Что значит обет нестяжания

Нестяжание в цифрах

Что значит обет нестяжания. Смотреть фото Что значит обет нестяжания. Смотреть картинку Что значит обет нестяжания. Картинка про Что значит обет нестяжания. Фото Что значит обет нестяжания

Как нестяжание выразить в цифрах? Сколько надо получать в месяц или хранить на счету, чтобы быть уверенным: ты все-таки далек от того богатого, которому трудно внити в Царствие Божие? Пять тысяч, семь, пятнадцать, сто? Я знаю, что даже люди не слишком состоятельные иногда задаются таким вопросом. Или случается, что кто-то из знакомых вслух заводит речь о крупной покупке, а потом вдруг начинает стесняться и оправдываться, словно перед женой священника не очень удобно выглядеть состоятельным.

Но лет десять назад я видела очень яркую иллюстрацию своеобразного «состоятельного нестяжания» (в данном случае это не оксюморон). Тогда я еще трудничала при небольшом женском монастыре, и моим послушанием, как «городской», были, среди прочего, встречи разных монастырских благодетелей и духовных чад местного батюшки. А среди благодетелей и благодетельниц была одна состоятельная дама, купившая при монастыре небольшой коттедж – он в описываемый момент находился как раз в завершающей стадии отделки.

В праздники и к началу постов хозяйка приезжала в свой новый дом, а в прочее время за ним следила жена монастырского водителя. Зимой дом следовало протапливать (в нем была очень стильная русская печь с изразцами) и временами прибирать. Делалось это не только для сохранности отделки, но и в первую очередь для того, чтобы можно было оперативно размещать гостей. Хозяйка ведь обычно позволяла местному батюшке использовать коттедж как гостевой дом для меценатов, испуганных «удобствами на улице» в тогда еще не до конца восстановленном монастыре.

Как-то под большой праздник я помогала приготовить этот дом к наплыву монастырских гостей вместе с его владелицей и тогда же с ней немного познакомилась. Конечно, она была не «жена олигарха», но, по светским меркам, могла бы гордиться престижной и хорошо оплачиваемой работой. Была она дамой пожилой и «определяющейся» – в тот момент, как позже оказалось, вызревало ее решение навсегда покинуть довольно пафосную светскую должность ради жизни при монастыре.

Видно, для этой будущей тихой, полупомещичьей, полумонашеской жизни и готовился-ремонтировался упомянутый коттедж. Был он отнюдь не глянцево-шикарен, но, конечно, добротен, свеж и по местным меркам богат. Впрочем, хозяйка не без иронии вспомнила за чаем то время, когда основным напитком ей служил высушенный и собственноручно измельченный иван-чай – потому что вкусно и бесплатно, а было время, когда для нее цена имела большое и угнетающее значение.

Теперь же передо мной за чашкой элитного чая сидела вполне солидная, хотя и простая в обращении представительница «среднего класса». Она была красива простой, немного властной красотой самодостаточности. Здесь проглядывало уже не запальчивое «я могу!», а «мне в принципе ничего не надо». Спокойная, уверенная посадка головы, мягкие, женственные движения, несколько строгий голос и полное отсутствие «этих маленьких ужимок и подражательных затей». Я ее про себя и окрестила «Татьяной Лариной тридцать лет спустя». Разве что мужа-генерала у нее не было – только работа.

В общем, спустя какое-то время случилось так, что в монастыре готовились к новому празднику, а «Татьяна Ларина» была в Москве, но ее среди прочих гостей тоже ждали. Кажется, всё произошло зимой. Накануне было много хозяйственных дел, а утром после Литургии и праздничной трапезы мы с другими трудницами решили прилечь «без задних ног» вокруг печки в нашем домике для паломников и немного передохнуть. Но – не тут-то было.

В домик ворвалась жена монастырского водителя (назовем ее Юлия) – подруга одной из трудниц.

– Девчонки. Вы уже слышали, да?

– Нет, еще не слышали. А что?

– Где. У N.N.! Полдома сгорело! Господи! Тут дым был на всё село, неужели не видели?!

– Нет… Мы на службе были….

Думаю: «Ладно, дом пустой, угореть тут некому», – и закрыла заслонку в трубе раньше времени…»

– Так и я на службе! Затопила утром печь – хозяйка ж к вечеру приехать собиралась. А потом как ни скакала с кочергой – не прогорают дрова, и всё тут. А я на службу хотела хоть к Евангелию… Ну и думаю: «Ладно, дом пустой, угореть тут некому», – и закрыла заслонку в трубе раньше времени. Вроде и пламени уж не было, ерунда – а оно вон как…

С этими словами рассказчица опустилась на стул с таким выражением лица, словно хотела сказать: «Всё, теперь прячьте меня, а то убьют». Я вспомнила красивый и властный профиль нашей «пожилой Татьяны Лариной» и подумала, что «убьет» – это наверняка. Шутка ли – недели не прошло, как последние рабочие закончили отделку и уехали. И вот уже полдома сгорело!

А Юля посидела, отдышалась и вдруг заулыбалась немного нервно.

– Ты ей-то звонила? – спрашиваем.

– Да, звонила… И я, и батюшка.

– Да что… «Слава Богу, – говорит, – что рабочие уехали, а не спали там где-нибудь на террасе, и ты ушла, а не надышалась».

– Что, вот одно это и сказала?

– Ну да. Она говорит: мол, не волнуйся, это воля Божия, тем более что в праздник всё случилось…

Мы остолбенели, конечно. Вот, думаем, повезло человеку с работодателем.

…Видимо, такие ситуации очень четко показывают разницу между просто «московской барыней», которая «увлеклась Православием», и по-настоящему верующей женщиной, которая в своей душе «барыню» подчинила христианке так, что от барства осталась лишь внешняя оболочка, а сердце от этой оболочки сумело освободиться. Состоятельное нестяжание.

Труднее, чем сделать милость, в разы, наверное, труднее – не сделать взыскания тому, из-за кого ты понес ущерб.

Я думаю, что описанное проявление нестяжания – вообще одно из самых трудных. Одно дело, когда ты имеешь желание кого-то по своей воле, по своему решению – благому и красивому – облагодетельствовать. Это здорово и, безусловно, Богу угодно. Но еще труднее, чем сделать милость, в разы, наверное, труднее – не сделать взыскания тому, кто формально вполне виноват перед тобой и из-за кого ты понес незапланированный ущерб. Наша «московская барыня» смогла – потому, должно быть, что давно уж и не была «барыней». А спустя время, говорят, и вовсе монахиней стала…

Источник

Нестяжание: духовная свобода

В кризис, когда считаешь каждую копейку, разговоры о нестяжательстве могут показаться чем-то из области кощунства. Но не будем спешить: коварная страсть сребролюбия и стяжательство определяется не размером кошелька, а внутренней предрасположенностью. Почему? Поговорим об этом в сегодняшней статье.

Хочешь быть совершенным – раздай все!

В дни земной жизни Иисуса Христа к Нему подошел искавший духовного совершенства юноша. Молодой человек довольно твердо был убежден в том, что УЖЕ исполнил все заповеди Бога. Но после того, как Христос посоветовал парню раздать все имущество для достижения святости, последний опечалился. И просто ушел прочь.

«Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие»

В этих словах Спаситель в очередной раз напоминает людям об «узком пути» (Мф. 7:14) в райские обители.

Что значит обет нестяжания. Смотреть фото Что значит обет нестяжания. Смотреть картинку Что значит обет нестяжания. Картинка про Что значит обет нестяжания. Фото Что значит обет нестяжания

Чем меньше земных привязанностей будет иметь душа в мире, тем легче для нее будет «подняться» на духовную высоту. А вот стремление к накопительству и окружению себя богатством, наоборот, играет с человеком злую шутку. Оно становится подобно брошенному с корабля якорю, который будет удерживать судно на одном месте и не позволит ему, даже распустив парус, ринуться по водной глади за манящую границу горизонта.

Нестяжние, то есть независимость от материальных ценностей, считает одной из евангельских добродетелей. Ей противостоит греховная страсть сребролюбия, выраженная, как уже понятно, в ярой приверженности увеличения благосостояния.

Необязательно, кстати, быть человеком довольно состоятельным по меркам общества, чтобы страдать стяжательством. Грезы о красивой жизни без осязаемого имущества имеют ту же духовную природу и также лишают душу покоя и радости.

Сребролюбец выступает мировоззренческой калькой с каинового племени, которое страх перед Богом и окружающим миром подтолкнул к активным действиям по созданию альтернативного царства безопасности. Только лишь своими силами.

Крупные города, комфортная жизнь, поиск возможностей, стремление к активной социализации и использованию возможностей есть не что иное, как порождение стяжательства.

«Деньги решают все» или «Миром правят деньги» – идеология стяжателей. Ведь с помощью денег можно купить любую материальную ценность или возможности. По мнению неокаинитов, неограниченные возможности в мире материи и есть счастье. Выходит, что счастье покупается.

Неокаиниты

Материализм сам по себе похож на некоторую форму интеллектуальной ограниченности или даже клинического безумия.

«Верю в то, что вижу» – еще один слоган «земных» людей.

Если следовать логике «отбитых» материалистов, для которых кроме видимого мира не существует ничего более… тогда эпикурейское наслаждение миром вещей, активное пользование предметами и другими людьми вполне закономерно.

Вот только христианам тяжело смириться с подобными мировоззренческими парадигмами. Мы живем в миру среди самых разных людей, и неизбежно подвергаемся диффузии с пространством чужеродных нашей вере ценностей. Где-то нам удается прогнуть под себя изменчивый мир и напомнить ему, что не все в жизни упирается в формулу «карьера, квартира, машина, Бали». А где-то общество убеждает нас «эй, брат, расслабься, не будь так фанатичен, давай как мы!». И мы порой даже неосознанно начинаем жить духом мира.

Что значит обет нестяжания. Смотреть фото Что значит обет нестяжания. Смотреть картинку Что значит обет нестяжания. Картинка про Что значит обет нестяжания. Фото Что значит обет нестяжания

Навязчивые мысли о сверхприбылях, дорогих домах, автомобилях, поездках, новых заводах обосновываются нами самим себе как обычное желание «нормально жить», ни в чем не нуждаясь и имея возможность делать добрые дела с большей отдачей.

Мы предполагаем, что деньги откроют перед нами широкие возможности, помогут изменить жизнь близких в лучшую сторону, дадут нам успокоение, позволят «выдохнуть» и заняться главным, душой… Но нам так именно кажется.

Образ богатства, у каждого человека собственный, но занимающий разум, формирует качество духовной жизни. Постоянные мысли о материальных ценностях приводят к печали и поселяют в душе чувство беспокойства, или даже гнева. Нам начинает казаться, что деньги решат все наши проблемы, или хотя бы сделают жизнь лучше…

Ловушка. Мы попались. Мы забываем о Боге и тратим внутренний ресурс духа на постоянные переживания о земном. Забывая про «горнее», мы просто топим себя в житейском океане. Выплывать всегда очень тяжело.

Богатство как материальный предмет, сам по себе, духовно безопасно. Опасно человеческое к нему отношение. Купив новую машину, мы по первости сдуваем с нее пылинки. Негодуем, если кто, не дай Бог, обрызгает нашего железного коня после выезда с автомойки. Огрызаемся на пассажиров, если они хлопнут дверью сильнее положенного.

Наши мысли – не о Боге, а о машине. Это лишь маленький пример, который наверняка, вы можете самостоятельно сложить в паззл того, как бессознательное стяжательство губит наш внутренний покой.

Богатство не войдет с нами в вечность. А вот душевная боль от переживаний за осязаемые или иллюзорные блага – вполне. Это нас погубит.

Утратив все до конца, мы обретаем свободу

Эти слова персонажа книги «Бойцовский клуб» как нельзя лучше подходят для описания состояния человека, не обремененного излишними материальными ценностями.

Первые нестяжатели среди христиан – монахи, но именно они издревле являют мирянам идеал, на который если и не во всем стоит равняться, но воспринимать как образец жизни, обличающий и вразумляющий от ошибок – вполне.

В истории Православия были «святые богачи», и еще больше – достойной жизни состоятельных меценатов. Другое дело, что их отношение к богатству было более легким, чем у наших сребролюбивых современников.

Яркими примерами понимания больших капиталов как даров Бога, которыми необходимо делиться с нуждающимися братьями и сестрами вокруг, были купцы и фабриканты дореволюционной России. О них история сохранила ряд подробных описаний, в том числе, запечатленных в сохранившихся до наших дней величественных архитектурных постройках храмов и монастырей. Кто-то из них, такие, как Иннокентий Сибиряков, поступали и по словам Спасителя: раздавали баснословные капиталы, а сами принимали монашеский постриг…

Праведный Иов, герой Ветхого Завета, не скорбел, потеряв большое, по своим временам, богатство. Роптала его жена, друзья искали повод подломить праведника. Но благочестивый муж не был сердцем привязан к материи. И Бог вернул ему сторицею утерянное имущество. Потому что сердце Иова не было привязано к палатам, пастбищам и стадам. Его душа стремилась к Богу.

Но если материальные ценности в душе человека вызывают скорбь, печаль, гнев, зависть, ненависть и вообще лишают его мира… Может, не стоит удивляться, почему мы этим до сих пор не обладаем? Бог видит наши сердца и всегда дает для жизни все самое необходимое. Если мы способны с помощью денег сделать этот мир лучше – Господь обязательно наградит нас ими. Если нет – это только для нашей же пользы. Миром правят не деньги. Миром правит любовь. Деньги заглушают в сердцах людей голос любви. Голос Бога.

Что лучше – слышать Бога или слышать гул надвигающейся бездны вечной пустоты? Выбор всегда за нами.

Источник

Нестяжание

Нестяжа́ние — 1) еван­гель­ская доб­ро­де­тель, выра­жа­е­мая в неза­ви­си­мо­сти чело­века от стра­сти нако­пи­тель­ства, чрез­мер­ной при­вя­зан­но­сти к мате­ри­аль­ным благам; 2) пред­мет одного из трёх мона­ше­ских обетов.

«Удо­вле­тво­ре­ние себя одним необ­хо­ди­мым. Нена­висть к рос­коши и неге. Мило­сер­дие к нищим. Люб­ле­ние нищеты еван­гель­ской. Упо­ва­ние на про­мысл Божий. После­до­ва­ние Хри­сто­вым запо­ве­дям. Спо­кой­ствие и сво­бода духа и бес­по­пе­чи­тель­ность. Мяг­кость сердца».
свт. Игна­тий (Брян­ча­ни­нов)

«Ника­кой слуга не может слу­жить двум гос­по­дам, ибо или одного будет нена­ви­деть, а дру­гого любить, или одному станет усерд­ство­вать, а о другом нера­деть. Не можете слу­жить Богу и мам­моне» ( Лук. 16:13 ).

Больше являет силы и власти тот, кто пре­зи­рает мир, чем тот, кто власт­вует над целым миром.
прп. Нико­дим Свя­то­го­рец

Разве чело­ве­ко­лю­би­вый Гос­подь для того дал тебе много, чтобы данное тебе ты упо­тре­бил только в свою пользу? Нет, но для того, чтобы, по апо­столь­скому уве­ща­нию, твой избы­ток вос­пол­нял недо­ста­ток у других ( 2Кор.8:14 ).
свт. Иоанн Зла­то­уст

Такое вели­чие духа изу­мило Моде­ста, и он сказал: «Со мною до сего вре­мени никто еще так смело не гово­рил». Тогда св. Васи­лий сми­ренно заме­тил: «Может быть тебе не при­хо­ди­лось гово­рить с епи­ско­пом; потому что в подоб­ном случае каждый из наших епи­ско­пов также гово­рил бы с тобою».

Источник

Нестяжательство. Зачем каждому человеку нужно иметь эту добродетель

В середине 15 века в Русской православной церкви сложились два особых религиозных направления. Эти два направления была различны между собой. Одно из них называлось иосифлянство, а другое — нестяжательство.

Идеологом иосифлянства стал Иосиф Волоцкий, который отстаивал консервативное отношение ко всем течения в церкви. А вот лидером нестяжателей стал Нил Сорский. О том, как развивались эти направления наша статья.

Суть данного направления заключалась в преобладании духовно-нравственных мотивов жизненного поведения над материальными интересами.

Как мы знаем, в душе всех наших предков, а прежде всего простых крестьян всегда было чувство справедливости, а не просто материального воздания. Еще тогда люди считали, что нужно жить достойно, вознаграждать по совести.

Примерно к 19 веку был создан идеал справедливости, который стал для русского человека своего рода компасом. Он говорил о том, что не нужно гнаться за богатством и за наживой. Именно эти цели в жизни считались недостойными.

Самое главное считалось, что нужно прожить жизнь по-доброму, по правде и по достоинству.

Человек никогда не должен стремиться к богатству, к накопительству, он всегда должен довольствоваться тем, что имеет. В русском народе также были придуманы различные пословицы и поговорки, например, лишние деньги — лишние заботы.

Нестяжание это евангельская добродетель, а также один из монашеских обетов при пострижении

В православии мы часто слышим такое слово, как «нестяжание». Что это такое? Нестяжание — это евангельская добродетель, которая выражается в независимости человека от страсти к накопительству, а также чрезмерной привязанности к материальным благам. Именно предметом одного из трех монашеских обетов считается — нестяжание. Рассмотрим, что говорили святые отцы о том, что такое нестяжание, и как его приобрести.

Преподобный Исаак Сирин говорил, что никто не сможет приобрести настоящую нестяжательность, если не сможет переносить все искушения с великой радостью на душе:

«…никто не может приобрести действительной нестяжательности, если не приготовится к тому, чтобы с радостью переносить искушения. Без нестяжательности душа не может освободиться от мятежа помыслов и, не приведя в безмолвие чувств, не ощутит мира в мысли».

Что значит обет нестяжания. Смотреть фото Что значит обет нестяжания. Смотреть картинку Что значит обет нестяжания. Картинка про Что значит обет нестяжания. Фото Что значит обет нестяжания

Святитель Игнатий Брянчанинов говорил, чтобы стяжать любовь к предметам духовным и небесным, нужно полностью отречься от любви к земным предметам:

«…Тот, кто раздал имение нищим, для того чтобы оказать всецелое повиновение Спасителю… кто сам сделался нищим, чтобы подчинить себя лишениям, сопряженным с нищетой и обильно доставляющим смирение, этим действием уничтожает всю свою надежду на мир, сосредоточивает ее в Боге.

Чтобы стяжать любовь к предметам духовным и небесным, нужно отречься от любви к предметам земным. Нестяжание и отречение от мира — необходимое условие к достижению совершенства. Ум и сердце должны быть всецело устремлены к Богу, все препятствия, все поводы к развлечению должны быть устранены…».

Что значит обет нестяжания. Смотреть фото Что значит обет нестяжания. Смотреть картинку Что значит обет нестяжания. Картинка про Что значит обет нестяжания. Фото Что значит обет нестяжания

Монахи, которые приходят служить в монастырь, принимают обет нестяжательства

Монахи, которые приходят служить в монастырь и отдают свою жизнь Богу, принимают — обет нестяжательства. Именно он даются при пострижении. Монах, который уповает на Царствие Небесное, отрицает все земные богатства до самого минимального имущества, потому что гарантии его безопасного существования не в обилии запасов, а во Христе. Именно в нем монах и обретает настоящее богатство.

Нестяжание — это не только моральные заповеди, а это условие к совершенству, которому должен стремиться каждый человек. Именно тогда он станет гражданином Царствия Небесного.

Лидером нестяжателей был Нил Сорский

Как мы видим из истории, нестяжателей принято называть духовно-политическим течением Русской церкви конца 15 и первой половины 16 века. Этот термин был введен русскими либералами-славянофилами во 2 половине 19 века для заволжских монастырей.

Впервые термин стал использовать историк канонического права Алексей Павлов. Так он назвал Вассиана Патрикеева. Все это постепенно стало отражаться в трактовке мировоззрения северного монашества.

Кто является лидером нестяжателей? Также принято объяснять позицию нестяжателей исключительно религиозно-нравственными убеждениями. Также другой неоправданной тенденцией стало сближение взглядов его учителя — преподобного Нила Сорского. Нил Сорский считался идейным вдохновителем нестяжателей, это и был их духовный лидер. А князь Вассиан был его учеником и верным последователем.

Именно взгляды Нила Сорского по всем вопросам были резко противопоставлены взглядом Иосифа Волоцкого.

Что значит обет нестяжания. Смотреть фото Что значит обет нестяжания. Смотреть картинку Что значит обет нестяжания. Картинка про Что значит обет нестяжания. Фото Что значит обет нестяжанияНил Сорский считался идейным вдохновителем нестяжателей, это и был их духовный лидер. Фото: kirillov-monastyr.ru

Также стоит обратить внимание на то, что проблема монастырского хозяйства не обременяла братию и монахов своими заботами. Византийские монастыри с древнейших времен были обеспечены земельными пожалованиями, которые предназначались для содержания монашества империи. Большой рост монастырского землевладения наблюдался в эпоху македонской династии.

В 16 веке мы видим, что начинается активная раздача монастырям земли. Особыми привилегиями пользовались афонские монастыри. Конечно же, это принесло и ряд других проблем. Например, то, что в процессе переориентации церкви стали решаться проблемы мирской жизни. Что противопоставлялось изначальной духовной задаче спасения души человека. Вскоре монастыри стали раздаваться и на Востоке.

Против этого выступал архиепископ Евстафий Солунский. Он требовал ограничить монастырское землевладение, так как они наносят большой вред, особенно для тех, кто решил принять иноческий образ. Он говорил о том, что малым монастырям вообще не стоило брать земли. Подчиняться же монастыри должны своим епархиальным владыкам. Монастыри, которые не были подчинены светским избирателям, там монахи должны были сами заниматься делами и вопросами, которыми не должны были трогать.

Возрождение монашества стало связано с именем преподобного Григория Синаита. Именно он ставил вопрос о целях монашеской жизни.

Что значит обет нестяжания. Смотреть фото Что значит обет нестяжания. Смотреть картинку Что значит обет нестяжания. Картинка про Что значит обет нестяжания. Фото Что значит обет нестяжанияВозрождение монашества началось с имени великого святого — преподобного Григория Синаита. Этот святой ставил вопрос о целях монашеской жизни. Фото: simvol-veri.ru

Последователем нестяжателей после смерти Нила Сорского стал Вассиан Косой

Так же обратим внимание на еще одного духовного лидера нестяжателей — это Вассиан Косой. Он стал представителем партии нестяжателей после кончины Нила Сорского. Вассиан — князь по своему происхождению, принадлежал к самым знатным боярским родам. После того, как он выехал в Москву, он поступил на службу к великому князю Василию первому. С помощью великокняжеской власти, он смог достигнуть многих высот.

Что значит обет нестяжания. Смотреть фото Что значит обет нестяжания. Смотреть картинку Что значит обет нестяжания. Картинка про Что значит обет нестяжания. Фото Что значит обет нестяжанияПродолжателем лидеров нестяжателей после смерти Нила Сорского — стал Вассиан Косой. Вассиан — князь по своему происхождению, принадлежал к самым знатным боярским родам. Фото: studfiles.net

Вассиан решил отдать свою жизнь Богу за монастырской стеной. Именно там началась его новая жизнь. Первое время монастырский устав не подходил ему по характеру. Там он познакомился с Нилом, и вместе с ним спасался в скиту. Именно тогда он стал ревностным сторонником нестяжателей, хотя вначале он не разделял этого мировоззрения.

Вассиан многому научился у Нила, а также многое перенял от него. Если обратить внимание на историю, то мы видим, что инок Вассиан был одним из самых интересных фигур русской истории 16 века. Это был довольно своеобразный человек, который сочетал в себе и своей деятельности — высокомерие и страстность.

На момент смерти Нила Сорского, Вассиан достаточно хорошо разбирался в ситуации. Он не высказывался о своем участии в деяниях собора. Именно он помог поставить на определенную роль митрополита Варлаама. Это постановление было совершено без собора епископов по приказу великого князя, которому в свою очередь, обратился Вассиан Косой. Именно он посоветовал выдвинуть митрополита Варлаама на митрополичью кафедру. Митрополит Варлаам же сочувствовал нестяжателям и стал настоятелем Симонова монастыря, где тогда и жил Вассиан. Чтобы поддержать его в делах, он послал к нему еще одного из людей, живших тогда на Афоне — Максима Грека.

Максим грек наиболее полно разработал государственно-правовые аспекты нестяжательства

Максим Грек совершенно случайно попал в Москву, но уже тогда было замечательной и крупной фигурой в истории русской церкви. Сведения о нем очень отрывочные и ненадежные. Именно Максим Грек наиболее полно разработал государственно-правовые аспекты нестяжательства.

Что значит обет нестяжания. Смотреть фото Что значит обет нестяжания. Смотреть картинку Что значит обет нестяжания. Картинка про Что значит обет нестяжания. Фото Что значит обет нестяжанияМаксим Грек наиболее полно разработал государственно-правовые аспекты нестяжательства. Фото: prepodobnii.org

Он стал продолжателем после Вассиана Косого. Он старался поддерживать как его законы, которые были уже введены, так и начал вводить что-то от себя. Он призвал царя устроить вверенное ему царство по христовым заповедям и законам, а также он призывал всех творить суд и правду посреди земли. Также стоит сказать о том, что он связал устройство государственного управления, при котором царь должен был править вместе с митрополитом и слушать его советы. Он должен был заботиться о поданных в духе человеколюбия и нежности. Царская власть должна была ограничиваться как божественным, так и положительным законом, а также нравственными нормами. Он пытался сделать так, чтобы светская и духовная власти жили в тесном союзе, поскольку они имели перед собой одну цель.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *