Что значит человек оказывает давление на среду обитания
Что означает фраза «Человек оказывает давление на среду обитания»?
Что означает фраза «Человек оказывает давление на среду обитания».
Отрицательно влияет на местности жизнедеятельности других живых организмов.
То есть, например, человек усугубляет состояние природы в степи посредством убийства животных, сжигания вредных веществ, тем самым, как бы «давя» на состояние воздуха, земли и т.
Как растения и животные приспособились к условию среды обитания в Ледяных Пустынях?
Как растения и животные приспособились к условию среды обитания в Ледяных Пустынях?
Как влияет луна и на кого оказывает давление в мире живых организмов?
Как влияет луна и на кого оказывает давление в мире живых организмов?
Подумайте, как приспособлен растительный и животный мир арктических пустынь к среде обитания?
Подумайте, как приспособлен растительный и животный мир арктических пустынь к среде обитания?
Негативное влияние на состояние окружающей среды оказывает?
Негативное влияние на состояние окружающей среды оказывает?
Среда обитания и присмакания 3.
Ареал обитания в России.
Какое влияние оказывает сельское хозяйство на окружающую среду?
Какое влияние оказывает сельское хозяйство на окружающую среду?
Как змея приспосабливается к среде обитания?
Как змея приспосабливается к среде обитания.
Приведите примеры приспособлений глубоководных животных к среде обитания?
Приведите примеры приспособлений глубоководных животных к среде обитания.
Бытует мнение древний человек сильнее зависит от среды обитания, чем современный человек?
Бытует мнение древний человек сильнее зависит от среды обитания, чем современный человек?
Какое влияние на окружающую среду оказывают предприятия строительного комплекса?
Какое влияние на окружающую среду оказывают предприятия строительного комплекса?
Хамелеоны— семействоящериц, приспособленных к древесному образу жизни, способных менять окраску тела. Общая характеристика : Большинство видов имеют длину тела 30см, наиболее крупные достигают 50—60см, самые мелкие— 3—5см. Голова шлемообразная, с з..
Физическое, так как состав вещества не меняется, это происходит с горной породой.
А, г получается это же легко.
А, где же картинка, по которой надо определить.
Информация для населения
4 декабря 2020
Влияние влажности воздуха на здоровье человека
Погодно-климатические условия интенсивно влияют на самочувствие людей, способны улучшать или ухудшать состояние нашего здоровья. Немаловажным параметром с этой точки зрения является влажность воздуха.
Повышенная влажность (более 85%) затрудняет теплообмен между организмом человека и внешней средой из-за уменьшения испарения пота с поверхности кожи. Чем больше влажность, тем меньше испаряется пота в единицу времени и тем быстрее наступает перегрев тела, который как минимум влечёт за собой вялость и тошноту, а как максимум, потерю сознания, сердечные приступы, кислородное голодание мозга. Особенно неблагоприятное воздействие на тепловое самочувствие человека оказывает высокая влажность при температуре окружающей среды выше 30°С, так как при этом почти вся выделяемая теплота отдается в окружающую среду при испарении пота. При повышении влажности пот не испаряется, а стекает каплями с поверхности кожного покрова; возникает так называемое «проливное» течение пота, изнуряющее организм и не обеспечивающее необходимую теплоотдачу. Повышенная влажность опасна и в сочетании с низкой температурой, так как возникает риск сильного переохлаждения. Вместе с тем, умеренно влажный воздух может быть весьма полезен для здоровья, он благоприятно влияет на слизистые оболочки дыхательных путей, способствует очищению от мокроты, защищает от болезнетворных бактерий.
Недостаточная влажность воздуха (менее 20%) также оказывает негативное влияние на здоровье человека из-за интенсивного испарения влаги с поверхности слизистых оболочек дыхательных путей, что может привести к их пересыханию и растрескиванию, а затем и загрязнению болезнетворными микроорганизмами. При таком уровне влажности даже здоровые люди испытывают ощущение сухости в носоглотке, «резь» в глазах, может начаться носовое кровотечение. Особенно опасен слишком сухой воздух для больных бронхиальной астмой, у них наблюдается общее ухудшение самочувствия, возможны приступы. С другой стороны, умеренно сухой воздух позволяет легче переносить низкие и высокие температуры. Так, например, при малой относительной влажности летняя жара переносится легче, чем та же температура, но в районах с высокой влажностью. То же самое и с отрицательными температурами. Сильные морозы при низкой влажности приносят гораздо меньший дискомфорт, чем небольшой «минус» в условиях влажного воздуха.
Большую часть своей жизни мы проводим в различных помещениях и от того, насколько комфортен микроклимат в нашей квартире, офисе, учебной аудитории, зависит наше самочувствие и работоспособность. В Российской Федерации основные гигиенические требования к параметрам микроклимата в жилых и общественных помещениях установлены в следующих документах:
Для специализированных помещений (ЛПУ, спортивные залы, бассейны, др.), оптимальные и допустимые нормы относительной влажности воздуха устанавливаются в отдельных нормативных документах.
Сейчас производители предлагают довольно широкий ассортимент всевозможных приборов для измерения влажности в помещениях (гигрометры, термогигрометры, психрометры, гиростаты, др.), самые разные по цене, конструктивным особенностям и дизайну, так что контролировать уровни влажности в своих жилищах и офисах совсем несложно, сложнее поддерживать оптимальные значения влажности.
Уюта и тепла Вашему дому! Будьте здоровы!
Экология
Лучшие условия по продуктам Тинькофф по этой ссылке
Дарим 500 ₽ на баланс сим-карты и 1000 ₽ при сохранении номера
. 500 руб. на счет при заказе сим-карты по этой ссылке
Лучшие условия по продуктам
ТИНЬКОФФ по данной ссылке
План урока:
Классификация сред жизни
Среда жизни – совокупность всех факторов, действующих на организм. Как самих факторов среды, так и их комбинаций достаточно много. Однако в разных условиях на организм будут оказывать значимое влияние разные факторы. Если в пустыне наличие воды будет ключевым в жизнедеятельности организмов, то в море это уже не так важно. Для организмов, населяющих озеро и лес, освещенность важна, но для обитателей почвы – нет. По наиболее значимым факторам были выделены четыре среды жизни.
Типы сред жизни:
В процессе развития Земли сначала возникла водная среда. Организмы приспосабливались к ней в течение нескольких сотен тысяч лет. Поверхность суши тогда была небольшой и полностью непригодной для жизни из-за интенсивной радиации и отсутствия почвы. После появления озонового слоя (а возник он в результате накопления в атмосфере кислорода) на сушу вышли бактерии. Под их воздействием на поверхности постепенно сформировалась почва. После этого стал возможен выход организмов на сушу – сначала растений, потом животных.
В то время правильно было бы говорить о наземной среде – воздух еще не был заселен живыми существами. Такая потребность возникла, когда количество организмов на поверхности Земли сильно увеличилось, и стал нужен поиск нового жизненного пространства. Первыми в воздух поднялись насекомые, затем – рептилии.
Почему воздух не выделяют как отдельную среду жизни, хотя ее условия сильно отличаются? Дело в том, что все организмы – обитатели поверхности нуждаются в кислороде (то есть без атмосферы их существование невозможно), а все обитатели воздушной среды используют поверхность суши (хотя бы только для откладывания яиц, как это делает стриж). В качестве исключения можно привести аэробактерии, которые обитают в атмосфере недалеко от озонового слоя. Они образуют особые колонии, для которых не нужна поверхность Земли.
Организм не может существовать без своей среды обитания. Есть такие живые существа, для которых характерна только одна среда жизни. Например, исключительно водными являются кораллы, иглокожие и многие рыбы, исключительно наземными – мокрицы и большинство насекомых. Иногда он может обитать сразу в двух средах жизни, и такие организмы называются амфибийными (лягушки, саламандры). В некоторых ситуациях смена среды жизни происходит на разных стадиях жизненного цикла. Личинка стрекозы живет в воде, взрослое насекомое – в наземно-воздушной среде. Паразит – печеночный сосальщик в процессе жизненного цикла обитает внутри организмов-хозяев, в воде и на поверхности травы (то есть в наземно-воздушной среде). У разных стадий жизненного цикла разные источники питания, значит, еды гарантированно хватит на всех и за нее не возникнет конкуренции.
Среды жизни подразделяются на среды обитания. Так, водная среда делится на пресную, морскую и солоноватоводную (эстуарную). В ней можно выделить также поверхность, дно и толщу воды различной глубины. Водоемы бывают стоячие и текучие. Все это – среды обитания. В свою очередь, они подразделяются на биотопы (места обитания биоценозов) и местообитания (места обитания отдельных видов).
Если сравнить среду жизни с многоквартирным домом, то среда обитания – это этаж, биотоп – квартира, местообитание – комната.
Водная среда и адаптации к ней
Особенности условий среды связаны со свойствами воды:
Из этого следует, что водная среда обладает относительным постоянством условий. Организмам не нужно адаптироваться к постоянной смене температуры, а, например, на больших глубинах она постоянна и не зависит от сезона.
В морях важную роль играют течения. За счет них вода из поверхностных слоев опускается в придонные, обогащая их кислородом. Если в какую-то часть океана попадает загрязнитель, то благодаря течениям он не накапливается, а разносится на большое расстояние. Происходит снижение его концентрации, а значит, его вредоносность для окружающей среды уменьшается.
Система жизненных форм для водной среды обитания хорошо проработана. Основными группами являются бентос – организмы, обитающие на дне, нектон – активно перемещающиеся в толще воды, планктон – организмы, живущие в толще воды, неспособные плыть против течения, и нейстон – организмы, живущие на поверхности воды.
Бентосные организмы подразделяются на прикрепленные (кораллы, многие двустворчатые моллюски, усоногие раки, сидячие многощетинковые черви, водоросли) и подвижные (морские ежи и морские звезды, ракообразные, многие черви). У этих двух групп разные адаптации к среде. Задача первых – не быть съеденными, поэтому у них развиты раковины или панцири. У некоторых имеются дополнительные средства защиты: особые ядовитые клетки у кораллов, домики в виде трубок, в которых организм может удерживаться.
Пример прикрепленного бентоса – кораллы
У подвижных животных развиты конечности или иные способы передвижения (например, черви могут закапываться в грунт и без конечностей, за счет развитой мышечной системы).
Пример подвижного бентоса – рак
Планктонные организмы обычно имеют небольшие размеры. Исключение составляет рыба-луна – до 4 м в диаметре и до 2 тонн весом. Важная задача планктонных организмов поддерживаться на плаву, поэтому для них характерны наличие жиров и большое количество воды в теле (для повышения плавучести), уплощенное, перистое тело с большим числом выростов (для увеличения площади поверхности), полости, заполненные воздухом. Примеры планктонных организмов – рачки, водоросли, медузы, икра рыб, личинки различных обитателей морского дна.
Пример планктона – луна-рыба
Нектон – активно плавающие организмы, которые могут двигаться против течения. Следовательно, они обладают обтекаемой (торпедообразной) формой тела, гладкими кожными покровами (для снижения трения об воду), мощными плавниками и хвостом или ластами. К этой группе относятся кальмары, дельфины, киты, многие рыбы.
Пример нектона – тунец
Нейстон обитает на поверхности воды. Эти организмы должны адаптироваться к повышенной освещенности и колебанию температуры. Кроме этого, на поверхности моря может после дождя формироваться небольшой слой пресной воды, что оказывает влияние на местных обитателей. В этих условиях могут выжить далеко не все организмы. Водомерки, икра рыб, жуки-вертячки – это примеры нейстона. Их адаптации – легкое тело с воздушными полостями, приспособления, позволяющие удержаться на плаву.
Пример нейстона – водомерка
С увеличением глубины наблюдается смена условий: уменьшается температура, количество света и кислорода, увеличивается давление. Это особенно хорошо заметно на морских экосистемах. Здесь выделяют несколько зон (вертикальная зональность).
Вертикальная зональность океана
Литораль (зона приливов и отливов на границе с сушей, для которой характерны суточные колебания всех параметров) – ее населяют разноногие раки, насекомые, некоторые виды водорослей.
Батиаль, или континентальный склон (от 200 до 3000 м, характеризуется резким изменение глубины и практически полной темнотой) – населена преимущественно свободноплавающими видами.
Абиссаль (3000-6000 м) и ультраабиссаль (6000 м и глубже) характеризуются наибольшим постоянством условий, большим количеством органического вещества (сюда оседают умершие морские организмы, что получило название «дождь трупов»), наличием собственных источников тепла – небольших вулканов и гейзеров. На этих глубинах моря не до конца изучены, но здесь обитают особенные морские организмы. Наиболее характерны погонофоры – черви без кишечника, питающиеся за счет бактерий, обитающих в их тканях. При длине более 1 м погонофоры имеют толщину до 1-2 мм и поэтому считаются самыми худыми животными на Земле.
Важную роль на больших глубинах играет давление. Из-за этого при подъеме глубоководных форм на поверхность они часто взрываются.
Вертикальная зональность пресных водоемов достаточно сложна и лучше всего просматривается у озер. Здесь выделяют эпилимнон (поверхностный, промерзающий зимой слой), металимнон (промежуточный слой) и гиполимнон (придонный слой, где вода недостаточно снабжается кислородом).
Наземно-воздушная среда и адаптации к ней
Суша составляет около 21% поверхности Земли, но ее населяют больше всего видов растений и животных. На них действуют такие факторы, как температура, газовый состав атмосферы, наличие влаги, осадки, смена дня и ночи и сезонов.
Многие организмы (насекомые, птицы, некоторые млекопитающие) способны к полету. Для этого у них имеются следующие адаптации:
Осадки необходимы для увлажнения территории и поддержания круговорота воды в природе, однако слишком большое их количество может привести к гибели живых существ. Например, после сильного снегопада оленям трудно передвигаться – они могут увязнуть в снегу, не способны добраться до корма и умирают от голода.
В наземно-воздушной среде доступ к источнику пресной воды является решающим в выживании организмов. Некоторые из них заселяют только те участки суши, где поблизости есть водоем. В других случаях наземные животные научились запасать и экономно расходовать воду. Например, в горбе верблюда находится жировая ткань, где запасается более 200 литров воды. У рептилий и птиц имеются плотные покровы, препятствующие испарению воды.
Если животные способны перемещаться в поисках воды, то растения вынуждены приспосабливаться к засушливым условиям. У них формируются следующие адаптации:
Растения засушливых мест
На суше проблему может представлять не только недостаток, но и избыток влаги. В переувлажненной почве не сохраняется кислород, нарушается транспорт воды в растении (в корнях ее слишком много, но к листьям поднимается недостаточно). Это хорошо заметно на комнатных растениях: если поливать их слишком часто, они могут погибнуть.
Мох – растение болот
Из-за разнообразия факторов, действующих на организмы в наземно-воздушной среде, здесь не существует единой системы жизненных форм наземных организмов. Однако хорошо известна система жизненных форм растений. Она включает:
Для наземных животных принятой системы жизненных форм не существует. Однако можно выявить некоторые правила, которые позволяют определить место обитания живого организма.
Правило Глогера: теплокровные животные, обитающие в тёплом влажном климате, окрашенные гораздо ярче, чем их северные родственники. Тропические птицы отличаются очень яркой окраской в сравнении с северными птицами.
Почвенная среда и адаптации к ней
Почва представляет собой результат взаимодействия живой и неживой природы. Толщина слоя почвы может составлять от нескольких сантиметров до 2 км. По современным представлениям, почва есть не только на поверхности суши, но и дне водоемов.
Поскольку почва непрозрачна для света, в этой среде жизни не важен фактор освещенности. Температура изменяется незначительно (в этом почвенная среда похожа на водную). Зато решающую роль играет механический состав, то есть размер частиц, образующих почву. Самые крупные частицы характерны для каменистых почв, более мелкие – для песчаных, самые мелкие – для глинистых.
Размер частицы влияет на возможность организмов перемещаться в слое почвы, количество влаги и доступ кислорода. Как правило, последние два фактора больше влияют на растения, однако в некоторых ситуациях и для животных они могут стать ограничивающими. Например, часто после дождя можно увидеть, как на поверхность выползают дождевые черви. Это результат того, что в почве увеличивается количество воды, и черви начинают задыхаться – они дышат атмосферным кислородом.
По закону Шелфорда, оптимальны для живых организмов почвы со средним размером частицы: в глинистых слишком много жидкости и практически нет кислорода, в каменистых – слишком большие промежутки между частицами и практически нет жидкости, так что растениям сложно укорениться.
Плодородие почвы – фактор, обусловленный наличием гумуса. Это особые органические вещества, результат жизнедеятельности бактерий и дождевых червей. Чем плодороднее почва, тем больше растений могут на ней произрастать.
Химический состав почвы (особенно содержание солей, щелочей и кислот) существенно влияет на растения. По закону Либиха, даже нехватка одного микроэлемента может негативно сказываться на них. Однако избыток минеральных веществ (засоление почвы) вызывает гибель растений, нарушая процессы всасывания воды.
Почва является самой бедной по видовому составу средой жизни. Многие организмы проживают тут лишь временно, используя в качестве укрытия норы или отверстия в земле (мыши, зайцы, лисы). Такие организмы называются геоксены. Они относятся скорее к наземно-воздушной среде обитания. Другие организмы обитают в почве только на стадии личинки. К этой группе относятся большинство насекомых, и их называют геофилами. Их количество достаточно велико, поскольку почва предоставляет хорошую защиту и практически лишена хищников. Третья группа почвенных обитателей – геобионты (те организмы, которые живут только в почве, практически не поднимаясь на поверхность). Сюда относят дождевых червей и кротов. У них в большей степени выражены адаптации к жизни в толще земли: конечности копательного типа или мощные мышцы, позволяющие двигаться червеобразно.
Организм как среда обитания
Практически все организмы выступают средой обитания для других. Например, организме человека обитают примерно 2 кг бактерий.
Организм, который выступает в роли среды обитания, называется хозяином, а его «квартиранты», в зависимости от того, приносят ли они хозяину пользу или вред–симбионты или паразиты, соответственно.
Внутренние условия организма характеризуется гомеостазом, то есть постоянством. Здесь не бывает резких перепадов температуры или химического состава. Кроме того, в организме много питательных веществ, поэтому не нужны специальные органы для их переваривания, а питаться можно, всасывая необходимое всей поверхностью тела. Единственным минусом защитные системы организма хозяина и местами – достаточно агрессивная среда (например, в желудке человека вырабатывается соляная кислота, а уровень кислотности может достигать максимума, поэтому паразитов, способных выжить в этих условиях, очень мало).
В зависимости от того, где проживают паразиты, их разделяют на две группы.
Эктопаразиты (пиявка, минога) – организмы, которые живут на поверхности тела хозяина, то есть фактически во внешней среде. Для них характерны мощные прикрепительные органы, развитая система пищеварения и относительно развитые органы чувств.
Эндопаразиты (аскарида, ленточные черви, двуустки) живут внутри тела хозяина. Они подвергаются постоянным атакам со стороны защитных систем, поэтому для них характерны плотные покровы, упрощение всех систем организма вплоть до полного отсутствия – это называется общая дегенерация.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа № 5 города Буденновска Буденновского района»
ИНН 2624022312.ОГРН 1022603227261.КПП 262401001. ОКАТО 007402000000
Тема:«Взаимодействие природы и общества»
г.Буденновск 2019 год
Цель : формирование представления об экологии и экологической ситуации в стране.
Образовательные – продолжить формирование понятий «окружающая среда», «природопользование»; сформировать представление об основных этапах развития отношений между природой и обществом, раскрыть причины изменений в природе под влиянием деятельности человека; ввести критерии оценки современного состояния природной среды, охарактеризовать виды природопользования.
Развивающие – развить умения работы с терминами; учебно-организационные и учебно-интеллектуальные умения и навыки, навыки составления определения, работы с дополнительными источниками информации, навыки сворачивания информации в схему, навыки монологической речи.
Воспитательные – привитие идеи причинно-следственной связи между явлениями; формирование экологического стиля мышления
Тип урока: изложение нового материала, проблемный
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая; попутное конспектирование
Методы и приёмы работы: репродуктивный: беседа с использованием презентации, тест для закрепления новых знаний; частично-поисковый: работа с географическими картами, решение практических задач;
Необходимое техническое оборудование: карта, атласы, видеоматериал для показа, презентация, компьютер, проектор,
Создание проблемной ситуации: сообщение темы урока, пояснение его места в изучаемой теме (первый урок в теме «География мировых природных ресурсов»); актуализация имеющихся знаний по данной теме методом организации поиска информации.
Работа С ЭОР №1 Человек, природа, общество. Проблемы взаимодействия
2 элемент: Разрешение проблемной ситуации: обобщение на основе анализа и синтеза.
— Объясните, что такое «природа», «общество»?
— Чем отличаются понятия «биосфера» и «географическая оболочка»?
— Объясните, чем отличаются понятия «окружающая среда» и «географическая среда»?
( Учащиеся находят информацию в учебнике на стр.25 и предлагают определения данных понятий и отвечают на вопросы).
Природа – это всё сущее, весь мир и многообразие его форм.
Общество – длительное исторически сложившееся объединение людей на основе совместной деятельности.
Географическая среда – часть окружающей среды, с которой общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном историческом этапе. Её границы постоянно расширяются.
Индивидуальные задания: найдите информацию и сформулируйте короткий ответ на вопрос:
— Объясните, почему географическая среда так необходима человечеству? (она является источником ресурсов – топливных, лесных, рекреационных и т.д.)
— Как возникла географическая среда? (в результате эволюции географической оболочки под влиянием антропогенной деятельности – образовались антропогенные ландшафты: поля, города, дороги, карьеры и т.д.)
— Что означает фраза «человек оказывает давление на среду обитания»? (одностороннее воздействие человечества, связанное с изъятием из природы ресурсов и возвращением опасных отходов).
ВЫВОД: Общество оказывает воздействие на географическую оболочку, расширяя границы географической среды. (запись в тетрадь)
Учитель: Экологическая обстановка на планете, проблемы экологии.
— Скажите, что такое экологическая катастрофа?
— Должны ли мы быть безразличны к этой проблеме проблемам?
— А теперь я предлагаю вам поразмышлять над фразой: «Проблемы глобальные, а действуй локально».
— Как вы понимаете эти слова?
— Что значит глобальные проблемы? ( Глобальная экологическая катастрофа – это такое состояние географической среды на Земле, когда жить на ней станет невозможно. Оглянитесь вокруг, посмотрите внимательно на нашу Землю, и вы увидите, что это – не фантазия, не вымысел. Страшные симптомы такой катастрофы уже есть)
— Скажите, а в одиночку человек может решить глобальные проблемы?
— Необходимо помнить, что для решения глобальных проблем необходимо объединяться.
— Какие организации по защите и охране природы вы знаете?
Гринпис (Greenpeace) – независимая международная общественная организация, ставящая целью предотвращение деградации окружающей среды. Основана в 1971 году активистами из Канады и США, имеет отделения в 25 странах (с 1990 года в Москве и Киеве). Главный источник финансирования – добровольные частные пожертвования.
«Гринпис» борется против ядерных испытаний и радиоционной угрозы, против загрязнения среды промышленными отходами, выступает в защиту животного мира, морей и другое. Воздействуя на общественное мнение, проводя ненасильственные акции протеста, «Гринпис» добивается от правительств и промышленных компаний принятия решений по конкретным экологическим проблемам.
Первые проекты Всемирного фонда дикой природы (WWF) в России начались еще в 1988 году, а в 1994 году открылось Российское Представительство WWF. С тех пор WWF успешно осуществил более 150 полевых проектов в 40 регионах России и вложил более 30 миллионов долларов в работу по сохранению и приумножению природных богатств страны. В 2004 году Всемирный фонд дикой природы стал Российской национальной организацией.
В нашей стране правительство тоже уделяет внимание проблемам экологии. Наверняка вы слышали, что 2013 год был объявлен нашим президентом Путиным В.В. годом охраны окружающей среды.
— Природа-мать человечества, она и кормилица его. Оторвать или изолировать человека от среды его обитания невозможно. Мы говорили о глобальных проблемах человечества, а есть ли экологические проблемы в Ставропольском крае, т.е. проблемы, которые касаются нашего непосредственного окружения?
Территория Ставропольского края испытывает значительную трансформацию естественных ландшафтов. Это привело к резкому обострению экологических проблем. К ним относятся проблемы: сохранения плодородия земель, загрязнение природной ландшафтной среды, загрязнения атмосферы и вод, сохранения флоры и фауны и другие. Здесь мало воды, грунтовые воды часто засолены, нередки засухи, пыльные бури, почвы сильно разрушаются стадами животных; пески, лишённые растительности, легко приходят в движение; травы медленно восстанавливаются
За последние годы обострилась проблема сохранения плодородных пахотных земель. Загрязнение почв ядохимикатами вызывает гибель почвенных бактерий, без которых невозможно восстановление плодородия. Пыльные бури выдувают 4-7 см, а иногда 10 см пахотного слоя за один цикл.
Важнейшей проблемой в крае остаётся загрязнение природной среды. В воздух, воду, в растения, в организмы животных и людей попадают токсичные газы, твёрдые частицы, жидкие ядовитые вещества. Особенно сильно загрязняется атмосфера промышленными предприятиями, в Ставропольском крае их 220 Наиболее сильно загрязнена атмосфера в городах Невинномысске, Будённовске, Ставрополе, Пятигорске, Георгиевске, Минеральных Водах.
Проблема воды остро стоит на Ставрополье. Вода в реках края сильно загрязнена… В городах и сельских населённых пунктах ощутим недостаток чистой питьевой воды. В городах Пятигорске, Кисловодске, Ессентуках отмечено снижение дебита минеральных вод в скважинах.
Вырубка лесов стала причиной уничтожения естественных условий осуществления флоры и фауны. Исчезают из лесов яркоцветущие весенние цветы, особенно вблизи городов и зон отдыха населения. Участились лесные и степные пожары. В их пламени гибнут деревья и кустарники, сгорают семена разнотравья, насекомые-опылители, разрыхлители почвы.
В то же время в Конституции РФ определена обязанность каждого гражданина «сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (из ст. 58).
Творческая работа учеников (создание программы)
Красная Книга Ставропольского края.
Красная книга Ставропольского края учреждена Постановлением Губернатора от 13 апреля 2000 г. № 187 в целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животного и растительного мира на территории края.
Эта книга предусматривает ежегодный сбор и анализ данных об объектах животного и растительного мира, ведение мониторинга состояния биоразнообразия, занесение (или исключение) в установленном порядке в Красную книгу Ставропольского края объектов животного и растительного мира.
В соответствии с настоящим Положением о порядке ведения Красной книги
Ставропольского края дополнения и изменения вносятся каждые 5 лет.
Экологические проблемы г. Буденновска
Зоны города, подверженные загрязнению тяжелыми металлами:
1зона – улицы, имевшие ранее или сейчас оживленное движение автотранспорта.
2 зона – улицы, принимающие и проводящие ливневые стоки города.
3 зона – улицы, заложенные в местах бывших стихийных свалок.
4 зона – улицы, прилегающие к железной дороге.
5 зона – участки набережной озера Буйвола, имевшие ранее стихийные свалки и подверженные загрязнению ливневыми стоками.
Вопрос: Какие вы знаете источники поступления тяжелых металлов в почву?
(Слайды: Наиболее загрязненные места г.Буденновска.)
(Слайды: Вздохи земли. Экологические катастрофы)
Вздохи Земли (экологические катастрофы)
Учитель : А как вы пытаетесь сохранить нашу планету?
Анкета ««Мое отношение к экологическим проблемам »
Решение экологических проблем края требует разработки и осуществления специальной программы, которая будет включать контроль за хозяйственной деятельностью, охранные ограничения в использовании природных ресурсов, создание заповедников и других особо охраняемых территорий в каждом типе ландшафтов.
22 марта – Всемирный день воды
1 апреля – Международный день птиц
22 апреля – Международный день ЗЕМЛИ
5 июня – всемирный день охраны окружающей среды
4 октября – Всемирный день животных
(Принятие законов, позволяющих защитить окружающую среду, Международное сотрудничество, ответственность каждого за причастность к экологии окружающего мира, модернизация производства, экологическое равновесие, экологическая культура)
Решение каждой группы озвучиваются учащимися.