Что значит обет молчания
Что значит обет молчания
Высоким подвигом, которым спасались не только монахи, но и многие подвижники, в миру, является молчание, но подвиг молчания такого рода, что делает внешнюю жизнь подвижника мало замечательною и не привлекает на него постороннего взора, оттого о молчальниках меньше сведений, чем о всех других святых.
«Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 36).
Для человека, предающегося болтовне и злословию, было бы Покаянием, если бы он заставил себя помолчать какое-то время (несколько недель, месяцев…), и это настолько благотворно повлияло бы на его духовную природу, что вознаградило бы его с избытком за принесенный им ущерб.
Молчальник – человек, принявший обет молчания.
Обет молчания — один из священных обетов, распространённый во многих религиях и религиозных течениях мира. Обет молчания может различаться по продолжительности и ритуальной значимости. Обет молчания может длиться от нескольких минут (например, во время чтения молитвы или занятия йогой) до нескольких десятилетий.
Основная цель обета — самосозерцание, сближение с Богом, высший спиритизм, отречение от повседневной суеты и религиозная конфирмация (то есть подтверждение своей веры в Бога или духов с помощью реальных действий).
Обет молчания не всегда понимается в буквальном смысле, иногда он всего лишь означает, что давший его человек поклялся не затрагивать какую-либо тему или темы в своих разговорах с другими людьми, дал слово хранить некий секрет. Обет молчания является распространённой практикой при посвящении в монашеский или другой религиозный сан среди многих религий и народов мира.
К примеру, русская православная подвижница Вера Молчальница (? — 6 (18) мая 1861) и затворница Сыркова Девичьего монастыря в Новгородской области, хранила обет молчания 23 года. Обет также широко распространён среди монахов в таких религиях как буддизм, синтоизм, индуизм. В последнем он непременно сопровождает занятия йогой. Одной из разновидностей обета молчания является исихазм (от др.-греч. ἡσυχία, «спокойствие, тишина, уединение») — особого рода мистическая практика православных монахов (исихастов), в которой применяется безмолвная молитва ради созерцания Божественного света.
Хотел бы к душам прикоснуться в тишине
Чтоб ожил разум, дремлющий во мне
Чтоб догмами других не обмануться
В обитель вечную хотел бы окунуться.
От хрипов городских, от паутины быта
Уйти стремлюсь, моя мораль проста.
Средь говора людского только ложь зарыта
Что не приемлет чистого листа.
Ученье то, что дарит мне природа
Я с жадность внимаю не стыдясь
В потоках откровенья не ищу я брода
А в глубину ныряю, с бездною мирясь.
Тут души тех, кто в полной мере
Испил с источника наш бренный мир любя,
Создателю покорны в своей вере
Обет молчания избравши для себя.
Не в силах то молчание нарушить
Я ритмы мира научился слушать
Без слов я научился понимать
Что этот свет мне может рассказать.
И чтобы ложь не проникала в речь мою
То пенье душ в безмолвии заточу.
И разве, что у бездны на краю
Пусть голос мой заполнит пустоту.
Одним из символов молчания является рыба
Один отшельник хотел подвизаться в молчании, но, не доверяя себе, он терпеливо и накрепко завязал себерот. Однажды он увидел на краю утеса ребенка, но не успел снять свою сложную повязку, чтобы предупредить об опасности. Когда он развязал свой рот, ребенок уже был унесен потоком.
Иван Молчальник
День Мировой Немоты и Тишины
16 декабря – один из самых «молчаливых» дней в природе. Народное название – Иван Молчальник.
Тихо в опустевшем зимнем лесу, только деревья от мороза потрескивают. Охотники определяют, продолжительно ли будет зимнее спокойное время, по тому, как рано бурундук начал собирать орех, высоко ли белка прячет на деревьях свой грибной запас.
В старину считалось, что в этот день следует постараться меньше говорить. Считалось, что тот, кто на Иоанна Молчальника помолчит, тот красноречив весь год будет. В старину примечали: «Иван молчит, добрая молва дело растит», «От одного слова, да навек ссора», «Слово — закон».
Молчание полезно для души,
В молчании проблемы можно всякие решить,
В своей душе немного разобраться,
Покаяться в грехах с молитвой постараться.
Все схимники живут в молчанье,
Но то не значит,что они в печали,
В молчании душа вся радости полна,
В покое и в смиренье,очищается она.
И молча Православные у икон стоят,
Молитву Православную,душой своей творят,
Господь все слышит,и молча помогает,
Всех страждущих от хворей исцеляет,
И если искренна молитва,Господь грехи прощает.
© Copyright: Инесса Белобородько, 2011
В народе говорили: «Кто на Иоанна Молчальника помолчит, тот красноречив весь год будет». Молчание — возможность побыть наедине с самим собой, с собственными мыслями, почувствовать своё Единство с Божим Миром.
На Ивана Молчальника и писали мало. Считалось, что в этот день лучше лишних слов не говорить, а побыть наедине с собой и сосредоточиться, припасая красноречие для будущего года. Но всё-таки этот день кое-что оставил в истории русской словесности. 16 декабря 1869 года увидело свет первое издание романа «Война и мир» Льва Толстого, а два стиха, появившиеся на Ивана Молчальника – два голоса с вечных полюсов российского общества: лирических мечтаний одних и предчувствия бури других.
Преподобный Иоанн Молчальник
Православные 16-го декабря чтят память Преподобного Иоанна Молчальника.
Преподобный Иоанн Молчальник родился около 454 года в городе Никополе Армянском. Мальчик рано начал изучать Священное Писание и всем сердцем полюбил уединение и молитву. После смерти богатых родителей Иоанн часть своего богатства раздал бедным, часть — употребил на постройку храмов и удалился в монастырь. С 18 лет Иоанн жил при церкви в посте, молитве и воздержании. По просьбе граждан города Колонии, митрополит Севастийский назначил 28-летнего Иоанна епископом Колонийской Церкви.
На десятом году епископства Иоанна власть в Армении принял Пазиник. Новый правитель стал вмешиваться в духовные и церковные дела. Удручаемый мирской бранью, Иоанн тайно оставил епископию и отплыл в Иерусалим. Иоанн прибыл в Лавру преподобного Саввы. Скрывший свое епископское достоинство, он был принят в число братии простым послушником и выполнял самые тяжелые работы. Видя смирение и трудолюбие Иоанна, святой Савва счёл его достойным рукоположения во пресвитера. По благословению первоиерарха Иерусалимской Церкви преподобный Иоанн принял обет молчания. Вскоре Господь открыл тайну Иоанна святому Савве.
Святой игумен Савва уговорил преподобного Иоанна оставить пустыню и вновь поселиться в обители. После этого Господь чудесным образом открыл всем насельникам Лавры, что Иоанн — епископ.
Преподобный Иоанн Молчальник провел в Лавре преподобного Саввы Освященного 66 лет. По его молитве совершались многие чудеса, тайные мысли людей были для святителя явными, он исцелял больных, из семени смоковницы, брошенного святителем в сухую почву, произросло прекрасное дерево и принесло плоды.
Наши предки верили, что молчание в этот день не только избавит от несчастий, но и привлечет удачу.
В день Ивана Молчальника не пели и не кричали. Потому что боялись: как бы нечистая сила не утащила голос. И даже семейный обед проходил в полной тишине.
Икона «Иоанн Богослов в молчании». Палехские письма, нач. XX в.
В этот день верующие молча стояли перед иконой Иоанна Безмолвного или перед иконой «Иоанн Богослов в молчании».
Молитвы к нему исцеляют душевнобольных.
Молчаливый колокол
Собор Иоанна, Варшава, Польша
«Умеющий молчать слышит много признаний; ибо кто же откроется болтуну и сплетнику?» (Бэкон).
«Кто молчать не умеет, тот и говорить не способен» (Сенека).
«Молчи или говори что-нибудь получше молчания» (Пифагор).
Обет молчания
Мы живем в мире, в котором не бывает тишины. Все вокруг говорят, и никто никого не слушает. Более того, люди зачастую не слышат сами себя, свои мысли. Между тем, наш Бог — Слово, и в Евангелии сказано “От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься”. Мы же безрассудно треплем языками, не прекращаем мысленную брань, не останавливаемся ни на секунду. Наш Бог, Иисус Христос, назван Начальником тишины. В Его силах даровать покой нашим душам, и многие православные подвижники избрали молчание ради обожения — соединения с Богом.
Спас Благое молчание
Обет молчания — это распространенная духовная практика во многих религиях, так как молчание — способ духовного развития, самопознания и созерцания.
В западной традиции обет непрерывного молчания (кроме исповеди) практикуют целые монашеские общины, например, монастыри ордена картезианцев, или монастырь молчальников в Иерусалиме ордена траппистов.
Молчальники, прославленные в Церкви
В Церкви несть числа подвижникам, избравшим затвор и молчание. Не все из них прославлены в лике святых, не о всех есть сведения.
Преподобные, прославившиеся подвигом молчания:
Преподобный Сергий Радонежский после долгих лет многотрудных подвигов благословил на игуменство преподобного Никона, а сам до кончины пребывал в безмолвном уединении.
Киево-печерские безмолвники
В пещерах Киево-Печерской Лавры можно увидеть замурованные окошки, а рядом с ними надпись — Преподобный Имярек, Затворник.
Лаврские пещеры
Основатель Киево-Печерской Лавры, преподобный Антоний, любил безмолвие. Постриг он принял в одном из афонских монастырей, и первое время подвизался на Афоне. Стремясь исполнить волю Божию, направился на Русь, по пути основывая монастыри (Лядовский Усекновенский мужской монастырь). Остановившись на берегу Днепра в Варяжской пустыни, преподобный положил начало общежительному монастырю. Передав настоятельство игумену Варлааму, преподобный ушел в затвор, где и преставился.
О Киево-печерском святом Онуфрие Молчаливом известно, что подвизался он в 12 веке в Ближних пещерах.
Немного больше известно об Афанасие Затворнике. Этот киево-печерский преподобный был монахом строгой жизни. Случилось так, что он заболел и умер, а как был беден, его не похоронили в тот же день, оставив тело в келье. Игумену приснился обличительный сон, строгий голос спрашивал игумена, как ты можешь веселиться, если человек Божий лежит второй день непогребенный. Игумен с братией вошли в келью Афанасия, и увидели его живым и плачущим. Воскресший монах ни о чем не рассказывал братии, лишь наставил их, чтобы каялись, молились и просили Господа, Пресвятую Богородицу и преподобных Антония и Феодосия Печерских, чтобы быть похороненными в пещерах. После этих слов Афанасий стал затворником, жил еще 12 лет, через день вкушая понемногу хлеба и воды, и непрестанно молясь Богу. После смерти прославился как чудотворец, о чем есть рассказ в Патерике.
Вместе с Онуфрием Молчаливым и Афанасием вспоминают и Феодора Молчаливого Печерского, избравшего подвиг молчания, чтобы не согрешить словом и пребывать в Богомыслии. Феодор Молчаливый прославился чудотворениями.
Преподобный Иоанн Молчальник (Безмолвник)
Иоанн Молчальник родился в середине 5 века, по происхождению армянин. Он с юности полюбил молитвенное уединение. С 18 лет подвизался в молитве и посте. Двадцати восьми лет его рукоположили по просьбе жителей города Колонии, был посвящен в епископы. Избегая мирских неурядиц, бесконечной брани и многих попечений, святитель Иоанн тайно прибыл в Иерусалим. По его молитве Господь указал новое место подвига — монастырь Саввы Освященного. Никому не открывшись, святитель стал подвизаться вместе с отцами-савваитами. Чтобы поощрить усердного монаха, игумен Савва решил рукоположить его. Избегая земной славы, святитель Иоанн открылся патриарху Иерусалимскому Илии, и первоиерарх благословил его на подвиг молчания. Так Иоанн молчал четыре года, пребывая в затворе. Вскоре Господь открыл святому Савве, что Иоанн — епископ Церкви Христовой, после чего Иоанн Молчальник скрылся в пустыне.
После смерти святого Саввы, Иоанн много потрудился на благо Церкви, боролся с ересью оригенитов и утешал скорбящих, изгонял бесов, исцелял, прозревал мысли людей, как свои.
Многие святые, стремившиеся к тишине и безмолвию, прославлены за другие подвиги.
Святитель Николай, Мир Ликийских Чудотворец
Вскоре умер архиепископ Иоанн, и Сбор стал решать, кого избрать на епископскую кафедру. Одному из епископов Собора было видение, в котором указан был Божий избранник — молодой священник Николай. Возлюбивший безмолвие в Боге, святитель Николай явил собой образец кротости, любви и смирения — Правило веры и образ кротости, воздержания учитель, как поется в тропаре святому.
Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский
Один из трех великих учителей Церкви, святитель Иоанн Златоуст, родился в Антиохии. Святитель изучал риторику и философию, но еще в молодости осознал суетность мирской учености, углубился в изучение Священного Писания и молитву. Монашеский постриг принял после смерти матери.
Предполагалось, что Иоанн или его друг Василий (будущий святитель Василий Великий) займут епископскую кафедру. Друзья избрали отшельничество, избегая высокого сана. Иоанн тайно способствовал посвящению Василия, сам же оставался в пустыне и два года хранил полное молчание. По состоянию здоровья Иоанн возвратился в Антиохию, был рукоположен в диаконы, а затем и в пресвитеры. Кроме того, на Иоанна была возложена обязанность проповедовать Евангелие. За необыкновенный Божий дар проповедника паства нарекла Иоанна “Златоустым”. В 397 году Иоанн был поставлен на Константинопольскую кафедру.
Исихазм
В жизнеописаниях святых нередко встречаются слова: “пребывал в безмолвии и молитве”. Целью христианских подвижников было пребывание в Боге, в молитвенном единстве с Творцом. Инструменты достижения единения с Господом — безмолвие и молитва. В Православии многие подвижники выбирали молчание, причем молчание совершенное, — не только уст, но и ума, и сердца. Это мистическое движение называется исихазм и учит оно “умному деланию” — Иисусовой молитве, совершаемой в тишине сердца.
Высшая цель отцов-исихастов — обожение человека и созерцание Божественных энергий — Нетварного света.
Исихасты проходят сложный путь духовной и телесной аскезы, непрестанно произнося Иисусову молитву, и постепенно молитва становится самодвижной, то есть, совершается без усилий подвижника.
Учителя исихазма
Об исихазме писал Григорий Двоеслов (Палама), это наиболее известный теоретик исихазма.
Русские исихасты — Антоний Печерский, Сергий Радонежский, Феофан Грек, Максим Грек, Андрей Рублев. Отцы-исихасты 19 века — преподобный Паисий Величковский, святители Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, Тихон Задонский, преподобный Сергий Радонежский.
Один из представителей отцов-исихастов 20 века — афонский старец Иосиф Исихаст. О жизни подвижника написана прекрасная книга “Моя жизнь со старцем Иосифом”. Автор — отец Ефрем Филофейский.
Еще одна хорошая книга для общего развития об исихазме — “Откровенные рассказы странника своему духовному отцу”.
Следует понимать, что исихазм — это наука высшего порядка, не высшая математика и не философия, это духовная мистическая практика. Для ее освоения написаны книги, такие, например, как “Добротолюбие”, или “Лествица”. Автор “Лествицы”, Иоанн Лествичник, предупреждает об опасности занятий делом, которое под силу опытным монахам: “Глубина догматов неисследима, уму безмолвника не безбедно в нее пускаться”.
В чем смысл обета молчания?
Помолчали и приняли верное решение для себя. главное не мыслить а принимать всё из подсознания..
Нерастрата духовной энергии.
Это приводит к более глубокому и тонкому проникновению в мир духа.
«Если рассказать одну и ту же новость два раза одним и тем же лицам, впечатление от первого и второго сообщения будут совершенно различны по силе. Ибо сила была разряжена при первом сообщении. Если одно и то же повторить сто раз, то на сто первом разе силы на повторение может не хватить. Вокруг всякого явления сосредоточена какая-то сфера энергий, дающая явлению силу существовать. Когда о чем-то говорится, скажем, о том, что вы собираетесь делать, о своих планах, выращенных и взлелеянных в сердце, говорится без абсолютной к тому необходимости и дела, энергия, собранная вокруг предполагаемых действий, освобождается в пространстве, лишая говорящего силы исполнения. То же самое происходит и при многих других явлениях. О них говоря без нужды и крайней необходимости, явления силы лишаем. Помимо всего, каждое слово, реченное человеком, есть освобождение энергии в пространстве. Многие люди договариваются до полного нервного расстройства и полной утечки сил. Это все явления одного и того же порядка. Молчание – золото, ибо сохраняет огненную мощь человека. Недаром давались обеты молчания. Недаром йоги проходят испытания молчанием. В этом уявляется понимание значения силы слова. Часто собеседник своим отношением нейтрализует энергии говорящего, лишая его план силы, столь нужной для выполнения. Если решили явить спокойствие, то расскажите об этом встречному и поперечному – силы в себе уже не найдете его сохранить. Если чего-то достигли и прокричите об этом на базаре, достижение сведется к нулю. Если, будучи действительно хорошим, скажете людям, как я хорош, действительно, станете плохим. И если вообще следует говорить только то, что необходимо и когда это нужно, то в случаях, указанных выше, слова будут тушителями огней, лишающими человека возможности удержать достигнутое, или выполнить задуманное, или сохранить что-то от утечки силы. На прямые вопросы отвечайте так, чтобы не разрушить чего-то в себе, что подлежит охранению. Болтовнёю может лишить себя ученик всех достижений. Учитесь охранить свои огни от попрания, расточения и тушения их своими же собственными словами. » Грани Агни Йоги
Молчание – золото праведных
Что значит речь для христиан? В чём ценность молчания? Как спасались молчаливые праведники? Полезен ли мирянину обет молчания? Как молчание помогает здоровью? Попробуем в этом разобраться.
Что значит речь для христиан?
Современный мир страдает празднословием. Отовсюду слышатся речи, несущие мало полезной информации, зато изобилующие глупостью, лицемерием, злостью.
Женщины, живущие по-соседству, собираются по вечерам ради сплетен. Люди звонят друг другу, чтобы обсудить слухи. Мирская пресса тиражирует бесполезные сообщения: «Модель показала грудь на пляже», «Актёр подал на развод» и тому подобное. Половина текстов несут негатив: «авария», «катастрофа», «изнасилование».
Читатель погружается в это болото – интернет и телевидение пожирают его время. По дороге с утра бредёт молодёжь, уткнувшаяся в экраны гаджетов. На работе, едва выдалась минуты, все открывают соцсети. Утомлённый, а порой раздражённый, человек выныривает из словесной чепухи и видит, что день уже клонится к закату. Он приходит домой и срывается на мат, слыша упрёки такого же перегруженного информацией родственника…
В чём ценность молчания?
Бог есть Слово, одно это напоминает, что к речи нужно относиться ответственно. Она становится мерилом силы воли и высокой нравственности: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3:2).
От наших речей – добрых или злых – зависит приговор на Страшном Суде:
«Говорю же вам, что за всякое праздное слово, которое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12:36, 37).
Потому что: «Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло» (Притч. 15:28).
Свои речи следует соизмерять с заповедями Божьими:
«Положи, Господи, охрану устам моим и огради двери уст моих» (Пс.140).
Ценность молчания для христианина заключается в возможности:
— Избежать суетных разговоров: споров, сплетен, осуждения.
— Погрузиться в мир молитвы, вспомнить о Боге, о своих грехах и путях исправления.
— Проанализировать свои знания о жизни и работе, сделать полезные выводы.
— Обдумать созидательную деятельность во благо ближним и себе.
— Обрести душевный покой.
В одной из молитв ко Пресвятой Деве говорится:
«Молю, Дево, душевное смущение и печали моея бурю разорити: ты бо, Богоневестная, начальника тишины Христа родила».
Тишина эта — внутренняя гармония, которой жаждет большинство современных людей, утомлённых градом раздражающих слов.
Как спасались праведники-молчальники?
Христианские святые давно поняли важность молчания для спасения души. Многие замыкали уста — кто на несколько лет, кто до конца жизни.
Молча́льник или безмолвник — христианский святой из числа преподобных, избравший особый вид подвига — непрерывное молчание, принявший обет молчания.
Среди этих подвижников первый, кто принял на себя подвиг молчания до самой кончины — Саламан Молчальник.
Также по религиозным источникам особенно известны: Иоанн, родом армянин, на 28-м году получивший сан епископа, но ради безмолвия отказавшийся от сана; Исихий Хоривит, спасавшийся на горе Хорив близ Синая; Стефан пресвитер; Лука Новый Столпник.
Из русских святых к числу молчальников принадлежат Афанасий, Онуфрий и Феодор, затворники монастыря Киево-Печерского; Исаакий Радонежский; Игнатий Белозерский; Корнилий; Нил Столбенский; Вера Молчальница. Разумеется, это не все имена.
Сергий Радонежский принял обет молчания незадолго до смерти, чтобы посвятить последние дни только молитве. Несколько лет молчал иконописец Андрей Рублёв.
Жития молчальников обычно кратки: «замуровался в пещере на 12 лет»; «молчала 23 года», «закрылся в хижине до конца дней своих». Но земная слава нужна была святым менее всего. И если о них остались сведения, то только стараниями мирян.
Вера Молчальница на смертном одре
По словам церковного историка графа М.Толстого, Веру в монастыре приняли враждебно. Монахиням-завистницам не нравился интерес к ней со стороны прихожан, стремившихся к Вере за советами — та писала ответы на бумаге.
Игуменья ездила к Петербургскому митрополиту Серафиму с просьбой выслать Веру Молчальницу из монастыря. На эту просьбу митрополит ответил: «Ах ты дура-баба! Да нас скорее с тобой выгонят, чем её; и вспоминать об этом не смей».
Недаром пустынники уходили в леса, чтобы избежать общения. Ведь даже в монастыре может найтись немало помех для спасения.
«Не думайте, что праведники, пребывая среди людей, достигали праведности. Нет, но подвизаясь прежде во многом безмолвии, они обретали Божественную Силу, вселяющуюся в них, и лишь тогда Бог посылал их, обретших добродетели, в среду людей для назидания человеков и исцеления болезней их. В силу такой нужды были они разлучены с безмолвием и посланы к людям» (Преподобный Аммон Нитрийский).
Некоторым праведникам, обладающим талантом красноречия и даром убеждения, Господь воспрещал безмолвие, считая, что наибольшую пользу они принесут, проповедуя и наставляя ближних.
Тяготы безмолвников
Казалось бы, молчание облегчает спасение, поскольку исключает словесные излишества, которые обременяют душу новыми грехами. Но на пути молчаливых подвижников немало терний.
Брань невидимая
Невидимой бранью именуют внутреннюю борьбу человека с силами зла. Бесы являются незримыми врагами каждого. Особенно они ополчаются на подвижников, желая сбить их с пути истинного. Для верующего человека бесы не аллегория страстей, а вполне реальные личности. Они обладают даром речи, умением видеть и слышать, но при этом — в силу искажения ангельского образа — сердца их тверды, как камни и жестки, как жернова (Иов. 41:16).
Пока человек молится, не доверяет падшим духам, не прислушивается к их советам, бесы бессильны. Но нечисть никогда не оставляет свои попытки навредить и отвлечь от благочестивых размышлений.
По свидетельствам монахов, бесы способны:
— пугать по ночам, поднимая шум вокруг кельи;
— являться в виде соблазнительных блудниц;
— притворяться ангелами, ожидая поклонения;
— разжигать сомнения в избранном пути;
— внушать кощунственные помыслы и многое другое.
Таким образом, в сознании человека всё время идёт борьба за веру и добродетели. Никодим Святогорец написал на эту тему известный духовный труд «Невидимая брань».
Серафим Саровский в лесу, художник Павел Рыженко
Видимые враги
Грешники ведут себя не лучше бесов, когда вмешиваются в жизнь праведников.
Так, Иоанн Безмолвник едва не погиб от нападения сарацинов в пустыне, но Господь послал ему защитника-льва. Зверь спугнул разбойников.
И даже монахи могут стать гонителями, конечно, по наущению нечистого. Так Корнилий Молчальник, будучи послушником, претерпел немало насмешек от братии. Его считали простецом и юродивым. А Веру Молчальницу пытались завистницы изгнать из обители.
Преследования от властей
Вера Молчальница, проживая в миру, за своё нежелание отвечать на вопросы попала сначала в тюрьму, а затем в психбольницу, и это в царские времена! Правда, справедливость восторжествовала: подвижницу освободили и она ушла в монастырь.
Навязчивые почитатели
Саламан Молчальник не раз претерпевал беспокойство от своих почитателей. Он был уроженцем селения Каперсана, неподалеку от которого поселился в хижине и стал нести подвиг молчания.
Окрестные жители, поняв, что их земляк — человек весьма праведный, решили возвеличить его и вовлечь в свою общину. Архиерей города, к которому относилось селение Каперсана, пришёл к молчальнику, желая рукоположить его в священники. Тот не открыл гостю, поскольку замуровал дверь.
Саламан Молчальник
Архиерей приказал проломить часть стены кельи Саламана, вошёл к нему в келью, возложил руки на Саламана и прочитал молитву на хиротонию в иерея. Сделав Саламана священником, архиерей произнёс пространное поучение, объясняя, какая благодать дана теперь Саламану. Тот не ответил. Архиерей велел заделать пролом в стене кельи Саламана.
Жители, видимо, ожидавшие ответных действий святого, например, проповедей, но так и не дождавшись, недолго думая, разрушили его хижину и перенесли Саламана к себе в селение. Саламан при это не сопротивлялся и не говорил не слова. Жители построили в селении хижину, в коей поселили Саламана.
Тем временем в соседнем селении люди позавидовали на приобретение праведника селением Каперсана. Они собрались, явились в Каперсану, разломали хижину и увели Саламана в своё селение. Святой продолжал хранить стоическое спокойствие, сколько его не переселяли, не переносили, не переводили. Он так и молчал до самой кончины.
Как правило, признание окружающих приходило к праведникам на склоне лет. И не всегда проявлялось разумно, что видим на примере поклонников святого Саламана.
Давать ли Богу обет молчания?
Мы говорим постоянно, даже не замечая этого. Что-то делаешь, комментируешь. Споткнулся, выругался. К старости одинокие люди беседуют сами с собой за неимением собеседника. И это отнюдь не молитвы.
А сколько лишнего люди сообщают о себе посторонним, чтобы потом пожалеть об этом! Сколько слов брошено сгоряча…
В селе, где я выросла, была столь дерзкая старушка, что давала советы священнику прямо во время богослужения. Она считала, что знает больше своего пастыря.
Вспомним народную мудрость пословиц: «Молчание – золото», «Язык мой, враг мой», «Всякое молчание лучше ворчания».
По мнению учёных, молчание/тишина:
— запускает эффективное мышление;
— успокаивает сердце и снижает давление;
— помогает регенерации клеток мозга в области, ответственной за память и обучение.
Последний вывод опубликован в журнале «Мозг, структура и функция».
Таким образом безмолвное тихое житие укрепляет не только дух, но и тело.
Может быть, стоит дать Богу обет молчания?
В интернете человек, заинтересованный этим вопросом, может найти Правила обета молчания. Увы, вам предложат буддийскую практику випассану или другие оккультные способы.
Значит, молчание молчанию рознь. За молчанием заблудшего могут скрываться заклинания языческим божествам. И приведёт такой «подвиг молчания» в бездну огненную. Не только говорить, но и молчать нужно по-христиански.
Соблюдать обет молчания в миру сложно. Даже если ты живёшь один и работаешь дистанционно, придётся идти в магазин, где тебя знают, по дороге встречаться с соседями. Как обойтись хотя бы без слов приветствия, без «пожалуйста» и «спасибо»? Что подумают о твоём молчании знакомые люди? Готов ли ты прослыть невеждой или неадекватным? Ведь ещё вчера ты со всеми беседовал, а сегодня киваешь и пытаешься объясниться жестами. Перед таким выбором стояли и святые, но не боялись, что их сочтут юродивыми.
Возможно, для нас, современных мирян, разумнее будет ограничиться двенадцатью словами в день? Их хватит на самые насущные нужды и проявление вежливости. Или дать обет молчания на определённый срок — для начала на неделю, или в определённые дни — например, в выходные?
Икона “Спас Благое молчание”
— эти строки поэта Иннокентия Анненского посвящены иконе «Спас Благое молчание».
Считается, что здесь Иисус Христос изображён ещё не пришедшем на Землю. Он Ангел Великого совета, один из Троицы. Лик его юный, безбородый, а за спиной крылья. «Спас Благое молчание» помогает нести подвиг бессловесной молитвы, даёт смирение и терпение в житейских бурях.