Что значит наемный сотрудник
Самозанятый, ИП, наёмный сотрудник: как сделать правильный выбор в 2021 году
Согласно данным РАНХиГС за 2019 год, почти 16 млн россиян кроме основной занятости где-то подрабатывают — оказывают услуги или продают товары собственного производства. Короновирусный кризис привел к тому, что основную работу по разным данным потеряли больше 30 млн человек. Это повод задуматься — продолжать искать работу по найму или начать заниматься собственным делом?
Предпринимателей часто представляют как самодостаточных и свободных людей, которые свободно распоряжаются своим временем и доходами и ни от кого не зависят. Кажется, что они легко могут работать в разных отраслях, достаточно лишь применить навыки и опыт ведения бизнеса — и вот уже успех не за горами.
Но реальность такова, что многие предприниматели терпят неудачу. По разным причинам: из-за недостатка клиентов, убытков, конфликтов с контрагентами, ошибок персонала, непродуманного бизнес-плана, неграмотного распределения инвестиций и много другого.
Поэтому, когда встает вопрос о выборе между ИП, работой по найму и самозанятостью, следует взвесить все за и против и разобраться в личностных качествах, которые нужны для успеха в каждом случае.
Когда работа по найму — лучший вариант
У обычного сотрудника, работающего в стабильной компании, есть несколько неоспоримых преимуществ:
В то же время работа по найму в большинстве случаев связана с конкретным доходом. И чтобы его радикально повысить, нужно хорошо продвинуться вверх по карьерной лестнице, но иногда на это уходят годы.
Кроме того, наёмный работник всегда ограничен чьими-то стратегическими планами и поручениями. Он обязан следовать им, даже если имеет другое мнение.
Иногда бывает так, что помимо основной работы человек занимается еще каким-нибудь делом, на который есть спрос. Например, экономист печет торты и пирожные или проводит фотосъемки. Это свое хобби он может официально монетизировать, оформив ИП или самозанятость.
Хорошо, если ему успешно удается совмещать работу по найму с дополнительной деятельностью. Но часто ради эффективности нужно делать выбор. И вот именно в этот момент нужно правильно оценить все риски. Иначе можно необдуманно взять кредит на открытие бизнеса или переоценить перспективы сбыта.
Бизнес и самозанятость — не одно и то же
Между этими двумя понятиями есть существенная разница.
Это сантехник, который ходит по клиентам и ремонтирует трубы. Кондитер, продающий тортики собственного приготовления. Разработчик, делающий сайты на заказ.
Суть заключается в том, что самозанятые всегда работают самостоятельно. Этого требует от них и Федеральный закон от 15.12.2019 № 428-ФЗ, согласно которому они не могут привлекать персонал.
Это сантехник, который нашел несколько помощников и передает им заказы на ремонт за процент. Человек, который разработал рецептуру тортиков, нанял кондитеров для их производства и менеджеров для продажи. IT-специалист, который собрал команду из дизайнера, разработчика и продавца для создания сайтов, а сам общается с клиентами и контролирует процессы.
Предприниматель отвечает за итоговый продукт и выполняет определенные обязательства перед сотрудниками.
В некоторой степени бизнес (особенно, когда он небольшой) и самозанятость похожи — это уже не работа по найму, здесь требуется больше ответственности и возможности. Каждый вид деятельности связан с особыми личностными качествами, условиями и навыками.
Качества самозанятого
Самозанятый — это как бы маленькая компания, только состоящая из одного человека. Самозанятый — и отдел продаж, и бухгалтерия, и производство, и логистика в одном лице.
Если воспринимать самозанятость просто как привычную работу, только без начальства, можно быстро потерпеть неудачу.
Она может быть вызвана несколькими причинами. Например:
И это только три наиболее очевидных негативных варианта развития событий, но есть и другие.
Чтобы быть продуктивным, не выгорать, зарабатывать достаточно и оставаться востребованным самозанятым, нужно постоянно развивать несколько личностных качеств.
Самодисциплина
О важности самодисциплины для предпринимателя, лидера, самозанятого или любого другого человека, который хочет достичь успеха в своем деле, написаны сотни книг. Если человек привык работать только после нескольких замечаний и выговоров от начальства, то в режиме самозанятости ему придется искать другой мотиватор.
Дисциплина, ответственность, сила воли — всё это синонимы. Вам нужно стать человеком, который умеет сказать себе: «Сегодня нужно сделать вот это». После встанет и пойдет делать.
Если изучить доски отзывов о самозанятых, то заказчики в основном недовольны как раз отсутствием дисциплины у исполнителей. Если вы будете делать работу в срок, то только это качество станет выгодно отличать вас от конкурентов.
Как развивать. В книге Know Yourself Like Your Success Depends on It Михаил Ставицки предлагает использовать для развития самодисциплины логику и привычки.
Внимательность к себе
В прошлом году ВОЗ признала эмоциональное выгорание болезнью. Это синдром, который появляется в результате хронического рабочего стресса. Самозанятые в зоне риска этой болезни, потому что, в отличие от найма, их рабочий день и нагрузку никто не нормирует.
Конечно, можно дать банальный совет: выстроите график, не берите заказов больше, чем можете потянуть. Но все это работает только в идеальных условиях. На практике же самозанятый берет заказ, сталкивается с какой-то проблемой, которую сложно предусмотреть, и начинает работать больше. График сдвигается, сроки «летят», и в итоге человек остается без выходных.
Как развивать. Как можно чаще прислушиваться к ощущениям. Почувствовали, что нужно отдохнуть — отдохнули прямо сейчас. Понимаете, что придется работать в выходные — связались с заказчиками и договорились о других сроках. И всегда предусматривайте время на неожиданные проблемы, хотя бы час в день.
Да, не всегда будет получаться, но со временем внимательность к себе станет достаточно сильной, чтобы заранее предугадывать необходимость отдохнуть и взять выходной.
Ответственность за результат
Это волевое личностное качество, которое выражается в способности человека принять на себя вину за возможные последствия и исход дела. Когда что-то не получается, ответственный человек не пытается найти оправдания или возложить вину на кого-то другого. Вместо этого он ищет способы исправить ситуацию.
Если у самозанятого не будет развито чувство ответственности, то при проблемах он будет подставлять заказчика и быстро растеряет всех клиентов. Если же подходить к делам ответственно, то можно заработать репутацию — о таких людях говорят, что на них можно положиться даже в сложных ситуациях.
Предусмотрительность
Важнейшее качество самозанятого — умение предвидеть какие-то события. Он должен понимать, что спрос на его работу может упасть на какое время. Значит, нужно подготовить финансовую подушку.
Важно предусмотреть и проблемы со сроками выполнения заказов. Предусмотрительный фрилансер сразу замечает несостыковки, не доводя ситуацию до критической.
Умение учиться и быть гибким
Самозанятость больше похожа на предпринимательство, чем на привычную работу в найме. Там, где работнику подскажет руководитель, самозанятому придется разбираться самостоятельно. Поэтому умение учиться очень важно.
Гибкость — навык, которым стоит пользоваться вместе с обучением. Например, вы кондитер и заметили, что торты с маскарпоне становятся популярнее. Сначала вы быстро разобрались в тонкостях этого продукта и научились делать уникальные сладости. Затем переориентировали ваше предложение, сделав акцент на новый продукт. В результате спрос повысился, и вы неплохо заработали.
Как развивать. Джо Боулер в книге «Безграничный разум» рекомендует изменить отношение к обучению. Мы привыкли, что у любой задачи есть правильное и неправильное решение — это не так.
Особенности самозанятости
Несмотря на все плюсы, в самозанятости есть несколько особенностей:
Это не плохо, просто нужно это учитывать. Можно достаточно зарабатывать и замечательно жить будучи самозанятым. Но чтобы исправить три особенности выше, придется стать предпринимателем.
Качества предпринимателя
Формально, чтобы превратиться из самозанятого в предпринимателя, достаточно нанять одного сотрудника. На деле же всё сложнее:
На старте бизнесмену сложнее, чем самозанятому. Скорее всего он даже зарабатывает меньше, потому что ему приходится делиться с сотрудником.
Но со временем процессы наладятся — можно будет нанимать больше сотрудников, продавать больше. Границы в заработке практически нет. Плюс эффективный бизнес работает сам — предприниматель может позволить себе съездить в отпуск, не теряя в прибыли.
Бизнесмен должен обладать всеми личностными качествами самозанятого плюс еще несколькими.
Делегирование
Это как раз то, чем отличается бизнесмен от самозанятого. Автор книги «45 татуировок менеджера» Максим Батырев призывает предпринимателей не делать работу за подчиненных. Да, опытный руководитель или бизнесмен сразу увидит недочеты сотрудников. И возникнет соблазн сделать работу за них, ведь это быстро.
Но это ошибка. Сотрудники должны делать работу сами, в противном случае они никогда не научатся и потеряют мотивацию. А вы так и не сможете уехать в отпуск.
Умение принимать сложные решения
Еще одно качество хорошего бизнесмена от Максима Батырева — вам нужно быть морально сильным. Например, в вашей компании оказалось несколько слабых специалистов, которые не выполняют план, не проявляют энергии, усердия и инициативы. Когда вы хотите их уволить, они просят этого не делать, потому что кризис, работу сложно найти. Можно их пожалеть?
Эксперт считает, что в такой ситуации людей нужно увольнять, пусть это и психологически сложно. Причина в ответственности за компанию в целом. Когда эффективные сотрудники видят, как другие ничего не делают, но тоже получают зарплату, они начинают терять мотивацию. В итоге компания разваливается.
Эмпатия и поддержка
Хорошее качество лидера — уметь прислушиваться к другим людям, чувствовать их настроение и эмоции, уметь сопереживать им. Бизнесмен Уоррен Беннис в книге «Как становятся лидерами» утверждает, что хороший лидер всегда поможет своим коллегам в сложный момент — именно так завоевывается уважение и создается настоящий командный дух.
Как развивать. Стараться внимательно относится к другим людям, улавливать изменения в их привычном поведении. Интересоваться, всё ли в порядке и нужна ли ваша помощь.
Ответственность за компанию
У предпринимателя ответственности в разы больше, чем у самозанятого — от ваших решений будет зависеть не только ваша судьба, но и всех тех людей, которые работают на вас. Личностное качество хорошего бизнесмена — уметь брать эту ответственность, несмотря на страх.
Еще важно помнить — вы отвечаете не за каждого сотрудника в компании, а за создание условий, в которых этот сотрудник сможет выполнить свои задачи.
Проактивность
Особенность личности предпринимателя — активность и желание постоянно «предпринимать» действия для улучшения его компании. В этот термин стоит вложить сразу несколько значений. Это и умение рисковать, потому что новое дело без риска запустить невозможно. И самообладание, ведь нужно постоянно бороться со страхом ошибиться и провалить дело.
Уоррен Беннис утверждает, что предприниматель обычно старается узнать как можно больше новой информации, оказаться в центре событий. Бизнесмену важно ставить цели и двигаться к ним, а не сидеть сложа руки.
Кратко о главных навыках самозанятых и предпринимателей
Самозанятым стоит становиться, если вы хотите заниматься любым делом, но при этом не зависеть от руководителей, менеджеров и других коллег. В самозанятости есть потолок для заработка, вы защищены меньше, чем наёмные работники — нет оплачиваемых отпусков и больничных.
Бизнесмен не должен сам делать продукт — его задача настраивать процессы. Нужно стремиться к созданию автономного механизма, который работает без вас. Поэтому для предпринимательства важно обладать такими качествами:
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Самозанятые работники: законодательные тонкости
Многие предприниматели хотя бы раз задумывались о том, чтобы перевести сотрудников в самозанятые. Понять их можно: сотрудничая с плательщиками налога на профессиональный доход, не нужно сдавать никаких отчетов, готовить кадровые документы, кроме того, работодателю такие исполнители обходятся намного дешевле.
С выплат сотруднику, работающему по трудовому договору, работодателю нужно удержать 13 % НДФЛ и заплатить 30 % взносов. А за самозанятого он либо не должен ничего платить, либо доплачивает к его вознаграждению 6 %, которые самозанятый уже сам переводит через приложение в налоговую. Выгода очевидна.
Работа с самозанятым похожа на работу с предпринимателем-одиночкой: вы заключаете с ним как с обычным контрагентом договор, только вместо акта берете от него чек и можете учитывать в расходах на УСН стоимость его услуг.
При этом самозанятый — это самостоятельная единица, он не связан с заказчиком трудовыми отношениями. Но если предприниматель вдруг решит относиться к нему как к обычному сотруднику, то это может иметь для него негативные последствия по двум причинам.
Причина № 1: Самозанятый не может оказывать услуги своему бывшему работодателю первые два года после увольнения
Даже если сотрудник сам уволится и зарегистрируется как самозанятый, сам предложит вам «экономить», вы не сможете воспользоваться этим предложением, так как это прямо запрещено Федеральным законом от 27.11.2018 № 422-ФЗ. Но если физлицо оказывает вам услуги по договору ГПХ, то никаких ограничений нет.
Получается, сменить договор подряда с физлицом на договор подряда с самозанятым можно довольно быстро, а вот сменить трудовой договор на договор с самозанятым можно только через два года, и то есть риск, что у налоговой возникнут к вам вопросы.
Но предприимчивых предпринимателей это не останавливает. Иногда они придумывают невероятные схемы оптимизации зарплатных налогов. При этом налоговая неоднократно предупреждала о том, что быстро выявляет махинации с договорами.
Причина № 2: Налоговая и Роструд легко просчитывают незаконные схемы
Налоговая и Роструд объединились в деле мониторинга ситуаций, когда трудовые отношения подмениваются самозанятостью.
В Информации ФНС от 23.03.2021 сообщается, что для профилактики использования налогового режима для самозанятых в различных схемах по налоговой оптимизации ФНС разработала специальную скоринговую систему. Она в режиме реального времени определяет организации с признаками подмены трудовых отношений отношениями с самозанятыми. Налоговая анализирует ряд параметров.
Подмена договоров вычисляется по нескольким признакам:
Постоянство — главное отличие наемного работника от самозанятого. Единственное законное требование к самозанятому — качественное выполнение своей работы. Как он будет это делать, заказчику не должно быть интересно.
Ему можно установить сроки и требовать от него определенного уровня качества, но нельзя контролировать процесс. Контролировать можно только результат.
Если при проверке окажется, что сотрудника заставили оформиться как самозанятого под угрозой увольнения, то заказчику грозит штраф в размере от 10 000 до 100 000 руб. по ст. 5.27 КоАП РФ. Помимо этого придется заплатить все зарплатные налоги, штраф 40 % от суммы вовремя не оплаченных налогов, а также сдать огромное количество отчетов, которые не сдавались.
Подписывайте документы с физлицами и самозанятыми удаленно. Для старта нужен только браузер и удаленная идентификация личности.
В махинациях с договорами есть и неприятный моральный аспект: подменяя трудовой договор договором ГПХ, работодатель в прямом смысле обманывает сотрудника. Устраиваясь на работу по трудовому договору, человек получает ряд гарантий и прав: право на 28 дней отдыха и отпускные, право на больничные, повышенную плату за переработки, пенсионный стаж. В случае самозанятости он всего этого лишается.
Когда с самозанятыми нельзя работать, даже если всё законно
Из текста Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ может показаться, что самозанятый не может работать курьером. Но при детальном изучении положений становится очевидно, что может, но только в том случае, когда магазин дает ему свою кассу, на которой он должен пробивать оплаты.
Получается, самозанятый не может стать курьером только в том случае, когда сам принимает оплату от покупателя и потом относит ее в магазин.
Онлайн-бухгалтерия для самостоятельных предпринимателей. Подходит ИП и ООО на УСН и патенте.
Но есть еще одно противоречие. Работа курьеров похожа на наемный труд, потому что компания диктует курьерам, как одеваться, что делать. Это не сходится с представлением о независимости самозанятых. При этом курьерская профессия сегодня очень технологична и во многом похожа на сферу такси. Ты можешь выбирать, сколько и когда тебе работать. И это близко к правилам самозанятости.
Самозанятый не может работать агентом, то есть от лица чужого бизнеса по договору поручения. Например, он не может работать страховым агентом или продавать подержанные автомобили от лица комиссионного салона. И в данном случае наличие кассы у самозанятого не имеет никакого значения.
Почему важно проверять статус самозанятого
Самозанятый может легко потерять статус. Например, сняться с учета или нарушить лимит доходов. После этого он станет обычным физлицом. Для бизнеса это значит, что с его вознаграждения придется платить зарплатные налоги. Ведь на договоре подряда с обычным физлицом нужно платить НДФЛ и почти все взносы, кроме взносов в ФСС. Это большая налоговая нагрузка. Поэтому нужно всегда проверять самозанятого по ИНН на сайте налоговой.
А еще лучше прописать в договоре, что самозанятый обязан уведомлять вас о смене своего статуса и выдавать чеки, поскольку именно они являются подтверждением того, что исполнитель продолжает быть самозанятым.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Кого и когда выгоднее нанять: сотрудника в штат, ИП, самозанятого или просто физлицо
Если вам нужна наёмная рабочая сила, не всегда нужно брать людей в штат и становиться работодателем со всеми вытекающими обязанностями. Иногда можно привлечь ИП, самозанятого или обычного «физика» и сэкономить. Рассказали когда и как нужно нанимать людей, чтобы не переплатить, но и не нарушить закон. Бонусом — бесплатные шаблоны договоров.
Сотрудник в штате, ИП, самозанятый и просто физлицо: в чём разница
От того, каким образом наняли человека, зависят обязанности и траты работодателя. Для примера возьмем бухгалтера, которому платят 50 тысяч рублей в месяц, и посчитаем затраты по каждому варианту.
Сотрудник в штате. Это человек, оформленный по трудовому договору. За него нужно перечислять НДФЛ и страховые взносы на 4 вида обязательного страхования: пенсионное, социальное, медицинское и от несчастных случаев на производстве.
Кроме того, работодатель за свой счет оборудует рабочее место и предоставляет все необходимое для выполнения обязанностей. Наёмный сотрудник имеет право на отпуск, больничные, декретные. Его нельзя просто так уволить — все возможности для увольнения по инициативе работодателя прописаны в Трудовом кодексе.
Зарплату наемному сотруднику нужно перечислять 2 раза в месяц. Её нельзя просто взять и урезать — для этого тоже нужны веские причины, либо согласие работника.
НДФЛ удерживают за счёт сотрудника: 50 000 руб. * 13% = 6 500 руб.
Сотрудник получит деньги за минусом НДФЛ: 50 000 руб. — 6 500 руб. = 43 500 руб.
Взносы работодатель платит за свой счёт. Предположим, что наш работодатель представитель малого бизнеса и взносы на страхование от несчастных случаев платит минимальные — 0,2%. Тогда взносы с зарплаты бухгалтера составят 9 419,5 руб. В итоге бухгалтер получит на руки 43 500 руб., а работодателю это обойдется в 59 419,5 руб. Это только зарплатные расходы. Здесь не учтены расходы на оборудование рабочего места, ПО и обучение.
Индивидуальный предприниматель. Это подрядчик, который вместо штатного бухгалтера оказывает вам бухгалтерские услуги по договору. Ваша обязанность — просто заплатить ему оговоренную сумму. Налоги и взносы ИП платит за себя сам. Обеспечивать ему технику и ПО для работы, оплачивать отпуска и больничные вы тоже не обязаны. В любой момент можно отказаться от услуг ИП и найти другого подрядчика.
Затраты на услуги бухгалтера-ИП с гонораром в 50 000 руб. — 50 000 руб. Никаких дополнительных расходов нет.
Самозанятый. Здесь все то же самое, что с ИП. Самозанятый — это такой же подрядчик, который сам за себя платит налоги и взносы. Он может быть со статусом ИП и без него. Разница для нанимателя лишь в том, что ИП переводят деньги на расчётный счёт, а самозанятому без статуса ИП — на счёт физлица.
Затраты на услуги самозанятого бухгалтера с гонораром в 50 000 рублей — 50 000 рублей. Дополнительные расходы в виде банковской комиссии могут возникнуть при переводе денег на карту физлица — это зависит от тарифов банка.
Физлицо без статуса ИП и самозанятого. Вы не берёте человека в штат, а просто заказываете ему услуги по договору. Но НДФЛ и взносы за такого подрядчика платить нужно почти так же, как по трудовому договору. Разница лишь в том, что не нужно платить за социальное страхование и от несчастных случаев. А вот за пенсионное и медицинское — нужно.
НДФЛ: 50 000 руб. * 13% = 6 500 руб.
Исполнитель получит деньги за минусом НДФЛ: 50 000 руб. — 6 500 руб. = 43 500 руб.
Предположим, что заказчик из малого бизнеса. Тогда взносы с гонорара на пенсионное и медицинское страхование составят в общей сложности 8 968 руб. Разница с затратами на работника по трудовому договору всего 450 рублей. Но при этом не нужно обеспечивать условия труда, платить больничные и отпускные, и соблюдать другие трудовые гарантии.
Физлицо без статуса ИП и самозанятого — это самый дорогой вариант после трудового. Гораздо выгоднее нанять такого же специалиста, но в статусе ИП или самозанятого. Сейчас самозанятость действует в большинстве регионов России, и найти такого исполнителя не проблема. Даже если исполнитель живет там, где самозанятости пока нет, но дистанционно оказывает услуги заказчику из региона, где она есть — он тоже может зарегистрироваться как самозанятый (письмо ФНС № СД-4-3/23424 от 18 ноября 2019г.).
Привлекать внешних специалистов вместо штатных выгодно не только из-за НДФЛ и взносов. Часто за те же самые или даже меньшие деньги можно найти более квалифицированного исполнителя. Опытный бухгалтер или юрист не будет сидеть весь день в офисе за 20 тысяч рублей. И лучше заказывать услуги ему, чем иметь в штате слабенького специалиста, согласного отсиживать полный день за эти деньги.
Когда можно привлекать ИП и самозанятых вместо штатных сотрудников
При всех выгодах работы с ИП и самозанятыми заменить ими всех штатных сотрудников не получится. Это будет грубейшее нарушение, за которое и трудовая инспекция оштрафует, и налоговики доначислят НДФЛ и взносы.
Заменить штатных сотрудников подрядчиками можно только в том случае, если речь не идёт о выполнении постоянной трудовой функции. В расчётах мы привели в пример бухгалтера. Этот вариант подойдет, если вам не нужно, чтобы бухгалтер постоянно присутствовал в офисе и для него нет загрузки на целый день. Вы заказываете ему определенный объём работ (например, подготовка отчетов), который он выполняет на своей территории и когда ему удобно, но в оговоренные сроки.
Таким же образом можно отдать на аутсорсинг работу юриста, маркетолога, транспортные услуги, уборку и логистику. То есть то, что напрямую не связано с производственным процессом, и где можно измерить конкретный результат. Например, юристу вы платите за составленную претензию и за представление интересов в суде, маркетологу — за проведенное исследование и составление стратегии, бухгалтеру — за обработку первички и заполнение декларации. Чтобы делать всё это, исполнителю не нужно находиться рядом с вами в офисе с 8 до 17 часов и работать только на вас.
Не получится привлечь подрядчика вместо слесаря у станка, продавца или кассира, секретаря и других специалистов, которые выполняют постоянную трудовую функцию, обязаны находиться для этого на рабочем месте и подчиняться правилам внутреннего распорядка. Таких сотрудников можно нанять только по трудовому договору.
Меры предосторожности
Специалисты-подрядчики — это не ваши подчиненные. Договоры с ними должны быть составлены так, чтобы их не приняли за трудовые. Не должно быть регулярных фиксированных выплат без привязки к результату, графика работы и обязанности подчиняться внутренним правилам. И уж тем более такие специалисты не должны постоянно трудиться в вашем офисе и работать только на вас. У них должны быть другие клиенты, иначе вас могут обвинить в скрытых трудовых отношениях.
При оплате услуг оформляйте акты выполненных работ, в которых подробно расписано за что именно вы платите. Опасно писать просто «Услуги юриста» или «Услуги бухгалтера» с общей суммой. Из акта должно быть видно, какую конкретную работу выполнил специалист.
Вас не накажут только за то, что договор похож на трудовой, в акте нет подробностей, или человек выполнял работу в вашем офисе. Все это привлечет внимание проверяющих и даст им повод копнуть глубже. Но рассматривать будут все факты в совокупности и из них сделают вывод, были скрытые трудовые отношения или нет.
Свои особенности есть в работе с самозанятыми. Нельзя заказывать услуги самозанятому, который работает или раньше работал у вас в штате и с тех пор не прошло двух лет. Если бывший сотрудник — не самозанятый, а ИП, это тоже может вызвать вопросы, хотя прямого запрета на работу с такими ИП нет.
Перед каждым платежом самозанятому подрядчику проверяйте, действительно ли у него сейчас есть этот статус. Проверить можно в бесплатном сервисе ФНС. На каждую оплату требуйте чек — без него не сможете включить эту оплату в расходы.
Выводы
Если речь не идет о выполнении постоянной трудовой функции по основной деятельности, вместо сотрудников в штат можно нанимать подрядчиков в статусе физлица, ИП или самозанятого. Они получают не зарплату за время работы, а гонорар за конкретный объем выполненных работ.
Выгоднее всего работать с ИП и самозанятыми, т.к. за них не нужно платить НДФЛ и взносы. Но нужно быть осторожными и не скрывать таким образом трудовые отношения — иначе работодателя оштрафуют и обяжут выплатить НДФЛ и взносы.
Ещё выгоднее отдать бухгалтерию на аутсорсинг в «Моё дело Бухобслуживание». На вас будет работать не один специалист, а целая команда, которая состоит из бухгалтера, юриста, кадровика и бизнес-ассистента. Наша ответственность застрахована на 100 млн рублей, и по договору мы сами платим штрафы, если они возникнут по нашей вине.