Что значит четверка в рэпе
От бадибэга до байта: гид по рэп-сленгу, после которого можно сразу залетать на баттл
Я приготовил бадибэги всем ноунеймам, кто нас диссит. Playboy флексит вместе с групис, Playboy флексит даже в кризис.
Здесь и далее фото unsplash.com
Буквально несколько лет назад российское общество сотрясла новость о противостоянии двух матерых рэперов — Оксимирона и Гнойного. Они встретились в рамках проекта Versus Battle, облили друг друга грязью в стихотворной форме и на несколько недель стали главной культурной сенсацией современности.
Двух артистов обсуждали буквально все — от главных телеведущих федеральных каналов и солидных политиков в галстуках до простых обывателей (не шарящих за рэп) и их любопытных бабушек. Надо признать, что далеко не все поняли, почему вокруг какого-то интернет-события поднялось столько хайпа, и почему эти ноунеймы так много сквернословили, называя свои строчки рил током.
Но процесс уже было не остановить. Культура баттлов, да и рэпа в целом еще плотнее вошла в повседневность непритязательного российского слушателя, дав ему новые смыслы и потребность быть в теме.
Несмотря на то, что сейчас в России рэперские батлы почти полностью утратили свою актуальность, вернувшись в дремучий андерграунд, интерес к самому рэпу по-прежнему остается большим. Вместе с этим растет потребность понимать, о чем вообще читают все эти эмси, выдавая в каждой строчке по новому неизвестному слову.
Будучи рэпером со стажем (рил ток), я постараюсь ввести тебя в курс дела и познакомить с основными понятиями, которыми оперируют современные артисты. После того, как все запомнишь, можешь смело залетать на баттл (если их еще где-то проводят).
Что значит четверка в рэпе
RAP-ТЕКСТА | РЕП ТЕКСТЫ | РЭП ТЕКСТ | ГОСТРАЙТЕР запись закреплена
Немного терминологии из рэп-культуры
В этой статье мы приводим расшифровку в терминологической форме слов и выражений, которые вам так или иначе будут попадаться при общении с творческими людьми из Хип-Хоп культуры и в частности Рэп-жанра. Чтобы вы сразу понимали, о чём речь, мы подготовили для вас проработанный материал, который вобрал в себя опыт и знания многих отечественных и зарубежных авторитетных рэперов, как олдскульных так и ньюскульных представителей.
Разные термины и выражения могут попадаться с разной совершенно регулярностью. Одни постоянно, другие же можно и не услышать вообще. Но теперь вы будете готовы ко всему.
Hip—Hop – уличная субкультура, включающая в себя 4 основных направления: Рэп (музыкальный жанр), DJing (клубный музыкальный «зажигатель»), Граффити (объёмные настенные рисунки), Брейкданс (ломанные танцы).
Зародился в 70-х годах в Америке в среде бедного населения и рабочего класса, преимущественно афро-американцев, выходцев из региона Карибского моря и Латинской Америки, как средство протеста, самовыражения и творческой “отдушины”. С тех пор хип-хоп проник во все уголки земного шара и по сей день продолжает глобально развиваться во всем мире в мириады стилей, но четыре фундаментальных “кита”, на которых стоит хип-хоп культура, остаются неизменными.
Иногда хип-хопом называют музыку, подразумевая рэп жанр, либо ответвления жанра с его использованием. Или есть выражение «минусовка в стиле хип-хоп», что подразумевает минус, написанный с расчётом создания трека на его основе в рэп жанре.
Rap – музыкальный жанр, особенностью которого является исполнение посредством речитатива.
Слово произошло от «to rap», что означает «ударять» или “резко и энергично произносить”. Более позднее значение слова — “разговаривать в открытой и откровенной манере”. Именно из всех этих смыслов происходит музыкальная форма рэпа.
Среди русскоговорящего населения слово «RAP» стали преподносить в аббревиатурном формате, подразумевая Rhytmic American Poetry (ритмическая американская поэзия). В США таких рассуждений нет.
Читка – слэнговое определение рэп речитатива (Rapping / MCing). Означает “Исполнение текста в ритмической разговорной форме”.
Rapper / Рэпер — человек, читающий рэп (необязательно МС), рэп исполнитель, рэп артист. Еще рэперами себя называют иногда слушатели рэп музыки, которые сами не исполняют рэп, но слушают его и одеваются в хип-хоп стиле.
Хип-Хопер / Hip-Hoper — человек, который живёт хип-хоп культурой (в том числе одежда и внешний вид в целом) или ведёт связанную с этой субкультурой деятельность.
Skills (skillz) / навыки – это навык владения мастерством рэпа.
Универсальный термин, обозначающий степень искусности любого из критериев исполнения речитатива или написания текста.
Техника речитатива / читки – это умение строить различные вариации ритмических рисунков на тактах, навык держать ритмику речитатива при заданном темпе минусовки.
Техничный МС – подразумевается рэпер, который своим исполнением смог впечатлить слушателя. По праву заслуженный комплимент.
Под техникой речитатива / читки также может подразумеваться определенный приём читки.
В американском варианте тот же самый смысл вкладывается в термин flow.
Техника рэпа – комплекс специальных приёмов, освоенных в виде навыков, необходимых для создания успешной рэп композиции.
Под успешной композицией принято понимать субъективный фактор, когда исполнитель получает от аудитории отдачу, на которую был расчёт.
Flow / флоу / поток / подача – общее звучание читки с учётом манеры, мелодизма, убедительности и дыхания, передаваемое взаимодействием вариаций ритмических построений текста на тактах с его фонетикой и конструкциями рифм.
Часто работу интонациями голоса вкладывают в значение этого же термина.
Delivery / дэливери / доставка – вокальные приёмы, применяемые при исполнении: различные интонации, эмоциональный окрас
Чаще всего термины Flow и Delivery не градируют.
В русском рэпе термин delivery встречается редко.
Take / Тэйк / Часть – один кусок записанного голоса с момента старта до момента остановки записи.
One—Take / Уан-Тэйк – так называют способность исполнителя зачитать свой куплет или трек вживую целиком без разбивки на части (чаще всего при студийной записи трека речь идёт именно про куплет). Иногда это явление называют техникой one-take.
Такт / Bar / Строка – это единица измерения длительности в музыке.
В большинстве хип-хоп треков один такт равен четырём долям.
Доля / beat – элементарная единицы музыкального метра.
За эту единицу чаще всего принимают 1/4 такта.
Музыкальный квадрат – длительность минуса, равная 4-м тактам.
Ломанный слог – техника речитатива, согласно которой используются различные приёмы построения ритмического рисунка, создающие ритмику читки по отношению к такту минуса условно непредсказуемой.
Fast—Flow / Фаст-Флоу – читка на скорость с учётом ритма, ещё одна техника речитатива.
Чаще подразумевают максимально возможную для данного исполнителя скорость, либо максимально допустимую скорость, оптимально подходящую для конкретного минуса.
Double Time / ДаблТайм – читка, темп которой вдвое ускорен по отношению к темпу конкретного минуса.
Tongue Twist / Тантвист – читка с использованием скороговорок, где помимо скорости исполнения присутствуют уникальные особенности быстрого произношения нескольких слогов.
Триоли (triplets) – в рэп исполнении это подразумевает читку, где на две доли приходится три слога вместо обычных двух.
Часто применяют как фишку в ускорении темпа читки.
Флэм (Flam, форшлаги) – в рэп исполнении это подразумевает читку, за безударным слогом следует ударный, и ударный слог при этом уложен на сильную долю такта.
Синкопа / Cинкопирование / Syncopation – техника речитатива (иногда относят к вокальному приёму), в рамках которой МС исполняет лирику немного до доли/бита или после, но не в точности на доле/бите.
Разница настолько несущественная, что она практически не меняет речитатив, но создает интересное ощущение у слушателя.
Лигатирование – вокальный приём, при котором произношение текста подразумевает слияние нескольких слов в одно.
Слово “ligatura” в переводе с латинского означает “связывание”.
MC — аббревиатура, которая c развитием хип-хопа обрела много значений. Можно понимать как «Мастер Церемоний» (Master of Ceremony) или «Ведущий с Микрофоном» (Microphone Controller или Mic Checker).
В контексте жанра чаще всего под МС подразумевают артиста, который читает свой рэп со сцены.
Процесс работы МС называют MCing, либо Raping.
Термины “рэпер” и “МС” взаимозаменяемы, но довольно много людей в термин “МС” вкладывают более, чем обычно, превосходящий уровень мастерства владения словом и техничность.
Back—MC / Бэк-МС – вспомогательный МС, чья роль заключается в поддержке основного МС при выступлении на сцене (например, он может заканчивать строки, чтобы МС мог сделать глубокий вдох для подачи новой порции текста), а также может выполнять задачу “подогрева толпы” (в таком случае его еще называют Hype Man – человек-хайп).
Off-beat / оффбит – под этим выражением подразумевают неритмичную читку, где МС не справился с ритмом минуса.
За исключением случаев, где такой подход реализован в качестве задумки.
Квадратная читка – простой ритмический рисунок, максимально соответствующий ритму, который задаёт инструментал.
Квадратная рифма – простая рифма, основанная на количестве совпадающих букв и окончаний.
Dis (dissrespect) / дис / неуважение — фраза, строчка, куплет или трек, при котором МС или группа исполнителей направляет оскорбительное или претенциозное послание одному человеку или группе лиц в конкретной форме или не называя имени.
Чаще всего это явление подразумевает искреннюю неприязнь исполнителя к одному лицу или группе лиц.
Beef / столкновение – процесс, при котором между двумя лицами или группами лиц на протяжении неопределённого творческого периода происходят серии диссов друг на друга или упоминаний не в лучшем свете.
При этом выражение неприязни может проявляется не только в треках, но и в интервью, постах в Интернете и прочих вещах, так или иначе освещающих творчество данных субъектов. Также не исключены и физические столкновения.
Hype / хайп – совокупность действий или событий, с помощью которых исполнитель привлекает к себе внимание.
Выражение «хайпить» означает быть на слуху
Fame / фейм / слава – известность артиста.
Battle / состязание / баттл – организованное мероприятие, где в творческой форме соревнуются рэп исполнители в рамках определённых правил сроков и условий.
Online battle – баттлы, проводимые в сети Интернет.
К ним относятся акапельные баттлы, фристайл баттлы, трековые баттлы, текстовые и видео баттлы.
Offline battle – баттлы, проводимые в рамках концертов, тусовок, сходок и фестивалей.
К ним относятся акапелльные баттлы, фристайл-баттлы, трековые баттлы.
Battle—Rap / баттл-рэп – поджанр рэпа, при котором основная содержательная часть трека преподносится в виде смеси классического репрезента и дисса.
Ведётся бой против невидимого соперника посредством схемы «Я против ТЫ».
Такие тексты чаще всего основаны на применении большого количества панчлайнов.
Style / стайл – совокупность качеств исполнителя, благодаря которым он становится отличен от других артистов или узнаваем среди большинства.
Может проявляться как в отдельных элементах речитатива или их совокупности, так и в особенности подхода к написанию текстов, манере, имидже, образце, поведении на публике.
Freestyle / фристайл – импровизированное исполнение или написание текста, придумываемого на ходу без предварительной подготовки.
Иногда так называют исполнение текста из готового трека под совершенно другой минус.
Spelling / спеллинг / написание – применение различных схем и вариантов конструкций рифм и построения созвучий при написании текста.
Понятие применяется только в русском рэпе и встречается крайне редко.
В США для этого понятия используют слово pattern (схема, рисунок, шаблон, модель).
Punchline / ударная строка / панчлайн / punch / панч – запоминающаяся остроумная фраза, строчка или несколько строчек, завершающих определённую мысль в тексте чётким противопоставлением двух или нескольких объектов, субъектов, ситуаций, явлений, обстоятельств, временных промежутков.
Как правило, имеет сравнительную подоплёку, преподносится как метафора, речевой оборот, поговорка, фразеологизм.
В баттл-рэпе используется как форма острого преподнесения юмора.
В анекдоте – это строка, которая завершает шутку и вызывает смех.
Lyric / Лирика – любой текст, реализованный с применением рифм.
В русском рэпе часто под словом «лиричный» подразумевают настроение трека с сюжетной линией о любви и чувствах.
Storytelling / сторителлинг – лирика, которую автор преподносит в форме рассказа истории.
Минусовка / минус – музыкальное сопровождение без вокальной партии.
Бит / Beat – ударная партия (она же ритм-секция, драм-партия).
Проще говоря – инструмент барабан (живой или электронный, семплированный).
Однако в рэперском обиходе очень часто так называют всю минусовку, в которой присутствует барабанная партия. В английском языке слово beat также имеет еще одно значение – доля.
Sample / сэмпл – инструмент или их совокупность, имеющие начало и завершение.
Под «семплированным минусом» понимают минус, основанный на срезанном семпле из музыки, написанной другим автором.
Beatmaker / битмейкер – человек, который создаёт бит.
В хип-хопе чаще всего битмейкерами называют людей, которые пишут минус для МС.
Битмейкер может не являться композитором или аранжировщиком.
Production / продакшн – готовый музыкальный продукт для конкретной композиции.
Если права на музыку принадлежат исполнителю или группе, которая готовит трек на основе данного продакшна, то он называется авторским.
Instrumental / инструментал – музыкальная часть трека.
Сайфер / cypher / cipher – сбор рэперов и поочередное демонстрирование навыков.
Чаще всего рэперы исполняют заготовленный текст, но иногда сайфер может быть организован в форме фристайла.
Сайфер может быть направлен на простое демонстрирование навыков или организован в форме баттла.
“Вступить в сайфер” означает получить возможность показать своё мастерство, в результате чего репутация рэпера либо вырастет, либо, наоборот, упадёт.
В сайферах могут участвовать также битбоксеры.
Битбокс / Beatboxing / beat boxing / b—boxing – исполнение бита или музыкальной композиции при помощи звуков, издаваемых своим речевым аппаратом (вокабуляром). Выделяется как отдельный вид искусства в рамках хип-хоп культуры.
Брэйкдансер / Brakedancer / Би-Бой / B-Boy / брэйкер – танцор брэйкданса.
DJ / ДиДжей – человек, который миксует музыку или треки на различных музыкальных и танцевальных площадках на концертах, фестивалях, тусовках и в клубах.
Процесс миксовки композиций на различных мероприятиях называют диджеингом (DJing)
Акапелла (acapella) – исполнение куплета без фонограммы, либо записанный голос отдельно от музыкальной части трека.
Дубли / Doubles / Dubs / даблы – повторное исполнение текста в записи синхронно основному с целью усиления, выделения, изменения звучания голоса, а так же для создания иной схемы звучания отдельных частей трека.
Double-Бэки – слова или фразы, исполняемые с целью выделения и подзвучивания выборочных моментов текста (рифмы, панчлайны или наиболее первостепенные смысловые моменты).
Air-Бэки / Ad—libs / воздух / атмосферы – всевозможные выкрики, звуки, исполняемые с целью создания и дополнения атмосферности в треке.
В США используется термин ad libs, который является сокращением латинского слова “Ad libitum”, что означает “в своё удовольствие”, т.е. “оторваться” в будке звукозаписи и проявить актёрское мастерство.
Сведение трека / Mixing / Sound Engineering – процесс достижения гармоничного и сбалансированного звучания между всеми элементами микса (музыкальные инструменты, эффекты, голос с дублями и бэками)
Мастеринг трека (track mastering) – процесс изменения и наращивания громкостных и динамических характеристик (RMS) сведённого трека с целью придания определённой стилистики звучания и драйва методом воздействия на микс вцелом, а не отдельные его элементы (как при сведении).
Мастеринг диска (CD Mastering) – процесс, при котором звучание всех треков из одного релиза подводится под определённый уровень амплитудно-частотной характеристики (АЧХ) для исключения намерений слушателя во время воспроизведения треков менять их громкость или частоты.
MixTape – релиз, созданный на основе инструменталов (неавторского продашкна), либо на основе треков, которые исполнитель по различным субъективным причинам не хочет брать в официальный альбом и использует в качестве рекламы на некоммерческой основе (промо).
EP – промо-альбом, релиз которого не носит коммерческий характер.
Чаще всего такой релиз не объединяется концепцией, делается из нескольких песен без единой тематики с целью рекламы или подогрева интереса.
LP – официальный альбом.
Зачастую имеет более 10 треков, а так же определённую тематику треков или концепцию.
Single / сингл – одна выпущенная песня на некоммерческой основе.
ReMix / ремикс – написанный минус под акапеллу трека, исполненная изначально на другой продакшн.
Ватокат, падик, микро, косой, панч и другие важные термины
Человек со стороны, послушав иные хип-хоп-песни, может просто не понять, о чем идет речь — о своем рэперы зачастую говорят по-своему, употребляя незнакомые лексемы (или знакомые в неожиданных значениях). Чтобы пояснить проблематику жанра, Андрей Подшибякин составил краткий словарь российского рэп-сленга — и проиллюстрировал его конкретными примерами из песен самых разных исполнителей.
Произносится «два-два-восемь». Номер статьи Уголовного кодекса РФ, предусматривающей ответственность за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (см. Белый, Ганджубас, Косой, Сплиф). Цифры 228 стали своего рода маркером «свой/чужой» для исполнителей и активных слушателей русского рэпа — и одновременно обозначением важной угрозы для них же.
пример
«Лето, осень, папиросим, 228, 228./Лето, осень, папиросим, 228, 228./228, 228, 228, 228, 228, 228» (Ноггано «Антон Пальчиков»)*
Андер
Сокращение от «андеграунд» (англ. underground). Культурная позиция, подразумевающая противопоставление себя коммерческой музыке; в большинстве случаев в отношении качества минусов (см.) и вообще звука. Андером долгое время прикрывали свою техническую несостоятельность провинциальные МС и школьники из «ВКонтакте», сейчас термин в основном употребляется иронически.
пример
«Люби всем сердцем, чтоб под герцы греться,/Делай вещи вообще, андер и коммерция./Рэпа новая версия, не стоим на месте» («Объединение лирики» «Не говори мне»)
Баттл
От англ. battle. Речевой поединок рэперов, складывающийся из фристайлов, то есть свободных речитативных импровизаций на (чаще всего) заданную тему. Понятие баттла неотделимо от дисса (см.), которыми обмениваются участники. Исторически баттлы проходили вживую, а победителя определяла реакция публики; в русской культуре, однако, куда более важную роль сыграли интернет-конкурсы, проводившиеся на hip-hop.ru и других сайтах; многие нынешние звезды (например, Нойз МС или Оксимирон) впервые заявили о себе именно там.
пример
«Когда читаем мы, то баттл-рэп весь воскресает,/А другой весь русский рэп похож скорей на детский садик» (Mr. Bif «Battle Rap»)
Белый
пример
«Когда день не смазан белым,/Даже солнце в синем небе мне будет казаться серым» («Третий путь» «Белые друзья»)
Биточек
Уменьшительно-ласкательное от «бит» — в свою очередь, фонетической кальки от англ. beat. Имеется в виду ритмическая часть минуса (см.), поверх которого рэперы читают тексты.
пример
«Не беспокойся, не стоит сейчас об этом,/Лучше пусти по кольцу биточек./Они запомнят наш почерк» (Гуф «Наш почерк»)
От англ. beef. Публичная и чаще всего продолжительная вражда между рэперами. В 90-х бифы могли заканчиваться в том числе летальным исходом (в первую очередь в США); сейчас они чаще воспринимаются как лишнее позерство и игра на публику. Случаются, впрочем, диковатые казусы — как, например, двухлетней давности конфликт рэпера-патриота Жигана с коллегами Оксимироном и Шокком, в результате которого первый приехал на квартиру к последним с друзьями и стволами и заставил их извиняться за оскорбления.
пример
«Биф — это война, в которой каждый против всех,/Биф — это когда лишь только наглых ждет успех» (Oxxxymiron «Что такое биф»)
Бланш
Синяк, фингал. В отличие от любимых русским рэпом неологизмов и англицизмов этому слову никак не менее нескольких десятков лет.
пример
«От той игры у нас остались синяки да бланши,/Но сегодня кубок будет наш и мы возьмем реванш!» (Серега «Гимн болельщиков ФК «Спартак»)
Бошки
пример
«Убойные бошки дороже,/Но можно и проще, хорошей казашки,/Так, от души, для жаждущих» (The Chemodan «Все в рэп»)
Ватокат
Региональный уральский жаргонизм, образованный от словосочетания «катать вату». Обозначает бездельника, вполне довольного жизнью, но при этом совсем не такого простого, каким он кажется на первый взгляд.
пример
«АК-тексты — прописанные ката,/Разум гения, душа ватоката» («АК-47» «Тем, кто с нами»)
Ганджубас
пример
«Все лето напролет самогон и ганджубас./Все лето напролет так проходит у нас,/Очки не от солнца — от красных глаз!» (Noize MC «Самогон и ганджубас»)
Оскорбительные куплеты, которыми обмениваются рэперы, состоящие друг с другом в бифе (см.) или участвующие в баттле (см.). Для диссов характерен напор и предельно обсценные личные оскорбления; хрестоматийные диссы можно увидеть в кульминационной сцене фильма «Восьмая миля».
пример
«Ты сделал дисс, но также … мою читку и флоу,/Зачем ты тратишь мое время, отвали, идиот» (Schokk «Лиля»)
пример
Качели
1. Синоним «терок», «разборок» — как правило, с конкурирующими рэперами или с полицией. 2. Обозначение специфического наркотического опьянения, когда эмоциональное состояние лирического героя резко меняется под воздействием психотропных веществ.
пример
«Качели по чувствам, жесткий up-down,/Это и есть, наверное, тот самый андерграунд» (Баста «Рэп, который по-лютому прет»)
Косой
Самокрутка с ганджубасом (см.).
пример
«Неторопливо жарю косого,/Мне для этого не нужен повод» (Гуф «420»)
Микро
Сокращение от «микрофон» (в который, соответственно, читается рэп).
пример
«Когда микро я взял, я плавлю сталь, как сталевар» (Лигалайз «Русский рэп»)
Минус
Музыкальная подложка для речитатива. В баттлах (см.) часто используется один и тот же — причем нередко чужой — минус, на который рэперы читают друг на друга диссы (см.).
пример
«А ну-ка, Стим, давай зачитаем на минус от Литтл Джона «I Don’t Give a Fuck» (Стим feat. Drago «Ванич»)
Мухтар
Искаженное «микстейп». Мухтары-микстейпы отличаются от студийных альбомов своей принципиальной бесплатностью — как правило, их выкладывают в интернет сами авторы. Исторически нужны были, чтобы обратить на рэпера внимание лейблов, сейчас они обрели самостоятельную ценность.
пример
«После шута сносит башню, как гадалка в таро,/Нарабатываю стаж под мухтар второй» (Obe 1 Kanobe «Гришнак»)
Напас
Затяжка из косого (см.).
пример
«За напасом напас,/Потом еще раз./Паровоз про запас,/Ветер в парус» («Красное дерево» «Два напаса»)
Падик
Уменьшительно-ласкательная форма от «подъезд». В падиках забивают косые (см.) и катают вату (см. «ватокат»).
пример
«Ляпка, пакет, стакан, килограмм,/Падик, штакет, так-то просто Иван» («Триагрутрика» «На Ванин квартал»)
Сокращение от «панчлайн»: смысловая и драматическая кульминация трека, его самый мощный концентрированный посыл. Идеальный панч потом цитируют далеко за пределами референтной группы.
пример
«Я тут самый техничный, самый прокаченный,/Мои текста — бомбы, панч на панче» (Anacondaz «Панч на панче»)
Респект
От англ. respect. Основополагающее понятие рэпа в целом, без привязки к географии. Респект имеет прямое отношение к степени тру (см.), содержащейся в текстах исполнителя. В целом — абстрактное и не поддающееся верификации понятие с четко положительной эмоциональной окраской.
пример
«Эй! Загоняю респектосы всей босоте,/Пацанам на общий, строгий и на особый» (Ноггано «Жульбаны»)
Рубль
Тысяча рублей. Изначально южный жаргонизм, благодаря рэпу начавший использоваться повсеместно.
пример
«Время огонь, и мы горим теперь не как минуты,/Отдать тот рубль, чтобы потом стать трупом» (Centr «Осень»)
Еще один англицизм. Родственный респекту (см.), но еще труднее поддающийся буквальному переводу термин. В русском рэпе под свэгом принято принимать расслабленную, но в то же время мощную читку; абсолютную уверенность в себе и некоторое презрение к окружающим, а также вычурную демонстрацию своего достатка. В последнее время слово часто употребляется в издевательском ключе.
пример
«Свэг… А мы по ходу отстали от моды./Взрослые ниферы кривляются, весело пляшут./Это в тренде, это вау, это в тираж, йоу» (Loc-Dog «#SWAG»)
Сплифф
От англ. spliff; см. Косой.
пример
«Пацаны по сплиффу в жало засаживают под Kid Cudi,/В крошках пончика манжеты худи» (Гуф «420»)
Стафф
От англ. stuff; см. Ганджубас. Также под стаффом в некоторых случаях понимают массив творчества рэпера за определенный отрезок времени.
пример
«От точки до точки отточен стафф, короче,/Почерк под бочку, по почкам заточкой» («Аферисты» «В эфире»)
Точка
Небольшое количество гашиша.
пример
«Кипяточку налей, пока точка тлеет./Че, может, поспать? Лучше еще пописать» («Триагрутрика» «На восходе»)
От англ. true. Фундаментальное понятие рэпа в целом. Исторически считается, что рэпер не имеет права на сценический образ и обязан напрямую транслировать слушателю свой личный жизненный опыт.
пример
«… тру, а у вас голимый театр,/ТГК, АК, Айк, акуна матата!» («Триагрутрика» feat. Витя АК, Айк Дым — «Акуна матата»)
От англ. fake. Антоним тру (см.). Рэперы, чьи песни представляют собой фальшивку, плод их собственной фантазии. И сейчас является достаточно серьезным оскорблением.
пример
«Горбун Эдуард, на танцполе тут как тут,/Он ловко на горбу крутит нижнего брейка./Карлики тру, и никакого фейка» («Ленина пакет» «Карлики два»)
От англ. feat, сокращение от featuring. Означает совместное творчество и присутствие в треке дружественных автору МС.
пример
«Мы замутили этот фит, чтоб твой мозг опух./Сегодня вместе на сцене «ТГК» и Гуф» (Гуф feat. «Триагрутрика» «ПНП»)
Флейва
От англ. flava (искаженное flavor). Тусовка, группировка, являющаяся для автором почти что семьей.
пример
«Я утратил стайл, не курю «Беломор»,/Но моя флейва со мной, моя флейва со мной» («Сальто назад» «Флейва»)
От англ. flow. Техническое мастерство читки и ее индивидуальные особенности.
пример
«Мой флоу течет, как Ксения Собчак при виде новых Gucci,/Скажи мне, кто тут круче,/ Мой флоу всех жучит» (Drago «Мой флоу»)
пример
«Короче, забудь про свою маму, забудь про свой любимый хип-хоп…» — «Петров, «хип-хап» говорить надо!» — «Неважно. Должен ты сказать мысли стоп!» (2H Company «Огурец мозга»)
От англ. hustle. Труднопереводимый, но широко используемый в рэпе термин обозначает преодоление препятствий к достижению материальной цели, причем желательно осуществленное обманными и полулегальными средствами. Хасл — непременный этап на пути к обогащению американского рэпера; в русском рэпе, традиционно пацанском и бессребреническом, встречается редко.
пример
«Рэп — это хасл. Рэп — это хасл, это хасл./Ты должен подняться, ломая рамки вокруг себя» (Лион feat. Смоки Мо «Крутиться»)
Хейтер
От англ. hater, то есть ненавистник. В хип-хоп-субкультуре исторически нет полутонов: можно быть только тру или фейком, фаном или хейтером. Благодаря социальным сетям хейтерство в русском рэпе буйно цветет и принимает форму диссов (см.), пародий — или пародий, замаскированных под диссы.
пример
«Я хейтер, я ненавижу ваш рэп, ваш трек,/Ваш текст, мягкий, как паштет» (Oxxxymiron «Я хейтер»)
От исп. chica — или же от англ. chick. Девушка. Одно из самых древних слов в русском рэп-сленге — употреблять его начала еще группа «Мальчишник». В отличие от почти всех русскоязычных синонимов хорошо ложится в строфу и не является откровенно шовинистским.
пример
«Чика, чика, чика, чика, чика ты моя./Киса, солнце, рыбка, зайка, мир весь для тебя./Тачки, яхты, цацки, камни, ты моя душа./ Ты мой силикончик милый, как там без меня?» (Птаха feat. Тато «Чика»)
Вар. «щщи». Лицо; чаще всего — с серьезным выражением.
пример
«Острое микро и назидательные щщи,/Не травись, не тупи, но учись и ищи!» («Грот» «Красная нить»)
*В размещенных на этой странице YouTube-роликах представлены те же цитаты из песен, что приведены в тексте. «Афиша» благодарит Анастасию Карагодину за помощь в подготовке материала