Что значит осада затянулась

Что значит осада затянулась, и почему в городе голод сильный?

Что значит осада затянулась, и почему в городе голод сильный?

СКАЗАНИЕ О БЕЛГОРОДСКОМ КИСЕЛЕ.

Что значит осада затянулась. Смотреть фото Что значит осада затянулась. Смотреть картинку Что значит осада затянулась. Картинка про Что значит осада затянулась. Фото Что значит осада затянулась

Белгородцы по совету одного старца налили в колодец кисель и тем убедили осаждавших их печенегов, что их кормит сама земля.

печенеги к Белгороду и «не давали выйти из города, и был в городе

. И затянулась осада города».

Отчаявшиеся люди уже

решили сдаться печенегам, но один старец посоветовал людям не сдаваться

врагу, а «собрать хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей.

радостно пошли и собрали.

И повелели женщинам сделать болтушку, выкопать

колодец, поставить в него кадь, и налить ее болтушкой».

день они привели печенегов и убедили их, что белгородцев кормит сама

«Разве можете перестоять нас?

Если будете стоять и десять лет, то

И враги ушли от города восвояси.

Что значит осада затянулась. Смотреть фото Что значит осада затянулась. Смотреть картинку Что значит осада затянулась. Картинка про Что значит осада затянулась. Фото Что значит осада затянулась

Какой союз повторяется в сказании и сколько раз?

Какой союз повторяется в сказании и сколько раз?

Как вы думаете, почему это делается.

«Сказание о Белгородском киселе».

Что значит осада затянулась. Смотреть фото Что значит осада затянулась. Смотреть картинку Что значит осада затянулась. Картинка про Что значит осада затянулась. Фото Что значит осада затянулась

Что значит осада затянулась. Смотреть фото Что значит осада затянулась. Смотреть картинку Что значит осада затянулась. Картинка про Что значит осада затянулась. Фото Что значит осада затянулась

Какой автор у рассказа сказание о белгородском киселе?

Какой автор у рассказа сказание о белгородском киселе.

Что значит осада затянулась. Смотреть фото Что значит осада затянулась. Смотреть картинку Что значит осада затянулась. Картинка про Что значит осада затянулась. Фото Что значит осада затянулась

Чему учит «Сказание о белгородском киселе»?

Чему учит «Сказание о белгородском киселе»?

Что значит осада затянулась. Смотреть фото Что значит осада затянулась. Смотреть картинку Что значит осада затянулась. Картинка про Что значит осада затянулась. Фото Что значит осада затянулась

Что значит осада затянулась. Смотреть фото Что значит осада затянулась. Смотреть картинку Что значит осада затянулась. Картинка про Что значит осада затянулась. Фото Что значит осада затянулась

Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?

Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?

Что значит осада затянулась. Смотреть фото Что значит осада затянулась. Смотреть картинку Что значит осада затянулась. Картинка про Что значит осада затянулась. Фото Что значит осада затянулась

Какой союз повторяется в сказании и сколько раз?

Какой союз повторяется в сказании и сколько раз?

Как вы думаете, почему это делается.

«Сказание о Белгородском киселе».

Что значит осада затянулась. Смотреть фото Что значит осада затянулась. Смотреть картинку Что значит осада затянулась. Картинка про Что значит осада затянулась. Фото Что значит осада затянулась

Как называется прием?

Как называется прием?

Из сказания о белгородском киселе.

Что значит осада затянулась. Смотреть фото Что значит осада затянулась. Смотреть картинку Что значит осада затянулась. Картинка про Что значит осада затянулась. Фото Что значит осада затянулась

Чем интересно сказание о белгородской киселе?

Чем интересно сказание о белгородской киселе.

Что значит осада затянулась. Смотреть фото Что значит осада затянулась. Смотреть картинку Что значит осада затянулась. Картинка про Что значит осада затянулась. Фото Что значит осада затянулась

Что прославляет летописец в сказании о Белгородским киселе?

Что прославляет летописец в сказании о Белгородским киселе?

Что значит осада затянулась. Смотреть фото Что значит осада затянулась. Смотреть картинку Что значит осада затянулась. Картинка про Что значит осада затянулась. Фото Что значит осада затянулась

Д) не отведав горького, не узнаешь сладкого. Потому что в начале у него все было плохо потом вроде бы было хорошо.

Что значит осада затянулась. Смотреть фото Что значит осада затянулась. Смотреть картинку Что значит осада затянулась. Картинка про Что значит осада затянулась. Фото Что значит осада затянулась

Что значит осада затянулась. Смотреть фото Что значит осада затянулась. Смотреть картинку Что значит осада затянулась. Картинка про Что значит осада затянулась. Фото Что значит осада затянулась

Чичиков Павел Иванович – главный герой произведенияН. В. Гоголя«Мёртвые души», бывший чиновник, а ныне махинатор. Ему принадлежит идея аферы с мертвыми душами крестьян. Этот персонаж присутствует во всех главах. Он все время путешествует по Росси..

Что значит осада затянулась. Смотреть фото Что значит осада затянулась. Смотреть картинку Что значит осада затянулась. Картинка про Что значит осада затянулась. Фото Что значит осада затянулась

Что значит осада затянулась. Смотреть фото Что значит осада затянулась. Смотреть картинку Что значит осада затянулась. Картинка про Что значит осада затянулась. Фото Что значит осада затянулась

С чем? Типо картинку загрузи или напиши с чем.

Что значит осада затянулась. Смотреть фото Что значит осада затянулась. Смотреть картинку Что значит осада затянулась. Картинка про Что значит осада затянулась. Фото Что значит осада затянулась

Что значит осада затянулась. Смотреть фото Что значит осада затянулась. Смотреть картинку Что значит осада затянулась. Картинка про Что значит осада затянулась. Фото Что значит осада затянулась

Что значит осада затянулась. Смотреть фото Что значит осада затянулась. Смотреть картинку Что значит осада затянулась. Картинка про Что значит осада затянулась. Фото Что значит осада затянулась

Жесткий и мстительный, он не гнушается вскрытием могил и грабежом, любит выпить.

Что значит осада затянулась. Смотреть фото Что значит осада затянулась. Смотреть картинку Что значит осада затянулась. Картинка про Что значит осада затянулась. Фото Что значит осада затянулась

Несолоно похлебал, значит, ушёл ни с чём, его старания были напрасны.

Что значит осада затянулась. Смотреть фото Что значит осада затянулась. Смотреть картинку Что значит осада затянулась. Картинка про Что значит осада затянулась. Фото Что значит осада затянулась

На берегу, возле парома, стоял маленький дощатый домик. В комнате спали паромщик Кирилл и мальчик лет 10 Вася (подручный Кирилла). Ещё ранней весной привела мать Васю к Кириллу. Работал Вася только за хлеб. Ранним утром в домик постучали и попрос..

Источник

Урок литературы по «Сказанию о белгородском киселе» (6 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

6 класс. Древнерусская литература. «Сказание о белгородском киселе».

Цель урока – познакомить обучающихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере “Сказания о белгородском киселе”.

Образовательные: дать представление о древнерусской литературе, условиях ее возникновения, отличительных особенностях; дать понятия “летопись”, “летописание”; познакомить с содержанием “Сказания о белгородском киселе”.

Развивающие : развивать навыки монологической речи; продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; развивать навыки самостоятельной работы; повысить мотивацию к познанию, формирующую интерес обучающихся, что значительно способствует самообразованию и повышению уровня обученности; развивать творческие способности и образное мышление.

Воспитательные : воспитывать бережное, уважительное отношение к книге; способствовать формированию эстетической восприимчивости обучающихся; воспитывать патриотизм, интерес к истории своей страны; формировать интерес к литературе.

«Сказание о белгородском киселе»

Сказание – это рассказ исторического или легендарного содержания.

Вопросы по «Сказанию о белгородском киселе»:

1. Выпишите устаревшие слова (архаизмы и историзмы), употребленные в «Сказании. », и объясните их значение.

В «Сказании» употребляются такие устаревшие слова, как:

2. Когда происходит действие «Сказания…»?

— Действие «Сказания. » происходит в 997 году.

3. Что значит «осада затянулась», и почему был в городе «голод сильный»?

4. Почему горожане решили сдаться печенегам?

— Горожане решили сдаться печенегам, потому что все они скоро могли умереть голодной смертью, а в случае захвата печенеги хоть кого-то могли оставить в живых.

5. Почему жители с радостью послушались мудрого старца?

— Жители с радостью послушались мудрого старца, потому что им не хотелось сдаваться печенегам и быть убитыми, а свой город отдать врагу на разграбление.

6. В чем заключался план спасения города, предложенный старцем?

7. Какие качества проявил старец?

— Старец обладает такими качествами, как мудрость, находчивость, смелость, упорство.

8. Опишите финал «Сказания. ».

— Печенежские князья, узнав о «неуязвимости» белгородцев, прекратили осаду города и ушли восвояси.

9. Как вы думаете, почему этот рассказ о частном, не самом выдающемся событии нашей истории, стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времен?

— Летописец имеет в виду мудрость, смелость и находчивость не только одного старца, а в целом всего русского народа. Старец – символ-обобщение русской смекалки и отваги.

10. Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?

— «Сказание. » говорит: «Не сдавайся, сперва подумай, посоветуйся с более мудрыми и опытными людьми».

Вопросы к «Сказанию о белгородском киселе»

1. Выпишите устаревшие слова (архаизмы и историзмы), употребленные в «Сказании. », и объясните их значение. 2. Когда происходит действие «Сказания…»? 3. Что значит «осада затянулась», и почему был в городе «голод сильный»? 4. Почему горожане решили сдаться печенегам? 5. Почему жители с радостью послушались мудрого старца? 6. В чем заключался план спасения города, предложенный старцем? 7. Какие качества проявил старец? 8. Опишите финал «Сказания. ». 9. Как вы думаете, почему этот рассказ о частном, не самом выдающемся событии нашей истории, стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времен? 10. Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?

Вопросы к «Сказанию о белгородском киселе»

1. Выпишите устаревшие слова (архаизмы и историзмы), употребленные в «Сказании. », и объясните их значение. 2. Когда происходит действие «Сказания…»? 3. Что значит «осада затянулась», и почему был в городе «голод сильный»? 4. Почему горожане решили сдаться печенегам? 5. Почему жители с радостью послушались мудрого старца? 6. В чем заключался план спасения города, предложенный старцем? 7. Какие качества проявил старец? 8. Опишите финал «Сказания. ». 9. Как вы думаете, почему этот рассказ о частном, не самом выдающемся событии нашей истории, стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времен? 10. Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?

Вопросы к «Сказанию о белгородском киселе»

1. Выпишите устаревшие слова (архаизмы и историзмы), употребленные в «Сказании. », и объясните их значение. 2. Когда происходит действие «Сказания…»? 3. Что значит «осада затянулась», и почему был в городе «голод сильный»? 4. Почему горожане решили сдаться печенегам? 5. Почему жители с радостью послушались мудрого старца? 6. В чем заключался план спасения города, предложенный старцем? 7. Какие качества проявил старец? 8. Опишите финал «Сказания. ». 9. Как вы думаете, почему этот рассказ о частном, не самом выдающемся событии нашей истории, стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времен? 10. Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?

Вопросы к «Сказанию о белгородском киселе»

1. Выпишите устаревшие слова (архаизмы и историзмы), употребленные в «Сказании. », и объясните их значение. 2. Когда происходит действие «Сказания…»? 3. Что значит «осада затянулась», и почему был в городе «голод сильный»? 4. Почему горожане решили сдаться печенегам? 5. Почему жители с радостью послушались мудрого старца? 6. В чем заключался план спасения города, предложенный старцем? 7. Какие качества проявил старец? 8. Опишите финал «Сказания. ». 9. Как вы думаете, почему этот рассказ о частном, не самом выдающемся событии нашей истории, стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времен? 10. Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?

Вопросы к «Сказанию о белгородском киселе»

1. Выпишите устаревшие слова (архаизмы и историзмы), употребленные в «Сказании. », и объясните их значение. 2. Когда происходит действие «Сказания…»? 3. Что значит «осада затянулась», и почему был в городе «голод сильный»? 4. Почему горожане решили сдаться печенегам? 5. Почему жители с радостью послушались мудрого старца? 6. В чем заключался план спасения города, предложенный старцем? 7. Какие качества проявил старец? 8. Опишите финал «Сказания. ». 9. Как вы думаете, почему этот рассказ о частном, не самом выдающемся событии нашей истории, стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времен? 10. Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?

Вопросы к «Сказанию о белгородском киселе»

1. Выпишите устаревшие слова (архаизмы и историзмы), употребленные в «Сказании. », и объясните их значение. 2. Когда происходит действие «Сказания…»? 3. Что значит «осада затянулась», и почему был в городе «голод сильный»? 4. Почему горожане решили сдаться печенегам? 5. Почему жители с радостью послушались мудрого старца? 6. В чем заключался план спасения города, предложенный старцем? 7. Какие качества проявил старец? 8. Опишите финал «Сказания. ». 9. Как вы думаете, почему этот рассказ о частном, не самом выдающемся событии нашей истории, стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времен? 10. Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?

Вопросы к «Сказанию о белгородском киселе»

1. Выпишите устаревшие слова (архаизмы и историзмы), употребленные в «Сказании. », и объясните их значение. 2. Когда происходит действие «Сказания…»? 3. Что значит «осада затянулась», и почему был в городе «голод сильный»? 4. Почему горожане решили сдаться печенегам? 5. Почему жители с радостью послушались мудрого старца? 6. В чем заключался план спасения города, предложенный старцем? 7. Какие качества проявил старец? 8. Опишите финал «Сказания. ». 9. Как вы думаете, почему этот рассказ о частном, не самом выдающемся событии нашей истории, стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времен? 10. Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?

Вопросы к «Сказанию о белгородском киселе»

1. Выпишите устаревшие слова (архаизмы и историзмы), употребленные в «Сказании. », и объясните их значение. 2. Когда происходит действие «Сказания…»? 3. Что значит «осада затянулась», и почему был в городе «голод сильный»? 4. Почему горожане решили сдаться печенегам? 5. Почему жители с радостью послушались мудрого старца? 6. В чем заключался план спасения города, предложенный старцем? 7. Какие качества проявил старец? 8. Опишите финал «Сказания. ». 9. Как вы думаете, почему этот рассказ о частном, не самом выдающемся событии нашей истории, стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времен? 10. Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Конспект урока по литературе для 6 класса на тему: Древнерусская литература

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока по литературе для 6 класса на тему: Древнерусская литература

Цель урока: Познакомить учащихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере «Сказания о белгородском киселе».

1. Образовательные : дать представление о древнерусской литературе, условиях ее возникновения, отличительных особенностях; дать понятия «летопись», «летописание»; познакомить с содержанием «Сказания о белгородском киселе».

2. Развивающие: развивать навыки монологической речи; продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.

3. Воспитательные: воспитывать интерес к истории своей страны.

А ручки и тетрадки?

Тогда урок начнём сейчас,

Раз всё у вас в порядке.

Чтобы литературные тайны познавать,

Нужно всё серьёзно изучать.

— проверка готовности класса к уроку:

Я рада новой встрече с вами,

Приятно ваше общество, друзья!

Ответы ваши вы готовьте сами,

Их с интересом буду слушать я.

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Вот книжки на столе,

Сегодня в классе у ребят

А почему он важный –

Добрый день, мои друзья,

Встрече с вами рада я.

Сели ровно, все достали,

Вспоминаем все, что знали,

Оставляем все заботы

И включаемся в работу.

Прозвенел уже звонок,

Так что время не теряем

И работать начинаем.

II. Актуализация знаний учащихся.

— Кто может назвать тему урока, прочитав данный эпиграф? – А цели?

Сегодня, ребята, мы будем продолжать знакомство с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере «Сказание о белгородском киселе».

-Вспомните, когда возникла древнерусская литература? (Важной причиной возникновения литературы явилось принятие христианства на Руси 988 г.) Слайд 5

-Дома вы познакомились со статьей учебника по древнерусской литературе. Побеседуем по ней. (Ответы на вопросы учащиеся находят из статьи.)

— Что представляли собой первые книги?(это были большие толстые книги, которые писались от руки и переписывались со временем другим летописцем)

— Как читали книги люди Древней Руси?(читали не спеша, перечитывая по нескольку раз, отыскивая наставления, советы)

— Что характерно для древнерусской литературы? Назовите эти свойства.(не было стихов, но была поэзия. ДРЛ «чиста», она призывает к возвышенному, к хорошему. Для неё характерно жизнеутверждение, светлость и ясность. Старинные писатели с глубоким уважением относились к другим народам, к их обычаям, к их верованиям)

— Какие события описывались в древнерусской литературе (вымышленные или исторические)?

III. Изучение нового материала

— В древнерусской литературе центральное место занимали летописи. Летописание развивалось в течение восьми веков (с XI по XVIII век). Давайте вспомним, что такое летопись? (Термины записываем в тетрадь.) Слайд

· Летописание – составление летописи.

· Летописец – составитель летописи.

В основе всего древнерусского летописания лежит “Повесть временных лет”. Это древний летописный свод, составленный Нестором в Киево-Печерском монастыре около 1113 года. Свод был дважды переработан и дополнен. На форзаце учебника – репродукция картины В.М.Васнецова «Нестор-летописец».

· Что мы видим на картине?

· Как изображен летописец?

· Какова главная мысль этой миниатюры? (Миниатюра свидетельствует о том, какое большое значение придавали в Древней Руси летописанию. Летописец не просто записывает жизненные факты, а исполняет Божью волю, передает людям Высшую правду.)

· Прочитайте отрывок из «Повести временных лет». Как вы понимаете слова о пользе «учения книжного»? (возносили книги и учение, это как сокровище)

· «Повесть временных лет» была основным источником сведений о прошлом Русской земли. Летопись была не только интересным чтением, но и важным историко-политическим документом. «Повесть…» включает в себя разные литературные жанры той эпохи: поучения, притчи, жития, предания, повести, записи устных рассказов, договоры, сказания.

· Оборона Руси от печенегов Словарная работа. Печенеги. Слайд.

Подумайте почему? (Пытался общей проблемой сплотить славян и к тому же воинственно настроенных новгородцев отсылал на южные рубежи Руси, чтобы ослабить политическую обстановку в Новгороде)

На юге строились крепости с двумя валами, резонаторами, возводились засеки. Если противник появлялся на границах, то при помощи костров на сигнальных башнях за 2 дня до его приближения узнавали в Киеве. Заслышав о походе русских дружин, печенеги также быстро и неожиданно уходили обратно в степи, уводя за собой сотни пленников- товар для невольничьих рынков Причерноморья. Таким образом, Владимир впервые годы своего правления проявил себя как деятельный правитель и во внутренней политике государства, объединяя славян, и во внешней, отражая набеги печенегов, защищая Русь от врагов.

«Сказание о Белгородском киселе». Читает учитель.

Сегодня на уроке мы познакомимся со «Сказанием о белгородском киселе» и обсудим, что перед нами, историческое событие или вымысел?

— Что такое сказание? (Рассказ исторического или легендарного содержания.)

— Понравилось вам «Сказание…» (Высказывания учащихся.)

В названии есть указание на город Белгород. Это древний русский город на юге России, расположенный на реке Днепр. Был основан в 993 году.

Словарная работа в тетради.

· Вече – народное собрание в древней и средневековой Руси.

· Печенеги – объединение тюркских и других племен в заволжских степях в VII-IX веках. Кочевники- скотоводы совершали набеги на Русь. В 1036 году были разбиты великим киевским князем Ярославом Мудрым.

· Корчáга – в Киевской Руси X-XII вв. глиняный сосуд с острым или круглым дном, расширяющимся кверху.

· Восвояси – к себе домой.

Беседа по тексту сказания. Слайд

· Когда происходит действие «Сказания…»? Какое реальное историческое событие описывается? ( В 997г. Осада города печенегами.)

· Что значит «Осада затянулась», и почему «был в городе голод сильный»? (Город, представлявший из себя крепость, был окружен печенегами, выйти из него, чтобы добыть пищу, было невозможно.)

· Почему горожане сначала решили сдаться печенегам? (Чтобы сохранить жизнь хоть кому-нибудь, иначе все умрут от голода.)

· Почему жители с радостью послушались мудрого старца? (Сдаться врагу унизительно, поэтому жители рады возможности спасти свою честь, честь города.)

· В чем заключался план спасения города мудрым старцем? (Военная хитрость: показать, что осажденный город не гибнет от голода.)

· Какой смысл заложен во фразе горожан: «Ибо мы имеем пищу от земли»? (Кроме прямого смысла – хитрости, с помощью которой удалось обмануть печенегов, эта фраза имеет смысл более глубокий: это наша родная земля, она нас кормит, она защитит нас.)

· Что прославляет летописец? (Ум, находчивость, патриотизм. В этом сказании герой – простой человек.)

· Как начинается и чем завершается сказание? Прочитайте.

· С какой интонацией надо читать начало сказания? С грустной или веселой? (С грустной, потому что трагическая ситуация.)

· С какой интонацией надо читать концовку сказания? (С радостной.)

V. Подведение итогов урока.

— Какие задачи ставили перед собой в начале урока?

— Выполнили эти задачи?

— Интересны ли летописные сказания современному читателю? Если интересны, то чем? (Высказывания учащихся)

· Что дает людям знание своего прошлого, истории своей страны от самых древних времен? («Древняя русская литература наполняет нас гордостью за наших далеких предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботамо благе родины» Д.С.Лихачев)

Прочитать сказание о «Принятии христианства на Руси». Письменно ответить на вопрос: «Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе?»»

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Презентация к уроку

Цель урока – познакомить обучающихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере “Сказания о белгородском киселе”.

Тип урока: урок формирования новых знаний, умений и навыков.

1. Организационный момент. (1 мин.)

2. Актуализация знаний. (5 мин.)

На предыдущих уроках мы вели разговор об обрядовой поэзии, вспоминали сказки, былины, загадки, изучили пословицы и поговорки. Давайте вспомним, как называется это творчество, о котором ранее мы вели речь?

Ответ. Это фольклор, устное народное творчество.

Вопрос. Почему оно получило такое название, устное народное творчество?

Ответ. В древности у русского народа отсутствовала письменность, поэтому произведения передавали из уст в уста.

Вопрос. Если не было письменности, то не было и чего?

Ответ. Не было литературы.

Вопрос. Когда на Руси появляется литература?

Ответ. Литература появляется на Руси только в XI веке.

Слово преподавателя. В 5-м классе вы уже говорили об этом периоде литературы, давайте вспомним его название. (Древнерусская литература.)

Запись даты, темы урока (Слайд 1)

Постановка цели урока: продолжить знакомство с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере “Сказания о белгородском киселе”.

3. Введение в тему. (15 мин.)

Древнерусская литература – это начальный и исторически закономерный этап в развитии русской литературы.

Индивидуальное сообщение “Возникновение древнерусской литературы”. По прослушивании сообщения учащиеся записывают в тетради условия возникновения древнерусской литературы.

Сообщение. Историю русской литературы принято делить на две части: древнюю русскую литературу – от начала ее по XVII в. И новую русскую литературу – начиная с XVIII в. (Слайд 2)

Древнерусская литература возникла в XI в. И завершила свое развитие в конце XVII в. Она представляет собой начальный этап в истории русской литературы. Основная причина, объясняющая ее возникновение, связана с созданием древнерусского государства – Киевской Руси (Слайд 3). По своим размерам и значению оно заняло одно из первых мест в Европе. Литература должна была помочь укреплению этого государства, поэтому ее развитие тесно связано с историей Киевской Руси.

Время появления письменности у русского народа пока точно не установлено. Долгое время господствовало убеждение, будто она пришла с христианством в конце X в. (988 г.) Постепенно стали накапливаться материалы, опровергающие такое представление. Древнейшее славянское письмо могло быть лишь очень примитивным в виде простейших знаков (Слайд 4).

Важной причиной возникновения литературы явилось принятие христианства на Руси 988 г. Это было важное политическое событие, которое позволило молодому государству познакомиться с богатой славяно-византийской культурой. После принятия христианства много книг было привезено в X–XI вв. из Византии и Болгарии. Болгарским и Византийским священникам и их русским ученикам надо было перевести и переписать книги, необходимые для молодого государства, а для этого нужна была письменность. Старославянский и древнерусский языки были настолько близки, что Русь смогла использовать уже готовый старославянский алфавит-кириллицу. Кириллица была создана братьями Кириллом и Мефодием, болгарскими просветителями (Слайд 5). Этот алфавит принят в современном русском языке. Создание письменности тоже явилось одним из условий, необходимых для возникновения древнерусской литературы.

Огромное влияние на русскую литературу оказал фольклор. Через него в литературу проникла народная идеология.

Вопрос. Какие условия возникновения древнерусской литературы вы записали?

Слайд 6 – “Условия возникновения древнерусской литературы”

Слово преподавателя. На самоподготовке вы познакомились со статьей учебника по древнерусской литературе. Давайте побеседуем по ней.

– Что представляли собой первые книги?
– Как читали книги люди Древней Руси?
– Как повлияло устное народное творчество на язык древнерусской литературы? Приведите примеры.

Слово преподавателя. В древнерусской литературе центральное место занимали летописи. Летописание развивалось в течение восьми веков (с XI по XVIII век). Давайте вспомним, откуда произошло название летописи? (Слайды 7–8). Запись определения в тетради.

“Полное собрание русских летописей”, изданное Академией Наук, составляет 30 томов. Ни одна европейская литература не обладает таким количеством летописей. Летописанием в основном занимались монахи, специально к этому делу приставленные и прошедшие особую выучку под руководством мастеров. Составлялись летописи по поручению князя, игумена или епископа, иногда по личной инициативе. Летописец 15 века заявлял, что писать правду надо даже в том случае, если она кому-то не нравится (“нелепо кому видится”).

В основе всего древнерусского летописания лежит “Повесть временных лет” (Слайд 9). Это древний летописный свод, составленный Нестором в Киево-Печерском монастыре около 1113 года. Свод был дважды переработан и дополнен. На форзаце учебника – репродукция картины Васнецова “Нестор-летописец”.

Работа с иллюстрацией.

– Как изображен летописец?
– Какова главная мысль этой картины?
– Как вы понимаете слова из “Повести временных лет” о пользе “учения книжного”?

4. Изучение нового материала. (15 мин.)

Слово преподавателя. “Повесть временных лет” была основным источником сведений о прошлом Русской земли. Летопись была не только интересным чтением, но и важным историко-политическим документом. “Повесть…” включает в себя разные литературные жанры той эпохи: поучения, притчи, жития, предания, повести, записи устных рассказов, договоры, сказания. Сегодня на уроке мы познакомимся со “Сказанием о белгородском киселе”.

Запишем в тетради определение сказания. (Слайд 10).

В названии темы есть указание на город Белгород. Это древний русский город на юге России, расположенный на реке Днепр. Был основан в 993 году. (Слайд 11)

Прослушивание фонохрестоматии. Окончание “Сказания…” учащиеся обыгрывают в виде сценки.

– Какие слова показались непонятными? (Словарная работа: вече, печенеги, корчага, восвояси). (Слайды 12–14)
– Когда происходит действие “Сказания…”?
– Что значит “осада затянулась”, и почему был в городе “голод сильный”?
– Почему горожане сначала решили сдаться печенегам?
– Почему жители с радостью послушались мудрого старца?
– В чем заключался план спасения города мудрым старцем?
– Какой смысл заложен во фразе горожан “ибо мы имеем пищу от земли”?
– Какие качества проявил старец? (Слайды 15–16)

5. Подведение итогов урока. (7 мин.)

– Интересны ли летописные сказания современному читателю? Если интересны, то чем?
– Что дает людям знание своего прошлого, истории своей страны от самых древних времен? (Слова Д.С.Лихачева – Слайд 17.)

6. Задание на самоподготовку. (2 мин.)Слайд 18.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *