Что значит читательская грамотность
Зачем нужна читательская грамотность и как сформировать ее у школьника?
О функциональной грамотности и ее важнейшей разновидности — читательской грамотности — на вебинаре рассказал Виктор Федоров, методист Городского методического центра Департамента образования и науки города Москвы, учитель русского языка и литературы «Цифровой школы». Он является одним из авторов пособий по формированию функциональной грамотности, выпущенных издательством «Просвещение».
Ни для кого не секрет, что жизненные условия меняются постоянно. С раннего детства каждый знает сказку о Буратино, которого обманули лиса Алиса и кот Базилио. Им удалось это сделать, потому что он вовремя не получил образование — не воспользовался своей «Азбукой».
Точно так же угрозы подстерегают и современного человека, не получившего необходимые знания, — например, в интернете, когда мошенники просят назвать номер кредитной карты, или при совершении покупок, когда переплачиваешь за товары и услуги из-за нежелания получить о них исчерпывающую информацию. Люди подписывают банковский договор не читая, а потом удивляются, откуда берутся высокие проценты и иные неприятные условия.
Все это происходит, потому что мы живем в информационном мире, и количество информации, поступающей через разные каналы, растет по экспоненте. Необходимо учиться с этой информацией работать, структурировать ее, сортировать, относиться с известной долей критики и выбирать ту, которая нужна.
Великий психолог и лингвист А.А.Леонтьев писал, что функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это означает, что функциональная грамотность не может быть «привязана» к какому-то одному предмету. Все, что человек узнает в течение жизни, способствует расширению его функциональной грамотности. Все, что помогает решать жизненные задачи, все, что можно применить как рабочий инструмент, делает его сильнее.
Существуют разновидности функциональной грамотности, в числе которых — читательская, математическая, естественно-научная, компьютерная, юридическая, экономическая. Среди этих разновидностей читательская грамотность занимает самое особое место. Речь идет о способности человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, чтобы достигать своих целей; расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Наш мир есть текст, вся получаемая информация — так или иначе организованный текст.
Именно читательская грамотность становится ключом к другим видам функциональной грамотности. Точно так же русский язык — не только предмет, но и средство обучения. Невозможно решить математическую задачу, не прочитав условие, не разобравшись, о чем нас спрашивают. Любая задача по другим школьным предметам начинается с текста, пусть и специфического, но требующего применения обычных правил. Не зная русского языка, невозможно общаться с друзьями или качественно проводить переговоры, убеждать в чем-то собеседника, слышать его аргументы, взаимодействовать с государственными структурами.
Функциональную и читательскую грамотность можно сравнить с мышцами, которые необходимо накачивать, а успех зависит от вложенного времени и усилий.
Чтобы процесс формирования функциональной и читательской грамотности был более организованным и структурированным, авторским коллективом в сотрудничестве с издательством «Просвещение» была подготовлена серия специализированных задачников. В школах Москвы она уже успешно апробирована, есть отзывы учителей, которые с ними работают.
В основе каждого задачника — тексты, к каждому из которых прилагается блок заданий. Это тексты об особенностях мышления и поведения человека, страноведческие и художественные, о живой природе и техносфере. Предпочтение авторы отдают современным текстам. При подборе также учитывались результаты международных сравнительных исследований качества образования, использовался межпредметный подход. Зачастую обучение в рамках одного предмета происходит изолированно, но это неправильно с точки зрения функциональной грамотности. Наши жизненные задачи нельзя «уложить» ни в один предмет, и это означает, что при анализе предъявляемых текстов нужно опираться на разные знания.
С этим связан и принцип разнообразия ситуаций, контекстов, в которых ученикам предлагается поработать, — учебные, личные, деловые и другие. Используются разные источники информации, которые нужно между собой сравнивать и из которых можно заимствовать недостающую информацию. На материалах текстов можно демонстрировать разные приемы работы. Очень мало заданий, предполагающих однозначный правильный ответ, — в большинстве случае правильных ответов может быть больше одного, и это плохо укладывается в умы наших учеников, хорошо научившихся работать по шаблону и с трудом от него отходящих.
Еще одна особенность текстов — опора на личный опыт ученика. Чем скорее он узнает себя в той или иной ситуации, тем больше вероятность, что он будет внимательнее, сможет увидеть конкретные инструменты, помогающие улучшить собственную жизнь.
В описаниях международных исследований качества образования определены несколько уровней функциональной грамотности:
Среди ключевых элементов работы с текстом выделены следующие.
Авторы учебных пособий рекомендуют учителям вводить элементы заданий, ориентированных на формирование функциональной грамотности, в свою педагогическую практику. Начинать это делать нужно чем раньше, тем лучше.
Определение понятия «читательская грамотность»
Одним из центральных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в области образования является «обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностями развития, способностями и интересами человека» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 24.04.2020), статья 3)
В Российской Федерации все нормативно-правовые документы, обеспечивающие процесс образования, подчеркивают особую важность формирования навыка грамотного чтения в процессе обучения в образовательной организации. В документах можно найти разные понятия, напрямую связанные с понятием «читательская грамотность»: «чтение», «смысловое чтение».
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в 1991 году, когда IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement) – организация, инициировавшая сравнительное исследования качества чтения, искала понятие, определяющее чтение не только со стороны техники, но и в широком функциональном контексте – как возможность размышлять о прочитанном и возможность использовать прочитанное для достижения личных и общественных целей, в первую очередь, для дальнейшего обучения.
Мы живем в быстро меняющемся мире, в котором растет как количество, так и разнообразие письменных материалов, и где все больше и больше людей, как ожидается, будут использовать эти материалы новыми и все более сложными способами. В настоящее время общепризнано, что понимание грамотности чтения развивается вместе с изменениями в обществе и культуре.
Под грамотностью мы понимаем не орфографию и пунктуацию, не технику чтения, а способность понимать и интерпретировать текст, искать в нём информацию, преобразовывать форму текста и т.д.
Овладение грамотностью чтения − это не только фундамент для достижений в других предметных областях в рамках образовательной системы, но и необходимое условие для успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни.
Цель образования продолжает смещать свой акцент со сбора и запоминания информации на овладение способностью эту информацию использовать. Для того чтобы человек мог в полной мере участвовать в жизни общества, необходимо уметь находить, получать доступ, понимать и анализировать любую информацию.
В современном образовательном пространстве школьнику необходимо постоянно проявлять способность находить информационно-смысловые взаимосвязи текстов разного типа и формата, в которых поднимается одна и та же проблема, соотносить информацию из разных текстов с внетекстовыми фоновыми знаниями, критически оценивать информацию и делать собственный вывод. Работа с информацией является составной частью практически всех учебных предметов в условиях реализации ФГОС.
Читательская грамотность включает широкий спектр компетенций – от базисного декодирования, знания слов, грамматики, структуры текста до знаний о мире. Читательская грамотность также требует понимания своего непонимания, умения восстанавливать и поддерживать свое понимание на должном уровне.
«Грамотность» означает владение инструментом (культурным средством), позволяющим получать и передавать информацию. Выражение «читательская грамотность» подчеркивает активный, целенаправленный и конструктивный характер использования чтения в разных ситуациях и для разных целей.
Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» [https://www.oecd.org/pisa/data/PISA-2018-draft-frameworks.pdf].
Слово «понимать» (прочитанное) говорит о самом существенном элементе читательской деятельности и важнейшем направлении педагогической работы при обучении чтению. Слово «использовать» подчеркивает прагматические, функциональные, прикладные аспекты работы читателя.
Обществом в последние десятилетия осознано значение непрерывного образования, связанного с необходимостью для человека сменить несколько видов деятельности в течение жизни. Умение читать уже не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Рассмотрим еще несколько определений данного понятия.
Читательская грамотность
В Концепции оценки читательской грамотности учитываются социальные, учебные, личные аспекты чтения, которые находят отражение в различных ситуациях общения человека с текстом. Перечислим их:
Чтение – многогранная способность человека, и результаты овладения им должны быть представлены несколькими характеристиками, основанными на
Сообщение на тему «Читательская грамотность: понятие, приемы формирования.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
понятие, приемы формирования.
Сообщение на МО учителей начальной школы.
учитель начальных классов
имени Героя России Андрея Скрябина
Журавлева Наталья Николаевна
Приёмы формирования читательской грамотности.
Главное изменение в современном обществе, влияющее на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития, следовательно, сегодня школа должна не столько дать ученику как можно больший багаж знаний, сколько вооружить его умением учиться, так как его отсутствие обнаруживает неготовность жить в стремительно меняющемся мире. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов.
Говоря об умении учиться, мы подразумеваем изменение (расширение, преобразование) субъектом своих знаний и умений по собственной инициативе.
Включенность младшего школьника в учебную деятельность характеризуем как реально произведенные учебные действия с выходом на значимый результат.
О включенности учащегося в учебную деятельность свидетельствуют задействованные мышление, речь и учебные действия на уровне реальных и потенциальных возможностей младшего школьника.
Таким образом, для того чтобы обеспечить включенность младших школьников в учебную деятельность, необходимо:
1) организовать осознанное вхождение младшего школьника в учебную деятель ность, т.е. помочь ему понять, принять для себя, самостоятельно поставить учебную задачу;
2) сформировать первичный опыт вы полнения учебного действия с целью актуа лизации мотива учебной деятельности и понимания способа выполнения учебного действия;
3) создать условия для получения зна ния не в готовом виде, а в ходе самостоя тельного открытия; при этом младший школьник определяет цели и задачи собственной учебной деятельности, осозна ет ее содержание и формы;
4) организовать самооценку учеником хода и результата его учебной деятельности с целью ее дальнейшего планирования.
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. «Читательская грамотность» — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Опираясь на чтение, как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.
У развитого читателя должны быть сформированы
– умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы:
– найти в тексте информацию, представленную в явном виде;
– основываясь на тексте, сделать простые выводы ;
– устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
– интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
– реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).
Уровни читательской грамотности связаны с качественной характеристикой читательской самостоятельности выпускников начальной школы.
Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Такие ученики уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний. Читатели высокого уровня готовы (при должном педагогическом руководстве) осваивать те составляющие чтения, которые позволят им расширять и преобразовывать собственный опыт и знания с помощью новых сведений, мыслей, переживаний, сообщаемых в письменной форме.
Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения, они все нуждаются в помощи. Это помощь в понимании тех сообщений текста, которые не противоречат их собственному опыту и помощь в освоении письменного общения и сотрудничества с собеседниками, чей жизненный опыт и взгляды на мир расходятся с их опытом.
Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования
В младшем школьном возрасте основной является коммуникативная сфера развития личности ребенка. Ему жизненно необходимо позитивное общение со стороны окружающих. В связи с этим становится актуальным коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий такую организацию учебного процесса, в которой на первый план выдвигается деятельностное общение учащихся с учителем и между собой, учебное сотрудничество всех участников урока.
Представление о читательской грамотности как об одном из планируемых результатов начального образования ставит задачу выбора способа формирования читательских умений в образовательной практике.
Познакомимся с наиболее эффективными приёмами формирования читательской грамотности в рамках современных педагогических технологий.
Технология критического мышления (Слайд 8)
Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).
Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов.
Слайд 9 (перечисление приемов)
Предлагаю использовать следующие приёмы работы:
· Приём – «Чтение с остановками». Материалом для его проведения
служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
· Приём «Работа с вопросником» применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.
Приведу пример опросника к тексту Л.Н. Толстого «Лев и собачка», который был предложен учащимся для работы в парах с последующим коллективным обсуждением.
ВОПРОСНИК Л.Н. Толстой «Лев и собачка»
1. Назовите главных героев произведения.
2. Где происходят события?
3. Какие чувства испытывала собачка, оказавшись в клетке со львом. Подтвердите ответ словами из текста.
4. Как автор относится к собачке? Какими словами он пишет о ней?
5. Как лев относился к собачке? Найдите в тексте соответствующие глаголы.
6. Что однажды произошло?
7. Что случилось с собачкой через год?
8. Перечитайте описание поведения льва после смерти собачки. Подберите слова-ассоциации.
9. Чем заканчивается быль?
10. Вспомните начало рассказа и подумайте, кого противопоставляет автор? Ответ обоснуйте.
11. Каково ваше впечатление от рассказа?
· Приём «Знаю, узнал, хочу узнать». Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.
· Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.
Так, например, после чтения первой части сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович», в которой автор знакомит с главными героями Рукодельницей и Ленивицей, учитель делает остановку и предлагает детям вспомнить пословицы о трудолюбии и лени (ученики в парах записывают их на листах). В конце урока дети озвучивают свои записи и выбирают пословицу, наиболее точно отражающую главную мысль сказки.
· Приём «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при
Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.
Приём «Создание викторины». После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы(участвуют все желающие).
· Приём «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.
· Приём «Тонкие и толстые вопросы». Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.
Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов
Статья «Читательская грамотность как ключ ко всем видам функциональной грамотности»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Читательская грамотность как ключ ко всем видам функциональной грамотности.
Функциональная грамотность школьников – важный показатель качества образования
Еще в Древней Греции считали, что детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.
На любом уроке мы работаем с информацией, которая чаще всего представлена в виде текста.
В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования читательская грамотность или смысловое чтение – важнейший метапредметный результат обучения. Каждый параграф учебника – это новый для ученика текст, к которому учитель должен построить группу вопросов, заданий разного уровня сложности, формирующих различные умения, например:
1. умение найти и извлечь информацию из текста;
2. умение осмыслить прочитанный текст, оценить и критически проанализировать содержащуюся в нём информацию;
3. умение использовать полученную информацию для решения любого вида задач — от учебных до практических, жизненных;
4. Умение сделать из полученной информации соответствующие выводы.
При переходе из начальной школы в основную, заканчивается обучение чтению и начинается чтение для обучения. Это значит, что учащимся необходимо овладеть осознанным, осмысленным чтением. Они должны научиться сопоставлять, сравнивать, думать, объяснять, мыслить пошагово, выстраивать стратегию решения задач. Дети должны читать не только на уроках русского языка и литературы. Каждый предмет имеет книгу.
Специфика формирования читательской грамотности на уроках филологического цикла
На уроках русского языка текст изучается как лингвистический объект и как результат речевой деятельности (признаки и категории текста, его структура, типы и виды, правила создания текста с учетом конкретных экстралингвистических факторов и понимания его смысла не только на поверхностном, но и на глубинном уровне).
В курсе литературы текст рассматривается как некая художественная действительность, историческая и культурная реальность, которая представлена в нем системой словесных художественных образов.
Интегративная цель освоения учебных предметов, входящих в образовательную область «Русский язык и литература», заключается в формировании филологической культуры школьников, ориентации обучения на понимание, интерпретацию «чужого» текста в широком культурном контексте и создание собственного текста с учетом всех прагматических и социокультурных факторов его употребления.
Я расскажу о нескольких эффективных, на мой взгляд, приёмах работы с текстом, способствующих формированию читательской грамотности.
· выделять главную мысль всего текста или его частей;
· понимать информацию, содержащуюся в тексте;
· преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования;
· применять информацию из текста в изменённой ситуации;
· критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации.
Принципы отбора текстов для обучения
Текст должен соответствовать возрастным особенностям восприятия ученика: тексты, задания должны затрагивать эмоциональную сферу ребенка, чем-то удивлять, вызывать естественное любопытство. Текст также должен соответствовать читательским и жизненным интересам школьников. Желательно, чтобы текст отражал реальные жизненные ситуации, с которыми ученик сталкивался или может столкнуться.
Выделяют четыре основных способа осмысления текста:
· постановка вопросов к тексту;
· построение смысловых опор (планов, таблиц, схем, опорных конспектов);
· создание вторичных текстов (например, в результате конспектирования, пересказа, дополнения);
· конструирование собственных высказываний о прочитанном
Основные приемы работы с текстом на уроках
На уроке русского языка в 5 классах работаем по учебнику М.М. Разумовской. Учимся читать и понимать лингвистический текст, находить в нем требуемую информацию. Часто на уроках детям предлагается написать продолжение текста на заданную тему. Формированию аналитического умения учащихся помогают разные виды разборов. Практикуется фонетический разбор, орфографический разбор, разбор слова по составу (морфемный), словообразовательный анализ слова, лексический разбор, морфологический, синтаксический, пунктуационный, стилистический. Посредством аналитических упражнений учащиеся приобретают умение анализировать любой текст, который может быть устным или письменным. Это способствует развитию у детей речевой культуры. Пример задания: Составьте из данных слов предложения и запишите их. В составленных предложениях подчеркните синонимы. Выполните синтаксический разбор первого предложения.
Диван, балкон, аудитория, кабинет, телефон.
На уроках литературного чтения можно выполнять следующие задания: сочинить сказку, стихотворение, рождественскую историю, загадку, пословицу.
Для развития интереса к чтению можно использовать прием инсценирования, чтения по ролям, где дети могут проявить свое актерское мастерство, развивать искусство красноречия.
Прием «Верю или не верю»
Этот прием можно использовать в начале урока. Прием способствует вдумчивой работе с текстом, критическому восприятию информации, умению делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста или параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.
Итак, верите ли вы, что А.И. Куприн постоянно менял места работы и специальности?
При первичном чтении текста учащиеся могут использовать прием – «Толковый словарь». Дети читают текст с карандашом, подчеркивая те слова, значение которых им непонятны. Например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» встречаются слова: «кивер», «редут». Прошу поднять руки тех ребят, кому все слова в тексте понятны и организовать разъяснение непонятных слов. При необходимости учитель помогает, ребята работают со словарем.
Приём «Кольцевое чтение»
Данный приём помогает управлять процессом осмысления текста во время чтения. Текст читается по очереди по абзацам. Один ученик читает, остальные слушают. Есть только одна копия текста, которая передается следующему чтецу. Слушающие придумывают и задают вопросы по содержанию текста. Тот, кто читал текст, отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
Работая с текстом, учащиеся учатся определять тему, идею текста, позицию автора, формулируют прямые выводы и заключения на основе фактов, имеющихся в тексте. Можно использовать прием «Смысловая выборка». Примерные задания:
1)Прочитайте про детские годы Н.А. Некрасова
2)Объясните, что значит «временнообязанные крестьяне»?
3)Как назывались « рабочие на реках, тянувшие суда вдоль берега бечевой или передвигавшие их по воде с помощью вёсел»? Найдите это слово в стихотворении Н.А. Некрасова « Размышления у парадного подъезда».
Прием «Верно или неверно»
В старших классах работа с текстом проводится более детально, углубленно. Учащиеся выполняют анализ текста, интерпретируют, обобщают информацию, представленную в тексте, формулируют сложные выводы и оценочные суждения. Примерные задания:
1)Верны ли следующие утверждения?
2)Верно ли, что это утверждение соответствует содержанию текста.
3)Верно ли, что приведенный аргумент, не является подтверждением тезиса.
4)Подтвердите или опровергните следующие тезисы.
При этом информацию из текста можно использовать для различных целей, в том числе для решения различного круга задач, без привлечения или с привлечение дополнительных знаний. Примерные задания:
1)Проанализируйте описанную в тексте ситуацию, объясните мотивы поступка персонажа.
2)Используя информацию текста, сделайте вывод.
3)Используя приведенные критерии, оцените проведенную вами работу. Сделайте вывод.
Особую трудность представляет выявление проблематики художественного текста. Читатель задается вопросом: Какие мысли хотел передать автор, изображая своих героев и их поступки? Выполняем задания:
1)Какая проблема находится в центре внимания автора?
2)К позиции по какой проблеме легче подобрать весомое обоснование (аргумент)?
3)Прочитайте текст, выберите правильную формулировку проблемы текста.
4)Прочитайте два текста-публицистический и художественный. Можно ли сказать, что они объединены одной проблемой? Какой? Вспомните и запишите название произведений отечественной классики, в которых поднимается аналогичная проблема.
Пример задания: Прочитайте текст, укажите проблему, которая не рассматривается автором.
Библиотека- это не сумма книг, а система книг. Редких книг собирать не надо, надо собирать нужные книги. Книги надо подбирать так, как в старину ювелиры подбирали камни для украшения.
Книги нельзя удалять со своих полок, как нельзя вырубать целиком леса. Один раз прочитанная книга еще драгоценнее, чем непрочитанная. Книги собираются в стаи, библиотеки, как птицы, они живут в сознании человека. Для человека не существует даром прочтенной книги. Она находит место в его сознании. Библиотеки- это лаборатории, в которых проектируется мир. Литература открывает мир! (По В. Шкловскому)
1) Как следует подбирать книги для личной библиотеки?
2) Роль книги в формировании личности.
3) Какие книги можно назвать редкими?
4) Проблема отношения человека к книгам.