Что значит экологизация учебных предметов
Статья Экологизация учебно-воспитательного процесса в школе
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №72 с углубленным изучением отдельных предметов»
ЭКОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ.
В документе «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (Утверждено Президентом Российской Федерации 30.04.2012), подчеркивается важность непрерывного экологического образования. Цель этого документа переход к экологическому образованию для устойчивого развития и непрерывного экологического образования. Необходимым условием реализации возможностей экологического образования, является экологизация всего учебно-образовательного процесса. Можно отметить, что экологизация образования в школе должна быть одним из главных направлений развития системы школьного образования. Именно в школе дети обучаются тому, что необходимо беречь, защищать природу, а также тому как можно решать экологические проблемы. Школа – важнейший этап становления личности, формирование эмоциональных и практических отношений к окружению. Школьный возраст наиболее благоприятный период эмоционального воздействия учащихся с природой.
На сегодняшний день существует множество определений экологизации.
Академик Н.Н.Моисеев трактует экологизацию образования так: «…Сегодня много говорят об экологизации образования, и общая позиция здесь определена точно: экологическое воспитание и образование должны охватывать все возрасты, и экологическими знаниями, подобно арифметике, должны обладать все, независимо от специальности и характера работ» [3,с.11].
Профессор Назаренко утверждает, что создание системы экологизации образования требует новой структуры, которую реально применить на практике.
Мы рассматриваем экологизацию, как включение экологического обучения во все образовательные предметы. Таким образом, экологизация может затрагивать как учебную, так и внеурочную деятельность учащихся. Самым лучшим вариантом экологизации образования – это реализация не только отдельного учебного курса, а осуществление всех учебных дисциплин, в которых должен содержатся экологический материал.
Анализ исследований изученной проблемы показывает, что сегодня экологическое образование является необходимым условием для формирования адекватного отношения учащихся к окружающему миру. Действительно, сегодня возникла необходимость создания единого экологического пространства урочной и внеурочной деятельности, дополнительного образования, воспитательной работы, компонентами которой являются урок, кружок, факультатив, соревнование, олимпиады, экологические проекты, индивидуальные занятия и другие.
На основании вышесказанного мы составили структуру экологизации образовательного процесса, который включает в себя: учебный процесс, внеклассную деятельность, дополнительное образование, воспитательная работа, взаимодействие семьи и школы, методическая работа. Так, автор предлагает планировать и внедрять экологизацию учебного процесса в каждом образовательном учреждении.
Табл.1. Структура экологизация образовательного процесса
Принципы непрерывного экологического образования
Формирование экологической грамотности учащихся.
Экологизация теоретического учебного материала, практические работы с экологическим содержанием.
Развитие творческого потенциала, воспитание грамотного экологического поведения. направлена на активизацию познавательной деятельности учащихся, следовательно внеклассные мероприятия важны как для учащегося, так и для педагога.
Экологические недели, олимпиады, праздники, вечера, акции, экологические проекты, проведение деловых игр, дни здоровья, видеофильмы, мастер-классы.
Необходимо для развития творческих способностей, формирование ЗОЖ, организация свободного времени
Факультативы, мероприятия, экскурсии, соревнования, выставки, фестиваль.
Урочная и внеурочная деятельность.
Озеленение, экологический субботник, выставки поделок, высадка саженец.
Взаимодействие семьи и школы
Взаимосвязь родителей и педагогов. От отношений между родителями и детьми, семьи и школы зависит развитие личности ребенка.
Родительские собрания, индивидуальные консультации.
Повышение уровня педагогического мастерства педагогов, их компетенции. (педагоги должны совершенствовать свою экологическую грамотность, пополнять экологические знания). Школа создает условия для пополнения педагогами экологических знаний.
Метод.советы, педагогические советы, методические объединения, семинары, консультации.
2.Мамедов Н.М. Устойчивое развитие и экологизация школьного образования//.сб.научн.ст.:- М., 2003.-283 с.
3. Моисеев Н. Н. Экологическое образование и экологизация образования // Вестник экологического образования в России. – № 4. – 2012. – С. 10–13
Экологизация учебных дисциплин как фактор формирования нравственного отношения к природе у учащихся начальных классов
МОУ СОШ № 000, зам директора
по УВР начальной школы
ЭКОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Нравственные ценности обычно связываются с тем, чем дорожит человек. На наш взгляд, это, прежде всего, любовь, доброта, красота, справедливость, милосердие, готовность помочь попавшему в беду и др. Немаловажная, если не главная роль в этом списке принадлежит Природе, которая может и должна восприниматься человеком как духовная ценность. Так проблема духовно-нравственного развития личности школьника связывается нами с экологическим образованием, направленным на формирование ноосферного мировоззрения личности, вбирающего в себя ценностные ориентиры, поведение и практическую деятельность.
считал, что «детство – это каждодневное открытие мира, и нужно сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием природы, человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входило красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота природы и Отечества». Он считал, что в окружающем мире знакомить детей с каждым предметом надо в его связях с другими, «открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги». Эту мысль мы считаем продуктивной для современной педагогики и практически реализуем её в учебно-воспитательном процессе.
Младший школьник – это ребенок – «почемучка» и мы должны быть готовы ответить на его многочисленные «почему?»: Почему медведь зимой спит? Почему заяц зимой белый, а летом серый? Почему у медуницы цветки разного цвета? А что будет, если исчезнут комары? Ребенок по своей природе пытливый исследователь и открыватель мира. Перед ним откроется чудесный мир в живых красках, в ярких и трепетных звуках, если правильно вести работу по формированию экологической культуры. А такую возможность предоставляют буквально все предметы. На наш взгляд, через экологизацию и гуманизацию учебных дисциплин мы можем достичь одну из приоритетных целей современного образования – духовно-нравственное развитие личности. Приведём несколько примеров из практики начального образования МОУ СОШ № 000 г. Ектеринбурга.
Дети, только пришедшие в школу, уже знают, что бумагу делают из древесины, а для изготовления учебников, тетрадей, альбомов требуется много бумаги. Они с интересом на уроке математики решают задачу: «На производство одной тонкой бумаги требуется 17 деревьев. Каждая тонна макулатуры спасает эти деревья от вырубки. Сколько нужно собрать макулатуры, чтобы сохранить 51 дерево?»
Решая задачу: «Жужелица уничтожает в день до 30 насекомых-вредителей. Сколько она может уничтожить за 2 дня? За 5 дней?», учащиеся приходят к выводу, что жужелица приносит большую пользу растениям и человеку в его хозяйственной деятельности и ее необходимо охранять. При этом обращается внимание учащихся на то, что некоторые виды жужелиц занесены в Красную книгу и подлежат охране. Другая задача может быть связана с определением, какое из деревьев, растущих на наших улицах, является лучшим «пылесосом».
Творческий подход в образовании проявляется, когда школьникам предлагается самим составить задачки экологического содержания. Только необходимо подсказать, где найти материал о каком-либо растении, животном, природном явлении. К такой творческой работе часто подключаются и родители. В ходе выполнения этих заданий ученики получают дополнительные сведения о состоянии природы родного края, значении животных и растений в природе и жизни человека, учатся по достоинству их ценить и уважать.
Уроки гуманитарного цикла дают интересный материал для формирования духовно-нравственных ценностей. Элементы экологического образования можно использовать на любом этапе урока русского языка, например, при организации словарной работы. Многие словарные слова обозначают название растений и животных (медведь, ворона и т. д.). Учащиеся рассказывают все, что они знают о том или другом представителе природы, устанавливают природные связи между объектами, обозначенными этими словами. Проводя работу по развитию речи, можно попросить школьников объяснить значения пословиц: «Много леса – береги, мало леса – посади». «Много снега – много хлеба». В своей практике также используем метод составления рассказа по картинке или на заданную тему, пишем сочинение. Темы могут быть различны: «Пробуждение природы», «Звуки леса», «Я – бабочка». Эти задания помогают повторить знания о взаимосвязях в природе, способствуют развитию воспринимать красоту природы и передавать свои впечатления с помощью слова.
Большими возможностями для осуществления экологического, духовно-нравственного развития личности обладают уроки чтения. Произведения писателей-натуралистов, включенные в учебники, позволяют формировать не только знания об объектах природы, о мотивах охраны природы, но и реально сопереживать, развивая тем самым чувство «благоговения перед природой» (А. Швейцер). Анализ лирических стихотворений развивает у детей умение сравнивать состояние природы в различное время года, видеть многообразие форм и настроений природы, эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свое отношение к окружающему миру. Так, например, уроки, на которых дети знакомятся с произведениями о весне, целесообразно начинать с прослушивания музыки из альбома «Времена года». Огромное значение в развитии нравственного и эстетического отношения к природе имеет представление в учебном процессе звуков природы: журчания ручьев, пения птиц, звона капели, шума прибоя. Этот метод играет своеобразную психотерапевтическую роль. Тесная связь на уроке художественного слова, музыки, произведений изобразительного искусства создает эмоциональный настрой, помогающий полнее и ярче воспринимать окружающий мир.
Большой эмоциональный всплеск дают уроки изобразительного искусства и трудового обучения, музыки. На этих уроках дети не только учатся видеть красоту природы, но и изображать ее. При этом не просто изображать лес или реку, а показывать их своеобразие, характер. Например, нарисовать лес, населенный добрыми существами. Обращение к музыке в процессе экологического воспитания позволяет формировать более глубокие и, что особенно важно, эмоционально и ценностно окрашенные представления об окружающем мире. Данная работа идет в тесном сотрудничестве с учителем музыки.
Проводя физкультминутки на уроках, обязательно используем возможность подобрать стихотворение о природе: «Носит одуванчик желтый сарафанчик, подрастет, нарядится в беленькое платьице. Легкое, воздушное, ветерку послушное.»
Формирование прочных знаний и навыков экологически целесообразного поведения, нравственно-духовного отношения к природе невозможно только в рамках классно-урочной системы. Внеурочное время предоставляет большие возможности для проведения экологических праздников, конкурсов, экскурсий. Эта работа не только расширяет кругозор учеников, но и воспитывает их.
Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет видеть ее. Чтобы человек научился этому, развивать любовь к природе надо с самого раннего детства.
И в этом убеждают слова : «К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность».
Edu Ways
Некоторые методические аспекты экологизации школьного образования
Экологизация означает описание экосистемы любого ранга как компонента окружающей среды, как ресурса и как условия жизнедеятельности людей и как предмета и объекта познания, как универсальной ценности.
Экологизация предписывает развитие у школьников экологических ценностных ориентаций, понимания ими связи ценностей и нормативов деятельности, различие их функций: соотнесения ценностей с целеполаганием, тяготение нормативов к средствам и способам деятельности, более жесткую детерминацию деятельности системой нормативов.
Интегрирующим фактором различных направлений естествознания является пространство, что приводит к сближению экологии с географией, точнее с ландшафтоведением. Пространство, в котором находятся во взаимодействии гео-, эко- и социосистемы, составляет объект социоэкологических исследований.
Интегрирующую роль в этом случае выполняют законы экологических взаимодействий природы и общества, которые на сегодняшний день сформулированы в аксиоматической форме Б. Коммонером.
Взаимосвязь экологических знаний с деятельностью человека выражается такими основными понятиями как антропогенный фактор и защита окружающей среды. Каждое из понятий имеет сложный состав и формулируется поэтапно. Понятие антропогенного фактора предполагает рассмотрение видов деятельности человека (причина), изменений в окружающей среде (следствие) и реакций соответствующих биосистем (результат). Способы воздействия человека (условия) на окружающую природную среду зависят главным образом от господствующих в обществе ценностей. Употребляя словосочетание «Защита окружающей среды», мы видим его составляющие: защита (сохранение) разнообразия жизни на Земле путем сохранения типичных и устойчивых экосистем; защита окружающей среды от загрязнения; создание особо охраняемых заповедных территорий и ряда иных мер экономического, воспитательного характера, ни одна из которых не укладывается в рамки предмета в силу своего междисциплинарного характера.
Что значит экологизация учебных предметов
Проект: Борьба с онкологическими заболеваниями в Кабардино-Балкарской Республике
Проект: Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)
Проект: Поддержка семей, имеющих детей
Проект: Современная школа
Проект: Социальная активность
Проект: Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда (Кабардино-Балкарская Республика)
Такие понятия, как «экологизация мировоззрения», «экологизация производства», «экологизация мышления», «экологизация наук», «экологизация сознания», «экологизация образования», получили широкое распространение в научно-педагогической литературе. Во всех случаях под экологизацией понимаются процессы, связанные с оптимизацией и гармонизацией отношений между обществом и природой, и изменений, которые возникают в духовной и материальной жизни в условиях экологического кризиса, радикальной трансформации бытия.
С докладом, на тему, касательно «экологизации образования» на Первом Уральском форуме по устойчивому развитию выступил, Проректор по проектно-инновационной деятельности, заведующий кафедрой устойчивого развития КБГУ Уметов М.А..
Экологизация образования как путь к устойчивому будущему
— На твоей планете, сказал Маленький принц,
— Люди выращивают в одном саду пять тысяч роз… и не находят того, что ищут…
— А ведь то, чего они ищут, можно найти в одной-единственной розе… (Антуан де Сент-Экзюпери)
В настоящий момент, для преодоления экологического кризиса и успешного практического решения возникших экологически ориентированной цивилизации Экологическое просвещение должно стать неотъемлемой приоритетной частью подготовки любого специалиста в области управления, экономики, техники, медицины, естественных и гуманитарных наук.
Вовлеченность стран в международный диалог по ОУР
Пока Россия отстает от международного сообщества по вопросам развития и внедрения ОУР.
«Хотя важность экологического образования и его необходимость декларируется в Законе «Об охране окружающей среды» и Основах гос политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года, мы не видим, что ему на практике действительно уделяется значимое внимание. Нет какой-то серьезной подготовки педагогов, которые бы затем были готовы передавать ученикам не только комплексные системные знания о современных экологических проблемах глобального и локального уровня и путях их решения, но и обучать тому, как школьники или студенты могут на практике применять полученные знания».
«В развитых странах все больше и больше внедряются принципы устойчивого развития на всех уровнях профессиональной и общественной деятельности. Отсутствие элементов образования в интересах устойчивого развития в формальном образовании приведет и к отставанию российских компаний от мировых, и им придется прибегать к обучению своих сотрудников за рубежом для ликвидации пробелов в знаниях…»
Роль некоммерческих и негосударственных институтов в развитии ОУР в России
Большую роль в продвижении ОУР играют: Центр устойчивого развития бизнеса в Московской школе управления СКОЛКОВО; Центр экологической политики и культуры (Москва); Институт стратегии устойчивого развития (Санкт-Петербург); Российское отделение сети по поиску решений в целях устойчивого развития (SDSN) при РАНХиГС; Открытая школа устойчивого развития.
Как надо учить экологию (на примере Leysin Americanchool (LAS), Швейцария)
Что сделано в КГБУ по направлению ОУР?
1. В 2018 году создана кафедра устойчивого развития (УР);
2. 1-3 ИЮНЯ 2019 года проведен Первый Северо-Кавказский Форум по устойчивому развитию;
3. В 2019 году КБГУ заключил соглашение с Российским экологическим обществом, согласно которому университет будет экспертной площадкой по сопровождению нацпроекта «Экология» в КБР;
4. Кафедра УР КБГУ разрабатывает междисциплинарную образовательную программу по УР как для студентов, так и для повышения квалификации сотрудников КБГУ и граждан КБР;
6. На территории КБГУ организован раздельный сбор мусора.
От экологического образования к образованию для устойчивого развития:
План действия по развитию ОУР:
1. Внедрение ИДЕОЛОГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ в мировоззрение и модели поведения населения КБР путем пропаганды идей УР и создания мотивирующих механизмов;
2. Формирование СИСТЕМЫ СКВОЗНОГО ОУР и внедрения его во все структуры общего, профессионального и неформального образования в республике и в стране (дошкольные учреждения-школа-ССУЗ-ВУЗ). Включая обучение тех, кто уже получил диплом и теперь занимает ключевые посты;
3. Сотрудничество с международными структурами в области устойчивого развития (Горное партнерство) и участие в обсуждении проекта закона об охране горных территорий.
Актуальность разработки проекта «ФЗ о развитии и охране горных территорий»
Горы и возвышенности покрывают более половины территории России, располагаясь в 43 субъектах Российской Федерации, в которых проживает более 60 миллионов человек, а применительно к территории СКФО данный аспект имеет особенное значение.
Закон о Горах во Франции (был принят в 1982 г.)
Основные принципы Закона о Горах: базировать развитие на оптимальном использовании местных ресурсов; применить выгодное использование сельскохозяйственных, культурных и туристических ценностей; защитить биологическое и экологическое равновесие; создать движение национальной солидарности по отношению к зонам с тяжелыми природными условиями; определить в юридическом плане характер контрактных отношений между местными муниципалитетами или объединениями муниципалитетов (синдикатами) и частными партнерами; контролировать качество жилищной застройки и архитектуры.
Результат принятия закона о горах:
2. Такие результаты во многом обязаны активному участию французского государства, которое сформулировало принципы развития, создало законодательную форму для него, а также всячески содействовало развитию экономической деятельности в горных видах спорта.
В настоящее время разработан модельный закон по развитию горных территорий в формате межпарламентской ассамблеи СНГ. Под эгидой Совета Федерации, этот законопроект сейчас находится в межпарламентской ассамблее СНГ, и он будет, мы надеемся, в этом году там принят, и после принятия межпарламентской ассамблеей этот модельный закон автоматически спускается во все страны-участницы СНГ, соответственно и в Россию тоже. Мы видим большое будущее этого закона, и мы будем прилагать все усилия для того, чтобы этот федеральный закон был запущен и качественно проработан.
Предложения кафедры устойчивого развития оргкомитету Форума
От имени организационного комитета «Форума по устойчивому развитию», направить в Минкавказ РФ письменное обращение с предложением использовать площадку Форума устойчивого развития для публичного обсуждения и экспертной оценки проекта закона по развитию горных территорий.
Статья Экологизация в основном и дополнительном образовании
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Экологизация основного и дополнительного образования
Подгузов Н.А. методист ГКОУ ДО ВДЭБЦ, учитель биологии МОУ СШ № 124
Не смотря на то, что идея развития экологического образования и воспитания подрастающего поколения с каждым годом становится всё более насущной, не смотря на то что об этой проблеме постоянно говорят с высоких трибун, на самом деле в реальности картина вырисовывается не самая привлекательная. Как самостоятельная дисциплина экология практически выведена из основной программы общеобразовательной школы, уменьшается количество часов на изучение предметов естественного цикла. На изучение биологии в 10, 11 классах общеобразовательных школ, отводится всего лишь один час в неделю, при чем объем материала неимоверно широкий от основ генетики, молекулярной биологи и биохимии до эволюционной биологии и экологии. Как правило, в рамках регионального и школьного компонента, часы на дополнительное изучение биологических дисциплин и экологи отводится по минимуму, на усмотрение руководителя учебного заведения. В такой ситуации необходимо искать новые пути в экологическом образовании и воспитании учащихся. Существуют несколько аспектов деятельности в этом направлении:
Непрерывного экологического образования (от дошкольного заведения до ВУЗа и на местах работы)
Межпредметные и метапредметные связи с насыщением изучаемых дисциплин полными экологическими знаниями.
Одним из важных элементов этого процесса является правильное, расширяющее миропонимание человека построение экологического образования в школе.
Для формирования его необходимы два условия:
2) включение обучаемых в практико- ориентированную деятельность по изучению реальной экологической ситуации своей местности и доступное (посильное) участие в ее улучшении.
Приняв эти положения как доминантные, можно предложить следующую модель экологического образования:
а) ознакомление учащихся начальных классов с элементарными экологическими представлениями на уровне эмоционального восприятия окружающего мира;
б) глубокая экологизация предметов естественнонаучного цикла: биологии, физики, химии, географии, а также математики.
в) включение экологической информации, заданий и упражнений в предметы гуманитарного и искусствоведческого циклов с целью формирования эмоционально-ценностного отношения школьника к окружающей среде;
г) введение в старшей школе (X класс) курса «Общая экология» на интегрированной основе с учетом естественнонаучной и гуманитарной подготовки учащихся по химии. географии, биологии и т.д.
Курс Краеведения, как познавательная и практическая деятельность может вводиться в учебно-воспитательный процесс с I по Х класс и содержать:
как познавательных экскурсии и экологические акции, олимпиады, викторины, творческие проекты, так и серьезные экологические экспедиции и мониторинг окружающей среды и здоровья человека.
Таким образом, в нынешних условиях, не дожидаясь решений на федеральном и региональном уровне можно реализовывать предлагаемую модель опираясь на школьный компонент базисного учебного плана.
В настоящее время в средней школе связь экологических проблем с глубинными законами природы и общества прослеживается очень слабо. И хотя экологическое образование провозглашается под флагом интеграции и комплексности знаний, практически оно проводится в большинстве случаев на основе биологии. Таким образом, до сих пор остается открытым вопрос о том, каким должно быть содержание экологического образования в школе и вузе, какие области науки должны определить его основу, как должны при этом соотноситься наука, искусство, литература, средства массовой коммуникации.
Анализ содержания школьных программ показывает, что сегодня экологическое образование в них представлено отдельных представлений об угрозе загрязнений окружающей среды. Элементы экологических знаний включены преимущественно только в биологии и отчасти химии, и носят главным образом информационно-справочный характер. Методика их освоения основана в большей степени на формальное заучивание школьниками, чем на анализе, размышлении и
оценке экологических ситуаций, а также отношения людей к окружающей среде.
Поэтому исходя из насущных потребностей в становлении экологически образованного и культурного человека необходимо внесение изменений в учебные курсы предметов.
В итоге обучения в 1-5 классах учащимися должны быть усвоены этические нормы отношений с живыми существами и людьми (уважение, сочувствие, милосердие, помощь, сотрудничество), сформированы первоначальные навыки экологической культуры, этические оценки прекрасного и безобразного в отношении к живой природе и человеку; выработаны практические умения по выращиванию растений и уходу за домашними животными, ведению простейших наблюдений за явлениями природы. У школьников еще нет достаточных научных знаний, поэтому важно уделить особое внимание сочетанию эмоциональной и посильной практической деятельности учащихся с целью воспитания ответственного и бережного отношения к окружающей среде.
В 6-10 классах каждый предмет вносит свой вклад в экологическое образование. Для успешного осуществления междисциплинарного подхода необходимо составить перечень экологических понятий и умений, которые должны быть сформированы у учащихся при изучении различных школьных предметов. С целью обобщения и систематизации экологических знаний и умений целесообразно предусмотреть проведение в 6-9 классах полевых экологических практик, составляя их программы с учетом местных условий.
Курс «Экология» в рамках изучения Биологии в 10-11 классе призван обобщить полученные ранее знания, сформировать представление об экологии как науке, выработать экологический стиль мышления, обеспечить понимание научных принципов человеческой деятельности.
При использовании экологических знаний, понятий, информации при изучении других предметов необходимо широкое применение новых дидактических средств, методов и форм активного обучения (деловые игры. диспуты, игровые проекты, анализ проблемных ситуаций, моделирование экологических ситуаций на ЭВМ). Нужно разработать экологические ситуации (задачи), требующие использования на практике различных знаний, положив в основу задач связь экологии и охраны природы, позволяющую формировать навыки рационального природопользования. Кроме того, задачи лучше составлять с учетом местных экологических условий, что поможет готовить учащихся к природопользованию в своем районе. Важно включить школьников в практическую природоохранную деятельность, которая может выражаться как в непосредственном участии в охране и рациональном использовании природы, так и в виде деловых, ролевых, компьютерных игр и т.д.
Среди них могут занять свое место и специализированные эколого-ориентированные курсы, основанные на местном. школьном материале типа «Транспорт и окружающая среда», «Энергетика», «Водопользование», «Определение индивидуального экологического следа» и т.п., которые можно строить в виде модулей и использовать в различной комбинации.
Можно привести примеры экологизации различных учебных дисциплин, изучаемых в школе.
Русский язык и литература. Помимо традиционных текстов, или отрывков из литературных произведений, в качестве иллюстрации тех или иных правил русского языка, использовать экологические тексты. («Не мама мыла раму…», а моющее средствах, приводящих к загрязнению водоемов). Использовать в качестве текстов для диктантов и изложений также тексты, наполненные экологическим содержанием (о загрязнении окружающей среды, природоохранной деятельности, биоразнообразии, взаимодействиях в живой природе). Использовать в качестве заданий – написание сочинений, эссе, интервью, статей по экологическим прблемам. При изучении литературы, мировой художественной культуры использовать в большей степени в качестве примеров произведения, где описывается живая природа или процессы, происходящие в ней (Знаменитый отрывок о дубе в «Войне и мире», описание ландшафта в повести Чехова «Степь» и пр.). При этом использовать не только образные приемы и символы, метафоры авторов, но и реальные экологические наблюдения прозаиков, поэтов, художников, композиторов.
Разработка таких методик – использования экологическим наполнением заданий по различным предметам уже появляется в сегодняшней педагогической литературе [2,3]
Можно использовать различные статистические и др. математические методы анализа при экологических исследованиях, опросах, проведении расчетов.
Физика и химия. Аналогичные примеры использования задач можно применять и в физике и в химии. Кроме того, нужно уделить большее внимание различным физическим и химическим процессам с точки зрения экологии: темы по теплообмену, теплоотдаче, получения электричества, использования воды, получения химических веществ, нефтепереработка, сжигание мусора и образование канцерогенных и токсических веществ и т.п.
Пример: При сжигании пластиковой бутылки (название материала) весом …г образуется…канцерогенное вещество. Опасная доза для человека – мг. Сколько человек может пострадать при сжигании 1, 5, 100 бутылок?
История и обществознание. На примере истории показать, как негативная деятельность человека по отношению к окружающей среде приводила ко многим изменением или даже их гибели цивилизаций, как в ходе исторического развития происходило рациональное или варварское использование природных ресурсов. Здесь же можно рассматривать такие вопросы как: роль человека в изменениях на Земле; изменение мировоззрения по ходу развития цивилизации; правовые и законодательные аспекты по охране окружающей среды и природосбережения; современная концепция «Биоразнообразие и устойчивое развитие», понятия «Индивидуальный экологический след» и др.
Правовые аспекты природопользования, административная и уголовная ответственность за экологические правонарушения и т.п. При этом разбирать конкретные ситуации или происшествия, происходящие в нашей жизни.
Иностранный язык. Также использовать экологическую тематику текстов и рассматривать, как развиваются и решаются экологические проблемы в странах изучаемой языковой группы. Биоразнообразие тех или иных англоязычных, немецкоговорящих
Технология. На уроках технологии изготавливать кормушки и домики для птиц. Научиться вторично использовать материалы и предметы в быту. Больше уделить внимание технологии выращивания и приготовления пищи из экологически чистых продуктов. Понятия об экологически чистой одежде, обуви, жилище. Корме того, уроки технологии начиная с 7 класса могут частично проходить на тех установках, эксплуатируемых в школе (см. пункт 3.1., 3.2.), где можно будет ознакомиться не только с тем, как они работают, но принимать участие в самой работе, овладевать специальностями, приобщаться к новым экологичным технологиям и уже во взрослой жизни становиться проводником их и реализатором экологических программ на промышленных и других предприятиях и учреждениях страны.
Физическая культура, ОБЖ. На этих уроках можно осваивать практические навыки правильного пребывания на природе, элементы экотуризма, «веревочный курс», ориентирования на местности, автономного существования в природе.
Биология, экология. Эти уроки должны превратиться в уроки-исследования. Изучать строение клеток, тканей, организмов, экосистем не на уровне: учебника, картинки, таблицы, вопросов-ответов, тестов, а проводить самостоятельные исследования, опыты и эксперименты с помощью микроскопов, аналитических приборов и др. оборудования. А так же проводить уроки-экскурсии, учебные экспедиции по различным биотопам, ландшафтам, экосистемам.
В качестве проверки теоретических знаний учащихся проводить циклические, разно уровневые школьные конференции и семинары.
В летний и другой каникулярный период на базе школы организовывать профильные экологические лагеря, смены, отряды, полевые школы. Кроме того, самые активные школьники могли бы принимать участие в аналогичных лагерях, как на территории области ( в природных парках и заповедниках), так и за ее пределами.
Так пришкольный участок зачастую является некоторой обузой во всем учебном процессе. Несмотря на то что он в лучшем случае придает живописный вид, а в некоторых школах и сельскохозяйственную продукцию, в целом играет роль трудовой повинности.
Если же его превратить в объект с совершенно другим, насыщенным разнообразным наполнением, то он станет и любимым местом отдыха учащихся, и экспериментальной площадкой, и наглядным пособием живой природы.
На территории участка может располагаться небольшой дендросад, с ландшафтами, характерными для нашего региона. Коллекции древесных и травянистых растений, кустарники; культурные растения: декоративные, лекарственные, сельскохозяйственные. Здесь можно проводить опыты и эксперименты по выращиванию тех или иных видов, влиянию на них внешних факторов, способы увеличения продуктивности, селекционно-генетические исследования и т.п. На пришкольном участке можно организовать питомник деревьев, чтобы из их семян выращивать саженцы для восстановительных лесных работ и озеленения города.
Школьная теплица, оранжерея – станет окном в райский уголок, где произрастают экзотические виды растений, цветов. Особенно приятно будет посещать ее в зимний период. Здесь же можно расположить и мини-зоопарк: небольших животных, аквариумы, террариумы, для которых не требуется больших затрат, но которые могут стать демонстрационными объектами на уроках.
Выращивание сельскохозяйственных культур может стать дополнительным вкладом в рацион школьной столовой, где всегда будет место свежим овощам, фруктам, зелени. Кроме того, как сам участок, так и его продукция, а также пищевые отходы могут послужить продукцией замкнутого цикла безотходного производства – получение удобрения и биогаза, для использовании в энергоснабжении школы. И это будет еще одним наглядным примером возможности экологически чистой промышленности.