Что значит направление в литературе
Литературные направления в таблицах
Содержание:
Прежде чем говорить о конкретных литературных тенденциях и жанрах, сначала необходимо узнать о литературных направлениях. Они представляют собой исторические воплощения художественного познания и воспроизведения мира, проявляющееся в идеологическом и эстетическом сообществе группы писателей.
В истории литературы выделяют: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм и постмодернизм.
Литературное направление – особый синтез способа познания реальности посредством искусства и индивидуального стиля творца. Любое литературное направление включает в себя совокупность произведений, имеющих единые черты. В рамках литературного периода может появиться несколько литературных направлений, например, в эпоху Просвещения – классицизм и сентиментализм, а также рококо. Название доминирующего направления часто становится названием целого периода в литературе, а его временные рамки могут выходить за четкие пределы. Литературные направления могут образовывать течения или школы.
Литературные направления
Основные признаки и представители литературного направления
Классицизм
Сентиментализм
Романтизм
Реализм
Критический Реализм
Модернизм
Символизм
Акмеизм
Футуризм
Постмодернизм
Помимо этих основных направлений часто выделяют:
направление литературное
Полезное
Смотреть что такое «направление литературное» в других словарях:
направление литературное — см. литературное направление … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
направление и течение литературное — литературные движения с единой эстетической программой, воплощённой в художественных произведениях и, как правило, выраженной в специальных сочинениях – литературных манифестах. Понятие «литературное направление» неразрывно связано с понятием… … Литературная энциклопедия
литературное направление — понятие, характеризующее единство наиболее существенных творческих особенностей художников слова в пределах определенного исторического периода; это единство возникает и развивается обычно на основе общности художественного метода, мировосприятия … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
НАПРАВЛЕНИЕ И ТЕЧЕНИЕ — литературные, понятия, обозначающие совокупность фундаментальных духовно содержательных и эстетических принципов, характерных для творчества многих писателей, ряда группировок и школ, а также обусловленные этими важнейшими принципами совпадения и … Литературный энциклопедический словарь
Направление — I ср. 1. процесс действия по гл. направлять I 1. 2. Результат такого действия; движение в какую либо сторону, к какому либо месту. 3. Развитие, направленность какого либо действия или явления. отт. Устремлённость, тяготение в какую либо сторону.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
течение литературное — См. направление литературное … Словарь литературоведческих терминов
Арзамас литературное общество — первой четверти нынешнего столетия, просуществовавшее лишь 3 года, с 1815 по 1818 г., но оставившее неизгладимые следы в истории русской литературы. Его возникновение и характер деятельности обусловливались положением литературных партий того… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Арзамас, литературное общество — первой четверти нынешнего столетия, просуществовавшее лишь 3 года, с 1815 по 1818 г., но оставившее неизгладимые следы в истории русской литературы. Его возникновение и характер деятельности обусловливались положением литературных партий того… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Миллер, Уолтер мл. — Уолтер Миллер мл. Walter M. Miller, Jr. Файл:(картинка) (описание картинки) Имя при рождении: Walter Michael Miller, Jr. Псевдонимы: (псевдонимы) Дата рождения: 1923 Место рождения: (место рождения) Дата смерти: 1996 … Википедия
Браун, Фредерик — Фредерик Браун Fredric Brown Дата рождения: 29 октября 1906(1906 10 29) Место рождения: Цинциннати (Огайо, США) Дата смерти … Википедия
Что значит направление в литературе
Приверженцы романтизма в русской литературе;В. А. Жуковский
А.С. Пушкин (ранние творения автора)
Н. М. Языков
М. Ю. Лермонтов (ранние произведения); Особенности романтизма;бегство героя из реального в идеальный мир
упоминание автором исторических событий
использование фольклорных мотивов в художественном произведении
психологизм (углубленный анализ внутреннего мира литературного героя); Представители в зарубежном литературном творчестве;Виктор Гюго
Проспер Мериме; Жанровое разнообразие;Поэма, баллада, роман;
Главные герои произведений романтизма – яркие, харизматичные личности с непокорным, зависимым характером. Как правило, они оказываются одинокими. Окружающие главных героев люди не в состоянии понять и принять личность, находящуюся в вечном состоянии борьбы.
Образ главного героя в большинстве случаев таит в себе множество тайн и загадок. Произведениям в духе романтизма присущи необычные обстоятельства (наличие дремучего леса, высоких гор или цыганского табора в тексте).
Реализм
Упоминая основные литературные направления и течения, стоит рассказать и о реализме.
Основная его черта – объективное изображение жизненных явлений в творчестве. Если учитывать преимущественно эту особенность, это направление в русской литературе появился уже давно. В позднем творчестве А. С. Пушкина быт героев изображается с предельным чувством отстранённости. «Зрелые» произведения великого поэта и писателя, несомненно, можно отнести к реализму. Это литературное направление включает в себя несколько разновидностей.
Представители в русском литературном творчестве;Л. Н. Толстой
А. С. Пушкин; Представители в зарубежной литературе;Э. Золя
Ч. Диккенс
О. де Бальзак; Основные отличительные черты реализма;реализму присуща максимальная достоверность изображаемых событий. Это наглядно продемонстрировал автор произведения «Война и мир» Л. В. Толстой.
Литературному направлению свойственна типизация характеров персонажей (принципы воспитания Т. Лариной или Обломова).
В произведении присутствуют принципы народности, историзма (произведение М. Шолохова «Тихий Дон»).
Формирование характеров героев во многом обусловлено влиянием общественной среды.
Персонажи произведений направления реализм изображены с особым психологизмом (представитель этого литературного направления Федор Михайлович Достоевский выполнял портреты героев очень искусно, влияя на тонкие струны души читателя).
Заметна неоднозначность авторской позиции. В произведениях популярного литературного направления отсутствует явное деление на отрицательных и положительных героев.
Происходит появление новых типов литературных персонажей (типы «лишнего человека», «маленького человека» и т. д. Жанровые особенности;Реализму присущи следующие жанры:
роман-эпопея
роман
рассказ
повесть;
Понятие литературного направления: признаки, классификация, примеры
На уроках школьники и студенты знакомятся с теорией и историей литературы, изучают произведения российских и зарубежных авторов. Эта информация может кому-то показаться скучной, но она очень важна. Знания об исторической эпохе и литературном течении помогут разобраться в смыслах и идеях, которые хотел донести автор.
Литературное направление — художественный метод, формирующий общие идейные и эстетические принципы для многих писателей в определенный исторический период.
Литературные направления всегда складываются под влиянием социальных и исторических обстоятельств. Практически у каждого течения есть идеологи и теоретики, которые в произведениях объясняют и обосновывают основные принципы.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Каждое направление объединяет множество произведений с общими чертами. В рамках литературного периода может развиться несколько направлений. Так было в эпоху Просвещения, когда появились классицизм, сентиментализм и рококо. Названием главного направления обозначают весь период в литературе.
Основные признаки литературного направления
К основным чертам относятся:
Виды, хронология, основные черты
В истории и теории литературы выделяют:
Рассмотрим основные черты и признаки каждого из направлений.
Классицизм
Классицизм (от лат. «classicus» — «образцовый») зародился в конце XVII века. Его признаки:
Сентиментализм
Сентиментализм (от франц. «sentiment» — «чувство», «чувствительность») возник в середине XVIII века в Европе. Существовал параллельно классицизму и противопоставлялся ему. В то время как для классицистов важнее всего был разум, сентименталисты во главу угла поставили человеческую душу. Поэтому главными героями часто выступали не знать, а обычные люди: главное в человеке — душа, а не положение в обществе.
Для сентиментализма верны следующие характеристики:
Романтизм
Романтизм (от франц. «romantisme» — «роман») пришел на смену сентиментализму в конце XVIII века. На формирование направления повлияли идеи сентиментализма и революционные события. В качестве главного литературного направления просуществовал около 30 лет. Значительно повлиял на оценку личности, поставив мысли и чувства отдельного человека выше общественных предрассудков.
Признаки произведений романтизма:
Реализм
Реализм (от лат. «realis» — «вещественный», «действительный») появился в 1830-е гг. Основным отличием от предыдущих направлений стало изображение действительности такой, какой она была на самом деле, без преувеличений и приукрашений. Исключено было изображение мистических элементов и идеальных персонажей. Писатели-реалисты пытались изобразить реальную жизнь с помощью образов и характеров, известных читателям.
Признаки, которые помогают выделить произведение эпохи реализма:
Модернизм
Модернизм (от лат. «modernus» — «современный», «недавний») — направление начала XX века, которое характеризуется отрицанием классических методов, поиском новых форм и созданием уникального стиля. Во главу угла модернисты ставили творческую индивидуальность художника, который мог создать художественный мир любым способом.
В рамках направления существовало большое количество ответвлений, которые объединялись:
Основными литературными направлениями, возникновение которых произошло в русле модернизма, считаются:
Импрессионизм — течение последней трети XIX — начала ХХ века. Отдельным направлением импрессионизм не стал, но дал толчок развитию символизма. Для течения характерны:
Символизм (от греч. «symbolon» — «условный знак») начал формироваться в 1870-е гг. во Франции. Направление характеризуется пессимизмом, описанием тонких душевных чувств, мимолетных впечатлений. В произведениях часто встречаются образы-символы, которые связывают искусство и обычный мир. Для символизма свойственны:
Акмеизм (с греческого — «острие», «высшая точка») — направление, возникшее в 1910-е годы как реакция на недостатки символизма. Оно провозгласило материальность и четкость художественных образов, «искусство взвешенных слов». Для акмеизма свойственны:
Имажинизм (от лат. «imagо» — «образ») — направление, которое возникло в 1918-1920-е гг. в России под влиянием англоязычной поэтической школы, связанной с имажизмом. Характеризуется следующими признаками:
Футуризм (от лат. «futurum» — «будущее») зародился в 1909 году в Италии. Основоположником считают поэта Ф. Маринетти, который предложил новую, революционную теорию в искусстве. Футуристы стремились создать искусство будущего, отказавшись от традиций прошлого и обновив язык с помощью неологизмов и вульгаризмов. Признаками футуризма являются:
Экспрессионизм (от лат. «expressio» — «выражение») сформировался в 1910-1920-е годы в Германии. Течение сочетает пафос и ужас перед жестоким бытием. Главными чертами считаются:
Экзистенциализм (от франц. «existentialisme» — «существование») — философское течение, которое зародилось во Франции во время Второй мировой войны. Его основоположником стал Сёрен Кьеркегор. Для экзистенциализма главную ценность имеет психологическая жизнь человека и всё иррациональное в ней. Для творчества свойственны:
Сюрреализм (от франц. «surréalisme» — «сверхреализм») как течение сформировался в 1920-е гг. Авторы ставили своей целью освобождение искусства от условностей. На теорию течения сильно повлиял фрейдизм. Особое внимание художники уделяли случайно возникавшим образам, которые подвергались затем тщательной художественной обработке.
Постмодернизм
Постмодернизм сменил модернизм во второй половине XX века. Постмодернизм (от франц. «postmodernisme» — «после модернизма») — это современное направление, которое открыто любому новаторству и сложно поддается классификации. Авторы не боятся сочетать в творчестве разные стили, жанры и эпохи.
Авторы-представители литературных направлений
В зарубежной литературе
Литературное направление | Основные представители |
Классицизм | Мольер, Вольтер, Пьер Корнель, Жан Расин, Жан де Лафонтен, Витторио Альфьери |
Сентиментализм | Джеймс Томсон, Эдуард Юнг, Томас Грей, Лоренс Стерн, Жан-Жак Руссо |
Романтизм | Фридрих Шлегель, Вильгельм и Якоб Гримм, Эрнст Гофман, Генрих Гейне, Самюэль Тэйлор Кольридж, Уильям Вордсворт, Джордж Байрон, Перси Биши Шелли, Уильям Блейк, Джон Китс, Виктор Гюго, Александр Дюма |
Реализм | Томас Манн, Стефан Цвейг, Стендаль, Оноре де Бальзак, Чарльз Диккенс, Джек Лондон, Марк Твен, Уильям Теккерей, Гюстав Флобер |
Импрессионизм | Марсель Пруст, Поль Верлен |
Символизм | Шарль Бодлер, Артюр Рембо, Генрик Ибсен, Морис Метерлинк, Жорис Гюисманс |
Акмеизм | — |
Имажизм | Томас Хьюм, Эзра Паунд, Томас Элиот, Ричард Олдингтон |
Футуризм | Филиппо Маринетти, Луиджи Руссоло, Коррадо Говони, Паоло Буцци |
Экзистенциализм | Жан-Поль Сартр, Альбер Камю |
Экспрессионизм | Георг Гейм, Франц Кафка, Георг Тракль, Герман Гессе, Джеймс Джойс |
Сюрреализм | Поль Элюар, Луи Арагон, Андре Бретон, Робер Деснос, Рене Кревель |
Постмодернизм | Джек Керуак, Курт Воннегут, Джон Фаулз, Джон Эшбери, Джозеф Хеллер и др. |
В русской литературе
Литературное направление | Основные представители |
Классицизм | Михаил Ломоносов, Александр Сумароков, Денис Фонвизин, Гавриил Державин |
Сентиментализм | Василий Жуковский, Николай Карамзин, Александр Радищев |
Романтизм | Василий Жуковский, Константин Батюшков, Евгений Баратынский, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Федор Тютчев, Иван Тургенев |
Реализм | Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Иван Тургенев, Лев Толстой, Николай Некрасов, Федор Достоевский, Иван Бунин, Александр Куприн |
Импрессионизм | Константин Бальмонт (раннее творчество) |
Символизм | Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Александр Блок, Андрей Белый, Иннокентий Анненский, Федор Сологуб |
Акмеизм | Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Сергей Городецкий, Анна Ахматова (раннее творчество), Михаил Кузмин, Михаил Зенкевич |
Имажизм | Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф, Рюрик Ивнев, Вадим Шершеневич, Александр Кусиков |
Футуризм | Игорь Северянин, Давид Бурлюк, Велимир Хлебников, Алексей Крученых, Владимир Маяковский |
Экзистенциализм | Василь Быков, Юрий Бондарев, Варлам Шаламов, Фридрих Горенштейн |
Экспрессионизм | Леонид Андреев, Борис Лапин (раннее творчество) |
Сюрреализм | Черты сюрреализма проявляются в творчестве Андрея Белого, Федора Сологуба, Николая Гумилева, Владислава Ходасевича |
Постмодернизм | Венедикт Ерофеев, Виктор Пелевин, Андрей Битов, Дмитрий Пригов, Эдуард Лимонов, Владимир Сорокин |
Примеры произведений разных направлений
Пьер Корнель «Медея», «Гораций», «Смерть Помпея», «Эдип» (трагедии);
Жан Расин «Александр Великий», «Андромаха», «Митридат», «Федра» (трагедии);
Жан де Лафонтен басни;
Мольер «Тартюф, или Обманщик», «Мизантроп», «Скупой» (комедии), «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной» (комедии-балеты);
Иоганн Вольфганг Гёте «Ифигения в Тавриде» (трагедия);
Витторио Альфьери «Антоний и Клеопатра», «Октавия», «Орест» и «Антигона» (трагедии).
Гавриил Державин «Фелица» (ода);
Михаил Ломоносов «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны»;
Денис Фонвизин «Недоросль» (комедия).
Лоренс Стерн «Сентиментальное путешествие по Франции» (повесть);
Жан-Жак Руссо «Юлия, или Новая Элоиза» (роман).
Василий Жуковский «Сельское кладбище» (элегия);
Николай Карамзин «Бедная Лиза» (повесть);
Александр Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» (повесть).
Виктор Гюго «Эрнани», «Король забавляется» (пьесы);
Вальтер Скотт «Айвенго» (роман);
Джордж Байрон «Прометей» (поэзия);
Эрнст Гофман «Золотой горшок» (новелла);
Генрих Гейне «Лорелей» (поэзия).
Василий Жуковский «Лесной царь», «Людмила», «Светлана» (баллады);
Александр Пушкин «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» (поэмы);
Михаил Лермонтов «Мцыри» (поэма);
Максим Горький «Старуха Изергиль» (рассказ), стихотворения в прозе «Песня о Соколе», «Песня О Буревестнике».
Оноре де Бальзак «Отец Горио», «Гобсек»;
Стендаль «Красное и черное»;
Чарльз Диккенс «Домби и сын», «Приключения Оливера Твиста»;
Уильям Теккерей «Ярмарка тщеславия»;
Джек Лондон «Мартин Иден»;
Гюстав Флобер «Госпожа Бовари»;
Теодор Драйзер «Американская трагедия».
Лев Толстой «Война и мир»;
Федор Достоевский «Преступление и наказание»;
Иван Тургенев «Отцы и дети».
сборник стихов Поля Верлена «Романсы без слов», «Поэтическое искусство» (сонет);
новеллы Ги де Мопассана.
«Книги отражений» Иннокентия Анненского;
ранняя лирика Константина Бальмонта.
Поль Клодель «Золотая голова» (драматическая поэма);
Поль Валери «Альбом прежних стихов»;
Анри де Ренье «Завтрашние дни», «Места» (поэзия);
Жорис Гюисманс «Наоборот», «Там, внизу», «В пути» и др. романы;
Жюль Ренар «Мокрицы», «Паразит», «Рыжик» (повести).
Александр Блок поэма «Возмездие», «Двенадцать», «Ночь. Улица. Фонарь»;
Константин Бальмонт сборники «Под северным небом», «В безбрежности»;
Валерий Брюсов «К юному поэту», сборник «Это я», «Русские символисты».
Направление возникло в России, распространения в Европе не получило.
Николай Гумилев «Чужое небо», «Колчан»;
Сергей Городецкий «Ива», «Цветущий посох»;
Анна Ахматова «Вечер», «Четки»;
Осип Мандельштам «Камень»;
Михаил Зенкевич «Четырнадцать стихотворений».
Остается спорным вопрос о приемничестве русского имажинизма от английского имажизма (поэзия Томаса Хьюма, Эзры Паунд, Томаса Элиота, Ричарда Олдингтона). Большинство исследователей считают имажинизм литературным течением, которое сформировалось и развивалось в России.
Сергей Есенин «Пугачев» (драматическая поэма); поэтические сборники «Трерядница», «Радуница», «Преображение»;
Александр Кусиков «В никуда», «Коевангелиеран», «Поэма поэм»;
Анатолий Мариенгоф «Руки галстуком»,
Вадим Шершеневич «Лошадь как лошадь».
«Пистолетные выстрелы» Лучини,
«Электрические стихи» Коррадо Говони,
«Аэропланы» Паоло Буцци;
«Песнь моторов» Лучано Фольгоре,
«Поджигатель» Альдо Палаццески.
Сборники стихотворений футуристов в России:
«Пощечина общественному вкусу», «Доители изнуренных жаб», «Дохлая луна», «Танго с коровами».
Жан-Поль Сартр «Тошнота»;
Альбер Камю «Посторонний»; «Чума»;
Милан Кундера «Невыносимая легкость бытия»;
Сэмюэл Беккет «В ожидании Годо».
Черты экзистенциализма проявляются в произведениях:
«Ювенильное море» Андрея Платонова;
в творчестве Юрия Бондарева, Варлама Шаламова, Фридриха Горенштейна.
Франц Кафка «Превращение», «Процесс»;
Шон О’Кейси «Серебряный кубок», «За оградой»;
Томас Элиот «Убийство в соборе»;
Торнтон Уайлдер «Наш городок», «На волосок от гибели».
Всеволод Гаршин «Красный цветок»;
Леонид Андреев «Жизнь Василия Фивейского», «Стена».
Луи Арагон «Огонь радости»;
Андре Бретон «Свет земли», «Седовласый револьвер», «Дух воды»;
Поль Элюар «Смерть от бессмертия», «Столица боли», «Сама жизнь»;
Антонен Арто «Пуповина лимба».
Андрей Белый «Петербург»,
Федор Сологуб «Мелкий бес»;
Николай Гумилёв «Заблудившийся трамвай»;
Владислав Ходасевич «Берлинское».
Хулио Кортасар «Игра в классики»;
Курт Воннегут «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей», «Завтрак для чемпионов»;
Джозеф Хеллер «Уловка-22»;
Джеймс Баллард «Автокатастрофа»;
Джон Фаулз «Червь», «Матисса»;
Умберто Эко «Маятник Фуко»;
Харуки Мураками «Хроники заводной птицы» и др.
Виктор Пелевин «Чапаев и Пустота», «Generation «П»»;
Владимир Сорокин «Голубое сало»;
Владимир Набоков «Ада», «Бледное пламя»;
Венедикт Ерофеев «Москва-Петушки» и др.
Литературные направления (определения, основные черты литературных направлений)
Литературное направление — это художественный метод, формирующий общие идейно-эстетические принципы в творчестве множества писателей на определённом этапе развития литературы. Основания, необходимые для того, чтобы отнести творчество различных авторов к одному литературному направлению:
Следование одним и тем же культурно-эстетическим традициям.
Единые мировоззренческие установки (т.е. однотипность миропонимания).
Общие или близкие принципы творчества.
Обусловленность творчества единством социальной и культурно-исторической ситуации.
Классицизм ( от латинского classicus — образцовый ) — литературное направление XVII в. (в русской литературе — начала XVIII в.), для которого характерны следующие черты:
Восприятие античного искусства как эталона творчества, образца для подражания.
Возведение разума в культ, признание приоритета просвещённого сознания. Эстетический идеал — человек, наделённый высоким общественно-нравственным сознанием и благородными чувствами, способный преобразовать жизнь по законам разума, подчиняющий чувства разуму.
Следование принципу подражания природе, т.к. природа совершенна.
Иерархическое восприятие окружающего мира (от низшего к высшему), распространяющееся и на гражданское общество, и на искусство.
Обращение к общественно-гражданской проблематике.
Изображение трагической борьбы между чувством и разумом, между общественным и личным.
Строгая иерархия жанров:
высокие (ода, трагедия, эпопея) — изображают общественную жизнь, герои этих произведений — монархи, полководцы, поступки положительного героя продиктованы высокими нравственными принципами
средние (письма, дневники, элегии, послания, эклоги);
низкие (басня, комедия, сатира) — изображают жизнь простых людей.
Логически строгая композиционно-сюжетная организация художественного произведения; схематизм образов действующих лиц (все герои строго делятся на положительных и отрицательных, положительные образы идеализированы).
Соблюдение в драматургии закона «трёх единств»: события должны развиваться в течение одних суток (единство времени); в одном и том же месте (единство места); воспроизводить законченное действие, составляющее одно целое, т.е. только одну сюжетную линию (единство действия).
В русской литературе расцвет классицизма пришёлся на XVIII в.; классицизм заявил о себе в творчестве М.В. Ломоносова, В.К. Тредиаковского, А.Д. Кантемира, А.П. Сумарокова, Г.Р. Державина, Д.И. Фонвизина.
Сентиментализм ( от французского sentiment — чувство ) — это литературное направление второй половины XVIII — начала XIX в., возникшее как реакция на жёсткие установки классицизма и признающее основой природы человека не разум, а чувства. Основные черты сентиментализма:
Предмет изображения — частная жизнь, движения души, переживания человека.
Главные темы — страдания, дружба, любовь.
Утверждение ценности отдельной личности.
Признание органичной связи человека с природой, а чувствительности и доброты человека — как природного дара.
Нацеленность на нравственное воспитание читателя.
Противопоставление городской и сельской жизни, цивилизации и природы. Идеализация патриархального быта.
Положительный герой — простой человек, наделённый богатым внутренним миром, нравственной чистотой, чувствительностью, отзывчивостью сердца, способностью сострадать чужому горю и искренне радоваться чужому счастью.
Ведущие жанры — путешествие, роман (в том числе роман в письмах), дневник, элегия, послание.
В России представителями данного направления были В.В. Капнист, М.Н. Муравьев, А.Н. Радищев, ярким примером сентиментализма стали ранние произведения В.А. Жуковского, повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».
Романтизм ( франц. romantisme, англ. romanticism ) — литературное направление конца XVIII — начала XIX вв., в основе которого лежит субъективная позиция автора по отношению к изображаемому, стремление автора не столько воссоздать в своём произведении окружающую действительность, сколько её переосмыслить. Ведущие черты романтизма:
Восприятие свободы личности как высшей ценности.
Восприятие человека как величайшей тайны, а цели человеческой жизни — как разгадки этой тайны.
Изображение исключительной личности в исключительных обстоятельствах.
Двоемирие: подобно тому как в человеке соединены душа (бессмертная, совершенная и свободная) и тело (уязвимое для болезней, смерти, бренное, несовершенное), так и в окружающем мире сочетаются духовное и материальное, прекрасное и безобразное, божественное и дьявольское, небесное и земное, свободное и рабское, случайное и закономерное — таким образом, существует мир идеальный — духовный, прекрасный и свободный, и мир реальный — физический, несовершенный, низменный.Как следствие:
Основой конфликта в романтическом произведении может быть противостояние личности и общества, конфликт обретает трагическую остроту, если герой бросает вызов не только людям, но и Богу, судьбе.
Важные черты романтического героя — гордость и трагическое одиночество. Типы характера романтического героя: готовый к самоотверженному подвигу патриот и гражданин; верящий в высокие идеалы наивный чудак и мечтатель; неприкаянный бродяга и благородный разбойник; разочарованный «лишний» человек; тираноборец; демоническая личность.
Романтический герой остро переживает разлад с действительностью, осознавая несовершенство мира и людей, и при этом, стремясь быть принятым и понятым ими.
К художественным особенностям романтических произведений относятся: экзотический пейзаж и портрет, подчёркивающие исключительность героя; антитеза как ведущий принцип построения произведения, системы образов и зачастую образа главного героя; близость прозаического слова к поэтическому, ритмичность, насыщенность текста стилистическими фигурами, тропами, символами.
Романтизм в русской литературе представлен творчеством К.Ф. Рылеева, В.А. Жуковского, А.А. Бестужева-Марлинского, М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина и др.
Реализм ( от лат. Realis — вещественный ) — литературное направление, возникшее в начале XIX в., следуя которому писатель изображает жизнь в соответствии с объективной реальностью, правдиво воспроизводит «типические характеры в типических обстоятельствах при верности деталей» (Ф. Энгельс). В основе реализма лежит историческое мышление — умение видеть исторические перспективы, взаимодействие прошлого, настоящего и будущего, социальный анализ — изображение явлений в их социальной обусловленности, а также социальная типизация.В центре реалистического изображения находятся те закономерности, которые действуют в жизни, взаимоотношения человека и среды, героя и эпохи; при этом писатель не отрывается от реальности — он, благодаря отбору типических явлений действительности, обогащает читателя знанием жизни.Исторически реализм разделяют на три этапа: просветительский, критический, социалистический.В русской литературе крупнейшими реалистами были И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Бунин и др.
Символизм ( франц. symbollisme, греч. symbolon — знак, опознавательная примета ) — направление, противопоставившее себя реализму; возникло в конце 80-х годов XIX в.; в основе философской концепции символизма лежит идея о непознаваемости мира и человека научным, рациональным путём и средствами реалистического изображения:
Несовершенный реальный мир всего лишь слабое отражение идеального мира.
Только художественная интуиция способна открыть духовную сущность мира.
Жизнь — бесконечный процесс творчества, не имеющего никакой цели, кроме эстетической (Ф.Ницше).
Творческий акт — религиозно-мистическое действо, связывающее художника с идеальным миром, символ — связующее звено между мирами, художник — избранник, теург, наделённый высшим знанием о Красоте, воплощающий это знание в обновлённом поэтическом слове.Как следствие:
Стремление выразить в творчестве «невыразимое», «сверхреальное»: полутона, оттенки чувств, состояний, смутных предчувствий — всего того, для чего «слова не найдены».
Многозначность и текучесть образов, усложненная метафоричность, использование символа как ведущего художественного средства.
Опора на музыкальность слова, фразы (музыка, рождающая смысл).
Крупнейшие представители символизма: В.С. Соловьёв, Д. Мережковский, В.Я. Брюсов, З.Н. Гиппиус, Ф. Сологуб, К. Бальмонт, Вяч.И. Иванов, С.М. Соловьёв, А. Блок, А. Белый и др.
Акмеизм ( от греч. аcme — высшая степень чего-либо, расцвет ) — литературное направление 1910-х гг., противостоящее символизму, провозглашающее стремление к «радостному любованию бытием». Принципы акмеизма:
Освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;
Отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, конкретности, звучности, красочности.
Обращение к человеку, к «подлинности» его чувств.
Поэтизация мира первозданных эмоций.
Перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».
Стремление придать слову определенное, точное значение.Как следствие:
«Зримость», предметность и четкость художественного образа, отточенность деталей.
Простота и ясность поэтического языка.
Строгость, чёткость композиции произведений.
Представители акмеизма: С.М. Городецкий, Н.С. Гумилёв, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам и др. («Цех поэтов», 1912 г.).
Футуризм ( от лат. futurum — будущее ) — литературное направление начала XX в., характеризующееся демонстративным разрывом с традиционной культурой и классическим наследием; его основные черты:
Попытка создать «искусство будущего».Как следствие:
Эпатаж публики, литературное хулиганство.
Отказ от привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области формы (ритмики, рифмы, графического изображения текста), ориентация на лозунг, плакат.
Словотворчество, попытка создать «заумный» «будетлянский» язык (язык будущего)
1) Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Владимир Маяковский и др. (группа «Гилея», кубофутуристы);2) Георгий Иванов, Рюрик Ивнев, Игорь Северянин и др. (эгофутуристы);3) Николай Асеев, Борис Пастернак и др. («Центрифуга»).
Эстетические и идеологические установки футуристов были отражены в манифесте «Пощёчина общественному вкусу» (1912 г.).