Что значит охота пуще неволи

Охота пуще неволи

Смотреть что такое «Охота пуще неволи» в других словарях:

Охота пуще неволи — Охота пуще неволи. Ср. Она погрузилась въ свои размышленія. Нечего сказать, они были хлопотливы. Но вѣдь говорится же, что охота пуще неволи. Достоевскій. Дядюшкинъ сонъ. 6. Ср. Да, нечего сказать, приключенія. И вотъ, подумаешь охота пуще… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

охота пуще неволи — Ср. Она погрузилась в свои размышления. Нечего сказать, они были хлопотливы. Но ведь говорится же, что охота пуще неволи. Достоевский. Дядюшкин сон. 6. Ср. Да, нечего сказать, приключения. И вот, подумаешь охота пуще неволи лезет же человек на… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

ОХОТА — охоты, мн. нет, жен. 1. на кого что или за кем. Добывание диких зверей, крупных рыб и птиц путем умерщвления их (на кого что) или ловли их (за кем). «Охота была неудачна: волки прорвались сквозь облаву.» Л.Толстой. Промысловая охота. Охота на… … Толковый словарь Ушакова

ОХОТА — жен. состоянье человека, который что либо хочет; хотенье, желанье, наклонность или стремленье, своя воля, добрая воля; | страсть, слепая любовь к занятию, забаве; | ловля, травля и стрельба диких животных, как промысел и как забава; полеванье,… … Толковый словарь Даля

ОХОТА — бросила (шибнула) кого на что. Дон. Кому л. захотелось сделать что л. СРНГ 25, 46; СДГ 2, 217. Охота к перемене мест. Разг. Шутл. ирон. О желании переехать, поменять место работы и т. п. /em> Из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». БМС 1998,… … Большой словарь русских поговорок

охота — 1. ОХОТА, ы; ж. 1. к Охотиться. Промысловая, спортивная о. О. на крупного зверя. О. за вражеским самолётом, за главарём банды. Ходить на охоту. Медвежья о. (на медведя). О. с фотоаппаратом, фоторужьём (фотографирование животных, птиц и т.п. в… … Энциклопедический словарь

охота — [ловля] сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? охоты, чему? охоте, (вижу) что? охоту, чем? охотой, о чём? об охоте; мн. что? охоты, (нет) чего? охот, чему? охотам, (вижу) что? охоты, чем? охотами, о чём? об охотах 1. Охота это такое… … Толковый словарь Дмитриева

охота — I ы; ж. см. тж. охотный, охотиться 1) к охотиться Промысловая, спортивная охо/та. Охо/та на крупного зверя. Охо/та за враж … Словарь многих выражений

охота — ОХОТА, ы, ж То же, что желание. Охота пуще неволи (Посл.) … Толковый словарь русских существительных

Источник

Смысл пословицы «Охота пуще неволи»

В русском языке десятки тысяч пословиц и поговорок. Этот факт говорит о богатстве речи и поэтическом духе наших людей, потому что каждая пословица обладает законченной, отшлифованной формой и подобна произведению искусства. Веками наши люди хранили, передавали потомкам и приумножали богатство словесной мудрости. Не зря говорят: «мудрому слову тройная цена». Огромные же пласты рассудительности нашего народа бесценны. А некоторые пословицы так глубоки, что отражают в себе скрытые механизмы общечеловеческой психологии. Такой пословицей, например, является «охота пуще неволи».

Что означает пословица «Охота пуще неволи»

Буквальное значение пословицы связано с психологией личности: работа на основе индивидуального желания, осознанной мотивации и стремлений человека намного продуктивней, чем «из-под палки», т. е. по принуждению или при отсутствии другого выбора. Если попробовать дать дефиниции этой фразы, получится, что «охота» – это личное стремление, желание, «пуще» – сильнее, действенней, а «неволя» – необходимость и принуждение. Эмоциональное зерно этой пословицы находится в слове пуще, которое ассоциируется с чем-то взрывным и мощным. Слово «охота» родственно слову «хотеть», в древности оно еще и ассоциировалось со свободой и волей. Охота-неволя в данном контексте слова, противоположные по значению.

Пословица обретает смысл, когда кто-то добровольно берётся за очень сложное дело, за которое другой человек или не захотел бы браться, или делал бы его по необходимости. Ведь то, что нам действительно хочется, мы выполним с большим горением и вдохновением. Работу же, которую мы обязаны выполнять, чаще всего мы сделаем неохотно и быстро. Потому-то психологи и руководители компаний годами ищут способы мотивировать своих клиентов и подчинённых.

«Охота пуще неволи» — одна из самых популярных пословиц в произведениях русских классиков. Её употреблял Достоевский в рассказе «Дядюшкин сон», Гончаров в «Обрыве», Мельников в произведении «В лесах». Лев Толстой даже вынес эту пословицу в название рассказа, который написал на основе случая из своей жизни. Толстой с юности был азартным охотником, любящим подстрелить зайца, оленя, волка и даже медведя. Зимой 1858 года Толстой вместе с другом охотился на медведей. Классик русской литературы выстрелил в медведицу, но только ранил её, она, в свою очередь, повалила Толстого с ног и попыталась прокусить ему голову, но по счастливой случайности она два раза промахнулась зубами, сорвал только кожу с щели и лба у писателя. Подоспел друг и криком отогнал животное. По следам этого события Лев Толстой написал рассказ «Охота пуще неволи».

Эта пословица была известна с семнадцатого века. Сама форма высказывания говорит о том, что возникло оно достаточно поздно, поскольку в ней используются абстрактные понятия, а не метафоры из бытовой жизни народа. Пословица известна в разных вариантах, обыгрывающих положительное и негативное толкование слова «пуще»: охота лучше неволи; охота хуже неволи. Последний вариант приобрёл популярность в белорусском и украинском языках. Такой словесный оттенок полностью меняет смысл пословицы, говоря о том, что наши желания могут стать нашей клеткой.

Источник

Охота пуще неволи

Смотреть что такое «Охота пуще неволи» в других словарях:

охота пуще неволи — Ср. Она погрузилась в свои размышления. Нечего сказать, они были хлопотливы. Но ведь говорится же, что охота пуще неволи. Достоевский. Дядюшкин сон. 6. Ср. Да, нечего сказать, приключения. И вот, подумаешь охота пуще неволи лезет же человек на… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Охота пуще неволи — Разг. Ирон. О большом желании сделать что л. БМС 1998, 427; ЗС 1996, 103 … Большой словарь русских поговорок

ОХОТА — охоты, мн. нет, жен. 1. на кого что или за кем. Добывание диких зверей, крупных рыб и птиц путем умерщвления их (на кого что) или ловли их (за кем). «Охота была неудачна: волки прорвались сквозь облаву.» Л.Толстой. Промысловая охота. Охота на… … Толковый словарь Ушакова

ОХОТА — жен. состоянье человека, который что либо хочет; хотенье, желанье, наклонность или стремленье, своя воля, добрая воля; | страсть, слепая любовь к занятию, забаве; | ловля, травля и стрельба диких животных, как промысел и как забава; полеванье,… … Толковый словарь Даля

ОХОТА — бросила (шибнула) кого на что. Дон. Кому л. захотелось сделать что л. СРНГ 25, 46; СДГ 2, 217. Охота к перемене мест. Разг. Шутл. ирон. О желании переехать, поменять место работы и т. п. /em> Из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». БМС 1998,… … Большой словарь русских поговорок

охота — 1. ОХОТА, ы; ж. 1. к Охотиться. Промысловая, спортивная о. О. на крупного зверя. О. за вражеским самолётом, за главарём банды. Ходить на охоту. Медвежья о. (на медведя). О. с фотоаппаратом, фоторужьём (фотографирование животных, птиц и т.п. в… … Энциклопедический словарь

охота — [ловля] сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? охоты, чему? охоте, (вижу) что? охоту, чем? охотой, о чём? об охоте; мн. что? охоты, (нет) чего? охот, чему? охотам, (вижу) что? охоты, чем? охотами, о чём? об охотах 1. Охота это такое… … Толковый словарь Дмитриева

охота — I ы; ж. см. тж. охотный, охотиться 1) к охотиться Промысловая, спортивная охо/та. Охо/та на крупного зверя. Охо/та за враж … Словарь многих выражений

охота — ОХОТА, ы, ж То же, что желание. Охота пуще неволи (Посл.) … Толковый словарь русских существительных

Источник

Охота – пуще неволи

Что значит охота пуще неволи. Смотреть фото Что значит охота пуще неволи. Смотреть картинку Что значит охота пуще неволи. Картинка про Что значит охота пуще неволи. Фото Что значит охота пуще неволи

«Охота пуще неволи» – гласит народная мудрость. Она о том, что желания – неблагоразумные или греховные – неволят нас сильнее, чем рабство.

Казалось бы: чего тут непонятного? Со своими недобрыми «хотелками» надо бороться – для того нам в помощь и подается Божественная благодать. Однако даже вполне себе греховные желания отлично маскируются под невинные. А уж те желания, которые можно охарактеризовать всего-навсего как неблагоразумные, вообще не вызывают у многих верующих никакой настороженности.

Между тем в духовной брани один из самых ходовых вражьих методов заключается в том, чтобы подтолкнуть человека к такому поступку, следствия которого заставят его потом отчаиваться или унывать.

Вовсе не греховному поступку!

Например, вопрос вступления в брак. Брак – это ведь не грех? Нет, это благословенная Богом форма спасения двух людей, ставших одной плотью. Тем не менее именно брак часто швыряет человека за грань отчаяния. Когда он неудачный, естественно.

Брак часто швыряет человека за грань отчаяния. Когда он неудачный, естественно

Никакие козни и пакости чужих людей не способны поразить так больно, как предательство того, кто был твоей половиной. Да что там предательство. порою и обычное непонимание ранит супругов чрезмерно сильно.

А ведь бывают еще такие ловушки для брака, как безнадежный инфантилизм одного из супругов, нестерпимые формы агрессивности, эгоизма, самообольщения, самолюбования. Которые в период ухаживания представляются то милой наивностью, то привлекательной мужественностью, то высокой просвещенностью. а то и глубоким благочестием!

– Почему вы хотите вступить с ним в брак?

– Он показался мне таким благочестивым!

– Я же читала в православной литературе, каким должен быть верующий муж.

– Ну, он такой и есть: ведет себя тихо, говорит мало, одевается скромно, любит возиться с детьми.

Вы это вычитали в православной литературе? Правда? В какой? В какой православной литературе говорится, что благочестивого мужа можно найти по чисто внешним признакам?!

А если его тихое поведение – из разряда тихих омутов? Разве не бывает молчаливость от высокомерия? Скромный гардероб – от скупости или – неожиданно – тщеславия? Интерес к детям – от желания проецировать свои властные наклонности?

Еще как бывает. Так бывает, что и рассказывать не хочется. Сколько печали мы видим в храмах у тех, кто не может создать семью. но как сокрушаются о неудачах в браках – не сравнить и близко.

Что же – не вступать в брак, что ли?

Если семейная жизнь – ваше призвание, то вступать, конечно. Просто вопрос выбора своей второй половины требует исключительного благоразумия. Надо искать волю Божию, а не бежать на поводу поверхностных впечатлений.

А воля Божия – это же не какая-то тайна за семью печатями. Когда мы ее ищем, то Господь всячески подсказывает нам – через совесть, через заповеди, через людей, через обстоятельства жизни… Вопрос лишь в том, а Божию ли волю мы ищем? Или, возвращаясь к началу разговора, мы ищем исполнения своего желания?

Какие ориентиры указывают на недобрые перспективы брака?

Не всегда это какие-то конкретные погрешности, потому что – кто без греха? Вопрос не в этом. А в чем?

Например, ваш избранник сознательно скрыл от вас неприятный факт своей биографии. Что это? Лукавство? Самооправдание? Не факт. Это может служить и признаком того, что человек нашел в себе мужество закрыть какую-то страницу своей жизни и не хочет возвращаться к ее обсуждению – как раз-таки из соображений благоразумия!

Но вот если свои неприглядные страницы он старательно закрывает, а чужие любит полистать, если о своих огрехах в прошлой жизни умалчивает, а о недостатках приятелей/ сослуживцев/ бывшей второй половины подробно рассказывает, то это не благоразумие – это именно лукавство и самооправдание. А они – очень плохие спутники брака.

Если в общении с вами человек мягок, снисходителен и легко признает свою неправоту, а в отношении родственников и давних знакомых сыплет негодованием/ жалобами/ претензиями – говорит ли вам это о чем-либо? Лицемерие – вещь страшная.

Это не значит, конечно, что надо радоваться, если он и с вами резок, груб и исполнен претензиями – пусть в этом нет лицемерия, но нет и любви.

Если вас привлекло именно его благочестие, а он вдруг склоняет вас к сожительству до брака, – разве об этом вы читали в православной литературе, какими должны быть православные супруги? Оправдание блудной страсти христианином – верный признак большой гордости, а гордость – первый враг благочестия.

Если, наконец, вы чувствуете, что вами явно манипулируют через ваше сострадание, чувство ответственности, чувство долга и т.п., – разве это не пренебрежение вашим человеческим достоинством? И разве это совместимо с отношениями людей в христианском браке?

Вам показалось, что статья написана предвзято, потому что инокиня предостерегает девиц и женщин от неудачного брака?

Мужчин неудачный брак сокрушает сильнее. Потому что дети остаются с женой, а если она – виновница развала брака, то что их там ждет? Хорошо еще, если мама просто истеричка. А если она «гулящая»?

Родительских прав за это не лишают. Ребенок ухожен, накормлен, уроки делает, пропусков в школе нет. пока. А то, что каждое утро из маминой спальни выходит новый дядя, – это к делу не подошьешь. Лишь бы не скандалили.

И вот уже очередной разведенный мужик сидит в храме и ПЛАЧЕТ. Здоровый, сильный, мужественный человек плачет, потому что ситуация вполне себе безвыходная – его ребенок живет там, где ему уродуют психику, а сделать ничего нельзя.

И вот уже очередной разведенный мужик сидит в храме и ПЛАЧЕТ

Но когда дети остаются с папой, потому что маме они откровенно не нужны, – это еще хуже. Нет, даже так: это – хуже некуда. Когда человека не любит родная мать – нет ничего хуже. Если он сирота, если живет среди равнодушных людей, если плачет в подушку в детском доме, если над ним издеваются, то и в этом мраке светится мысль, что, будь у него мама, она бы его любила. Но если мама есть, а ты ей не нужен. не знаю, с чем это сравнить, но хуже уже не бывает.

И это можно пережить, и это любящий папа может значительно компенсировать, и с этим вырастают прекрасными людьми. но это же не то, чего нормальные мужчины желают своим детям? И ведь к таким развязкам в браке может прийти совсем не испорченная девушка. А, например, просто инфантильная.

Впрочем, раз уж мы задавались вопросом «Кто без греха?», то надо сказать следующее: воля Божия может заключаться и в том, чтобы человек снизил свои претензии к избраннику и повысил свои претензии к себе. Возможно, человек и сам лукав и малодушен, сластолюбив и эгоистичен. И воля Божия заключается в том, чтобы он шлифовался о недостатки своей второй половины.

Но будем различать: отшлифоваться – одно, оцарапаться – другое, а разбиться – третье. Потому и надо сверяться по всем ориентирам, по которым узнаётся перспектива на брак, ибо неудачный брак может не смирить, а искалечить или сломать человека.

Еще один такой ориентир – это мнение близких. Настоящих близких, которые неравнодушны к вашей судьбе.

Если любящая мама начинает бессильно плакать при обсуждении ваших брачных планов – не отмахиваетесь ли вы бездумно? Если все ваши доброжелательные знакомые и добрые друзья смотрят на вашего избранника/избранницу в сильнейших сомнениях – откуда такое единодушие? Если духовник, известный своей богобоязненностью и деликатностью, вдруг начинает всячески призывать вас не спешить с этим браком – не стоит ли задуматься? А задумавшись, не стоит ли притормозить?

Не пытается ли ваш избранник увести вас подальше от тех, кто вас любит и о вас заботится?

Да-да, конечно, о том, что близкие в такой ситуации могут вдохновляться какой-то корыстью – ревностью, собственничеством, – сейчас много пишут. Но ведь не так, чтобы все сразу, верно?

Потому, еще: не пытается ли ваш избранник увести вас подальше от тех, кто вас любит и о вас заботится? Это отличный метод, выработанный в тоталитарных сектах – оторвать человека от всех, к кому он мог бы прийти в трудную минуту. а потом устраивать ему эти трудные минуты, ни в чем себе не отказывая.

Конечно, если у человека охота пуще неволи, то и ангел с неба ничего не сделает с его желанием. Знаю немало людей, которые пренебрегли советами великих старцев – отцов Иоанна (Крестьянкина), Кирилла (Павлова), Николая Гурьянова – и вступили-таки в брак, о неудаче которого их предупреждали великие старцы. И не зря же предупреждали.

Но если человек хоть как-то цепляется за свою христианскую ответственность, то как он может определить, что им движет: любовь – или пристрастие и ослепление?

Человек – никак. Потому и надо с сокрушением сердца припадать к Богу и просить о вразумлении. Именно о вразумлении. Потому что падший человек очень любит подменять волю Божию на свою. А подменять – значит менять неприметно. Нередко и для себя.

На чем бы еще проиллюстрировать этот механизм.

Вас обижали? Вас раздирала обида на то, как несправедливо с вами обошлись?

Само собой! Кого не обижали!

Надо просить у Бога, чтобы дал увидеть в этом деле не нашу правду, а Его.

Но из-за обиды человек сбивается на гнев или ропот. И никак, никак не может захотеть поставить вопрос таким образом. Если захочет и искренне попросит, то ответ от Бога огорченному сердцу придет очень быстро – почти сразу он увидит в случившемся либо свою часть вины, либо Промысл Божий на пользу своей душе. Обычно же – и то, и другое.

Но чаще обида внутри нас клокочет и требует, по сути, не видения правды Божией, а признания нашей правды – и от людей, и от Бога!

Мы говорим, что ищем волю Божию, а на деле требуем от Бога, чтобы Он подчинился нашей воле

Так же точно и в поднятой выше теме – надо отложить свое пожелание и просить Бога, чтобы вразумил поступить по Его воле. но это трудно, потому что в душе буйствует огонь своего хотения. И мы говорим, что ищем волю Божию, а на деле требуем от Бога, чтобы Он подчинился нашей воле.

Непостоянной, эгоистичной, глупой воле.

И разве так бывает только в вопросах брака? Со времен грехопадения так – во всем.

Источник

Что значит охота пуще неволи

Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Охота пуще неволи = Желание сильнее запрета. Эту популярную поговорку наши современники переделывют на самые различные лады, используя омонимию слова «охота» и запоминающуюся звучность словосочетания, все чаще подменяя основной смысл выражения.

М. И. Михельсон предлагает нашему вниманию цитаты исключительно оригинального значения:

Достоевский. Дядюшкин сон
Она погрузилась в свои размышления. Нечего сказать, они были хлопотливы. Но ведь говорится же, что охота пуще неволи.

Кохановская. Кирило Петров
В коренно-русском обычае нашего мелкого купечества есть охота, которая именно становится пуще неволи. Это: где бы ни будь, а праздник Рождества и Пасхи «принять» дома, как они говорят. Встретить великий праздник в своей семье.

Отождествление охоты с желанием происходит и в следующей пословице, которую наши современники почему-то не рискуют перефразировать:

Здесь речь идет о несовпадении желаний с возможностями, с явным преимущестом желаний. Как говорится, задор берет, да силы нет.

Пушкин. Мелочи
Состаревшийся волокита говорил: moralement je suis toujours physique, mais physiquement je suis devenu moral.

Второй подарок получают работники наркологических диспансеров:
Охота смертная, да водка горькая

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *