Что значит фамилия плюшкин
Каков смысл «говорящих» фамилий героев в произведении «Мертвые души»? (Коробочка, Манилов, Ноздрев, Плюшкин, Собакевич)
Образ героя в литературном произведении начинается с
имени, т. е. восприятие имени образа способствует
пониманию его идейной нагрузки в произведении и
отношения автора к нему.
«Говорящие» фамилии, перекликающиеся с внутренним
обликом персонажей.
Манилов, фамилия от глагола «манить», «заманивать», иронически
обыгрывается Гоголем, пародирующим лень, бесплодную мечтательность, прожектерство, сентиментальность.
Так автор подчеркивает мечтательность героя, его полную
оторванность от реальной жизни.
Метонимически Гоголь сравнивает Ноздрева с его же
шарманкой, вернее с неугомонной дудкой.
Дудка (ноздря) в шарманке Ноздрева совершенно точно
повторяет сущность хозяина, его бессмысленно-задорный
нрав: «Уже Ноздрев давно перестал вертеть,
но в шарманке была одна дудка очень бойкая,
никак не хотевшая угомониться, и долго еще потом
свистела она одна».
Фамилия Ноздрева говорит и о природном чутье к
картёжной игре, выпивке и скандалу, ярмаркам и балам;
«Чуткий нос его слышал за несколько десятков верст, где была
ярмарка со всякими съездами и балами».
Фамилия Плюшкин напоминает о чем-то сплюснутом,
потерявшем первоначальную форму. И действительно,
этот герой у Гоголя потерял свой внутренний облик.
Об этом нам говорит писатель, передавая историю
жизни Плюшкина.
Они выявляют натуру человека, указывают на главные определяющие характера.
Что значит фамилия плюшкин
Исследовательские работы и проекты
Говорящие фамилии в поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголя
Говорящие фамилии в поэме «Мертвые души»
Рассмотрим говорящие фамилии на примере пяти помещиков.
Описание всех пяти помещиков необходимо Гоголю для того, чтобы показать не только социальный аспект, но и различные типы человеческих характеров. Гоголь с потрясающей силой вскрыл паразитический характер существования владельцев крепостных крестьян. Сатира Гоголя часто окрашена иронией. Смех Гоголя кажется добродушным, но он никого не щадит.
Он ленив и слабоволен, занимается только прожектерством, но эти прожекты не воплощаются в жизнь. Сначала он кажется приятным человеком, но потом с ним становится смертельно скучно, потому что он не имеет собственного мнения и может только улыбаться и говорить банальные приторные фразы.
Коробочка пытается приспособиться к обстоятельствам, проявить хитрость, но она остается консервативной и примитивной (коробкой). «. По натуре помещица безмерно экономна и суеверна. Коробочка относится к тому типу женщин, которые могут плакаться на неурожай, но все же всегда припасут себе копеечку. Ее комод, кроме всякой чепухи, заполнен мешочками с деньгами.
Это качество Коробочка проявляет в ситуации, когда Чичиков пытается договориться с ней о продаже «мертвых душ». Героиня думает, что ее собеседник собрался выкапывать из могил мертвых крестьян. Она не торопится продавать свое «богатство», а вместо него старается подсунуть пеньку и мед.
Следующим помещиком, которого посетил Чичиков, был Собакевич. Его образ составлен Н. В. Гоголем из всего большого: большие сапоги, ватрушки «гораздо больше тарелки», «индюк ростом с теленка». Даже здоровье у этого персонажа богатырское. Благодаря таким описаниям автор добивается комического эффекта. Парадируя великие подвиги богатырей, Гоголь тем самым подчеркивает истинную сущность самого Собакевича, главными качествами которого можно назвать грубость и неуклюжесть.
Все предметы в доме такие же громоздкие и неповоротливые, как и их хозяин: стол, стулья, деревянное бюро — все как будто кричит: «И я тоже Собакевич!». По его мнению, все вокруг лжецы и последние мошенники. Ему совсем не важна человеческая душа, интерес для Собакевича состоит только в деньгах. Фамилия Собакевич напоминает о животном мире. И Гоголь подчеркивает животное начало персонажа (грех чревоугодия), сравнивая его с медведем.
Наиболее ярким персонажем поэмы является Ноздрев. Это образ заядлого кутилы. Автор иронизирует по поводу своего персонажа, говоря о нем, как о человеке «историческом». По отношению к своему герою Гоголь использует переносный смысл этого слова. «Историзм» Ноздрева в том, что он вечно попадает в какие-то истории: либо пьянствует в буфете, либо нещадно врет насчет якобы приобретенной лошади.
Гоголь сравнивает Ноздрёва с его же шарманкой, вернее, с неугомонной дудкой. Дудка (ноздря) в шарманке Ноздрева совершенно точно повторяет сущность хозяина, его бессмысленно-задорный нрав: «Уже Ноздрев давно перестал вертеть, но в шарманке была одна дудка очень бойкая, никак не хотевшая угомониться, и долго еще потом свистела она одна».
И заключительный образ в галерее русских «мертвых душ» — это помещик по фамилии Плюшкин. Фамилия дается в переносном значении. Он больше напоминает не сдобную булку, а совершенно высохший сухарь. Также его фамилия напоминает о чем-то сплюснутом, потерявшем первоначальную форму. И действительно, этот герой у Гоголя потерял свой внутренний облик.
Об этом нам говорит писатель, передавая историю жизни Плюшкина. Этот герой олицетворяет полное омертвение человеческой души. В его образе автор показывает гибель яркой и сильной личности, поглощенной страстью скупости: «Прореха на человечестве». Этот персонаж является символом упаднического настроения и загнивания всего живого. Дом говорит за своего хозяина: хлеб в кладовых гниет, ворота и ограда покрыты плесенью, а крыши в избах совсем прохудились.
Итак, Гоголь умело оперирует приёмом «говорящие» фамилии. С их помощью он высмеивает помещиков, более точно изображает их нрав, детально характеризует их личность. Все фамилии персонажей способствуют развитию общей идеи произведения, выражают авторское отношение к героям.
Заключение
Имена и фамилии героев часто имеют определенное значение в художественных произведениях, несут определенную смысловую нагрузку, проясняя авторскую позицию, идею произведения, задавая проблематику и мотивы.
Зачастую фамилия раскрывает характер героя, тип личности, поэтому можно утверждать, что наша гипотеза подтвердилась: при создании литературно-художественного текста важную роль играют «говорящие» фамилии, помогающие раскрыть характеры героев, идейный замысел автора. Они являются неотъемлемыми составляющими стиля и языка писателя, тесно связаны с темой произведения, взглядами автора, а также характерами героев и сутью создаваемых образов.
Считаю, что мой проект имеет практическую значимость. Материалы исследования могут быть использованы на уроках литературы, а также на дополнительных занятиях и внеклассных мероприятиях.
Говорящие фамилии в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Внешняя характеристика
Степан Плюшкин – одна из центральных фигур поэмы. Он появляется в 6 главе, когда Чичиков приезжает к нему с предложением о покупке мертвых душ. Гоголь, знакомя читателя с персонажем, сначала описывает его владения. Все здесь в запустении и пущено на самотек. Усадьбу помещика можно описать следующими цитатами: “… Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях: бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конек вверху да жерди по сторонам в виде ребр…”, “… Окна в избенках были без стекол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном; балкончики под крышами с перилами […] покосились и почернели даже не живописно…”
В произведении дана подробная характеристика его внешности и уклада жизни. Он предстает перед Чичиковым неопрятным и грязным, закутанным в лохмотья. Это настолько отличалось от представления главного героя о типичном помещике, что тот даже не понял мужчина перед ним или женщина, изначально приняв Плюшкина за служанку. Плюшкин имел большой крючковатый нос, неухоженное и небритое лицо, также бросалось в глаза, что помещик не имеет нескольких зубов.
Название произведения “Мертвые души” относится не только к умершим крепостным, но и к помещикам, в том числе к Плюшкину. Проведя анализ уклада жизни и моральных принципов этого человека, становится ясно, что он как никто другой олицетворяет выражение “мертвые души”.
Плюшкин – самая что ни на есть “мертвая душа” в произведении. И его мертвая душа распространяет вокруг себя смерть: хозяйство распадается, крестьяне умирают от голода, а те, что еще живы не живут, а выживают в нечеловеческих условиях.
Символика живого и мёртвого в «Мёртвых душах».
Мертвенность «реального» мира определяется засильем в нем материального. Вот почему в описаниях широко используются длинные перечисления материальных объектов, как бы вытесняющих духовное.
«Птица-тройка» – символ национальной стихии русской жизни, символ великого пути России в мировом масштабе. Стремительный полет «птицы-тройки» противопоставлен однообразному кружению от помещика к помещику брички Чичикова. (Чичиков «кружит» и по жизни, т. е. каждый раз его задумки приводят его сначала к успеху, а потом, провалившись, возвращают его к тому, что он имел вначале. Значит, по сути, он не движется вообще. А отсутствие движения в миропредставлении Гоголя – и есть признак смерти.)
Символично само название поэмы.
Второе значение словосочетания «мёртвые души» имеет иносказательный, метафорический смысл и связано с морально-психологической проблематикой. Душа – частица высшего, надматериального начала в человеке – означает у Гоголя те внутренние возможности личности, основанные на ощущении братства с другими людьми, которые позволят ей противостоять господствующему вокруг неё отчуждению. Мёртвой душой традиционно называют примитивного, духовно бедного человека, погрязшего в суетные заботы, интересующегося лишь бытовой сферой действительности. Такой человек не стремится к самосовершенствованию, поскольку лишён рефлексии.
В-третьих, заглавие книги Гоголя имеет и религиозно-философское значение, в словосочетании «мёртвые души» скрывается глубокий духовный смысл. Согласно религии, смертным, тленным может быть только тело, душа же человеческая вечна, она не может быть мёртвой. По Гоголю, души его героев не вовсе умерли. В них, как и в каждом человеке, таится подлинная жизнь – образ Божий, а вместе с тем и надежда на возрождение.
Баллады Жуковского.
Жуковского воспринимали как первого русского балладника. (Но его первенство не было абсолютным: 1804г. — поэма Каменева «Громовал» во многом предваряла баллады Ж. — заметно влияние античных и рыцарских образов, собственно романтической баллады)
Жуковский переживал событие. Он передает субъективные ощущения, рождующиеся как в душе повествователя, так и героя. Поэтому с Ж. связывают рождение жанра баллады в РЛ.
Жуковский пишет баллады с 1808 по 1833гг. Всего создано 36 произведений.В основном — переводы Шиллера, Гете. Из оригинальных — «Светлана»(1813), отразившая русские обряды.
«Людмила»(1808) — первая баллада. Воспринималась как разрыв с традицией и зарождение нового направления — романтизма.
Центральное понятие в худ. мире Жуковского — душа человека.
Основные черты жанра:
· слияние драматических сцен и диалога с лирическим рассказом
· лирическая манера повествования
· вершинность в изображении событий
· душевное состояние героев обобр-ся в пластике, мимике
· душевное состояние в ммонологическом и диалогическом слове (в диалоге — позиция, цели)
· сис-ма ключевых слов и понятийных комплексов
Две разновидности баллад:
1. образы античности
2. образы средневековья
◦ человек и иррациональный мир
«Кассандра», «Ивиковы журавли», «Ахилл», «Торжество победителей», «Элевзинский праздник».
В античных балладах мир оказывается на переломе, балладный герой прозревает грядущие беды. (В «Кассандре» все веселятся на свадебном пиру, а Кассандра ропщет на богов, поскольку она увидела будущую гибель родных, страны, свое изгнание. В «Торжестве победителей» Агамемнон также видит закат Трои, предвестье заката античного мира.)
Жуковского интересуют не героические, а элегические моменты. Античный герой не вступает в поединок. Он знает, что рок настигнет его.
Объект изображения здесь — сознание человека, который скорбит о других. Герой ориентирован не на себя, озабочен судьбой античной цивилизации. (Пожалуй, только в «Элевзинском празднике» — гимн богам, радость, что они несут им своё знание.)
2. Образ средневековья.
«Закрытый» мир в замке и вокруг него.
Герои баллад активно действуют. Это цельные, неистовые в своих страстях, жесткие и не склонные к рефлексии натуры. Чувства мгновенно реализуют в поступках, отражающих их внутренний мир.
Четко обозначены два мира:
· ирреальный (демонический, мир зла)
Зло реально, часто — персонифицировано. Абсолютно, непомерно и немотивировано.
Арена борьбы — душа человека.
Сюжет произведения рождается из нарушения религиозных и этических запретов.
Содержание — наказание за нарушение. При этом преступное действие равнозначно помыслу. (В «Людмиле» героиня возроптала против провидения. Ропот времто покорности ведет к наказанию)
Характерен образ кающегося грешника, но покаяние не способно спасти душу. (В «Балладе, в которой описывается, как одна старушка ехала на черном коне вдвоем и кто сидел впереди» душу не могут спасти ни раскаяние, ни молитва, ни стены храма)
Возмездие неизбежно, даже если преступление совершено втайне.
Зло неизбежно наказывается дважды: 1) — нравственное наказание, напоминание о содеянном; 2) — реальное возмездие, расплата смертью
Баллады, в которых чел-к соприкасается с иррациональным миром и пытается постичь эту тайну, составляют особую разновидность средневековых баллад. («Рыбак», «Лесной царь», «Кубок»)
Вторжение иррационального мира в действительность приводит к неизбежным трагическим последствиям.
Сталкиваются не только две реальности, но и два типа сознания: 1- сознание взрослого, воспринимающего суть явлений во внешних проявлениях, 2 — сознание ребенка, интуитивное, видящее скрытое. («Лесной царь» — не только диалог наездника с младенцем, но и диалог двух типов сознания.)
Герой в балладах такого типа неизменно умирает, тк поожжается искушению проникнуть в тайны бытия, недоступне человеку.
Зло не только ужасно, но и притягательно. Практически всегда — всесильно. (Только в «Светлане» кошмар ок-ся сном, а в «Адельстане» не младенец, а губитель низвергнут в бездну)
Плюшкин: история духовного распада
В поэме Плюшкин олицетворяет скряжничество и духовный распад. С каждой новой страницей читатель наблюдает, как когда-то неглупый и трудолюбивый человек превратился в “прореху на человечестве”. Однако так было не всегда. Еще тридцать лет назад Степан Плюшкин был крепким хозяйственником и приличным семьянином, обожающим жену и троих детей. После смерти жены и дочери в его душе произошел какой-то надлом, и жизнь потеряла смысл. Сын ушел в армию, а дочь с бежала с возлюбленным. Все человеческие чувства в нем угасли, главной целью его существования стало накопительство. Причем копил он все не ради благо дела. Его скряжничество не поддавалось никакой логике, казалось, ненужными вещами и продуктами он наполняет свою пустую жизнь.
В какой-то момент в голове героя рождается план: он решает подарить золотые часы Чичикову, чтобы хоть кто-то вспоминал его после смерти. Однако эти светлые мысли быстро покидают его голову.
Герой мог бы посвятить свою оставшуюся жизнь благодетели: привести деревни в порядок, позаботиться о крестьянах и животных, вырастить благоухающие сады. Но в силу своего характера он не смог справиться с навалившимся на него когда-то горем и опустился на самое дно, потеряв все человеческие черты.
Черты характера
В анализе образа Степана очень сложно найти какие-либо позитивные стороны. Герой кажется абсолютно отрицательным. Это лживый, скупой человек, который думает только о себе.
В характере Степана Плюшкина можно выделить такие черты:
Но вся натура Плюшкина, его особенный нрав проявляются в скупости героя. Его жадность буквально во всем — от одежды и имущества до проявления чувств и эмоций. Помещик даже деньги и провизию рачительно копит исключительно ради того, чтобы насобирать. Он не тратит средства ни на себя, ни на семью, ни на свои владения.
Гоголь утверждает, что все деньги помещика оказались погребенными в землю. Такое отношение к богатству поражает.
Казалось бы, жить в голоде и бедности, имея при этом много зерна, тысячи крепостных и огромные плодородные земли мог только этот скряга из поэмы. Но, увы, таких Плюшкиных в России множество.
Говорящие фамилии в поэме “Мертвые души”
Как и у многих героев у Плюшкина – говорящая фамилия. Он все гребет под себя, копит запасы, которыми не пользуется. Его амбары наполнены снедью, а крестьяне умирают один за другим от голода. Плюшкину и в голову не приходит спасти от голода изможденных людей. Фамилия Плюшкина стала нарицательной, она обозначает жадного и скупого до невозможности человека.
Другие персонажи “Мертвых душ” также имеют говорящие фамилии. Манилов – мечтательный человек, оторванный от реальности. Его фамилия ассоциируется с глаголами “манить”, “заманивать”. В Сабакевиче автор выделяет животное начало: он сравнивает его с медведем, а также особое внимание уделяет его чревоугодию. Из-за женщины с фамилией Коробочка Чичиков терпит крах своего дела. Он словно попадает в западню, откуда уже нет выхода.
Данная статья поможет школьникам написать сочинение по теме “Характеристика Плюшкина”. В статье дается подробное описание Плюшкина, его усадьбы, а также называются причины его деградации как личности. Он – типичный помещик России того времени. Собакевич, Манилов, Коробочка и Плюшкин – мертвые души!
Отношения с людьми
Степан обвиняет своих крепостных в том, что они у него воруют. Однако оснований для подобных заявлений у него нет.
Во взаимоотношениях с окружающими Плюшкин ведет себя жестоко и много ворчит:
Крестьяне, зная своего помещика, понимают, что в имении у него уже нечего брать. Все, что можно было, хозяин давно упрятал, и теперь оно лежит без дела, портится, но пользоваться этим никто не планирует. Плюшкин много всего успел накопить: посуду, одежду, дерево, провизию. Но во всем этом нет смысла, ведь постепенно все его накопления становятся простой грудой хлама и грязи. Эту кучу можно сравнить с помойкой, собираемой владельцем господского дома. Люди просто не успевают ничего своровать — из-за нестерпимых условий существования, тяжелой работы и постоянного голода, вызванного жадностью помещика, мужики сбегают или погибают.
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
Тест по произведению
Характерные черты фамилии ПЛЮШКИН
«Мертвые души» главные герои
Поэма Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» была задумана в качестве масштабной картины всего российского общества.
Черты характеров главных героев «Мертвых душ» представлены писателем таким образом, что в них находит свое отражение каждое сословие России образца 19 века. В своем произведении Гоголь откровенно высмеивает продажность чиновничества, невежество помещиков.
Был издан только первый том произведения: от второго тома, уничтоженного самим Гоголем, осталось лишь несколько глав в черновиках.
Павел Иванович – принципиально новый образ в русской литературе, представитель зарождающегося класса предпринимателей и «ловкачей». Коллежский советник в отставке, он зарабатывает себе на жизнь авантюрными махинациями, водя за нос доверчивых обывателей. Тщательно следит за своим внешним видом: модно одевается, всегда чист, опрятен. Отличается многоликой, переменчивой натурой и способностью моментально подстраиваться под обстоятельства.
Он молчалив, задумчив, доверчив. В жизненных ситуациях Манилов теряется и конфузится. Предпочитает витать в облаках, нежели заниматься ведением хозяйства. Стремится сделать свою жизнь похожей на роман или сентиментальный рассказ, в котором нет места суровой реальности. |
Настасья Петровна – мелкая помещица, одинокая вдова, живущая в небольшой деревушке. Это аккуратная и рачительная хозяйка, которая содержит свое поместье в полном порядке.
Несмотря на стабильное финансовое положение, в разговоре любит прибедняться и жаловаться на жизнь. |
Молодой мужчина, свежий и румяный на вид. Это лихой прожигатель жизни, любитель вкусно поесть и отменно выпить. Обладая деятельной натурой, не в состоянии усидеть дома более одного дня. Однако всю свою неуемную энергию направляет не на благо хозяйства, а на поиск новых источников удовольствия. Вдовец, отец двоих детей, воспитанием которых совершенно не интересуется. Его также мало занимает судьба поместья и живущих в нем крестьян. Способен с легкостью проиграть крупную сумму денег в карты, совершенно не заботясь о том, на какие средства придется жить.
Во внешности помещика присутствует неуловимое сходство с диким зверем: сила, неповоротливость, скрытая угроза. Собакевича мало беспокоит внешняя привлекательность вещей: куда больше он ценит надежность и практичность. Несмотря на некоторую тяжеловесность, это весьма изворотливый и хитрый человек. |
Невероятно скупой старик, который отличается удивительной жадностью не только по отношению к зависимым от него крестьянам, но, прежде всего, к самому себе. Он ходит в обносках, не доедает, не выбрасывает даже самый обветшавший хлам. Однако чрезмерная экономия на всем не делает его счастливым человеком. Болезненная скаредность Плюшкина не дает ему шанса обрести семью. |
Лакей Чичикова, молодой мужчина 30 лет. Отличается необщительным характером, однако при случае не прочь прихвастнуть своими путешествиями с барином. Большой любитель выпить и посидеть в доброй компании в кабаке. Носит старую барскую одежду, крайне редко моется из-за своей нелюбви к бане. |
Кучер Чичикова, большой знаток лошадей. Безответственный, простодушный, открытый мужик, невероятно преданный своему барину. Не прочь выпить и поводить хороводы с красивыми девками. |
Обедневший русский офицер, потерявший во время войны с Наполеоном правую руку и ногу. Будучи инвалидом, остается без малейшей помощи от государства, за которое в свое время отважно воевал. Устав ждать положенную ему пенсию, становится, по слухам, предводителем разбойничьей шайки. |