Что значит не произноси имени господа бога твоего напрасно

Не произноси имя Его напрасно

Люди чаще всего думают, что речь идет о запрете на ругательства, в которых имя Божие упоминается непочтительно. И это, конечно, тоже, но главное другое — употребление имени Божьего в своих целях, выдвижение от лица Божия каких-то своих требований. В притчах благочестивый человек просит:

«Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся [Тебя] и не сказал: “кто Господь?” и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Прит. 30:7–9).

Очевидно, человек страшится того, что бедность подтолкнет его выпрашивать деньги именем Божиим.

Поминание всуе — это и выпрашивание денег «Христа ради» здоровым и трудоспособным человеком, и политическая агитация в стиле «Бог открыл мне голосовать за такого-то кандидата» без явных на то указаний. И объяснение причин чужих бед: «это Бог на вас навел беду, потому что вы меня не слушаетесь!» И, конечно, объявление Господа Бога своим верным союзником в различных конфликтах.

Конфликты, когда люди охвачены гневом, возмущением, обидой, тревогой, резко снижают уровень того, что психиатры называют «критикой» — способности оценивать свои действия со стороны, и с точки зрения их целесообразности, и с точки зрения их нравственности. Увы, способность себе внимать и избегать греха, и так не слишком развитая в людях, во дни смут и волнений окончательно пропадает, и бесстрашное поминание имени Божьего всуе становится обычным. Каждая из конфликтующих сторон заявляет, что Бог на ее стороне — как в известном немецком лозунге времен Первой Мировой Войны «Gott strafe England!» («Боже, покарай Англию!») который высмеивается в «Бравом солдате Швейке».

Люди, переживающие конфликт, охотно обращаются к Богу — но часто не как к Господу, Которому надо повиноваться, отложив все остальное, а как к кому-то, кого можно мобилизовать на свою сторону в перебранке. К Церкви обращаются с гневными требованиями не молчать, но твердо заявить, что Бог, конечно, всецело на правой, то есть на их, обращающихся, стороне. Нежелание прямо выступить за тех или этих вызывает немалый гнев и огорчение.

Однако беспричинно использовать имя Божие в целях агитации — это и значит нарушать заповедь. Это серьезное преступление. В самом деле, если я, не имея законных полномочий, стану выдавать себя за представителя президента, передавать какие-то указания от его имени, чтобы добиться своих целей, меня накажут за мошенничество. Но тут я погрешу против земного правителя, против порядка, установленного в земном государстве. А употребление имени Божьего напрасно — это мошенничество от имени Господа мироздания, Вечного Судии, на суд Которого придем мы все — цари и президенты, крестьяне и нищие, телеведущие и блогеры.

Когда люди приплетают Господа Бога к своим препирательствам, невольно поражаешься силе их атеизма — и у решительных атеистов могут быть минуты сомнения, а вдруг Бог есть? Как говорили советские лекторы: «Если Бога нет — то слава Богу, а если Он есть — то не дай Бог!». А тут какая-то железобетонная уверенность, что Бог никогда не взыщет за подлог от Его имени.

Очень часто конфликт развивается не между святыми с одной стороны и нечестивцами с другой, а между двумя группами грешников, в ходе которого грешники как совершают неправду, так и становятся жертвами неправды; как лгут, так и бывают оболганы; как обижают, так и терпят обиды.

Да, в пылу спора человек тщательно отмечает свои обиды и не видит обид, которые наносит он сам. Но Бог видит и то и другое.

Как нам открывает Священное Писание, Бог прежде всего хочет примирения людей с Ним и друг с другом. Бог не ищет победы одной гордыни и неправды над другой гордыней и неправдой. Он ищет примирения и исцеления разрушенных отношений.

Как говорит Апостол,

«Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:18–21).

Источник

Православная Жизнь

Что значит «не поминать имени Господа напрасно»?

Что значит не произноси имени господа бога твоего напрасно. Смотреть фото Что значит не произноси имени господа бога твоего напрасно. Смотреть картинку Что значит не произноси имени господа бога твоего напрасно. Картинка про Что значит не произноси имени господа бога твоего напрасно. Фото Что значит не произноси имени господа бога твоего напрасно

Заповедь 3: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно»

Что означает запрет, данный нам в этой заповеди? Он подразумевает, что не нужно упоминать Бога в пустых разговорах, которые не имеют отношения к вере и Церкви. Но возникает вопрос: что подразумевается под словами «имя Божие»? Чтобы ответить на него, надо обратиться к ветхозаветным временам, когда жили наши прародители. На страницах Ветхого Завета мы находим такие имена Божии, как Элохим, Элох, Адонай, Саваоф, Яхве. Однако нужно понимать, что все они к Богу и относятся, и не относятся одновременно, потому что Бог непостижим, и описать, обозначить Его невозможно. Никаким именем нельзя раскрыть Его сущность.

Получается, что, с одной стороны, мы не можем произносить имя Божие напрасно, с другой стороны — мы не знаем его. Имена — это всего лишь проявления Бога в мире, но не Сам Господь. Об этом писали наши святые отцы. Например, святитель Василий Великий учил: «Нет ни одного имени, которое, объяв всё естество Божие, достаточно было бы его выразить». Преподобный Иоанн Дамаскин утверждал: «Божество, будучи непостижимым, непременно будет и безымянно. Итак, не зная существа Его, да не станем отыскивать имени Его существа». А святитель Дионисий Ареопагит писал, что сущность Бога непостижима и неименуема. В своей сущности Бог становится «бесконечно многоимёнен».

Если провести аналогию с тварным миром, то имя раскрывает сущность явления, предмета, живого существа. А вот имя Божие не раскрывает сущности Бога, оно — только косвенное указание на Его бытие и действия. Когда Господь создал Адама, Он сделал его разумным и повелел ему назвать всех животных, потому что тот познал сущность каждого из них. Жене своей Адам тоже дал имя — по тому же принципу: Ева означает «жизнь», потому что от неё произойдёт жизнь всего человеческого рода.

На мой взгляд, когда Господь даёт людям третью заповедь, Он формирует у них понятие святыни — чтобы человек с трепетом относился к Богу и всему, что связано с Ним. Он ставит нравственные рамки. Нам следует понять, что есть вещи, в отношении которых надо либо молчать, либо говорить с особым благоговением, трепетом, любовью, особым страхом — мы называем его страхом Божиим. Ещё раз подчеркну, что Господь даёт конкретное понятие святыни: это всё, что связано с Ним. Конечно, это Священное Писание, Церковь, таинства, но помимо этого — жизнь и мир, который Он создал, потому что величие мира подчёркивает величие его Творца.

Третья заповедь была очень важна для ветхозаветного времени, потому что человечество забыло истинного Бога и Его веру, создало множество идолов, капищ, кумиров и начало им поклоняться. Чтобы оно не растворилось в этих заблуждениях, Господь и заповедует не поминать имени Своего напрасно. Нужно было воспитать трепет перед святыней. Однако эта заповедь очень актуальна и сейчас.

В ветхозаветное время была одна обстановка, с приходом Нового Завета она кардинально меняется, но люди есть люди, и земное общество — проблемное общество. Если раньше оно было религиозным, то сейчас становится светским. Это значит, что люди в целом далеки от Бога и Церкви. Сегодняшние верующие называют себя христианами, но можем ли мы себя так называть? К сожалению, мы очень далеки от тех христианских идеалов и принципов, которые были живы во времена апостолов и великих святых. Нас с большой натяжкой можно назвать христианами, верующими, церковными людьми. Человек должен очень серьёзно и критично относиться к себе. Каждому из нас надо определить, насколько он верующий и благочестивый, насколько актуален для него Христос, Его святая Церковь и всё, чему Он учил.

Мир секуляризируется, и вот уже где только мы не слышим имя Божие: в повседневной жизни, с экранов телефонов, в фильмах, передачах, каких-то шоу. Там нередко поминают имя Господа в неуместных ситуациях, а то и откровенно богохульствуют и кощунствуют. Меня всегда это коробит. При такой повсеместной ситуации верующим людям лучше постараться следить за собой, постараться третью заповедь не нарушать и побольше молчать.

Святые учат, что лучше не говорить о Христе, но жить так, чтобы нас хотели спросить о Нём. Надо делать, а не говорить. Сейчас вообще все слишком много говорят. У нас столько возможностей для этого! Можно открыть свой канал на YouTube, делать эфиры, стримы, онлайн-трансляции. Люди всем этим пользуются, а значит — говорят. Это плохой путь. Лучше помолчать, и не словами, а делами утверждать православие. Такими были пионеры христианства — апостолы и великие святые первых веков. Люди шли к ним в пустыни и находили в них живой пример, идеал христианства. Таким был и Сам Христос: Он мало говорил и много делал. Ничего не написал, но Его дела живы. У Него было не вербальное, а реальное христианство, которое живо уже почти две тысячи лет.

Новый Завет учит нас почитать имя Господа и Бога нашего Иисуса Христа и всё, что связано с Его Церковью, потому что мы исповедуем «Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша». Для нас имя Божие — это имя Спасителя, Мессии, Сына Божия, Который пришёл в мир, жил, проповедовал, был распят и воскрес. Он основал Церковь, членами которой стали и мы. Нужно этим дорожить. Обо всём этом нужно говорить с трепетом, любовью и страхом Божиим. Надо постараться не употреблять восклицания типа «о Господи!» и тому подобных, потому что они превращаются в обычные междометия и полностью лишены тех чувств, о которых я говорил.

Мне вспоминается рассказ Виктора Гюго «Труженики моря», который повествует о том, как в одном из маленьких приморских городов учительницу выгнали из школы за то, что, уронив ножницы, она воскликнула «о Господи!». Это было воспринято как неподобающее поведение с её стороны. Сейчас странно читать подобное, но мне кажется, что этот рассказ даёт повод поразмышлять о том, насколько изменилось отношение общества к третьей заповеди.

Кто имеет право произносить имя Божие? Те, кто связал свою жизнь с Богом и верой, прежде всего — священники и монахи. Всем остальным допускается делать это в храме, на молитве, во время богослужения. Разумеется, невозможно не поминать имя Бога во время общения на религиозную или богословскую тематику, когда вас спросили о Боге. А вот в пустых разговорах и болтовне — не стоит. Также плохо, когда человек начинает кого-то наставлять, поучать, навязывать кому-то свои религиозные взгляды. Если кто-то не хочет слышать о Боге — не стоит с ним о Нём говорить, потому что это вызовет только непонимание. То есть призывать имя Господа можно, но не надо делать это в быту, попусту. Если воплотим в жизни всё перечисленное, это будет идеальным соблюдением третьей заповеди.

Протоиерей Александр Хворост

Источник

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Исх. 20:7

Свт. Евсевий Кесарийский

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно

Здесь Сам Господь о другом Господе предлагает следующее. Сказав: Я Господь, Бог твой (Исх 20:5), Он затем говорит: Не произноси имени Господа, Бога твоего [напрасно], то есть второй Господь посвящает Своего служителя в тайну об Отце и Боге всяческих. По всему Священному Писанию ты можешь найти тьмы и тьмы подобных этим указаний, посредством которых Бог словно пророчествует о другом Боге и Сам Господь о другом Господе.

Доказательство в пользу Евангелия.

Свт. Григорий Палама

«Не возмеши имени Господа Бога Твоего всуе» (Втор. 5:11). Не клянись ложно по каким либо человеческим расчетам, по страху людей, или из стыда, или из личных выгод. Клятвопреступление есть отрицание Бога. Поэтому не клянись, но говори всегда правду. Говоря всегда одну правду, ты сообщишь словам своим силу клятвы. Если же когда либо случится тебе прибегнуть к клятве, чего, впрочем, нужно избегать, то, поклявшись сделать что либо согласное с законом Божиим, исполни это как долг свой, но в то же время обсуждай строго побуждения, кои довели тебя до клятвы, благотворением, молитвою, сокрушением духа и лишениями телесными умилостивляя Христа, рекшего: не клянись. Если же ты поклялся сделать что либо противозаконное, не совершай преступного для того только, чтоб сдержать слово: иначе ты уподобишься Ироду – пророкоубийце ( Мф. 14:7, 9). Но отвергнув беззаконную клятву, поставь себе за правило вовсе не клясться, и вместе с тем умилостивляй Бога за свой грех, с большим тщанием и со слезами врачуя себя вышеуказанными средствами.

Изъяснение десяти заповедей.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Душа молитвы — внимание. Как тело без души мертво, так и молитва без внимания — мертва. Без внимания произносимая молитва обращается в пустословие, и молящийся так сопричисляется к приемлющим имя Божие всуе.

О молитве.

Свт. Филарет (Дроздов)

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно

Когда имя Божие произносится напрасно?

Имя Божие произносится напрасно, когда произносится в разговорах бесполезных и суетных, а тем более, когда произносится лживо или с нарушением благоговения.

Какие грехи запрещаются третьей заповедью?

Третьей заповедью запрещаются следующие грехи:

Богохульство, или дерзкие слова против Бога; ропот на Бога, или жалобы на Его провидение; кощунство, когда священные предметы обращаются в шутку или в поругание; невнимательность к молитве; ложная клятва, когда клятвенно утверждают то, чего нет; клятвопреступление, когда не исполняют справедливой и законной клятвы; нарушение обетов, данных Богу; Божба, или легкомысленное употребление клятвы в обыкновенных разговорах.

Что Священное Писание говорит о Божбе в разговорах?

В Священном Писании есть особое запрещение Божбы в разговорах. Спаситель говорит: Я говорю вам: не клянись вовсе… Но да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого (Мф. 5:34, 37).

Запрещается ли клятва в делах общественных?

Клятва в делах общественных не запрещается. Апостол Павел говорит: Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву (Евр. 6:16-17).

Из этого следует заключить, что если сам Бог для твёрдости обязательства употребил клятву, то тем более позволено и нужно нам в важных и необходимых случаях по требованию законной власти употреблять клятву и присягу, с благоговением и с твёрдым намерением не изменять ей.

Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви. О третьей заповеди

Свт. Николай Сербский

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно

Вера Святых. Первый Божий Закон. Десять Заповедей, данных Моисею.

Прп. Никодим Святогорец

Не возмеши (то есть не помяни) имени Господа Бога твоего всуе: не очистит бо Господь приемлющаго имя Его всуе

Против нее погрешают богохульники. Те, кто дают клятвы, или преступают их, или принуждают других давать клятвы. Кто каждый раз говорит: «Боже мой! Бог его знает!», – и другое подобное тому. Кто обещает Богу сделать какое-либо доброе дело, а потом не исполняет своих обещаний; лжепророки и те, кто просит у Бога недолжного, согласно своей воле.

Руководство к исповеди.

Блж. Августин

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно

Вторая заповедь: Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо тот, кто произносит имя Господа Бога своего напрасно, не очистится. Имя Господа Бога нашего Иисуса Христа – Истина, ибо Он Сам сказал: Я есмь истина (Ин 14:6). Истина очищает, суета оскверняет. Поэтому тот, кто говорит истину, говорит от Бога, а кто говорит ложь, говорит от себя. Говорить истину означает разумно говорить, а говорить суетное – значит скорее шуметь, чем говорить. Действительно, так как вторая заповедь – это любовь к истине, то противоположность ей – любовь к суете. Истина говорит, суета грохочет.

…Говорят тебе: Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, – не считай, что Христос есть творение, поскольку Он для тебя стал творением. Или ты презираешь Его, Который равен Отцу и одно с Отцом?

Проповеди.

Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно

Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание).

Ориген

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно

Поскольку все мы предполагаем нечто о Боге, имея о Нем некое представление, но не все – то, что есть на самом деле, ибо редки и, надо даже сказать, реже редких те, кто во всем воспринимают Его святость, – мы благословенно научаемся, чтобы наше представление о Боге стало святым, чтобы мы увидели святость Его – Зиждителя, Промыслителя и Судии, избирающего и покидающего, приемлющего и отвергающего, удостаивающего дара и наказующего каждого по заслугам. Ведь в этом и подобном, можно сказать, проявляется собственное качество Бога, которое, как я считаю, называется в Писаниях «именем Божиим», и в Книге Исход: Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

О молитве.

Лопухин А.П.

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно

Вера в Господа, естество, вызывающее чувство почтения, благоговейного страха (Быт. 31:42), предполагает почтение, благоговейное отношение и к Его имени. Этого последнего и требует третья заповедь, запрещая профанирование – бесцельное, напрасное употребление божественного имени («напрасно» – евр. «шаве», – см. Иер. 2:30; 4:30; 6:29).

Источник

Что означает заповедь «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно?»

Игорь Поляков:

Задайте сами себе вопрос: а какие Божье заповеди я знаю? Что первое приходит на ум? Скорее всего, те, которые мы сами не нарушили и осуждаем в других. «Не убей». Здесь все согласны. «Не укради». В первую очередь, у меня. Некоторые вспоминают: «не прелюбодействуй». Наверное, есть негативный опыт в этом плане. Так, еще семь заповедей! Как показывает мое практическое общение с людьми, в этом месте наступает затруднение.

Сегодня Десять заповедей, или Декалог, считаются основой моральных стандартов многих народов и культур, где, прежде всего, христианство оказало свое влияние. Мы можем с уверенностью сказать, что задолго до прославленного римского права, установленные Богом законы в израильском народе были на то время пиком цивилизованности и социальной справедливости. И сердцевиной Божьего закона стали именно Десять заповедей.

Но и сегодня они не теряют актуальности и, по крайней мере, должны быть фундаментом жизненных стандартов человека, называющего себя верующим в Бога.

Несмотря на почти поголовную идентификацию населением самих себя как верующих, когда дело доходит до практики или хотя бы до элементарных познаний, наступает долгая и напряженная пауза.

Из десяти заповедей только шесть относятся к взаимоотношениям между людьми, тогда как первые четыре относятся к отношению человека с Богом.

Третья заповедь относится именно к этой части Декалога. Она гласит: «Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно« (Исход 20:7).

Есть люди, которые произносят имя Господа для заполнения пробела в своих мыслях, либо просто по привычке, например, «Господи!» или «Боже мой!», либо каким-нибудь иным призыванием Бога. Кто-то клянется именем Бога или употребляет Его имя в грязных анекдотах и историях. Все это непочтение Бога и нарушение третьей заповеди.

Имя во времена Ветхого завета было не просто словом. Оно определяло и характеризовало личность, стоящую за этим именем. Отношение к имени означало отношение к личности. Таким образом, мы можем понять цель этой заповеди в том, что легкомысленное и непочтительное отношение к Богу является преступлением против Него. Также как непочтительное отношение к своим земным родителям, что выражено в пятой заповеди, есть большой грех. Третья заповедь призывает нас почитать нашего Небесного Отца, даровавшего нашим земным родителям способность родить нас и вдохнувшему в нас дыхание жизни. Это непочтение выражается прежде всего в том, что человек ориентируется в жизни только на свои ум, чувства и желания, не обращая особого внимания на мнение Творца Вселенной.

Христос учил своих учеников молиться так: «Отче наш, сущий на Небесах! Да святится имя Твое!» (Евангелие от Матфея 6:9). Иисус показал, что важным элементом правильных отношений с Богом должно быть почтение Его имени.

Шесть раз в трех главах Евангелия от Иоанна Иисус обещает, что Его именем мы можем просить Бога Отца о чем-либо и получить ответ. Вот одно из этих мест Писания: «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна» (Евангелие от Иоанна 16:23-24). Имя Господа Иисуса Христа и почтительное и правильное отношение к Его имени открывают для нас Божьи благословения.

Примером правильного отношения к имени Христа мы видим у апостолов. В истории о чудесном исцелении человека, который был инвалидом с детства и не мог сам ходить, апостол Петр объясняет это чудо так: «И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие пред всеми вами» (Деяния 3:16).

Как мы видим, Бог дал нам Свое имя, чтобы мы могли общаться с Ним и получать ответ от Него на наши молитвы с верой в силу этого имени.

Но Господь делает очень серьезное предупреждение тем, кто называет себя верующим и даже обращается к Богу своими устами, вероятно прося Его о чем-то:

«Не всякий говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» Евангелие от Матфея 5:21).

Иисус предупреждает, что наши отношения с Ним не могут содержать только религиозную составляющую. Но весь наш образ жизни, поступки в повседневных делах и отношениях с другими людьми являются для Бога либо подтверждением нашей веры, либо подтверждением нашего лицемерия, и, таким образом, все, что мы говорим Богу, становится пустым, то есть произносимым напрасно, всуе.

Далее, Иисус показывает путь, каким мы можем исполнить эту заповедь.

«Итак, всякого, кто слушает слова мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне» (Евангелие от Матфея 5:24,25).

Вся наша жизнь может стать подобной этому дому: стабильной, уверенной, успешной. Чтобы мы знали, что Сам Бог на нашей стороне, и мы на верном пути.

Согласно Священному Писанию этим человеком может стать каждый, кто и слушает, и исполняет слова Иисуса Христа.

Только в Слове Божьем, в Святой Библии, мы можем узнать волю Божью, и если мы почтительно относимся к ней, читая, размышляя и применяя в жизни, то этим почитаем Самого Бога. «Ибо Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего« (Псалом 137:2).

Источник

Православная Жизнь

Вспомним третью заповедь Декалога: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх. 20:7).

Что значит не произноси имени господа бога твоего напрасно. Смотреть фото Что значит не произноси имени господа бога твоего напрасно. Смотреть картинку Что значит не произноси имени господа бога твоего напрасно. Картинка про Что значит не произноси имени господа бога твоего напрасно. Фото Что значит не произноси имени господа бога твоего напрасно

Самое трудное дело на земле – научиться молиться. И очень больших усилий стоит человеку обуздать собственный язык. Часто приходится наблюдать, как человек не фильтрует собственную речь. Она у него превращается в хаотичный поток слов, затапливающий и его самого, и окружающих. И часто человек не отдает себе отчета в значении слов, которые он употребляет, совершая (по много раз на дню!) святотатство, богохульство, превратившееся в укорененную страшную привычку. Этим всем он причиняет вред себе и окружающим.

Пример. Довольно часто можно слышать от людей следующие фразы: «Не беси меня», «Он меня бесит», «Я взбешен» и прочее в том же роде. Что значат эти фразы? Человек, конечно, не осмысливая значения слов, сознается в том, что он является бесноватым, одержимым злым духом, т. е., что внутри него живет бес. Потому что именно это обозначают предложения «Я взбешен» или «Он меня бесит». Люди своими же собственными мыслями и словами призывают на себя беса. Это страшно. Хочется у такого человека спросить: «Дорогой, а ты видел по-настоящему бесноватого?». Это страшное зрелище и страшная мука. Нужна ли она тебе?

Или другое. Как часто человек чертыхается, поминая черта. Причем снова же призывая его на свою голову. К примеру, пресловутые «черт возьми», «черт побери». В фильмах вообще эти фразы повторяются десятки раз. Но если говорить «черт возьми» или «черт побери», то диавол, который рыщет, как лев, в поисках кого поглотить, может и взять, и побрать! А потом человек будет чесать голову и думать, откуда пришла беда.

Но есть вещи и пострашнее: когда человек в словах оскорбляет Бога, произносит имя Божие, которое и высшие Ангелы, серафимы и херувимы, выговаривают с величайшим страхом и трепетом, бездумно, понапрасну, суетно. Сколько раз в жизни человек говорит «Боже мой!» и подобные фразы, совершенно не желая обратиться к Всевышнему с молитвой. Тем самым он совершает святотатство, похожее на то, как если бы Распятием стали колоть орехи или на иконе, как на столе, резали бы колбасу. Последние примеры более акцентированы, осознаны как святотатство, но произношение имени Бога понапрасну – это святотатство, вошедшее в привычку. Вспомним вторую половину вышеупомянутой заповеди Декалога «…ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно». Т.е. наказание для человека, совершающего данный грех, будет обязательно. Так говорит Сам Бог.

Надо ли нам это? Ведь в руки Бога Живого очень страшно впасть. И богохульство, святотатство, кощунство – смертные грехи.

Примерно то же можно наблюдать и в отношении церковных терминов…

Например, слово «катавасия». Это вполне церковное понятие, обозначающее в переводе с греческого языка «схождение вниз». В традиции церковного пения на два хора (антифонное (попеременное) пение) в определенный момент богослужения два хора спускались с клиросов, сходились вместе и пели как один хор, славя Бога.

Сейчас же можно слышать, что слово «катавасия» употребляется в бытовом разговоре, синонимично со словом «хаос и беспорядок», с отрицательным эмоциональным окрасом. И снова происходит богохульство, как если бы с водосвятной чаши начать пить кефир или в крестильной чаше мыться.

Нужно сказать и о выражении «Что кричишь как оглашенный?». Но ведь оглашенный – это человек, готовящийся к принятию Таинства Крещения! Эти люди громко и радостно в храмах славили Бога, предвкушая, как на них сойдет благодать Святого Духа в Таинствах Крещения и Миропомазания! В бытовом же суетном значении слово «оглашенный» приобрело уничижительный характер. Хотя процесс оглашения является учебой основам православного вероучения – заповедям Божиим, догматам и канонам Церкви. А значит в уничижительном вышеупомянутом выражении «Что кричишь как оглашенный?» усматривается богохульство.

Я уже не говорю о том, как часто люди друг на друга говорят «дурак» или «дура». Будем помнить заповедь Божию: «А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: ‟ракá”, подлежит синедриону; а кто скажет: ‟безумный”, подлежит геенне огненной» (Мф. 5:22). Слово «ракá» переводится с еврейского как «пустой человек», примерно то же, что наш «дурак». Т. е. Господь прямо говорит: кто возводит хулу на брата своего, подлежит аду. Вдумаемся, братья и сестры, в эти великие и страшные слова!

В данных грехах, конечно, нужно исповедоваться у священника. Надо осознавать эти грехи и каяться в них.

Часто человек теряет осознание того, что слово – это уже действие, слово – это уже поступок, меняющий и его самого, и мир. Вспомним чудесные евангельские слова, читаемые на Пасху: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:1–5).

Все эти грехи возникают у человека оттого, что он суетится, что привык жить в суете. В жизни у него суета. В сердце у него суета, в голове и в душе – тоже суета сует и томление духа. Человеческое сердце бренчит в какофонии как расстроенная гитара. Все это происходит потому, что человек не учится с Божьей помощью внимать себе, своей внутренней вселенной, а через нее – через свою душу – внимать Богу.

Остановимся же внутренне, дорогие братья и сестры, и уберем внутри себя, приберем свои сердечные комнаты и дворцы ума, расставим все по местам. И отыщем там Царствие Божие…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *