Что значит ортодоксальная школа
Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии
Веды – совокупность канонических текстов с комплексом религиозно-философских представлений о мире и человеке, его месте в мире, смысле бытия и предназначении.
Ортодоксальные школы: Миманса «Миманса» — буквально «проникновение», «исследование», «рассуждение», «дискуссия». Миманса обосновывала авторитет Вед, необходимость выполнения предписаний и ритуалов. Также эта школа занималась проблемами теории познания. Миманса отстаивала реальность внешнего мира, а также других объектов (души, бога и проч.), о которых человек узнает на основании чувственного восприятия (которому в мимансе уделяется особое внимание).
Кроме восприятия источниками познания считаются логический вывод, сравнение, авторитетное свидетельство священных книг и признание некоторых невоспринимаемых истин постулатами. Эта школа знаменовала сравнительно высокую ступень развития логики.
Веданта Слово «веданта» означает «последнюю цель вед», «завершение вед».Веданта так же как и Миманса целиком и полностью признает авторитет Вед. Веданта провозглашает материальный мир видимостью, иллюзией, проистекающей из незнания подлинной природы вещей. Веданта подробно анализирует индивидуальную душу, человеческое Я.
Согласно веданте, душа, связанная со своим телом, несвободна — она жаждет чувственных удовольствий, испытывает длинный ряд перевоплощений. Победа над незнанием, порабощающим душу, достигается изучением веданты. Веданта продолжает учение Вед о Брахмане и Атмане.
Брахман – высшая, объективная реальность, безличное, абсолютное духовное начало, из которого возникает мир и все сущее.
Атман – субъективное духовное начало, «Я» (сознание человека), душа.
Атман противопоставляется брахману и в то же время совпадает с ним в силу способности человека приобщиться к абсолюту путем его мистического познания. В процессе познания атман и брахман сливаются. Душа освобождается. Веданта требовала, чтобы ученик покорно следовал за учителем, посвященным в ее мудрость, упражнялся в постоянном размышлении над ее выводами до тех пор, пока не достигнет непосредственного и постоянного созерцания истины. Логика этой школы вела сознание к мистике, к созерцательности, к отказу от активной деятельности и к подчинению философской мысли релгии.
Санкхья. Учение Санкхья также признает авторитет Вед. Санкхья предполагает, что в мире существует две силы – пракрити (материя) и пуруша (дух). Пракрити – активная творческая сила, первопричина существования всего. Пуруша – пассивная сила. При их соприкосновении нарушается равновесие в мире и возникает все множество предметов, наполняющих Вселенную.
Основателем йоги считается мудрец Патанджали, живший около II в. до н. э. Главное содержание йоги – разработка практического пути к освобождению от страданий через тренировку тела и духа. Для этого используются практика аскетизма, особая этика, основанная на сочувствии всем формам и видам жизни. В рекомендациях йоги немало рациональных и в известной мере проверенных на опыте предписаний, относящихся к гигиене дыхания, режиму питания, физическим упражнениям и т. д.
Общая сумма их и их последствий — проявление кармы в широком смысле слова. На накопленную карму оседает новая и новая. Остановить этот процесс, разрушить и счистить налет, оградить себя впредь от него непросто. Этого можно достичь лишь большими нравственными и физическими усилиями в течение продолжительного времени: длительным постом, умерщвлением плоти, изучением священных текстов, строгой дисциплиной поведения. Другими словами, монашеским образом жизни. Джайнские монахи принимают пять обетов, запрещающих убийство, воровство, ложь, прелюбодеяние и владение собственностью.
В джайнизме предельно выражен принцип ахимсы — ненанесения ущерба живым существам. Поэтому употребление в пищу мяса абсолютно запрещено исповедующим джайнизм. Даже жизнь насекомых считается неприкосновенной — джайнские монахи носят марлевую повязку, покрывающую рот, дабы при ходьбе не проглотить случайно какую-либо еле заметную букашку. С той же целью они фильтруют питьевую воду. Всегда с собой носят специальную метелку, чтобы сметать с дороги муравьев и червяков, боясь их раздавить. Монаху было запрещено разжигать огонь — ведь он уничтожает жизнь как в топливе, так и в окружающем воздухе.
Но и тушить его он не имел права, ведь тем самым уничтожал бы жизнь самого огня. Джайнам-мирянам запрещалось заниматься земледелием, ибо оно сопряжено не только с уничтожением растений, но и убийством мелких тварей, обитающих в почве.
Буддизм. Время жизни Будды относится к VI в. до н. э. Принц Сиддхарти из рода Гаутамы оставил семью, царский образ жизни, став нищенствующим учителем. Будда в переводе с санскрита значит «просветленный», «пробужденный».
Стержнем буддизма является проповедь Будды о «четырех благородные истинах»:
1) Жизнь полна страданий.
2) Существует причина возникновения страданий – желание. Жизнь человека переполнена желаниями: стремлением к наслаждению и утехам, успеху, богатству, власти.
3) Освобождение от страданий – притушение страстности желаний, избегание крайностей. Такое прекращение страданий – достижение нирваны (на санскрите значение этого слова «затухание» «остывание»), т.е. состояния полной невозмутимости, освобождения от всего, что приносит боль, отвлечение от внешнего мира, а также от мира мыслей.
4) Существует путь, идя по которому можно избавиться от страданий. Этот путь состоит в следовании восьми «добродетелям».
Добродетели состоят в правильном поведении, образе жизни, правильной речи, правильном направлении мысли, сосредоточении или успокоении и невозмутимости. Локаята (Чарвака) Древнейшее материалистическое философское течение. Локаята отрицала существование какого-либо другого мира, кроме материального. Согласно учению локаята о бытии, весь мир состоит из материальных первоэлементов. Вещи природы состоят из воздуха, огня, воды и земли.
После смерти организмы вновь разлагаются на первоначальные элементы. Кроме этих первоэлементов и законов их сочетаний, нет никакой другой реальности. Последователи локаяты считали веру в существование бога, души, рая, загробного мира ложной, а предметы этой веры недоступными для восприятия.
По учению локаяты полностью устранить страдания невозможно, но можно свести их к минимуму, а наслаждения сделать максимальными. Что касается обычных этических понятий о добродетели и о пороке, то они выдумка авторов священных книг. Такая же выдумка ад, рай и весь ритуал жертвоприношений.
Ортодоксальный — что это значит, кто такие ортодоксы
Термин «ортодоксальный» чаще всего ассоциируется с иудаизмом: бородатые евреи с длинными косами в черных одеждах и шляпах. Образ этот ошибочный. В первых определениях термина в словарях русского языка нет ни единого слова о людях, предпочитающих кошеные продукты питания и читающих Тору. Так германские евреи в XVIII веке называли немцев, не желающих изменять устоявшийся уклад жизни, что звучало презрительно и даже оскорбительно.
Религиозное значение слова ортодоксальный
Ортодоксальный происходит из греческого языка и переводится приблизительно как «истинное учение». Оно обозначает беспрекословное, неуклонное следование догмату, учению, мировоззрению, философской мысли, религиозному течению. Ортодокс – человек, придерживающийся данного «правильного учения», воспринимающий его как единое истинное, в котором нельзя сомневаться.
«Ортодоксальный» в переводе на многие языки звучит как «правоверный», а не «православный», как заблуждаются многие.
Ортодоксальное направление в религии
Ими считаются религиозные течения, взявшие начало от библейского Авраама: христианство, иудаизм, ислам (суннитское направление).
Иудаизм
Почему ортодоксия ассоциируется именно с евреями и иудаизмом? Дело в появлении нового течения иудаизма, возникшего в XIX веке. Те, кто не отказывался от прежней веры, тысячелетиями существующей в почти неизменной форме, назывались ортодоксами. Эти люди слепо следовали писанию, считая его правильным на 100%, и даже не пытались задуматься что-либо изменить в нём.
Ортодоксальные приверженцы иудаизма считают, что их религиозные предпочтения позволяют жить в ладу с окружающим миром, собственными разумом и совестью. Они не стесняются выставлять личные убеждения напоказ даже в современном обществе. Ортодоксальные иудеи выделяются в толпе поведенческими реакциями, пристрастиями в еде, одежде, ношением религиозной символики.
Иудеи с детьми
Как следующий этап в развитии такого иудаизма появляется ортодоксальный модернизм, который не только сохраняет старые принципы, но и интегрирует их с современной культурой.
Христианство
Следующая ортодоксальная авраамическая религия – христианство. Отличается строгой приверженностью традициям и обрядам (богослужения проводятся стоя, мужчины снимают головные уборы, соблюдение постов), слепому следованию утверждённого церковными чиновниками вероучению.
Слово ὀρθοδοξία, от которого и произошло ортодоксия, можно отыскать в работах святого англиканской церкви и христианского апологета Климента Александрийского. О нём пишет и Евсевий Кесарийский в своей «Церковной истории». При правлении Юстиниана в средине 500-г годов нашей эры ортодоксами назывались люди, придерживающиеся богословских взглядов, в точности соответствующих содержимому Евангелие и положениям, утверждённым церковью.
Проповедник
Ортодоксальные школы Востока
Характерны для Индии, где люди на протяжении тысячелетий обзавелись рядом философских и религиозных течений. Значительная часть из них, в отличие от иудаизма, христианства и прочих авраамических религий, основаны на фактах, историческом опыте, науке, а не на священных текстах. Многие ортодоксальные восточные религии и философские направления существуют на стыке всех выше перечисленных понятий.
Наибольшее количество последователей насчитывают:
Присущи ортодоксальные школы и Китаю – конфуцианство – этико-философское учение, созданное китайским мыслителем Конфуцием за полтысячелетия до рождения Христа. Оно обзавелось последователями в других странах Востока: Япония, Корея. Вследствие установления в качестве государственной идеологии во II веке до н.э. разделилось на две ветки: ортодоксальное, носит название «Школа канона древних знаков» и неортодоксальное – «Школа канона современных знаков». Последователи свято чтят заветы и авторитет Конфуция, его учеников.
Ортодоксальные школы присущи и Западу – ортодоксальный марксизм – развитие работ Карла Маркса и Фридриха Энгельса их последователями. Основа учения заключается в том, что все законы развития общества Маркса и Энгельса – неопровержимы и правильны ввиду их практической состоятельности (время показало, что это не так).
Ортодоксальный психоанализ Фрейда
Фрейдизм – авторитетное течение психоанализа, разработанное Зигмундом Фрейдом. Утверждает, что основой для развития личности является его животное начало – инстинктивные влечения – агрессивные и сексуальные. Из-за запретов окружающего мира на их удовлетворение эти влечения переходят в область бессознательного человека и движут им.
Фрейдизм считается ортодоксальным из-за развития психоанализа Фрейдом, несмотря на то сам учёный приписывает все заслуги Й. Брейнеру – врачу из Вены.
Зигмунд Фрейд
Ортодоксия в нынешнем обществе
Зная, что такое ортодоксия и представляя себе еврея, исповедующего иудаизм, у людей появляются нехорошие ассоциации при столкновении со словами, имеющими корень ортодокс. Суть не только в отрицательном отношении к иудаизму.
Мыслящие ортодоксально и слепо следующие священному писанию или авторитету, как правило, неспособны думать самостоятельно. Такие люди не могут приспособиться к динамике мира, анализировать и сопоставлять факты, касающиеся их предпочтений. Отчасти они являются зомби, идущими по жизни жестко ограниченным путём, ибо считают его истинным – единственным верным.
Для некоторых сфер человеческой деятельности, где мало что изменяется (юриспруденция, некоторые сферы управления), следование по установленным канонам даже необходимо для успешного выполнения работы. Ничего плохого нельзя сказать про общины, придерживающиеся ортодоксальных взглядов касательно образа жизни, ведения быта и живущих как их предки за сотни лет до этого.
Существует понятие «ортодоксальная медицина». Так остеопаты называют современную медицину, которая делит организм человека на органы и их системы. Это мешает узконаправленным специалистам оценивать ситуацию в целом, что является причиной неизлечимости ряда заболеваний.
Реферат: Индийские ортодоксальные школы
Название: Индийские ортодоксальные школы Раздел: Рефераты по философии Тип: реферат Добавлен 09:38:23 07 сентября 2011 Похожие работы Просмотров: 1938 Комментариев: 20 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать |