Что значит номад у байкеров
Шить по совести: Красочный путеводитель по мотоциклетным нашивкам
На страницах FURFUR уже не раз упоминались адепты бриолина, белых шарфов и укротители юрких «Нортонов» и «Триумфов» — рокеры. Настал час поговорить об их заокеанских коллегах по цеху — байкерах.
Как и в случае с рокерами, к термину «байкер» русский человек относится излишне либерально: сегодня на постсоветском пространстве так зовется любой мотоциклист, не считая разве что садоводов с тюком картошки, неспешно тарахтящих с дачи в правом ряду.
Дабы восстановить справедливость, стоит отметить, что, говоря «байкер», американцы при всей, казалось бы, нейтральности самого слова имеют в виду преимущественно бэкпэтчеров. То есть, как несложно догадаться, мотоциклистов с нашивками на спине. И под нашивками в данном контексте подразумеваются прежде всего «цвета мотоклуба» (англ. club colours) — шевроны, нашитые на джинсовый или кожаный жилет. Смысл здесь довольно очевиден — принадлежность к тому или иному клубу должна быть всегда явна, а жилет традиционно надевается прямо на куртку.
В то время, когда интерес к мотоциклетной одежде возвращается, FURFUR решил узнать, что означают какие нашивки, чтобы помочь молодым пользователям мотоциклетные кожанок не сесть в лужу.
История нашивок
Расцвет «клубного» мотоциклизма пришелся на пятидесятые-шестидесятые годы прошлого века. Клубы только-только разрослись из местечковых маргинальных покатушников в организации с филиалами, или, как их принято называть в мотосообществе, «чептами» (chapter). Быстрый рост обуславливался послевоенной обстановкой в стране: недорогая списанная военная мототехника и ущемленная гордость списанных героев. Добрая часть бывших вояк прыгнула в седло и принялась сублимировать свои неотработанные военные амбиции.
Тогда ортодоксальные мотоциклетные клубы вели себя как истинные « motorcycle gangs» () : развязывали открытые войны за вотчины еще зарождавшегося нарко- и оружейного рынка, поглощали клубы поменьше (а тех, кто отказывался, вырезали), захватывали небольшие городки, заставляя полицейских запирать двери участков изнутри, громили магазины и покидали место боевых действий через пару дней, вывернув его буквально наизнанку.
Знаменитая нашивка «однопроцентников»
Это заявление тогдашние мотоварвары сочли за личную пиар-акцию и не преминули наградить себя соответствующей нашивкой на борту жилета с изображением «1%». В большинстве случаев она в основных цветах клуба, ромбовидная или квадратная. Сегодня не только «клубни», но и free riders охотно причисляют себя к outlaw-мотоциклистам таким способом. В былые времена с этой нашивкой нередко соседствовали свастика или имперский орел Третьего Рейха как бонусная возможность поэпатировать публику.
Основоположниками знакомой нам сегодня внутренней клубной иерархии и системы «цветов» является так называемая Большая четверка outlaw-мотоклубов: Hell’s Angels MC, Outlaws MC, Bandidos MC и Pagans MC — они же клубы «однопроцентного» сообщества. Их лого давно отпечатались на сетчатке среднего налогоплательщика США.
Большая Четверка «outlaw»-мотоклубов:
Ввиду своих летных корней Hell’s Angels избрали в качестве эмблемы dead head — череп в шлеме с крыльями.
Outlaws переняли штандарт у киношного «Дикаря» — череп со скрещенными мотоциклетными поршнями вместо костей.
Bandidos довольно парадоксально отметили себя героем мультфильмов, мексиканским бандитом, хотя принципиально не принимают в клуб «цветных».
Значительно выбиваются из общем массы — Pagans сравнительно плохо организованы и не так популярны. Их лого — скандинавский огненный великан Сурт.
Схема расположения нашивок
Основа для нашивок рекомендуется общим этикетом клуба, но остается на личное усмотрение носителя. В последние годы все более популярны жесткие кожаные жилеты с ремнями для регулировки размера, но кто-то до сих отдает предпочтение старому доброму Levis Trucker Jacket или просто кожаной жилетке классического фасона.
1. Нашивка 1% указывает на принадлежность к outlaw-сегменту
2. 81 — это порядковые номера первых букв Hell’s Angels.
5. Г остевой шеврон. Регалией он не является, а указывает на то, что человек поддерживает клуб.
6. Своеобразный талисман, отпугивающий неудачу.
1. Нашивка с названием клуба.
2. Логотип клуба.
3. Аббревиатура от Motorcycle Club.
4. Указание региона.
Самые распространенные обозначения мотоформирований на сегодняшний день: MC и MCC. Оба они расшифровываются как m otorcycle c lub, но в корне различаются по сути. MCC обычно являет собой группу мотолюбителей под одним флагом без особых захватнических настроений, президент клуба довольно номинальный, а устав символический; обычно из всего пары пунктов.
Ортодоксальный MC же другое дело: это практически полувоенная (учитывая корни) формация с жесткой иерархией, пухлыми уставом и кодексом, территориальными претензиями и т. д. Сейчас крайне редко можно встретить обозначение MG ( motorcycle gang ).
Нашивки, связанные с иерархией
Итак, собственно, о «цветах». Иерархические ступени предполагают сопутствующие регалии, то есть нашивки выдаются поочередно, в порядке повышения ранга. Клубов великое множество и структура не везде одинаковая, но вот как выглядит наиболее популярная модель:
Проявивший заинтересованность во вступлении новичок, заручившись поддержкой действующего члена клуба (а то и трех), получает нашивку-планочку на борт жилета с надписью «support» или «supporter». Она уже выполнена в основных цветах клуба (обычно их два).
По истечении испытательного периода проходит голосование. Если суппорту везет, он восходит на первую ступень клуба и получает планку с названием филиала, которую зачастую уточняет «сайд-рокер» (в народе «банан») — дугообразная нашивка внизу борта жилета.
Дальше набор нашивок растет в зависимости от занимаемого ранга. «Prospect» получает соответствующую планку и нижний рокер на спину — дуга с обозначением филиала.
Все «цвета» положены только полноправному члену MC — «member». А именно недостающий верхний рокер с названием клуба и собственно лого клуба по центру спины (на Западе полные «цвета» сопровождают клубными тату). Во многих клубах полный комплект также предполагает планку с никнеймом.
Из мемберов выбираются руководители отдельных сфер жизни мотоклуба, о чем опять же оповещают отметки на бортах жилета с «цветами»: «president», «vice president», клубный казначей «t reasury», «sergeant at arms» (фигура, следящая за порядком, безопасностью, исполнением устава и решающая внутренние споры). В отдельных клубах последние носят сержантский шеврон армии США. Еще одна должность — это дорожный капитан (road captain), отвечающий за надежность маршрута и формирование мотоколонны. Иногда является переходящей должностью — капитаном назначается мембер, лучше остальных знающий конкретный маршрут.
Некоторые редкие нашивки указывают на принадлежность к подстуктуре клуба, например, гоночной команде, а нижний «рокер» или «сайд-рокер» кое-каких персонажей гласит «nomads». Это мемберы вне филиалов, кочевники, жрецы и главные идеологи клуба.
Нашивки Hell’s Angels
Как у клуба с самым сильным мерчендайз-направлением, у Hell ’ s Angels существуют как элитарные, почетные нашивки, отмечающие определенные заслуги перед клубом, так и вовсе ни к чему не обязывающие:
«SS Filthy Few» популярна больше остальных и означает, что мембер Hell’s Angels постоял за честь клуба. Точнее пролил кровь неугодного.
Молоток (или два скрещенных молотка) — носитель такой нашивки — ветеран первых уличных стычек, когда в ходу еще было примитивное подручное оружие: стройинструмент, мотоциклетные цепи и т. д.
AFFA — Angels Forever Forever Angels
HAR — Hell’s Angels Rules
Остальные нашивки
У фрирайдеров регламент гораздо свободнее. Что порой, надо сказать, во вред внешней гармонии. Многие утопают по уши в мерчевых мотобрендовых нашивках, памятных щитках с фестивалей, эмблемах военных подразделений, гербах, флагах, орлах и тому подобному материалу.
Российские фрирайдеры в этой сфере плавают и подавно: за неимением возможности приобрести качественные экземпляры наш мотобрат нашивает то, что доступно. А именно — довольно низкопробные печатанные патчи с отечественной мотолегендой «Урал», изображениями решительно настроенного волка или, чего далеко ходить, просто слово «байкер».
Базовые понятия о МС, MG, Colours
Что такое «MC»?
«MC» – аббревиатура от Motorcycle Club (англ. – мотоциклетный клуб) – жестко упорядоченная организация, состоящая не менее чем из шести байкеров.
«MG» – аббревиатура от Motogang (англ. – мотобанда) – прежнее название МС. Сейчас мотоклубы принципиально не занимаются криминальной деятельностью, т. е. постоянно находятся на виду у властей. Сохранились единицы MG, не скрывающие своей направленности.
Что такое «RC»?
«Riders Club» Это клуб людей, объеденных любовью к мотоциклам. Основной идеей клуба является в основном мото туризм. В основной массе это люди, не соблюдающие жестких уставов, но имеющие определенный свод простых правил, касающийся в основном правил поведения на дороге и ездой колонной. «RC» имеют в своих рядах женщин, как полноправных членов. Как правило, члены райдерс клубов законопослушные и хорошие парни, которые всегда помогут на дороге. Не редко райдерс клубы являются клубами владельцев определенной марки или модели мотоцикла (примером может являться «Голд Винг» клуб).
Что такое «МСС»?
«МСС» – «Motor Cycles Club». «МСС» как правило не требует официальной регистрации. Суть «МСС» – объединение людей по принципу дружбы и любви к мотоциклу, для совместного проведения досуга, общения, путешествий, и т.п. «МСС» – организация крайне демократичная: все чдены клуба решают, что клуб будет делать, и какие правила будут идметь. В большинсве случаев членом «МСС» может стать любой, не зависимо от возраста, пола, социального пложения. Многие «МСС» имеют в своих рядах женщин, как полноправных членов. Обычно человек становится претендентом, а через определенное время (у разных клубов от 3 месяцев до 2 лет), становится полноправным членом. Большинство «МСС»-клубов малочисленны (10-30 членов) и не многие имеют филиалы. Как правило, «МСС» не имеет своего «Club-House». Где-нибудь еженедельно в определенное время происходят собрания. Это открытые собрания и не являются обязательными, на них могут присутствовать члены «МС». Но один раз в год происходит обязательное собрание только для членов, на котором решаются проблемы клуба. «МСС» имеют три или более выборных должностей. Это «Chairman» (Председатель), «Treasurer» (Казначей) и «Secretary» (Секретарь). Как правило, «Chairman» наделен меньшей властью, чем «President» «MC». «MCC» носят логотип клуба на передней стороне кожанной куртки (жилетки) или на рукаве и т.п. Если «МСС» хочет стать «МС,они должны спросить разрешения у местного отделения «МС», кто является хозяином этой области. Иначе могут быть неприятности. «МСС» аполитичны и нейтральны. Они не участвуют в конфликтах между «МС»-клубами, не имеют территориальных претензий и амбиций на доминирование, вследствие чего не имеют трений с «МС». «МСС» – это тип клуба, где ездят на мотоциклах для удовольствия, наслаждаются жизнью и вечеринками…
Что такое «Club-House»?
«Club-House» (Клубный Дом) – это святая святых «МС». «Club-House», как правило, называется помещение, которое принадлежит исключительно данному «МС» и никому больше. Посторонние люди не могут пересекать порога «СН» кроме случаев, когда они приглашены президентом или администрацией клуба. За каждого постороннего в помещении «СН» кто-нибудь из членов «МС» несет личную ответственность, в случае неправильного поведения гостя член «МС» может понести серьезное наказание. В «СН» проводятся ежеквартальные и экстренные собрания. В «СН» хранится знамя «МС». Так же в помещениях «СН» может храниться документация и материальная база клуба, используемая для проведения разного рода акций. В «СН» очень часто находится боксы и оборудование по ремонту байков (особенно если у данного «МС» есть свои спортивные команды, принимающие участие в дрег-рейсинге или мото-кросе.).
Что такое «Chapter»?
«Chapter» (англ. – отделение, в русском языке используется по принципу транскрибирования – чепта) – отделение данного мотоклуба, основанного в другой местности, состоящее не менее чем из шести байкеров.
Сколько MC может быть в данной местности (городе, штате, стране)?
Если в данной местности уже существует МС, его члены негативно относятся к попыткам открыть новый клуб, так как интересы мотоклубов в будущем обязательно пересекутся, что приведет к неизбежным конфликтам, а значит – и к ответственности перед властями. Поэтому, если новая группа людей является достойной – ее принимают в существующий МС, если нет – изгоняют. Иногда бывают исключения: за долгие годы войн и тюрем МС «притерлись» друг к другу (например, «Hell’s Angels MC» и «Bandidos MC»), хотя конфликты периодически возникают.
Что такое «Colours»?
«Colours» (англ. – цвета) – герб мотоклуба, его графические начертания названия и местонахождения, а также буквы «MC». Colours обычно исполнены в одном или в нескольких цветах национального знамени. Например, Сolours «Hell’s Angels MC» (США) – красный с белым, «Silver Bullets MC» (Украина) – синий. Тем, кто не является членами мотоклуба, копирование, использование и стилизация графического начертания герба и названия запрещены.
Какой у меня должен быть мотоцикл, если я хочу стать членом МС?
Любой. Но могут быть исключения: некоторые МС, владеющие пакетом акций какого-либо из мотозаводов, могут выдвигать определенные требования относительно марки мотоцикла, обязательные для всех Members и Prospects.
Как создается MC?
Существует два варианта создания мотоклуба. Оба варианта подразумевают существование группы людей, готовых пойти на все ради MC и друг друга. Первый вариант: открывается новый MC со своим Сolours, развивающийся самостоятельно. Позже он может стать Chapter’ом другого MC. Второй вариант: ведутся переговоры с каким-либо из МС об открытии Chapter. И в том и в другом случае недопустимо использование чужих Сolours.
Какая иерархия существует в МС?
В МС определяется инициативная группа людей – Oficiers (англ. – офицеры).
Высшая ступень иерархии – президент. На его жилетке есть специальная нашивка – «President» или «Pres».
Следующий – вице-президент (нашивка – «Vice President» или «Vice Pres».), автоматически заменяющий президента при выходе или смерти последнего.
Секретарь – ведет всю «бумажную» работу в клубе.
«Road Capitain» (англ. – дорожный капитан) – наиболее компетентный человек в МС относительно планирования поездок по определенному маршруту. То есть, он должен отлично знать данную дорогу, все заправочные станции и места отдыха на ней. Для каждого нового маршрута может избираться новый Road Capitain.
«Treasury» (англ. – сокровищница) – кассир, управляющий финансами МС.
«Sergeant of arms» (англ. – войсковой сержант, вооруженный сержант) – совершенно жесткая фигура. Органы власти проявляют к нему наибольший интерес. Всегда, даже на отдыхе, следит за порядком в МС. Определяет меру наказания для провинившихся. «Member» (англ. – действительный член) – член мотоклуба, может встречаться название «Full Member» (англ. – полноправный член).
«Prospect» (англ. – кандидат, перспективный новичок) – кандидат, готовящийся стать Member. Еще не имеет права голоса на собраниях и права принятия решений. В его Colours нет названия и герба МС.
«Hangаround» (англ. – болтающийся около) – возможный Prospect, в данный момент выполняющий «черновую» работу в МС. На его жилетке нашито лишь название региона.
Что представляет собой клубная жилетка?
Жилетка может быть кожаной или джинсовой. На нее наносятся Сolours и значки за особые отличия, если таковые имеются. После нанесения первого из Сolours, жилетка становится собственностью клуба. Недопустимо, чтобы жилетка оказалась в руках не члена мотоклуба.
Существует ли в МС специальная схема следования по дороге?
Существует. Схема очень жесткая, соблюдается всегда, ибо МС всегда в движении, передвигается на высокой скорости в любую погоду. Несоблюдение данной схемы может привести к аварии.
Как стать членом «MC»?
Нужно выйти на связь с местным МС, представители которого, рассмотрев вашу кандидатуру, выдвинут определенные требования и назначат испытательный срок. По истечении испытательного срока либо вы будете приняты в МС, либо вам будет отказано Следует сказать, что членами МС не могут быть цветные, женщины и представители нетрадиционной сексуальной ориентации.
Байкерская Жилетка
Посмотрим на это дело с другой стороны. Общеизвестен факт, что родоначальниками современного дизайна МС стали «Ангелы Ада МС», оставшиеся не у дел военные летчики армии США. Таким образом общая для всех членов команды единообразная форма была для них и продолжением привычного образа жизни и стиля одежды, и напоминанием обществу о том, что группа крепких ребят способна организовать себя, связав самодисциплиной армейского типа. Послевоенные Шаты трудно было удивить наличием сколь угодно большой банды. Но банда, построенная по армейскому образцу и публично демонстрирующая свои собственные знаки различия – в этом был настоящий вызов. Конечно, ковбойская жилетка для любого жителя южных штатов – то же самое что вышыванка для идеологически убежденного украинца. Но представьте, что к этой вышиванке несколько сотен человек решили пришить погоны и другие отличительные армейские знаки – обыватель бы взвизгнул. То же по-видимому случилось и с обывателем американским. Косвенное подтверждение этому – в фильмах о байкерах Голливуд очень неохотно показывает именно эту, униформенную часть быта МС. Напротив, байкеры предстают в самых порой диких и нелепых одежках, отдаленно напоминающих жилетки, но без цветов и уж никак не одинаковые. Ведь любая несанкционированная свыше организованность граждан для любого государства – угроза. самолюбие государства страдает от того, что некоторые люди не просто хотят, чтобы общество оставило их в покое,но и в состоянии сами организовать свою жизнь четко, по уставу, и с собственной идеологией и боевыми цветами.Вернемся к теме необходимости или «лишнести» такой вещи, как байкерская клубная жилетка. Человеку с характером диким и свободолюбивым она, скорее всего, не нужна вообще. Ему под стать будет «голда» и дилершип в квартале от дома. Или жужа. И то и другое – не мотоцикл. И то и другое связывает между собой то обстоятельство, что никаких особых обязательств ни пред кем владелец колес не несет и все проблемы хочет – и в состоянии решить сам.
История знает примеры, когда человека плющит и он жилетку одевать принципиально не хочет. ответ предельно просто – он может быть сколь угодно хорошим парнем и райдером, но МС ему не нужен по определению. Это все равно, как бы в армию по контракту не хотел идти хороший спортсмен или скрипач, для которых и карьера, и увлечение, и философия проявляются в личных, а не групповых действиях.
Да, по жилетке тебя легче вычислят, если придется. и бандиты и гаишники. Но тут вопросы практики упираются в принципы жизнедеятельности всякого конкретного клуба. Если тусовка стремиться позадираться с обществом в любых его проявлениях – то это скорее MG, со всеми вытекающими последствиями.
Если же смысл просто в том, чтобы жить в дороге, то максимум агрессивности по отношению к обществу – это отрицание его вообще и по всем поводам. Тогда жилетка – вроде трещотки на хвосте у гремучей змеи, которая говорит: люди, предупреждаю, не трогайте меня, вы мне надоели со всеми вашими скучными общественными правилами и проблемами, я не хочу с вами тусоваться по идейным соображениям, принципиально, у меня своя компания. А будете приставать – получите в тыкву. Что иногда и следует делать.
Что значит номад у байкеров
Новиков О. Г. (Антрополог)
Субкультура байкеров изучена довольно слабо. Основные причины, по мнению автора, – нежелание ее участников распространять информацию даже внутри своей субкультуры и то, что она до сих пор находится в стадии формирования.
Зарождение данной субкультуры произошло в середине 1980-х годов. Тогда молодые мотоциклисты и рок-музыканты находились в общем нонконформистском субкультурном пространстве (сиречь «отмороженной тусовке») и определялись одним термином «рокер». Слова «байкер» тогда не знали ни участники субкультуры, ни их оппоненты. Затем структура субкультуры стала усложняться. В первой половине 1990-х граждане бывшего СССР стали выезжать за рубеж, появились импортные мотоциклы разных типов и кубатуры, до России стала доходить иностранная печатная продукция и люди получили доступ к информации о том, как развивается мотоциклетное движение в США и Европе. В обиход стало входить слово «байкер», которое на Западе не подходило для определения всякого человека, ездящего на мотоцикле. Участники российской мото-субкультуры также пытались развести понятия «байкер» и «мотоциклист».
Наиболее информированные выбрали отправной точкой байкерскую субкультуру США. Там этот феномен возник еще в 1930-е годы, а в 1948 году демобилизованные ветераны образовали в Калифорнии один из первых в мире мотоклубов «Ангелы ада». В прессе не раз появлялась информация, что клуб назван так в честь эскадрильи, сражавшейся во Второй Мировой войне, в которой служили некоторые из будущих членов клуба. Однако сами «Ангелы ада» опровергают это, заявляя, что существовало несколько одноименных эскадрилий, но клуб не назван в честь какой-либо из них. «Ангелы Ада» стали в своей среде эталоном, «почти справедливо» заявляя, что «их копируют многие, но не равен им никто».
Уходящий период истории субкультуры российских байкеров продолжается в течение последних трех-четырех лет. Подавляющее большинство ныне существующих мотоклубов, несмотря на их заявления, ведут свою реальную историю с конца 1990-х годов. К тому времени численность людей, принадлежащих, так или иначе, к мотоциклетной субкультуре, увеличилась – в банке данных журнала «Мото» в 2001 г. было зарегистрировано 104 мото-объединения из 38 регионов России. Расширился социальный состав. Тогда же, в конце 1990-х, участники субкультуры осознали, что главная проблема – выбор пути развития. То есть, будет ли субкультура организована по принципу иерархии или нет, и как будут осуществляться властные полномочия. Существующие точки зрения можно свести к двум полюсам:
– байкерская субкультура должна быть максимально демократичной. Чтобы принадлежать к ней, достаточно иметь ездящий мотоцикл любой кубатуры, неважно импортный или отечественный (хотя подспудно предпочтение отдается все же импортным чопперам), и разделять философию нонконформизма. Байкеры могут образовывать на добровольной основе мотоклубы, имеющие при желании их членов свою символику, или общаться друг с другом не образовывая никаких структур. Эта точка зрения преобладает в периферийных регионах;
– чтобы иметь право называть себя «байкером» человек обязан не только иметь мотоцикл определенного класса и кубатуры, но и быть принятым в мотоклуб, организованный по определенному образцу.
В соответствии с темой статьи наибольший интерес представляет вторая концепция. Самый жесткий ее вариант ранее претворялся в жизнь мотоклубом «Ночные волки». Этот мотоклуб был зарегистрирован самым первым в стране 31 мая 1989 года, помещение тогда находилось на территории парка имени Горького. При всей неоднозначности отношения участников мото-субкультуры к этому объединению нельзя не признать, что оно оказало на нее большое влияние.
Теперь об иерархической структуре мотоклубов. Интерес представляет не только она сама, но и ее происхождение. Появившись первоначально, скорее всего, у «Ангелов ада», она вместе с образцом символики перекочевала во все «ортодоксальные» мотоклубы мира, оставаясь неизменной до сих пор. Первое, что бросается в глаза, это ее идентичность структуре Ку-клукс-клана (ККК)*.
Хотя прямых указаний на это нет, очевидно, что был налажен «межсубкультурный диалог» (так как многие байкеры были родом с юга США). Интересен факт, что оформившиеся примерно в одно время с «Ангелами ада» Черные мусульмане имеют идентичную структуру.
Все люди делятся на посвященных («мы») и непосвященных («они»). Новые члены рекрутируются из последних, и начинается все с личного знакомства с членом клуба. Если человек по истечении времени облекается доверием, то он представляется другим членам клуба. На представляющего автоматически возлагается ответственность за действия протеже. Если последний производит положительное впечатление на членов клуба, то ему присваивается статус «support», у нас транслитерированный как «суппорт». Если «суппорт» положительно зарекомендовал себя в клубе, то на общем собрании поднимается вопрос о его принятии в клуб. При наличии у «суппорта» поручителя, вопрос может быть решен положительно и ему присваивается ранг «hang around», у отечественных байкеров он иногда сокращенно называется «хингер». Это низшая из трех ступеней в байкерской иерархии. За ней следует ранг «prospect», механизмы получения высших рангов примерно идентичны. Третья, самая высшая ступень – «member». Из «мемберов» назначаются «офицеры»: президент, вице-президент, казначей, «sergeant at arms», выполняющий функции начальника безопасности и первой инстанции по разрешению споров между членами клуба, и дорожный капитан, который выполняет обязанности по проведению «выездов», организации маршрутов, мест для отдыха, определению необходимых затрат и т.д.
Каждый мотоклуб имеет свою символику – «цвета». Обычно это три цветные нашивки агрессивного содержания, которые пришиваются на спину кожаного жилета. Отсюда в сленге выражение «надеть жилетку», означающее вступление в мотоклуб. Как правило, верхняя нашивка полукруглой формы несет название мотоклуба, нижняя нашивка полукруглой формы – название города расположения, центральная – «мишень» – изображение эмблемы клуба. Они являются не только маркером, отличающим «своих», но и знаками различия. «Хэнгэраунд», как правило, имеет право носить только нижнюю нашивку, проспект нижнюю и верхнюю, «мембер» – все три. Хотя у «Ангелов ада» «hang around» носит лишь маленькую «ненастоящую» нашивку на левом борту жилета, «prospect» получает нижнюю нашивку на спину, а «member» также носит все три. Офицеры носят специальную нашивку с обозначением звания на левом борту жилета. Иногда там же носится нашивка с именем или кличкой владельца. Конвенции о форме, размере нашивок, и прочих деталях между клубами не существует. То есть жилет у байкеров играет ту же роль, что парадный мундир у военных.
Соответственно и отношения в клубе строятся по принципу жесткой иерархии. «Хэнгэраунд» подчиняется проспектам и «мемберам», «проспект» – «мемберам» и все три категории – требованиям устава, офицерам и президенту. Система поощрений и наказаний также выработана под эту структуру.
Основные поощрения – это быстрое продвижение по иерархической лестнице и освобождение от членских взносов. Наказания – исправительные работы, денежный штраф (практикуется крайне редко), временное лишение прав и привилегий и изгнание из клуба. Последнее наказание считается самым серьезным и на байкерском сленге называется «расшить». Имеется в виду, что изгоняемый лишается права носить нашивки с символикой клуба. Более того, сам кожаный жилет, который каждый приобретает самостоятельно, с того момента как на него пришиты «цвета» считается собственностью клуба. Процедура изгнания выглядит примерно так: в помещении клуба проходит общее собрание, если обвиняемый имеет низкий ранг. Если рассматривают проступки «мембера» и тем более «офицера», то может быть назначено собрание только «мемберов», хотя это происходит не всегда. Все допущенные могут выразить свое мнение, в конце полемики высказываются «офицеры», но только «мемберы» имеют право голоса. Если принято решение об изгнании члена клуба, то он немедленно снимает жилет с «цветами», оставляет его и покидает здание клуба.
Не менее специфично организовано пространство. Внешняя территория, на которую не распространяется юрисдикция клуба, зачастую вызывает у байкеров странные эмоции, и групповые выезды по психологическому настрою часто похожи на рейды. Территория клуба, хотя это не прописано в уставах, маркируется, ограничивается, и делится на две части. На «общей» (профанной) части территории имеют право находиться все, имеющие отношение к клубу, в том числе женщины и несовершеннолетние. Самое важное (сакральное) помещение называется «club house». В нем проходят собрания, и свободный доступ туда разрешен только членам клуба – «мемберам», «проспектам» и «хэнгэраундам». Женщины не имеют права входить в «клаб хаус», остальные не члены клуба, имеющие к нему отношение, могут приходить туда только по делу и в сопровождении члена клуба. Жилеты, снятые с «расшитых» членов клуба, также находятся в этом помещении (в мотоклубе «Восточные Ястребы» они были вывешены на стене и были чем-то похожи на снятые скальпы).
Власть в мотоклубах осуществляется в соответствии с иерархической структурой. Главная фигура – Президент, который возглавляет клуб и ведет собрания. В некоторых клубах он имеет право дополнительного голоса. Следующее звено образуют «офицеры», оно может называться по-разному, например, «Исполнительный совет». Несмотря на название, он обладает не только исполнительной, но и законодательной, и судебной властью: может вносить изменения в устав и налагать дисциплинарные взыскания на членов клуба и «суппортов».
Едва ли можно однозначно утверждать, обладает ли властью собрание, или нет. Собрание может быть общим, собранием членов клуба – «мемберов», «проспектов» и «хэнгэраундов», собранием «мемберов» и собранием «офицеров». В двух последних случаях могут приниматься серьезные решения, но при этом так или иначе учитывается мнение президента, который по должности автоматически входит во все подструктуры, и остальных членов клуба.
Субкультура отечественных байкеров может показаться крайне жестокой, но так как она существует в российском обществе, то и в ней жестокость законов смягчается их невыполнением. При явной вторичности по отношению к американской байкерской субкультуре, российская субкультура имеет ряд отличий.
Уровень внутриструктурного «правосознания» среди российских байкеров ниже, чем у заокеанских коллег. Подсознательно все – от «суппортов» до президентов – фривольно относятся к нормам уставов, многие плохо знают их содержание и у всех размыты представления об их правах и обязанностях. Уровень криминала в российской байкерской субкультуре принципиально ниже, чем в США.
Но, несмотря на отличия, участники российской байкерской субкультуры обладают таким же архаическим мышлением, как и байкеры США и Западной Европы. Организация пространства, иерархическая структура, представление о власти и ее осуществлении – сугубо архетипические. Деление людей по принципу «мы – они», три степени участия, круговая порука, деление пространства на «чужое и наше», профанное и сакральное – это яркие проявления наиболее распространенных архетипов. Более того, даже историю субкультуры, которая насчитывает всего около полутора десятков лет, уже пытались «поправить» и «правильно истолковать», в частности, «Ночные волки».
Что касается выбора пути развития байкерской субкультуры в России, то тут сложно давать прогнозы. Внутри самой субкультуры в период 1998 – 2002 гг. полемика шла довольно остро, с применением всех средств, вплоть до физического насилия. Однако, учитывая размер страны, количество людей, расширение рынка сбыта импортных мотоциклов – уже тогда можно было говорить о том, что едва ли возобладает жесткий централистский подход и все мотоклубы – львиная доля субкультуры – будут объединены под «цветами» одного. Даже идея создания Ассоциации байкеров России под эгидой «Ночных волков» далеко не всем казалась успешной.
Положение дел резко изменилось, когда «Ангелы ада» объявили об открытии своего отделения в России (а также в Португалии и в Чили) весной 2003 г. Это стало отправной точкой нового периода в истории отечественной мото-субкультуры. Интересно, что «Хеллсов» в Москве будут представлять те, кто ранее «добровольно-принудительно» покинул мотоклуб «Ночные волки» из-за разногласий с президентом «Хирургом». Лидеры субкультуры «средней руки» понимают, что настал конец господства «Ночных волков», и выжидают. Помещения («клаб хауса») пока еще нет, но, учитывая интерес к России, и возможности «Ангелов ада» можно с большой долей уверенности можно говорить о том, что оно будет построено. И, возможно, будет очень быстро образовано еще одно отделение («чепта»).