

Именно поэтому мы разбираем этот вид заданий в самом конце изучения общей и неорганической химии.
Рассмотрим несколько примеров подобных заданий.

Решение:

Решение:

Решение:

Решение:

Решение:

Можно записать при большом избытке магния суммарное уравнение реакции:

Ты нашел то, что искал? Поделись с друзьями!

Источник

Отделение трудноотфильтровываемых осадков

К числу трудноотфильтровываемых осадков относят-, с» многие гидроокиси, многие органические вещества, осадки, получаемые при обработке уксуснокислым свинцом растительных экстрактов, и пр. Для облегчения фильтрования жидкостей, содержащих такие обсадки, к ним добавляют целлюлозную массу и т. п. Однако добавление целлюлозной массы допустимо не всегда и особенно при аналитических работах, когда осадок приходится нагревать или прокаливать. Не следует забывать, что газоебразные продукты и ухоль, образующиеся при сгорании бумаги, могут действовать кйк восстановители:

Кроме того, в некоторых случаях наблюдается каталитическое действие размельченной бумажной массы.

Отделение трудноотфильтровываемых осадков можно ускорить, если осадку в процессе фильтрования не давать отстаиваться в приборе для фильтрования, что предотвращает заполнение пор фильтра. Осадок должен все время, особенно на первой стадии фильтрования, находиться во взвешенном состоянии. Для поддержания осадка в таком состоянии предложено несколько устройств. Наиболее рациональным оказалось применение кольцеввго магнита ** (рис. 391). Кольцевой магнит таких размеров, чтобы в него входил фильтрующий тигель или подобнее приспособление, укреплен в алюминиевом или латунном кольце, имеющем нижний, более широкий, и верхний борта. Верхний борт соприкасается с тремя резиновыми валиками, которые соединены между собой тросом или кожаным шнуром. Валики приводятся в движение или небольшим мотором или от трансмиссии. Движение валиков передается ‘кольцевому магниту.

На фильтрующую поверхность помещают железный якорь, запаянный в стеклянную или кварцевую трубку (как у магнитной мешалки). В некоторых случаях, особенно при препаративных работах, можно применять’ якорь из полированного чистого никеля. Однако никелевый якорь нельзя применять, в тех случаях, когда приходится фильтровать аммиачные растворы, которые могут оказывать на никель химическое действие.

Если фильтруют в тиглях, которые в дальнейшем бу« дут нагревать для прокаливания осадка, то следует помнить, что якорь, запаянный в стекло, можно нагревать до температуры не выше 400° С. Нагревать до более высокой температуры можно только якорь, запаянный в кварцевую трубку, так как кварц выдерживает нагревание выше 1000° С.

Что значит отфильтровать осадок в химии. Смотреть фото Что значит отфильтровать осадок в химии. Смотреть картинку Что значит отфильтровать осадок в химии. Картинка про Что значит отфильтровать осадок в химии. Фото Что значит отфильтровать осадок в химии

Перемешивание ускоряет фильтрование приблизительно от 2 до 10 раз. При отделении тонких суспензий, а также очень мелкозернистых осадков; как щавелевокислый кальций,.сер-нокислый аммоний и пр., к перемешиванию жидкости и осадка во время фильтрования приходится прибегать только в редких случаях. Обычно таким осадкам следует дать постоять не менее чем 16—20 ч, чтобы они «созрели». В результате перекристаллизации размеры кристаллов увеличиваются и их можно отфильтровывать обычным путем, но с применением подходящего фильтра (например, с синей лентой).

Для фильтрования некоторых трудноотфильтровываемых осадков, например гидроокисей некоторых» металлов, необходимо создавать условия, при которых разрушалась бы гидратная оболочка, образующаяся около молекулы или частички гидроокиси. Это очень хорошо достигается замораживанием осадка с последующим оттаиванием. С отстоявшегося осадка осторожно сливают жидкость, а остающийся в стакане осадок помещают в холодильную смесь или в морозильник холодильника. Необходимо, чтобы температура не превышала —20° С. Осадок замораживают и выдерживают не менее 1 ч. После этого стакан с осадком выдерживают при комнатной температуре до полного размораживания и отстаивания. К отстоявшейся массе можно добавить охлажденную дистиллированную воду и отфильтровать полученную массу. Отстоявшийся осадок, имеющий зернистую структуру, отфильтровывается очень легко.

Точно так же замораживание и последующее оттаивание гидратированных осадков сульфидов (SnS2, CdS и ZnS) приводит к образованию плотных, хорошо отфильтровываемых осадков зернистого характера. Объем осадков при этом уменьшается более чем в 10 раз. Температура замораживания оказывает известное влияние на характер осадков. Наиболее крупные частицы осадков получаются, если и замораживание веста при температуре от —5 до —1O0C Вредное действие оказывают электролиты, присутствующие в жидкой фазе и понижающие действие замораживания на свойства сульфидов. После замораживания и оттаивания осадки не пептизируют и легко отмываются от адсорбированных электролитов.

Источник

Промывание осадков

Промывание осадков можно проводить применяя декантацию на фильтре или на центрифуге.

Промывание с применением декантации. Декантация — сливание жидкости с отстоявшегося осадка. Для декантации удобно применять специальные колбы и стаканы (рис. 394). Промывание с применением декантации заключается в том, что осадок, подлежащий промыванию, заливают дистиллированной, предпочтительно горячен водой или специально приготовленной промывной жидкостью, взбалтывают при помощи стеклянной палочки, затем дают отстояться. Просветлевшую жидкость, со» бравшуюся над осадком, осторожно сливают при помощи

Что значит отфильтровать осадок в химии. Смотреть фото Что значит отфильтровать осадок в химии. Смотреть картинку Что значит отфильтровать осадок в химии. Картинка про Что значит отфильтровать осадок в химии. Фото Что значит отфильтровать осадок в химии

стеклянной палочки на фильтр в воронке, но так, чтобы осадок оставался в колбе или стакане (рис. 395). К оставшемуся в сосуде осадку снова приливают промывную воду и проделывают все, как в первый раз. После третьего или четвертого промывания проверяют полноту отмывки. Для этого с кончика воронки из последней порции промывной воды берут несколько капель на часовое стекло или в пробирку и-проверяют, содержатся ли во взятой пробе отмываемые ионы. Если они присутствуют, повторяют промывку еще один-два раза. Когда отмываемые ионы не будут обнаруживаться, к осадку добавляют еще некоторое количество воды, взбалтывают его и, не давая отстояться, по палочке переводят на фильтр, через который сливали промывную жидкость. Эту операцию повторяют до тех пор, пока на фильтр не будет переведен весь осадок. В стакане или колбе не должны оставаться частицы осадка. Для полного перенесения осадка на фильтр внутреннюю поверхность сосуда, в котором промывали осадок с применением декантации, обтирают небольшим кусочком фильтров-альной бумаги. Фильтровальную бумагу придерживают стеклянной палочкой, на один конец которой надет кусочек резиновой трубки. Прижимая бумагу этим концом, обтирают всю внутреннюю поверхность сосуда возможно тщательнее. Фильтровальную бумагу полезно смочить несколькими каплями дистиллированной воды. Затем палочку также тщательно обтирают этим же кусочком фильтровальной бумаги и промывают над воронкой из промывалки дистиллированной водой. Кусочек фильтра, использованный для обтирания сосуда и палочки, присоединяют к осадку. Такая операция бывает нужна только при аналитических работах, когда осадок нужен для количественного определения какого-либо вещества или элемента.

Путем декантации удается более полно отмыть осадок от маточного раствора; на фильтре же сделать это удается не всегда, так как осадок на нем легко слеживается «и промывная вода проходит не через всю массу осадка, а только но промытым ею путям.

Несмотря на значительную затрату времени при отстаивании, скорость фильтрования промывной воды без осадка значительно большая, поэтому промывание осадка с применением декантации сокращает потребное для этой операции время.

Промывание на фильтре. Отфильтрованный осадок окончательно промывают на фильтре. Промывание продолжают до тех пор, пока в фильтрате не будет обнаруживаться то вещество, которое отмывают. Например, в осадке был сернокислый барий, а в растворе хлористый, натрий. Первая соль практически нерастворима в воде, а вторая — растворима. На фильтре остается сернокислый барий, фильтрат же содержит хлористый натрий, от которого нужно отмыть первую соль, чтобы получить совершенно чистый осадок.

Промывание нужно стремиться провести возможно малым количеством жидкости. Это необходимо потому, что абсолютно нерастворимых веществ иет и каждыйраз при промывании свежей порцией жидкости часть осадка— правда, очень незначительная—переходит в раствор; разумеется, чем больше будет взято жидкости для промывания, тем больше будут потери и тем больше ошибка.при анализе.

Для промывания осадков горячей дистиллированной водой последнюю следует на-гревать в колбе-промывалке. Прежде чем начать промывание,промывалку с горячей водой следует обязательно встряхнуть. Это необходимо сделать потому, что вода в промывалке может оказаться перегретой и при вдувании воздуха возможно внезапное вскипание и выброс кипятка через трубку в рот.

При промывании осадка на фильтре придерживаются следующих правил:

1. Воду наливают на фильтр в таком количестве, чтобы она полностью покрывала осадок и не доходила до краев фильтра на S—5 мм. Ни в коем случае не допускается наливать воду выше фильтра. Работа при этом может быть испорчена.

2. Каждую новую порцию воды выливают па фильтр не раньше, чем будет полностью профильтрована предыдущая. В противном случае промывание осадка сильно затягивается и для промывания требуется большое количество жидкости.

3. Во избежание разбрызгивания наливать воду на фильтр рекомендуется по палочке, так же как при перенесении осадка.

Иногда нужно применять непрерывное промывание осадков на фильтре. Колбу подходящего размера заполняют водой или нужным раствором, закрывают пробкой с отводной трубкой и опрокидывают вверх дном, погружая отводную трубку в воронку с осадком. Когда уровень жидкости в воронке достигает конца трубки, из колбы вгатекает новая порция жидкости, в результате чего уровень жидкости в воронке поддерживается постоянным.

Что значит отфильтровать осадок в химии. Смотреть фото Что значит отфильтровать осадок в химии. Смотреть картинку Что значит отфильтровать осадок в химии. Картинка про Что значит отфильтровать осадок в химии. Фото Что значит отфильтровать осадок в химии

Этот прибор очень удобен.и может быть смонтирован на том же штативе, на котором укрепляют воронку с фильтром.

При аналитических работах довольно часто приходится промывать осадки небольшими порциями горячей жидкости. В этом случае удобно пользоваться капельницей (рис. 397), которая может быть изготовлена из конической колбы. Через тонкий капилляр а горячую жидкость можно выливать по каплям. Если нужно выливать большое количество жидкости, то следует пользоваться концом б, В этой капельнице можно нагревать жидкость и при необходимости применять ее очень горячей.

При проведении’ массовых анализов, когда одновременно бывает необходимым фильтровать и промывать целую серию осадков, стремятся применять устройства, облегчающие работу. В качестве такого устройства можно применять, например, установку, показанную на рис. 398. Особенность ее заключается-в том, что воронки укреплены по окружности диска. На специальную стойку, находящуюся в центре диска, помещают промывалку, снабженную резиновой грушей, что позволяет регулировать подачу промывной жидкости или дистиллированной воды.

Для автоматического промывания осадков водой или какими-либо растворами можно исполь.зовать также приспособления, изображенные на рис. 399. С этой же целью можно применять устройство, аналогичное применяемым для автоматического питания водяной бани.

Нет смысла приступать к фильтрованию, если осадок нельзя будет цромыть в тот же день. Поэтому осаждение лучше делать в конце рабочего дня. Раствор с выпавшим осадком оставить на ночь, прикрыв стакан, чтобы предохранить раствор от попадания пыли, и начинать фильтрование с утра следующего дня.

Для промывания осадков растворами (например, раствором аммиака) можно применять установку, показанную на рис. 400. Установка состоит из бутыли с нижним тубусом, которую помещают на высокую подставку. Бутыль закрыта резиновой пробкой, в которуло встав-

Что значит отфильтровать осадок в химии. Смотреть фото Что значит отфильтровать осадок в химии. Смотреть картинку Что значит отфильтровать осадок в химии. Картинка про Что значит отфильтровать осадок в химии. Фото Что значит отфильтровать осадок в химии

Рис. 398. Устройство для промывания серии осадков.

Рис. 399. Устройство для автоматического доливания жидкости на фильтр.

лена хлоркальциевая трубка, снаряженная для поглощения тех газов, которые могут оказать химическое действие на промывную жидкость. Для предохранения растворов аммиака или щелочей используют аскарит, поглощающий из воздуха двуокись углерода.

В тубус на резиновой, хорошо укрепленной (лучше привязанной) пробке вставляют согнутую под прямым углом стеклянную трубку. На конец этой трубки, обращенный вниз, надевают резиновую трубку, оканчивающуюся стеклянной насадкой (как у промывалки). Резиновая трубка снабжена пружинным зажимом Мора. При работе открывают зажим Мора и струей жидкости промывают стенки стакана, а затем сливают жидкость в воронку.

Для удаления осадков со стенок сосудов рекомендуется пользоваться резиновой лопаточкой, которую делают из куска резины в форме лопатки или трапеции, укрепленного на стеклянной палочке соответствующего размера (рис. 401). Для обтирания посуды, особенно для полумикроанализа, может служить небольшой кусок тонкостенной резиновой трубки подходящего диаметра, который с одного конца склеивают, а другим концом надевают на стеклянную трубку.

Что значит отфильтровать осадок в химии. Смотреть фото Что значит отфильтровать осадок в химии. Смотреть картинку Что значит отфильтровать осадок в химии. Картинка про Что значит отфильтровать осадок в химии. Фото Что значит отфильтровать осадок в химии

Рис. 401. Резиновые лопаточки для снимания осадков.

Промывание на центрифуге. При работе с малыми количествами осадков вместо фильтрования выгоднее проводить центрифугирование, для чего применяют специальные пробирки. Центрифугирование продолжается 1—2 мин или больше, в зависимости от вели— чины частиц осадка. В результате центрифугирования осадок собирается на дне пробирки плотным слоем. Жидкость над осадком осторожно отбирают при помощи пипетки. Для промывания осадка в пробирку наливают столько же жидкости (воды или другой промывной жидкости), сколько ее было при первом центрифугировании, взбалтывают осадок при помощи стеклянной палочки и снова центрифугируют. Центрифугат (жидкость, отделенная от осадка) проверяют на полноту отмывки обычным приемом, т. е. отобрав чистой пипеткой несколько капель центрифугата, проверяют его при помощи подходящей химической реакции на отмываемый ион.

О фильтровании нужно помнить следующее:

1. Величина фильтра должна быть соразмерна с ко* личеством осадка: чем меньше выпадает осадка, тем меньше должен быть фильтр, и наоборот.

2. Перед тем как перенести на фильтр осадок, надо два-три раза промыть его с применением декантации и окончательно отмыть на фильтре.

3. Уровень фильтра в воронке должен быть всегда ниже края воронки; осадок должен занимать не больше у половины фильтра.

4. При работе с тяжелыми осадками надо пользоваться конусом для фильтрования.

5. При отфильтровывании очень мелких осадков следует пвльзоваться особо плотными фильтрами (бариевыми); не всякая фильтровальная бумага годна для от-фильтровывания любых осадков.

6. Жидкость сливать на фильтр всегда надо при помощи стеклянной палочки; уровень жидкости не должен доходить на 3—5 мм до края.фильтра.

7. Нагретая жидкость фильтруется легче.

8. При промывании осадка на фильтре каждую свежую порцию воды или другой жидкости надо добавлять только, когда предыдущая порция уже стекла достаточно полно; всегда удобнее промывать осадок небольшими порциями воды.

9. Ускорить фильтрование можно удлинением трубки воронки, применением вакуума и воронки. Бюхнера.

10. При складывании фильтра необходимо следить, • чтобы ш прорвалась верхушка его. Фильтр должен плотно прилегать к стенке воронки, а конец воронки при фильтровании должен касаться стенки стакана.

11. Перед фильтрованием фильтр следует смочить в воронке той жидкостью, которая будет фильтроваться* Для смачивания надо применять только чистую жив* кость,

12.-Яры фильтровании огнеопасных жидкостей рядом не должно быть зажженных горелок.

13. При фильтровании под вакуумом надо следить, чтобы в колбе не собиралось слишком много фильтрата.

Нельзя допускать, чтобы он доходил до отростка, соединяющего колбу с вакуум-насосом.

14. При сборке прибора для фильтрования под вакуумом надо помещать предохранительную склянку между колбой и вакуум-насосом.

15. При работе с фильтрами из прессованного стекла нельзя забивать их так, чтобы потом нельзя было промыть. Очищать фильтры из прессованного стекла растворами щелочей нельзя.

Источник

Задание 32 на ЕГЭ по химии: реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ

Задание 32 на ЕГЭ по химии (бывшее задание С2 «нового типа») содержит описание эксперимента, состоящего из последовательно проводимых химических реакций и лабораторных методов разделения продуктов реакций ( мысленный эксперимент ).

По моим наблюдениям, у многих учеников это задание вызывает сложности. В немалой степени это объясняется все более академическим характером преподавания химии в школах и на курсах, когда изучению особенностей работы в лаборатории и собственно проведению лабораторных экспериментов выделяется недостаточное количество внимания.

Поэтому я решил систематизировать и обобщить материал по т.н. «лабораторной» химии. В этой статье рассматриваются примеры задания 32 в ЕГЭ по химии-2018 (бывшего задания С2), с подробным разбором и анализом решения.

Анализ и решение.

«Ключевые слова» — концентрированная азотная кислота и медь.

Медь — малоактивный металл, проявляет свойства восстанови­теля.

Окислительные свойства азотной кислоты определяет азот в степени окисления +5, поэтому при взаимодействии как с метал­лами, так и с другими восстановителями выделяется не водород, а ве­щество, содержащее азот в более низких степенях окисления; кон­центрированная азотная кислота растворяет малоактивные металлы и восстанавливается до NO2 (уравнение 1).

«Ключевые слова» — … осадок прокалили. Нитраты металлов, на­ходящихся в ряду активности от магния до меди, разлагаются при нагревании на оксид металла, бурый газ и кислород (уравнение 2).

«Ключевые слова» — … пропустили водород. Восстановление ок­сидов металлов водородом — один из способов получения металлов (уравнение 3).

«Ключевые слова» — Газообразные продукты… поглощены во­дой…. При разложении нитрата меди выделяются NO2 и O2. Оксиду азота (IV) соответствуют азотистая и азотная кислоты, однако в присутствии окислителя — молекулярного кислорода в растворе образуется только азотная кислота (уравнение 4).

3) СuО + Н2 = Сu + Н2O

Анализ и решение

«Ключевые слова» — Простое вещество … сплавили с кальцием.

Простое вещество, образовавшееся в первом превращении, — фос­фор. Металлы (восстановители) взаимодействуют с неметаллами (окислителями) с образованием бинарных соединений (солей или оксидов) (уравнение 2).

«Ключевые слова» — Продукт … обработали водой …. При взаи­модействии фосфида Са3Р2 с водой происходит гидролиз (уравне­ние 3) и образуются гидроксид кальция Са(ОН)2 и фоcфин РН3, газ с чесночным запахом.

«Ключевые слова» — … газ … раствор соляной кислоты. Фосфин, являясь аналогом аммиака, проявляет основные свойства и реагирует с кислотой с образованием соли фосфония РН4Сl (уравнение 4).

1) Са3( Р +5 O4)2 + 5 С 0 + 3SiO2 = 3CaSiO3 + 2 Р 0 + 5 C +2 O↑

2) 2Р + ЗСа = Са3Р2

4) РН3 + НСl = РН4Сl

Анализ и решение.

Ключевые слова: «… взаимодействии растворов хлорида железа (III) и нитрата серебра…». При взаимодействии двух растворимых солей протекает реакция ионного обмена, если в продуктах реакции есть малодиссоциирующее вещество (газ, осадок, вода и др.). При взаимодействии нитрата серебра и хлорида железа (III) выпадает белый творожистый осадок хлорида серебра (уравнение 1).

Далее осадок отфильтровали. Фильтрование — способ разделения смесей, при котором нерастворимые в воде вещества не проходят через тонкую пористую перегородку ( фильтр ), а растворимые в воде вещества с растворителем ( фильтрат ) переходят в отдельную емкость.

При фильтровании данного в задании раствора в осадке остается нерастворимый в воде хлорид серебра, а в фильтрат уходит растворимая в воде соль — нитрат железа (III).

Далее, ключевые слова: «… фильтрат обработали раствором едкого кали. «. При взаимодействии нитрата железа (III) с гидроксидом калия KOH протекает обменная реакция, с образованием нерастворимого в воде осадка — гидроксида железа (III)(реакция 2).

Далее, ключевые слова: « Выпавший осадок бурого цвета отдели­ли и прокалили «. Гидроксид железа (III) — нерастворимое в воде основание. Как правило, нерастворимые основания при прокаливании разлагаются на оксид металла и воду (реакция 3).

1) FeCl3 + 3AgNO3 = 3AgCl + Fe(NO3)3

4. Вещество, полученное на катоде при электролизе расплава хлорида натрия, сожгли в кислороде. Полученный продукт последо­вательно обработали сернистым газом и раствором гидроксида ба­рия. Напишите уравнения описанных реакций.

Анализ и решение.

Первая часть: «… при электролизе расплава хлорида натрия«. Электролиз — это химическая реакция, протекающая под действием тока. При электролизе расплавов солей на катоде происходит восстановление металлов до простых веществ, на аноде — окисление неметаллов до простых веществ (уравнение 1).

Далее, ключевые слова: «Вещество, полученное на катоде … сожгли в кислороде«. При электролизе расплава хлорида натрия на катоде выделяется металлический натрий. При сжигании простое вещество натрий образует преимущественно пероксид (уравнение 2).

Ключевые слова: » … Полученный продукт последо­вательно обработали сернистым газом и раствором гидроксида ба­рия«. Сульфат натрия, полученный в предыдущей стадии, вступает в реакцию ионного обмена с гидроксидом бария с выпадением осадка сульфата бария (уравнение 4).

1) 2NaCl = 2Na + Cl2

5. Продукты разложения хлорида аммония последовательно про­пустили через нагретую трубку, содержащую оксид меди (II), а затем через склянку с оксидом фосфора (V). Напишите уравнения описан­ных реакций.

Анализ и решение.

Ключевые слова: «Продукты разложения хлорида аммония…». Хлорид аммония — соль, которая разлагается при нагревании твердой соли на газообразный аммиак и газ хлороводород (уравнение 1)

Далее, продукты разложения последовательно пропускают через нагретую трубку, содержащую оксид меди (II). Последовательно, значит, они реагируют по очереди. Оксид меди (II) — основный, при взаимодействии с кислотой HCl образует соль и воду (уравнение 2). Оксид меди (II) также проявляет окислительные свойства, при взаимодействии с аммиаком восстанавливается до простого вещества — меди, а аммиак окисляется также до простого вещества (уравнение 3). Подробнее про ОВР — в статье «Окислительно-восстановительные реакции».

Далее, продукты реакций 2 и 3 пропускают через емкость с оксидом фосфора (V). Анализируем возможность протекания химической реакции между веществами. Простое вещество медь химически малоактивно и не реагирует с кислотным оксидом фосфора. Простое вещество азот также химически малоактивно, с оксидом фосфора (V) не реагирует. Зато с кислотным оксидом фосфора (V) отлично реагируют пары воды с образованием орто-фосфорной кислоты (уравнение 4).

1) NH4Cl = NH3 + HCl

2) CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O

3) 3CuO + 2NH3 = 3Cu + N2 + 3H2O

6. К нерастворимой в воде соли белого цвета, которая встречается в природе в виде широко используемого в строительстве и архитек­туре минерала, прилили раствор соляной кислоты, в результате соль растворилась и выделился газ, при пропускании которого через из­вестковую воду выпал осадок белого цвета; осадок растворился при дальнейшем пропускании газа. При кипячении полученного раство­ра выпадает осадок. Напишите уравнения описанных реакций.

Анализ и решение.

Из школьного курса химии хорошо известно, что нерастворимой в воде солью белого цвета, которая встречается в природе в виде широко используемого в строительстве и архитек­туре минерала является карбонат кальция CaCO3. Нерастворимые соли растворяются под действием более сильных кислот, в данном случае, соляной кислоты (уравнение 1).

7. Вещество, полученное на аноде при электролизе раствора йодида натрия с инертными электродами, прореагировало с серово­дородом. Образовавшееся твёрдое вещество сплавили с алюминием и продукт растворили в воде. Напишите уравнения описанных ре­акций.

Анализ и решение.

Электролиз раствора йодида натрия с инертными электродами описывается уравнением:

1. 2NaI + 2H2O = 2NaOH + H2 + I2

При этом образовалась твердая сера. Сера реагирует с алюминием при сплавлении, образуя сульфид алюминия. Большинство неметаллов реагируют с металлами с образованием бинарных соединений:

Продукт реакции алюминия с серой — сульфид алюминия — при растворении в воде необратимо распадается на гидроксид алюминия и сероводород:

9. Сульфид хрома (III) обработали водой, при этом выделился газ и осталось нерастворимое вещество. К этому веществу прибави­ли раствор едкого натра и пропустили газообразный хлор, при этом раствор приобрёл жёлтое окрашивание. Раствор подкислили сер­ной кислотой, в результате окраска изменилась на оранжевую; через полученный раствор пропустили газ, выделившийся при обработке сульфида водой, и цвет раствора изменился на зелёный. Напишите уравнения описанных реакций.

Анализ и решение.

2) 2 Cr +3 (OH)3 + 3 Cl 0 2 + 10NaOH = 2Na2 Cr +6 O4 + 6Na Cl — + 8H2O

Далее, ключевые слова: «Раствор подкислили сер­ной кислотой, в результате окраска изменилась на оранжевую«. Соли-хроматы в кислой среде переходят в дихроматы. Желтый хромат натрия в кислой среде превращается в оранжевый дихромат натрия (реакция 3). Это не ОВР!

Далее: «… через полученный раствор пропустили газ, выделившийся при обработке сульфида водой, и цвет раствора изменился на зелёный«. Дихромат натрия — сильный окислитель, при взаимодействии с сероводородом восстанавливается до трехвалентной соли хрома. Соединения хрома (III) — амфотерные, в кислой среде образуют соли. Соли хрома (III) окрашивают раствор в зеленый цвет (реакция 4).

10. Получение чёрно-белого изображения при фотографирова­нии основано на разложении соли неизвестного металла под дей­ствием света. При растворении этого металла в разбавленной азот­ной кислоте выделяется бесцветный газ, который на воздухе быстро изменяет свой цвет на бурый, и образуется соль, взаимодействующая с бромидом натрия с образованием творожистого осадка желтоватого цвета. Анионом в соли, используемой в фотографии, является анион кислоты, которая образуется одновременно с серной кислотой, при взаимодействии бромной воды и сернистого газа. Напишите уравне­ния описанных реакций.

11. В раствор, полученный при взаимодействии алюминия с раз­бавленной серной кислотой, по каплям добавляли раствор гидроксида натрия до образования осадка. Выпавший осадок белого цвета отфильтровали и прокалили. Полученное вещество сплавили с кар­бонатом натрия. Напишите уравнения описанных реакций.

Анализ и решение.

Разбавленная серная кислота при взаимодействии с металлами ведет себя, как обычная минеральная кислота. Металлы, находящиеся в ряду электрохимической активности левее водорода, при взаимодействии с минеральными кислотами вытесняют водород :

Осадок белого цвета — гидроксид алюминия, нерастворимый в воде. П ри прокаливании нерастворимые гидроксиды разлагаются на воду и соответствующий оксид :

12. Через раствор хлорида меди (II) с помощью графитовых элек­тродов пропускали постоянный электрический ток. Выделившийся на катоде продукт электролиза растворили в концентрированной азотной кислоте. Образовавшийся при этом газ собрали и пропусти­ли через раствор гидроксида натрия. Выделившийся на аноде газо­образный продукт электролиза пропустили через горячий раствор гидроксида натрия. Напишите уравнения описанных реакций.

13. Простое вещество, полученное при нагревании смеси фос­фата кальция с коксом и оксидом кремния, растворяется в растворе едкого кали. Выделяющееся газообразное вещество сожгли, продук­ты горения собрали и охладили, а в полученный раствор добавили нитрат серебра. Напишите уравнения описанных реакций.

14. Зловонную жидкость, образовавшуюся при взаимодействии бромистого водорода с перманганатом калия, отделили и нагрели с железной стружкой. Продукт реакции растворили в воде и добавили к нему раствор гидроксида цезия. Образовавшийся осадок отфильтро­вали и прокалили. Напишите уравнения описанных реакций.

15. Над поверхностью раствора едкого натра пропускали элек­трические разряды, при этом воздух окрашивался в бурый цвет, при­чём окраска через некоторое время исчезала. Полученный раствор осторожно выпарили и установили, что твёрдый остаток представ­ляет собой смесь двух солей. Выдерживание смеси солей на воздухе приводит к образованию одного вещества. Напишите уравнения описанных реакций.

16. Кальций растворили в воде. При пропускании через получен­ный раствор сернистого газа образуется осадок белого цвета, кото­рый растворяется при пропускании избытка газа. Добавление к по­лученному раствору щёлочи приводит к образованию осадка белого цвета. Напишите уравнения описанных реакций.

17. При сжигании на воздухе простого вещества жёлтого цвета образуется газ с резким запахом. Этот газ выделяется также при об­жиге некоторого минерала, содержащего железо, на воздухе. При действии разбавленной серной кислоты на вещество, состоящее из тех же элементов, что и минерал, но в другом соотношении, выде­ляется газ с характерным запахом тухлых яиц. При взаимодействии выделившихся газов друг с другом образуется исходное простое ве­щество. Напишите уравнения описанных реакций.

18. Газообразный продукт взаимодействия сухой поваренной соли с концентрированной серной кислотой ввели в реакцию с раст­вором перманганата калия. Выделившийся газ пропустили через рас­твор сульфида натрия. Выпавший осадок жёлтого цвета растворяется в концентрированном растворе гидроксида натрия. Напишите урав­нения описанных реакций.

19. Газ, образовавшийся при пропускании хлористого водорода через горячий раствор хромата калия, взаимодействует с железом. Продукт реакции растворили в воде и добавили к нему сульфид нат­рия. Более легкое из образовавшихся нерастворимых веществ отде­лили и ввели в реакцию с концентрированной серной кислотой при нагревании. Напишите уравнения описанных реакций.

20. Две соли содержат одинаковый катион. Термический распад первой из них напоминает извержение вулкана, при этом выделя­ется малоактивный бесцветный газ, входящий в состав атмосферы. При взаимодействии второй соли с раствором нитрата серебра обра­зуется белый творожистый осадок, а при нагревании её с раствором щёлочи выделяется бесцветный ядовитый газ с резким запахом; этот газ может быть получен также при взаимодействии нитрида магния с водой. Напишите уравнения описанных реакций.

21. К раствору сульфата алюминия добавили избыток раствора гидроксида натрия. В полученный раствор небольшими порциями прибавляли соляную кислоту, при этом наблюдали образование объ­ёмного осадка белого цвета, который растворился при дальнейшем прибавлении кислоты. В образовавшийся раствор прилили раствор карбоната натрия. Напишите уравнения описанных реакций.

22. Над поверхностью налитого в колбу раствора едкого натра пропускали электрические разряды, при этом воздух в колбе окра­шивался в бурый цвет, который исчезал через некоторое время. По­лученный раствор осторожно выпарили и установили, что твёрдый остаток представляет собой смесь двух солей. При нагревании этой смеси выделяется газ и остаётся единственное вещество. Напишите уравнения описанных реакций.

23. Оксид цинка растворили в растворе хлороводородной кисло­ты и раствор нейтрализовали, добавляя едкий натр. Выделившееся студенистое вещество белого цвета отделили и обработали избытком раствора щёлочи, при этом осадок полностью растворился. Нейтра­лизация полученного раствора кислотой, например, азотной, при­водит к повторному образованию студенистого осадка. Напишите уравнения описанных реакций.

24. Вещество, полученное на катоде при электролизе расплава хлорида меди (II), реагирует с серой. Полученный продукт обра­ботали концентрированной азотной кислотой и выделившийся газ пропустили через раствор гидроксида бария. Напишите уравнения описанных реакций.

25. Смесь ортофосфата кальция, кокса и песка нагревали в элек­трической печи. Один из продуктов этой реакции может самовоспла­меняться на воздухе. Твёрдый продукт горения этого вещества при нагревании растворили в воде и через полученный раствор пропусти­ли газообразный аммиак. Напишите уравнения описанных реакций.

26. Вещество, полученное на катоде при электролизе раствора хлорида железа (II), сплавили с серой и продукт этой реакции под­вергли обжигу. Образовавшийся газ пропустили через раствор гидро­ксида бария. Напишите уравнения описанных реакций.

27. В нагретую концентрированную серную кислоту внесли мед­ную проволоку и выделяющийся газ пропустили через избыток раст­вора едкого натра. Раствор осторожно выпарили, твёрдый остаток растворили в воде и нагрели с порошкообразной серой. Непрореагировавшую серу отделили фильтрованием и к раствору прибавили серную кислоту, при этом наблюдали образование осадка и выделе­ние газа с резким запахом. Напишите уравнения описанных реакций.

28. После кратковременного нагревания неизвестного порошко­образного вещества оранжевого цвета начинается самопроизвольная реакция, которая сопровождается изменением цвета на зелёный, вы­делением газа и искр. Твёрдый остаток смешали с едким кали и на­грели, полученное вещество внесли в разбавленный раствор соля­ной кислоты, при этом образовался осадок зелёного цвета, который растворяется в избытке кислоты. Напишите уравнения описанных реакций.

29. Две соли окрашивают пламя в фиолетовый цвет. Одна из них бесцветна, и при лёгком нагревании её с концентрированной серной кислотой отгоняется жидкость, в которой растворяется медь; послед­нее превращение сопровождается выделением бурого газа. При до­бавлении к раствору второй соли раствора серной кислоты жёлтая окраска раствора изменяется на оранжевую, а при нейтрализации полученного раствора щёлочью восстанавливается первоначальный цвет. Напишите уравнения описанных реакций.

30. Раствор хлорида железа (III) подвергли электролизу с графи­товыми электродами. Осадок бурого цвета, образовавшийся в каче­стве побочного продукта электролиза, отфильтровали и прокалили. Вещество, образовавшееся на катоде, растворили в концентриро­ванной азотной кислоте при нагревании. Продукт, выделившийся на аноде, пропустили через холодный раствор гидроксида калия. На­пишите уравнения описанных реакций.

31. Газ, выделившийся при взаимодействии хлористого водорода с бертолетовой солью, ввели в реакцию с алюминием. Продукт реак­ции растворили в воде и добавили гидроксид натрия до прекращения выделения осадка, который отделили и прокалили. Напишите урав­нения описанных реакций.

32. Неизвестная соль бесцветна и окрашивает пламя в жёлтый цвет. При лёгком нагревании этой соли с концентрированной сер­ной кислотой отгоняется жидкость, в которой растворяется медь; по­следнее превращение сопровождается выделением бурого газа и об­разованием соли меди. При термическом распаде обеих солей одним из продуктов разложения является кислород. Напишите уравнения описанных реакций.

33. Вещество, полученное на аноде при электролизе расплава йодида натрия с инертными электродами, выделили и ввели во взаи­модействие с сероводородом. Газообразный продукт последней реак­ции растворили в воде и к полученному раствору добавили хлорное железо. Образовавшийся осадок отфильтровали и обработали горя­чим раствором гидроксида натрия. Напишите уравнения описанных реакций.

34. Газы, которые выделяются при нагревании угля в концентри­рованных азотной и серной кислотах, смешали друг с другом. Про­дукты реакции пропустили через известковое молоко. Напишите уравнения описанных реакций.

35. Смесь железного порошка и твёрдого продукта, полученно­го при взаимодействии сернистого газа и сероводорода, нагрели без доступа воздуха. Полученный продукт подвергли обжигу на воздухе. Образовавшееся твёрдое вещество реагирует с алюминием с выделе­нием большого количества тепла. Напишите уравнения описанных реакций.

36. Вещество чёрного цвета получили, прокаливая осадок, который образуется при взаимодействии растворов гидроксида натрия и сульфата меди (II). При нагревании этого вещества с углем полу­чают металл красного цвета, который растворяется в концентриро­ванной серной кислоте. Напишите уравнения описанных реакций.

37. Простое вещество, смесь которого с бертолетовой солью используется в спичках и воспламеняется при трении, сожгли в из­бытке кислорода. Твёрдое вещество белого цвета, образовавшееся в результате сгорания, растворили в избытке раствора гидроксида натрия. Полученная при этом соль с раствором нитрата серебра об­разует осадок ярко-жёлтого цвета. Напишите уравнения описанных реакций.

38. Цинк растворили в очень разбавленной азотной кислоте и в полученный раствор добавили избыток щёлочи, получив про­зрачный раствор. Напишите уравнения описанных реакций.

39. Раствор, полученный при пропускании сернистого газа че­рез бромную воду, нейтрализовали гидроксидом бария. Выпавший осадок отделили, смешали с коксом и прокалили. При обработке продукта прокаливания хлороводородной кислотой выделяется газ с запахом тухлых яиц. Напишите уравнения описанных реакций.

40. Вещество, образующееся при добавлении цинкового порошка в раствор хлористого железа, отделили фильтрованием и растворили в горячей разбавленной азотной кислоте. Раствор упарили, твёрдый остаток прокалили и выделившиеся газы пропустили через раствор гидроксида натрия. Напишите уравнения описанных реакций.

41. Газ, выделившийся при нагревании раствора хлористого водо­рода с оксидом марганца (IV), ввели во взаимодействие с алюмини­ем. Продукт реакции растворили в воде и добавили сначала избыток раствора гидроксида натрия, а затем соляную кислоту (избыток). На­пишите уравнения описанных реакций.

42. Смесь двух бесцветных, не имеющих цвета и запаха, газов А и В пропустили при нагревании над катализатором, содержащим железо, и образующимся при этом газом В нейтрализовали раствор бромоводородной кислоты. Раствор выпарили и остаток нагрели с едким кали, в результате выделился бесцветный газ В с резким за­пахом. При сжигании газа В на воздухе образуются вода и газ А. На­пишите уравнения описанных реакций.

43. Сернистый газ пропустили через раствор перекиси водорода. Из образовавшегося раствора выпарили воду и к остатку добавили магниевую стружку. Выделяющийся газ пропустили через раствор медного купороса. Выпавший осадок чёрного цвета отделили и под­вергли обжигу. Напишите уравнения описанных реакций.

44. К нерастворимой в воде соли белого цвета, которая встреча­ется в природе в виде широко используемого в строительстве и архи­тектуре минерала, прилили раствор соляной кислоты, в результате соль растворилась и выделился газ, при пропускании которого через известковую воду выпал осадок белого цвета, который растворился при дальнейшем пропускании газа. При добавлении в полученный раствор избытка известковой воды выпадает осадок. Напишите урав­нения описанных реакций.

45. При обжиге некоторого минерала А, состоящего из двух эле­ментов, образуется газ, имеющий характерный резкий запах и обес­цвечивающий бромную воду с образованием в растворе двух силь­ных кислот. При взаимодействии вещества Б, состоящего из тех же элементов, что и минерал А, но в другом соотношении, с концен­трированной хлороводородной кислотой выделяется ядовитый газ с запахом тухлых яиц. При взаимодействии выделившихся газов друг с другом образуются простое вещество жёлтого цвета и вода. Напи­шите уравнения описанных реакций.

46. Вещество, выделяющееся на катоде при электролизе распла­ва хлорида натрия, сожгли в кислороде. Полученный продукт поме­стили в газометр, наполненный углекислым газом. Образовавшееся вещество добавили в раствор хлорида аммония и раствор нагрели. Напишите уравнения описанных реакций.

47. Азотную кислоту нейтрализовали пищевой содой, нейтраль­ный раствор осторожно выпарили и остаток прокалили. Образовав­шееся вещество внесли в подкисленный серной кислотой раствор перманганата калия, при этом раствор обесцветился. Азотсодержа­щий продукт реакции поместили в раствор едкого натра и добавили цинковую пыль, при этом выделился газ с резким характерным запа­хом. Напишите уравнения описанных реакций.

48. При взаимодействии раствора соли А со щёлочью было по­лучено студенистое нерастворимое в воде вещество голубого цвета, которое растворили в бесцветной жидкости Б с образованием раст­вора синего цвета. Твёрдый продукт, оставшийся после осторожного выпаривания раствора, прокалили; при этом выделились два газа, один из которых бурого цвета, а второй входит в состав атмосфер­ного воздуха, и осталось твёрдое вещество чёрного цвета, которое растворяется в жидкости Б с образованием вещества А. Напишите уравнения описанных реакций.

49. Белый фосфор растворяется в растворе едкого кали с выде­лением газа с чесночным запахом, который самовоспламеняется на воздухе. Твёрдый продукт реакции горения прореагировал с едким натром в таком соотношении, что в образовавшемся веществе белого цвета содержится один атом водорода; при прокаливании последнего вещества образуется пирофосфат натрия. Напишите уравнения опи­санных реакций.

50. На раствор хлорного железа подействовали раствором едкого натра, выпавший осадок отделили и нагрели. Твёрдый продукт реак­ции смешали с кальцинированной содой и прокалили. К оставшему­ся веществу добавил и нитрат и гидроксид натрия и длительное время нагревали при высокой температуре. Напишите уравнения описан­ных реакций.

Газ, выделившийся при взаимодействии хлористого водоро­да с перманганатом калия, пропустили через раствор тетрагидроксоалюмината натрия. Образовавшийся осадок отфильтровали, про­калили и твёрдый остаток обработали соляной кислотой. Напишите уравнения описанных реакций.

Азотоводородную смесь нагрели до температуры 500°С и под высоким давлением пропустили над железным катализатором. Про­дукты реакции пропускали через раствор азотной кислоты до его нейтрализации. Образовавшийся раствор осторожно выпарили, твёрдый остаток прокалили и выделившийся при этом газ пропу­стили над медью при нагревании, в результате образовалось твёрдое вещество чёрного цвета. Напишите уравнения описанных реакций.

Гидроксид трёхвалентного хрома обработали соляной кисло­той. В полученный раствор добавили поташ, выделившийся осадок отделили и внесли в концентрированный раствор едкого кали, в ре­зультате осадок растворился. После добавления избытка соляной кислоты был получен раствор зелёного цвета. Напишите уравнения описанных реакций.

Вещество, полученное на аноде при электролизе раствора йодида натрия с инертными электродами, ввели в реакцию с кали­ем. Продукт реакции нагрели с концентрированной серной кисло­той и выделившийся газ пропустили через горячий раствор хромата калия. Напишите уравнения описанных реакций.

Оксид двухвалентного железа нагрели с разбавленной азотной кислотой. Раствор осторожно выпарили, твёрдый остаток раствори­ли в воде, в получившийся раствор внесли железный порошок и че­рез некоторое время профильтровали. К фильтрату добавили раствор едкого кали, выпавший осадок отделили и оставили на воздухе, при этом цвет вещества изменился. Напишите уравнения описанных ре­акций.

Одно из веществ, образующихся при сплавлении оксида кремния с магнием, растворяется в щёлочи. Выделяющийся газ вве­ли в реакцию с серой, а продукт их взаимодействия обработали хло­ром. Напишите уравнения описанных реакций.

Твёрдое вещество, образующееся при взаимодействии серни­стого газа и сероводорода, при нагревании взаимодействует с алюми­нием. Продукт реакции растворили в разбавленной серной кислоте и в образовавшийся раствор добавили поташ. Напишите уравнения описанных реакций.

Неизвестный металл сожгли в кислороде. Продукт реакции, взаимодействуя с углекислым газом, образует два вещества: твёрдое, которое взаимодействует с раствором соляной кислоты с выделением углекислого газа, и газообразное простое вещество, поддерживающее горение. Напишите уравнения описанных реакций.

Продукт взаимодействия азота и лития обработали водой. Вы­делившийся в результате реакции газ смешали с избытком кислорода и при нагревании пропустили над платиновым катализатором; обра­зовавшаяся газовая смесь имела бурый цвет. Напишите уравнения описанных реакций.

Медную стружку растворили в разбавленной азотной кислоте и раствор нейтрализовали едким кали. Выделившееся вещество го­лубого цвета отделили, прокалили (цвет вещества изменился на чёр­ный), смешали с коксом и повторно прокалили. Напишите уравне­ния описанных реакций.

Фосфор сожгли в избытке хлора, образующееся твёрдое веще­ство смешали с фосфором и нагрели. Продукт реакции обработали водой, при этом выделялся бесцветный газе резким запахом. Раствор добавили к подкисленному серной кислотой раствору перманганата калия, который в результате реакции обесцветился. Напишите урав­нения описанных реакций.

Хлористое железо обработали при нагревании концентриро­ванной азотной кислотой и раствор осторожно выпарили. Твёрдый продукт растворили в воде, добавили к полученному раствору поташ и выпавший осадок отделили и прокалили. Над полученным веще­ством пропустили при нагревании газообразный водород. Напишите уравнения описанных реакций.

Неизвестная соль при взаимодействии с раствором нитрата серебра образует осадок белого цвета и окрашивает пламя горелки в жёлтый цвет. При взаимодействии концентрированной серной кислоты с этой солью образуется ядовитый газ, хорошо раствори­мый в воде. В полученном растворе растворяется железо, при этом выделяется очень легкий бесцветный газ, который используется для получения металлов, например, меди, из их оксидов. Напишите уравнения описанных реакций.

Силицид магния обработали раствором хлороводородной кислоты и выделяющийся газ сожгли. Твёрдый продукт реакции смешали с кальцинированной содой, смесь нагрели до плавления и выдержали некоторое время. После охлаждения продукт реакции (широко используется под названием «жидкое стекло») растворили в воде и обработали раствором серной кислоты. Напишите уравне­ния описанных реакций.

Газовую смесь аммиака и большого избытка воздуха пропу­стили при нагревании над платиной и продукты реакции через неко­торое время поглотили раствором едкого натра. После выпаривания раствора был получен единственный продукт. Напишите уравнения описанных реакций.

К раствору хлорного железа добавили кальцинированную соду и выпавший осадок отделили и прокалили. Над полученным ве­ществом пропустили при нагревании угарный газ и твёрдый продукт последней реакции ввели во взаимодействие с бромом. Напишите уравнения описанных реакций.

Продукт взаимодействия серы с алюминием (реакция проте­кает при нагревании) растворили в холодной разбавленной серной кислоте и в раствор добавили карбонат калия. Образовавшийся оса­док отделили, смешали с едким натром и нагрели. Напишите урав­нения описанных реакций.

Хлорид кремния (IV) нагревали в смеси с водородом. Продукт реакции смешали с магниевым порошком, нагрели и обработали во­дой; одно из образующихся веществ самовоспламеняется на воздухе. Напишите уравнения описанных реакций.

Через избыток раствора едкого кали пропустили бурый газ в присутствии большого избытка воздуха. В образовавшийся раст­вор добавили магниевую стружку и нагрели; выделившимся газом нейтрализовали азотную кислоту. Полученный раствор осторожно выпарили, твёрдый продукт реакции прокалили. Напишите уравне­ния описанных реакций.

Железную окалину растворили в концентрированной азотной кислоте при нагревании. Раствор осторожно выпари­ли и продукт реакции растворили в воде. К полученному раство­ру добавили железный порошок, через некоторое время раствор отфильтровали и фильтрат обработали раствором едкого кали, в результате выделился осадок светло-зелёного цвета, который бы­стро темнел на воздухе. Напишите уравнения описанных реакций.

К раствору кальцинированной соды добавили раствор хлори­да алюминия, выделившееся вещество отделили и внесли в раствор едкого натра. В образовавшийся раствор по каплям прибавляли раст­вор хлороводородной кислоты до прекращения образования осадка, который отделили и прокалили. Напишите уравнения описанных реакций.

В раствор нитрата ртути (II) добавили медную стружку. После окончания реакции раствор профильтровали и фильтрат по каплям прибавляли к раствору, содержащему едкий натр и гидроксид аммо­ния. При этом наблюдали кратковременное образование осадка, ко­торый растворялся с образованием раствора ярко-синего цвета. При добавлении в полученный раствор избытка раствора серной кислоты происходило изменение цвета. Напишите уравнения описанных ре­акций.

Продукт взаимодействия фосфида магния с водой сожгли и продукты реакции поглотили водой. Образовавшееся вещество ис­пользуется в промышленности для получения двойного суперфосфа­та из фосфорита. Напишите уравнения описанных реакций.

Соль, полученную при взаимодействии оксида цинка с сер­ной кислотой, прокалили при 800 °С. Твёрдый продукт реакции обра­ботали концентрированным раствором щёлочи и через полученный раствор пропустили углекислый газ. Напишите уравнения реакций описанных превращений.

К раствору хлорного железа добавили железный порошок и через некоторое время раствор профильтровали. К фильтрату до­бавили гидроксид натрия, выделившийся осадок отделили и обрабо­тали перекисью водорода. К полученному веществу добавили избы­ток раствора едкого кали и бром; в результате протекания реакции окраска брома исчезла. Напишите уравнения описанных реакций.

Оксид меди (I) обработали концентрированной азотной кис­лотой, раствор осторожно выпарили и твёрдый остаток прокалили. Газообразные продукты реакции пропустили через большое количе­ство воды и в образовавшийся раствор добавили магниевую стружку, в результате выделился газ, используемый в медицине. Напишите уравнения описанных реакций.

Сернистый газ пропустили через раствор перекиси водорода. Раствор упарили и в оставшуюся жидкость добавили медную струж­ку. Выделившийся газ смешали с газом, который образуется при взаимодействии сульфида железа (II) с раствором бромоводородной кислоты. Напишите уравнения описанных реакций.

При добавлении в раствор соли жёлтого цвета, окрашиваю­щей пламя в фиолетовый цвет, разбавленной соляной кислоты окрас­ка изменилась на оранжево-красную. После нейтрализации раствора концентрированной щёлочью цвет раствора вернулся к первоначаль­ному. При добавлении в полученный раствор хлорида бария выпадает осадок жёлтого цвета. Осадок отфильтровали и в фильтрат добавили раствор нитрата серебра. Напишите уравнения описанных реакций.

Силицид магния обработали раствором соляной кислоты, продукт реакции сожгли, образовавшееся твёрдое вещество смешали с кальцинированной содой и нагрели до плавления. После охлажде­ния расплава его обработали водой и к полученному раствору доба­вили азотную кислоту. Напишите уравнения описанных реакций.

Нерастворимое вещество, образующееся при добавлении в раствор хлористого железа едкого натра, отделили и растворили в разбавленной серной кислоте. В полученный раствор добавили цинковую пыль, выделившийся осадок отфильтровали и растворили в концентрированной соляной кислоте. Напишите уравнения опи­санных реакций.

Нитрат алюминия прокалили, продукт реакции смешали с кальцинированной содой и нагрели до плавления. Образовавшееся вещество растворили в азотной кислоте и полученный раствор ней­трализовали раствором аммиака, при этом наблюдали выделение объёмного студенистого осадка. Напишите уравнения описанных реакций.

Нитрид магния обработали избытком воды. При пропускании выделяющегося газа как через бромную воду или через нейтральный раствор перманганата калия, так и при его сжигании образуется один и тот же газообразный продукт. Напишите уравнения описанных ре­акций.

Хлорная вода имеет запах хлора. При подщелачивании запах исчезает, а при добавлении соляной кислоты — становится более сильным, чем был ранее. Напишите уравнения описанных реакций.

Твёрдое вещество, образующееся при нагревании малахита, нагрели в атмосфере водорода. Продукт реакции обработали концен­трированной серной кислотой и, после отделения от серной кисло­ты, внесли в раствор хлорида натрия, содержащий медные опилки, и результате образовался осадок. Напишите уравнения описанных реакций.

Фосфин пропустили через горячий раствор концентрирован­ной азотной кислоты. Раствор нейтрализовали негашёной известью, выпавший осадок отделили, смешали с коксом и кремнезёмом и про­калили. Продукт реакции, который светится на воздухе, нагрели в растворе едкого натра. Напишите уравнения описанных реакций.

Железный порошок растворили в большом количестве раз­бавленной серной кислоты и через полученный раствор пропустили воздух, а затем газ с запахом тухлых яиц. Образовавшуюся нераство­римую соль отделили и растворили в горячем растворе концентриро­ванной азотной кислоты. Напишите уравнения описанных реакций.

Бесцветные газы выделяются при выдерживании концентри­рованной серной кислоты как с хлоридом натрия, так и с йодидом натрия. При пропускании этих газов через водный раствор аммиака образуются соли. Напишите уравнения описанных реакций.

Магниевый порошок смешали с кремнием и нагрели. Про­дукт реакции обработали холодной водой и выделяющийся газ про­пустили через горячую воду. Образовавшийся осадок отделили, сме­шали с едким натром и нагрели до плавления. Напишите уравнения описанных реакций.

Один из продуктов взаимодействия аммиака с бромом — газ, входящий в состав атмосферы, смешали с водородом и нагрели в присутствии платины. Образовавшуюся смесь газов пропустили через раствор соляной кислоты и к полученному раствору добави­ли при небольшом нагревании нитрит калия. Напишите уравнения описанных реакций.

Соль, полученную при растворении меди в разбавленной азотной кислоте, подвергли электролизу, используя графитовые электроды. Вещество, выделившееся на аноде, ввели во взаимодей­ствие с натрием, а полученный продукт реакции поместили в сосуд с углекислым газом. Напишите уравнения описанных реакций.

Неизвестное вещество А растворяется в концентрированной соляной кислоте, процесс растворения сопровождается выделением газа с запахом тухлых яиц; после нейтрализации раствора щёлочью образуется объёмный осадок белого (светло-зелёного) цвета. При обжиге вещества А образуются два оксида. Один из них — газ, имею­щий характерный резкий запах и обесцвечивающий бромную воду с образованием в растворе двух сильных кислот. Напишите уравне­ния описанных реакций.

Магний нагрели в сосуде, наполненном газообразным аммиа­ком. Образовавшееся вещество растворили в концентрированном растворе бромоводородной кислоты, раствор выпарили и остаток нагревали до появления запаха, после чего добавили раствор щёлочи. Напишите уравнения описанных реакций.

К раствору сульфата трёхвалентного хрома добавили кальци­нированную соду. Выделившийся осадок отделили, перенесли в раст­вор едкого натра, добавили бром и нагрели. После нейтрализации продуктов реакции серной кислотой раствор приобретает оранжевую окраску, которая исчезает после пропускания через раствор серни­стого газа. Напишите уравнения описанных реакций.

Негашёную известь прокалили с избытком кокса. Продукт ре­акции после обработки водой используется для поглощения серни­стого и углекислого газов. Напишите уравнения описанных реакций.

На сульфид двухвалентного железа подействовали раствором соляной кислоты, выделяющийся газ собрали и сожгли в воздухе. Продукты реакции пропустили через избыток раствора едкого кали, после чего в образовавшийся раствор добавили раствор перманганата калия. Напишите уравнения описанных реакций.

Твёрдый продукт термического разложения малахита раство­рили при нагревании в концентрированной азотной кислоте. Раст­вор осторожно выпарили и твёрдый остаток прокалили, получив вещество чёрного цвета, которое нагрели в избытке аммиака (газ). Напишите уравнения описанных реакций.

Красный фосфор сожгли в атмосфере хлора. Продукт реакции обработали избытком воды и в раствор добавили порошкообразный цинк. Выделяющийся газ пропустили над нагретым оксидом двух­валентного железа. Напишите уравнения реакций описанных пре­вращений.

Серебристо-серый металл, который притягивается магнитом, внесли в горячую концентрированную серную кислоту и нагрели. Раствор охладили и добавили едкий натр до прекращения образо­вания аморфного осадка бурого цвета. Осадок отделили, прокалили и растворили в концентрированной соляной кислоте при нагрева­нии. Напишите уравнения описанных реакций.

Магниевую стружку нагревали в атмосфере азота и продукт реакции последовательно обработали кипящей водой, растворами серной кислоты и нитрата бария. Напишите уравнения описанных реакций.

При термическом разложении соли А в присутствии диокси­да марганца образовались бинарная соль Б и газ, поддерживающий горение и входящий в состав воздуха; при нагревании этой соли без катализатора образуются соль Б и соль высшей кислородсодержащей кислоты. При взаимодействии соли А с соляной кислотой выделя­ется жёлто-зелёный ядовитый газ (простое вещество) и образуется соль Б. Соль Б окрашивает пламя в фиолетовый цвет; при её взаимо­действии с раствором нитрата серебра выпадает осадок белого цвета. Напишите уравнения описанных реакций.

Осадок, полученный при добавлении в раствор сульфа­та алюминия каустической соды, отделили, прокалили, смешали с кальцинированной содой и нагрели до плавления. После обработ­ки остатка серной кислотой была получена исходная соль алюминия. Напишите уравнения описанных реакций.

Вещество, образующееся при сплавлении магния с кремни­ем, обработали водой, в результате образовался осадок и выделился бесцветный газ. Осадок растворили в соляной кислоте, а газ про­пустили через раствор перманганата калия, при этом образовались два нерастворимых в воде бинарных вещества. Напишите уравнения описанных реакций.

Вещество, полученное при нагревании железной окалины в атмосфере водорода, внесли в горячую концентрированную сер­ную кислоту и нагрели. Полученный раствор выпарили, остаток растворили в воде и обработали раствором хлорида бария. Раствор профильтровали и в фильтрат внесли медную пластинку, которая че­рез некоторое время растворилась. Напишите уравнения описанных реакций.

Негашёную известь «погасили» водой. В полученный раст­вор пропустили газ, который выделяется при кальцинировании гид­рокарбоната натрия, при этом наблюдали образование и последую­щее растворение осадка. Напишите уравнения описанных реакций.

Смесь азота и водорода последовательно пропустили над на­гретой платиной и через раствор серной кислоты. В раствор добавили хлорид бария и после отделения выпавшего осадка — известковое молоко и нагрели. Напишите уравнения описанных реакций.

Приведите примеры взаимодействия:

двух кислотных оксидов

Напишите уравнения описанных реакций.

Раствор средней соли, образующейся при пропускании сер­нистого газа через раствор щёлочи, на длительное время оставили на воздухе. Твёрдое вещество, образующееся после выпаривания раст­вора, смешали с коксом и нагрели до высокой температуры. При до­бавлении к твёрдому продукту реакции соляной кислоты выделяется газ с запахом тухлых яиц. Напишите уравнения описанных реакций.

К порошкообразному веществу чёрного цвета добавили раствор разбавленной серной кислоты и нагрели. В полученный рас­твор голубого цвета приливали раствор едкого натра до прекращения выделения осадка. Осадок отфильтровали и нагрели. Продукт реак­ции нагревали в атмосфере водорода, в результате чего получилось вещество красного цвета. Напишите уравнения описанных реакций.

Красный фосфор сожгли в атмосфере хлора и к продукту реакции добавили небольшое количество (несколько капель) воды. Выделяющееся вещество растворили в избытке воды, в полученный раствор добавили железный порошок и газообразный продукт реак­ции пропустили над нагретой, окисленной до оксида двухвалентной меди, медной пластинкой. Напишите уравнения реакций описанных превращений.

Раствор хлорида железа (III) подвергли электролизу с гра­фитовыми электродами. Осадок бурого цвета, образовавшийся при электролизе, отфильтровали и растворили в растворе гидроксида нат­рия, после чего добавили такое количество серной кислоты, которое необходимо для образования прозрачного раствора. Продукт, выде­лившийся на аноде, пропустили через горячий раствор гидроксида калия. Напишите уравнения описанных реакций.

В раствор кристаллической соды добавили хлорид алюми­ния, выделившийся осадок отделили и обработали раствором едко­го натра. Полученный раствор нейтрализовали азотной кислотой, выделившийся осадок отделили и прокалили. Напишите уравнения описанных реакций.

Аммиак смешали с большим избытком воздуха, нагрели в присутствии платины и через некоторое время поглотили водой. Медная стружка, добавленная в полученный раствор, растворяется с выделением бурого газа. Напишите уравнения описанных реакций.

При добавлении раствора кислоты А к диоксиду марганца происходит выделение ядовитого газа жёлто-зелёного цвета. Пропу­стив выделившийся газ через горячий раствор едкого кали, получают вещество, которое используется при изготовлении спичек и некоторых других зажигательных составов. При термическом разложении последнего в присутствии диоксида марганца образуется соль, из ко­торой при взаимодействии с концентрированной серной кислотой можно получить исходную кислоту А, и бесцветный газ, входящий и состав атмосферного воздуха. Напишите уравнения описанных ре­акций.

Продукт взаимодействия кремния с хлором легко гидролизуется. При сплавлении твёрдого продукта гидролиза как с каусти­ческой, так и с кальцинированной содой образуется жидкое стекло. Напишите уравнения описанных реакций.

К раствору, полученному при растворении железа в горячей концентрированной соляной кислоте, прибавили едкий натр. Выде­лившийся осадок отделили, на длительное время оставили на возду­хе, после чего растворили в разбавленной соляной кислоте. Напиши­те уравнения описанных реакций.

При нагревании вещества оранжевого цвета оно разлагается; среди продуктов разложения — бесцветный газ и твёрдое вещество зелёного цвета. Выделившийся газ реагирует с литием даже при не­большом нагревании. Продукт последней реакции взаимодействует с водой, при этом выделяется газ с резким запахом, который может восстанавливать металлы, например медь, из их оксидов. Напишите уравнения описанных реакций.

Газ с запахом тухлых яиц пропустили через концентрирован­ную серную кислоту при комнатной температуре. Образовавшийся осадок отделили и обработали горячей концентрированной азотной кислотой; выделяющийся газ растворили в большом количестве воды и в полученный раствор добавили кусочек меди. Напишите уравне­ния реакций описанных превращений.

Соль, полученную при растворении железа в горячей кон­центрированной серной кислоте, обработали избытком раствора гидроксида натрия. Выпавший бурый осадок отфильтровали и прокали­ли. Полученное вещество сплавили с железом. Напишите уравнения описанных реакций.

В концентрированную серную кислоту добавили металли­ческий цинк. Образовавшуюся соль выделили, растворили в воде и в раствор добавили нитрат бария. После отделения осадка в раст­вор внесли магниевую стружку, раствор профильтровали, фильтрат выпарили и прокалили. Напишите уравнения описанных реакций.

Неизвестное вещество красного цвета нагрели в хлоре и про­дукт реакции растворили в воде. В полученный раствор добавили щё­лочь, выпавший осадок голубого цвета отфильтровали и прокалили. При нагревании продукта прокаливания, который имеет чёрный цвет, с коксом было получено исходное вещество красного цвета. Напишите уравнения описанных реакций.

Йод нагревали с избытком фосфора и продукт реакции об­работали небольшим количеством воды. Газообразный продукт реак­ции полностью нейтрализовали раствором едкого натра и добавили в полученный раствор нитрат серебра. Напишите уравнения описан­ных реакций.

Железо сожгли в хлоре. Продукт реакции растворили в воде и в раствор внесли железные опилки. Через некоторое время раствор профильтровали и в фильтрат добавили сульфид натрия. Выделив­шийся осадок отделили и обработали 20%-ной серной кислотой, по­лучив почти бесцветный раствор. Напишите уравнения описанных реакций.

Газ, выделяющийся при нагревании твёрдой поваренной соли с концентрированной серной кислотой, пропустили через раствор перманганата калия. Газообразный продукт реакции поглотили холод­ным раствором едкого натра. После добавления в полученный раствор йодоводородной кислоты появляется резкий запах и раствор приобре­тает темную окраску. Напишите уравнения описанных реакций.

Через раствор, полученный при гашении извести, пропу­стили газ, который образуется при получении негашёной извести из известняка; в результате выделяется белый осадок. При действии уксусной кислоты на полученный осадок выделяется тот же газ, ко­торый образуется при прокаливании карбоната кальция. Напишите уравнения описанных реакций.

Вещество красного цвета, которое используется в производ­стве спичек, сожгли в избытке воздуха и продукт реакции при нагревании растворили в большом количестве воды. После нейтрализации полученного раствора пищевой содой в него добавили нитрат сереб­ра. Напишите уравнения описанных реакций.

Газ, образующийся при сгорании кокса, длительное время соприкасался с раскалённым углем. Продукт реакции последова­тельно пропустили через слой нагретой железной руды и негашёную известь. Напишите уравнения описанных реакций.

К нагретой концентрированной серной кислоте добавили медную стружку и выделившийся газ пропустили через раствор ед­кого натра (избыток). Продукт реакции выделили, растворили в воде и нагревали с серой, которая в результате проведения реакции раст­ворилась. В полученный раствор добавили разбавленную серную кислоту. Напишите уравнения описанных реакций.

К растворам веществ Л и Б, которые окрашивают пламя в жёлтый цвет, добавили хлороводородную кислоту: При взаимодей­ствии раствора вещества А с хлороводородной кислотой выделяется бесцветный газ с неприятным запахом, образующий осадок чёрного цвета при пропускании через раствор нитрата свинца (II). При на­гревании раствора вещества Б с хлороводородной кислотой окраска раствора сменяется с жёлтой на зелёную и выделяется ядовитый газ жёлто-зелёного цвета с характерным резким запахом. При добавле­нии к раствору вещества Б нитрата бария выпадает осадок жёлтого цвета. Напишите уравнения описанных реакций.

К пиролюзиту осторожно прибавили раствор соляной кис­лоты и выделяющийся газ пропустили в химический стакан, наполо­вину наполненный холодным раствором едкого кали. После оконча­ния реакции стакан накрыли картонкой и оставили, при этом стакан освещали солнечные лучи; через некоторое время в стакан внесли тлеющую лучинку, которая ярко вспыхнула. Напишите уравнения описанных реакций.

Осадок, полученный при взаимодействии раствора соли алюминия и щёлочи, прокалили. Продукт реакции растворили в концентрированном горячем растворе щёлочи. Через полученный раствор пропустили углекислый газ, в результате чего образовался осадок. Напишите уравнения описанных превращений.

Чёрный порошок, который образовался при длительном нагревании металла красного цвета в избытке воздуха, растворили в 10%-ной серной кислоте и получили раствор голубого цвета. В раст­вор добавили щёлочь и выпавший осадок отделили и растворили в из­бытке раствора аммиака. Напишите уравнения описанных реакций.

К твёрдому веществу, которое образуется при сжигании фос­фора в избытке хлора, добавили фосфор и смесь нагрели. Продукт реакции обработали небольшим количеством горячей воды и в по­лученный раствор добавили подкисленный серной кислотой раствор перманганата калия. Напишите уравнения описанных реакций.

Через баритовую воду пропускали углекислый газ. В полу­ченный раствор добавили гидроксид бария, продукт реакции отде­лили и растворили в ортофосфорной кислоте. Напишите уравнения описанных реакций.

Нитрат цинка прокалили, продукт реакции при нагревании обработали раствором едкого натра. Через образовавшийся раствор пропустили углекислый газ до прекращения выделения осадка, после чего обработали избытком концентрированного нашатырного спир­та, при этом осадок растворился. Напишите уравнения описанных реакций.

В двух сосудах находятся растворы неизвестных веществ. При добавлении к раствору первого вещества хлорида бария выпадает осадок белого цвета, нерастворимый в воде и кислотах. Осадок бело­го цвета выпадает также и при добавлении раствора нитрата серебра к пробе, отобранной из второго сосуда. При нагревании пробы пер­вого раствора с гидроксидом натрия выделяется газе резким запахом. При взаимодействии второго раствора с хроматом натрия выпадает осадок жёлтого цвета. Напишите уравнения описанных реакций.

Сернистый газ растворили в воде и раствор нейтрализовали, добавляя едкий натр. В образовавшийся раствор добавили перекись водорода и после окончания реакции — серную кислоту. Напишите уравнения описанных реакций.

Цинк растворили в очень разбавленной азотной кислоте, по­лученный раствор осторожно выпарили и остаток прокалили. Про­дукты реакции смешали с коксом и нагрели. Составьте уравнения реакций описанных превращений.

Вещества, выделяющиеся на катоде и аноде при электролизе раствора йодида натрия с графитовыми электродами, реагируют друг с другом. Продукт реакции взаимодействует с концентрированной серной кислотой с выделением газа, который пропустили через раст­вор гидроксида калия. Напишите уравнения описанных реакций.

Вещество, которое образуется при электролизе расплава боксита в криолите, растворяется как в растворе соляной кислоты, так и в растворе щёлочи с выделением одного и того же газа. При смешивании полученных растворов образуется объёмный осадок бе­лого цвета. Напишите уравнения описанных реакций.

К оксиду свинца (IV) при нагревании добавили концентри­рованную соляную кислоту. Выделяющийся газ пропустили через нагретый раствор едкого кали. Раствор охладили, соль кислородсо­держащей кислоты отфильтровали и высушили. При нагревании по­лученной соли с соляной кислотой выделяется ядовитый газ, а при нагревании се в присутствии диоксида марганца — газ, входящий и состав атмосферы. Напишите уравнения описанных реакций.

Бурый осадок, полученный при взаимодействии сульфи­та натрия с водным раствором перманганата калия, отфильтровали и обработали концентрированной серной кислотой. Выделяющийся газ при нагревании реагирует с алюминием, а образующееся веще­ство — с раствором соляной кислоты. Напишите уравнения реакций описанных превращений.

Кальций нагрели в атмосфере водорода. Продукт реакции обработали водой, выделяющийся газ пропустили над нагретым ок­сидом цинка, а в раствор добавили кальцинированную соду. Напи­шите уравнения описанных реакций.

Нитрат серебра прокалили и твёрдый продукт реакции на­грели в кислороде. Образовавшееся вещество растворяется в избытке концентрированного нашатырного спирта. При пропускании через полученный раствор сероводорода образуется осадок чёрного цвета. Напишите уравнения описанных реакций.

Твёрдое вещество, которое образуется при нагревании фос­фора и пятихлористого фосфора, растворили в большом количестве воды. Часть полученного раствора добавили в подкисленный серной кислотой раствор перманганата калия, при этом последний обесцве­тился. Напишите уравнения описанных реакций.

Несколько гранул цинка внесли в сосуд с концентрирован­ной серной кислотой. Выделяющийся газ пропустили через раствор ацетата свинца (II), осадок отделили, подвергли обжигу и образовав­шийся газ ввели во взаимодействие с водным раствором пермангана­та калия. Напишите уравнения описанных реакций.

Несколько гранул цинка растворили при нагревании в раст­воре едкого натра. В полученный раствор небольшими порциями добавляли азотную кислоту до образования осадка. Осадок отдели­ли, растворили в разбавленной азотной кислоте, раствор осторожно выпарили и остаток прокалили. Напишите уравнения описанных реакций.

Газ, выделяющийся при растворении меди в горячей концен­трированной азотной кислоте, может взаимодействовать как с газом, выделяющимся при обработке меди горячей концентрированной серной кислотой, так и с медью. Напишите уравнения описанных реакций.

Раствор хлорида железа (III) подвергли электролизу с графи­товыми электродами. Выделившийся осадок бурого цвета (побочный продукт электролиза) отфильтровали, прокалили и сплавили с ве­ществом, образовавшимся на катоде. Другое, также выделившееся на катоде, вещество ввели в реакцию с продуктом, выделившим­ся при электролизе на аноде; реакция протекает при освещении и со взрывом. Напишите уравнения описанных реакций.

Нерастворимую в воде соль белого цвета, которая встреча­ется в природе в виде широко используемого в строительстве и архи­тектуре минерала, прокалили при 1000°С. К твёрдому остатку после охлаждения добавили воду и через полученный раствор пропустили газообразный продукт реакции разложения, в результате образовался осадок белого цвета, который растворился при дальнейшем пропу­скании газа. Напишите уравнения описанных реакций.

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *