Что такое close test

Что такое close test. Смотреть фото Что такое close test. Смотреть картинку Что такое close test. Картинка про Что такое close test. Фото Что такое close test

Cloze Words может быть удален из рассматриваемого текста либо механически (каждое n-е слово), либо выборочно, в зависимости от того, какой именно аспект он предназначен для проверки. Методология является предметом обширной академической литературы; тем не менее, учителя обычно разрабатывают специальные тесты.

СОДЕРЖАНИЕ

Примеры

Учитель языка может дать ученикам следующий отрывок:

Сегодня я пошел в ___________ и купил молока и яиц. Я знал, что будет дождь, но забыл взять ________, и в итоге промок по дороге.

Сегодня я пошел в супермаркет, купил молока и яиц. Я знала, что пойдет дождь, но забыла взять зонтик и по дороге промокла.

Помимо использования для проверки владения языком, заключительный тест также может использоваться для проверки фактических знаний, например:

________ анаэробный катаболизм глюкозы.

Оценка

Определение успеха в данном тесте на закрытие различается в зависимости от более широких целей, стоящих за упражнением. Оценка может зависеть от того, является ли упражнение объективным (т. Е. Студентам дается список слов для использования в заключении) или субъективным (т. Е. Учащиеся должны заполнить тупик словами, которые сделают данное предложение грамматически правильным).

Я видел, как мужчина положил куртку на лужу для женщины, переходящей улицу. Я думал, что это было очень ______.

Реализация

Сравнение с другими методологиями тестирования

Гловер, 1989, сравнил различные формы воспоминаний и их эффективность по прошествии некоторого времени, когда они забыли о происшествии. Гловер называл тесты замыкания на запоминание с указанием, которое оказалось менее эффективным, чем тестирование свободного припоминания (ученику давали общий сигнал, от ученика требовалось вспомнить все, что он знал), но более эффективным, чем тесты на распознавание.

Обработка естественного языка

Источник

Достижение метапредметных результатов обучения через использование клоуз-тестов

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Передо мной стоит задача: включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.

Многие учителя в своей деятельности сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний. Разрешением этого вопроса является использование активных средств формирования универсальных учебных действий на уроке. И здесь особенно хотелось бы отметить, что русский язык является не только учебным предметом школьной образовательной программы, но и средством обучения другим дисциплинам. В этом аспекте применение учителем-словесником различных средств становится особенно значимым.

Клоуз-тесты могут быть обучающие и диагностические.

В качестве обучающего момента необходимо использовать памятку по выполнению клоуз-теста.
Памятка (для учащихся)

Дети, обученные работе с клоуз-тестом, успешно применяют имеющиеся навыки в других ситуациях текстовой деятельности, например, при написании изложения: слушая текст, они фиксируют ключевые слова, фрагменты текста, а затем именно по ним восстанавливают текст. Поэтому клоуз-тест эффективен как способ подготовки к изложению, сочинению.

При выполнении клоуз-теста предметом оценки является умение ребёнка встраиваться в текстовую (авторскую) концепцию и подбирать слова, не противоречащие

1) грамматике (умение работать с ближайшим от пропуска контекстом – встраиваться в словосочетание и предложение),

2) логике (умение работать с контекстом соседних предложений),

3) текстовому смыслу (умение работать со смыслом текста в целом, понимать авторский замысел, концепцию текста).

При этом каждое из вставленных ребенком слов может показывать противоречивость / непротиворечивость вставки по каждой из этих трех позиций. В результате определяется та или иная степень соответствия вставленных слов тексту.

Интерес к изучению языка можно повысить, используя материалы других предметов. Тексты могут быть не только из литературных произведений, но и связанные с историей, биологией, географией, математикой и т.д. Это наглядно демонстрирует учащимся возможность применения полученных знаний в различных сферах, создаст целостную картину знаний.

Например, при повторении темы «Имя прилагательное», можно использовать текст М.Пришвина.

У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная

— Серёжа!- позову я его деловито.

Карта текста

1. Вопрос на восприятие текста.

— Какое время года изображает автор?

— Как вы себе представляете место, описанное автором?

— Что подметил повествователь, наблюдая за лугом?

2. Пропущенные слова: Золотой (в заголовке), забава, одуванчиком, фукнет, цветы, золотой, одуванчиков, красиво, золотой, золотой, золотой, лепестки, одуванчики, золотым.

3. Данный клоуз-тест применим на начальном этапе работы по данной методике в 5-7 классах.

4. М. Пришвин. Ребята и утята. М.: «Стрекоза», 2011, «Золотой луг» стр. 7.

5. Языковой анализ текста.

В каком значении (прямом или переносном) употреблено название текста «Золотой луг»?

Объясните значение словосочетания «золотой луг», замените его синонимичным сочетанием.

Определите тип речи.

Найдите в тексте деепричастный оборот и подчеркните его.

6.С помощью данного текста можно организовать повторение орфографии (о-ё после шипящих в корне слова, безударные проверяемые гласные в корне слова) и пунктуации (знаки препинания в сложном предложении, знаки препинания при деепричастном обороте).

7. Дополнительное задание: нарисовать иллюстрации к данному тексту.

8. Тест апробирован. Проведен урок в 7б классе с целью знакомства с этой формой работы. Перед началом работы учитель познакомил учащихся со значением слова «клоуз-тест», объяснил, как восстановить пропущенное слово.

В диагностике приняли участие 25 учащихся. В тесте пропущено 14 слов. Не вызвало затруднений восстановление следующих слов: одуванчиков, цветы, золотой. Затруднения возникли со словом «фукнет», 4 ученика не дали никакого варианта восстановления слова, 1 ученица восстановила авторский вариант. Восстановлению слова «золотой» был подобран вариативный ряд слов: зелёный, заливной, душистый цветочный, 15 учеников восстановили слово автора. Учащиеся обосновали выбор слова, опираясь на текст.

Результаты работы следующие: 13 слов – 1 ученица, 12 слов – 6 учеников, 11 слов – 8 учеников, 10 слов – 10 учеников. После самостоятельной работы была проведена коллективная проверка с обсуждением вариантов подобранных слов.

Итоги проведенного поиска фиксируются в отдельной табличке.

По моим наблюдениям, от текста к тексту я тратила все меньше времени на поиск правильных результатов выполняемых в соответствии с заданием действий, все легче и легче ориентировалась в подгруппах метапредметных планируемых результатов. Понятно, что каждому учителю понадобится разное время для освоения такой идентификации. Но без этой работы невозможно целенаправленно управлять формированием у обучающихся групп результатов в соответствии с ФГОС, осознанно осуществлять анализ используемого в образовательном процессе учебно-методического комплекта, определения достаточности в нем заданий, формирующих универсальные учебные действия. Многократность процедуры распознавания позволит педагогам накопить компетенции, необходимые для самостоятельного конструирования формирующих заданий для текущей оценки сформированности метапредметных результатов освоения ООП.

Таким образом, использование метапредметных заданий на уроках русского языка позволяет не только повысить эффективность урока, но и применить полученные знания при обучении другим предметам и во внеурочной деятельности.

Информационные ресурсы

1. А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г.Асмолова. 3-е изд. М.: Просвещение, 2013. 159 с.

2. Волкова О.В. Контрольно-диагностические материалы для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 5 классе. Казань: РИЦ «Школа», 2015. 172 с.

3. Книгина М.П. Тесты по русскому языку. 6 класс. Саратов: Лицей, 2004. 64 с.

4. Копотева Г.Л., Филимонова Е.Н. Методический конструктор заданий для формирования метапредметных результатов обучения. Школа и производство. 2017. № 1. С. 15-18.

5. Материалы сайта «Социальная сеть работников образования» // http://nsportal.ru/shkola/ russkiy-yazyk/library/2012/09/27/lingvisticheskie-skazki (Дата обращения: 27.05.2017 г.).

6. М.Пришвин. Ребята и утята. М.: «Стрекоза», 2011, «Золотой луг».

7. Шкатова Л.А. Подумай и ответь: Занимат. задачи по рус.яз.: Кн. для учащихся 5-7 кл.ср. шк. М.: Просвещение, 1989. 96 с.

Источник

Статья об использовании клоуз-тестов на уроке английского языка

«Клоуз-тесты» в обучении английскому языку

учитель английского языка

ГБОУ СОШ №496 г.Санкт-Петербург

«Клоуз-тест является хорошим индикатором общих языковых умений, в том числе и умения пользоваться языком исходя из специфического лингвистического и ситуативного контекста».

В наши дни в отечественной литературе уделяется особое внимание различным формам контроля, используемого на уроках иностранного языка и в ходе которого выявляется усвоение учебного материала и овладение обучающимися языковых навыков. Традиционные приемы проверки знаний, умений и навыков учащихся, применяемые в учебном процессе, не всегда отвечают требованиям, предъявляемым к рациональному контролю. П оиск эффективных форм контроля обусловил все возрастающий интерес к методу тестов.

Особенность «клоуз-теста» состоит в том, что ситуация в нем представляется в виде связного текста (как монолога, так и диалога). Таким образом, информация подобной тестовой ситуации относится как и к организации языка, так и к внеязыковой действительности. Отсюда можно сделать вывод, что успешность выполнения «клоуз-теста» находится в прямой зависимости от того, насколько быстро испытуемый может понять весь текст и восстановить связи между событиями или состояниями персонажей, описанными в тексте. Это в свою очередь определяется тем, насколько хорошо он владеет лексикой изучаемого языка, в какой степени у него развита языковая догадка и насколько адекватно он понимает текст каждой конкретной тестовой ситуации.

По мнению большинства отечественных и зарубежных авторов «клоуз-тест» может быть успешно использован как форма контроля в средней и старшей школе на продвинутом этапе обучения, когда у обучающихся сформирована соответствующая языковая база, на которой строится догадка.

Методика составления «клоуз-теста» не представляет особых трудностей. При разработке теста данного вида педагог должен руководствоваться следующими проверенными на практике рекомендациями.

Для основы «клоуз-теста» необходимо выбрать отрывок литературного произведения объемом не менее 100 и не более 300—400 слов, в котором пропускается каждое n-е (т.е. 5-е, 7-е и т.д.) слово, независимо от того, структурное оно или знаменательное. Отрывок прозы должен представлять законченное по смыслу, логически обоснованное изложение фактов или событий, в котором почти не упоминаются имена собственные, а пропущенные слова достаточно легко восстанавливаются за счет контекста.

Данная форма применяется двояко: с фиксированным пропуском слов и нефиксированным, когда опускаются только, например, служебные слова. Задание к данному тесту формулируется следующим образом: «Прочтите текст и заполните пропуски, используя только одно слово для каждого пропуска». При выполнении такого теста станет ясно, что некоторые слова восстанавливаются сравнительно легко, а некоторые случаи вызывают затруднение. Следовательно, составление данного вида теста подразумевает не чисто механическое удаление слов через равные промежутки из случайно взятого текста, а удаляются те языковые единицы, восстановление которых обусловлено семантическими и грамматическими особенностями текста.

Важнейшими моментами подготовки клоуз-тестов являются следующие:

1) выбор адекватного теста, содержание которого доступно развитию испытуемого на данном этапе, а лингвистические трудности соответствуют уровню его обученности;

2) определение общего количества и характера слов, которые следует убрать из текста;

3) стиль теста должен соответствовать требованиям тестирования;

4) должны быть даны четкие инструкции по выполнению теста;

5) одним из условий успешного выполнения теста является предоставление тестируемому возможности ознакомиться с данной технологией заранее, т.е. выполнить несколько подобных тестов до того, как будет дан итоговый тест.

Таким образом, с помощью данного «клоуз-теста» достаточно точно и объективно устанавливаются и степень сформированности навыков чтения и уровень владения лексикой при чтении.

Вместе с тем, к лоуз-тест может явиться также и средством проверки понимания иноязычной речи на слух. В этом случае он может представлять собой звучащую речь (в монологической или диалогической форме), предъявляемую в нормальном темпе при наличии «естественных помех», роль которых выполняют пропущенные слова.

При подготовке клоуз-теста для контроля аудирования необходимо подбирать текст который содержал бы в себе знакомый учащимся лексический материал и простые синтаксические структуры. Длина предложений в тексте не должна превышать 13-15 слов. Если же основой клоуз-теста является диалог, то число участвующих в диалоге не должно быть более двух человек.

Клоуз-тест так же можно использовать и в целях текущего контроля, когда важно своевременно выявить, как учащиеся овладели тем или иным лексическим материалом, пройденным за определенный промежуток времени.

При разработке клоуз-теста, так же как и при разработке клоуз-теста для контроля навыков аудирования, допускается вносить изменения в текст-основу.

Оценка качества выполнения клоуз-тестов может осуществляться следующим способом. За каждый правильный ответ ученик получает 1 балл, за неправильный – 0 баллов. Если для своего ответа испытуемый выбрал не то слово, которое требуется вставить, а близкое ему по значению (причем слово соответствует смыслу всего отрывка), то при проведении контроля навыков чтения или аудирования он получает 1 балл, а при проведении текущего контроля – 0,5 балла. При оценке качества выполнения теста общую сумму баллов сравнивают с реально набранным количеством баллов.

Использование «клоуз-тестов» повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, а также уровень развития их коммуникативной компетенции и языковой догадки.

Приведем примеры некоторых тем тестов, применяемых на уроках английского языка.

1. Пример клоуз-теста для обучающихся 5 класса

Schools in Great Britain

In Great Britain boys and girls begin to …. to school when they are five years …. Some boys and girls go to school till they …. fifteen years old, others go up to sixteen …. eighteen.

English schools are open five …. a week. On Saturdays and Sundays there are …. lessons.

There are primary and secondary ….. in Great Britain. English children begin to go to a ……school when they are eleven or older. There are different …..of secondary schools in Britain. Some secondary schools are ….. for boys, some are only for …..and some are for boys and girls. Some …..prepare pupils for work, others …..the university.

2.Притмер клоуз-теста для обучающихся 4 класса

Что такое close test. Смотреть фото Что такое close test. Смотреть картинку Что такое close test. Картинка про Что такое close test. Фото Что такое close test

Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку: Методическое пособие/Под ред. А.А. Миролюбова. Обнинск, 2002.

Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку – 3-е изд. – Мн.: ТетраСистемс, 2005.

Фоломкина С.К. Тестирование в обучении иностранному языку. М., 2000.

Источник

Клоуз-тест как метод тестирования школьников

учитель русского языка и литературы

МОУ Школа № 23 г Черемхово

Клоуз-тест как метод тестирования школьников

В статье обосновывается необходимость поиска новых подходов к организации учебного процесса на современном уроке. Автор доказывает, что тестирование как метод состоит из целого ряда приемов, среди которых особого внимания заслуживает клоуз-тест . Клоуз-тест на уроках русского языка и литературы позволяет формировать очень важные компетенции, связанные с формированием и развитием мышления.

Ключевые слова: тестирование, клоуз-тест, эффективные формы контроля, тест восстановления, пропущенные компоненты, контекстное мышление, языковая компетенция, технологияю

Поиск эффективных форм контроля, применяемых в учебном процессе, обусловил все возрастающий интерес к методу тестов.

Тестирование как метод состоит из целого ряда приемов, среди которых особого внимания заслуживает так называемый клоуз-тест (cloze-test). Этот вид теста описан в методической литературе ещё как тест дополнения или тест восстановления. Клоуз-тест был разработан и предложен американским ученым В. Тейлором [5: 297] для определения того, насколько труден тот или иной текст для чтения и понимания, а также того, насколько этот текст интересен для читающего.

Главная цель работы с клоуз-тестом направлена на то, чтобы научить ребёнка понимать смысл текста, его смысловую организацию, и только на этой основе анализировать языковые явления, законы, правила, поэтому обязательным условием формата клоуз-теста явились пропуски ключевых слов, восстановление которых возможно, исходя из смысловой организации текста.

Клоуз-тест, построенный на основе пропусков ключевых слов, обеспечивает развитие «контекстного мышления», способности понимать текст на основе диалога «автор – читатель», «ученик – ученик».

способность чтения и понимания текста;

Клоуз-тест способствует формированию коммуникативных способностей и умений, включая:

выдвижение и аргументирование своей версии подобранного слова;

восприятие, понимание чужой версии, выражение отношения к ней;

Контекстное мышление [4:2] – способность «видеть» (воспринимать, анализировать, понимать и создавать) слово в контексте общего смысла ситуации или текста: в отношениях и связях с другими словами текста и компонентами коммуникативной ситуации – кто, что, кому, зачем и почему говорит ; способность выбирать знак на основе его обусловленности.

Отсюда следует, что успешность выполнения клоуз-теста находится в прямой зависимости от того, насколько быстро испытуемый может понять весь текст и восстановить связи между событиями или состояниями персонажей, описанными в тексте. Это определяется тем, как хорошо он владеет лексикой, в какой степени у него развита языковая компетенция и как адекватно он понимает текст каждой конкретной тестовой ситуации.

Приведем пример подобного теста, разработанного на основе текста [1] В.П.Астафьева «Васюткино озеро» для учащихся 6 класса.

«Что-то начало беспокоить Васютку при виде беспомощной мухи, влипшей в тенета. И тут его будто стукнуло: да ведь он_____________________!

Открытие было настолько простым и потрясающим, что Васютка не сразу пришёл в себя.

В _________бесшумно, как сова, прилетела ночь. А с нею и холод. Васютка чувствовал, как стынет взмокшая от пота одежда.

В оформление текста входит карта текста – своеобразный алгоритм действия при работе с клоуз-тестом. [2: 209]

Алгоритм действия педагога при работе с клоуз-тестом:

1. Сначала предлагается вопрос на первичное восприятие общего смысла текста, имеющего пропуски. (Этот вопрос задается на этапе перед заполнением пропусков)

2. Затем в карте текста дается ключ (ответ) – пропущенные авторские слова. Они даются в порядке сделанных пропусков и в той форме, в которой они

употреблены в тексте. При этом ключевые слова выделяются полужирным шрифтом.

3. Языковой анализ: абзацное членение, средства связи между абзацами и внутри этих текстовых единиц, выявление фактуального и концептуального пластов текста, способы распространения информации.

4. Оценка качества выполнения

(За каждый правильный ответ ученик получает 1 балл, за неправильный ответ – 0 баллов.

Алгоритм действия учащегося при работе с клоуз-тестом:

О чем рассказывает данный текст?

Определите тему текста…

Языковой анализ:
— объясните лексическое значение слова …
— найдите слова с удвоенной согласной….

— объясните написание слов…
— найдите и объясните роль терминов в тексте…

Ключ: заблудился, в лесу, шорох, леса, бежать, ветви, лес.

Завершающие пункты карты текста связаны с его анализом без пропущенных слов: абзацное членение, средства связи между абзацами и внутри этих текстовых единиц, выявление фактуального и концептуального пластов текста, способы распространения информации.

Как показывает практика, клоуз-тест может быть эффективным средством проверки знаний, умений и навыков учащихся и оценки их текстовых умений. [3]

Работа над клоуз-тестом прошла на уроке успешно, если:

— ученики обосновывают выбор слова, опираясь на текст, на смысл текста;

— была возможность каждому учащемуся доказать свой вариант вставки; учитель мотивировал каждого ученика на работу;

— дети понимают замысел автора и готовы вступить с ним в диалог; состоялся диалог на основе прочитанного;

— ребята заинтересовались работой с текстом, самим текстом (тема, проблема текста близка и интересна учащимся); идёт активная работа со стороны учащихся; был высокий уровень учебной мотивации;

— варианты вставленных слов были разнообразны, оригинальны (не менее интересны, чем авторский вариант) и стали основой для обсуждения;

— к концу работы с текстом учащиеся поняли смысл текста более глубоко, чем вначале;

— возможно продолжение разговора по содержанию текста;

— работа над клоуз-тестом не стала самоцелью, а была подчинена какой-либо учебной задаче; работа с текстом помогла достигнуть цели, поставленной в зависимости от учебной ситуации;

— работа по конкретному тесту включена в контекст систематической работы.

Так как успешность выполнения клоуз-теста учащимися находится в прямой зависимости от быстроты, глубины и целостности понимания всего текста, а также способностей установить причинно-следственные связи между событиями, описанными в тексте, то можно сказать, что использование этого вида работы становится важным при работе с текстом с точки зрения формирования текстовой компетенции школьников.

Бурцева Е.В. Организация работы с текстом при формировании текстовой компетенции учащихся 5-х классов // Вестник ТГПУ. Томск, 2012. №10 (125). с 205-210.

Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие.- М.: Высшая школа, 1991. – 207 с.

Источник

Клоуз-тест как средство контроля при обучении иностранному языку

Как известно, традиционные приемы проверки знаний, умений и навыков учащихся, применяемые в учебном процессе, не всегда отвечают требованиям, предъявляемым к рациональному контролю. Поиск эффективных форм контроля обусловил все возрастающий интерес к методу тестов. Среди тестов, используемых для измерения обученности учащихся по различным предметам, различаются стандартизованные и нестандартизованные (учительские) тесты. В методике обучения иностранным языкам стандартизованные языковые тесты обычно составляются довольно многочисленной группой специалистов. Они охватывают, как правило, довольно значительные разделы учебного курса или даже курса в целом и носят комплексный характер.

Преподавательские тесты составляются одним-двумя преподавателями для контроля знаний, умений и навыков учащихся, которых они обучают. Цель применения преподавательских тестов состоит, как правило, в проверке усвоения небольшого фрагмента учебного материала (грамматических тем, лексики нескольких уроков учебника, понимания текстов и т.п.)

Преподавательские тесты имеют свои преимущества, т.к. сравнительно быстро могут реагировать на возникшую в них потребность, в то время как для составления стандартизованного теста необходимо несколько лет.

Таким образом, преподавательские тесты более гибки, учитывают реальную ситуацию, отвечают насущным нуждам обучения и проверки знаний учащихся в конкретных ситуациях.

Одной из разновидностей преподавательских тестов является так называемый клоуз-тест (cloze-test). Этот вид теста описан в методической литературе еще как тест дополнения или восстановления. Клоуз-тест был разработан и предложен американским ученым В.Тейлором для определения того, насколько труден тот или иной текст для чтения и понимания, а также того, насколько этот текст интересен для читающего. В.Тейлор получил достаточно высокий коэффициент корреляции (0,76) между результатами выполнения теста и результатами ответов на вопросы по содержанию того же текста. С тех пор клоуз-тест находит широкое применение в практике обучения родному и иностранному языкам в качестве эффективного приема контроля, выполняемого преимущественно в письменном виде. Особенность клоуз-теста состоит в том, что ситуация в нем представляется в виде связного текста (как монолога, так и диалога). Таким образом, информация подобной тестовой ситуации относится, с одной стороны, к организации языка, а с другой – к внеязыковой действительности. Сочетание лингвистических и экстралингвистических особенностей текста дает возможность преодолеть абстрагированность моделей проверяемого языкового материала. Отсюда следует, что успешность выполнения клоуз-теста находится в прямой зависимости от того, насколько быстро испытуемый может понять весь текст и восстановить связи между событиями или состояниями персонажей, описанными в тексте. Это в свою очередь определяется тем, как хорошо он владеет лексикой изучаемого языка, в какой степени у него развита языковая догадка и как адекватно он понимает текст каждой конкретной тестовой ситуации. Сказанное выше позволяет сделать вывод, что клоуз-тест может быть использован как форма контроля в средней школе на продвинутом этапе обучения, когда у учащихся сформирована соответствующая языковая база, на которой строится догадка.

Методика составления клоуз-теста не представляет особых трудностей. При разработке этого теста преподаватель должен руководствоваться следующими проверенными на практике рекомендациями. Для основы клоуз-теста необходимо выбрать отрывок прозы, объемом не менее 100 не более 300-400 слов, в котором пропускается каждое n–е (т.е. 5-е, 7-е и т.д.) слово, независимо от того, структурное оно или знаменательное. Отрывок прозы должен представлять законченное по смыслу изложение фактов или событий, в котором почти не упоминаются имена собственные, а пропущенные слова достаточно легко восстанавливаются за счет контекста. Подготовленный текст заготавливается в количестве, соответствующем числу испытуемых, и распределяется между ними. Учащиеся читают текст про себя дважды. При первом чтении они знакомятся с его общим содержанием, при втором – заполняют пропуски теми словами, которые они находят необходимыми для восстановления содержания всего текста. Учащиеся вписывают слова в клоуз-тест или записывают свои ответы на специальных опросных листках. Правильность заполнения пропусков свидетельствуют о точном понимании текста во всей взаимосвязи лингвистических и экстралингвистических факторов, представленных в нем, а также о владении лексическим материалом в процессе чтения.

Таким образом, с помощью данного клоуз-теста достаточно точно и объективно устанавливаются степень сформированности навыков чтения и уровень владения лексикой при чтении.

По нашему мнению, клоуз-тест может явиться также средством проверки понимания иноязычной речи на слух. В этом случае он представляет собой звучащую речь ( в монологической или диалогической форме), предъявляемую в нормальном темпе при наличии «естественных помех», роль которых выполняют пропущенные слова. Психологическим содержанием деятельности испытуемых при выполнении такого клоуз-теста является прогнозирование на основе использования избыточных элементов сообщения, контекстуальной и лингвистической догадки. Активная внутренняя деятельность обучающихся по восстановлению деформированного сообщения находит свое выражение в конкретных результатах: восстановленных или невосстановленных словах, что свидетельствует о понимании или непонимании воспринятого сообщения. При подготовке клоуз-теста для контроля аудирования следует подбирать текст, содержащий знакомый учащимся лексический материал и простые синтаксические структуры. Учитывая ограниченный объем оперативной памяти, считается, что длина предложения в тексте не должна превышать 13-15 слов. Если же основой клоуз-теста является диалог, то число участвующих в диалоге не должно превышать двух человек. Данный клоуз-тест строится по такому же принципу, как и описанный выше, однако здесь необходима большая дистанция между пропущенными словами, которая к тому же не носит такой регулярный характер, как в уже рассмотренном клоуз-тесте, а в текст-основу допускается вносить изменения, для того чтобы обеспечить выбор более подходящего для контроля слова и облегчить для учащихся восприятие текста на слух. При подготовке фонограммы текста первая запись речевого сообщения фиксируется на пленке с пропуском определенных слов. Во второй записи вместо данных пропущенных слов следует сделать паузы длительностью не менее 5-ти секунд, с тем, чтобы испытуемые успели записать свой ответ во время этих пауз. Кроме того, во второй записи должен быть особый звуковой сигнал, предупреждающий о пропуске (постукивание, щелчок и пр.).

Клоуз-тест можно использовать и в целях текущего (следящего) контроля, когда важно своевременно выявить, как учащиеся овладели лексическим материалом, пройденным за определенный промежуток времени. Поскольку практически очень трудно подобрать такой текст, в котором предназначенные для пропусков слова были бы объединены в рамках одной темы, мы предлагаем при построении клоуз-теста исходить из того принципа выборочного исключения подлежащего проверке материала, который считается основным при контроле владения служебными словами (артиклями, предлогами и т.д.). Иначе говоря, контролируемое слово или словосочетание опускается в том месте предложения, где оно находится в соответствии с грамматическими правилами оформления высказывания. Внедрение в практику создания клоуз-теста данного принципа намного расширит возможности преподавателя при организации текущего контроля, ибо он может подготовить несколько клоуз-тестов за время изучения определенной разговорной темы и таким образом проверить усвоение всего лексического материала в ее пределах более экономным путем. Усвоение лексики, как установлено, является одним из параметров обученности иностранному языку, который одновременно связан с другими параметрами. Эта точка зрения подтверждается данными частотного словаря Э.А. Штейнфельдт, согласно которому существительные составляют 40,7% всех наиболее употребительных знаменательных слов, выступающих при этом в роли смысловых вех и потому способствующих пониманию текста в целом.

При разработке такого клоуз-теста также допускается вносить изменения в текст-основу. Учащиеся читают текст дважды, при втором чтении они заполняют пропуски осваиваемыми в данный период времени существительными. Таким же образом может быть построен клоуз-тест, с помощью которого осуществляется проверка владения учащимися глаголами, которые выступают в роли сказуемых, вследствие чего понимание этих глаголов важно для понимания текста в целом.

Оценка качества выполнения всех приведенных выше клоуз-тестов может осуществляться следующим способом. За каждый правильный ответ ученик получает 1 балл, за неправильный ответ – 0 баллов. Если для своего ответа испытуемый выбрал не то слово, которое требуется вставить, а близкое ему по значению, то при проведении контроля навыков чтения или аудирования он получает 1 балл, а при проведении текущего контроля – 0,5 балла, поскольку такой ответ свидетельствует о высоком уровне развития языкового догадки, а не о владении осваиваемым в данный момент лексическим материалом. При оценке качества выполнения теста общую сумму баллов (которая получается, если все ответы испытуемого были бы правильными) сравнивают с реально набранным количеством баллов.

В настоящей статье рассматривались некоторые наиболее приемлемые для условий средней школы возможности использования клоуз-теста при обучении иностранному языку. Как показывают приведенные примеры, клоуз-тест может быть эффективным средством проверки знаний, умений и навыков учащихся.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *