Что значит фальшивить в музыке
Как бороться с фальшивым пением?
Есть довольно большое количество людей, которые любят петь и делают это, несмотря на то, что поют фальшиво. Они абсолютно не стесняются выступать перед зрителями при первой же возможности и в любых условиях. Такая категория людей – головная боль организаторов концертов, художественных руководителей и аккомпаниаторов.
Вопрос, однако, очень и очень деликатный. Сказать человеку, что он плохо (фальшиво) поет, это значит обидеть его. Редко кто воспримет подобную критику в свой адрес конструктивно. Скорее всего, затаит обиду, начнет комплексовать и т.д.
Научно доказано, что музыкальный слух, как и другие музыкальные данные, тренируется. Есть всевозможные методики, благодаря которым практически любой человек может в той или иной степени улучшить свои музыкальные данные. Взрослым это дается труднее, детям попроще. Но в любом случае корректировкой музыкального слуха лучше заниматься под руководством опытного музыкального педагога. Почему? Скажем так: кто-то должен слышать изменения в вашем слухе под действием тех или иных упражнений и сравнивать их со стартовыми.
Есть такая категория людей, которые прекрасно слышат мелодию и могут мысленно уверенно ее напевать. Это означает, что со слухом у них все в порядке. Такие люди, как правило, обладают способностью быстро осваивать новые мелодии, что подтверждает у них наличие хорошей музыкальной памяти. Но… как только они открывают рот и пробуют пропеть мелодию, другие слышат далеко не идеальное исполнение.
Но образ мелодии и ее физическое воплощение далеко не у всех совпадают. Есть хороший прием, позволяющий оценить степень своей «фальшивости» в вокале. Закройте одно ухо рукой во время пения. То, что вы услышите и есть ваше натуральное пение. После такого контроля многие понимают, что им просто необходимо улучшение своих музыкальных данных, в том числе и музыкального слуха.
Итак, если и слух и музыкальная память в порядке, что делает пение фальшивым? Это отсутствие координации между слухом и голосом. Именно координация — это то, на что вы должны сделать упор во время занятий по улучшению своих музыкальных данных. Присутствие специалиста в этом процессе обязательно, но есть некоторые правила, которые вы можете без всякого ущерба использовать самостоятельно.
Правило номер один: Н икогда не петь громко. Громкое пение не способствует точности точности интонирования мелодий.
Второе правило: Старайтесь петь максимально точно вместе со звучанием вашей любимой мелодии. Звук этой мелодии должен быть громче, чем ваше пение.
Правило номер три: Во время пения прикрывайте одно ухо ладонью. Это даст вам возможность сравнивать свое пение и оригинал мелодии, на который вы должны настраивать ваш голос. Как только почувствуете фальшь в своем пении – начинайте петь тише, внимательно прислушиваясь к оригиналу.
navi03
navi03
Кто пытается самостоятельно ответить на вопросы о том, почему не используются звуки между ДО и ДО-ДИЕЗ, пока не читать.
*
Вчера
я встречалась с клиентом. В разговоре выяснилось, что он в прошлом
баянист, и у него тульский белый баян. Это было очень круто в 80-е, это
да. А потом он с гордостью произнёс: И у меня абсолютный слух.
Я,
конечно, киваю, мол, да, это тоже круто. И молчу, потому что я с
клиентами редко вступаю в дискуссии, и ещё и потому, что вижу, что этот
человек относится к тем, кто считает абсолютный слух чем-то
исключительным, чуть ли не чудом.
Но вы, наверное, уже
догадываетесь, что я так не считаю, вы уже догадываетесь, что по-моему
розу из пепла может сделать снова розой каждый человек, кто верит в то,
что он это может.
Вот ко мне приходит некто:
«Возьмите меня в ученики, я слышал, что вы владеете тайной, у вас абсолютный слух, покажите мне это чудо!»
Я предлагаю ему сесть за инструмент и взять любую ноту. Он делает. Я называю. Он берёт две ноты, потом три, я всё время называю.
Человек
бросается мне в ноги со словами: «Я видел чудо! Я верю, что вы постигли
тайну, о, великий человек, прошу вас, научите меня своей тайне, и я
готов стать вашим рабом!»
Представьте себе, что я начну
объяснять, что тайны нет, и что если он будет заниматься так, как я ему
расскажу, он будет делать то же самое очень скоро. И что это доступно
каждому. Как вы думаете, что скажет этот человек?
Повернётся и уйдёт. :-)))))))))
Нет,
я на самом деле считаю, что музыка, как и математика, – это чудо, но
это чудо доступно каждому, кто верит, что оно ему доступно. Это так же
верно как то, что оно совершенно недоступно легковерным, то есть
неверящим. Музыка не перестанет быть чудом для тех, кто ею занимается, и
чем больше занимается, тем большее чудо открывается вдали.
**
Я
говорила о том, что ноты ДО, ФА, СОЛЬ и ДО на октаву выше первого ДО –
это самые первые звуки, которые лучше всего сочетаются друг с другом,
потому что они связаны гармонически, так как представляют собой
гармонические обертоны от первоначального.
То есть если у нас
лира настроена на ДО_ФА_СОЛЬ_ДО, мы можем брать одновременно ДО и ДО, ДО
и ФА, ДО и СОЛЬ, и даже по три: ДО_ФА_ДО, ДО-СОЛЬ-ДО – и все эти
сочетания будут звучать благозвучно и гармонично, потому что в основном
звуке ДО звуки ФА и СОЛЬ уже присутствуют в виде обертонов. Я надеюсь,
что это понятно.
Рассуждая дальше таким же образом, можно
догадаться, что все звуки, которые присутствуют в основном ДО в виде
обертонов, будут сочетаться с этим ДО. Посмотрим на обертоны на
картинке. Все звуки, которые там есть, все можно использовать с исходным
звуком ДО.
Можно провести долгую беседу и вывести все остальные
12 нот, которые используются сегодня, но этого, по-моему, не стоит
делать, понятно и так. (тут есть один маленький подвох, я пока не скажу
какой, может, кто-то сам заметит).
Таким образом из обертонов к звуку ДО и появились все 12 нот, из которых можно строить мелодии и аккорды.
Минимальное расстояние между нотами называется полутоном.
Наше
ухо будет воспринимать 12 нот и их любые сочетания, как чистое
звучание, а все остальные звуки, которые находятся в промежутках между
полутонами – как фальшивите, режущие слух.
Теперь идём дальше.
Возьмём вторую лиру и настроим её чуть иначе. Настроим её так, чтобы её
основной звук был не ДО, а звук, отстоящий от ДО на расстояние меньше,
чем полутон. Теперь настроим остальные струны: найдём чистую октаву от
первого ДО, потом кварту, и квинту. Вот мы и настроили вторую лиру.
Попробуем поиграть на ней. Как вы думаете, будут струны на второй лире
гармонично сочетаться между собой?
Конечно, будут, потому что у
«второго» ДО на второй лире есть свои собственные обертоны и с ними это
ДО будет прекрасно и гармонично сочетаться.
Теперь вопрос, будут ли
гармонично сочетаться две наши лиры, если мы попробуем играть на них
одновременно? Конечно, нет, это будет ужасная какофония.
Теперь
попробуем рассудить, услышат ли зрители в зале фальшь, если весь оркестр
и рояль перестроить одинаково на четверть тона вниз, или на восьмую
тона вверх? Не услышат. Или если звуковую запись воспроизвести на
скорости чуть больше или чуть меньше, всё записанное поднимется или
опустится, но фальши не будет, потому что изменится абсолютная высота
звуков, но расстояния между звуками сохранятся. Именно эти расстояния и
имеют значение, когда мы говорим о фальши.
Услышит ли хоть
кто-нибудь, что оркестр или запись звучит выше или ниже? Это могут
услышать люди только с очень хорошо натренированным ухом. Те люди, кто
привык часто слышать одинаково настроенные инструменты. Например,
пианисты.
Так что, получается, что нота ДО может быть не обязательно 261,16 Гц, а нота ЛЯ не обязательно 440?
Теоретически
да. Собственно говоря, когда-то так оно и было. Это относительно
недавно стали жёстко привязывать ЛЯ к частоте 440 герц.
В музыке,
как и везде в мире всё относительно. Не и не совсем. Я бы сказала так: в
мире всё относительно относительно. Абсолютные величины относительны
абсолютно, а относительные относительны относительно. Но это уже опять
дебри, вылезаю оттуда…
Получается, что я могу настроить скрипку
или вы можете настроить гитару как угодно, не по камертону, а чуть ниже
или чуть выше, главное, чтобы струны были гармонично настроены между
собой – и на инструменте уже можно играть. Да, но только в одиночку!
Чтобы подключить другой инструмент к игре, второй придётся перестроить
под первый.
Однако инструменты сегодня всегда настраиваются под
ЛЯ 440 герц, и поэтому у современных музыкантов ухо привыкает к тому,
что у нот совершенно определённое звучание. Ухо очень быстро привыкает к
этой определённой высоте и выучивает её. Это и есть так называемый
абсолютный слух. Диапазон частот, в которых мы можем различать звуки не
такой большой и нот всего примерно 90. Конечно, вы с лёгкостью отличите
на слух низкую ноту от высокой. И со временем все музыканты просто
запоминают звучание нот, и с лёгкостью угадывают ЛЯ или ДО, особенно
если они сыграны на его инструменте, потому что вместе с высотой
запоминается ещё и тембр. Поэтому если скрипач совершенно легко назовёт
ЛЯ, услышанное на скрипке, он, может быть, не сразу опознает ЛЯ, спетое
незнакомым голосом.
Что касается относительных высот звуков, то
любой начинающий музыкант, как только узнает про интервалы между звуками
— квинты, кварты, терции и прочие, сразу же может определять по слуху,
звучит интервал чисто или нет. То есть если задан исходный звук, мы,
отталкиваясь от него, можем определить интервал, то услышать, насколько
вторая нота удалена от первой.
И любому слышно, звучит второй
звук относительно первого чисто или фальшиво. То есть фальшь – это ноты,
которые не относятся к обертонам исходного звука и поэтому не
сочетаются с ним.
Фортепиано не может играть фальшиво, понятно
почему, а вот на скрипке можно играть любые ноты и любые интервалы.
Поэтому если на фортепиано играть ДО, и одновременно на скрипке
ДО+четверть тона, то такое звукосочетание слышится нами как фальшивое.
Или если играть на скрипке одновременно (или последовательно ноты,
расстояние между которыми меньше полутона).
сфальшивить
Смотреть что такое «сфальшивить» в других словарях:
сфальшивить — покривить душой, соврать, киксануть Словарь русских синонимов. сфальшивить 1. покривить душой 2. в музыке, пении: соврать (разг.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
СФАЛЬШИВИТЬ — СФАЛЬШИВИТЬ, сфальшивлю, сфальшивишь. совер. к фальшивить. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
СФАЛЬШИВИТЬ — см. фальшивить. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
СФАЛЬШИВИТЬ — или сфальшить, сделать какую либо фальшь, подлог, ложь; покривить душой. | Разногласить в музыке. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
сфальшивить — ФАЛЬШИВИТЬ/СФАЛЬШИВИТЬ ФАЛЬШИВИТЬ/СФАЛЬШИВИТЬ, разг. врать/ соврать … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
Сфальшивить — сов. неперех. 1. Взять неверную ноту при пении или игре на музыкальном инструменте, попасть не в тон. отт. перен. Исказить действительность при изображении чего либо. 2. разг. Поступить неискренно, лицемерно, схитрить. Толковый словарь Ефремовой … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
сфальшивить — сфальшивить, сфальшивлю, сфальшивим, сфальшивишь, сфальшивите, сфальшивит, сфальшивят, сфальшивя, сфальшивил, сфальшивила, сфальшивило, сфальшивили, сфальшивь, сфальшивьте, сфальшививший, сфальшивившая, сфальшивившее, сфальшивившие,… … Формы слов
сфальшивить — сфальш ивить, влю, вит … Русский орфографический словарь
сфальшивить — (II), сфальши/влю, ши/вишь, вят … Орфографический словарь русского языка
сфальшивить — Звуки, их разновидности и источник … Словарь синонимов русского языка
Что значит фальшивить в музыке
Мила Войс | Сильный голос запись закреплена
КАК НЕ ФАЛЬШИВИТЬ ВО ВРЕМЯ ПЕНИЯ: 3 ПРОСТЫХ ПРАВИЛА
“Да он поет фальшиво!”.
Наверняка вас посещают эти мысли, когда вы слышите, что человек во время пения не попадает в ноты, а по-простому “фальшивит”.
Согласитесь, слушать такое пение не приятно. А сказать об этом в лицо человеку (если, конечно, он не ваш близкий знакомый), порой, не удобно.
Возможно вы удивитесь, но фальшивое пение не является явным признаком отсутствия слуха.
Ведь есть люди (и они точно есть среди ваших знакомых, а может это вы сами), которые прекрасно слышат мелодию, мысленно напевают ее во все «горло». Но как только открывают рот, исполнение получается далеко не идеальным.
Почему же так происходит? В чем кроется причина, если с музыкальной памятью и со слухом все в порядке?
Это значит, между голосом и слухом нет координации. А это очень важный элемент, на который нужно обязательно делать упор во время занятий вокалом.
Хотите проверить степень вашей «фальшивости» в пении?
Закройте одно ухои пойте под музыку. Вы услышите ваше натуральное пение. Оцените его. Если оно вас не удовлетворяет, то есть смысл обратиться к музыкальному педагогу, чтобы подтянуть ваши музыкальные данные.
Но одновременно с этим вы можете пользоваться несколькими простыми правилами, которые помогут улучшить качество пения без ущерба для вас.
ПРАВИЛО 1
Не пойте громко. Громкое пение не способствует выразительности исполнения. Особенно если вы только-только начались учиться вокалу.
ПРАВИЛО 2
Старайтесь петь созвучно с вашей мелодией. Пойте тише, чем проигрывается музыка.
ПРАВИЛО 3
Закрывайте одно ухо во время пения. Так вы услышите свое истинное звучание. И если заметите «фальшь», пойте тише. Прислушивайтесь к вашей мелодии, настраивайте ваш голос.
Но при всем этом не забывайте чаще заниматься. А если надо, то с педагогом.
А вы как-то проверяете свое пение на «фальшивость»? Напишите в комментариях.
Про фальшь
На днях в одной вокальной статье я прочитала следующее: «Если вы не слышите собственной фальши, то возможно вам стоит попробовать свои силы в каком-нибудь другом направлении» (тобеж не в вокале). Читаю, подгораю и мысленно ору: «А может вам, ребят, не преподавать?».
За годы своей практики я работала с разными людьми. И с теми, кто поначалу не мог прохлопать ритм елочки. И с теми, кто не понимал, какая нота выше, а какая ниже. И конечно с теми, кто лажал и абсолютно не осознавал этого. Но знаете, что? Все перечисленные случаи поддавались коррекции. Причем в 99 процентах случаев из ста.
Почему человек фальшивит, но не слышит этого?
Самый популярный вариант банален до невозможности. Он просто не обращает на это внимания. Да – да. Внимание – это тоже навык и научиться им управлять ой как нелегко. Одним бывает тяжело абстрагироваться от звука и сосредоточиться на ощущениях. Другим – наоборот, тяжело концентрироваться на нотах. У восприятия вообще свои законы. Например, мы по-разному ощущаем звуки на разных высотах. Сильно низкие и сильно высокие различаем хуже, чем те, что находятся в центральной части диапазона. А еще мы можем путать высоту и тембр. Потому что объемные и «бархатные» ноты воспринимаются мозгом как более низкие, а плоские и звонкие кажутся выше.
Но и для них существуют эффективные методы коррекции. Например, через показ руками высоты или через звуки доречевой коммуникации (визг, вой, пищание и т.д.).
Когда человек только учится петь, большинство мышечных движений еще не перешли в режим автоматизма. А значит мозг перегружен задачами. И как следствие, часть из них отходит на второй план. В том числе, задача чисто интонировать. Тем более, в песне. ***Оффтоп. Именно поэтому я так активно топлю за постановку на упражнениях. Они проще. На них гораздо легче за всем уследить и не допустить ошибок.
Помню, как один мой студент во время распевки, спустя полгода занятий, воскликнул: «Так ты что, играешь те ноты, которые мне надо петь?». И после этого запел как Херувим. Отсюда следует простой вывод: то, что является само собой разумеющимся для тебя, совсем не очевидно для другого.
Иногда педагогу нужно проговорить, что вот этот звук низкий, а этот – высокий. Что нужно петь, совпадая с мелодией. Что надо слушать и себя, и других. На одном занятии я даже нарисовала на клавишах навигацию со стрелками. Типа «выше – это туда» И стрелочка вправо.