Что значит человек воспитанный в 18 веке
Требования к хорошему воспитанию
Изменение этикетных норм в 18 веке
Одним из важных источников понимания хороших манер этого периода являются письма лорда Честерфилда к сыну, где автор ставит своей целью направлять поведение молодого человека в любом обществе и стране Европы.
Хорошее воспитание предусматривало естественную манеру держаться в сочетании с вежливостью и вниманием к другим людям. Большое значение придавалось скромности, но она не должна была быть сопряжена с застенчивостью и неловкостью. Признавалось, что необходимо обладать не только моральными достоинствами, но и хорошими манерами, при отсутствии последних можно легко вызвать смех по отношению к себе или даже обидеть окружающих. Поэтому хорошо воспитанный человек должен был быть внимателен при употреблении титулов и имен, не говорить много о себе, владеть собой и не демонстрировать своих эмоций. Громкий смех осуждался как проявление вульгарности, то же самое касалось употребления пословиц и просторечных выражений. Также осуждались принятые еще в 11 веке пренебрежение к низшим и грубость к кому бы то ни было, включая слуг. Человек должен был уметь формулировать свою мысль ясно и четко как устно, так и письменно.
Поведение при королевском дворе сильно отличалось от принятого в век абсолютизма. При соблюдении всех этических норм (не обращаться к монарху первым, не выбирать тему беседы самому и т. д.) правильным поведением считалась почтительность без признаков смущения и тем более без самоуничижения. Эти же нормы поведения распространялись и в отношении к другим вышестоящим лицам. Ценность человеческой личности независимо от происхождения все больше возрастала, хотя предрассудки, связанные с происхождением, были еще чрезвычайно сильны.
Каким был этикет в России в XVII−XVIII веках?
Культурный и воспитанный человек не только знает правила этикета, но и старается им следовать в повседневной жизни. Как именно положено себя вести в обществе, мы знаем из многочисленных учебников и книг. А каким был этикет в России несколько сотен лет назад? Насколько отличались правила хорошего тона XVII−XVIII веков от тех, что существуют сегодня?
Слово «этикет» в переводе с французского означает «церемониал». В России ему стали придавать особое значение в XVIII столетии. Знатным особам и дворянам Петербурга той поры не хотелось уступать в утонченности манер аристократам из европейских стран. Под словом «этикет» тогда понимали совокупность правил, диктующих знатной особе, как себя вести при дворе монарха, а также в аристократическом салоне.
Однако правила хорошего тона существовали и раньше. Их знала не только знать, но и простые горожане.
В XVII веке они жили по «Домострою». В нем были прописаны нормы, коими полагалось руководствоваться каждому горожанину. Они диктовали ему, как обращаться с домочадцами и прислугой, общаться со светской властью, вести себя в церкви. Были в «Домострое» и наставления, как воспитывать детей, вести хозяйство, готовить пищу. Следуя этому своду правил, принимали гостей, проводили свадебные обряды, вели торговлю.
Глава семейства обладал неограниченной властью над домочадцами. «Домострой» советовал ему учить детей науке и ремеслу, а при непослушании «сокрушать ребра». И жену также полагалось «наказывать грозно», если она допустит оплошность при ведении хозяйства или в воспитании чад.
Во времена царствования Петра Великого в жизненном укладе населения начали происходить большие перемены. Государь желал европеизировать своих подданных. Он ввел немало новшеств, касавшихся их повседневной жизни и быта. И одним лишь ношением новых фасонов одежды и парика, а также бритьем бороды правитель не ограничился. Реформы государя в первую очередь затронули жизнь дворянства. Пётр I
Фото: ru.wikipedia.org
Молодые отпрыски дворянских родов начали учиться правилам поведения в свете по специальным руководствам вроде «Юности честного зерцала» (1717 г). Черпая знания из этой книги, молодые люди осваивали этикет, дабы иметь успех в обществе.
Многие из правил хорошего тона, прописанных в «Зерцале», весьма разумны и актуальны и сегодня. Книга пришлась по душе знати XVIII века. Ее переиздали трижды за время правления Петра I.
Знать, жившая в Петербурге, по почину государя развлекалась, посещая ассамблеи, всевозможные празднества на Неве, смотры флота, театральные представления. Все эти увеселения были задуманы Петром ради разрушения прежней замкнутости, присущей представителям старинных боярских семей. Он желал вытащить их из скорлупы домашнего быта. Один из разворотов книги «Юности честное зерцало»
Фото: ru.wikipedia.org
Особого внимания заслуживали ассамблеи.
Речь идет о вольных собраниях, проводившихся в вечерние часы в домах знати по установленному порядку.
Помимо дворян, их посещали люди высоких чинов и богатые купцы. Устраивались такие светские мероприятия не только ради забавы, но и для дела.
«Ибо тут можно друг друга видеть, о всякой нужде переговорить, также слышать, что где делается» (говорилось в государевом распоряжении об ассамблеях).
Устраивал ассамблеи и сам государь. Местом их проведения был Летний сад. Мероприятие начиналось в 5 часов вечера и длилось до 10. В самой большой комнате гости танцевали менуэт и англез, в соседних — велась игра в карты или шахматы. Было на ассамблеях и специальное помещение для курения.
По государеву указу, в ассамблеях обязательно принимали участие женщины. Начинать танцы полагалось хозяйке и ее супругу. Чтобы пригласить даму на танец, кавалер должен был поклониться ей трижды и предложить свою руку. Во время танца ему было разрешено едва касаться пальцами пальцев партнерши, по завершению — полагалось поцеловать даме руку. Ассамблея при Петре I
Фото: ru.wikipedia.org
Женщины для участия в ассамблеях наряжались в платья, сшитые на европейский манер, учились танцевать. Несмотря на это, дамы были застенчивы. Вступить в разговор с мужчиной девушка не могла. Правила хорошего тона не позволяли ей дважды за вечер танцевать с одним кавалером.
Благодаря Петру I этикет стал неотъемлемой частью жизни знати. И хоть он существенно отличался от правил хорошего тона современности, многие его нормы актуальны и сегодня.
14 правил благопристойности.
Правила этикета 18-го века предполагают наличие такой добродетели, как благопристойность. Современные словари определяют благопристойность, как следование правилам приличия, принятым в обществе. И тут у нас круг замыкается и становится совершенно непонятно, что же следует понимать под благопристойностью.
А давайте-ка просто вернёмся назад и узнаем, что же вкладывалось в понятие благопристойности в столь далёкие времена 18-го века?
Благопристойность тогда затрагивала все аспекты жизни светского человека. Она требует, чтобы мы были умеренными в своих удовольствиях, осторожными в суждениях и готовым дать отпор всему, что мешает нам выполнять свой долг.
14 правил благопристойности.
Как видите, большинство этих пунктов о благопристойности затрагивают именно манеры общения, ведения разговора. И, тем не менее, это больше касается умения жить в обществе, чем искусства разговаривать, как такового.
(Дополнительно).Правила разговора.
Тон разговора должен быть плавным и естественным, а не педантичным или игривым. Нужно быть
В свете принято говорить обо всё том, о чём каждый может что-нибудь сказать. Не углубляться в рассуждения, чтобы не наскучить окружающим, не вываливать на обсуждение всё, что вы думаете на эту тему, а рассуждать об этом кратко.
Ясность и точность в выражениях ведут к изяществу.
Никогда не нужно с горячностью и нетерпением нападать на чужое мнение, равно как и не следует слишком упорно настаивать на своём мнении. Следует просто прояснить вопрос, а затем остановиться и прекратить препирательства.
При соблюдении этих условий беседа становится интересной, собеседники не теряют хорошего расположения духа и не утомляются. Они как бы забавляются разговором, извлекают из него пользу, так как даже самый умный человек найдёт в такой беседе предмет для размышления.
Часто бывает, что мало знающие люди говорят много, а действительно знающие предпочитают помалкивать. Можно предположить, что невежда придаёт слишком большое значение всему, что видит, и говорит об этом всем и каждому. А сведущий человек неохотно разворачивает беседу, зная, что пришлось бы слишком много говорить, чтобы раскрыть суть предмета, в котором есть нечто такое. О чём лучше не общаться с несведущими в вопросе людьми.
К тому же, мало уметь вести беседу и говорить с увлечением и по существу, важно, чтобы разговор был кстати. А этим грешат многие. Например, плохим тоном является расписывать прелести и красоты дальних стран перед людьми, не имеющими возможности оторваться далеко от дома, или рассказывать о благах здорового образа жизни перед больным, немощным человеком.
В разговорах следует избегать всякой полемики, в особенности о политике и религии. Даже будучи тысячу раз правы, уступайте добровольно, когда видите, что спор разгорается и может перерасти в ссору.
Верхом невежества считается перебивать того, кто говорит. При этом неважно, пытаетесь ли вы исправить ошибку или помочь, подсказав нужное слово, Перебить чью-либо речь, чтобы досказать историю, которую тот хотел рассказать, — это уже окончательная грубость. Если уж возникает крайняя необходимость сделать замечание, то это следует делать, соблюдая по максимуму правила вежливости.
Хорошо воспитанный человек всегда начитает свой разговор, когда наступит на то его очередь. Его речь всегда приятна, спокойна, прилична, без фееричности и демонстрации личного превосходства.
Не следует в обществе распространяться о своих личных достижениях в делах или искусстве, пока собеседник сам вас о них не спросит, чтобы не усыпить скукой всё общество. Вообще никогда не говорите в обществе о себе, если этого можно избежать. Только очень близкие друзья могут действительно интересоваться вашими личными делами. Не говорите с чужими людьми о поступках своих близких или о своих несчастьях. Они, возможно, вас выслушают, но посчитают невоспитанным и скучным.
Не хвастайтесь своим очень близким знакомством с людьми выше вас по положению в обществе. Крайне неприлично слишком часто упоминать в разговоре о разных титулованных друзьях. Это лучшее доказательство того, что вам это в диковинку и что вы этим кичитесь, что являет собой недостаток самоуважения. Не расспрашивайте о родстве или происхождении своих знакомых, особенно, если не знаете, могут ли они ими похвастаться.
Невежливо во время общего разговора отводить кого-то в сторону, чтобы поговорить с ним отдельно. Ещё более невежливо подслушивать, о чём говорят двое собеседников. В таких случаях следует скромно отойти от них подальше.
Если кто-то неожиданно заговорит одновременно с вами, приостановитесь и дайте ему закончить.
Будьте в высшей степени терпеливы, выслушивая рассказы стариков, имеющих привычку говорить пространно.
Вот и всё, в принципе. Это все основные правила благопристойности и ведения светской беседы в обществе 18-го века.Со многими из них можно поспорить, но однозначно, многое нужно вернуть и в наше настоящее.
Буду рада узнать ваше мнение по этому поводу, а посему приглашаю оставить свой комментарий под статьёй.
И не пропускайте следующие выпуски. У меня ещё много чего интересного есть для вас из этикета того далёкого века, которые неплохо бы было возродить. Так что подписывайтесь на обновления блога. И до новых встреч на моём блоге.
Что значит человек воспитанный в 18 веке
Со времен упадка рыцарства все большее влияние на развитие этикета оказывают нравы среднего класса. С одной стороны, блистательные дворы абсолютных монархов предлагают все более сложные правила поведения, с другой, с течением времени бытовые этикетные нормы становятся значительно демократичнее под влиянием новых социальных условий. Недаром просветители 18 века считали, что придворный этикет отдален от основной массы населения и призывали к более естественным манерам. Добродетели буржуа, такие, как бережливость, трудолюбие, аккуратность постепенно становятся основой поведения в обществе. В то же время нравы высшего общества также меняются и на первый план выдвигаются другие ценности по сравнению с 17 веком. Растет английское влияние на европейский этикет. Этические принципы и нормы английского джентльмена становятся привлекательными для представителей других стран. Законодателем же манер во многом по-прежнему остается Франция. В целом уже можно говорить о складывающихся нормах европейского этикета этого периода, так как люди много путешествуют, и представления о хорошем тоне становятся интернациональными.
Требования к хорошему воспитанию
Одним из важных источников понимания хороших манер этого периода являются письма лорда Честерфилда к сыну, где автор ставит своей целью направлять поведение молодого человека в любом обществе и стране Европы.
Хорошее воспитание предусматривало естественную манеру держаться в сочетании с вежливостью и вниманием к другим людям. Большое значение придавалось скромности, но она не должна была быть сопряжена с застенчивостью и неловкостью. Признавалось, что необходимо обладать не только моральными достоинствами, но и хорошими манерами, при отсутствии последних можно легко вызвать смех по отношению к себе или даже обидеть окружающих. Поэтому хорошо воспитанный человек должен был быть внимателен при употреблении титулов и имен, не говорить много о себе, владеть собой и не демонстрировать своих эмоций. Громкий смех осуждался как проявление вульгарности, то же самое касалось употребления пословиц и просторечных выражений. Также осуждались принятые еще в 11 веке пренебрежение к низшим и грубость к кому бы то ни было, включая слуг. Человек должен был уметь формулировать свою мысль ясно и четко как устно, так и письменно.
Важным представлялось иметь хорошую осанку, хорошо танцевать и тщательно следить за своей одеждой (имеется в виду не только следование моде, но и безукоризненная чистота, игнорируемая ранее). По-прежнему придавалось важнейшее значение соблюдению всех форм вежливости по отношению к женщине – следовало почтительно приветствовать ее, не сидеть, когда она стоит, оказывать всевозможные услуги, а порой и открыто льстить.
Поведение при королевском дворе сильно отличалось от принятого в век абсолютизма. При соблюдении всех этических норм (не обращаться к монарху первым, не выбирать тему беседы самому и т. д.) правильным поведением считалась почтительность без признаков смущения и тем более без самоуничижения. Эти же нормы поведения распространялись и в отношении к другим вышестоящим лицам. Ценность человеческой личности независимо от происхождения все больше возрастала, хотя предрассудки, связанные с происхождением, были еще чрезвычайно сильны.
История этикета
Правила этикета стали постоянными спутниками нашей жизни. Они сопровождают нас на деловой встрече, за обеденным столом и во время дружеской беседы. Не все знают, откуда пошли эти правила и какова история этикета. При этом сегодня все подают руку для пожатия при знакомстве, а при уходе из гостей говорят «до свидания ». Подобные традиции сложились не за одно десятилетие. Большую часть знаний о нормах поведения в каждой ситуации современное общество позаимствовало из прошлого.
Первые истоки этикета
Само понятие «этикет» пошло от слова «этикетка». Его начало положил французский король Людовик XIV, который с помощью карточек устанавливал нормы на своих званых ужинах. Но определенные правила поведения начали складываться гораздо раньше. Их потребовалось ввести с началом объединения людей в общины. Все члены сообщества должны были с уважением относиться к старшим, слушать слова шамана, заботиться о женщинах, а они в свою очередь ухаживали за детьми.
Эти правила еще не являлись этикетом, но были его предшественниками. Они служили инструментом для создания комфортной остановки. Нравственность того времени помогала людям объединиться во время опасности, учила основам общения и чтению традиций. Сам же этикет появляется только с развитием государства.
Этикет в Древнем Египте
Египетская цивилизация была пронизана правилами поведения. Здесь считали, что манеры могут сделать из любого человека короля и потому неукоснительно им следовали. Определенные нормы были во время трапезы, в одежде, в уходе за собой, во всех церемониях и при переписке. Известно, что египтяне имели строгие представления об этикете за столом и придавали большое значение внешнему виду.
Этикет в Древней Греции
Греция стала прародительницей делового этикета и дипломатии. У послов при себе всегда были карточки, называвшиеся «дипломами», что и дало названию известной деятельности. Греческие послы были вежливы и деликатны в общении, не позволяли себе сплетничать и удивлялись невоспитанности первых римлян.
Для жителя Греции внешнее не было отделено от внутреннего, что накладывало отпечаток на все его поведение. Нужно было быть спокойным, почитать свою семью, сдержанно общаться с друзьями и знакомыми. Женщинам не разрешалось покидать дом без сопровождения раба, за столом пользовались ложкой для некоторой пищи, с обеда нельзя было выгнать незваных гостей, а сам обед неизменно должен был заканчиваться беседой.
Этикет Средневековья
Хотя средневековый период и принято считать варварским временем, его этикет порой поражал чрезвычайным обилием предписаний. Неподчинением нормам было нарушением закона и могло обернуться не только позором, но даже смертью. А соблюдение этикета в некоторых сферах доходило до абсурда.
Особенно это заметно по Византии. В свое время государство оказало большое влияние на традиции дипломатии. Очевидцы описывали византийские приемы, как одни из самых пышных. Византийцы таким образом старались продемонстрировать иностранным гостям всю мощь своего государства.
Средневековая Испания отличалась твердостью нравов. Именно здесь священнослужителем Педро Альфонсо и был выпущен первый трактат об этикете. Произошло это в 13 веке, пособие получило название «Дисциплина клерикалис». В своем труде Альфонсо в основном давал наставления по поведению за столом, освещал правила ведения беседы. Хотя трактат был написан для духовенства, его использовали в качестве основы для издания правил по этикету в других европейских странах.
Рыцарская культура внесла огромный вклад в развитие этикета. Поведение истинного рыцаря подчинялось множеству законов, которые затрагивали все сферы жизни: от обращения с дамой до поведения на турнирах. Получить такой статус было почетно, но накладывало обязательства по жесткому следованию христианским ритуалам. В бою рыцарь с уважением относился к противнику, в жизни был верен своему сеньору, в поклонении даме сердца постоянно демонстрировал самоотречение и контроль эмоций. При всем обилии моральных обязательств, нельзя было забывать о безупречном внешнем виде.
Страны Восходящего Солнца
В восточных странах не было понятия этикета, но были вековые традиции. Они охватывали все сферы жизни и соблюдались на протяжении длительного времени. Правила настолько строги и тяжелы в следовании, что многие европейские люди не в состоянии их понять и применить.
В Китае во времена Конфуция были разработаны правила «ли». Всего было 46 разделов. Описывали они полный распорядок дня, поведение в различных ситуациях и даже требуемое выражение эмоций. До их написания китайцы жили свободно, что, по мнению философа, неправильно. Человек должен подчиняться правилам для улучшения его нравственного облика.
Японский кодекс самураев Бусидо был написан в 13 веке. Хотя он и был написан для воинов, следование ему во времена создания и в дальнейшем стало признаком высокой морали. На этикет Японии повлиял не только общественный строй, но и религия страны. Издавна было принято проявлять почтение к старшим и представителям власти, стремление к тактичности в общении и искоренению панибратства.
Эпоха Ренессанса
Этика того времени возвеличивала человека. И придворные традиции демонстрировали это в полной мере. Например, во Франции во время трапезы короля, сидеть мог только он один. А герцог бургундский регулярно принимал прошения от подданных, но только из уст своих чиновников, стоявших на коленях. Каждый день придворных особ и все события шли по заранее определенному сценарию, в котором каждый выполнял свои роли даже в жестах.
Во начале Ренессанса следовать этикету должны были только представители высших сословий. Бедняки были «освобождены» от этого обязательства своим низким статусом. Их взаимоотношения были построены на религиозных законах.
Вынужденные постоянно терпеть многочасовые ритуалы, обожествлять короля и задумываться о статусе собеседника, придворные теряли собственный характер. Неудивительно, что со временем большую популярность набирают нормы английского поведения. Они проповедовали скромность, благочестивость, руководствуясь при этом здравым смыслом. Воспитанный мужчина того времени не позволял себе громкого смеха и долгих рассказов о себе. Он с уважением относился ко всем людям, включая слуг, держал в чистоте свой наряд и проявлял учтивость к женщинам.
История развития этикета в Российском государстве
Возникновение этикета в современном понимании происходит с приходом Петра 1. Он меняет прежние обычаи, вдохновленный европейским укладом жизни. Появляется культура светских мероприятий — «ассамблей», становится обязательной личная гигиена. Петр 1 регулярно посещал ассамблеи и проверял, как себя ведут и выглядят подданные. Правда разрешалось им многое. На мероприятиях звучала музыка, проходили игры и всем подавалось спиртное.
Изменения, произошедшие в 18 веке, в основном коснулись только дворян и купцов. Не все из них радовались переменам. Но были и те, кто продвигал европейские манеры. Например, граф Шереметьев, являвшийся послом и знатоком заграничного этикета, старательно демонстрировал на практике новые обычаи.
Начиная с конца 18 века до войны 1812 года в поведении высших слоев населения преобладало французское влияние. Позднее усиливается интерес к английскому стилю. Мужчины стали разговаривать о серьезном и увлекаться политикой. Женщины должны были иметь естественный вид и уметь поддержать разговор.
После прихода советской власти, правила поведения в обществе претерпели изменения. Новое руководство страны желало отбросить светские манеры, считая их усложняющими жизнь. Одеваться нужно было скромно, разговаривать без лишнего пафоса. А первые правила этикета за столом 20 века стали лишены придворных изяществ.
История речевого этикета
Речевой этикет — это свод норм в общении. Появился он вместе с развитием государственности и служил с целью разграничения социальных слоев общества. Определенный стиль в общении мог выдать в человеке купца или дворянина. Кроме того, он позволяет участникам беседы вести разговоры в мирном тоне.
Традиционно речевой этикет различался в зависимости от региона. В Древней Греции существовала традиция культурных бесед после званого ужина. В Римской империи хорошим тоном считалось не высказывать недовольства хозяину вечера. Примером служил сам Цезарь: во время пира, на котором подали испорченное блюдо, он попросил добавки, не высказав замечаний повару.
В поздней средневековый Европе речевой этикет стал предметом для обучения. Знание норм могло выгодно выделить человека хорошим воспитанием, в то время как незнание, наоборот, было показателем низкого социального статуса. Эпоха Возрождения стала благоприятным с точки зрения этикета временем для бедняков. Повсеместный интерес к гуманизму приучал людей любого статуса общаться на равных.
Речевой этикет 19 века подвергся буржуазному влиянию. Уйдя от придворных традиций, правила поведения не стали проще. При встрече дамы с мужчиной, здороваться первой могла только женщина. Обращаться к кому-либо нужно было исключительно по имени вместе с титулом. Женщинам нельзя было общаться наедине с мужчинами, много разговаривать. А все, кто имел привычку давать краткие ответы, слыли невеждами.
История делового этикета
Деловой этикет представляет собой определенный стиль поведения людей в служебных отношениях. Его историю возникновения можно проследить со времен Древней Греции. Во время переговоров послы того времени должны были держать «жезл Гермеса». Он служил напоминанием о том, как нужно себя вести во время дипломатической миссии. К примеру, было строго запрещено перебивать собеседника и обсуждать с ним других людей.
Во времена Средневековья деловым этикетом начинают руководствоваться не только послы. Короли, их придворные и ученые также стали использовать общение, построенное по канонам. Подданным запрещалось прикасаться к королеве и начинать разговор с королём, а каждый служитель королевской обители мог выполнять лишь свою определенную функцию.
Со временем законодательницей норм этики стала Англия. Этикет 18 века здесь строится на «сохранении лица в любой ситуации». Англичане считали, что невозмутимый человек всегда остается в рамках приличного поведения: и за столом, и в деловой беседе в любом уголке мира.
В России деловой этикет стал появляться во времена правления Петра I. Он издал несколько документов, опираясь на опыт европейских стран: «Генеральный регламент», «Табель о рангах». Первый был призван ввести новую систему управления — коллегии. Он указывал на должный ход обсуждения дел, а также регулировал общение с властями. В общении между высокопоставленными лицами и простыми людьми следовало быть тактичным и избегать пренебрежительного общения.
С приходом Советского Союза были отменены все прежние формы делового общения. Новая власть хотела показать, что в обществе все равны, и старались установить простые взаимоотношения. На практике подчиненные стали дальше от начальников, которые общались свысока с нижестоящими по карьерной лестнице людьми.
С началом образования государств, обществу понадобилось регулировать взаимоотношения с помощью правил хорошего тона. Они коснулись сферы делового общения, поведения за столом, внешнего вида и речи. Законодателями этикетных норм в разное время были: Древняя Греция, Византия, Испания, Франция и Англия. Каноны приличия менялись, но их знание во все времена было показателем образованности. Этикет 21 века не стал исключением. И сегодня человек, обладающий хорошими манерами, все также считается приятным собеседником и желанным гостем.