Что значит нравственное здоровье

Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология для менеджеров.

Нравственное здоровье личности.

Слагаемые нравственного здоровья. Нравственность — важнейший субъектный фактор полноценного физического и психологического состояния людей. Есть немало фактов, свидетельствующих об эффективности взаимосвязи телесного и душевного здоровья и определяющей роли этой взаимосвязи в их индивидуальной и общественной деятельности.

Нравственное здоровье личности — это своеобразная единица измерения духовного состояния коллектива и общества. Духовного в том смысле, что оно выступает как результат проявления глубоких чувств и сознания людей в конкретных поступках. Оно непосредственно определяет состояние духа людей как концентрированного проявления готовности и способности человека действовать активно и смело.

Основными компонентами нравственного здоровья личности являются:

— нравственные чувства выражают субъективные переживания в виде восхищения, гордости, честолюбия, презрения, они были и остаются матрицей гражданского общежития людей;

— моральная позиция — нравственная ориентация личности, ее основополагающие этические взгляды и моральная направленность жизненных целей, ведущими детерминантами которых выступают совесть и долг;

— нравственные привычки — деятельные способы нравственного поведения личности, показатель реальной ее воспитанности;

— нравственный самоконтроль: самооценка, самообладание (моральная закаленность) и самоотверженность вплоть до самопожертвования.

Эти четыре компонента устойчивы и характеризуют моральные принципы и нормы, которые личностью освоены. Их знание позволяет руководителю собирать соответствующую информацию, проводить по ним мониторинг состояния нравственного здоровья личного состава, а потому иметь достаточно объективную информацию о «боеспособности» своих подчиненных, определяя технологию общения с ними и распределения деловых поручений.

Нравственное здоровье способствует выполнению личностью своих социальных ролей в различных жизненных сферах. Например, родителя в семье, члена трудового коллектива, гражданина страны.

Нравственная бескомпромиссность личности в каждой из социальных ролей — лучшее подтверждение ее нравственного здоровья.

Чем полноценнее нравственное здоровье личности, тем благороднее ее отношение к людям, активнее проявляется ее социальная солидарность в обществе. И, наоборот, ее нравственная ущербность неизбежно ведет к размыванию человеческих отношений, к моральной эрозии в духовной обстановке семейного, школьного, студенческого, трудового социумов.

Экономическую и социальную ценность нравственного здоровья людей в настоящее время осознают многие менеджеры. Отсюда их повышенный деловой интерес к овладению знаниями и навыками диагностирования состояния нравственного здоровья работнике к рекомендациям по принятию эффективных мер для устранения его «недугов». Нравственное здоровье целесообразнее поддерживать и укреплять посредством превентивных мер.

Адам Смит в «Теории нравственных чувств» писал о нравственной сущности человека: «сочувственной» — симпатической и эгоистической — своекорыстной. По его мнению, человеческие симпатии являются основой нравственных чувств, которые призваны сбалансировать хозяйственный эгоизм людей посредством проявления ими сочувствия друг к другу в виде справедливости и человеколюбия.

Источник

Формирование основ нравственного здоровья

Что значит нравственное здоровье. Смотреть фото Что значит нравственное здоровье. Смотреть картинку Что значит нравственное здоровье. Картинка про Что значит нравственное здоровье. Фото Что значит нравственное здоровье Наталия Кузьмина
Формирование основ нравственного здоровья

Аннотация. Нравственное воспитание традиционно считается одним из основных путей формирование личности ребенка. Новые подходы в воспитании культуры поведения предполагают иную организацию педагогического процесса, режима дня, игровой и художественной деятельности.

Формирование нравственного сознания и моральных качеств личности является основой процесса социализации молодого поколения во всех типах общества, и это служит ведущей целью воспитательной работы социальных институтов, обеспечивающих социализацию личности.

При этом нравственность понимается не как природное, а как приобретенное, воспитанное качество личности, поскольку нравственно зрелый человек должен иметь черты характера, соответствующие общепринятому в конкретном обществе на данном этапе его развития установленному порядку, нормам, обычаям социальной жизни.

Цели нравственной деятельности на социальном уровне зависят от целей развития общества, а на личностном уровне определяются интересами и потребностями личности.

Здоровье нравственное – это система ценностей, установок и мотивов поведения индивидов в обществе. Оно связано с общечеловеческими истинами добра, красоты, любви и милосердия.

Известно,что дети дошкольного возраста отличаются ситуативностью поведения: ребенок, показав образец нравственного поведения в одной ситуации, в другой поступает противоположным образом. Тем не менее, потенциальные возможности детей, позволяющие им понять и принять нравственные нормы, гораздо больше, чем мы привыкли считать.

Это и послужило выбору педколлективом нашего детского сада проблемы воспитания у дошкольников нравственных чувств и привычек в процессе общения, культуры поведения и знакомства с правилами этики. Цель педагогического опыта – формирование у дошкольников этикетного поведения, расширение знаний о поведенческой культуре общества, обеспечение речевого развития воспитанников.

С чего мы начали свою работу? Прежде всего, с анализа задач программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы. Проанализировав,мы определили следующие направления работы:

формирование у дошкольников нравственного отношения к окружающему а процессе познавательной деятельности;

формирование у дошкольников культуры общения, культуры речи, этикета через виды деятельности.

Успешное решение нравственных задач в организации воспитательно-образовательного процесса зависит от правильного взаимодействия между детьми, педагогами и родителями. Направление работы педагогов с детьми предполагает организацию педагогического процесса в трех блоках.

1. Ведущей тенденцией целостного подхода к изучению правил поведения, общения и этикета с детьми является взаимопроникновение всех видов деятельности с использованием специально организованных занятий.

Известно, что нет «взрослых» и «детских» нравственных норм и понятий. Все нравственные категории усваиваются детьми, хотя уровень освоении, конечно же, зависит от возраста. Это позволило нам включить в свою работу такие понятия как «Совесть», «Милосердие», «Забота», «Сочувствие», «Дружба», «Сопереживание» и др. Определяя содержание каждой темы, мы стремились выделить доступные дошкольнику, и в то же время, требующее дополнительной внутренней работы, вопросы.

2. Блок совместной деятельности воспитателя с детьми включает разные формы активности. В этом блоке мы предусмотрели проведение бесед, ролевых игр, обыгривание ситуации общения, тренингов, психогимнастических игр и упражнений, моделирование проблемных ситуаций.

Начиная с младшей группы с детьми проводятся беседы о дружбе, друзьях, уважение к близким.

Для закрепления нравственныхпоступков с детьми проводятся ролевые игры: «Мы ждем гостей», «Путешествие на корабле», «Праздничный концерт» и др.

Одной из форм совместной деятельности воспитателя с детьми старшей и выпускной группы является моделирование проблемных ситуаций на темы вежливости и общения.

Развитие эмоционально-нравственной сферы ребенка осуществляется через проведение тренингов «Что мне в тебе нравится», «Передай улыбку», «Твое имя», а так же проведение психологических игр «Позови ласково», «Волшебный стул», «Свеча» и др.

3. Решение широкого круга нравственных задач предполагает использование свободной самостоятельной деятельности самих детей. Большую роль в нравственном развитии ребенка играет разнообразная и меняющаяся предметная среда групп и ближайшего окружения. В игровых уголках дети обыгрывают полученные знания по этикету, культуре общения и поведения.В блоке самостоятельной деятельности используются: решение проблемных ситуаций, разбор и комментирование путаниц, дидактические игры, содержание которых связанно с поведенческими проблемами.

Работа по нравственному воспитанию детей не возможна без участия родителей. Воспитатели направляют деятельность родителей на формирование у детей культуры поведения, помогает им педагогическим советом, дают рекомендации. Родители принимают активное участие в занятиях, где они не только наблюдают за своими детьми, но и помогают воспитателю в проведении и оснащении занятий, знакомятся с правилами, которыми овладевают дети.

Ознакомление родителей с работой детского сада по данной проблеме осуществляется через:

• участие родителей в совместных праздниках, конкурсах, в корректировании пространственной среды в группах, что позволяет создать благоприятную эмоциональную атмосферу в детском саду;

• фотоэкспозиции, различного рода выставки детских работ;

• родительские собрания, дни открытых дверей, где родители могут понаблюдать за жизнью ребенка в детском саду, за его общением за сверстником.

Таким образом, наша работа, которая проводиться в нашем детском саду по воспитанию у детей нравственных качеств и привычек в процессе общения, формирования культуры поведения и знакомства с правилами этикета дает положительные результаты.

1. Бабунова Е. С. Формированиеу детей старшего дошкольного возраста интереса к русской семейной традиционной культуре: дис. …канд. пед. наук/Е. С Бабунова. – М., 1996.

2. Бабынина Т. Ф. В мире национальных культур. Программа приобщение старших дошкольников к национальной культуре народов/ Т. Ф. Бабынина.Набережные Челны:, 2001. – 24 с.

3. Волков Г. Н. Чувашская народная педагогика/ Г. Н. Волков. –Чебоксары: Чувашгосиздат, 1958. – 264 с.

4. Волков Г. Н. О традициях чувашского народа в эстетическом воспитании/ / Г. Н. Волков. –Чебоксары: Чувашгосиздат, 1965. – 60 с.

5. Зверева О. Л.Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: учеб. пособие/ О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева, Т. В. Кротова. – М. : ТЦ Сфера. 2009. – 256 с.

6. Фадеева В. В. Чудо рождения здорового ребенка. Славянские традиции и опыт/ В. В. Фадеева. – М. : РИПОЛ классик, 2008. – 224 с.

Формирование духовно-нравственного здоровья детей посредством изучения национально-культурных традиций Сообщение для воспитателей на тему: «Формирование духовно-нравственного здоровья детей через изучение национально-культурных традиций».

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество» (из опыта работы) 1 часть. Одной из актуальных и важных задач, стоящих перед современным обществом, является его духовное, нравственное возрождение, которое.

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество» (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Формирование основ здоровья и культуры здорового питания у дошкольников с использованием интерактивного ресурса (Слайд 1)В рамках выполнения гос. задания Минобрнауки Самарской области по разработке и апробации региональной комплексной программы по формированию.

Формирование нравственного здоровья дошкольника Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Унэгэтэйский детский сад «Колосок» Формирование нравственного здоровья.

Что значит нравственное здоровье. Смотреть фото Что значит нравственное здоровье. Смотреть картинку Что значит нравственное здоровье. Картинка про Что значит нравственное здоровье. Фото Что значит нравственное здоровьеФормирование основ безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности,.

Что значит нравственное здоровье. Смотреть фото Что значит нравственное здоровье. Смотреть картинку Что значит нравственное здоровье. Картинка про Что значит нравственное здоровье. Фото Что значит нравственное здоровьеФормирование основ патриотизма в моей группе К большому сожалению, многие родители не совсем правильно представляют процесс патриотического воспитания детей, особенно родители детей.

Консультация для родителей «Формирование основ личности» Формирование основ личности в дошкольном детстве связано с воспитанием нравственных качеств, творческих способностей и раскрытием индивидуальности.

Особенности формирования у старших дошкольников основ нравственного сознания Нравственное развитие является одной из основных линий психического развития в дошкольном детстве. Оно включает три взаимосвязанные сферы:.

Практико-значимая работа Формирование нравственного воспитания младших дошкольников Введение Как всякий организованный процесс, воспитание предусматривает определенную целеустремленность, наличие конкретных задач. Поскольку.

Источник

Что значит нравственное здоровье

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ • Октябрь 2011 № 4 (61) – март 2012 № 1 (62)

Что значит нравственное здоровье. Смотреть фото Что значит нравственное здоровье. Смотреть картинку Что значит нравственное здоровье. Картинка про Что значит нравственное здоровье. Фото Что значит нравственное здоровье

Нравственное здоровье
в системе этического
образования

Нравственное здоровье
в системе этического
образования

Нравственное здоровье
в системе этического
образования

Д. Ю. Михайлов,
директор Центра нравственного
развития, заведующий лабораторией
нравственного образования
Российского Гуманитарного Союза

П онятие «нравственное здоровье» в последнее время всё чаще возникает на устах большинства граждан нашей страны. Можно услышать различные высказывания, предположения и рассуждения о «нравственном здоровье людей», «нравственном здоровье общества», «государственном благе». Но далеко не всегда люди осознают, в чём же состоит смысл данных понятий.

Само понятие «здоровье» означает нормальную, правильную деятельность организма, его психическое благополучие (из словаря С. И. Ожегова).

В древности выражение «хороший человек» было связано с представлениями о человеке гармоничном, т. е. развитом физически и психически, уравновешенном, знающем и следующим законам нравственности, готовым к жизни во благо общества.

Нравственное здоровье складывается в процессе формирования нравственности человека, его нравственного развития и накопления им своего нравственного опыта. Этот процесс предполагает нравственное образование и его постоянную модернизацию. «Результатом» нравственного развития можно считать полноценную нравственную личность. Но это, говоря точнее, не результат, а процесс, хотя в нём есть как относительно стационарные составляющие, так и динамичные. К первым относятся нравственные ориентиры и ценности, нравственные качества, общие жизненные принципы и идеалы. Наиболее динамичной частью морального сознания человека является его нравственный опыт. Личная нравственность этически зрелой личности находится в соответствии с правилами и нормами поведения, общепринятыми в социуме.

В основе нравственного здоровья лежит позитивное восприятие окружающего мира. Это – позиция достойного гражданина своей страны, обладающего развитым нравственным сознанием, осознающим свои действия и поступки. Такая личность ориентирована на созидание, творчество, на стремление к самосовершенствованию и творение добра.

Можно говорить как о нравственном здоровье отдельной личности, так и о нравственном здоровье общества в целом. В основе нравственного здоровья государства лежит нравственное здоровье народа. Народ, который, как говорили наши предки «духом силён», перенесёт любые испытания, выпавшие на его долю. Нравственное здоровье общества основывается на братских взаимоотношениях людей, взаимоуважении, сознательном отношении к труду, человеколюбии, уважении к другим народам и их культурам. Таким образом, нравственное здоровье общества и нравственное здоровье человека базируются на общих нравственных принципах, принятых во всех цивилизованных обществах. Человек живёт и действует не только для себя, но и во благо общества отдаёт свои дарования и энергию развитию и укреплению общества. Нравственный человек – это счастливый человек, он способен получать полное удовлетворение от своего труда, стремится к творчеству и самосовершенствованию.

Само человеческое здоровье содержит многие составляющие: здоровье физическое, психическое, нравственное, интеллектуальное, социальное, экологическое, эстетическое. Из Древней Руси к нам дошла формула полноценного, т. е. физически и нравственно здорового человека: «В здоровом теле – здоровый дух». Нравственное здоровье – это внутренняя человеческая красота. Здоровье – характеристика комплексная. Ведь хорошо физически развитый и психически уравновешенный человек, если он идёт против нравственных принципов, если он может равнодушно пройти мимо чужой беды – человек аморальный, т. е. нравственно нездоровый.

Современная школа призвана обеспечить нравственное здоровье подрастающего поколения. Школа является наилучшим учреждением для подготовки будущих граждан своей страны, обладающих знанием и воспитанностью, необходимыми для плодотворной деятельности во благо общества.

Программа светского нравственного образования в школе, которая является частью общей стратегии подготовки достойных граждан страны, формирует полноценное нравственное здоровье учащихся. В процессе нравственного образования даются и формируются: необходимые нравственные знания, нравственные качества, нравственные принципы и убеждения, нравственное поведение, нравственная рефлексия (осознание своих действий и поступков).

Нравственность есть «золотая оправа образования». Задача нравственного образования – способствовать формированию полноценной человеческой личности, достойного человека – настоящего гражданина своей Родины, то есть формирование нравственного здоровья учащихся.

Болезни человека и общества вытекают в первую очередь дефицита добра и, соответственно, возрастания негатива, который выливается в психическое перенапряжение людей, их неуравновешенность, способную переходить в агрессию, деструктивное поведение по отношению к обществу и окружающим людям. До сегодняшнего дня в русском языке сохранилось понятие «худой человек», то есть человек больной (ему худо), но этот человек больной именно тем, что в нём отсутствует нравственность. Народная мудрость гласит: «Худого человека ничем не уважишь».

В древности человека, запятнавшего себя, изгоняли из общества. Это было самым страшным наказанием для провинившегося человека – стать изгоем; такой человек отделялся от общества, от всех общественных взаимоотношений.

Если мы говорим о нравственном здоровье, то каковы антонимы этого выражения, каковы болезни, способные подорвать нравственное здоровье? Это такие явления, как равнодушие, жестокость, зависть, ненависть, злоба и др. Соответственно на школу ложится задача способствовать искоренению этих болезней, недопущение их в школу, выработка грамотного подхода и бережного отношения к ранимой и тонкой психике подростков. В свете нравственного образования большое значение имеет ещё одна важная задача – привить школьникам определённую нравственную культуру.

Понятия «нравственное здоровье» и «нравственная культура» нужно рассматривать как взаимосвязанные. Показатель нравственного здоровья есть выработанные человеком нравственные качества. Как определить нравственно здорового человека? Это не просто тот, кто желает другим людям добра, а тот, кто способен на сострадание, дружбу, любовь, добрый поступок, кто умеет понять другого человека, оказать помощь в трудной ситуации, защитить других в трудных ситуациях.

Нравственно здоровый человек в первую очередь должен быть достойным гражданином общества, вызывать чувство уважения у окружающих, обладать важным нравственным качеством – достоинством. Достоинство – особое чувство, которое называют «чувством собственного достоинства». Это осознание индивидом своей свободы и ответственности, это готовность к созиданию добра и его защите. Переживание собственной гражданской и нравственной ценности и ответственности, их практическое подтверждение возможно вопреки обстоятельствам. Достойный человек – это человек, обладающий добродетелями, соответствующий общепринятым нравственным образцам. Другими важными чертами нравственно зрелой личности являются стойкость и мужество. Человек, умеющий противостоять низменным влечениям, человек, умеющий стойко и мужественно встречать выпадающие на его долю испытания, достоин уважения, и он получает право на самоуважение.

Нравственно здоровый человек – это внутренне свободный человек, который осознаёт, принимает и добровольно следует нравственным законам. Такой человек должен думать не только о себе, он не унижается сам и не унижает других, в каждом индивиде видит человека, а не врага или жертву, партнера, а не соперника.

Таким образом, нравственно здоровый человек соответствует определённым нравственным требованиям. Эти требования в полной мере распространяются на учителей и педагогов российской школы. На учителей и школу ложится огромная задача. У учащихся, пришедших в школу, только начинают формироваться навыки поведения, нравственные убеждения, нравственные ориентиры развития. В полном смысле их ещё нельзя назвать «моральными людьми», их нравственность только ещё формируется, ребёнок проходит стадии морального становления. Этот процесс длится в течение многих лет и называется процессом нравственного становления и развития. Учитель призван направлять детей на путь нравственного развития умными, отнюдь не лобовыми и назидательными методами. Главное, чтобы школьники научились осознавать свои действия и поступки, задумывались бы над тем, каков моральный смысл их решений и поступков, чтобы они вырабатывали навыки анализа своих ошибок и способы их исправления.

Как отмечалось, в основе нравственного здоровья общества лежит нравственное здоровье его членов. Если моральный дух нации сломлен, то никакая гуманитарная или иная помощь не спасёт страну от развала, а народ от гибели. Народ здоровый, духовно богатый не развалится никогда, выдержит любые испытания, выпавшие на его долю. Русский народ прошёл многовековой путь развития, перенёс лишения, огромные трудности и тяжелейшие страдания. Достаточно лишь упомянуть Ледовое побоище, Куликовскую битву, Смутное время, Отечественную войну 1812 г., Великую Отечественную войну.

Самым крепким бастионом на пути нравственной деградации должна быть семья. Семья для ребёнка – исходная ячейка общества. Семья как таковая может существовать только на основе доверия, уважения, любви, взаимопомощи и взаимопонимания. Основные моральные качества человека – любовь, забота, доброжелательность, долг, сострадание, ответственность, честность и многие другие – формируются в семье.

Коварным качеством индивида и общества является равнодушие. Внешне оно кажется не столь отрицательным. Но именно равнодушие становится зелёным светом для многих аморальных поступков. Равнодушие как нельзя лучше раскрывается в выражении: «Моя хата с краю», что означает: всё, что не задевает моих собственных интересов, меня не касается. Равнодушные люди порождают равнодушие в обществе, оно становится апатичным, уязвимым для всякого рода преступников. Равнодушие лежит у истоков многих человеческих пороков: эгоизма, жестокости, жадности, черствости, трусости, бессердечия, предательства и др.

Только жизнь в трудовом, созидательном сообществе людей, в нравственно здоровом коллективе обеспечивает необходимое условие достойного выживания человека. Жизнь в коллективе – это не просто существование людей друг возле друга, она накладывает на человека массу обязательств. Коллектив – это группа людей, объединённых решением конкретных задач. Когда коллектив является единым целым, когда люди сплочены, то общество развивается и совершенствуется.

Нравственное здоровье общества в своём идеале должно быть основано на принципах человеколюбия, согласия, взаимного доверия, взаимопонимания и взаимопомощи.

Источник

«Здоровье школьников» (Нравственное здоровье)

Что значит нравственное здоровье. Смотреть фото Что значит нравственное здоровье. Смотреть картинку Что значит нравственное здоровье. Картинка про Что значит нравственное здоровье. Фото Что значит нравственное здоровье

Заместитель директора по ЭР

Существует более трехсот определений понятия « здоровья». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, ЗДОРОВЬЕ – это состояние полного физического, психического, нравственного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Если рассматривать здоровье человека (учащегося) в целом, то деление факторов влияющих на общее здоровье определяются как, внешние и внутренние.

Что значит нравственное здоровье. Смотреть фото Что значит нравственное здоровье. Смотреть картинку Что значит нравственное здоровье. Картинка про Что значит нравственное здоровье. Фото Что значит нравственное здоровье

Наследственность (или генетические факторы), экология (или состояние окружающей среды), а так же медицинское обеспечение – это объективные факторы риска, не зависящие от самого человека, а условия и образ жизни – субъективные факторы, которые напрямую зависят от человека и на которые можно и нужно влиять. Именно к субъективным факторам мы относим и нравственное, физическое, психологическое и социальное здоровье, которые неразрывно связаны между собой.

Духовно – нравственное здоровье – наиболее трудная для определения составляющая. Вместе с тем духовно – нравственное здоровье является главной предпосылкой, позволяющей человеку справиться с социальными, психологическими и физическими трудностями. По определению духовно – нравственное здоровье это комплекс характеристик мотивационной и потребностно – информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в детстве. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты. В качестве показателей духовно – нравственного здоровья рассматриваются наличие цели и смысла жизни, надежды человека, его желание жить, его убеждения. Оно характеризуется способностью человека (учащегося) к творчеству, начиная от идей до их реализации, воплощения в материальной форме. Также, характерна сформированность в структуре личности внутренней картины здоровья человека, где сформулирована определенная целевая установка, доминирующие представления о будущем, в процессе образования и воспитания. Итак: формирование духовно – нравственного здоровья, как правило, отождествляется с воспитанием нравственных качеств личности, приобщением к общечеловеческим ценностям.

Какие же основные аспекты влияют на развитие нравственного здоровья человека (учащегося).

· Считается, что главным гарантом духовно – нравственного здоровья человека является семья. Живой пример родителей – это специфическая форма передачи нравственного опыта старшего поколения младшему. Ориентация детей на поведение родителей как на пример и прообраз собственных действий – это одновременно и реализация воспитательного потенциала семьи. Нравственный эмоциональный климат семьи в значительной мере формируется отношениями между отцом и матерью, а также между родителями и детьми. Влияние на детей уклада семейной жизни, традиций семьи, религиозных убеждений, духовно – нравственных ценностей дает преимущество семейного воспитания перед любым другим воспитанием.

· Одним из важных аспектов, влияющих на нравственное здоровье, являются взаимоотношения в школьном коллективе. Администрация и педагогический коллектив обязаны обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе. Осуществление данной задачи зависит от следующих приоритетов учебно – образовательного процесса: организация учебного процесса в соответствии с САНиП; рациональная организация деятельности учащихся и создание комфортных условий для них; система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни. Взаимоотношения с классным коллективом способствует лучшему осознанию учащимся самого себя, своих достоинств, недостатков, возможностей; обучает контролю над негативными проявлениями (агрессией, гневом, тревогой); создает предпосылки для личностного роста; развивает ощущение принадлежности к коллективу, развивает чувство ответственности за других людей, альтруистические тенденции, эмпатию, искренность и уважение к товарищам; дает возможность развить навыки социально приемлемого поведения.

· Большое внимание необходимо уделить отношению учащихся со сверстниками во внеурочное время. Это могут быть занятия в секциях, кружках, в учреждениях дополнительного образования; пребывание в различных группах по интересам, молодежных движениях и т. д. Данный вид отношений способствует самораскрытию, повышению уверенности в себе; снижает барьеры деструктивной психологической защиты; облегчает выражение эмоций, обучат навыкам преодоления депрессий, уменьшения стресса. Но здесь важно наличие базовых нравственных понятий такого уровня, при котором у ребенка или подростка не возникнет желание совершать безнравственные поступки. И главное – научить себя любить таким, какой он есть; любя исправлять в себе все негативные качества, которые мешают жить и быть счастливыми, не делая при этом несчастными окружающих.

· И еще, один из самых важных на сегодняшний день, аспектов, влияющих на формирования нравственного здоровья – это СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ. Влияние СМИ на формирование духовно – нравственных ценностей на учащихся трудно переоценить. Жить в современном обществе, игнорируя такие явления как телевидение, газеты, журналы, кино, радио, Интернет невозможно. Но детское и подростковое самосознание не сформировано, поэтому именно они подвергаются наибольшему воздействию со стороны СМИ. Нередко явные агрессивные действия того или иного героя сериала, кино или компьютерной игры оказываются как бы «незначительными» на фоне его побед и «признания» окружающими. В результате грань между добром и злом для того, кто сидит у экрана стирается. Вся последующая продукция с использованием подобных персонажей закрепляется в устойчивое представление, которое, в, последствии, бывает весьма сложно, а порой и невозможно исправить. Пагубное воздействие агрессивных главных героев кино и сериалов, низкопробных передач, безталлантливых певцов и певичек, информационных новостей, пестрящих грамматическими ошибками, ощущают на себе наши дети, нуждающиеся в поддержке, испытывая беспомощность в борьбе с идеями насилия, распущенности и растления, которые свободно транслируются через средства массовой информации. А ведь именно средства массовой информации являются мощным средством коммуникации по охвату населения и возможности воздействовать на сознание людей. Проблема этого влияния занимает одно из важнейших мест при формировании и развитии нравственного здоровья учащихся. Поэтому возникает необходимость развивать традиции культурного наследия наших народов (литература, живопись, архитектура, религия и т. д.). Моральные нормы не случайно квалифицируются в обществе как культурные ценности. Посредством моральных норм мы понимаем, оцениваем и организуем нашу жизнь. Абсолютная мера их ценности задана тем, что они необходимое условие для сохранения здоровья человека, а значит и его жизни.

Здоровье как часть культуры всегда входило в круг прагматических забот общества. Главный секрет, который лежит в основе идеального здоровья, заключается в том, что человек должен сам стремиться к нему. Человек может быть здоровым лишь настолько, насколько сам считает это возможным. Сознание оказывает сильнейшее влияние на тело, и освобождение от болезни зависит от того, войдет ли человек в контакт с собственным сознанием, приведет ли его в равновесие, а затем сообщит это равновесие своему телу. Знание обладает организующей силой. Через психофизиологическую связь знание влияет на тело и обеспечивает крепкое здоровье. Знание в буквальном смысле может исцелить, это самый великий лекарь из всех. Давайте учить и учиться сами.

Аспекты, влияющие на нравственное здоровье

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *