Что значит обособленное структурное подразделение

Обособленное подразделение организации

Для расширения масштабов бизнеса и освоения новых рынков организация может создать филиал или представительство. И то, и другое – обособленное подразделение юридического лица. Давайте разберемся с этим понятием, с видами подразделений и их характерными чертами.

Что такое обособленное подразделение

Определение обособленного подразделения (ОП) дано в пункте 2 статьи 11 Налогового кодекса. Им признается любое территориально обособленное подразделение организации, по месту нахождения которого на срок более месяца оборудованы стационарные рабочие места. Из этого следует, что ОП обладает такими характеристиками:

Чтобы структура была признана обособленным подразделением, должны исполняться все указанные выше условия.

В пункте 2 статьи 11 НК РФ также сказано о том, что обособленное подразделение юридического лица признается таковым вне зависимости от таких обстоятельств:

Теперь подробнее рассмотрим характерные черты обособленного подразделения.

Отдельная территория

Под территориальной обособленностью понимается несовпадение места расположения подразделения с адресом головной организации. При этом ОП может находиться как в другом, так и в том же населенном пункте, что и юридическое лицо.

Под местом нахождения основной организации понимается ее юридический адрес, то есть тот, который фигурирует в ЕГРЮЛ. Если по нему располагается головной офис, а иная структура расположена по любому другому адресу, то это может быть обособленным подразделением. Конечно же, в том случае, если исполняются все остальные условия.

Рабочие места

Обособленное подразделение юридического лица должно иметь хотя бы одно оборудованное рабочее место. В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса, им является место, где работнику надо находиться либо куда нужно прибыть для выполнения работы. Это место прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Оборудование рабочего места подразумевает установку мебели, техники, приобретение необходимых инструментов или иных средств производства. Причем на рабочем месте сотрудник должны исполнять свои обязанности. Отсюда следует, что если рабочее место создано, но на него никто не нанят, то такая территория не является обособленным подразделением.

Еще одна важная характеристика рабочего места в ОП – оно должно быть стационарным, то есть созданным на месяц и более. При этом сотрудник не обязан трудиться здесь постоянно. Если он будет являться для исполнения работы время от времени, это ничего не поменяет.

Подконтрольность работодателю

Территория, на которой расположено стационарное рабочее место, должна быть подконтрольна головной компании. Только при исполнении этого условия можно говорить, что создано обособленное подразделение юридического лица. Из этого следует, в каких случаях ОП не создается:

В этих случаях работники трудятся на местах, которые созданы на территории, неподконтрольной работодателю.

Виды ОП

В статье 55 Гражданского кодекса говорится о двух видах особенных подразделений:

Оба указанных типа ОП не признаются самостоятельными юрлицами, не имеют собственного имущества. Свою деятельность они ведут от имени головной организации. Ею же разрабатывается положение о филиале или представительстве и назначается его руководитель. Информация о подразделениях этих типов вносится в ЕГРЮЛ. Различие же между этими видами ОП в наборе функций – у филиала они шире.

Других типов подразделений в Гражданском кодексе нет, однако в Налоговом кодексе встречается понятие «иное обособленное подразделение». Это дает право организациями открыть ОП, не являющееся ни филиалом, ни представительством.

О том, как обособленным подразделениям платить налоги и сдавать отчетность, читайте в этой статье.

Нужно ли сообщать в ФНС

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 НК РФ, организация должна уведомить ФНС обо всех созданных ею ОП, кроме филиалов и представительств. Таким образом, если создается обособленное подразделение юридического лица иного типа, у налогоплательщика возникает обязанность уведомить об этом налоговую службу.

Для этого разработана форма № С-09-3-1, утвержденная приказом ФНС от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@. О создании простого ОП нужно сообщить в течение месяца. Если в сведения о нем вносятся изменения, то такая информация должна быть представлена в налоговый орган в течение 3 дней.

Если же открывается филиал или представительство, то порядок сообщения другой. Такая информация вносится в ЕГРЮЛ, а для этого нужно направить в ИФНС форму Р14001. Налоговая инспекция получит все нужные данные о филиале (представительстве) из реестра юридических лиц.

Когда обособленное подразделение закрывается, об этом также нужно уведомить ИФНС в трехдневный срок. Причем согласно пункту 3.1 статьи 23 НК РФ, требование распространяется на все типы обособленных подразделений, в том числе на филиалы и представительства. В таком случае применяется форма № С-09-3-2, которая также есть в приказе № ММВ-7-6/362@.

Итак, мы разобрались, что значит обособленное подразделение и каким оно может быть. Осталось добавить, что при работе через ОП, о создании которого в ИФНС в установленном порядке данные поданы не были, можно получить штраф. Если это филиал или представительство, то в соответствии со статьей 14.25 КоАП он составит 5 000 рублей. Наличие ОП иного вида могут расценить как непредставление ИФНС необходимых для контроля сведений и назначить штраф 200 рублей по пункту 1 статьи 126 НК РФ.

Кроме того, есть случаи, когда отсутствие информации об обособленном подразделении расценивалось, как нарушения порядка постановки на налоговый учет. В соответствии с пунктом 1 статьи 116 НК РФ, за это положен штраф 10 000 рублей.

Источник

Обособленные подразделения

Как ни странно звучит, но создать обособленное подразделение можно и неумышленно. И хуже всего, что такое «неумышленное» создание обособленного подразделения может повлечь негативные последствия. В статье мы рассмотрим подобные случаи, что поможет нашим читателям избежать негативных последствий.

Обособленное подразделение организации – это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, при этом рабочее место считается созданным, если оно создается на срок более одного месяца.

Причем подразделение будет признаваться обособленным независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение (п.2 ст.11 НК РФ).

Когда обособленное подразделение считается созданным

Обособленное подразделение характеризует два признака:

1. оборудованные рабочие места, созданные на срок более одного месяца;
2. территориальная обособленность от головного подразделения.

Разберем эти признаки подробнее.

Признак первый. Налоговый кодекс не содержит понятия рабочего места, поэтому стоит обратиться к Трудовому кодексу.

Рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой, и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст.209 ТК РФ).
Например, в последнее время все большей популярностью пользуются так называемые «виртуальные офисы», когда сотрудники организации работают удаленно, то есть дома, на домашних компьютерах и т.д. Соответственно, квартира работника, его домашний компьютер не находятся под контролем работодателя, будь то прямым или косвенным, поэтому и создание обособленного подразделения не происходит.

Кроме этого, рабочее место должно быть создано самой организацией-работодателем (арендовано помещение или приобретено в собственность). К примеру, если клининговая компания направляет уборщицу в офис клиента для ежедневной уборки сроком на два месяца, то обособленного подразделения также не будет. Ведь если помещение или часть его не принадлежит организации-работодателю, то уборщица будет считаться командированным сотрудником (166 ТК РФ).

По мнению Минфина, каждый случай потенциального создания обособленного подразделения необходимо рассматривать отдельно. Так, специалисты финансового ведомства разъяснили, что для решения вопроса о наличии либо об отсутствии признаков обособленного подразделения организации должны учитываться существенные условия договоров (аренды, подряда, оказания услуг или иных), заключенных между организацией и ее контрагентом, характер отношений между организацией и ее работниками, а также другие фактические обстоятельства осуществления организацией деятельности вне места своего нахождения (письмо Минфина России от 18.02.2010 N 03-02-07/1-67).

Помимо прочего рабочие места должны быть оборудованы, то есть каждое рабочее место должно быть приспособлено для выполнения той функции, для которой создано.
Таким образом, можно сделать вывод, что рабочее место должно быть оборудовано, создано работодателем и находиться под его прямым или косвенным контролем.

Признак второй. Налоговый кодекс не дает определения территориальной обособленности. Однако, по нашему мнению, подразделение будет считаться территориально обособленным, если адрес его местонахождения отличается от адреса местонахождения головной организации, указанного в учредительных документах.

Для справки: место нахождения обособленного подразделения организации – место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение (п.2 ст.11 НК РФ).
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что обособленное подразделение будет считаться открытым со дня оборудования рабочих мест по адресу, отличному от адреса места нахождения организации.

Обособленное подразделение, филиал, представительство

Гражданское законодательство выделяет два вида обособленных подразделений: филиал и представительство.
Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (п.1 ст.55 ГК РФ).

Понятие «филиал» несколько шире понятия «представительство». Филиал – это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п.2 ст.55 ГК РФ).

Понятие «обособленное подразделение» еще шире и включает в себя понятия «филиал» и «представительство». Каждый филиал или представительство являются обособленными подразделениями, но не каждое обособленное подразделение является филиалом или представительством.

Кроме того, филиал и представительство действуют на основании соответствующих положений, утвержденных головной организацией, и имеют руководителей. Сведения о представительствах и филиалах должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица (п.3 ст.55 ГК РФ).

Обособленное подразделение не обязательно должно иметь руководителя. Также, нет обязанности у головной организации утверждать специальное положение об обособленном подразделении. А сведения о нем необязательно указывать в учредительных документах.

Обратите внимание, что представительство и филиал не являются юридическими лицами, соответственно не выступают субъектами гражданских или налоговых правоотношений (п.3 ст.55 ГК РФ). Также и обособленное подразделение не является юридическим лицом и не выступает субъектом гражданских и налоговых правоотношений. Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения российских организаций лишь исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов (ст.19 НК РФ).

Постановка на учет или уведомление?

Обособленное подразделение создано, что дальше? А дальше, если организация ведет деятельность через это подразделение, то она обязана в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения подать в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения заявление о постановке на учет (п.4 ст.83 НК РФ).

А если обособленное подразделение создано, но деятельность через него не ведется? Если буквально трактовать указанную норму, то пока деятельность через обособленное подразделение не ведется, подавать заявление о постановке на учет не нужно. Однако, если, например, спустя два месяца после создания обособленного подразделения организация начнет вести деятельность через него, то нужно будет вставать на учет. Сделать это без нарушения установленного срока в рассматриваемом случае будет невозможно. Поэтому верным решением будет подать заявление о постановке на учет в течение месяца со дня создания обособленного подразделения, даже если деятельность через него пока не ведется.

Кроме подачи заявления о постановке на учет, организация обязана во всех случаях в течение месяца со дня создания обособленного подразделения сообщить об этом в налоговый орган по месту нахождения организации. О закрытии обособленного подразделения также необходимо сообщить в налоговый орган в течение месяца (подп.3 п.2 ст.23 НК РФ). Сообщение представляется в налоговый орган по форме N С-09-3, утвержденной приказом ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@ (п.7 ст.23 НК РФ).

Если же организация создала обособленное подразделение на территории муниципального образования, на котором находится сама организация, то вставать повторно на учет не нужно (п.1 ст.83 НК РФ). В этом случае необходимо будет лишь подать сообщение об открытии обособленного подразделения в порядке, предусмотренном подпунктом 3 пункта 2 статьи 23 НК РФ.

А если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемым организацией самостоятельно (п.4 ст.83 НК РФ).

Чтобы сделать это, организации необходимо письменно сообщить, какой налоговый орган она выбрала для постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения. Причем сообщить нужно в тот налоговый орган, который организация выбрала для постановки на учет. Сделать это можно, используя разработанную ФНС России рекомендуемую форму сообщения (КНД N 1111051) (приложение к приказу ФНС России от 24.03.2010 N ММ-7-6/138@).

«Юридический» и «фактический» адреса

Сейчас достаточно распространено такое обывательское понятие, как юридический адрес организации. Говоря юридический адрес, подразумевают адрес места нахождения организации.

Иными словами, адрес места нахождения организации – это тот адрес, который указан в учредительных документах.
Под фактическим адресом понимают адрес, где организация находится и осуществляет деятельность на самом деле.
По мнению некоторых территориальных налоговых органов, отличие «юридического» адреса от «фактического», по сути, является созданием обособленного подразделения. То есть они считают, что по фактическому адресу находится не сама организация, а ее обособленное подразделение.

По нашему мнению, такой подход неверный. Обособленное подразделение, в первую очередь, должно быть территориально обособлено от головной организации. А в ситуации, когда организация ведет деятельность по адресу, отличному от указанного в учредительных документах, обособленное подразделение не создается, поскольку в таком случае отсутствует головная организация (по «юридическому» адресу никого нет, и деятельность там не ведется). То есть для признания создания обособленного подразделения должна быть и головная организация.
Тем не менее, чтобы избежать лишних и ненужных споров с налоговыми органами, рекомендуем внести изменения в учредительные документы, поменяв сведения о месте нахождения организации.

По какой статье ответственность?

В Налоговом кодексе РФ есть две статьи, связанные с постановкой на учет.
Статья 116 НК РФ предусматривает штраф в размере 5000 рублей за нарушение срока подачи заявления о постановке на налоговый учет. Если срок нарушен более чем на 90 дней, то штраф увеличится в два раза и составит 10 000 рублей.
Сразу оговоримся, что за неуведомление налогового органа о создании или закрытии обособленного подразделения Налоговым кодексом ответственность не установлена.
Статья 117 НК РФ предусматривает ответственность за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе.

Причем санкции по этой статье значительно больше, чем санкции по статье 116 НК РФ. Так, за указанное правонарушение статья 117 НК РФ предусматривает штраф в размере 10% от доходов, полученных от деятельности, которая велась без постановки на учет в налоговом органе, но не менее 20 000 рублей. Если такая деятельность велась более 90 дней, то штраф увеличится вдвое и составит 20% от доходов, но не менее 40 000 рублей.
Иными словами, статья 116 НК РФ должна применяться в тех случаях, когда организация сама подала заявление о постановке на учет, но при этом пропустила сроки. Статья 117 НК РФ должна применяться в случаях, если налоговый орган обнаружил и зафиксировал ведение организацией деятельности без постановки на налоговый учет.

Существует мнение, что объективная сторона статьи 117 НК РФ охватывает лишь ведение деятельности без постановки на учет вообще, а не обособленного подразделения. То есть, если организация стоит на учете в налоговом органе, то привлечь ее к ответственности за ведение деятельности через обособленное подразделение без постановки на учет в налоговом органе по месту его нахождения нельзя (постановления ФАС Московского округа от 20.06.2007 N КА-А40/5386-07, от 05.10.2007 N КА-А40/10377-07, ФАС Северо-Западного округа от 29.04.2004 N А66-6713-03).

Однако не все суды разделяют подобное мнение, например, ФАС Дальневосточного округа подтвердил правомерность привлечения налогоплательщика к ответственности по статье 117 НК РФ за ведение деятельности через обособленное подразделение без постановки на учет (постановление от 03.09.2008 N Ф03-А04/08-2/3593).

В заключение отметим: расширяя свой бизнес, не забывайте выполнять обязанности, возложенные налоговым законодательством, это поможет избежать ненужных споров и сэкономить деньги.

Всем, кто на этой неделе забронирует место в группе, «Клерк» подарит месяц безлимитных консультаций, чтобы было легче учиться на потоке.

Покажите директору, на что вы способны. Записаться и получить подарок

Источник

Обособленное подразделение: открытие, бухучет, закрытие

Решение открыть новое структурное подразделение прибавляет работы и вопросов как руководителю (каким юридическим статусом наделить структурное подразделение, как зарегистрировать, где, какие документы нужны), так и бухгалтеру (как вести учет, как сдавать бухгалтерскую отчетность, какие платить налоги, за что можно попасть на штрафы). Вновь созданное структурное подразделение можно наделить юридическим статусом филиала, представительства или иного обособленного подразделения (далее ОП). В нашей статье речь пойдет именно о прочих ОП, например, розничная точка.

01. Что такое обособленное подразделение

02. Обособленному подразделению требуется доверенность

Обособленное подразделение создается с целью выполнять функции организации (все или их часть) или представлять интересы организации и защищать их по месту своего нахождения. Однако, ОП не является самостоятельным юридическим лицом и поэтому для того, чтобы вступить в какие-то правоотношения от лица головной организации, необходимо чтобы все полномочия были прописаны не только в учредительных документах и положениях об иных ОП, но и в правильно оформленной доверенности. Например:

В отличие от филиалов и представительств, возникновение прочего обособленного подразделения не сопровождается внесением изменений в учредительные документы организации, кроме документов, фактически подтверждающих возникновение стационарного рабочего места (например, договор аренды и приказ о приеме на работу лица, которое там будет находиться). Более того, при создании обособленного подразделения не требуется утверждать Положений о данном обособленном подразделении, а также можно обойтись без назначения руководителя обособленного подразделения, без выдачи ему доверенности (например, вы всего лишь наняли нескольких дополнительных рядовых сотрудников, которые будут находиться в удаленном офисе). Тем не менее, на практике, как правило, приказ руководителя юридического лица все-таки издается (общего собрания участников для этого проводить точно не нужно). Наиболее целесообразно, как нам кажется, издать приказ о внесении изменений в штатное расписание и организационную структуру юридического лица (если такая есть).

03. Отличия филиала от обособленного подразделения

Главные отличия мы отразили в таблице:

Вид обособленного подразделенияПредставительствоФилиалОбособленное подразделение
примерпредставительство иностранной компании в РФфилиал московской фирмы в Смоленскемагазин
Функциипредставляет интересывыполняет функцию в другом местевыполняет потребность
Cтатус юридического лицаНетНетНет
Ведение хозяйственной деятельностиНетДаДа
Наличие сведений в учредительных документах организацииДаДаНет
Правоустанавливающие документы для осуществления деятельностиПоложение о представительстве; Внесение сведений в Устав организацииПоложение о филиале; Внесение сведений в Устав организацииПриказ руководителя
Наличие собственного баланса и счетаЧаще нетДаНе обязательно

Важно! Руководитель организации так же должен иметь ввиду при открытии структурного подразделения тот факт, что наличие филиала или представительства накладывает запрет на право применения организацией упрощенной системы налогообложения, что никак не касается прочих ОП.

04. Порядок открытия и закрытия обособленных подразделений

Что касается постановки на учет обособленного подразделения, то оно гораздо проще, чем у филиалов и представительств (регистрацию филиалов мы разобрали в статье «Регистрация филиала ООО»).

Итак, регистрация обособленного подразделения:

Достаточно лишь встать на налоговый учет по правилам ст. 83 НК РФ.

Процедура открытия (регистрации) обособленного подразделения

Напоминаем, что речь идет об структурном подразделении, обособленное от основной компании.

4.1. Издаем приказ об открытии подразделения. Об открытии подразделения директор Общества издает соответствующий приказ (см. заполненный пример ниже) и выдает доверенность руководителю ОП.

Приказ №___
о создании обособленного подразделения

«___»___________2021 г. г._______________________

В связи с развитием компании и необходимостью расширения ее структуры

ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Создать с 01.02.2021, без изменения штатного расписания, в отделе маркетинга и продаж обособленное подразделение, расположенное по адресу: 214000, г. Смоленск, ул. Советская, д. 1, офис У1 (далее ОП-СМЛ).

3. Общество осуществляет следующие функции по управлению Обособленным подразделением:

4. Руководство деятельностью обособленного подразделения ОП-СМЛ осуществляет Руководитель, назначаемый директором Общества. Руководитель Обособленного подразделения ОП-СМЛ действует на основании доверенности, выдаваемой и подписываемой директором Общества.

5. Руководитель Обособленного подразделения:

6. Ответственность. По обязательствам, возникшим в результате хозяйственной деятельности обособленного подразделения, Общество несет неограниченную ответственность всем своим имуществом, выступает в качестве истца и ответчика в суде, арбитраже (третейском суде). Претензионная работа осуществляется Обществом.

7. Внести изменения в организационную структуру, ознакомить работников с настоящим приказом в части, их касающейся.

8. В своей работе созданному обособленному подразделению руководствоваться Уставом ООО «Пример», настоящим приказом и указаниями директора общества.

4.2. Уведомляем налоговую об открытии подразделения.

Заполняется уведомление по форме № С-09-3-1, которое сдается в ИФНС по месту нахождения головной компании. ИФНС по месту нахождения головной компании пересылает информацию в ИНФС по месту нахождения ОП. После получения этого сообщения налоговая инспекция по месту нахождения ОП сама должна поставить ее на учет в течение 5 (пяти) дней. Если потребуется изменить сведения об ОП (например, смена юридического адреса), компании необходимо подать в «свою» ИФНС сообщение. Если компания открывает несколько обособленных подразделений в одном муниципальном образовании, то к пакету документов на регистрацию ОП добавится еще и уведомление о выборе инспекции для учета нескольких обособленных подразделений. Его нужно предоставить в ту инспекцию, в которой на учете будут стоять все ОП в течение месяца со дня их создания.

Что значит обособленное структурное подразделение. Смотреть фото Что значит обособленное структурное подразделение. Смотреть картинку Что значит обособленное структурное подразделение. Картинка про Что значит обособленное структурное подразделение. Фото Что значит обособленное структурное подразделение

Процедура закрытия (ликвидации) обособленного подразделения

4.3 Издаем приказ о ликвидации обособленного подразделения (заполненный пример ниже).

Приказ №___
о ликвидации обособленного подразделения

«___»___________2021 г. г._______________________

В связи с невыполнением плановых показателей

ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Ликвидировать с 01.11.2021 обособленное подразделение, расположенное по адресу: 214000, г. Смоленск, ул. Советская, д. 1, офис У1 (далее ОП-СМЛ).

2. Начальнику отдела продаж Иванову И.И. разработать и утвердить процедуру ликвидации ОП-СМЛ, организовать процесс ликвидации: аренда, коммунальные услуги, передача задолженности, увольнение сотрудников, вывоз имущества.
3. Главному бухгалтеру ООО «Пример» Семеновой С.С. провести полную инвентаризацию ОП-СМЛ, сдать бухгалтерскую и налоговую отчетность, произвести все расчеты с отрудниками, снять с учета обособленное подразделение.
4. Контроль за выполнением приказа возлагаю на начальника юридического отдела Петрова П.П.

4.4. Информируем сотрудников об увольнении по сокращению штата или в связи с ликвидацией организации (ст. 81 ТК РФ). Второй вариант допустим исключительно при условии, что подразделение расположено в местности, отличной от места расположения головной организации и остальных филиалов компании. В противном случае работодателю придется оформлять сокращение. Уволить по причине ликвидации можно любого сотрудника — даже беременную женщину. При сокращении штата работодатель соглашается не только на предоставление работнику гарантий ст. 180 ТК РФ, но и на соблюдение правил ст. 179 ТК РФ о преимущественном оставлении на работе.

05. Бухгалтерский учет в обособленном подразделении

5.1. Существует два способа ведения бухгалтерского учета в организациях с обособленными подразделениями — централизованный и децентрализованный.

5.2. Порядок учета хозяйственных операций зависит от того, выделены ОП на отдельный баланс или нет. В первом случае бухгалтерский учет ведется децентрализованно, во втором — централизованно.

ОП не выделено на отдельный баланс

Правила документооборота (состав, сроки передачи, ответственные лица) между головной организацией и ОП утверждаются в учетной политике. В сроки, установленные учетной политикой, ОП передает головной организации первичные учетные документы, на основании которых делаются бухгалтерские записи в учете головной организации. Передача первичных документов производится по специальному самостоятельно разработанному и утвержденному реестру. Бухгалтерская отчетность по такому ОП отдельно не составляется.

ОП выделено на отдельный баланс

ОП на отдельном балансе ведет бухгалтерский учет самостоятельно, но сохраняется обязанность применять способы ведения бухгалтерского учета отраженные в учетной политике головной организации. Отдельный баланс ОП представляет собой перечень показателей, при помощи которых отражается его имущественное и финансовое положение для составления бухгалтерской отчетности организации в целом.

Отметим, что график документооборота между головной организацией и выделенным на отдельный баланс ОП, рабочий план счетов, а также формы документов, разработанные организацией самостоятельно, утверждаются учетной политикой.

Обмен информацией между головной организацией и ОП происходит на основании документа «авизо». Унифицированной формы авизо не существует, организация разрабатывает её самостоятельно, и фиксирует в учетной политике. Авизо составляется для тех случаях, когда головная организация не участвует в осуществляемых ОП операциях, и наоборот. К каждому авизо прикладываются копии первичных документов, подтверждающих операцию. Бухгалтерская отчетность организации в целом должна включать показатели деятельности ОП (в том числе и выделенных на отдельные балансы).

5.3 Особенности налогообложения в ОП

В порядке, предусмотренном ст. 19 НК РФ, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности указанных организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений. Рассмотрим особенности по каждому из налогов

Налог

Порядок уплаты

Порядок представления отчетности

Налог на прибыль организаций

Налог в федеральный бюджет перечисляется в полном объеме по местонахождению головной организации. В региональный бюджет — по местонахождению организации и ее обособленных подразделений (распределение сумм налога производится пропорционально численности работников, либо остаточной стоимости амортизируемого имущества). Исключение — если на территории одного субъекта РФ у предприятия есть несколько филиалов или же в одном регионе расположено головное отделение и филиалы. Тогда организация вправе выбрать ответственное подразделение (им может быть и головной офис, и один из филиалов), которое будет платить налог.

НДС полностью платит головная организация

Декларацию подает головная организация, в целом по всей компании.

Налог на доходы физических лиц

Налог перечисляется по местонахождению организации и ее ОП. Налог по местонахождению ОП уплачивается исходя из суммы дохода, начисляемого и выплачиваемого работникам этих подразделений

Сведения о доходах работников по форме 2-НДФЛ подает головная организация. В то же время ОП может само сдавать сведения о доходах по своим сотрудникам. Но при условии, что ОП выделено на отдельный баланс и руководитель ОП уполномочен головной организацией представлять ее интересы в инспекции. При этом сведения о доходах физических лиц, работающих в ОП, представляются организацией в налоговый орган по месту нахождения ОП, в который производится перечисление НДФЛ с доходов таких работников.

Взносы перечисляются в целом по организации. За исключением обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты в пользу физических лиц. Они регистрируются во внебюджетных фондах по месту своего нахождения, уплачивают взносы и подают отчеты по месту регистрации.

Если ОП выделено на отдельный баланс и имеет расчетный счет по итогам отчетных периодов отчеты подаются по месту регистрации ОП.

Если же филиал не выделен на отдельный баланс, не имеет своего расчетного счета, отчитываться за него должна головная организация.

Налог на имущество

Налог на имущество по движимому имуществу платит головная компания. Исключение — ОП, выделенные на отдельный баланс. Они платят налог самостоятельно. Кроме того, налог нужно платить отдельно по объектам недвижимости. Причем независимо от того, находятся они по местонахождению подразделений, не выделенных на отдельный баланс, или в регионах, где у организации вообще нет обособленных подразделений. Налог на имущество платит нужно там, где находится недвижимость, по ставкам налога действующим на территории субъекта, где это имущество расположено.

Отчитываться по налогу на имущество должна головная компания. За исключением ОП, выделенных на отдельный баланс. Такие подразделения должны самостоятельно сдавать расчеты и декларации:
— по движимому имуществу, которое числится на его балансе;
— по недвижимости, которая находится на территории, подведомственной той же инспекции, что и филиал. Кроме того, придется сдать отчет в ИФНС по местонахождению той недвижимости, которая расположена вне головного отделения и ОП.

Уплата налога и авансовых платежей производится по местонахождению транспортных средств. То есть по месту их государственной регистрации

Декларации по транспортному налогу нужно сдавать в ту инспекцию, на территории которой стоит на учете транспортное средство

Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по местонахождению земельных участков, признаваемых объектом налогообложения

Декларации и расчеты по авансовым платежам необходимо сдавать в инспекции по местонахождению земельных участков. Если на территории одного муниципального образования у компании есть несколько участков, то по ним можно сдать одну общую декларацию или расчет

Единый налог при упрощенной системе налогообложения

Налог перечисляется по местонахождению головной организации

Декларацию подает головная организация

Единый налог на вмененный доход

Если обособленные подразделения расположены на территории, где введен этот налог, и осуществляют «вмененную» деятельность, налог должен уплачиваться по их местонахождению. Расчет налога производится по ставкам, действующим на территории субъекта РФ, где фактически осуществляется деятельность.

Декларации по ЕНВД подаются в те инспекции, где компания стоит на учете как плательщик ЕНВД. То есть по месту фактического осуществления деятельности (по местонахождению ОП)

Фирммейкер, 2013 (обновляется ежегодно)
Дина Ермакова, Анна Шешенина (Лукша)
При использовании материала ссылка обязательна

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *