Что значит мостить в борьбе
Mount в ММА, или как доминировать в бою
Термин «Mount» тесно взаимосвязан с позиционной борьбой, по этой причине данные понятия следует рассматривать одновременно.
Под позиционной борьбой понимают комплекс приемов, осуществляемый в партере для занятия спортсменом доминирующего положения в ходе поединка. Занятие преимущественной позиции позволяет бойцу произвести атакующие действия в отношении оппонента или «свести на нет» его агрессию. Как правило, в доминирующем положении боец располагается сверху или сзади со спины, а соперник находится снизу. Такая расстановка спортсменов в восьмиугольнике позволяет доминанту применять не только широкий спектр действий (удушающие, болевые приемы), но и использовать вес своего тела как дополнительный сдерживающий фактор.
Позиционная борьба – это неотъемлемый элемент многих единоборств, таких как джиу-джитсу, самбо, грэпплинг и др. Исключением не являются и смешанные единоборства.
Виды доминирующих позиций
Боевыми искусствами предусмотрен ряд положений бойца, дающих ему преимущество в поединке, а именно:
Представленные выше доминирующие позиции имеют подвиды, а также обладают некоторыми нюансами в исполнении и своими преимуществами. Рассмотрим подробнее одну из них, а именно Mount.
Маунт: общие сведения и техника исполнения
Мount – это положение, при котором спортсмен сидит сверху на оппоненте. В этом случае соперник находится в весьма невыгодной позиции, что обусловлено ограниченностью в свободе действий. У бойца сверху руки свободны и он может совершать удушающие, болевые или удерживающие приемы. В смешанных единоборствах это одно из самых предпочтительных положений. В бразильском джиу-джитсу за маунт присуждается аналогичное количество баллов, что и за бэк маунт.
Различают три варианта правильного исполнения Мount:
Находящемуся снизу бойцу в ситуации, когда на груди сидит противник, выполнить какие-либо атакующие действия невозможно. Единственным правильным решением в этом случае является высвобождение.
Три способа освобождения из положения Маунт
Профессиональный боец ММА должен не только стараться занять доминирующую позицию, но и в случае необходимости уметь «выкрутиться» из неудобного положения Маунт.
Способ №1
Способ №2
Способ №3
Существуют и другие действенные способы освобождения из положения Маунт. Кроме того, выход из позиции Маунт можно завершить болевым приемом.
Плюсы и минусы моста на голове для джитсера
Борцовский мост при выполнении на голове — это упражнение, укрепляющее шею, что довольно важно в грэпплинге и других видах борьбы. Но вокруг способов него вертится много споров…
Существует всего 2 основных вида борцовского моста: задний (смотрим вверх) и передний (смотрим вниз, стоим на голове). Большинство грэпплеров выполняют оба вида. Рассмотрим их плюсы и минусы.
Плюсы моста на голове
Первый плюс моста — это отличное упражнение, чтобы укрепить шею, а когда шея сильная, в борьбе вы можете использовать ее, чтобы лучше контролировать соперника в позициях или во время силового прохода гарда.
Также это полезно, когда ваш соперник совершает тейкдаун: вы не позволите ему положить вас на лопатки, сделав мост. Также, если у вас крепкая шея, то вы сможете избежать травм головы и, непосредственно, шеи.
Минусы моста на голове
Мосты на шее пришли к нам из вольной борьбы, ведь там позиция «на лопатках» — это проигрыш. В БЖЖ же таких изощрений не требуется. Самым главным минусом моста является то, что шея может перегружаться. Ваша шея может быть достаточно сильной, чтобы сделать мостик по 100 раз на каждую сторону, НО после 20 раз на каждую сторону, сильная боль в шее вам обеспечена и вам возможно придется посетить массажиста.
Позвонки в шее очень сильно перегружаются, что очень плохо. Поэтому мы считаем, что минусы гораздо серьезнее плюсов. Есть много людей, считающих, что мост устранил их проблемы с шеей, но с этим можно поспорить…
Альтернативный вариант моста, более приспособленный для БЖЖ — это делать его не на шею, а на плечи, как на картинке ниже. Это гораздо менее опасно для здоровья и лучше применимо в схватке.
Как “обнимашки на полу” могут помочь вам защитить себя?
Jan 29, 2019 · 12 min read
Также читайте меня тут: Telegram и Вконтакте
В своих статьях я часто касаюсь темы боевых искусств и единоборств в контексте самообороны (об их разнице можно прочитать статью тут). У многих из вас может сейчас возникнуть диссонанс, а затем логичный вопрос: “А разве это не одно и тоже?” На всякий случай лучше проговорим этот момент:
Самооборона и рукопашный бой (любые виды боевых искусств или единоборств) — это не одинаковые понятия.
· понимание превентивных мер безопасности;
· базовое знание виктимологии и в идеале криминологии (хотя бы на бытовом уровне прочтения 1–2 книг);
· юридическая подкованность в вопросах самообороны;
· знания в области устройства и применения огнестрельного и холодного оружия;
· хорошая физическая подготовка и психическая устойчивость;
· владение базовыми техниками рукопашного боя и еще очень много чего другого.
Список реально большой (около 20–25 пунктов из разных областей знаний и умений). Рукопашка действительно занимает очень важное место в списке, но, повторюсь, это не единственный важный навык.
Этой статьей я начинаю серию постов о том, какие системы рукопашного боя можно изучать для повышения уровня своей безопасности. Делаю я это для того, чтобы у вас был массив, из которого можно было бы потом выбрать, ориентируясь на свои предпочтения. Сегодня список открывает Бразильское Джиу-джитсу (БЖЖ).
PS: Для тех, кто следит за моими статьями, теперь станет более понятно, почему я периодически выкладываю обучалки по борьбе на своем канале ютюб.
PSS: Все описанное тут является в полной мере моим субъективным мнением, и необязательно верным. Наверняка найдется масса людей, которые со мной не согласятся. Это нормально 🙂
Краткий профайл на БЖЖ
Лично для себя несколько лет назад я разработал некий рейтинг — профайл для оценки и описания разных систем рукопашного боя. В этой статье познакомлю вас с ним, и в дальнейших постах такой же тематики я буду возвращаться к этой системе оценки.
Общие сведения получили, остальное можно найти в интернете. Информации предостаточно. Добавлю еще только то, что я лично занимаюсь БЖЖ уже более 6 лет (правда с промежутками, но все же) и буду преподносить данное единоборство еще и под призмой своего опыта.
Как же все-таки “обнимашки в пижамках” связаны с самообороной?
Первое, и самое главное, что вы должны понять, — это то, что Бразильское джиу-джитсу не прикладной вид рукопашного боя, а, прежде всего, вид спорта. В БЖЖ нет ударов, что уже сильно снижает его эффективность для уличного поединка. Так почему же я продолжаю говорить, что БЖЖ — хороший бэкграунд для “прокачки” инструмента рукопашного боя в контексте личной безопасности?
Давайте разберемся, что нам дают занятия БЖЖ.
Хорошее ОФП
Ощущение веса и его контроль
Речь тут, конечно же, идет не о сушке пары лишних килограмм, а о контроле центра тяжести соперника и своего собственного. Если перевести, то это умение не упасть самому (или упасть так, чтобы это было выгодно) и повалить своего противника. Это один из самых полезных навыков для самообороны, потому что огромный процент нападений и драк в какой-то момент переходит в борьбу. Отсюда вытекает следующий пункт.
Прикладные навыки борьбы
Сложно объяснить, что такое прикладные навыки борьбы, поэтому попробуем на примерах:
Таких примеров прикладных навыков борьбы очень много. Я перечислил лишь несколько из них. Посыл, я думаю, и так понятен : БЖЖ очень полезная штука!
Бросковая техника
Это совсем не визитная карточка БЖЖ, так как рисунок боя заточен под партер, но все же на пол человека еще надо перевести, причем в идеале так, чтобы сразу оказаться в выгодной позиции. Собственно, по этой причине в БЖЖ уделяется внимание бросковой технике, и многие профессиональные атлеты вообще выделяют отдельные тренировки на неделе для занятий по вольной борьбе или дзюдо/самбо. Для обывателей будет достаточно освоить 4–5 простых переводов в партер/бросков и отработать их до автоматизма, чтобы иметь представление об этой сфере, а также уметь защищаться от сваливаний.
Доступность БЖЖ
Под этим пунктом я понимаю следующее: БЖЖ может заниматься абсолютно любой человек вне зависимости от пола и возраста. На данный момент из всех видов единоборств БЖЖ — самое популярное среди очень возрастных людей. Я бывал во многих клубах Москвы и Питера. Так вот я лично видел несколько человек в возрасте 60+. Те, кому за 40, вообще ходят толпами. Для полноты картины есть еще один факт. В БЖЖ есть отдельный тип соревнований (версия), который называется masters. Эта версия специально была сделана для того, чтобы люди 45–50+ могли спокойно выступать на соревнованиях. Не во многих видах спорта такое есть.
Отчего это становится возможным? Неужели БЖЖ это так легко? Нет, все гораздо проще. Тут не бьют в голову и практически нет амплитудных бросков. 80% всего времени тренировки проходят на полу. Для большинства людей — это решающие критерии. Сегодня вообще пик на БЖЖ и грепплинг (тоже самое БЖЖ, только без кимоно). Это очень распространено, популярно и модно. Для многих это просто разновидность фитнеса (хотя у меня язык не повернется это так назвать). Но не это главное; важно то, что этот вид спорта доступен всем: женщинам, детям, пожилым, молодым, и все они улучшают свою физическую форму и приобретают крайне полезные навыки для безопасности.
Отдельно про женское БЖЖ
Масса вопросов мне часто приходит от девушек. Многим советую БЖЖ как одно из самых идеальных единоборств для них. Почему именно такой выбор? Разберемся по пунктам.
3. Вне зависимости от комплекции девушки после занятий БЖЖ она явно станет сильнее, выносливее и приобретет массу полезных навыков и защитных рефлексов, которые могут спасти ей жизнь. Ну и тут не бьют по лицу, поэтому данный спорт не вредит красоте, в отличие от того же бокса, допустим 🙂 Хотя я против него ничего не имею.
Вот вам небольшой видео-сюжет о том, как БЖЖ может помочь девушкам:
Что значит мостить в борьбе
ТЕРМИНОЛОГИЯ ПРИЕМОВ СПОРТИВНОЙ БОРЬБЫ
Терминология тесно взаимосвязана с классификацией и систематикой и зависима от них. Она способствует улучшению учебного процесса, так как правильное обозначение техники и тактики борьбы имеет большое значение для понимания сущности упражнений.
Терминология значительно облегчает запись техники, издания программ, пособий, учебников и тем самым способствует развитию теории и методики спортивной борьбы.
Отдельные термины и терминология в целом сложились в практике работы педагогов, тренеров, спортсменов и судей. Терминология самбо несколько отличается от принятой в классической и вольной борьбе. Это связано со спецификой техники этого вида борьбы и установившимися в практике работы традициями. Здесь предлагается терминология, которая предусматривает приравнивание некоторых сходных понятий в технике всех видов борьбы.
В связи с этим для всех общих понятий в технике даны единые определения и термины. В тех случаях, когда в практике работы для одних и тех же понятий приняты различные термины, они приводятся как синонимы.
Терминология построена на основе следующих принципов: 1) краткости, 2) четкости и ясности, 3) соответствия законам словообразования и грамматики русского языка.
Термины, как правило, состоят из одного-двух слов. Они дают правильное представление о нужном понятии, соответствуют определениям и толкованиям в русском языке и по своему звуковому составу отличаются от других терминов. Образуются термины следующим образом:
Предлагаемая терминология не является неизменной и окончательной. Она в дальнейшем, несомненно, будет частично изменяться в соответствии с новыми требованиями теории и практики спортивной борьбы.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ПОНЯТИИ В ТЕХНИКЕ БОРЬБЫ
Техника борьбы — совокупность разрешенных правилами действий борца, применяемых для достижения победы.
Разделы техники — совокупность технических действий, связанных с особенностями их выполнения стоя или лежа (в партере).
Техника борьбы в стойке — приемы, применяемые стоя.
Техника борьбы в партере — приемы, выполняемые в партере.
Техника борьбы лежа — приемы самбо, применяемые в положении лежа (в партере).
Основные положения — положения борца, принимаемые им в процессе борьбы (стойка, партер, положение лежа, мост, полумост).
Стойка — борец стоит на ногах.
Партер — борец стоит на коленях с упором руками в ковер.
Мост — борец, прогнувшись, упирается в ковер лобной частью головы и расставленными на ширине плеч ступнями.
Полумост — борец, находясь в положении моста, касается ковра боком или плечом.
Положение лежа — борец касается ковра какой-либо частью туловища.
Захваты — действия руками, при помощи которых борец может удерживать какую-либо часть тела противника с целью атаки или защиты.
Одноименный захват — захват правой рукой за правую руку или ногу противника (левой за левую руку или ногу).
Разноименный захват — захват правой рукой за левую руку или ногу противника (левой за правую руку или ногу).
Захват ближней руки (ноги) — захват в партере из положения сбоку за руку или ногу, которая находится ближе к атакующему.
Захват дальней руки (ноги) — захват в партере из положения сбоку за руку или ногу, которая находится дальше от атакующего.
Скрестный захват — захват, при котором конечности атакуемого скрещены между собой.
Захват рычагом — захват в партере, имеющий несколько разновидностей: I) захват плеча и шеи — выполняется из положения сбоку-сзади: борец захватывает из-под разноименного плеча свою Руку, наложенную на шею; 2) захват руки — выполняется разноименной рукой за предплечье сверху, а другой рукой за свое предплечье из-под руки противника.
Ключ — захват, при котором борец зажимает одноименное плечо противника между своим плечом и предплечьем и накладывает кисть на спину.
Захват шеи из-под плеча — захват, при котором одноименная рука подводится под плечо противника и соединяется на шее со своей другой рукой.
Захват шеи из-под плеч — захват (сзади-сбоку в партере) обеими руками из-под одноименных рук с соединением их на шее.
Крючок — способ соединения кистей рук, согнутые пальцы взаимно соединены.
Обратный захват — необычный захват рукой. Выполняется, когда борец находится в положении спиной к голове противника или грудью к его ногам.
Обхват (захват) — борец захватывает какую-либо часть тела противника с двух сторон, прижимает ее обеими руками к своей груди и соединяет руки (см. «Крючок»).
Захват на болевой прием — захват в самбо, при котором нога или рука противника фиксируется в положении, удобном для выполнения болевого приема (см. «Болевые приемы»).
Ножницы — положение ног, при котором они обхватывают какую-либо часть тела противника с двух сторон и скрещиваются между собой голенями (см. «Броски ножницами»).
Подножка — движение ногой, при котором борец подставляет се к телу противника наклонно, так, чтобы задняя или боковая часть голени касалась его одной или обеих ног. Основной или вспомогательный элемент приема (см. «Подножки»).
Зацеп — движение ногой, при котором борец удерживает, тянет к себе или в сторону какую-либо часть тела противника. Элемент приема, который может быть основным пли вспомогательным. Выполняется согнутой йогой: голенью пли стопой (см. «Зацепы голенью и зацепы стопой»).
Обвив — движение ногой: борец удерживает, тянет к себе или в сторону ногу противника путем одновременного зацепа голенью и стопой. Основной или вспомогательный элемент приема (см. «Обвивы»).
Подсечка — движение ногой: борец подбивает подошвенной частью стопы ногу противника. Основной или вспомогательный элемент приема (см. «Подсечки»),
Подхват — движение ногой: борец подталкивает задней частью бедра ногу или ноги противника в направлении назад-вверх. Основной или вспомогательный элемент приема (см. «Подхваты»).
Отхват — движение ногой: борец отдергивает ногу противника от ковра, подбивая се подколенным сгибом в подколенный сгиб Основной или вспомогательный элемент приема (см. «От-хваты»).
Подсад — движение ногой: борец подталкивает противника бедром или голенью перед собой вверх. Основной или вспомогательный элемент приема (см. «Подсады»).
Зашагивание — борец ставит ногу за ноги противника с целью зайти к нему сбоку или сзади.
Забегание — борец перемещает свои ноги по дуге вокруг головы или туловища, опирающихся в ковер или противника, а затем поворачивается грудью вниз.
Наклон — движение туловища в стойке из вертикального положения в горизонтальное. Основной или вспомогательный элемент приема (см. «Броски наклоном»).
Выпрямление — движение туловища в стойке из горизонтального положения в вертикальное. Вспомогательный элемент приема.
Прогиб — движение туловища назад с одновременным выгибанием его дугой. Основной или вспомогательный элемент приема (см. «Броски прогибом»).
Разворот — движение туловища в момент падения назад; бореи, падая назад, поворачивается грудью вниз. Вспомогательный элемент приема, связанный с началом движения в сторону спины.
Рывок — борец резко тянет противника (дергает).
Толчок — борец резко отодвигает противника от себя.
Высед — борец садится на ковер, выставляя или отставляя ногу.
Прием — законченное действие борца, способ добиться преимущества или победы.
Защита — действие борца, которым можно отразить атаку противника.
Контрприем — ответный прием на прием противника.
Броски — приемы, переворачивающие противника грудью или спиной на ковер с отрывом от ковра.
Сваливания — приемы, переворачивающие противника из стойки спиной или грудью на ковер без отрыва от ковра.
Переводы — приемы, ставящие противника из стойки в партер в положение нижнего.
Сбивания — сваливания, выполняемые толчком туловища и руками. В вольной борьбе с зацепом ноги ногой или захватом рукой (см. «Способ тактической подготовки — сбивание»).
Скручивания — сваливания, выполняемые поворотом противника вокруг продольной или косо направленной осей его тела (см. «Способ тактической подготовки — скручивание»).
Заваливания — действия в самбо, когда противника, стоящего на коленях, переворачивают спиной на ковер.
Перевороты — приемы в партере, которыми переворачивают противника спиной к ковру без отрыва от ковра. В самбо применяется термин «переворачивание».
Броски переворотом — приемы в самбо, при которых противника бросают на спину с захватом ноги и туловища, переворачивая его головой вперед-вниз,
Броски через спину — броски, выполняемые за счет поворота к противнику спиной и последующего наклона или падения вперед. Поворот в сочетании с наклоном является основным элементом в этих приемах. В самбо применяется термин «бедро».
Броски прогибом (в самбо — броски через грудь) — броски, выполняемые за счет прогиба. Прогиб туловища назад является основным элементом в этих приемах.
Броски наклоном — броски, выполняемые за счет отрыва противника от ковра силой туловища и ног с последующим опрокидыванием на ковер и наклоном туловища.
Броски через плечи — броски, при которых противника перебрасывают на ковер через подставленные плечи с захватом за руку или голову и ногу. Подставление плеч с последующим выпрямлением туловища является основным элементом в этих приемах.
Мельница — сокращенное название броска через плечи.
Вертушки — приемы, когда противника сваливают или бросают на ковер, повисая на его руке или ноге и поворачиваясь кругом. Вращение является основным элементом этих приемов. При захвате за руку выполняется и как бросок и как перевод.
Подножки — броски. Противника бросают через подставленную ногу. Подножка является основным элементом в этих приемах.
Подсечки — броски. Противника бросают с помощью подсекания ноги. Подсечка является основным элементом в этих приемах.
Подхваты — броски, выполняемые подталкиванием задней части бедра ноги или ног противника назад-вверх. Подхват является основным элементом в этих приемах.
Отхваты — броски. Противника бросают, отдергивая (отхватывая) его ногу своей ногой от ковра. Отхват является основным элементом в этих приемах.
Подсады — броски. Противника бросают, подталкивая бедром ноги его ногу или ноги перед собой. Подсад является основным элементом в этих приемах.
Зацепы — приемы в стойке. Противника сваливают или бросают, зацепляя его ногу согнутой ногой. При броске зацеп ногой является основным элементом приема.
Зацеп стопой — приемы в стойке. Противника сваливают или бросают, зацепляя его ногу стопой. При броске зацеп стопой является основным элементом приема.
Обвивы — приемы в стойке. Противника сваливают или бросают, обвивая его ногу ногой (зацепляя одновременно голенью и стопой). Обвив является основным элементом при выполнении этих приемов.
Броски ножницами — броски в самбо, при которых противника бросают встречным движением ног (двойным подбивом) по ногам и туловищу. Движение ног является основным элементом этих приемов.
Броски через голову — броски в самбо. Противника бросают через себя за счет падения и упора ногой в живот или бедро.
Выведение из равновесия — броски в самбо. Выполняются рывком за верхнюю часть тела или за ногу противника. Применяется также название «броски рывком».
Броски захватом ног — броски в самбо проводятся с захватом за обе ноги и наклоном (см. «Броски наклоном»). При захвате за одну ногу выполняются переворотом и через плечи (мельницей).
Переводы рывком — переводы, выполняемые рывком руками.
Переводы вращением — переводы, выполняемые поворотом кругом (вертушкой).
Переводы нырком — переводы, проводимые с предварительным проходом (нырком) за противника под его руку.
Переводы выседом — переводы, выполняемые захватом ног с выседом.
Перевороты скручиванием — перевороты, выполняемые вокруг продольной или косо направленных осей тела противника, (от себя или за себя).
Перевороты забеганием — перевороты, проводимые с помощью забегания ногами.
Перевороты переходом — перевороты, выполняемые перемещением своего тела через противника.
Перевороты накатом — перевороты, выполняемые через себя, с захватом сзади и переходом через мост или полумост.
Перевороты прогибом — перевороты, проводимые за счет прогиба и падения назад с последующим разворотом грудью вниз.
Перевороты разгибанием — перевороты, выполняемые путем разгибания туловища противника. Сочетаются с переворотом скручиванием и переходом.
Перевороты через себя — действия борца, при которых он, находясь на мосту, уходит из опасного положения, переворачивая противника на другую сторону, и выходит наверх.
Выход наверх — действие нижнего борца в партере, когда он переходит в положение верхнего.
Накрывание — контрприем, при выполнении которого атакующий не может сделать разворот грудью к ковру и оказывается спиной вниз под контратакующим. Выполняется: переходом, вы» седом, забеганием и переворотом с моста.
Переворот с моста — борец, стоя на мосту, переворачивается вниз грудью через свою голову за счет толчка ногами.
Дожимы — борец прижимает находящегося в опасном поло-женин противника (на мосту, полумосту или боку) лопатками к ковру.
Удержания — приемы в самбо. Борец удерживает противника в положении спиной вниз, прижимаясь своим туловищем к его груди.
Болевые приемы — приемы в самбо, причиняющие противнику болевое ощущение путем перегибания, вращения в области сустава или давления на сухожилия.
Рычаги — болевые приемы на выпрямленной конечности.
Узлы — болевые приемы на согнутой конечности.
Ущемления — болевые приемы, при которых лучевая кость надавливает на область ахиллова сухожилия.
Рычаги локтя — рычаги, выполняемые на локтевом суставе.
Узел руки — узел, выполняемый на руке, согнутой в локтевом суставе предплечьем к голове.
Узел предплечья вниз — узел, выполняемый на руке, согнутой в локтевом суставе предплечьем в сторону ног.
Узел поперек — узел, выполняемый в положении, когда атакующий лежит поперек противника сверху.
Узел ногой — узел руки, выполняемый при помощи ноги и захвата руками головы сбоку.
Способы тактической подготовки — действия борца, которыми он создает благоприятные условия для атаки или контратаки.
Разведка — тактическое действие борца, при помощи которого он получает сведения о противнике.
Маскировка — тактическое действие борца, при помощи которого он скрывает от противника свои истинные намерения.
Угроза — тактическое действие борца, вынуждающее противника прибегать к защите.
Ложные действия — приемы, контрприемы, захваты, рывки, толчки и другие действия, не доведенные до конца и заставляющие противника принять соответствующую защиту.
Обман — то же, что и ложные действия.
Двойной обман — тактические действия борца, когда он выдает противнику действительный прием за ложный.
Вызов — тактическое действие борца, которым он заставляет противника перейти к активным действиям.
Обратный вызов — тактическое действие — прекращение активного действия борца с целью вызвать противника на такие же действия.
Сковывание — тактическое действие борца, ограничивающее свободу действий противника.
Выведение из равновесия — тактическое действие борца, заставляющее противника занимать неустойчивое положение, удобное для выполнения атаки.
Связка — сочетание приемов, контрприемов и их элементов, проводимых последовательно из стойки в партере или в обратном порядке.
Атака — тактическое действие, имеющее целью достигнуть преимущества или победы.
Повторная атака — тактическое действие, заключающееся в выполнении подряд одинаковых действий, из которых только последнее является решительным, а все остальные — ложными.
Комбинация — законченное тактическое сочетание действий или их последовательность для достижения определенного результата.
Комбинация захватов — такое сочетание захватов, при котором противник, защищаясь от одного захвата, создает удобное положение для выполнения последующего.
Комбинация приемов — сочетание приемов, при котором противник, защищаясь от одного приема, принимает удобное положение для выполнения последующего.
Опережение — атакующее действие борца, проводимое одновременно с атакующим действием противника, но выполняемое быстрее его.
Поворот противника — действие, заставляющее противника повернуться к борцу боком или спиной.
Осаживание — действие борца, заставляющее противника сосредоточить всю тяжесть своего тела на одну или обе ноги.
Заведение — рывок противника в сторону вокруг себя с целью вызвать его на передвижение в этом или противоположном направлении.
Сбивание — способ тактической подготовки в самбо — резкий толчок или рывок противника с целью перенести вес его тела на пятки или носки одной или обеих ног.
Скручивание — способ тактической подготовки в самбо — рывок одного плеча противника к себе и толчок другого плеча от себя с целью повернуть его и заставить изменить положение ног.