Что значит неисправна система управления двигателем
Что значит неисправна система управления двигателем
Блок вышел на связь
Начинается диагностика обычно с подключения сканера и попытки установить связь с блоками. Для этого существует диагностический разъём. Есть разные способы его задействования, но всё сводится к подключению OBD-адаптера и связывания его по любому физическому каналу с диагностической программой на компьютере, планшете или даже смартфоне. В идеале используется моторный стенд, в котором есть ещё и осциллограф.
Если подключение произошло успешно, ЭБУ откликнулся, стало возможным определить его тип и считать первичную информацию, то с большой вероятностью процессор и программное обеспечение работают нормально. Это не говорит о том, что всё в блоке исправно. ЭБУ слишком сложен и многофункционален, его работоспособность надо проверять в комплексе.
Аппаратные ошибки
Чаще всего неисправности блока происходят на периферийном уровне. Назначение его аналоговых и цифровых интерфейсов заключается в считывании сигналов от многочисленных датчиков с последующей выдачей электрических команд на исполнительные механизмы. Именно схемы, имеющие выходы на системный разъём блока, наиболее уязвимы.
Больше всего страдают управляющие драйверы. Блок отправляет рабочие токи и напряжения на достаточно мощные узлы и детали навесного оборудования двигателя:
Все цепи управления имеют встроенную диагностику в драйверах, но поскольку блок предполагается неисправным, то работать она может некорректно, все данные подлежат аппаратной проверке. Считанные коды неисправностей могут лишь дать дополнительную информацию. Ценность их на самом деле сильно преувеличена.
Отказы управляющих транзисторов и микросхем ЭБУ определяются по некорректным выходным сигналам или даже по внешним признакам при вскрытии блока. Это пробитые корпуса приборов, перегоревшие дорожки печатных плат, обуглившиеся электронные компоненты. В ряде случаев ремонт возможен заменой элементов и восстановлением монтажа.
Приёмные схемы сигналов от датчиков также могут отказывать и выгорать. Слабые входные цепи не выдерживают замыканий в проводке и датчиках, а также грубого вмешательства при попытках неграмотной диагностики. Часто происходит встречное попадание напряжения 12 Вольт на измерительные входы, работающие от 5 Вольт с выгоранием входных цепей. Обычно ЭБУ это замечает и реагирует вывешиванием кодов ошибок по датчикам. Остаётся только проверить состояние цепи по конкретному контакту разъёма.
Проблемы с софтом
Программные ошибки тесно связаны с «железом», поскольку все данные хранятся на физических носителях. Но если процессор работает и способен это замечать, то в память заносятся коды соответствующих ошибок. Например:
Во всём многообразии блоков существуют и иные ошибки данной категории. Чаще всего проблемы исправляются перепрошивкой блоков, но иногда их приходится заменять с проведением соответствующей адаптации. Вмешательство в процессоры и память на физическом уровне практического смысла не имеет, а многие чипы вообще не предусматривают технологию ремонтного демонтажа.
Связаться с блоком не удаётся
Если подключить диагностическое оборудование на автомобиле не получается, то ЭБУ снимается, и делается попытка исследовать его, как говорят специалисты, «на столе».
Прежде всего производится проверка реакции блока на подачу питающих напряжений. Обычно у ЭБУ имеется несколько линий питания. Это постоянно подаваемое напряжение бортовой сети 12V, вход от замка зажигания (цепь 15) и напряжение обратной связи от главного реле. К первой из них напряжение подводится всегда, непосредственно от аккумуляторной батареи. Блок находится в постоянной готовности принять сигнал на запуск от замка зажигания.
Как только зажигание включено, контроллер на это отреагирует подачей управляющего напряжение на главное реле. Оно подключает к бортовой сети мощные потребители, систему зажигания, форсунки и прочее. Одновременно кратковременно подаётся питание на реле топливного насоса, создающего давление в рампе форсунок для подготовки пуска двигателя. Контроллер получает информацию обратной связи от контактов главного реле через соответствующий пин разъёма. В нормальном режиме все эти напряжения должны присутствовать, подаваясь в указанной последовательности. Это можно проверить при помощи контрольной лампочки.
Для измерения напряжений можно использовать маломощные лампочки накаливания, светодиодные индикаторы или мультиметр. Но предпочтительней именно лампочка, поскольку она создаёт нагрузку на цепь, что позволяет судить о её исправности более точно. Вольтметр может показать напряжение даже за счёт незначительных утечек, когда реально цепь разомкнута.
То же касается массовых контактов. Их несколько, поскольку для работы в условиях помех минусовые цепи приходится разделять на силовые, управляющие, сигнальные и измерительные. Все соответствующие пины должны иметь надёжный контакт с минусом питания.
Можно попытаться войти в связь с блоком при помощи профессионального оборудования, минуя диагностический разъём автомобиля. Дело в том, что он уже не связывается с ЭБУ напрямую, в бортовой информационной сети используются шлюзы, разделяющие потоки данных по разным шинам. Подсаженные неисправными периферийными контроллерами магистрали не позволят связаться конкретно с ЭБУ для проверки его работы.
Контролю подлежат:
Проверяется также проводка и разъёмы, наличие сигналов и напряжений следует смотреть на самом конце любой линии, обрыв может произойти где угодно. Например, наличие напряжения на колодке разъёма ещё ни о чём не говорит, проверять его надо непосредственно на плате.
И ещё раз о безоговорочной вере в истинность информации, поставляемой системой самодиагностики в виде кодов ошибок. Ни одна система в принципе не может диагностировать сама себя. Если программно-аппаратный комплекс, называемый компьютером, контроллером или ЭБУ, неисправен, то всё, что он при этом выдаёт, следует подвергать сомнению и не ориентироваться на расшифровку кодов. При реальных неисправностях они либо вываливаются ничего не значащими пачками, либо вообще не появляются, ибо их некому генерировать. Исключением является диагностика периферии, но и она часто вводит в заблуждение, заставляя тратить время на классические ошибки начинающих диагностов. Трудно сосчитать, сколько было заменено совершенно исправных датчиков положения коленвала только потому, что этот основной поставщик опорной синхронизации мотора подозревался контроллером в самых невероятных случаях. Очень желательно, чтобы в непростых ситуациях диагностики всё же появлялся осциллограф или иное профессиональное оборудование.
Что будет если неисправен блок управления двигателем
Блок управления двигателем (ЭБУ) является мозговым центром всего автомобиля, он состоит из большого количества сложнейших соединений.С помощью данного устройства осуществляется контроль и координирование функций всех элементов силового агрегата.
Управляющие устройства, установленные на различных моделях автомобилей, изготовлены из материалов высокого качества, при их изготовлении применяются высокие технологии, обеспечивающие высококачественную сборку электронных схем.
Но даже самые качественные ЭБУ подвержены поломкам и часто нуждаются в срочном ремонте.
Симптомы неисправного блока управления двигателем (ЭБУ)
Блок управления двигателем (ЭБУ), также называемый модулем управления двигателем или модулем управления трансмиссией, является одним из наиболее важных компонентов, встречающихся практически на всех современных автомобилях. По сути, он функционирует в качестве основного компьютера для многих функций двигателя автомобиля и функций вождения. Контроллер получает информацию от различных датчиков двигателя и использует эту информацию для расчета и настройки искры и топлива двигателя для обеспечения максимальной мощности и эффективности.
ЭБУ играет решающую роль в более новых транспортных средствах, где многие (если не все) основные функции автомобиля контролируются ЭБУ. Когда у ЭБУ возникают какие-либо проблемы, это может вызвать всевозможные проблемы с транспортным средством, а в некоторых случаях даже сделать его непригодным для использования. Обычно плохой или неисправный блок управления вызывает несколько ключевых симптомов, которые могут предупредить водителя о потенциальной проблеме.
Проверьте, загорается ли лампа двигателя (Check Engine)
Двигатель заглох или не заводится
Другим признаком плохого или неисправного блока управления является неустойчивое поведение двигателя. Неисправный компьютер может привести к тому, что автомобиль периодически будет сталкиваться с такими проблемами, как зависание или пропуски зажигания. Симптомы могут приходить и уходить, и могут не иметь какой-либо закономерности в отношении их частоты или тяжести.
Проблемы с работой двигателя
Проблемы с работой двигателя являются еще одним признаком возможной проблемы с блоком управления. Если у блока управления есть какие-либо проблемы, он может сбросить настройки газораспределения в двигателе, что может отрицательно повлиять на производительность. Неисправный ЭБУ может вызвать снижение эффективности использования топлива, мощности, ускорения.
Автомобиль не заводится
Еще одним признаком плохого или неисправного блока управления является автомобиль, который не запускается или его трудно запустить. Если блок управления выйдет из строя полностью, он оставит автомобиль без контроля управления двигателем и в результате не запустится или не запустится. Двигатель может по-прежнему заводиться, но он не сможет запуститься без важных данных от компьютера. Этот симптом также может быть вызван целым рядом других проблем, поэтому лучше получить полный диагноз у профессионального специалиста, чтобы точно определить причину.
Поскольку блок управления играет столь важную роль в работе двигателя, любые проблемы с ним могут вызвать серьезные проблемы с общей функциональностью автомобиля. Поскольку компьютерные системы, используемые в современных автомобилях, достаточно сложны и их также сложно диагностировать. По этой причине, если вы подозреваете, что в блоке управления вашего автомобиля возникла проблема, обратитесь к профессиональному технику для осмотра транспортного средства, чтобы определить, потребуется ли вашему автомобилю замена блока управления двигателем.
Характерные неисправности блока
Ремонт блоков управления автомобилями должен осуществляться в случае обнаружения неисправности.
Перед тем, как снимать и отсоединить неисправный ЭБУ, давайте разберемся с основными причинами поломок:
Также рассмотрим признаки неисправности ЭБУ автомобиля, которые позволят определить поломку устройства:
Это интересно: Ремонт авто Андрея Бищенкова
Назначение, принцип работы и ремонт блока управления двигателем
Блок управления двигателем (ЭБУ) является мозговым центром всего автомобиля, он состоит из большого количества сложнейших соединений.С помощью данного устройства осуществляется контроль и координирование функций всех элементов силового агрегата.
Управляющие устройства, установленные на различных моделях автомобилей, изготовлены из материалов высокого качества, при их изготовлении применяются высокие технологии, обеспечивающие высококачественную сборку электронных схем.
Но даже самые качественные ЭБУ подвержены поломкам и часто нуждаются в срочном ремонте.
Назначение электронного блока управления
ЭБУ использует сигналы, посылаемые датчиками, установленными на силовом агрегате, для корректирования состава и количества горючего, поступающего в двигатель. В процессе его деятельности происходит установка режима работы мотора и точная дозировка топливных смесей.
В результате функционирования контроллера работа двигателя устойчива как на холодную, так и после прогрева. Запуск мотора невозможен, если имеется поломка в ЭБУ либо отсутствуют его управляющие сигналы.
Мощные транзисторы, входящие в состав блока управления, управляют работой следующих исполнительных механизмов двигателя и топливной системы:
Электронное устройство является составной частью бортового оборудования машины, он находится в постоянной информационной связи с такими важными системами:
Демонтаж ЭБУ и установка в безопасное место
На всю работу уйдет не более часа. Вооружившись отвёрткой и ключом на 10, приступаем к демонтажу:
Принцип работы блока управления двигателем
При использовании данного устройства производится оптимизация важнейших параметров:
Датчики посылают информацию на контроллер в виде цифровых сигналов. Контрольный и функциональный модули вычисления, входящие в программное обеспечение, анализируют сигналы датчиков и корректируют работу исполнительных устройств. Выходные сигналы в процессе корректировок могут даже привести дизельный двигатель к полной остановке.
При проведении существенных изменений в конструкции силового агрегата (тюнинге) имеется возможность перепрограммирования электронного блока управления двигателем.
Объединение всех блоков управления в общую систему производится при помощи специальной шины.
Признаки выхода из строя ЭБУ
Часто возникают ситуации, когда автовладельцы сталкиваются с необходимостью произвести ремонт блока управления двигателем. Проведение такого вида работ своими руками является возможным при наличии определенных квалификационных навыков.
Сбои в работе управляющего устройства происходят вследствие нарушения контактов с датчиками, производящими контроль за функционированием рабочих систем двигателя:
Механические повреждения, попадание воды на детали микросхемы, неудавшиеся попытки отремонтировать устройство своими руками также приводят к поломке электронного блока управления.
Нарушение контакта с датчиками происходит вследствие отсутствия электричества, что свидетельствует о возникновении внутренней неисправности, нуждающейся в обязательном ремонте. Признаками отсутствия контакта могут быть следующие явления:
Своевременное выявление дефектов и ремонт электронных блоков управления двигателем предотвратит остановку в работе систем, узлов, агрегатов автомобиля.
Как диагностировать код P0603
Это руководство о том, как профессиональный автомеханик может решать эту проблему. Могут потребоваться некоторые навыки работы с автомобильной электроникой и некоторые инструменты, но это может помочь вам, даже если вы плохо разбираетесь в автомобилях.
Всегда подключайте автомобильное зарядное устройство, когда проводите диагностику автомобиля. Низкое напряжение может вызывать другие коды неисправностей и даже повредить блоки управления.
Если все провода питания, заземления, напряжение аккумулятора / генератора в порядке и вы не можете обнаружить какие-либо короткие замыкания, это может быть внутренняя неисправность в блоке управления двигателем. Вы можете либо отдать его в ремонт, либо заменить.
В более новых автомобилях в ЭБУ обычно встроен иммобилайзер, и вы не можете заменить его без программирования. Некоторые блоки управления могут быть запрограммированы только один раз. Если вы покупаете б/у блок управления, вы не можете запрограммировать его дважды. Тем не менее, в некоторых сервисах есть инструменты для их перепрошивки, но это требует дополнительной работы. Покупка нового блока управления двигателем — это всегда самый простой выбор. Старые параметры всегда следует считывать со старого блока управления перед установкой нового.
Описание основных причин выхода из строя ЭБУ
В перечень наиболее вероятных причин входят следующие факторы:
Эффективность работы ЭБУ в полной мере зависит от перечисленных факторов, многие из которых способны причинить существенный вред управляющему устройству.
Для предотвращения окончательных поломок необходимо проводить регулярную диагностику электронного управления двигателем. С целью экономии на дорогостоящем ремонте и полной замене элементов электронной системы управления, проверка проводится не менее одного раза в год.
Рекомендуемые инструменты для исправления ошибки P0603
Предыдущая запись OpenDiagFlasher — программа для программирования ЭБУ
Следующая запись Ошибка P0507 — что значит, симптомы, причины, диагностика, устранение
Диагностика контроллера в условиях гаража
На неисправности, возникшие в блоке управления двигателем, указывают следующие сбои в работе автомобиля:
Благодаря системе самодиагностики, встроенной в ЭБУ, можно произвести проверку и определить степень поломки своими руками. Для проведения диагностических мероприятий нужно подключиться к устройству при помощи ноутбука с установленной программой, предназначенной для работы с диагностическим данными. Вместо ноутбука, можно использовать специальные тестеры, осциллографы.
Данные, полученные в процессе измерений, сравниваются с показателями, являющимися стандартными.
Устранение P0603
Выявление неисправностей, возникших в управлении двигателем
Причины возникновения поломок блока управления двигателя подразделяются на два основных вида: неисправный проводник или сбой прошивки. Прошивка восстанавливается только при помощи специалистов в сервисном центре. Проверку электрических параметров можно произвести своими руками при помощи специального измерительного прибора — мультиметра.
Для поиска пробоя в проводе необходимо ознакомиться со схемой управляющего устройства. Изучив расположение проводников, резисторов и питания наступает очередь «прозвонки» электрической цепи в том месте, где обнаружена ошибка показаний электронного блока. При отсутствии такой информации необходимо проверить провода по всей схеме.
Алгоритм действий для восстановления работы ЭБУ
Чтобы произвести ремонт ЭБУ двигателя, нужныследующие операции:
После проведенных мероприятий система должна работать стабильно. При повторении ошибок ЭБУ необходимо обратиться в сервисный центр.
От своевременности ремонта блока управления двигателем зависит длительность срока службы, безопасность и надежность автомобиля.
Ремонт ЭБУ двигателя
Найдите специалиста по чип-тюнингу
Сделайте чип-тюнинг у проверенного специалиста с выдачей сертификата и возможностью манибэка.
АДАКТ против удаления корректно работающего катализатора. Узнайте про возможные последствия для автомобиля.
Электронный блок управления двигателя (ЭБУ, ECU или, если точнее, ECM и PCM) является центром, объединяющим различные подсистемы автомобиля. От корректного функционирования данного блока зависит «жизнеспособность» всего авто: именно он управляет работой двигателя, чтобы тот выдавал оптимальную производительность. Поэтому и говорят, что двигатель является сердцем автомобиля, а ЭБУ — его мозгами.
Внешний вид ЭБУ Январь 7.2
Важная ремарка
Сразу отметим, что под ЭБУ понимают вообще все встраиваемые системы, которые получают управляющие сигналы от одной или сразу нескольких систем и подсистем автомобиля. Звучит довольно сложно, так что попробуем разобраться. К примеру, в большинстве автотранспортных средств используются такие управляющие системы и подсистемы:
Принцип работы ЭБУ
Блок управления представляет собой микросхему с микропроцессором и программным обеспечением. Задача ЭБУ собирать данные, обрабатывать их и отдавать команды исполнительным механизмам.
Как это происходит:
Весь этот процесс проходит в режиме реального времени и с учетом большого количества переменных.
Микропрограммы современных ЭБУ можно считывать, перепрограммировать и записывать обратно, подменяя штатную. Это дает возможность вносить значительные изменения в работу всего авто: от отключения определенных систем до установки новых (например, чтобы установить на атмосферный мотор турбокомпрессор так, чтобы ДВС при этом работал корректно).
Неисправности ЭБУ двигателя
Проблемы с блоком обычно принято делить на два типа:
Неудачное расположение ЭБУ на Ладе Калине часто приводило к попаданию в него тосола
Частые причины выхода из строя ЭБУ
В целом даже несложный с виду ремонт ЭБУ может привести к большим проблемам для автовладельцев. Например, при замене обыкновенного транзистора, который вышел из строя, можно случайно или по неопытности установить транзистор не того типа, что приведет к перегреву других элементов платы. Обычно это влечет за собой выход из строя процессора и блока в целом.
Сгоревший транзистор на контроллере Автэл М73
Также мастера, берущиеся за работу по ремонту блоков управления и не имеющие достаточного опыта и умения работы с нежной электроникой, в процессе пайки могут перегреть элементы или неверно их установить.
Распространенные неисправности ЭБУ и их причины
Электронная система управления может выйти из строя по разным причинам. Так или иначе, автовладелец в таком случае столкнется с необходимостью проведения диагностики, чтобы точно определить неисправность блока, поскольку в большинстве случаев эти устройства ремонту не подлежат. Как показывает практика, даже специалисты обычно не берутся за ремонт девайса, а просто меняют его на новый. Но в любом случае, перед тем, как попрощаться с ЭБУ, необходимо тщательно разобраться в том, по каким причинам он вышел из строя.
Контроллер электронной системы управления мотором российского производства
По мнению многих электриков, с которыми мы консультировались при написании этого материала, основной причиной выхода из строя блока являются скачки напряжения в бортовой сети. Перенапряжение же обычно появляется в результате короткого замыкания одного или нескольких соленоидов.
Но это — только одна из самых распространенных причин, по факту их значительно больше:
Плата электронного блока в снятом виде
В любом случае, по какой бы причине девайс не вышел из строя, проведение ремонта или его замена должны осуществляться после того, как будет выполнена полная диагностика модуля. Необходимо также помнить, что характер поломки может сообщить о возможных неисправностях, присутствующих в работе других систем. Если эти неисправности не будут устранены, это приведет к тому, что новый девайс также выйдет из строя.
Если нет связи с ЭБУ и девайс по каким-то причинам отказывается, автовладелец может заметить это по таким симптомам:
Ремонт ЭБУ
Как указали выше, по одним только симптомам точно установить поломку блока нельзя. Поэтому перед ремонтом обязательно проводится диагностика ЭБУ, других блоков, систем и датчиков, проверка проводки. Когда точно установлено, что причина в ЭБУ и она носит не программный характер, производится ремонт:
Если проблема по программной части, разборка блока может и не потребоваться. В некоторых случаях помогает перепрошивка ЭБУ или наоборот откат к заводским настройкам. Но в любом случае точную причину можно обнаружить только после качественной диагностики и проверки осциллографом.
Если у вас возникли подозрения, что ЭБУ сбоит, обращайтесь на диагностику к нашим партнерам. Специалисты установят причину проблем и при необходимости сделают ремонт ЭБУ (как программной, так и аппаратной части). Найти ближайших партнеров АДАКТ можно на карте ниже.
Блок управления двигателя: устройство, неисправности и диагностика
Одним из важнейших элементов практически всех современных двигателей является электронный блок управления. Это название довольно длинное, так что его сокращают до ЭБУ двигателя. Блок имеет сложное устройство, а его производством занимается ограниченное число фирм. По факту, они же владеют патентами и ограничивают деятельность других фирм, но это уже другой вопрос. Грамотному автолюбителю стоит разбираться в том, что представляет собой ЭБУ двигателя, какое место в структуре автомобильных систем он занимает, какие элементы ему подконтрольны и по каким причинам он может выйти из строя. Обо всем этом – в материале Avto.pro.
Подробнее об устройстве ЭБУ
Как читатель наверняка знает, ЭБУ работает в тандеме со множеством датчиков. Вот несколько примеров: датчик положения дроссельной заслонки, датчик массового расхода воздуха, датчик детонации. Практически всем этим датчикам посвящены отдельные материалы раздела « Полезные советы » на Avto.pro – советуем ознакомиться с ними. А мы продолжим разбор ЭБУ.
Как устроена процессорная часть
Можно провести параллель между современным компьютером и процессорной частью ЭБУ. По факту, в ЭБУ объединяется ряд компонентов, которые в системных блок персональных компьютеров и ноутбуков идут отдельно друг от друга, но объединяются материнской платой. Здесь есть интересные особенности, но их мы рассматривать не будем – автолюбителю важно понимать, что принципиальные схемы современных электронно-вычислительных машин очень похожи друг на друга.