Что значит экспериментальная музыка
Экспериментальная музыка
Эксперимента́льная му́зыка (англ. Experimental Music ) — музыка, необычный инструментарий либо новые композиционные принципы которой делают её неустоявшуюся эстетику в перспективно-ценностном отношении достаточно неопределённой и спорной. [1]
Содержание
Общая характеристика
Экспериментальную музыку следует отличать от авангардной музыки, поскольку: «…в самом общем виде, авангардную музыку можно рассматривать как занимающую экстремальные позиции в пределах традиции, в то время как экспериментальная музыка лежит за её пределами.» [2]
Термин «экспериментальная музыка» довольно часто используется в музыкальной критике (иногда с оттенком неодобрения) для того, чтобы лаконично охарактеризовать образцы той новой музыки, эстетика которой явным образом нарушает все существующие в музыкальном искусстве традиционные нормы и правила.
С другой стороны, музыкальные журналисты, в случае плодотворности описываемых ими музыкальных экспериментов, могут использовать данное определение и в значении сугубо позитивном.
Примеры экспериментальной музыки
Примечания
См. также
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Экспериментальная музыка» в других словарях:
Экспериментальная музыка — (от лат. ехреrimentum проба, опыт) музыка, сочиняемая с целью проверки новых композиц. приёмов, новых условий исполнения, необычного звукового материала и т. п. Понятие Э. м. неопределённо; оно соприкасается с такими выражениями, как… … Музыкальная энциклопедия
Музыка конца XX — начала XXI века — Списки персоналий По имени По верованиям По национальности По роду деятельности По должности По достижениям Список музыкантов и музыкальных коллективов: Содержание 1 По жанрам 1.1 … Википедия
Музыка СССР — Основная статья: Союз Советских Социалистических Республик Музыка советского периода (1918 1991) в России и других союзных республиках за свою историю состояла из самых разнообразных жанров и периодов. Хотя основная часть музыкантов и… … Википедия
Рок-музыка — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Рок (музыка) — Запрос «Рок» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Запрос «Рокер» перенаправляется сюда. О мотоциклистах см. Байкеры. Рок музыка (англ. Rock music) обобщающее название многих направлений музыки. Слово «rock» качать в данном случае… … Википедия
Авангардная музыка — Основная статья: Авангард Авангардная музыка (англ. Avant garde music) искусствоведческий термин, используемый для обозначения такой музыки, определённые элементы эстетики которой оказываются настолько радикально инновационными, что… … Википедия
Академическая электронная музыка — Направление: Продолжение академических традиций в электронной музыке Истоки: Европейская академическая музыка, серьёзные формы электронной музыки Место и время возникновения: 60 е годы XX века Европа, США … Википедия
Акусматическая музыка — Направление: Академическая электронная музыка Истоки: Ранние формы электронной музыки, конкретная музыка Место и время возникновения: Середина XX века Европа, США, СССР … Википедия
Спектральная музыка — (также «спектрализм», фр. Musique spectrale) вид современной музыки, характерной особенностью которого является техника музыкальной композиции, опирающаяся на анализ звукового спектра создаваемого произведения. Выполняя подобный анализ … Википедия
Сюрреалистическая музыка — (англ. … Википедия
Экспериментальная музыка
Ю. Н. Холопов.
Полезное
Смотреть что такое «Экспериментальная музыка» в других словарях:
Экспериментальная музыка — Schaeffer presenting the Acousmonium. Экспериментальная музыка (англ. Experimental Music) музыка, необычный инструментарий либо новые композиционные принципы которой делают её неустоявшуюся эстетику в перспективно ценностном отношении… … Википедия
Музыка конца XX — начала XXI века — Списки персоналий По имени По верованиям По национальности По роду деятельности По должности По достижениям Список музыкантов и музыкальных коллективов: Содержание 1 По жанрам 1.1 … Википедия
Музыка СССР — Основная статья: Союз Советских Социалистических Республик Музыка советского периода (1918 1991) в России и других союзных республиках за свою историю состояла из самых разнообразных жанров и периодов. Хотя основная часть музыкантов и… … Википедия
Рок-музыка — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Рок (музыка) — Запрос «Рок» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Запрос «Рокер» перенаправляется сюда. О мотоциклистах см. Байкеры. Рок музыка (англ. Rock music) обобщающее название многих направлений музыки. Слово «rock» качать в данном случае… … Википедия
Авангардная музыка — Основная статья: Авангард Авангардная музыка (англ. Avant garde music) искусствоведческий термин, используемый для обозначения такой музыки, определённые элементы эстетики которой оказываются настолько радикально инновационными, что… … Википедия
Академическая электронная музыка — Направление: Продолжение академических традиций в электронной музыке Истоки: Европейская академическая музыка, серьёзные формы электронной музыки Место и время возникновения: 60 е годы XX века Европа, США … Википедия
Акусматическая музыка — Направление: Академическая электронная музыка Истоки: Ранние формы электронной музыки, конкретная музыка Место и время возникновения: Середина XX века Европа, США, СССР … Википедия
Спектральная музыка — (также «спектрализм», фр. Musique spectrale) вид современной музыки, характерной особенностью которого является техника музыкальной композиции, опирающаяся на анализ звукового спектра создаваемого произведения. Выполняя подобный анализ … Википедия
Сюрреалистическая музыка — (англ. … Википедия
Нестандартная современная музыка для экспериментаторов
Собрали несколько направлений музыкального искусства, которые вы вряд ли назовёте привычными и знакомыми. А некоторые даже посчитают их странными.
Для современного человека послушать музыку — не проблема. Миллионы плейлистов и миллионы композиций доступны онлайн и крутятся в режиме «shuffle». А вот найти что-то новое, способное произвести впечатление на искушённых и пресыщенных слушателей, сложно.
Вносим свой вклад в поиски удивительного. Включайте звук на полную и погружайтесь с головой!
Экспериментальная музыка
У этого термина множество интерпретаций. Если их обобщить, то можно сказать, что экспериментальная музыка — это любые музыкальные произведения, авторы которых экспериментируют с композиционными принципами, необычными музыкальными инструментами, способами исполнения и так далее, не сильно заботясь об эстетике (в её классическом понимании).
Ещё по этой теме :
У сторонников этого направления главная задача — попробовать сделать что-то по-новому, соединить несоединимое и посмотреть, что же из этого получается.
Ярким примером экспериментальной музыки можно назвать творчество Венского овощного оркестра (Австрия). Это, наверное, единственный музыкальный коллектив, в котором есть должность повара, ведь к каждому своему выступлению ребята вынуждены делать инструменты заново, а после исполнения из «музыкальных» овощей делают суп и подают его зрителям.
Конкретная музыка
Любители психоделического и сюрреалистического в искусстве оценят произведения, созданные в этом направлении академической электронной музыки. В основе конкретной музыки (или musique concrète) лежит не привычная нам мелодия, а сочетание природных и не совсем природных шумов и звуков, которые записываются заранее, а потом с помощью профессиональной аппаратуры трансформируются, искажаются и сочетаются с другими звуками. В итоге получаются очень странные, но завораживающие композиции.
Подобные профессиональные эксперименты с различными шумами начались довольно давно — приблизительно в середине XX века. Первооткрывателем конкретной музыки называют французского инженера-акустика Пьера Шеффера. Позже достижения Шеффера использовались многими музыкантами для собственных экспериментов. Так, влияние конкретной музыки ощутимо в «Revolution 9» The Beatles. Расцвет этого жанра пришелся на 90-е годы XX века. Свои композиции в стиле конкретной музыки создают такие исполнители как Кристиан Феннес (Австрия), Франциско Лопез (Испания), Arcane Device (David Lee Myers, США), Hafler Trio (Англия) и, конечно, дуэт Matmos (США).
Интуитивная музыка
Таким термином в 1968 году немецкий композитор Карлхайнц Щтокхаузен назвал особую форму музыкальной импровизации. Суть этой музыки в том, что она создаётся спонтанно, часто в реальном времени, абсолютно без подготовки. Такая музыка призвана воплощать мысли и идеи композитора в данный конкретный момент. Если хотите, это своеобразная ретрансляция «потока сознания».
Это может быть интересно :
Сам Карлхайнц Штокхаузен придерживался весьма сложных взглядов на мир. В частности, он полагал, ссылаясь на Пифагорейскую школу, что «Космос основан на числе», а «музыка имеет воздействие на душу и тело». Эти два положения и стали основой его музыкальных импровизаций. Интуитивная музыка придётся по вкусу тем, кто восхищается тайнами космического пространства и мечтает посетить каждый уголок нашей бесконечной Вселенной, а также тем, кто просто любит импровизацию.
Можете познакомиться с этим направлением на примере Оркестра интуитивной музыки (Москва), музыканты которого используют более 400 инструментов со всех континентов Земли.
Космическая музыка
Эта музыка для тех, кто любит созерцать космос (любуясь ночью звёздным небом или детально изучая космические объекты с помощью телескопа) или даже иногда представляет себя на борту звездолёта. На самом деле, комическая музыка — это характеристика настроения музыкальных произведений разных жанров и стилей. Тематика такой музыки часто близка темам из научной фантастики. К ней можно отнести некоторые джазовые композиции, отдельные произведения рок-музыки, экспериментальной музыки. Часто термин «космическая музыка» применяется к произведениям, написанным в жанрах Эмбиент, New Age, Транс и Электронный поп.
К космической музыке относят произведения коллектива Tangerine Dream (Германия), Жана-Мишеля Жарра (Франция), наиболее известного своими грандиозными музыкально-световыми шоу, музыкальной группы Space (Франция) и японского композитора Китаро (Масанори Такахаси).
Спектральная музыка
Если у вас философско-математический склад ума и вы наслаждаетесь научными экспериментами, этот вид музыки создан именно для вас. «Музыка — это звук, разворачивающийся во времени», — так считали представители французской спектральной школы, разработавшие теорию спектральной музыки. Особенностью данного вида музыки является техника музыкальной композиции, когда «строителем формы» произведения выступает не привычная гармония, а спектр звука — физическая характеристика звука, которой раньше уделяли внимание в основном тогда, когда говорили о создании музыкальных инструментов или о теории звучания.
Это может быть интересно :
Музыка при таком подходе перестаёт быть линейной и становится многоуровневой, более похожей на язык, чем мы привыкли ощущать. Это попытка композиторов углубиться в музыку, познать сущность звука, проанализировать его и создать на основе этого анализа новую теорию музыки как явления действительности.
Технику спектрального анализа в своём творчестве используют композиторы французской спектральной школы: Жерар Гризе, Тристан Мюрай и Юг Дюфур; в Германии специалистом в этой области считается Петер Этвёш; методы французской спектральной школы повлияли также на творчество румынского композитора Янку Думитреску, который пытался применять в музыке принципы феноменологии.
В мире музыкального искусства, словно в передовом НИИ, ведутся постоянные споры и делаются открытия. Музыка — это не что-то, созданное только для удовольствия, это инструмент, способный менять сознание и ломать стереотипы. А ещё это огромное поле для исследований. Не стоит бояться искать и слушать новое, даже если оно кажется вам странным. Просто нажмите на «Play», и со временем всё прояснится.
Бесконечное поле возможностей
Даниил Бурыгин рассказывает о том, какую музыку можно считать экспериментальной, — на примере участников фестиваля «Джаз осенью. Экспериментальная импровизационная музыка»
Канонический композитор-авангардист стремится выправить, отделать каждый элемент произведения, чтобы в некоем идеальном своем выражении момент застыл в вечности. Экспериментальная музыка, напротив, существует исключительно в реальном времени, в условиях перманентной креативности и часто включает множество авторов/акторов (в том числе неодушевленных). Уже само по себе предположение отсутствия ограничений (безусловно, утопичное) дает мощный импульс для работы воображения.
Конечно, не стоит обманываться: импровизация — это не волшебная сила, моментально наделяющая музыканта суперспособностями. Фетишизация импровизации уже давно и многократно подвергалась критике, и сегодня нет необходимости доказывать, что сама по себе импровизация — не меньшая условность, чем любые другие правила игры. Тем не менее если экспериментальная музыка работает с моментальными реакциями и конкретным музыкальным выражением, то отсутствие предустановок при прочих равных делает участников более чувствительными, катализирует реакции.
[1] Michael Nyman. Experimental Music: Cage and Beyond. — Cambridge, 1999. P. 1—30.
[2] Alvin Lucier. Music 109. Notes on Experimental Music. — Middletown, Connecticut, 2012. P. 97.
[3] Jennie Gottschalk. Experimental Music Since 1970. — NY, 2016. P. 10.
[4] Salome Voegelin. Sonic Possible Worlds: Hearing the Continuum of Sound. — NY, 2014. P. 122.
Экспериментальный поп является поп-музыка которые нельзя отнести к традиционным музыкальным рамкам [1] [2] или который пытается продвинуть элементы существующих популярных форм в новые области. [3] Он может включать экспериментальные методы Такие как Musique concrète, алеаторическая музыка, или же эклектизм в поп-контекстах. [4] Часто композиционный процесс предполагает использование электронный производственные эффекты для управления звуками и аранжировками, [2] а композитор может привлечь внимание слушателя как тембр и тональность, хотя и не всегда одновременно. [5]
Экспериментальная поп-музыка развивалась одновременно с экспериментальный джаз как новый вид авангард, и многие молодые музыканты используют практику создания студийных записей на периферии популярная музыка. В начале 1960-х продюсеры, авторы песен и инженеры могли свободно экспериментировать с музыкальная форма, оркестровка, неестественная реверберацияи другие звуковые эффекты, и к концу 1960-х годов в высшей степени экспериментальная поп-музыка или звуки, расширяющие представление о типичной популярной песне, были положительно восприняты молодой аудиторией.
Содержание
Характеристики
Автор Билл Мартин заявляет, что хотя термин «экспериментальная поп-музыка» может звучать «на первый взгляд оксюморонический», можно выделить три критерия для характеристики его музыки:
Некоторые тенденции среди художников включают использование экспериментальных методов, таких как Musique concrète, алеаторическая музыка, или же эклектизм в поп-контекстах. [4] Часто композиционный процесс включает использование эффектов электронного производства для управления звуками и аранжировками. [2] По мнению музыковеда Ли Лэнди, экспериментальные поп-настройки сочетают звуковую и нотную работу, хотя и не всегда одновременно. [5] Композитор Нико Мухли описал мир экспериментальной поп-музыки как «праздник звуковых сопоставлений». [6]
История
Истоки (1950–60-е годы)
Мартин пишет, что экспериментальная поп-музыка развивалась примерно в то же время, что и экспериментальный джаз, [nb 1] и что он возник как «новый вид авангарда», ставший возможным благодаря историческим и материальным обстоятельствам своего времени. [3] В поп- и рок-музыке начала 1960-х продюсеры, авторы песен и инженеры свободно экспериментировали с музыкальная форма, оркестровка, неестественная реверберация, и другие звуковые эффекты. Некоторые из наиболее известных примеров: Фил Спекторс Стена звука и Джо Микиспользование домашних электронных звуковых эффектов для таких действий, как Торнадо. [9] По словам автора Марка Бренда, Meek’s Я слышу новый мир (1960) на несколько лет опережает более известную экспериментальную поп-музыку, [10] [nb 2] тогда как музыковед Ли Лэнди называет американского композитора Фрэнк Заппа как один из первых экспериментальных поп-музыкантов. [1]
Музыкант Дэвид Граббс пишет, что многие молодые музыканты «переехали из [Джон] Кейдж»тень», приняв другую крайность и приняв практику студийных записей произведений, связанных с популярной музыкой «. [13] Далее Граббс объясняет, что некоторые из самых выдающихся музыкантов-авангардистов, которые сформировали рок-группы в середине 1960-х годов, были валлийцами. Джон Кейл (позже вельветовое метро) и американская Джозеф Берд (позже Соединенные Штаты Америки), которые оба продолжили создавать альбомы экспериментальной поп-музыки. [13] Тем не менее, «пропасть» все еще будет существовать между композиторами-экспериментаторами и «чужими» поп-музыкантами, отчасти из-за роли студии звукозаписи. По этому поводу композитор Роберт Эшли цитируется в 1966 году;
Мы не можем быть популярными музыкантами там, где происходят довольно интересные вещи. [. ] В популярной музыке мне нравится то, что они ее записывают. Они записывают, записывают, записывают, записывают! Проницательный продюсер вырезает волшебство из разных лент (смех) и расставляет их в определенном порядке и получает цельный кусок. Это очень красиво, потому что это настоящая звуковая магия. [. ] Мы должны изобретать социальные ситуации, чтобы позволить этому волшебству происходить. [14]
Историк музыки Лоренцо Кандалария описал американскую рок-группу пляжные мальчики как «одна из самых экспериментальных и новаторских групп 1960-х годов». [15] Соучредитель и руководитель Брайан Уилсон писал и продюсировал песни для группы, которые варьировались от массовых хитов до малоизвестных экспериментальных поп-композиций. [16] [№ 3] Их сингл 1966 года «Хорошие колебания», также созданная и написанная в соавторстве с Уилсоном. графики рекордов на международном уровне, впоследствии распространившаяся волна поп-экспериментов с ее стремительной сменой риффов, эхо-камера эффекты и сложные гармонии. [19] [№ 4] За этим последовало Смайлик улыбка (1967), альбом урезанных записей. В 2003 г. Журнал Stylus написал, что альбом «охватывает слушателя с одурманенной искренностью; подвиг, никогда не совершаемый более претенциозными и деспотичными психоделия той эпохи. По этой причине Смайлик улыбка так хорошо сочетается с более экспериментальной поп-музыкой сегодня «. [20]
Взгляд художника Дагги Филдс, то Сид Барретвоплощение Пинк Флойд пример экспериментальной поп-музыки. [21] Группа добилась своего первоначального успеха, играя на НЛО Клуб в Лондоне подземный объект чьей целью было дать выход экспериментальным поп-группам. [22] В соответствии с Нью-Йорк Таймс, Барретт и его последующие сольные альбомы «стали пробным камнем для экспериментальных поп-музыкантов». [23] К концу 1960-х годов в высшей степени экспериментальная поп-музыка или звуки, расширяющие представление о типичной популярной песне, были положительно приняты молодой аудиторией, что Джеральд Лин Ранний кредиты таким группам, как Крем, Трафик, Кровь, пот и слезы, и «конечно», Битлз. [24] Барабанщик Джон Денсмор считал, что двери были на острие экспериментальной поп-музыки, пока не послушали альбом Битлз Сержант Группа Pepper’s Lonely Hearts Club (1967), которую он описал как «[кажется] сделавшей все это». [25] Мартин написал это вместе с катящиеся камни’ Просьба их сатанинского величества (1967), Битлз ‘ Сержант Перец «открыл пространство» для экспериментальной поп-музыки, которое позже было заполнено Джими Хендрикс, Jethro Tull, и ВОЗс Томми (1968). [26] До Сержант Перец, Гэри Ашер и Курт Ботчер были авторами песен и продюсерами из Лос-Анджелеса, которые интересовались классическая музыка и авангард. Позже упоминается как принадлежность солнечный поп, они работали вместе, чтобы создать свой дебютный студийный альбом, Настоящее время (1968). Он был зачислен на Стрелец, а группа студии названный «экспериментальной поп-группой» А.В. Клуб’с Ноэль Мюррей. [27] [№ 5]
1970–80-е гг.
Автор Паскаль Бюсси написал, что немецкий краутрок такие группы как Может и Крафтверк успешно преодолели разрыв между экспериментальной и поп-музыкой 1970-х, [29] в то время как согласно Нью-Йорк Таймс, Kraftwerk усовершенствовал «экспериментальную поп-чувствительность» в таких альбомах, как Радио-активность (1976) и Трансъевропейский экспресс (1977). [30] Писатель Оуэн Хазерли обнаружил «литературно-экспериментальную поп-традицию», распространявшуюся по Соединенному Королевству в 1970-х и 1980-х годах. [31] Воплощены художниками, такими как Рокси Музыка, кузнецы, партнеры, и Зоомагазин мальчики, эта традиция «сбалансированная сексуальность и грамотность, показная работа и строгая нравственность, неистовые амбиции и классовое негодование, переводя это в записи, уравновешивающие эксперименты и популистскую сплоченность «. [31]
Работа бывшего музыканта-участника Roxy Music 1970-х Брайан Ино Ли Лэнди цитирует как архетипический пример поп-музыканта, который «применил разработки экспериментального сектора при создании своего собственного экспериментального поп-сектора». [32] После ухода из Roxy Music в 1973 году Ино начал выпускать серию сольных альбомов, в которых он одновременно развивал свои окружающий, поп и электроника. [33] По мнению поп-музыканта Скотт Миллер, они были «самыми успешными» артистами экспериментальной поп-музыки того времени, объясняя, что ключ к успеху Ино, «похоже, был в том, чтобы делать науку из точек принятия решений (см.Наклонные стратегии’) вместо того, чтобы умышленно странный или же разные в обычных непроверенных точках принятия решения » [34] [№ 6]
Альбом Ино До и после науки (1977), согласно публикации Джошуа Пикарда Nooga, был «экспериментальной поп-ясностью [. ] кульминацией звука, над которым Ино работал с момента выпуска А вот и теплые самолеты в 1973 г. » [33] Участники Roxy Music, Свободный, Fairport Convention, Может и Кластер особенность в записи как сессионные музыканты в добавление к Фил Коллинз, который выполняет барабаны на одной дорожке. [33] Собственный дебютный сольный сингл Коллинза «В воздухе сегодня вечером»(1981) был описан Гэри Миллсом из Quietus как находящийся «в авангарде экспериментальной поп-музыки», когда он был выпущен. Далее он назвал его «классикой рок-странностей», на которую повлияли «нетрадиционные студийные пристрастия Брайана Ино и Питер Габриэль». [37] Лэнди отметил тенденцию экспериментальных поп-исполнителей, таких как Ино и Дэвид Бирн строить дорожки вокруг существующие записи, эффективно сочетающие разные стили, техника, использованная в альбоме дуэта 1981 года. Моя жизнь в кустах призраков. [38]
Нью-Йорк Таймс ‘ Будет ли Гермес имен Лори Андерсон пионер экспериментальной поп-музыки, чья авторская песня «О Супермен»(1981) был» левым полем » новая волна хит «это» объединил материнскую помощь с психологией современного корпоративного государства с использованием электронно обработанных стихов ». [39] Написание для Хранитель, Джейсон Коули описал британского певца и автора песен Кейт Буш как «артист, великолепно владеющий языком экспериментальной поп-музыки». [40] Вставить журнал зачислен Мой кровавый Валентинальбом 1988 г. Это ничего с демонстрацией экспериментальной поп-эстетики, основанной на «резких, крутящихся гитарных тонах и красиво диссонирующем искажении», что в конечном итоге превратилось в жанр, известный как шугейзинг. [41] Мартин предложил хип-хоп музыка, особенно выпущенная такими исполнителями, как Враг государства и KRS-One, возникла как новая форма экспериментальной поп-музыки, увидев новое слияние художественных и политических инноваций. [42]
1990–2000-е гг.
Звукозаписывающий лейбл Бегемоты в танках, основанная Бэрроном Мачатом в 2010 году, была связана с Возраст Интернета экспериментальная поп-музыка, основанная на разрозненных источниках, таких как новая волна, авангард шум, R&B, и техно. [45] Лейбл выпускал проекты таких артистов, как Джеймс Ферраро, Autre Ne Veut, Лорел Halo, Хайп Уильямс, и Арка. [45]