Что значит одномандатный округ и многомандатный

Словарь избирателя: объясняем ТИКи, УИКи и одномандатные округа

Собрали главные понятия грядущих выборов в Госдуму и петербургский Закс и стараемся понятно объяснить, чем ТИК отличается от УИК, что такое единый избирательный округ и какие полномочия есть у наблюдателей.

Горизбирком / ГИК / Санкт-Петербургская избирательная комиссия

Вышестоящая избирательная комиссия на территории Петербурга.

Горизбирком распределяет деньги из городского бюджета, выделенные на подготовку и проведение выборов, разрабатывает схему одномандатных округов, формирует окружные и территориальные избирательные комиссии, рассматривает жалобы на их действия и принимает решения по таким заявлениям.

В ведении Горизбиркома также всё, что связано с голосованием по единому избирательному округу: он регистрирует и публикует списки кандидатов, устанавливает, кто из включенных в список избран, и выдает им удостоверения.

Именно Горизбирком определяет и официально публикует общие результаты выборов по Петербургу, а также назначает и организует повторные и дополнительные выборы.

Работа депутата Госдумы — лично присутствовать на заседаниях парламента и парламентских слушаниях, участвовать в работе комитетов и комиссий, а также вносить законопроекты и поправки к ним и голосовать за или против принятия федеральных законов. Кроме того, депутаты обязаны рассматривать обращения избирателей и лично встречаться с ними.

Депутат может направлять запросы главам ведомств и руководителям органов власти, на которые те обязаны ответить в течение месяца. Зарплату депутаты получают из бюджета. Им запрещено заниматься предпринимательством или другой оплачиваемой деятельностью, кроме творческой, научной и преподавательской, а также иметь счета в иностранных банках.

Депутата Госдумы не могут обыскивать и допрашивать, если только он не задержан на месте преступления или привлечен к уголовной или административной ответственности. Это называется депутатской неприкосновенностью, и ее можно лишить по представлению Генпрокуратуры.

Работа петербургского парламентария очень похожа на работу федерального. Он должен присутствовать на заседаниях Законодательного собрания, участвовать в подготовке проектов решений Закса и поправок к ним, посещать депутатские слушания, выполнять поручения Закса, направлять депутатские запросы. Депутат также обязан оборудовать приемную и принимать там граждан — рассматривать их жалобы и другие обращения.

Деятельность депутатов Закса влияет на жизнь города, несмотря на то, что принципиально новые законы, как правило, городской парламент не принимает — чаще уточняет федеральные. Например, инициированный петербургскими депутатами запрет продавать алкоголь после 22 часов — это ужесточение всероссийского требования. Закс также решает, какому бизнесу дать налоговые льготы, какую территорию отдать под застройку, какие штрафы повысить или понизить.

В петербургском парламенте депутаты получают зарплату — как в Госдуме, и им запрещено заниматься бизнесом или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской или научной. Но это скорее исключение из правила — в большинстве регионов России не так.

Единый избирательный округ

Территория, от которой депутаты парламента избираются по партийным спискам.

На выборах в петербургский Закс единый избирательный округ включает в себя всю территорию Петербурга, на выборах в Государственную думу — всю территорию России. По единому округу избирается половина парламента (25 человек в Закс и 225 человек в Госдуму), остальные — по одномандатным округам.

Человек, уполномоченный наблюдать за деятельностью избирательной комиссии во время голосования и подсчета голосов. Он может обжаловать ее решения в вышестоящей избирательной комиссии или в суде. Главная задача наблюдателя на выборах — предотвращать и фиксировать нарушения.

Наблюдатель имеет право знакомиться со списками избирателей, любыми избирательными бюллетенями, следить за составлением протоколов об итогах голосования, получать их заверенные копии, обращаться с предложениями и замечаниями к председателю избирательной комиссии, а также фотографировать и снимать на видео происходящее на участке — правда, только только с места, определенного председателем. При этом препятствовать работе комиссии и участвовать в принятии решений наблюдатель не может.

Наблюдателей на участки направляют избирательные штабы кандидатов или партий. Стать наблюдателем может любой гражданин России, обладающий активным избирательным правом, кроме некоторых должностных лиц, депутатов и госслужащих.

Одномандатный избирательный округ

Территория, от которой избирается один депутат. Одномандатные округа формируют так, чтобы в них было примерно равное число избирателей — так каждый депутат будет представлять в парламенте примерно одинаковое число людей, независимо от того, избран он от густонаселенного или малонаселенного региона или района. Побеждает кандидат, получивший большинство голосов.

На выборах в городской парламент в Петербурге 25 таких округов — посмотреть, как они распределены, можно здесь. По ним избирается половина Законодательного собрания — то есть 25 депутатов из 50 представляют в городском парламенте какой-то округ.

В Госдуму половина депутатов, то есть 225, также избирается по одномандатным округам. У Петербурга их восемь — то есть город получит в парламенте восемь представителей.

Кандидата можно выдвинуть одновременно по одномандатному избирательному округу и по единому избирательному округу в составе партийного списка.

Документ, удостоверяющий право избирателя проголосовать на любом избирательном участке вместо того, к которому он приписан по месту регистрации. На выборах 2021 года его фактически заменяет распечатываемая часть заявления об изменении избирательного участка, подать которое можно через сайт госуслуг (как это сделать, «Бумага» писала в инструкции).

Открепительные удостоверения нередко фигурируют в нарушениях на выборах. Среди типовых проект «Гражданин наблюдатель» называет использование одного и того же удостоверения на разных избирательных участках, принуждение получить открепительное и передачу его другому лицу.

Учителя и сотрудники бюджетных учреждений в Петербурге неоднократно рассказывали, что их принуждают брать открепительные и голосовать не на своих избирательных участках.

Список кандидатов от одной партии, избирающихся по единому избирательному округу.

Половина парламента (и Госдумы, и петербургского Закса) избирается по пропорциональной системе. Избиратели голосуют за партию, и по итогам выборов места в парламенте распределяются между депутатами пропорционально полученным голосам. То есть если по результатам выборов партия получает десять мест в парламенте, депутатами становятся первые десять человек из списка. Кто и в каком порядке будет перечислен в списке, решает партия.

Список может участвовать в распределении мандатов, только если за него проголосовало не менее определенного процента избирателей. На нынешних выборах и в Госдуму, и в Закс Петербурга этот барьер составляет 5 %.

Гражданин России, выдвинувший свою кандидатуру на пост депутата по одномандатному избирательному округу. Чтобы быть зарегистрированным на выборах, ему нужно собрать подписи не менее 3 % избирателей, зарегистрированных в выбранном округе.

Кандидат-самовыдвиженец может быть членом политической партии и вправе указать это при подаче документов, но быть выдвинутым политической партией он не может.

Территориальная избирательная комиссия / ТИК

Избирательная комиссия, действующая на определенной территории.

ТИК устанавливает итоги голосования на своей территории — и по одномандатному округу, и по партийным спискам, — после чего направляет протоколы об итогах голосования в вышестоящую комиссию.

В Петербурге 64 территориальных комиссии — реформа 2020 года увеличила их число в два раза и изменила границы. На выборах 2021 года на ТИКи также возложили полномочия окружных избирательных комиссий в одномандатных избирательных округах. Это значит, что ТИКи также регистрируют кандидатов, выдают удостоверения об избрании и проводят повторные и дополнительные выборы.

ТИК — вышестоящая избирательная комиссия для участковых избирательных комиссий. Она формирует их состав, освобождает от должности председателей, координирует и контролирует работу, рассматривает жалобы и принимает по ним мотивированные решения, обязательные для исполнения участковыми комиссиями.

Участковая избирательная комиссия / УИК

Нижестоящая избирательная комиссия в Петербурге.

УИК организует голосование на избирательном участке: информирует людей о дне, времени и месте голосования, уточняет и при необходимости исправляет список избирателей, составленный ТИК, готовит помещение, выдает открепительные удостоверения.

УИК также подсчитывает голоса и передает протоколы об итогах голосования в ТИК, а их заверенные копии — наблюдателям.

Подробнее о работе Законодательного собрания и в целом об устройстве петербургской политики можно прочесть в этом материале «Бумаги». А здесь ищите словарь демократических понятий.

Схема округов действует до 2025 года

Если в округе их меньше 100 тысяч — не менее 3 тысяч подписей избирателей

Подробнее о том, как менялась система ТИК в городе, можно узнать здесь.

Источник

Что значит одномандатный округ и многомандатный

Статья 18. Образование (определение) избирательных округов, округа референдума

1. Для проведения выборов образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется единый избирательный округ; для проведения референдума определяется округ референдума.

2. Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона. Избирательная комиссия, организующая выборы, не позднее чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта), указаны номер каждого избирательного округа, место нахождения каждой окружной избирательной комиссии или избирательной комиссии, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии, число избирателей в каждом избирательном округе. Соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный орган муниципального образования утверждает схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, при этом указанный орган до утверждения схемы избирательных округов вправе вносить поправки в представленную схему.

3. Если на территории, на которой проводятся выборы, законодательные (представительные) органы государственной власти, представительные органы муниципального образования отсутствуют или новая схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не утверждена в срок, указанный в пункте 2 настоящей статьи, избирательная комиссия, организующая выборы, принимает одно из следующих решений:

а) если схема избирательных округов, утвержденная для выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления прежнего созыва (далее – прежняя схема округов), соответствует требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, – о проведении выборов по прежней схеме округов;

б) если прежняя схема округов не соответствует требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, и (или) признана судом в установленном федеральным законом порядке недействующей и не подлежащей применению, – о проведении выборов по избирательным округам, схема которых определяется в соответствии с требованиями закона организующей выборы избирательной комиссией и утверждается ею не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов. При этом если число депутатов, избираемых по новой схеме округов, не меняется, избирательная комиссия при определении указанной схемы вправе кроме уточнения численности избирателей только внести изменения в прежнюю схему округов, в соответствии с которыми изменению подлежат только округа, не соответствующие требованиям пункта 4 настоящей статьи, и (или) дополнить прежнюю схему округов в той части, в которой она признана недействующей и не подлежащей применению. Если указанные изменения и дополнения привели к тому, что изменяются границы иных округов в прежней схеме округов, комиссия вправе также изменить границы указанных округов в соответствии с требованиями пункта 4 настоящей статьи.

3 1 . При проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации первого созыва, представительный орган муниципального образования первого созыва схема избирательных округов, определяемая организующей выборы избирательной комиссией, утверждается органом, указанным в законе или ином нормативном правовом акте, на основании которого проводятся соответствующие выборы. Если указанный орган не утвердит в установленный срок схему избирательных округов, эта схема утверждается организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования решения о назначении соответствующих выборов.

4. Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа должны образовываться с соблюдением следующих требований:

а) соблюдается примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях – не более чем на 30 процентов. При образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе, не может превышать 10 процентов от средней нормы представительства избирателей, а в труднодоступных или отдаленных местностях – 15 процентов от средней нормы представительства избирателей. Указанные требования могут не соблюдаться при выборах в федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы в случае, если федеральным законом устанавливается обязательность образования не менее одного избирательного округа на территории каждого субъекта Российской Федерации. Положения, содержащиеся в первом предложении настоящего подпункта, могут не применяться при образовании на территории автономного округа, входящего в состав другого субъекта Российской Федерации, одного включающего в себя всю территорию указанного автономного округа одномандатного избирательного округа для проведения выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Если применение положений, содержащихся в первом предложении настоящего подпункта, влечет за собой образование избирательного округа, включающего в себя части территорий более чем одного муниципального образования, либо образование избирательного округа, включающего в себя территории одного или нескольких муниципальных образований и часть территории другого муниципального образования, отдельные одномандатные избирательные округа при проведении выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования могут быть образованы с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 20 процентов. Перечень труднодоступных и отдаленных местностей устанавливается законом субъекта Российской Федерации, вступившим в силу до дня официального опубликования решения о назначении выборов;

б) при образовании избирательных округов на определенных законом субъекта Российской Федерации территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей в соответствии с законом субъекта Российской Федерации может превышать указанный предел, но не должно составлять более 40 процентов;

в) избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, за исключением анклавных территорий.

5. При соблюдении требований, касающихся образования одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, указанных в пункте 4 настоящей статьи, учитываются административно-территориальное устройство (деление) субъекта Российской Федерации, территории муниципальных образований.

6. Если в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации одна из палат двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации формируется из представителей административно-территориальных единиц или муниципальных образований, то при формировании этой палаты подпункты «а» и «б» пункта 4 настоящей статьи не применяются.

7. Опубликование (обнародование) схемы одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, включая ее графическое изображение, осуществляется соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти, представительным органом муниципального образования, организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через пять дней после ее утверждения.

8. В случае образования многомандатного избирательного округа число депутатских мандатов, подлежащих распределению в этом округе, не может превышать пять. Данное ограничение не применяется при выборах в органы местного самоуправления сельского поселения, а также при выборах в органы местного самоуправления иного муниципального образования в избирательном округе, образованном в границах избирательного участка.

Комментируемая статья определяет порядок и условия формирования территориальной основы организации и проведения выборов и референдума.

1. Избирательные округа (округа референдума) представляют собой территории, которые образуются (определяются) в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и в пределах которых проводятся выборы, референдум. Избирательный округ представляет собой территорию, от которой непосредственно гражданами избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица). В основе формирования избирательных округов лежат принципы всеобщего и равного избирательного права. Образование избирательных округов – это один из важнейших этапов избирательной кампании, который должен гарантировать каждому избирателю (участнику референдума) возможность участвовать в выборах, референдуме. В комментируемом пункте устанавливаются виды избирательных округов: для проведения выборов могут образовываться одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа, определяться единый избирательный округ; для проведения референдума – округ референдума. Определения каждого вида избирательных округов даны в подпунктах 31–33 статьи 2 комментируемого Федерального закона. Так, одномандатным избирательным округом является такой избирательный округ, в котором избирается один депутат (подпункт 33 статьи 2), многомандатным избирательным округом – избирательный округ, в котором избираются несколько депутатов и в котором за каждого из них избиратели голосуют персонально (подпункт 32 статьи 2), единым избирательным округом является избирательный округ, который включает в себя всю территорию, на которой проводятся выборы (подпункт 31 статьи 2). Аналогичным должно быть определение округа референдума, законодательное закрепление которого терминологически отсутствует в статье 2 комментируемого Федерального закона.

В пунктах 2–8 комментируемой статьи закрепляется порядок образования одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, определения и утверждения их схемы. По одномандатным или многомандатным избирательным округам (по правилам мажоритарной избирательной системы) избирается часть депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутаты представительных органов муниципальных образований.

По единому избирательному округу избираются Президент Российской Федерации, со следующего (пятого) созыва – 2 декабря 2007 года – депутаты Государственной Думы (с разделением федеральных списков кандидатов не менее чем на 100 региональных групп), главы муниципальных образований. В первом случае единым избирательным округом будет являться вся территория Российской Федерации, а во втором – территория муниципального образования. По единому избирательному округу избирается часть депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации (возможно также избрание всего состава указанного органа на основе пропорциональной избирательной системы), а также могут избираться депутаты представительных органов муниципальных образований в случае проведения выборов по пропорциональной или смешанной (мажоритарно-пропорциональной) системе. Так, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ выборы всех 450 депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва должны проводиться по единому избирательному округу. Согласно пункту 16 статьи 35 комментируемого Федерального закона выборы депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации либо в одной из его палат должны проводиться по пропорциональной или смешанной избирательной системе, следовательно, тоже должен определяться единый избирательный округ. Аналогичный порядок формирования представительных органов муниципальных образований может быть установлен законом субъекта Российской Федерации. Порядок определения единого избирательного округа не требует подробной регламентации, так как избирательный округ в данном случае включает в себя всю территорию, на которой проводятся выборы (указания на это содержатся в законах о конкретных выборах, например, в статье 4 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»), и принятие дополнительного решения об определении территории указанного избирательного округа не требуется.

2. Комментируемым пунктом в основу формирования одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов положена численность зарегистрированных избирателей. В соответствии со статьей 16 комментируемого Федерального закона регистрация и установление численности избирателей (участников референдума) в пределах Российской Федерации осуществляется главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации – города федерального значения, – руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения, либо командиром воинской части по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Эти процедуры являются составной частью Государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации.

Избирательная комиссия, организующая выборы (при проведении муниципальных выборов – ИКМО, региональных выборов – ИКСРФ), определяет схему указанных избирательных округов, исходя из численности избирателей (участников референдума), зарегистрированных по состоянию на последнюю перед принятием решения дату. Комментируемым пунктом также установлены органы, которые определяют и утверждают схемы избирательных округов, сроки, в которые эти схемы подлежат определению и утверждению, а также определены требования к содержанию схемы одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов.

______________
1 См.: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 марта 2000 года № 4-П по делу о проверке конституционности части второй статьи 3 Закона Оренбургской области от 18 сентября 1997 года «О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области» в связи с жалобой граждан Г.С. Борисова, А.П. Бучнева, В.И. Лошманова и Л.Г. Маховой // СЗ РФ. 2000. № 13. Ст. 1429.

Также комментируемый пункт устанавливает перечень обязательных сведений, которые должны содержаться в схеме избирательных округов, а именно: 1) наименование каждого избирательного округа и его разновидности: одномандатный или многомандатный избирательный округ; 2) обозначение границ избирательных округов; 3) перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ; при этом если избирательный округ включает в себя часть территории указанных образований, то в схеме должны быть обозначены границы каждой части вышеуказанных образований; 4) номер каждого избирательного округа и его центр – населенный пункт; 5) место нахождения каждой окружной избирательной комиссии или комиссии, на которую возложены ее полномочия; 6) число избирателей в каждом избирательном округе. Приведенный перечень является исчерпывающим.

3. Комментируемый пункт устанавливает порядок определения схемы избирательных округов в случае, если на территории, на которой проводятся выборы, законодательные (представительные) органы государственной власти, представительные органы муниципального образования отсутствуют, а также в случае, если новая схема избирательных округов не утверждена ими в срок, установленный пунктом 2 комментируемой статьи. В этих условиях решение о схеме избирательных округов принимает избирательная комиссия, организующая выборы, при этом круг ее полномочий ограничен, а именно: если схема избирательных округов, утвержденная для выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления прежнего созыва, соответствует требованиям, установленным комментируемым Федеральным законом, комиссия лишь принимает решение о проведении выборов по этой схеме избирательных округов. Изменять схему избирательных округов в этом случае избирательная комиссия не имеет права. Если прежняя схема избирательных округов не соответствует требованиям комментируемого Федерального закона, и (или) признана судом в установленном федеральным законом порядке недействующей и не подлежащей применению, решение комиссии зависит от того, изменилось ли количество депутатских мандатов. Если количество депутатских мандатов осталось прежним, то изменения в прежнюю схему избирательных округов должны быть минимальными – изменению подлежат только те избирательные округа, которые не соответствуют требованиям пункта 4 комментируемой статьи, либо прежняя схема избирательных округов дополняется в той части, в которой она признана судом недействующей и не подлежащей применению. Изменение границ иных избирательных округов допускается только в случае, если к этому привели внесенные изменения. В случае если количество депутатских мандатов изменилось, избирательная комиссия определяет новую схему избирательных округов. Все указанные решения избирательная комиссия принимает не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов.

По сравнению с прежним Федеральным законом, который делал исключение лишь для выборов в федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, в комментируемом пункте сделаны исключения для региональных выборов: во-первых, для так называемых «сложносоставных субъектов Российской Федерации», в состав которых входят автономные округа: на территории автономного округа может быть образован один избирательный округ, включающий в себя всю территорию автономного округа, и при этом отклонение может быть более установленных комментируемым пунктом пределов; во-вторых, в случае, если при определении схемы одномандатных избирательных округов с учетом вышеизложенных требований, в состав территории избирательного округа были бы включены части территорий более чем одного муниципального образования, либо территории одного или нескольких муниципальных образований и часть территории другого муниципального образования, в целях избежания такой ситуации отдельные одномандатные избирательные округа могут быть образованы с отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 20 процентов. Последнее исключение на практике позволит не «резать» муниципальные образования и включать части их территорий в разные избирательные округа. Что касается автономных округов, то они, учитывая, как правило, небольшую численность избирателей, проживающих в них, наоборот, включались в состав избирательного округа с частью другой территории.

__________
1 См.: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июня 1998 года № 17-П по делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 4, подпункта «а» пункта 3 и пункта 4 статьи 13, пункта 3 статьи 19 и пункта 2 статьи 58 Федерального закона от 19 сентября 1997 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 25. Ст. 3002.
2 Пример подсчета допустимого отклонения: при проведении выборов на территории с численностью избирателей 120 тысяч образуется четыре трехмандатных избирательных округа. Средняя норма представительства составит 10000 избирателей на один депутатский мандат (120000 избирателей: 12 мандатов), допустимое отклонение будет составлять 1000 избирателей на один избирательный округ (10000 избирателей х 10 процентов). Таким образом, в одном избирательном округе число избирателей не должно быть меньше 29000 и больше 31000 (10000 избирателей х 3 мандата – 1000 либо 10000 избирателей х 3 мандата + 1000).

Перечень труднодоступных и отдаленных местностей, как и ранее, устанавливается законом субъекта Российской Федерации, который вступил в силу до дня официального опубликования решения о назначении выборов.

Еще более существенное отклонение от средней нормы представительства (до 40 процентов) установлено для территорий компактного проживания коренных малочисленных народов. Данные территории определяются законом субъекта Российской Федерации, как и возможная величина отклонения. Согласно статье 69 Конституции Российской Федерации Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Россий­ской Федерации. Согласно статье 1 Федерального закона от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов» 3 коренные малочисленные народы Российской Федерации – это народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

__________
1 С вступлением в силу Федерального закона от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» утратил силу Федеральный закон от 20 декабря 2002 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», предусматривающий описанную в комментируемой норме ситуацию.
2 См.: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1998 года № 26-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона от 21 июня 1995 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 48. Ст. 5969.
3 СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2208.

Еще одним требованием, предъявляемым комментируемым пунктом к образованию избирательных округов, является требование о целостности территории избирательного округа. Избирательный округ должен составлять единую территорию; не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой. Единственным исключением являются анклавные территории, т.е. территории, со всех сторон окруженные территориями иных субъектов Российской Федерации, либо территориями, где не проводятся соответствующие выборы, либо территорией (территориями) иностранного государства (иностранных государств), например, территория Калининградской области при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации первого – четвертого созывов (1993–2003 годы).

Пунктом 5 комментируемой статьи установлено, что при условии соблюдения всех указанных выше требований, при определении и утверждении схемы избирательных округов учитывается административно-территориальное устройство (деление) субъекта Российской Федерации, территории муниципальных образований. Учитывая жесткую структурированность местного самоуправления, установленную Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и отсутствие нормативного закрепления единых принципов административно-территориального устройства, при образовании избирательных округов чаще учитывают территории муниципальных образований.

6. Комментируемым пунктом оговаривается ситуация, когда не применяются положения о соблюдении примерного равенства численности избирателей по избирательным округам и средней нормы представительства избирателей в них, а именно, случай, когда одна из палат двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с его конституцией (уставом), когда такая палата формируется из представителей административно-территориальных единиц или муниципальных образований. Данное положение соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в пункт 5 мотивировочной части вышеупомянутого постановления от 10 июня 1998 года № 17-П.

_____________
1 СЗ РФ. 2000. № 14. Ст. 1493.

7. Комментируемым пунктом установлена обязательность опубликования (обнародования) схемы избирательных округов в срок не позднее чем через 5 дней после ее утверждения. Срок исчисляется в порядке, установленном статьей 11 1 комментируемого Федерального закона. Обязанность по опубликованию схемы избирательных округов возложена на орган, ее утвердивший, т.е. либо законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный орган местного самоуправления, либо если решение по схеме избирательных округов принято в соответствии с пунктом 3 комментируемой статьи – избирательную комиссию, организующую выборы.

8. Комментируемый пункт устанавливает, что предельное число депутатских мандатов, подлежащих распределению в случае образования многомандатного избирательного округа, не может превышать пяти мандатов. Это вызвано тем, что в многомандатных избирательных округах существенно ослабляется, а иногда даже утрачивается связь депутатов с избирателями, обезличивается их ответственность перед избирателями. Исключения сделаны лишь для сельских поселений (это новация комментируемого Федерального закона), и для случая, когда границы избирательного округа совпадают с границами избирательного участка при выборах в орган местного самоуправления, поскольку дробление и так небольшой территории нецелесообразно и вызовет организационные трудности (например, при определении результатов выборов).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *