Что значит образные слова
Значение слова «образный»
2. Яркий, красочный, живой. Образный язык.□ Его суждения всегда бывали кратки, образны, били в самую сущность явления и часто освещали его с неожиданной стороны. Короленко, О Г. И. Успенском. Местное слово может обогатить язык, если оно образно, благозвучно и понятно. Паустовский, Золотая роза.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
о́бразный
1. представляющий что-либо посредством образов (в знач. I.2); содержащий в себе образ ◆ Понятие менее отвлечённое по сравнению с понятием более отвлечённым есть образ; между понятиями существуют степени наглядности; существуют понятия более или менее образные; понятие научное есть один предел в этом ряде; наоборот: я могу систему строгих научных понятий заменить системою понятий более образных, так или иначе облекающих научные понятия; Андрей Белый, «Эмблематика смысла. Предпосылки к теории символизма», 1909 г. (цитата из НКРЯ)
2. яркий, красочный, живой ◆ Язык у него очень живой, образный, и всё, что он говорит, он пересыпает характерными итальянскими проклятиями и восклицаниями: «Porche misere!». Куприн, «Страшная минута», 1895 г. ◆ её мировоззрение было удивительно живое и своеобразное, стиль ― образный, язык ― точный и смелый, обличавший казачью породу. А. А. Блок, «Автобиография», 1915 г. (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: особнячок — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Основные типы образных слов
По замечанию Р. А. Будагова, «слово — это не только одна из центральных категорий языка, но и понятие, которым постоянно оперируют все люди, независимо от их профессий, взглядов и убеждений. Выражают мысли и чувства с помощью слов, прислушиваются к словам окружающих людей, усваивают новые или незнакомые слова. » (41, с. 117). Можно добавить, что через слово воспринимается прежде всего и художественная речь, что именно слово является, по выражению А. М. Горького, первоэлементом литературы.
Одно из основных свойств художественной речи—ее образность—воспринимается прежде всего через образное слово.
С лингвистической точки зрения образным можно назвать всякое слово, сохраняющее в языке внутреннюю производность, мотивированность. С этих позиций выделяются различные т и-пы образных слов.
1. Производные слова с ощутимой внутренней формой типа белоснежный (ср. белый снег), крохотный (ср. кроха>. Образность подобных слов заключается не только в сопоставимости с производящей основой, но и в наличии гиперболичности выражаемого признака: белоснежный («очень белый»), крохотный («очень маленький»).
Приведем еще несколько примеров: подснежник — слово не только обозначает название цветка, но и передает образное представление о нем (растущий под снегом), ползунки—слово
не только обозначает костюм для ребенка, но и передает представление (ползать).
Аналогично: зимник—«путь, по которому ездят только в зимнее время»; джигитовка — «разнообразные сложные упражнения на скачущей лошади» (от джигит>; живодер—перен. о жестоком человеке, мучителе (драть живое); криводушный— «поступающий против совесги, кривящий душой; неискренний, лживый».
Внутренняя форма (производность, мотивированность) помогает слову выполнять функцию характеристики.
2. Образными можно назвать слова, мотивированные звукоподражанием: кукарекать, кукушка, чавкать, мяукать, дребезжать, ухать, гопак, шамкать, охать, шуршать, гоготать, хохотать и др.
3. Образными можно назвать слова с переносным типом лексического значения, сохраняющие внутреннюю смысловую (семантическую) двуплановость. Соотношение с производным значением при тает слову экспрессивность, характерологичность. Приведем примеры из нормативных толковых словарей: дубовый (перен.)—«о чем-либо грубом; неотесанном; нечутком»;
золото (перен.)—«о ком-, чем-либо, отличающемся большими достоинствами»; клад (перен.) —
Как видим, язык обладает широкими лексическими возможностями для выражения образных представлений. Эти языковые возможности могут быть реализованы на уровне речи, в том числе и на уровне речи художественной. А. А. Потебня называл свойство языка, связанное со способностью лексических единиц передавать образные представления, символичностью, поэтичностью языка (см., например, 42).
Отметим, что длительное употребление лексических единиц в речи делает их привычными для говорящего коллектива. Мотивированность, образность затушевывается и исчезает. В языке активно функционируют слова, лишенные мотивированности, образности, с исчезнувшей внутренней формой (слово, стол, петь, яркий и т. п.). Забвение внутренней формы А. А. Потебня называл прозаичностью языка. Итак, язык обладает тенденциями к проявлению образности и необразности, символичности и несимволичности, поэтичности и прозаичности.
Писатель, стремящийся передать образные представления, с одной стороны, использует образные (символические, поэтические) свойства языковых единиц, а с другой стороны, старается оживить стертую образность или создать образность индивидуальную, несвойственную языку. В связи с этим можно говорить о типах образных слов, выделяемых на уровне худо-
жественной речи. Образность этих слов носит индивидуально-стилистический характер.
1. Окказионализмы (стилистические неологизмы).
Данный тип образных слов обладает набором признаков, которые отличают их от слов «канонических», языковых: 1) окказионализмы принадлежат только речи; 2) они творимы (невоспроизводимы); 3) обладают словообразовательной производ-ностью; 4) нормативны; 5) обладают функциональной одноразо-востью; 6) экспрессивны; 7) обладают номинативной факультативностью; 8) сохраняют индивидуально-авторскую принадлежность (совокупность признаков окказионального слова выделена А. Г. Лыковым; им же подробно описан каждый из названных признаков—см. 43, с. 11—37).
Со структурной точки зрения окказиональные слова неоднородны и поэтому подлежат внутренней классификации. Поскольку мы говорим об окказионализмах в общем плане, не будем останавливаться на вопросе их внутренней типологии. Окказионализм—это слово, употребленное в художественной речи: его звуковая оболочка неизвестна нормированному литературному языку. Приведем примеры авторских окказионализмов В. Маяковского: Нас—двое. (Храненных. загнанных ланями; ади-ще города; выбряцав шпоры в горящей мазурке, выкоу-‘lUTb русый ус: лица не вы грущу; эта масломясая, б biff, о морда я орава; мотаешь головою, кудластый; все вы па бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош; в ношую жуть ушел от окон хмурый, декаб-р ы и; плачет ли, как побитый, хмуренький д е к а б р и к; Я думал — ты всесильный б ожище, а ты недоучка, крохотный божик; Вильгельмов сапог Николаева шпористей и т. п.
Анализ окказиональных слов следует проводить с соблюдением двух методологических правил:
а) обязательно сопоставление с нормированной, общепринятой языковой параллелью; такое сопоставление даст возможность выявить характер внешней новизны окказионализма и определить его тип (фонетический, морфологический, словообразовательный: префиксальный, суффиксальный, префиксально-суффиксальный); б) обязательна опора на контекст (в узком и широком его понимании): словосочетание—предложение_ текст—цикл произведений—творчество в целом.
2. Ко второму типу чисто речевых образных лексических единиц можно отнести слова с переносными значениями, которые неизвестны языку, не закреплены в его системе и, следовательно, не отмечены нормативными голковы-ми словарями. В данном случае образной новизной обладает лишь смысловая сторона слова. Например: лапы дуба (И. Уткин), Между домов поблескивало море, слепя горячей синькою глаза (Д. Кедрин); в пыли людской молвь: (И. Уткин); Я книгу времени читал (П. Антокольский); Не каждо
му дано увидать седую клинопись вершин (Л. Татьяниче-ва); Как холодно звякают листья (Р. Рождественский); Теперь свои занозы, и мозоли ему дороже и забот и дел (Н. Грибачев).
Конкретный анализ в опоре на нормативные словари часто показывает невозможность абсолютного разграничения языковых и неязыковых образных значений. Это объясняется переходным характером развивающихся языковых явлений; некоторые значения перестают быть индивидуальными, частотность их употребления в художественной речи возрастает. Тем не менее в систему языка они входят не сразу, должно пройти время, для того чтобы они заняли свое место в парадигматике лексико-се-мантического уровня. Итак, речевая образность шире собственно языковой. Изобразим соотношение языковых и речевых образных значений схематически.
3. В художественной речи образностью могут обладать слова с нормированной звуковой оболочкой и прямым значением (безобразная образность). Это происходит в том случае, когда контекстуальное окружение не только способствует выявлению предметного лексического значения слова, но и придает ему смысловые и стилистические оттенки, делает его изобразительным, экспрессивным. Восприятие такого слова связано с обязательным эмоциональным переживанием. Так, имена собственные (имена людей: Надежда, Мария, Фекла, Галина, Иван, Александр и др.) язык не наделяет эмоцио-
‘ Данный класс образных значений занимает промежуточное положение между речью и языком, отражая факты переходности, которые обусловлены процессами лексического развития.
нально-экспрессивной окраской. Они выполняют лишь функцию называния, но не функцию характеристики. Сравните у А. Блока:
Она пришла без спутников сюда. О нежная! О тонкая! — И быстро Ей мысленно приписываю имя:
Будь Аделиной! Будь Марией, Теплой!
Собственные имена наполняются эмоционально-экспрессивной характеристикой: с их помощью передается отношение к героине. Контекстуальные значения приобретают ситуативные признаки: нежность, утонченность, красота, романтичность, целомудренность. Но вот ситуация меняется. Девушка, за которой тайно наблюдает пылкий юноша, отвечает на пошлые ухаживания офицера:
Я хохочу! Взбегаю вверх. Бросаю В них шишками, песком, визжу, пляшу Среди могил — незримый и высокий. Кричу: «Эй, Фекла, Фекла!» И они Напуганы, сконфужены, не знают, Откуда шишки, хохот и песок.
Собственное имя Фекла приобретает в контексте оскорбительный, грубый оттенок. Через него передается целая гамма эмоций: издевка, отчаяние, гибель романтических представлений. В этом смысле его можно назвать образным (образно-оценочным).
Обобщая материал параграфа, следует подчеркнуть необходимость: 1) разграничения образных и необразных лексических единиц; 2) языковых и чисто речевых образных средств; 3) типологического разграничения образных единиц внутри каждой группы.
1. Определите понятие «образное слово» с лилгвистической точки зрения.
2. Расскажите, как выделить различные типы образных слов, основываясь на разграничении языка и речи.
Задания
47. Пользуясь нормативными толковыми словарями, приведите примеры различных типов языковых образных слов.
48. Прочитайте отрывок из былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» в учебнике-хрестоматии для 5-го класса. Выпишите образные слова и определите их тип.
Проделайте аналогичную работу на материале следующих текстов:
И. Крылов. Демьянова уха (5-й кл.); А. Пушкин. Песнь о вещем Олеге (5-й кл.); В. Короленко. Дети подземелья (5-й кл.)—три абзаца, начиная со слов Я невольно сравнивал ее с моей сестрой. ; В. Маяковский. Стихи о cobsickom паспорте (10-й кл.); А. Фадеев. Разгром (10-й кл.)—гл. VII, абзац от слов Тайга расступалась вечерней березовой опушкой.
Что такое образные выражения в баснях Крылова
В этой публикации речь пойдет об образных выражениях, рассмотрим примеры таковых, выделим основную мысль из приведенных нами высказываний. Значимая роль образных выражений обобщает ситуации, с которыми вам приходится сталкиваться в различных сферах жизни. Особое внимание будет уделяться литературным произведениям, которые вот уже в течении достаточно длительного времени из поколения в поколение передают нам мудрые мысли. Итак, давайте подробно рассмотрим, что такое образные выражения.
Определение. Понятие
Опыт дурака или уроки жизни
Хитрая медлительность
Что такое образное выражение? Классическим примером является образ прожорливого Васьки из басни Крылова «Кот и повар», которую каждый из нас слышал. «А Васька слушает, да ест». Эта известная и часто употребляемая фраза стала нарицательной, и многие люди ошибочно считают ее поговоркой. Смысл этого образного выражения заключается в том, что игнорирование замечаний и продолжение запретных действий может в конечном счете привести к неблагоприятным последствиям.
Проведем параллель с другим, не менее популярным образным выражением из басни Крылова «Лебедь, Рак и Щука»: «А воз и ныне там». Ситуация, описываемая в басне, типична и для сегодняшнего дня. Суть его такова: все дела, которые должны быть выполнены несколькими лицами одновременно, могут успешно завершиться в одном случае, когда взаимное уважение, согласие и солидарность будут стоять на первом месте.
Но вернемся к басне «Кот и повар», где под образом повара можно понимать и видеть образ некоего руководящего лица, то же скажем и о трех персонажах басни «Лебедь, Рак и Щука». Почему же они, наделенные полномочиями, не предпринимают действий, почему и зачем медлят с принятием решений? Может быть, у власти совершенно не те люди?
Заключение
Подводя итоги сказанному, хотелось бы отметить, как велико значение образных выражений, что такое обобщенное понимание смысла сказанного упрощает, а порой сглаживает конфликтные ситуации, насмехается над различными житейскими ситуациями.