Что значит хартия у зерновозов
Зерновозы уходят в банкротство
Введение с 1 июля запрета на услуги нелегальных агентов по экспорту зерна привело к сокращению числа трейдеров и перевозчиков втрое. Борьба с теневым рынком провалилась: аграрии, чтобы сэкономить на транспортировке, привлекают серых перевозчиков.
В 2017 году крупнейшие российские экспортеры зерна и Федеральная налоговая служба подписали хартию, которая с 1 июля 2019 года меняет отношения между заказчиками-грузоотправителями (сельхозпредприятиями), перевозчиками и агентами.
Хартия устанавливает, что между заказчиком и перевозчиком может быть только один посредник. Причем этот агент с 1 августа должен оформить юридическое лицо. До этого он может работать как индивидуальный предприниматель (ИП).
Перевозчику не обязательно иметь собственный автопарк, грузовики у него могут быть в аренде, управлении или в лизинге. Но водителей он обязан нанимать по официальному трудовому договору. Арендовать автомобили у физлиц запрещается — они должны оформиться как ИП.
Заключая договор с заказчиком или агентом-трейдером, перевозчик должен подтвердить, что у него есть в собственности или пользовании необходимое количество машин для транспортировки груза, а также укомплектован штат водителей.
С 1 июля участникам поставки разрешается заключать только три варианта договоров. Первый — прямой, когда договариваются непосредственно заказчик и перевозчик, который должен иметь только собственный транспорт и водителей.
Второй вариант — договор транспортной экспедиции: экспедитор выполняет заказ либо собственными силами, либо привлекает сторонних перевозчиков, если своих машин и водителей экспедитору не хватает.
Третий вариант договора — агентский: трейдер заключает с фактическим перевозчиком договор в интересах заказчика.
Стороны, подписавшие хартию, считают, что эти меры помогут бороться с серыми трейдерами и перевозчиками, которые занимают половину рынка.
Водителям платят в конвертах
Трейдеры уверены: от них хотят избавиться. Это главная цель нововведения, считают посредники. За последние пять лет число трейдеров в Южном федеральном округе выросло в пять раз — с 20 агентов до 100. После вступления хартии в силу количество трейдеров уже сократилось примерно до 30.
Бороться нужно не с посредничеством как таковым, а с недобросовестными участниками, уверен грузоперевозчик Александр Дегтярев (ИП Дегтярев). Недобросовестный агент, получив подряд от сельхозпредприятия на перевозку зерна, нанимает перевозчика или договаривается с частными водителями, не сообщая об этом заказчику, описывает схему обмана Александр Дегтярев. Перевозчик выполняет всю работу, но денег ему агент либо совсем не платит, либо отдает лишь часть суммы. Частники выполняют 30-50% всех рейсов, говорят в ассоциации «Грузавтотранс». На этом и зарабатывают такие посредники. Такая схема позволяет недобросовестным агентам демпинговать, ведь они значительно экономят на налогах и зарплатах субподрядчикам, которым отдают деньги в конвертах.
Около 90% перевозчиков зерна — мелкие игроки с одной-двумя машинами в автопарке. Не прибегать к услугам посредников, чтобы держаться на плаву, такие компании не могут, говорит Дегтярев.
«Прекрасно, если будет контролироваться весь процесс перевозчик, дабы не было схем ухода от налогов, в том числе и с привлечением водителей-частников. Но я бы рекомендовал, чтобы помимо этого обязательно заключался трудовой договор между работодателем и водителем при аренде автомобиля. Заказчику важно знать, кто сидит за рулем, в каких условиях работают водители. А не только контролировать, легальная компания-перевозчик или нет, платит ли она НДС», — говорит Владимир Матягин, президент ассоциации «Грузавтотранс».
Теневой рынок победил
Многие трейдеры выступают за прозрачный рынок, но из-за недобросовестных игроков сельхозпредприятия в последнее время вовсе отказываются от услуг посредников, выставляя условие: только прямой перевозчик — сетует Елена Устинова, директор ООО «Луговое», занимающегося торговлей сельскохозяйственной продукции в Орловской области. Аграриям выгодны прямые договоры, так как это позволяет сдерживать экспортную цену на зерно, считает Устинова.
Отмена транспортных льгот, повышение тарифов на систему сбора платы с грузовиков «Платон», рост цен на топливо, ввод штрафов за перегруз — все это делает бизнес по перевозке зерна нерентабельным, говорит Елена Устинова.
Тарифы за транспортировку снизились с весны 2018 года по январь 2019-го на 10%, до 1,4 рубля за 1 кг на тысячу километров. А затраты на топливо за тот же период выросли на 15%. Рост цен на зерно вынуждает сельхозпроизводителей искать нелегальных перевозчиков, услуги которых дешевле, чем легальных.
В итоге многие добросовестные игроки продали автопарки, ушли с рынка перевозок зерна и сыпучих смесей, не выдержав конкуренции с серым рынком, отмечает Мария Храпунова, директор транспортной компании ООО «ВВС-Транс».
Вы еще не в хартии добросовестных налогоплательщиков? Тогда налоговики идут к вам
Налоговики продолжают борьбу за обеление рынка сельхозпродукции и её перевозки. Организации и ИП силком загоняются в Хартию в сфере оборота сельскохозяйственной продукции. Тем, кто отказывается вступать, палки в колеса вставляют сами же контрагенты, потому что есть риск снятия расходов и вычетов по НДС. Но и этого оказалось налоговикам мало.
Дело дошло до того, что пытаются вынудить вступить в Хартию компании, не имеющие отношения к АПК и даже не работающие с клиентами из этой сферы. Об этом мы уже писали в материале «Белый бизнес без разрывов. ФНС стала загонять в Хартию АПК всех подряд. Вас не агитируют?».
В преамбуле первого письма налоговики признают, что цели создания Хартии АПК не достигнуты — «обеления рынка» не произошло и незаконные схемы налоговой оптимизации никуда не делись. Они просто трансформировались в другие. Причем в письме приведены конкретные примеры трансформации и способы выявления новых схем:
1. До Хартии: «ИП Иванов=Диспетчер на УСН» «ИП Петров=Перевозчик на ЕНВД».
После Хартии: «ИП Иванов=Перевозчик на ЕНВД» «ИП Петров=Арендодатель ТС на ЕНВД». Водитель: или сам Петров или Сидоров, не имеющий признаков трудоустройства.
Налоговые риски: ИП Петров=Арендодатель платит ЕНВД как перевозчик, но в отношении доходов от аренды ЕНВД не применим. Также ЕНВД не применим в отношении деятельности по организации перевозки. Поэтому двоих участников цепочки, применяющих ЕНВД, быть не может, в любом случае имеет место неуплата налогов по основной системе налогообложения (НДФЛ, НДС): доначисления налогов арендодателю (ИП Петров) или организатору перевозки (ИП Иванов) по основной системе налогообложения. Мнимость аренды = переквалификация в перевозку. Соответственно, ИП Иванов — уже не перевозчик, и заказчику не признаются затраты на перевозку. Кроме того, нет отчислений с з/п водителя = потери бюджета, штрафы и доначисления за неуплату зарплатных налогов (взносов).
Необходимо: «ООО Иванов=Диспетчер (Агент)» «ИП Петров=перевозчик». Водитель: Петров или работающий у ИП Петрова по ТД или ГПД (контроль через СЗВ-М).
2. До Хартии: «ООО/ИП Иванов=Перевозчик» водители без оформления;
После Хартии: «ООО/ИП Иванов=арендодатель ТС» ИП водители=перевозчики, арендующие ТС у «ООО/ИП Иванова».
Налоговые риски: Дробление бизнеса (будет доказано единство «Арендодателя» и водителей, фактическое ведение бизнеса Арендодателем, мнимость аренды). Следовательно: ИПводитель — уже не перевозчик, Заказчику не признаются затраты на перевозку, доначисления арендодателю исходя из норм основной системы налогообложения (признание реализации мнимых ИП — реализацией арендодателя), штрафы и доначисления за неуплату зарплатных налогов (взносов).
Необходимо: ООО/ИП Иванов берет водителей в штат без вывода трудового ресурса на мнимые ИП (контроль через СЗВ-М)
3. До Хартии: Семья Сидоровых: ИП Сидоров В.А = перевозчик на ЕНВД использует 15 собственных машин ИП Сидорова А.В = перевозчик на ЕНВД использует 5 собственных машин ИП Сидоров С.В. = перевозчик на ЕНВД использует 5 собственных машин. Это дробление бизнеса с целью применения ЕНВД водители без трудоустройства. К тому же семья Сидоровых нанимала сторонних ИП-перевозчиков по договору аренды с экипажем так, чтобы на каждом ИП Сидоров было не более 20 машин с целью применения ЕНВД. Сторонние перевозчики либо ИП на ЕНВД (хотя при сдаче ТС в аренду с экипажем это незаконно), либо вообще без регистрации ИП.
После Хартии: ООО, учрежденное семьей Сидоровых, без машин на балансе и водителей в штате, при этом, ООО =Диспетчер (Агент) ИП Сидоров В.А. перевозчик на ЕНВД 15 машин ИП Сидорова А.В =перевозчик на ЕНВД 5 машин ИП Сидоров С.В.=перевозчик на ЕНВД 5 машин, плюс водители с трудоустройством, но с серыми зарплатами, либо без трудоустройства сторонние ИП-перевозчики на ЕНВД.
При этом, такие связанные ИП не обязательно имеют родственные связи, но управляются едиными бенефициарами.
Налоговые риски: Дробление бизнеса (будет доказано единство семьи Сидоровых, невозможность применения ЕНВД, доначисления налогов исходя из норм основной системы налогообложения, штрафы и доначисления за неуплату зарплатных налогов (взносов)).
Необходимо: оприходовать все машины на баланс ООО, учрежденное семьей Сидоровых/связанными лицами, применять при этом либо УСН/ОСНО, взять всех водителей в штат ООО. В части сторонних перевозчиков, не связанных с семьей Сидоровых ИП, ООО должна выступать агентом по организации перевозки.
Налоговики предупреждают, что в ближайшее время будет создан Реестр добросовестных перевозчиков. В нему будут содержаться следующие сведения:
1. Правомерным владением Перевозчиком транспортными средствами, не содержащим в себе риски, является только собственность либо лизинг (контроль через СТС или договор лизинга);
2. Дробление бизнеса через связанных ИП и ООО исключить. ООО от связанных ИП приходуют транспортные средства на баланс ООО, водителей оформляют в штат ООО. С такими ООО заключаются договоры ТЭО или Договоры смешанной формы (перевозка агентский): в части своего транспорта — прямая реализация; в части наемного — агентская форма с выделением агентского вознаграждения.
Не допускается дробление на связанные ООО, которые применяют разные режимы налогообложения и дробят транспорт на разные ООО с целью применения спецрежимов.
Во втором письме приводятся рекомендуемые правила (!) транспортных и экспедиционных услуг. Среди них отметим следующие:
1. Правило «одного звена» — между Заказчиком и фактическим Перевозчиком рекомендован один посредник (Экспедитор или Агент). При этом недопустим посредник ИП, только юрлицо.
2. Предоставление перевозчиком подтверждения наличия водителей путем предоставления форм СЗВ-М (с закрытыми данными колонок со СНИЛС/ИНН). Причем как на момент заключения контракта, так и ежемесячно, пока осуществляются перевозки.
3. Ценообразование тарифов на перевозку должно формироваться с учетом всех уплачиваемых перевозчиком налогов, исходя из применяемой им системы налогообложения (тариф с НДС ≠ тариф без НДС).
4. Участники перевозки, являющиеся плательщиками НДС (Перевозчики, Агенты, Экспедиторы), должны дать согласия на признание сведений налоговой тайны общедоступными.
Все рекомендации вы можете найти в приложенном файле.
Заметим, что опробовав давление на налогоплательщиков через Хартию АПК, налоговая уже потирает ручки и готовится загонять налогоплательщиков в другие — в сфере оборота древесины, ювелирную, фасилити-операторов (клиниговые услуги).
УСПЕЙТЕ ДО НГ!
Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.
О Хартии
Текст Хартии
Сложившаяся на рынке грузовых автоперевозок ситуация с использованием методов незаконной налоговой оптимизации, многоступенчатостью операций, уклонением от исполнения требований налогового и отраслевого законодательства породило риски грузовладельцев и организаторов перевозки в несохранности грузов и доначисления налоговых обязательств (признании неправомерными заявленных вычетов по НДС и расходов на услуги перевозки, а также занижении налоговой базы); риски перевозчиков и организаторов перевозки в доначислении налоговых и социальных обязательств; риски для всех добросовестных участников процесса перевозки неконкурентного ценообразования за счет использования незаконных схем минимизации налоговых и социальных отчислений.
Руководствуясь принципами честной конкуренции, с целью устранения коммерческих и налоговых рисков участников рынка транспортных услуг, создание прозрачной конкурентной среды с равными принципами ценообразования, что в итоге приведет к повышению инвестиционной привлекательности и общему росту национальной экономики за счет улучшения условий ведения бизнеса для добросовестных участников рынка, участники данной Хартии — компании, работающие на рынке транспортных услуг России, объединяют усилия в целях внедрения эффективных механизмов устранения незаконных схем налоговой оптимизации на рынке перевозок грузовым автомобильным транспортом (далее по тексту также — «Рынок перевозок») в рамках саморегулирования и ДОГОВАРИВАЮТСЯ о нижеследующем:
Являясь законопослушными и социально ответственными участниками рынка перевозок грузовым автомобильным транспортом, компании, подписавшие настоящую Хартию, придерживаются следующих ПРИНЦИПОВ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА:
Компании, подписавшие Хартию, принимают для себя следующие ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА:
1. Перевозчиком является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, являющееся фактическим исполнителем услуги перевозки собственными силами (силами водителей, находящихся в трудовых или гражданско-правовых отношениях с Перевозчиком) и средствами (транспортными средствами, находящимися в законном владении Перевозчика).
2. при организации перевозок через агентов/экспедиторов (организаторов перевозки):
а) Организатор перевозки стремится привлекать к исполнению перевозки третьих лиц, являющихся фактическими исполнителями работ/услуг, для чего обладающими всеми необходимыми ресурсами.
б) Организаторы перевозки, при осуществлении деятельности в интересах другого лица на основе договоров транспортной экспедиции, определяют свой доход в виде вознаграждения при исполнении данных договоров, отражая операции по привлечению третьих лиц — фактических Перевозчиков и иных фактических исполнителей работ/услуг, в отчетности, бухгалтерском и налоговом учете как посредническую (агентскую) деятельность, согласно п.3.1. статьи 169 Налогового кодекса. Данное правило применяется, если это не исключено технологическими особенностями организации перевозок смешанных грузов — в таком случае Организатор перевозки принимает в расходы затраты на перевозку только при условии указания в транспортных документах в графе «Перевозчик» третьего лица, отвечающего требованиям к Перевозчику, установленным законом и настоящей Хартией.
в) Организатор перевозки обеспечивает хранение первичных бухгалтерских документов, а также документов, подтверждающих соответствие привлеченных им Перевозчиков правилам Хартии, сроком не менее 5 лет.
3. Участники Хартии, являющиеся плательщиками НДС, участвуют в информировании о доле вычета по НДС от суммы начисленного налога в отчетном периоде, а также о наличии несформированного источника по цепочке поставщиков товаров (работ/услуг) для применения вычета по НДС, для чего:
а) предоставляют в территориальный налоговый орган по месту своей регистрации Согласие на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными, в соответствии с пп. 1 п. 1 с. 102 НК РФ по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 15.11.2016 № ММВ-7-17/615@, в отношении сведений о доле вычета по НДС от суммы начисленного налога в отчетном периоде, а также о наличии (урегулировании/неурегулировании) несформированного источника по цепочке поставщиков товаров (работ/услуг) для принятия к вычету сумм НДС;
б) согласны на раскрытие и распространение, в том числе, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также передачу третьим лицам конфиденциальной информации о доле вычета по НДС от суммы начисленного налога в отчетном периоде, а также о наличии (урегулировании/неурегулировании) признаков несформированного источника по цепочке поставщиков товаров (работ, услуг) для принятия к вычету сумм НДС по операциям с их участием, составляющей коммерческую и налоговую тайну, сроком действия с момента присоединения к Хартии, бессрочно.
в) при превышении доли вычетов по НДС 70% от суммы начисленного налога в соответствующем квартале обязуются раскрыть информацию об источниках такого возмещения по запросу Экспертного совета Хартии.
4. Участники Хартии при исполнении перевозок не должны умышленно превышать допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, установленных требованиями действующего законодательства.
5. Участники Хартии будут стремиться достигнуть порога средней заработной платы не менее фактической средней заработной платы по отрасли, определенной для региона ведения деятельности. При достижении данного показателя, информировать об этом Экспертный совет Хартии.
В целях повышения эффективности работы на рынке перевозок грузовым автомобильным транспортом, при соблюдении настоящей Хартии важно активно пропагандировать ее принципы среди всех участников рынка.
Участники Хартии прилагают усилия, направленные на расширение списка участников, подписавших данную Хартию. Любой из участников рынка перевозок грузовым автомобильным транспортом, разделяющий принципы и правила Хартии вправе присоединиться к Хартии, для этого новый участник подписывает Хартию, либо присоединяется иным предложенным способом.
Любой участник Хартии вправе выйти из данной Хартии по любым причинам, для чего участник, ранее ее подписавший, информирует всех участников данной Хартии о своем решении через Экспертный совет Хартии.
Участники Хартии осуществляют общественный контроль за соблюдением ее принципов и правил на рынке перевозок грузовым автомобильным транспортом.
Информация о нарушениях принципов Хартии со стороны любого участника рынка перевозок грузовым автомобильным транспортом должна передаваться участником Хартии, выявившим данный факт в адрес Экспертного совета Хартии для последующего принятия мер, направленных на недопущение таких нарушений в дальнейшем.
Подписание Хартии участниками означает принятие обязательства следовать в своей деятельности принципам и правилам Хартии с момента подписания.
Срок присоединения к Хартии не ограничен.
Порядок присоединения к Хартии
На данный момент вступить в Хартию можно только посредством электронной регистрации на сайте хартия-атс.рф.
Необходимо указать свою электронную почту и ИНН, а потом заполнить все поля формы электронной регистрации, прикрепив скан Устава организации и скан подписанного заявления о вступлении в Хартию.
После отправки формы ваша заявка пройдет модерацию и появится в списке организаций на сайте.
Часто задаваемые вопросы.
Что делать если организация не появилась в списке?
Модерация может занимать до трех дней, по истечении этого срока обратитесь на почту info@hartiya-ats.ru, указав название организации и ИНН.
Какие документы нужно прикрепить?
Прикреплять нужно Устав организации и подписанное заявление о присоединении к Хартии.
В РФ с 1 июля начнут действовать новые правила перевозки зерна
Как сообщила «Интерфаксу» заместитель начальника Контрольного управления ФНС России Варвара Бурлевич, необходимость этого связана с тем, что в рамках подписанной в 2017 году хартии в сфере оборота сельскохозяйственной продукции остаются риски, связанные, в частности, с заказом транспортных средств на перевозку зерна и готовой продукции.
По ее словам, это риски для заказчика. При проверках налоговые органы могут снять с расходов для целей исчисления налога на прибыль такие неподтверждённые документами транспортные услуги, поскольку положениями пункта 2 статьи 54.1 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что сделка должна осуществляться лицом, обязательства по исполнению которой переданы по договору, и соответственно подтверждаться первичным документами.
Как отметила Бурлевич, по сути «заказчик формирует требование на «обеление», потому что он заинтересован в том, чтобы подтвердить, что услуга исполнялась теми, кому она передана по договору, а не какими-то иными лицами, с которыми рассчитывались наличными, чтобы уйти от уплаты налогов».
Бурлевич также сообщила, что для полного наведения порядка на этом рынке планируется подписать хартию перевозчиков.
Роганова напомнила, что одним из правил хартии является осмотрительность при выборе грузоперевозчика, в том числе заключение договоров непосредственно с компаниями-перевозчиками или фирмами-посредниками, которые действуют по агентскому договору непосредственно по поручению или от лица заказчика.
Новые правила перевозки зерна на днях были обсуждены в Общественной палате. Присутствовавшие на мероприятии участники зернового рынка, в том числе крупные зернотрейдеры («Гленкор агро МЗК», торговый дом «РИФ»), поддержали нововведение.
Хартия добросовестных участников рынка была подписана крупными экспортерами и производителями зерна в 2017 году и нацелена на то, чтобы все участники оборота сельхозпродукции добросовестно несли налоговое бремя, чтобы все торговые операции осуществлялись прозрачными методами и исключали многоступенчатый процесс перепродажи сельхозпродукции и услуг, чтобы сформировалось нетерпимое отношение к компаниям, уклоняющимся от уплаты налогов.
Грузовые перевозки загоняют в Хартию. А в чем плюсы?
Налоговики предлагают грузоперевозчикам присоединиться к Хартии АТС. Расписывают, как хорошо им будет после этого. Однако есть мнение, что произойдет ситуация как с клинингом — убьет малый бизнес в отрасли.
Рассказал налоговый адвокат Вячеслав Василевский на своей странице в Facebook.
«Итак, про хартию АТС для участников рынка грузоперевозок, которую налоговая склоняет подписать одного из моих доверителей. Все ништяки вступления в хартию налоговая старательно расписала. Только вот инспектор, проводивший заседание рабочей группы не смог пояснить, какие плюсы от неё».
Далее он приложил пять листов, мы прикрепили их во вложении. Вот некоторые выдержки оттуда:
А кроме того, участники Хартии обязуются:
Кроме того, автомобили массой более 12 т должны быть зарегистрированы в системе «Платон». Ну и само собой, рекомендовано поднять зарплаты до среднеотраслевых — но тут хотя бы указано не обязательство, а стремление достигнуть таких показателей.
А вот подробнее о данных, которые должны стать общедоступными:
Участники этой хартии должны проводить общественный контроль друг за другом — и при нарушениях сообщать в экспертный совет хартии. Из хартии можно выйти в любой момент — сообщив об этом остальным участникам. Интересно, дадут ли так просто изнее выйти? Если даже сейчас отказ от присоединения нужно в письменном виде давать:
Прокомментировал Антон Свирякин, руководитель проектов в сфере корпоративного управления и налогообложения бизнеса:
«Если говорить об отрасли грузоперевозок, то история будет такая же, как и с клинингом. Сначала заставляют подписать хартию, обещая прозрачные правила игры, а потом предложат вступить в реестр РАДО.РУС и очередную карманную СРО (аналогичную СРО АКФО для клининга).
Дальше больше, потом налоговые органы просто воспользуются тем, что налогоплательщики вывернулись наизнанку и начнут выкручивать им руки. Предпроверочный анализ, самостоятельное исчисление налоговыми органами налогов и недоимок без участия налогоплательщика и непонятные для бизнеса бенчмарки сделают свое дело.
На рынке останутся только крупные игроки, а МСБ нашему государству не нужен».
А еще вот такое мнение прозвучало в комментариях:
«Субстанция, не основанная на законе. Точнее даже перечущая. Смысл в том, что неожиданно налоговое законодательство начинает регулировать гражданское законодательство о сделках и превалировать над ним. Всё это понятно, что в арбитраже можно отсудить, но зачем поощрять, по сути, незаконные действия?».
УСПЕЙТЕ ДО НГ!
Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.