Что такое web мастер
Веб-мастер
Веб-мастер – это специалист широкого профиля, который комплексно занимается разработкой, сопровождением, обслуживанием сайтов и веб-приложений. Совмещает в одном лице деятельность разных специалистов из области веб-разработки: программиста, верстальщика, веб-дизайнера, контент-менеджера, оптимизатора, модератора, администратора сервера и т. д.
Также так называют владельцев собственных сайтов, которые самостоятельно ведут свои проекты без привлечения узкопрофильных специалистов.
Другое значение слова «веб-мастер» – название специального инструмента Яндекса, предоставляющего некоторые статистические данные по сайту, аналитические и управленческие возможности по его индексированию и представлению в поиске.
Появление и развитие профессии веб-мастера
Сам термин впервые появился в 1992 году в «Руководстве по стилю гипертекста в онлайне» Тима Бернерса-Ли. Было предложено указывать его в почтовом адресе, по которому можно написать при возникновении ошибок в работе интернет-ресурса. Постепенно слово стали использовать для наименования рода деятельности по созданию и сопровождению сайтов.
Первые разработчики и были веб-мастерами, так как полностью отвечали за функционирование ресурса. Но проекты становились все сложнее и востребованнее, поэтому понадобилось разделение обязанностей, а значит, и развитие узких специальностей. Обратный процесс стал возможен, когда разработка сайта стала доступна практически любому, появилось множество личных проектов.
С ростом популярности фриланс-услуг и создания интернет-проектов для личного заработка закономерно вырос интерес к веб-мастерингу. Привлечение таких широких специалистов рассматривается работодателями как способ сэкономить, а желающих овладеть умениями привлекает перспектива создания и монетизации собственных проектов и возможность уйти в фриланс.
Если изначально веб-мастера были самоучками, то позже стали появляться различные курсы, тренинги, онлайн-школы, помогающие освоить нужные навыки.
Профессия веб-мастер популярна настолько, что уже появился неофициальный профессиональный праздник, отмечаемый 4 апреля. Дата символична – совпадает с празднованием Международного дня Интернета, к тому же 404 – код ответа сервера несуществующей страницы.
Навыки, которыми должен обладать веб-мастер
Чтобы стать веб-мастером, придется хорошо освоить веб-программирование и хотя бы поверхностно все смежные области. Нужно:
Если веб-мастер работает с проектами заказчика, потребуются еще и навыки аккаунт-менеджера и менеджера проектов, потому что эти роли придется исполнять наряду с прочими.
Образование
Веб-мастерингу не учат в вузах, но получить необходимый для начала работы минимум знаний просто. Основные варианты: самостоятельное обучение и курсы.
В сети легко найти обучающие материалы по веб-программированию, основам интернет-маркетинга и т. д. Базовые знания можно получить по книгам, видеоурокам, записям конференций, читая профессиональные блоги.
Если нет начальных навыков программирования, может быть более эффективным обучение на специальных курсах, где начинают с рассмотрения того, кто такой веб-мастер, а заканчивают первым практическим опытом. Курсов много, некоторые выдают сертификаты (негосударственного образца), после прохождения студентам часто предлагают пройти практику у компаний-партнеров.
Но, пожалуй, самый эффективный способ стать веб-мастером – это воплощать все знания на практике. Так как официального образования по специальности нет, работодатели в основном ориентируются на реальный опыт и портфолио.
Что такое web мастер
Специалист по работе с трафиком. Покупает трафик и направляет его на сайты рекламодателей. Так вебмастеров обычно видят CPA-сети и представители партнерских программ.
Осторожно: вебмастеры — владельцы сайтов могут негативно реагировать на такое определение, считая его более подходящим для «арбитражников». Пример — на скрине ниже.
Вариант 1. Создать проект с нуля: выбрать тип сайта (информационный или коммерческий), определиться с нишей, выбрать движок (систему управления контентом), шаблон, придумать и купить домен, зарегистрировать хостинг.
Вариант 2. Купить на бирже готовый сайт и заниматься его развитием. Популярные биржи покупки и продажи сайтов: Telderi, Flippa, pr-cy.ru.
Тем же, чем и вебмастер в штате компании, а также:
Когда на сайте будет постоянный трафик, примерно 100—500 посетителей в день, можно добавлять сайт в рекламные сети Яндекса и Google.
Чем больше трафика — тем выше доход и тем больше способов монетизации можно подключить (партнерские программы, ссылки, прямая реклама, лидогенерация).
В целом работу самозанятого вебмастера можно описать так: создать сайт на бесплатном движке, продумать структуру и функционал, наполнить его полезным контентом, получить трафик, подключить монетизацию.
И дальше работать над улучшением ресурса: публиковать новые статьи, находить классный материал и способ его подачи, чтобы постоянно возвращать аудиторию на сайт.
Основная разница между вебмастером в штате и самозанятым вебмастером: первый больше акцентирует внимание на технической части и отчетности, второй сфокусирован на качестве контента и трафика, а также монетизации сайта.
В создании собственных сайтов больше свободы действий, и доход ограничен только возможностями и свободным временем вебмастера.
Вспомним еще раз скриншоты вакансий из начала статьи: область познаний вебмастера простирается от азов программирования до работы с контентом. Все зависит от конкретных целей, которые ставит перед собой вебмастер или его руководитель.
Мы рассмотрим набор базовых знаний, которые пригодятся каждому вебмастеру.
Это основные сервисы для работы В Яндекс.Вебмастере можно добавить сайты в индекс, посмотреть структуру ресурса, проверить, не находится ли он под фильтрами, следить за статистикой запросов, по которым сайт виден в поиске.
Сервис Google Search Console показывает данные об индексации страниц сайта в Google, уведомляет о проблемах с безопасностью, показывает, по каким запросам сайт находят пользователи.
Рекомендуется использовать оба инструмента для своевременного устранения ошибок и оценки сайта.
Большое преимущество — уметь собирать и анализировать сайты конкурентов по выдаче поисковых систем: ключевые слова, по которым они продвигаются, позиции в выдаче. Сегодня эту задачу сильно упрощают сервисы.
Например, с помощью Serpstat можно узнать много интересного о сайтах-конкурентов, вплоть до семантического ядра, трафика и популярности в соцсетях:
Увы, крупнейшие онлайн-школы вроде «Нетологии» или «HTML Академии» пока заточены под более узкие специальности: frontend-разработчик, Python-разработчик, веб-дизайнер и т.д.
Если заморочиться, то можно пройти 2-3 основных курса.Так вы получите основные компетенции для создания сайтов: разработка, верстка, веб-дизайн.
Плюсы: глубокие знания по нескольким тематикам.
Минусы: нет единой картины, как работать с сайтом.
Стоимость: 20-40 тыс. рублей за каждый.
Плюсы: все доступно, информации — море. Базовая информация есть в блоге Яндекса для вебмастеров, много полезного можно найти в блоге Сергея Кокшарова (Devaka), форуме searchengines.guru и других ресурсах.
Минусы: сложно выбрать стоящие материалы из огромного количества контента, трудно себя мотивировать применять все на практике.
Стоимость: бесплатно.
Фраза «по заработку на сайтах» не должна отпугивать: на таких курсах дают много технической информации и советов по SEO, без которых до заработка просто не дойти.
Например, так построена программа курса для начинающих вебмастеров у нас в Пузат.ру: сначала дается базовая техническая часть и азы SEO, и только в последнем модуле — монетизация сайта.
Плюсы: информация структурирована, предусмотрена работа с наставником, ответы на вопросы, мотивация сделать сайт во время курса.
Минусы: придется расставить приоритеты, потому что курсы, домашние задания, новый сайт требуют около 2-3 часов в день.
Стоимость: 10-30 тыс. руб. за курс длительностью 2-3 месяца.
Вебмастер — это специалист по сайтам на все руки. Можно работать по найму или делать сайты для себя. Вебмастер смотрит на сайт шире, чем разработчик. Вебмастер не обязан разбираться в CSS-стилях или коде движка, но должен представлять общую картину функционирования всего сайта.
Знать языки программирования и тонкости верстки при этом не обязательно. Сейчас вебмастер — это скорее грамотный управленец, который знает, кому и что делегировать, чтобы добиться результата.
Стоит попробовать изучать эту тему, если:
Сэкономьте время на изучении Serpstat
Хотите получить персональную демонстрацию сервиса, тестовый период или эффективные кейсы использования Serpstat?
Кто такие веб-мастера и зачем они нужны
Алексей Романенков, и. о. генерального директора компании CityAds, специально для блога Нетологии написал колонку о том, в чем заключается работа веб-мастеров и какие преимущества получает рекламодатель от сотрудничества с партнерскими сетями.
Рекламодатели при онлайн-продвижении используют разные модели оплаты: за показ рекламы, за клик по баннеру. Партнерский маркетинг подразумевает оплату за результат (cost-per-action), например, оформление заказа, оплату товара, установку игры и т. д. Это, во-первых, кардинальное изменение подхода к подсчету оплаты за рекламу, а во-вторых, появление у рекламодателя гарантий того, что реклама действительно работает на повышение продаж. В этом случае бизнес платит комиссию партнеру, способствующему совершению этого действия, т. е. партнерской сети.
Партнерские сети предоставляют технологии для более эффективной работы с трафиком.
Они находят профессиональных веб-мастеров, работают с трафиком и перенаправляют потенциального клиента на сайт рекламодателя, а кроме того, защищают от фрода (мошенничества в сфере ИТ) и берут ответственность за плохой трафик на себя.
Кто такие веб-мастера
Это человек (агентство, профи-одиночка), который владеет самыми разнообразными методами продвижения услуг и с их помощью приводит рекламодателю клиентов. Он формирует привлекательный для целевой аудитории контент у себя на сайте или на различных площадках — это могут быть, например, статьи и посты в соцсетях, рассылки; занимается SEO-оптимизацией выдачи по поисковым запросам (делает так, чтобы информация об услугах рекламодателя всегда была в топе), использует баннеры, натив, контекст и так далее.
Веб-мастеры постоянно тестируют новые инструменты, тасуют их, как карты в колоде, анализируют отклик аудитории и перебрасывают ресурсы с одного канала на другой в зависимости от эффективности той или иной коммуникации по каждому конкретного офферу.
Профессионалы в этой области хорошо разбираются в трекинг-системах, типа Google Analytics и Яндекс.Метрики. Это сложная работа, а потому профессионалов, которые зарабатывают десятки тысяч долларов в месяц и, как правило, генерируют до 80% CPA-трафика для рекламодателей, на рынке немного.
Что нужно, чтобы стать вебмастером
Во-первых, нужно любить то, что ты делаешь и этим жить. Тогда рано или поздно после череды побед и поражений вас будет ждать успех. Интересуйтесь тем, как устроен интернет, как он работает, что появляется нового, пробуйте с этим поработать, экспериментировать — «трогать руками».
Во-вторых, поскольку интернет — это технологическая среда, крайне желательно быть технически грамотным специалистом.
В-третьих, необходимо знание английского — по-прежнему всё самое новое появляется там, на западе, а уже после, с небольшим временным отрывом, приходит к нам. Веб-мастеры и ведущие провайдеры зачастую являются проводниками в наш интернет-сегмент всего передового, что появляется в мире. Без знания языка вы не сможете читать форумы, посещать конференции и слушать ведущих мировых экспертов. А значит будете на шаг позади.
За что платит рекламодатель
Собрав нужный трафик, веб-мастер перенаправляет его на сайт рекламодателя для совершения целевого действия. Это может быть регистрация в онлайн-игре, покупка авиабилета, заполнение заявки на кредит, скачивание файла или приложения. Таким образом, он берет деньги по принципу «Cost per action» (собственно, CPA) — только за реально приведенных клиентов.
Рекламодатель не несет никаких рисков, как это бывает, например, когда оплата идет по классической рекламной модели: за размещение, показы или, в варианте для «продвинутых» — за клик.
На Западе гонорары веб-мастеров складываются из двух составляющих: фиксированная сумма за ведение проекта плюс комиссия за совершение каждого целевого действия. В России, где стандартов работы в этом направлении пока не существует, размер вознаграждения — дело каждого конкретного случая.
Для рекламодателей реализация полноценной партнерской программы вряд ли возможна, если бюджет на маркетинг не превышает 100 тысяч рублей в месяц. Это минимум на грани возможного. Цифра от 500 тысяч в месяц выглядит более реалистично. Так вы сможете наладить стабильный поток заявок из CPA-канала: провести тесты, запустить офферы, благодаря экспертизе выбранной сети заинтересовать вебмастеров, оценить качество трафика и, наконец, получать лиды.
Какие бывают сложности
Рекламодатели не готовы технически
Партнерские программы по принципу оплаты за результат уже достаточно популярны, но делу мешают технические моменты. Бизнес не всегда готов к интеграции с CPA-сетью. Хорошо, если в компании адекватный инженерный отдел и программисты готовы подстраиваться под требования веб-мастеров.
Однако часто бывает так, что нужный трафик сформирован, а сайт рекламодателя падает от наплыва посетителей или, чтобы этого не происходило, рекламодатель лимитирует объем целевых действий в день, которые он готов принять. Бывают случаи, когда речь заходит о 3–6 заказах в день. Эти объемы не интересны ни CPA-провайдерам, ни вебмастерам — нельзя работать с таким рекламодателем два часа в день, а после перенастраивать свой трафик на других рекламодателей.
Рекламодатели не дают статистику
Второй нюанс — закрытость бизнеса, параноидальное нежелание делиться статистикой, без которой невозможен качественный анализ поведения целевой аудитории для дальнейших рекомендаций по развитию оффера. Это, в том числе, касается данных по поведению клиентов после совершения действия уже в офлайне.
Рекламодатели теряют лиды
Еще одна часто встречающаяся проблема: качество пост-продажного сервиса самого клиента. Допустим, агрегатор бронирования авиабилетов запустил партнерскую программу, в результате которой объем трафика увеличился вдвое. Но скорость обработки заявок на стороне продавца оказалась крайне низкой, возникли сложности с заполнением формы оплаты, рассылка электронных билетов произошла с опозданием. На каждом из этих этапов пользователь может отказаться от сделки, и веб-мастер будет совершенно ни при чем, а главное, останется ни с чем, если оффер рекламодателя подразумевал оплаченный заказ.
Гуру партнерского маркетинга отказываются от работы с компаниями, где сервис не отлажен должным образом.
Им выгоднее работать с хорошо настроенным, отлаженным бизнесом и получать меньшую комиссию, но за большее количество реализованных заказов, а не терять деньги, отдавая трафик в организации, не способные профессионально исполнить заказ.
Кому подходит партнерский маркетинг
Партнерский маркетинг больше всего востребован теми, кто занимается продвижением преимущественно через интернет — это, конечно, все виды e-commerce, а также банки, страховщики, туристические компании и сайты бронирования, поставщики услуг в сфере красоты и здоровья, онлайн-игры и т. д.
Чаще всего это товары и услуги, ориентированные на конечного потребителя, а не на бизнес.
В целом модель СPA становится популярнее год от года: на сегодняшний день это уже порядка 11% всех бюджетов на онлайн-продвижение (данные исследований IAB Russia). Партнерские программы, как и другие инструменты performance-маркетинга, рекомендованы абсолютно всем видам бизнеса. В основе этого подхода лежат четкие показатели эффективности, такие как стоимость привлечения, уровень удержания клиента, показатель конверсии. Он строго увязан с ростом продаж и прибыли, то есть с конечными целями любой коммерческой организации.
Зачем нужны CPA-сети
Рекламодатели могут работать с веб-мастерами напрямую (хотя некоторые из них принципиально этого не делают) либо через CPA-сети.
Недостаток: лидогенерации с одной площадки может быть недостаточно для целей бизнеса. Из плюсов — без посредника можно сэкономить на комиссионных выплатах.
И работа через CPA-сеть не обязательно будет дороже для рекламодателя: знания и опыт провайдера в процессе работы с клиентом способны сэкономить значительные ресурсы и средства.
Почему CPA — это выгодно для рекламодателя
Лучше всего это объяснить на примере. При работе с крупной медийной площадкой вы можете выбрать оплату за 1000 показов (CPM). Купить 1000 показов невозможно — это просто единица измерения, и любой разговор начнется, скорее всего, от 100 тысяч, а может даже и от миллиона показов. К тому же показ — это же не уникальный показ, а значит один и тот же пользователь увидит баннер 4–6 раз. Выходит, что даже с миллионом показов и частотой в 4–6 на одного пользователя мы охватим аудиторию до 250 тыс. уникальных пользователей. Чем больше ресурс, тем быстрее вы сможете попасть в поле зрения его читателей. При этом в момент оплаты всех этих показов вы не будете знать, сколько человек придет на ваш сайт и что-то купит. После размещения вам, конечно, поможет ваша аналитика.
Идем дальше. Если говорить про оплату кликов, то CTR баннера (коэффициент кликов к показам) составит примерно 0,1%. Но вы ведь сделаете сумасшедший креатив, правда? Поэтому пусть CTR будет аж 0,5%. Это значит, что с миллиона показов баннера вы получите 5 000 кликов. Итого клик вам обошелся в 200 рублей (простая арифметика 1 000 000/5 000). Увы, не каждый клик равен продаже, а значит итоговая стоимость покупателя для вашего бизнеса будет в разы выше.
В случае с CPA всё несколько проще. Бизнес с ходовым, недорогим, доступным товаром (пусть это будут валенки) продает его по средней для рынка цене. Бизнес готов заплатить CPA-сети условные 200 рублей за каждую проданную пару. CPA-сеть анализирует, прикидывает, и соглашается на те или иные условия. Цепочка короче — для бизнеса она более предсказуемая. Нельзя сказать, что для бизнеса это всегда дешевле. Зато нет сложных промежуточных звеньев, за которыми нужен постоянный контроль. Креативы выгорают, CTR падает, но это никого не волнует, так как объем заказов уже продан. Если же креатив выгорает при работе с CPA-сетью, то это именно их забота, ведь если снижается объем сделок, начинают испаряться деньги.
Есть ли смысл сейчас выходить на рынок CPA в России
Большого смысла нет, рынок во многом сформирован, но если очень хочется, надо попробовать. В таком случае я бы рекомендовал выбрать очень узкую специализацию, достичь максимальной экспертизы именно в своем сегменте. Так еще можно занять небольшую нишу (небольшая — относительное понятие), но при этом стать в ней номером 1, 2 или 3.
Какие вложения и какая экспертность нужны
Настойчивость, экспертность в работе с трафиком и хорошие навыки переговоров. Вложения могут быть невелики, ведь не обязательно писать собственную платформу-движок: можно взять white lable решение (такие как Afiise или Hasoffers) и начать работать на нем.
Как бороться с конкурентами
Самое плохое, что сейчас происходит — это демпинг. Все игроки конкурируют не качеством, а ценой. В результате выигрывают вебмастеры, для клиентов все выглядит так же, как и раньше, а СРА-провайдеры теряют маржинальность. Это рано или поздно приводит к ухудшению качества обслуживания клиентов.
Бороться нужно и можно качеством, новыми продуктами — сервисами для клиентов, сервисами для веб-мастеров, создавать собственные источники трафика, находить новые виды трафика и как можно скорее столбить за собой эту нишу.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации.
Полное руководство по Яндекс.Вебмастеру
Яндекс.Вебмастер — инструмент, с помощью которого можно контролировать работу сайта и его представление в поиске.
Именно с добавления в Вебмастер начинается «дружба» вашего ресурса с Яндексом.
К основным полезным функциям сервиса относятся:
Но это далеко не все. Рассмотрим подробнее, как Яндекс.Вебмастер может помочь владельцу сайта, SEO-специалисту и интернет-маркетологу.
Авторизуйтесь в аккаунте Яндекса и на главной странице Вебмастера нажмите плюс в верхней левой части экрана:
Введите корректный адрес сайта и нажмите «Добавить»:
При добавлении ресурса определитесь, как он должен отображаться в поиске — с префиксом www или без. Для Яндекса это имеет значение.
Изменить настройки можно будет в любое время в соответствующем разделе Вебмастера.
Обязательно пропишите https перед основным адресом, если на вашем сайте установлен сертификат безопасности ssl.
Далее подтвердите ваши права на владение сайтом одним из трех способов.
1. Добавление метатега.
2. Создание специального HTML-файла.
Чаще всего владельцы сайтов используют именно этот метод. Нужно просто скачать готовый файл по ссылке и разместить его в корневом каталоге.
3. Добавление записи в DNS домена. TXT-запись в DNS вносится через панель управления хостинга, на котором расположен домен.
Не забудьте проверить, правильно ли вы разместили тег, файл или запись. Для этого нажмите на кнопку «Проверить» внизу.
После того как права подтверждены, можно приступать к работе. Права управления также можно передать другим пользователям. Об этом расскажем ниже.
Это дашборд с визуализацией основной информации, предоставляемой Вебмастером. Здесь вы можете быстро узнать о проблемах сайта и последних изменениях в индексе.
Всего на странице «Сводка» находятся 10 блоков:
1. Проблемы сайта — сообщения об ошибках, влияющих на корректную работу ресурса, и ссылка на рекомендации по оптимизации.
Справа от этого виджета одна из проблем может быть представлена более развернуто.
Например, у вас не полностью заполнен профиль в Яндекс.Справочнике:
Или вам нужно включить обход сайта по счетчику Метрики:
2. Яндекс.Диалоги — если на вашем сайте есть чат, подключенный к системе Яндекс.Диалоги, здесь вы найдете данные о его эффективности. Если диалогов за последнее время не было или было очень мало, будет выведено сообщение о том, что данных недостаточно.
3. Турбо-страницы для магазинов — сведения о подключении и работе специальных облегченных версий страниц для работы на мобильных устройствах.
4. Турбо-страницы для контентых сайтов — «легкие» страницы для новостных и развлекательных проектов с большим объемом контента.
5. Клики в поиске — график общего числа переходов на сайт из поиска (по дням за последний месяц), а также подробная статистика показов и переходов по конкретным запросам.
6. Обновления поиска — список добавленных и исключенных страниц в индексе. Синими ссылками обозначены страницы, удаленные из поиска в последнее время, зеленым — недавно включенные в него. На графике цветовые обозначения аналогичны.
8. ИКС — график показателя качества сайта. ИКС исчисляется на основе множества параметров, в основе которых — взаимодействие посетителя с сайтом и удовлетворенность аудитории. Значение ИКС меняется со временем. Чтобы посмотреть график за более продолжительный период, нажмите на ссылку слева внизу и передвиньте ползунок:
9. Индекс скорости сайта — отражает скорость загрузки страниц при переходе из мобильного поиска Яндекса по данным Яндекс.Браузера. Эта метрика отображается только для сайтов, у которых достаточно трафика для анализа.
10. Последние ссылки — перечень новых внешних ссылок на сайт. Для каждой ссылки указаны дата индексации, источник (сторонний сайт) и страница, на которую он ссылается.
Кликнув по заголовку любого блока, можно быстро перейти в соответствующий подраздел Вебмастера.
В этом разделе представлена статистика изменения показателя ИКС вашего сайта и некоторые другие показатели. С помощью календаря сверху можно выбрать произвольный временной период для рассмотрения, или воспользоваться предустановленными — месяц, квартал или год.
Корреляция между величиной показателя ИКС и позициями в выдаче не всегда прямая, т.к. Яндекс оценивает сайты по множеству различных параметров.
Совет по улучшению ИКС сайта. Для роста показателя ИКС важно, чтобы у сайта был стабильный трафик и хорошие конверсионные показатели. Работайте с поведенческими факторами, делайте контент интересным и полезным для пользователей.
Знаки качества выдаются сайту Яндексом на основе критериев и алгоритмов, которые поисковик держит в секрете. Повлиять можно на присвоение двух знаков — «Защищенное соединение» (установить SSL-сертификат) и «Турбо-страницы» (использовать эту технологию). Что касается знаков «Популярный сайт» и «Выбор пользователей», здесь Яндекс стандартно рекомендует создавать полезные целевой аудитории ресурсы. Опытным путем выявлено, что на получение первого знака влияет стабильно высокая посещаемость сайта, второго — хорошие поведенческие метрики.
На странице подраздела можно увидеть, как близко ваш сайт находится к получению того или иного знака:
Яндекс.Вебмастер дает возможность узнать показатели качества сайтов конкурентов и сравнить их с показателями вашего сайта. Для этого добавьте неограниченное количество конкурентов с помощью кнопки:
Здесь указана информация о показателях, важных для продвижения ресурса: проблемы сайта, сводка по мониторингу важных страниц, состояние чата на поиске и другие.
Советы от Яндекса о том, какие действия предпринять для улучшений позиций сайта и привлечения трафика.
В подразделе можно работать с двумя типами отзывов:
На отзывы можно и нужно отвечать — благодарить за высокую оценку или разбираться с негативом. Также может быть показана шкала с соотношением положительных и отрицательных отзывов.
На оба типа отзывов можно ответить прямо в интерфейсе Вебмастера. Для быстрых ответов на отзывы об организации предлагаются стандартные формулировки в соответствии с выставленной оценкой:
В этом подразделе Вебмастер сообщает об ошибках, влияющих на работу и правильную индексацию ресурса. Все возможные ошибки делятся на 4 категории:
Подробнее обо всех параметрах, которые могут отражаться в Вебмастере, можно прочитать по ссылке:
Для удобства на странице есть фильтр по категориям ошибок.
Если на сайте обнаружена конкретная проблема, Вебмастер покажет дату ее появления и предложит проверить ее актуальность:
Исчерпывающую информацию о проблемах на сайте можно получить в результате SEO-аудита в системе PromoPult. Три пакета услуг под разные потребности, аналитика и рекомендации для внедрения.
В этом разделе Вебмастер сообщает о подозрительных действиях на сайте, которые могут привести к исключению из выдачи или к значительному понижению позиций. И это касается не только наличия на страницах вредоносного кода, который несет прямую угрозу для пользователей. Яндекс часто накладывает санкции за манипуляции с результатами поиска, такие как:
При отсутствии нарушений вы увидите такое сообщение:
В противном случае Вебмастер расскажет об имеющейся проблеме, принятых ограничительных мерах и путях исправления ситуации.
Один из самых важных разделов Вебмастера для интернет-маркетолога и SEO-специалиста. Здесь можно отследить, как часто и по каким запросам сайт показывается в результатах поиска, а также как часто пользователи переходят на сайт из поисковой выдачи.
Чтобы изучить общую статистику по сайту, выберите группу «Все запросы»:
Отдельно можно посмотреть график по избранным вами запросам, выбрав соответствующий пункт меню.
По умолчанию на странице показываются 4 графика:
Вкладка «Показатель» в меню позволяет убрать из представления ненужные графики и рассмотреть один конкретный, для более детального изучения статистики:
Графики также можно настроить по географическому принципу с помощью вкладки «Регион». По многим запросам региональная выдача Яндекса может значительно различаться.
Чтобы увидеть статистику показов и переходов с мобильных устройств, выберите соответствующий пункт во вкладке «Устройства». Резкие различия трафика с десктопов и мобильных могут говорить о проблемах с мобильной версией сайта.
Настроить интересующий вас временной период можно с помощью календаря в меню.
Подробные данные по дням удобнее изучать в таблице. Здесь показаны не только текущие значения, но и различия с предыдущим периодом. Красные числа обозначают отрицательную динамику, зеленые — положительную:
Иконка диаграммы слева обозначает, включен ли данный пункт в визуализацию на графике выше:
На вкладке «Популярные запросы» можно посмотреть показы, клики и CTR по конкретным поисковым фразам:
По клику на значок шестеренки слева можно включить в таблицу дополнительные параметры:
Значок диаграммы позволяет построить график по выбранному запросу.
Самые важные для вас ключевые фразы рекомендуем добавлять в Избранные. Делается это в следующем подразделе — «Управление группами». Учтите, что статистика собирается не сразу, а через несколько дней.
Готовые отчеты по показам, кликам и средним позициям можно скачать в CSV формате верху страницы:
По структуре подраздел похож на предыдущий. Разница в том, что здесь анализируются показы и переходы не по поисковым запросам, а по конкретным страницам сайта. Выбрать нужную страницу для изучения можно во вкладке справа. Для удобства в ней есть строка поиска.
Разбейте запросы по группам, чтобы быстро анализировать интересующие вас данные. Делается это следующим образом.
1. Кликните по кнопке «Создать группу» и в открывшемся окне напишите название.
2. Добавьте список запросов вручную или загрузив готовый файл.
Второй вариант создания группы запросов — отбор через фильтр. На скриншоте показан пример настройки фильтра для фраз, средняя позиция которых входит в ТОП-10:
В этом же подразделе формируется группа Избранное. Просто зайдите в группу «Все запросы», отметьте нужные фразы галочкой и нажмите кнопку внизу:
Совет по интерпретации данных. Изучайте не только изменение показателей в динамике, но и их соотношение между собой. Например, если число показов растет, но клики остаются на прежнем уровне или падают — возможно, на сайте есть проблема со сниппетами.
В Яндекс.Вебмастере вы можете следить не только за состоянием своего сайта, но и за тенденциями по отрасли в целом. Для этого в меню подраздела выберете отрасль, соответствующую вашему виду деятельности. Там же настройте желаемый временной период для изучения.
В таблице представлены усредненные показатели по сайту и по выбранной группе. Красным и зеленым цветом показана их динамика.
Данные рассчитываются от так называемой точки отсчета — изначальных аналогичных данных, по которым у Вебмастера есть статистика. Подробнее о построении трендов можно узнать в Справке.
Важно то, что тренд вашего сайта в целом должен совпадать с ситуацией по отрасли. Резкое «провисание» может говорить о недоработках в оптимизации ресурса.
Здесь можно получить рекомендации Яндекса о том, по каким запросам ваш сайт будет выгоднее всего рекламировать в Директе. Рекомендации могут значительно сократить ваше время на разработку кампании и помочь сэкономить деньги на ставках. Также этот пул запросов можно использовать для расширения семантического ядра сайта.
Отправьте заявку на формирование списка ключевых фраз, нажав на кнопку:
Страницы сайта попадают в результаты поиска или выпадают из него после того, как робот Яндекса побывает на них и присвоит им определенный статус. Обходы роботов происходят регулярно. Поэтому важно следить за динамикой индексирования.
На графике видно количество страниц, недавно добавленных в индекс, и страниц, изменивших свой статус:
По умолчанию график строится за последнюю неделю. Но период можно изменить, нажав на ссылку внизу и передвинув ползунок:
В таблице перечислены адреса страниц и их статусы. Вот основные обозначения, которые стоит отслеживать.
Подробнее о том, что скрывается за этими числами и как правильно интерпретировать ответ сервера, читайте в нашей статье.
Статусы можно отфильтровать. Для примера выделим страницы, которые по какой-либо причине стали недоступны:
Если необходимо проверить страницы из конкретной части сайта, например, раздела каталога, выберете его в меню вверху страницы:
Когда нужно быстро узнать, какие страницы были добавлены в индекс, а какие удалены (и главное, почему) загляните в этот подраздел.
График вверху показывает общую сводку добавления и выпадения страниц. Настроить его можно аналогично графику из предыдущего раздела — по времени изменений и по разделам сайта.
Снизу указан полный перечень страниц с адресами и заголовками. Для выбывшей страницы Яндекс указывает точную причину исключения. Нажмите на троеточие рядом с ней, и вы узнаете более подробную информацию. Там же есть ссылки, которые помогут решить возникшую проблему при необходимости.
Если вам, допустим, нужно найти все страницы, удаленные роботом из-за запрета в robots, воспользуйтесь фильтром:
Яндекс видит структуру вашего сайта по-своему. Именно поэтому здесь могут быть отображены не все разделы. Если в каталоге сайта меньше 10 страниц, он не будет учтен.
Добавить нужный раздел вы можете самостоятельно, нажав на кнопку внизу:
Закрыть от индексации определенный раздел сайта можно через специальную запись в файле robots.txt.
В этом подразделе вы можете скачать архив страниц, находящихся в поиске. Архив формируется на основе файла Sitemap.xml и содержит все важные сведения о проиндексированных страницах.
Подраздел предназначен для проверки статусов отдельных страниц. Вбив нужный URL-адрес в строку, вы получите краткую информацию о доступности страницы. Нажав «Подробнее», вы увидите HTTP-статус и дату последнего обхода. Здесь же можно добавить URL в список важных для постоянного мониторинга.
Получить отчет о состоянии самых важных для продвижения сайта страниц можно здесь. Обычно это посадочные страницы, разделы каталога и карточки товаров (в случае интернет-магазинов).
Создать список для контроля можно самостоятельно или воспользовавшись рекомендациями Яндекса.
Нажмите на ссылку, чтобы перейти к списку рекомендованных страниц:
Добавьте страницы к мониторингу по отдельности или все вместе:
Уведомления об изменениях на страницах будут приходить вам на почту. Настроить уведомления можно в соответствующем разделе.
Чтобы робот быстрее проиндексировал ваши новые статьи или только что добавленные в каталог товары, сообщите ему о них через этот подраздел.
Просто загрузите список адресов и нажмите Отправить.
Все отправленные страницы будут отображаться в списке внизу. Там же вы увидите статус обхода.
С сентября 2020 суточный лимит на переобход страниц зависит от показателя ИКС сайта. Для сайтов с ИКС меньше 10 это всего 30 страниц. На сайтах с показателем от 1000 на переобход можно отправить до 240 страниц в сутки, далее число страниц пропорционально растет. Дневной лимит для вашего сайта показан под полем ввода URL:
Файл sitemap.xml создается, чтобы помочь роботу понять структуру вашего ресурса. Он представляет собой карту сайта в формате xml с перечислением всех значимых страниц.
При наличии Sitemap сайт должен быстрее индексироваться и корректнее ранжироваться в поиске.
Если ссылки на файлы указаны в robots.txt, они автоматически отобразятся в Вебмастере. При этом вы можете добавить Sitemap самостоятельно, указав его адрес:
В подразделе также можно проследить, корректно ли проиндексированы карты сайта:
Чтобы робот тщательнее обходил ваш сайт, а Яндекс быстрее узнавал о новых страницах, включите функцию обхода по счетчикам. Сделать это можно в разделе «Настройки» / «Привязка к Яндекс.Метрике».
Когда счетчик будет привязан, включите обход.
Посмотреть примеры страниц, найденных Яндексом, можно нажав на кнопку:
Среди новых страниц могут быть те, которые не должны появляться в поиске. Скройте их от робота удобным для вас способом.
Этот подраздел может понадобиться, если вы:
Чтобы осуществить переезд, выполните 3 несложных действия:
1. Добавьте в Вебмастер новую версию сайта
2. В старой версии в подразделе Переезд сайта поставьте нужную галочку.
3. Нажмите Сохранить.
Помните, что переезд может занять до двух недель.
Совет по правильному переносу сайта. При смене адреса не забудьте обновить директиву Host в файле robots.txt, а также сгенерировать новые файлы Sitemap.
Под скоростью обхода подразумевается то, с какой интенсивностью роботы будут проверять сайт. Яндекс дает возможность установить ваши рекомендации по скорости.
Выберите пункт «Задать вручную» и сдвиньте ползунок в нужную сторону:
Уменьшить скорость обхода рекомендуется, если ваш сервер испытывает перегрузки от частой активности поисковых агентов.
Увеличить скорость стоит, если контент на вашем сайте обновляется очень часто и вам важно, чтобы он индексировался быстро.
Все рекомендации Яндекса по улучшению сниппета сайта собраны в этом разделе.
Сниппет — это оформление ссылки на ваш сайт на странице результатов поиска. Работать со сниппетом важно, ведь от него напрямую зависит показатель кликабельности.
В меню справа зелеными галочками отмечены рекомендации, которые уже выполнены на вашем сайте. Знаки восклицания стоят напротив рекомендаций, на которые Яндекс советует обратить особое внимание:
Раздел содержит множество ссылок на статьи Яндекс.Справки. Рекомендуем с ними ознакомиться.
То, как страницы связаны между собой внутри сайта, имеет важное значение в SEO-продвижении.
Внутренняя перелинковка служит для перераспределения веса страниц. Чем больше ссылок имеет та или иная страница, тем важнее она выглядит в глазах поисковика.
Удобная навигация улучшает поведенческие факторы, уменьшая показатель отказа и увеличивая среднее время пребывания пользователя на сайте.
На графике в подразделе показана динамика количества неработающих внутренних ссылок.
Во вкладке вверху можно отфильтровать причину, по которой ссылка не работает:
В таблице указаны конкретные URL-адреса битых ссылок и ссылающихся страниц.
Значение внешнего продвижения для SEO снизилось за последние годы. Но все же качественные внешние ссылки еще учитываются при ранжировании.
В подразделе можно ознакомится с общим количеством ссылок и его динамикой:
Также можно узнать статистику показателей ИКС ваших сайтов-доноров:
Внизу подраздела указаны конкретные адреса ссылок и их анкоры. Таблицу можно отфильтровать по разным параметрам, в том числе по показателю ИКС ссылающихся сайтов:
Получайте прирост ссылочной массы и переходы от заинтересованной аудитории — используйте модуль PromoPult «Естественные ссылки». Обеспечим релевантные безопасные площадки. Гайд по работе с модулем — здесь.
Чтобы ваш сайт показывался только пользователям из городов, в которых вы работаете, настройте региональную привязку. Действуйте двумя путями:
1. Через информацию об организации в Яндекс.Справочнике. Способ подходит компаниям, имеющим филиалы в разных регионах.
2. Через настройки в разделе «Региональность» Вебмастера. Нажмите на значок шестеренки. В открывшихся полях задайте желаемый регион и укажите подтверждающую ссылку (например, страницу Контакты).
Для сайтов, которым не важна региональная привязка (например, информационных ресурсов) есть возможность сообщить об этом Яндексу, нажав на кнопку «Нет региона».
Наличие заглавных букв в названии домена не влияет на его продвижение в поиске. Как правило, это чисто эстетический вопрос.
Изменить регистр просто. Укажите нужный вариант, опишите причину замены и отправьте заявку.
Ссылки, показываемые в сниппете, формируются Яндексом автоматически. Вы можете лишь отключить их показ (нажав на галочку) или убрать из списка конкретные страницы (нажав на значок слева).
Для некоторых ссылок Яндекс предлагает несколько вариантов названий. Выбрать тот, что вам больше нравится, можно нажав на стрелочку.
Отметка «new» означает, что ссылка добавлена недавно. Значок «cng» появится, если у ссылки сменится название или появятся новые доступные варианты.
Совет по формированию быстрых ссылок. Чтобы важные для вас страницы попали в сниппет, включайте их в основное меню на главной странице и прописывайте в title короткие понятные названия.
Пользователи мобильных устройств не любят тратить большое количество трафика на загрузку страниц. Также естественно, что никому не нравится когда страницы «тормозят» и долго не открываются. Чтобы избежать этих проблем, Яндекс дает возможность создать ускоренные версии страниц или Турбо-страницы.
Рассмотрим, как такие страницы настраиваются и контролируются через Вебмастер.
В подразделе собрана вся необходимая информация о Турбо-страницах: обнаруженные проблемы, динамика трафика и рекомендации по улучшению.
Если рекомендация выполнена, рядом с ней появится зеленая галочка:
Чтобы начать пользоваться Турбо-страницами, вам понадобится RSS-канал или API. Подробно о том, как создать канал, можно узнать здесь. Загрузите источник одним из двух способов:
После добавления источника следуйте инструкции от Яндекса.
В этом подразделе задается внешний вид Турбо страниц — от шапки и меню до рекламных блоков. Вы даже можете подключить свои CSS стили, чтобы сформировать дизайн всех элементов.
О тонкостях всех настроек читайте в Помощи.
Проверить на ошибки можно как код RSS-канала, так и CSS код дизайна страницы.
Здесь Вебмастер сообщает об ошибках, обнаруженных на Турбо-страницах.
Для подключения Турбо страниц магазина необходим YML-файл. Загрузите его на сервер и добавьте ссылку в Вебмастер.
Подключить нужные функции и добавить информацию о магазине можно в этом подразделе. Воспользуйтесь инструкцией, чтобы выполнить настройки.
Подразделы обладают тем же функционалом, что и аналогичные подразделы Турбо-страниц для контентных проектов.
Модуль SEO в системе PromoPult — это автоматизация рутинных процессов, профессиональные инструменты для сбора, чистки и кластеризации семантики, проверка позиций и индексации в поисковых системах в несколько кликов, парсинг метаданных конкурентов. А еще: комплексная оптимизация сайта по цене ниже рынка.
В файле robots.txt можно закрыть от индексации отдельные страницы и целые разделы сайта, которые не должны попасть в поиск. Обычно это дубли страниц, административные разделы и конфиденциальные данные пользователей.
Вебмастер подгрузит файл robots.txt автоматически, когда вы добавите его в корневой каталог сайта.
Чтобы проверить robots на наличие ошибок, нажмите соответствующую кнопку. Если в результатах вы увидите надпись «0 ошибок» — файл составлен корректно.
Еще одна полезная функция подраздела — проверка отдельных страниц на запрет индексации.
Введите в специальное поле адреса интересующих вас страниц и нажмите «Проверить»:
Если в результатах появилась зеленая галочка — страница доступна для робота и он ее проиндексирует.
Красная надпись отражает правило, по которому страница закрыта для индексации.
Карты сайта в xml формате размещаются в корневом каталоге сайта. Сгенерировать их можно с помощью плагина CMS или в сторонней программе.
В подразделе Вебмастера можно проверить файлы sitemap.xml на наличие ошибок.
Скопируйте текст полностью или загрузите готовый файл. Самый простой способ проверки — через URL-адрес.
Если файл составлен правильно, Вебмастер сообщит, что ошибок не найдено.
При наличии проблемы сервис подскажет ее тип и укажет конкретную строку.
Для корректной работы сайта важно, чтобы:
В ином случае пользователи не смогут попасть на сайт или будут покидать его из-за слишком медленной загрузки.
При проверке страницы в Вебмастере вы получите все необходимые данные. Для этого просто введите URL:
Чтобы удаленные с сайта или недавно закрытые от индексации страницы быстрее покинули поиск, воспользуйтесь этим инструментом.
Для страниц, принадлежащих одному разделу сайта или содержащих в URL одинаковые символы, доступно массовое удаление:
По правилам Яндекса, удалить из поиска можно только те страницы, которые:
Яндекс не отстает от Google в плане активного развития мобильной выдачи. Это вполне объяснимо, ведь с каждым годом доля пользователей, запускающих поиск с мобильных и планшетов, только растет.
Проверить, соответствует ли ваш сайт трендам, легко с помощью данного подраздела.
В идеале сайт должен получить зеленые галочки рядом с каждым из пунктов чек-листа.
У Яндекса существует несколько партнерских программ, через которые различные компании могут публиковать свои предложения и услуги. Например, риэлторским агентствам выгодно размещать свои объекты на сервисе Яндекс.Недвижимость. Для этого нужно периодически отправлять Яндексу большое количество данных через специальный файл — XML-фид.
Чтобы данные загрузились и отображались корректно, XML-фид должен быть настроен правильно.
Для проверки XML кода выберете интересующий вас сервис Яндекса и способ отправки данных.
Микроразметка нужна, чтобы поисковик лучше понимал. какие именно данные размещены на странице — адрес организации, отзывы пользователей или карточки товаров. Часто наличие микроразметки улучшает вид сниппета в результатах выдачи.
Проверить валидность кода микроразметки можно указав адрес интересующей вас страницы.
При наличии ошибки (например, отсутствии нужного поля разметки) Вебмастер выдаст предупреждение.
Для каждого вебмастера, SEO-специалиста и интернет-маркетолога важно как можно оперативнее получать сообщения о последних изменениях на сайте. Чтобы быть всегда в курсе событий, настройте уведомления Вебмастера удобным для себя способом:
Кликните дважды по точке в нужном столбце и сделайте иконку уведомления активной:
Если вы не внесете изменения, уведомления будут приходить с настройками по умолчанию. Посмотреть их можно по ссылке https://webmaster.yandex.ru/settings/.
Если вам нужно передать права на управление сайтом стороннему исполнителю, введите адрес его Яндекс.Почты в строку внизу. Выше перечислены все пользователи, у которых уже есть доступ к Вебмастеру этого сайта.
Чтобы связать Вебмастер и Метрику, нажмите кнопку «Добавить счетчик». В открывшемся окне введите номер счетчика.
Подтвердить права на управление нужно будет и в Метрике. После подтверждения вы сможете воспользоваться функцией «Обход по счетчикам» в разделе «Индексирование».
Если вы хотите сообщить посетителям и потенциальным партнерам, что ваш сайт качественный и заслуживает доверия по мнению Яндекса, это легко сделать, добавив на страницы иконку показателя ИКС.
Вебмастер дает комплексную картину того, как Яндекс видит ваш сайт. Пользуясь доступными в сервисе инструментами, вы сможете значительно улучшить свое положение в выдаче, наладить стабильный поток трафика и конверсии.
По ходу, они редактора сменили. Ни одного мало-мальски интересного материала минимум за полгода. А ведь ещё год-два назад я себе пачку их статей в pdf конвертил, чтобы на досуге пристально изучить.
Суета суёт
Да все корпоративные блоги по seo так пишутся. Их же не полезность контента интересует, а повышение узнаваемости своего бренда. А вместо публикации каких-то интересных практических кейсов с участием специалиста и редактора куда проще нанять девочку-копирайтершу чтобы она фигачила на конвейере простыни текста под околотематические ключи из вордстата.