Что значит неформальный диалог

Особенности неформального общения на работе

У каждого из нас есть свой опыт дружбы на работе. Хотя к перспективам подобных отношений многие относятся скептически. И это неудивительно! Неформальное общение между коллегами предполагает большую открытость, умение найти компромисс между личным и рабочим, принятие неизбежных отличий в полномочиях и перспективах (разница в зарплате, уровень доступа к информации, скорость продвижения по карьерной лестнице). Нелегкие испытания для дружбы… Что же делать? Не претендуя на полноту изложения, давайте попытаемся ответить на этот вечный вопрос.

Психологический комментарий

Надо признать, что неформальное общение является важным механизмом, обуславливающим отношения между людьми в любом коллективе. Но для начала давайте, как говорят психологи, определимся в понятиях.

Формальным мы будем называть общение, которое происходит согласно нормам, правилам и должностным инструкциям, существующим в вашей организации или ее подразделении, и подчинено решению конкретных задач, стоящих перед вами.

Неформальное общение — это ваша своеобразная связь с другим человеком, построенная на взаимном принятии личностных свойств и достоинств, которая предполагает определенный уровень понимания, согласия, психологической близости. Именно в этих отношениях удовлетворяется потребность в самореализации в рамках данной работы, в уважении и принятии.

Неформальные отношения с научной точки зрения — малоизученное явление. Часто внешне они могут никак не проявляться, наоборот, положительные эмоции как бы затушеваны. И нет нужды их демонстрировать, так как человек, с которым существует взаимопонимание, знает об этих отношениях, а вы, в свою очередь, уверены в нем. Вам наверняка знакома эта внутренняя взаимная открытость, уверенность, настроенность друг на друга, осуществляемая без дополнительных усилий. Иногда вы выглядите как «заговорщики», ведь понимаете близкого человека по намекам и без слов. А слов и не нужно, во-первых, потому что нет нужды долго объяснять свою мысль, во-вторых, камуфлировать ее словесными формулами.

Психологи считают, что неформальные отношения существуют на основе двух уровней психологической близости: первичном и рациональном.

Первичный уровень возникает уже при первом контакте (длительное знакомство не требуется, создается ощущение, что вы сто лет знаете друг друга). Он характеризуется высокой спонтанностью эмоционального восприятия, неосознанностью и мало поддается волевому регулированию. Этому уровню близости свойственны легкость, высокая степень доверия и понимания, правильный прогноз партнера в ситуации и, наконец, принятие его со всеми сильными и слабыми сторонами.

Рациональный уровень основан на понимании сходства установок, ценностей, норм, жизненного опыта. Он возникает на определенном этапе отношений с человеком, осознается и регулируется нами.

Считается, что отношения, основанные на общих ценностях и интересах (рациональный уровень), более устойчивы на работе, нежели отношения на основе симпатий и антипатий. Если вы внимательно присмотритесь к существующим в вашем коллективе неформальным связям, то они, скорее всего, будут укладываться в одну из пяти форм взаимодействия:

Каждая из этих форм неформального общения так или иначе возникает в любом трудовом коллективе с определенной целью, а именно — наилучшей адаптации к его внутренним правилам и законам существования.

Поговорим о преимуществах

Думаю, что вы не станете отрицать наличие в вашей компании, как во всякой формальной группе, неформальных отношений, которые во многом определяют микроклимат и внутреннюю атмосферу в коллективе. Влияние неформальных отношений на вашу работу и работу офиса в целом переоценить трудно. Ведь несмотря на все ограничения и аргументы «против», присутствие товарища дает вам немало преимуществ. Приведем некоторые из них.

«Защищенный тыл» — это особенно важно в условиях кризиса или при работе над ответственным заданием. От друзей обычно ждут поддержки, охотнее прислушиваются к их идеям в решении трудной задачи. А если вас постигла неудача или очередное «воспитательное воздействие» со стороны руководителя, то именно «свой» человек выслушает, поймет и встанет на вашу сторону.

«Дипломатия» — возможность обсудить конфиденциальную или негативную информацию без риска ее утечки. При этом проводить обсуждение можно и в нерабочее время. Приятельница, в отличие от рядового сотрудника, с пониманием отнесется к вашему звонку поздним вечером или в выходной день.

«Правдивые отчеты» — друзья обычно не боятся говорить правду, даже если она горькая. В результате вы становитесь обладательницей точной информации о положении дел в отделе или в определенном рабочем направлении, знаете мнение о вас и вашей работе. Возможность видеть ситуацию в коллективе как бы со стороны всегда поможет в построении отношений с другими сотрудниками и принятии необходимых решений.

«Посредническая миссия» — подруга по определению является вашими «глазами и ушами». В этом есть и положительные, и отрицательные моменты. Именно она становится идеальным «передаточным звеном», способным в наиболее адекватной форме донести до остальных сотрудников нужные сведения в сложной или конфликтной ситуации и получить искреннюю поддержку и понимание.

«Личный психотерапевт» — иногда организация или ее руководитель настолько жестко навязывают дисциплину, соответствующие рамки и правила, что это вызывает напряженность, из такой ситуации хочется поскорее «выйти». Таким возможным «бегством» и становится неформальное общение. И в этом смысле оно имеет реальное «терапевтическое» значение.

Итак, неформальное общение между сотрудниками неизменно «вырастает» из дружеских отношений, не определяемых должностными инструкциями. Будучи участниками таких взаимоотношений, вы связаны с коллегами общностью взглядов и переживаний, склонностей и интересов. У вас нет указаний на обязанности, согласованных ролей и, тем не менее в определенной мере ваши тесные неформальные контакты влияют как на вашу позицию в коллективе, так и на общую картину взаимоотношений в организации. Именно это общение усиливает чувство солидарности и причастности к коллективу, проявляющееся не только в рабочее время, но и в часы совместного отдыха.

Таким образом, дружба во время работы и по ее окончании, сотрудничество и взаимопомощь формируют здоровый психологический климат в компании и создают основу для развития каждого члена организации и коллектива в целом.

Трудности и противоречия

Наверное, невозможно однозначно оценить все «за» и «против» неформального общения на работе. Тем более что грань между формальным и неформальным всегда размыта. С одной стороны, никакие формальные процедуры не в силах вытеснить неформальные отношения и устранить личные интересы из взаимодействия в рабочем коллективе. А с другой — в неформальном общении всегда будут существовать моменты, негативно влияющие на вашу работу и на работу ваших коллег. Рассмотрим небольшой перечень таких противоречий.

Эти и другие тонкости неформального общения иногда являются причиной обострения отношений между друзьями и во всем коллективе. К сожалению, вам, наверное, приходилось быть в ситуации, когда дружеские связи разрывались из-за описанных выше моментов, отсутствия зафиксированных прав и обязанностей, несоблюдения элементарных договоренностей, а также личностных особенностей ваших коллег. Например, вы постоянно работаете сверхурочно (без дополнительной оплаты), выполняя работу вашего друга (будь то рядовой сотрудник или руководитель), вам расширяют сферу ответственности, ссылаясь на то, что вы — человек, на которого можно положиться, который «все понимает» и не оставит в трудную минуту. В такой ситуации спустя какое-то время неизбежно возникает устойчивое ощущение, что вас используют. Оно трансформируется сначала в обиду, потом — в обвинение, а за этим следует напряжение, а возможно, и разрыв отношений — как официальных, так и дружеских.

Этот пример вовсе не означает, что нельзя работать с друзьями или же необходимо четко проводить границу: «До шести мы с тобой работаем, а после шести — дружим». Это как раз тот случай, когда просто необходима некоторая формализация отношений — пусть не в виде должностной инструкции, но в виде зафиксированного круга обязанностей и полномочий. Кроме белого и черного, существуют и промежуточные варианты, поэтому вам придется держать в фокусе обе задачи:

Социальные психологи считают, что дружба бывает очень полезна бизнесу, если вырастает из деловых совместных интересов. Правда, как бы тесно ни общались люди на личностном уровне, формальные отношения имеют специфику, которую нельзя сбрасывать со счетов. Всегда есть риск, что один из друзей проявит себя как «предатель». Выяснение отношений, взаимные обиды и претензии становятся достоянием всего коллектива. В результате страдает и общее дело, и дружба. Но прогноз может быть и оптимистичным, если в «рабочей дружбе» следовать главному правилу — четко разделять личные и деловые интересы. Конечно, коллектив, как «старший брат», знает все. Однако не стоит лишний раз демонстрировать, что вы с другом-коллегой — «заговорщики». Поэтому, если вы не уверены в том, что сможете проявить необходимый такт и соблюсти вышеназванные ограничения, лучше не рисковать и работать с друзьями в разных компаниях.

Посетители и дистанция

Еще одной важной темой, имеющей непосредственное отношение к неформальному общению на работе, является вопрос об установлении контакта с посетителями.

Поиск правильной формы обращения к визитеру требует достаточного уровня компетентности, учета норм этикета и правил приличия, принятых в вашей профессиональной деятельности. Закономерно, что выбор обращения диктуется обстоятельствами и местом беседы, характером взаимоотношений, культурой и воспитанностью посетителя. В то же время завязав непринужденный разговор на интересную и приятную для посетителя тему (чаще всего возникающий случайно, возможно, из впечатления настоящего момента, в связи с событиями, происходящими «здесь и теперь», или событиями, связывающими вас с собеседником ранее), вы будете выглядеть более профессионально, нежели отвернувшись к компьютеру и занявшись текущими делами.

Конечно, личные качества посетителя имеют первостепенное значение для выбора соответствующей случаю темы беседы и вообще желания выходить за рамки формального общения. Думаю, что чаще всего вы находите наиболее уместные темы без напряжения, легко идете на контакт тогда, когда собеседник приятен вам, близок вашим представлениям, ожиданиям и установкам. А если нет? В таких случаях необходимо помнить, что неформальный разговор с посетителем является частью вашей работы и, безусловно, с одной стороны, дает возможность заполнить возникшую паузу в ожидании события, встречи, а с другой — выражает уважение к нему. Вроде бы разговор ни о чем, а гость чувствует внимание к себе, признание собственной ценности и значимости. В результате такого общения вы усилите позитивное эмоциональное состояние посетителя и получите свой аванс доверия.

При построении неформального общения с гостями офиса особое внимание следует обратить на правильный выбор «зональных пространств». Эти пространства определяют территориальную дистанцию, удобную для общения с тем или иным человеком. Такая дистанция между вами, будучи отражением реального или ожидаемого контакта, устанавливается с первых минут и зависит от ряда ситуативных и личностных моментов, а также может по-разному оцениваться вами и посетителем. Учитывая это, вы можете выбрать одну из четырех зон:

Итак, если вы завяжете неформальную беседу с посетителем, который здесь и сейчас оказался рядом с вами, не забудьте о внутреннем маятнике вашего эмоционального общения — дистанции. А о чем говорить? Начните с комплимента, а дальше ваш профессионализм подскажет и темы, и стиль общения.

В вопросе выбора между «дружить» и «не дружить» на работе у вас есть полная свобода. Я желаю вам, чтобы эта абсолютная свобода никогда не превратилась в рабство.

Источник

Неформальное общение. Виды и формы общения

Что значит неформальный диалог. Смотреть фото Что значит неформальный диалог. Смотреть картинку Что значит неформальный диалог. Картинка про Что значит неформальный диалог. Фото Что значит неформальный диалог

Неформальное общение — это всевозможные личные контакты, которые происходят вне официальных отношений. Проще говоря, это подразумевает разговор между людьми без ограничений и соблюдение правил. А неформальное общение чаще всего происходит спонтанно. Чтобы войти в контакт с кем-то, человеку не нужно заранее формулировать предложения, находить аргументы и готовить свои мысли. В этом случае все намного проще. Но с точки зрения психологии эта тема представляет немалый интерес. Так что стоит продолжить его изучение.

Что значит неформальный диалог. Смотреть фото Что значит неформальный диалог. Смотреть картинку Что значит неформальный диалог. Картинка про Что значит неформальный диалог. Фото Что значит неформальный диалог

Виды общения

Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на общие понятия. Если быть более точным, рассмотрим типы и формы общения. Начать стоит с самой распространенной классификации.

Есть материальные ассоциации. Мы встречаемся с ним регулярно, так как это предполагает обмен продуктами или предметами деятельности. Познавательное общение тоже не редкость. В его рамках происходит обмен знаниями и информацией. И это не только контакт между учителем и учениками, учителем и слушателями, начальником и подчиненными. Если друг звонит другому, чтобы узнать о погоде в его городе, прежде чем приехать в гости, это тоже познавательное общение. Пусть будет неформально.

Кроме того, все мы знакомы с условным общением. Чаще практикуется со сверстниками. Ведь это обмен эмоциями и чувствами. Яркий пример — ситуация, когда человек пытается развеселить своего грустного друга.

Говоря о типах и формах общения, следует выделить другую категорию. Это называется мотивационным. Это предполагает обмен целями, желаниями, интересами, мотивами и интересами. Это проявляется как в неформальном, так и в корпоративном общении. Попытка уговорить друга отправиться в поход — такая же мотивация, как и бонус, обещанный сотруднику с наибольшим количеством предложений.

Последний вид общения в традиционной системе называется активностью. Он заключается в обмене навыками и умениями. Он осуществляется в ходе совместной деятельности и часто в формальном контексте.

Первичный уровень близости

Теперь можно переходить к основной теме. Психологи считают, что неформальное общение существует на основе двух уровней близости. Начальный называется первичным.

Он также формируется при первом контакте. Наверняка у всех было такое, что после часа общения с новым знакомым складывалось впечатление, что это старый добрый друг. Для этого не нужно долгое знакомство, проявляется высокая непосредственность эмоционального восприятия, бессознательное чувство радости.

Ситуация не поддается добровольному регулированию, поскольку в подавляющем большинстве случаев люди хотят только продолжения разговора. Неудивительно, ведь начальный уровень отличается необычайной легкостью, высокой степенью понимания и доверия, откровенностью. Это тот случай, когда новоиспеченного друга называют родственной душой через час после встречи.

Что значит неформальный диалог. Смотреть фото Что значит неформальный диалог. Смотреть картинку Что значит неформальный диалог. Картинка про Что значит неформальный диалог. Фото Что значит неформальный диалог

Рациональный уровень

Он формируется по прошествии некоторого времени с начала общения между людьми. Рациональный уровень основан на осознании контактирующими людьми схожести норм, ценностей, жизненного опыта и взглядов. Такое неформальное общение считается более устойчивым.

Есть также традиционно отдельные группы, которые часто встречаются в коллективах. Они представляют собой небольшой неформальный альянс в рамках большой согласованной корпоративной структуры.

Разновидность групп

принято различать «пары» — союз двух симпатизирующих друг другу людей. Часто один из них просто дополняет или сопровождает другого.

Есть еще «треугольники». Как вы уже догадались, это три человека, которые испытывают взаимную симпатию. Они придерживаются неформального общения и составляют собственное ядро ​​внутри коллектива компании: небольшое, но сплоченное.

Также выделяются «квадраты». Чаще всего это семейные пары. И отношения между ними не всегда одинаковы.

Даже в коллективах есть «цепочки», которые часто являются источником пересудов, пересудов и пресловутого «испорченного телефона».

Последнюю неформальную группу называют «звездой». Его ядро ​​- условный лидер, объединяющий всех остальных.

Что значит неформальный диалог. Смотреть фото Что значит неформальный диалог. Смотреть картинку Что значит неформальный диалог. Картинка про Что значит неформальный диалог. Фото Что значит неформальный диалог

Противоречия

Считается, что неформальное общение между членами рабочего коллектива не всегда положительно влияет на трудовую деятельность.

Особые противоречия вызывают ситуации, когда дружеские отношения связывают лидера и подчиненного. Невозможно избежать сплетен, домыслов, зависти и подозрений со стороны других коллег. Все действия сотрудника будут рассматриваться практически под микроскопом. Даже заслуженная похвала или награда будет казаться полученной «за рывок». Некоторые люди, не отмеченные доброй волей начальства, будут очень рассержены, особенно агрессивные люди без колебаний начнут интриговать.

И бывает, что сам сотрудник, близкий к руководству, начинает проявлять легкомыслие, расслабленность. Профессиональные обязанности уходят на второй план. Зачем сосредотачиваться на работе, когда ваш друг босс? В конце концов все кончается плохо. Неформальное общение и дружба резко подавляются. Управленец устает от такого поведения и начинает относиться к другу не как к товарищу, а как к бесполезному безответственному работнику. Он, конечно, обижается и теряет желание общаться дальше. Это яркий и частый пример доказательства того, что нельзя путать личные и деловые отношения.

На примере дружбы

Существуют разные типы межличностных отношений. Но дружба — лучший пример неформального общения. Он основан на симпатии, общих интересах и привязанности и не оставляет места даже для корпоративного стиля речи.

Диалог и монолог между друзьями легкий, непринужденный. Они часто что-то обсуждают на своем языке, их речь полна «частных» неологизмов. У них доверительные отношения, а также они знают друг о друге практически все.

Что делает возможным такое общение? Коммуникативные навыки, которые часто даже не признаются людьми. К ним относится умение рассматривать не только собственную систему репрезентации, но и собеседника. Также важно уметь позитивно формулировать цели общения, учитывать интересы и ценности оппонента, быть гибкими в процессе диалога. Также необходимо внимательно относиться к изменениям эмоционального состояния собеседника и при необходимости настраиваться на его «волну». И это лишь малая часть того, что подразумевает искусство общения с людьми.

Что значит неформальный диалог. Смотреть фото Что значит неформальный диалог. Смотреть картинку Что значит неформальный диалог. Картинка про Что значит неформальный диалог. Фото Что значит неформальный диалог

Речевой стиль

Также стоит отметить внимание. Наверняка все видели, как у детей развивается общение. Он расслаблен и максимально прост. Дети говорят так, как думают. Неформальный диалог подразумевает то же самое. Это настоящий моральный отдых для личности. Ведь человек может выражать свои мысли как хочет, а не так, как предписано правилами. Что называется разговорной манерой речи.

Разговорная и разговорная лексика, неологизмы, жаргон, сленг, фразеологизмы, явно окрашенные или уменьшительные слова, усечения, обоснование — все это и многое другое может содержать диалог и монолог в разговорном стиле.

Речевые «помехи»

В целом, как можно понять из вышеизложенного, человеку в неформальном стиле общения предоставляется полная свобода слова. Однако не все могут его использовать. Почему? Все элементарно. Многие люди настолько привыкли к коммерческому общению, что, несмотря на неформальную обстановку, продолжают говорить в официальном стиле.

В принципе, в этом нет ничего плохого, но иногда это кажется неуместным. Ведь для стиля деловой речи характерны компактность и лаконичность изложения, использование специфической терминологии, стертых предлогов, сложных союзов и глагольных существительных. Самое главное, привлекает внимание отсутствие эмоционального языка и средств выражения.

Что значит неформальный диалог. Смотреть фото Что значит неформальный диалог. Смотреть картинку Что значит неформальный диалог. Картинка про Что значит неформальный диалог. Фото Что значит неформальный диалог

Дистанция

Итак, учитывая особенности стилей общения, я хотел бы сейчас подчеркнуть важность расстояния. Все люди контактируют друг с другом, находясь на определенном расстоянии. Традиционно выделяют четыре зоны общения.

Первый интимный (около 15 см). В эту зону обычно заходят только самые близкие люди. Потому что его можно сравнить с частной нематериальной собственностью: это очень личное пространство. Если пытается войти неприятный или незнакомый человек, то возникает чувство дискомфорта.

Вторая зона называется личной (до 50 см). Это характерно как для делового, так и для неформального общения. Он составляет около полуметра и обычно разделяется друзьями, непринужденно разговаривающими в баре или кафе за столиком. Так удобнее видеть собеседника.

Третья и четвертая зоны называются социальной (до 1,2 м) и общественной (более 1,2 м). Они типичны для формального общения.

Правила общения: чего делать не нужно

Эта тема тоже заслуживает внимания. С раннего детства общение со сверстниками учит нас строить диалог, сотрудничать с окружающими людьми и обмениваться мнениями. С годами примитивные навыки обогащаются, совершенствуются, пополняются новыми. Однако есть люди, которым очень трудно найти язык с другими. Иногда деловые отношения кажутся им проще, чем неформальные, повседневные. Именно они заботятся о том, как правильно общаться с людьми и чего следует избегать в процессе.

Если вы хотите наладить позитивный и продуктивный диалог, то не нужно задавать вульгарные личные вопросы. Также следует избегать лести. Трезвый комплимент способен порадовать собеседника и подготовить его к разговору, но чрезмерное восхищение, граничащее с фанатизмом, только насторожит вас.

«Контрактировать» пока не нужно. Важно держать свое тело под контролем. И мало говорить о себе, перебивать, кричать, соврать и что-то придумывать, чтобы развить разговор. Кроме того, не стоит слишком долго думать над ответом и смотреть дальше собеседника — необходимо научиться управлять смущением.

Что значит неформальный диалог. Смотреть фото Что значит неформальный диалог. Смотреть картинку Что значит неформальный диалог. Картинка про Что значит неформальный диалог. Фото Что значит неформальный диалог

Принципы хорошего диалога

Продолжая тему о том, как правильно общаться, стоит отметить правила, лежащие в основе неформальных отношений.

Самое главное — не бояться проявить интерес к собеседнику. Не знаете, как начать разговор? Вы можете просто попросить человека быть интересным. Позвольте мне рассказать вам кое-что о себе. Вопрос может быть о чем угодно. Любимые фильмы, музыкальные жанры, места для ночлега в городе. Не доводя разговор до темы, вы можете спросить, был ли человек где-то за границей. Ага? Так что не лишним будет уточнить, где именно и что там интересного. Нет? Это значит, что вы можете уточнить, есть ли желание куда-то съездить и что-то посмотреть. Эту тему очень легко развивать.

Вы также можете обсудить что-нибудь актуальное. Каждый день в мире происходят бесчисленные события. Никто не запрещает выделять самое значимое и спрашивать собеседника, что он о нем думает. Так что в большинстве случаев в ходе разговора «всплывает» много других тем, подходящих для обсуждения.

Переписка

Это отличный способ улучшить свое искусство общения с людьми. Социальные сети сегодня предлагают безграничные возможности для этого. Кроме того, письменная форма неформального общения намного проще устной.

Во-первых, у человека есть возможность сформулировать свои мысли. Он может набрать это в окне, перечитать, исправить. Или удалите и напишите еще раз, по-другому. Другими словами, человек в социальных сетях может научиться правильно строить диалог.

Помимо формирования культуры общения происходит еще и эмоциональное «раскрытие» личности. Человек, ранее не умевший общаться, страдавший застенчивостью, нерешительностью и комплексами, приобретает навыки, необходимые для существования в обществе. Самое главное — научиться воплощать их в жизнь.

Что значит неформальный диалог. Смотреть фото Что значит неформальный диалог. Смотреть картинку Что значит неформальный диалог. Картинка про Что значит неформальный диалог. Фото Что значит неформальный диалог

Напоследок

Подводя итог, я хотел бы сказать, что неформальные отношения — лучший пример социального взаимодействия между людьми. В ходе них проявляется индивидуальная неповторимость каждого человека, своеобразие образа жизни, специфика языка и общения. Это неофициальная, повседневная, простая среда, позволяющая узнать того или иного человека как человека с большой буквы. Потому что у любой другой формы и типа общения есть свои правила и границы. И только в неформальной сфере этого нет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *