Что такое vuca в сбербанке
VUCA мир: что это и каковы его характеристики
Термин VUCA популярен еще не сильно, но за ним будущее. Если вы еще не в курсе, почему наш мир стали называть VUCA, то пора познакомиться с новой реальностью. Объяснять, что это такое VUCA мир, нужно максимально простыми словами и с понятными примерами. Иначе «черт ногу сломит».
VUCA мир: что это
В Википедии термина VUCA мир не найти. Во всяком случае – в русской. Американская же версия охотно объясняет происхождение аббревиатуры. Правда, крайне заумно.
Впервые понятие VUCA мир появилось в 1987 году для описания состояния стран после «холодной войны». Его придумали в противовес стационарному, простому и предсказуемому периоду времени, который закончился с резким развитием технологии и активным расширением информационного поля.
VUCA – это первые буквы четырех слов:
Если совсем коротко, то это стрессовый, постоянно меняющийся мир, в котором требуется быстро и адекватно перерабатывать огромные объемы информации.
Чтобы понять особенности ВУКА-мира, вспомните на один момент, сколько данных поступает ежедневно:
Мы с собой носим не телефонную книжку, как это было 20-25 лет назад, а полноценный миниатюрный компьютер (смартфон). Постоянно обрабатываем огромные потоки данных – половину забываем, вторую половины просто отсеиваем.
Как жить в VUKA – world
Ученые говорят: «Наиболее комфортно в новом информационно активном и постоянно меняющемся мире живется людям толерантным и терпеливым к неопределенности». Можно сказать, спокойным пофигистам.
Такие люди обладают:
Это психически зрелые люди, которые охотно подбирают несколько вариантов решений к проблемным ситуациям, не паникуют при сложностях, дружат с интуицией.
Характерная черта людей VUCA world – адекватная самооценка, которая позволяет им трезво реагировать на все обстоятельства, не впадать в панику при личных провалах.
Интересно, что лучше всего чувствуют себя в VUCA-мире люди, выросшие в демократическом или нестабильном обществе. А вот влияние авторитарного режима, часто сказывается негативно на формирование оптимального характера для новых условий.
Термин VUCA активно расползается по всем сферам. Сначала военные, потом менеджеры, теперь уже и коучи обращаются к этому определению. И это правильно. Потому что обстоятельства, адаптированные под пассивный, предсказуемый SPOD-мир, в новых реалиях не работают!
Что такое VUCA-мир, и как в нем выживать
Многие слышали загадочную аббревиатуру VUCA, звучащую словно колдовское заклинание. В нем слышится что-то чуждое нашей привычной жизни. Мир VUCA – это мир неопределенности. Быстро ориентироваться в таких условиях – залог успеха любого бизнеса.
Лично у меня это слово ассоциируется с Букой из детской сказки, и в этом есть какая-то фатальность и предопределенность. Можно представить, что некое непонятное существо (в отличие от Змея Горыныча или Бабы Яги, четкого описания внешности и повадок Буки вы не найдете) проникло в наш прежде рациональный мир и сеет вокруг хаос.
Видимо не зря бабушки и дедушки пугали нас этим персонажем – с неопределенностью бороться сложнее всего.
Что такое VUCA-мир
Аббревиатура VUCA пришла к нам из 90-х годов прошлого века. В переводе с английского она дословно означает:
Все это – неотъемлемые характеристики современной действительности.
Добиться уверенности в завтрашнем намного проще, если иметь финансовую подушку безопасности в надежном банке. Откройте вклад в Совкомбанке и зарабатывайте до 8,9% в год в виде пассивного дохода.
Показательно, что первыми концепцию VUCA-мира сформулировали американские военные. Конфликты на периферии сфер влияния СССР и США, войны в Персидском заливе и на Балканах продемонстрировали растущее влияние информации на успех дипломатических и военных кампаний.
Обратите внимание, что, как минимум, три прилагательных из четырех в аббревиатуре VUCA (кроме нестабильности) имеют непосредственное отношение к информации, характеризуя тенденцию к ухудшению способности восприятия, анализа и, следовательно, реагирования.
Фактически, мир VUCA – квинтэссенция прогресса, умноженного на глобальную нестабильность и различия в мыслительных процессах разных поколений. Так, поколению Z гораздо в большей степени присуще клиповое мышление, чем представителям более ранних поколений.
Усложняет ситуацию тот факт, что во многом такая ситуация – результат не только естественной трансформации окружающей нас действительности, но и целенаправленных манипуляций информацией. Политики, военные и главы транснациональных корпораций часто заинтересованы в создании некого хаоса в головах людей, чтобы в дальнейшем вести их в нужном для себя направлении.
Мир бизнеса и финансов – это отражение политики и социального развития общества, а значит, он в той же (если не большей) степени подвержен губительному или целительному воздействию потоков данных.
Добиться уверенности в завтрашнем намного проще, если иметь финансовую подушку безопасности в надежном банке. Откройте вклад в Совкомбанке и зарабатывайте до 8,9% в год в виде пассивного дохода.
Как строить бизнес в условиях VUCA-мира
Рассмотрим характеристики VUCA сквозь призму предпринимательской деятельности и попробуем сформулировать адекватные ответы их негативному влиянию на бизнес.
Нестабильность
Другими словами непостоянство. Подразумевает отсутствие стабильной «почвы» для роста бизнеса в данный момент времени. Выражается в периодических экономических и социальных кризисах, военных конфликтах, «цветных» революциях и т. п.
Яркий пример – конфликт на Донбассе. Еще в 2012 году Донецк был в фокусе мировой спортивной жизни – город был в числе принимавших футбольный чемпионат Евро-2012. В столице Донбасса кипела финансовая жизнь, инвестиции текли рекой, возводились новые современные спортивные объекты, гостиницы, облагораживались парки, была обновлена транспортная инфраструктура.
Разумеется, подобная нестабильность не может придавать бизнесменам уверенности при принятии решений. Противодействовать ей можно несколькими способами:
Пример предпринимательской гибкости – с началом коронакризиса некоторые предприимчивые бизнесмены оперативно освоили выпуск и пошив масок на любой вкус и производство антисептиков. Можно сколько угодно обвинять их в том, что они устроили «пир во время чумы», поскольку цены на эти товары первое время били все мыслимые рекорды. Однако то, что они эффективно отреагировали на резкое изменение обстановки – факт.
Еще одно проявление непостоянства – стремительное устаревание информации и тенденций. В прошлом веке практически любое новое веяние или изобретение становились маяком для развития технологий и общественных предпочтений минимум на десятилетие. Теперь срок жизни тенденций исчисляется порой даже не годами, а месяцами.
Нивелировать непостоянство можно только обучением чему-то новому. Повышать квалификацию и экспертность в выбранном изначально направлении – это хорошо. Но еще лучше быть готовым сменить сферу деятельности на более прибыльную и востребованную. То есть развиваться не только вглубь, но и вширь.
Неопределенность
Это низкая способность прогнозировать изменения внешней среды: потребности покупателей, законодательства, регулирующего отрасль. Как ранее было сказано, большое влияние имеет будущая политическая, экономическая и социальная стабильность.
Другими словами, неопределенность – на текущий момент вроде бы все неплохо, но возможности быть уверенным в завтрашнем дне нет, поскольку данных для создания более или менее точных прогнозов недостаточно.
Неопределенность всегда присутствует в нашей жизни. Ограничить ее губительное воздействие на бизнес можно следующими способами:
Яркий пример неопределенности – текущая ситуация с пандемией. Огромное количество противоречивых заявлений официальных лиц не способствуют повышению уверенности в будущем.
Сложность
В большинстве случаев она вызвана слишком большим объемом информации, неочевидностью взаимосвязей между явлениями, а также многоуровневой иерархией процессов. Хорошим ответом на эту «напасть» будет повышение своих компетенций и квалификации персонала. Однако такое решение требует немалых затрат и времени.
Во многих случаях эффективнее будет получать услуги бухгалтера, юриста, аналитика, дизайнера и других подобных «узких экспертов» на аутсорсе:
Взаимодействие с профессионалами в разных областях в значительной степени нивелирует негативное влияние сложности.
При этом не забывайте, что ст. 15 ТК РФ запрещает заключать гражданско-правовые договоры с лицами, с которыми у вас, фактически, сложились трудовые взаимоотношения.
Неоднозначность
Другими словами, это двусмысленность или даже противоречивость информации. В наш век Твиттера и других мессенджеров одна «случайная» фраза компетентного лица может обвалить котировки акций транснациональных корпораций или вызывать панику у населения целой страны.
Дипломаты, политики и даже пресс-службы крупных компаний давно освоили искусство манипуляции словесными конструкциями в стиле советского агитпропа – когда из длинной красивой и пламенной речи не следует ровным счетом ничего.
И наоборот, некоторые должностные лица умеют донести необходимую информацию до аудитории и повлиять на мнение людей, не сделав при этом никакого официального заявления. Таким образом они оставляют себе пространство для политического маневра и могут, при необходимости, отказаться позднее от своих слов.
Все это дает возможность власть имущим управлять мнением «толпы», не беря на себя ответственность. Пример таких манипуляций – посты Илона Маска в Твиттере в форме шуток или мемов, с помощью которых он поднимает и обрушивает курсы криптовалют.
Еще хуже, когда подобная двусмысленность возникает в правовом поле государства, когда разные нормативные акты по-разному трактуют одни и те же нормы.
Адекватным ответом на неоднозначность будут терпеливость и хладнокровие при принятии решений, а также следование здравому смыслу. Иногда лучше упустить потенциальную выгоду, чем рискнуть потерять все.
На VUCA-действительность можно смотреть по-разному. Сделайте конкурентным преимуществом умение выживать в стремительно изменяющемся мире.
Что такое VUCA-мир. Объясняем простыми словами
VUCA-мир — понятие, описывающее непредсказуемую, быстро меняющуюся среду.
VUCA — это акроним, объединяющий четыре характеристики:
Эти характеристики стали актуальны из-за быстро развивающихся технологий, расширения информационного пространства, из-за которого человеку приходится перерабатывать огромные объёмы информации, из-за быстро устаревающих профессий, невозможности прогнозировать более-менее отдалённое будущее, совмещения различных социальных ролей и т. д.
На первый план в хаотичной и непредсказуемой бизнес-среде выходят следующие навыки, качества и компетенции:
Пример употребления
«Расшифровка этого акронима могла бы звучать в заставке фильма-антиутопии. Но VUCA — это не характеристика дивного нового мира, в котором страшно жить. Это ключ к осведомленности, или, как говорят в бизнес-среде, soft skills, которым можно научиться, чтобы ориентироваться в этой реальности».
(Из материала о VUCA-мире на РБК.)
История
Концепция VUCA возникла в 1990-х в среде американских военных. Она предлагала способы действия в постоянно меняющейся, нестабильной, хаотичной и непредсказуемой обстановке военных действий. В бизнес-среде термин стал использоваться после мирового финансового кризиса 2008–2009 годов, а с началом пандемии приобрёл особую актуальность.
Нюансы
VUCA-мир противопоставляется уходящему SPOD-миру, который был:
Учёный Роберт Йоханссон предложил модель VUCA Prime как ответ на вызовы нового мира:
Американский антрополог и футурист Джеймес Кашо говорит о наступлении BANI-мира в пандеймийную и постпандеймийную эпоху, он характеризуется как:
Старый новый VUCA-мир: как ответить на его вызовы
VUCA — хаотичная, быстро меняющаяся бизнес-среда, которая стала новой реальностью. Эта реальность трансформирует не только подход компаний к ведению бизнеса, но и модель лидерского поведения.
Вместе с Еленой Герасимовой, руководителем направления «Аналитика и Data Science» в Нетологии, разбираемся, что такое VUCA-мир, какими должны быть VUCA-лидеры, как развиваться в условиях неопределённости и почему любознательность помогает в развитии VUCA-навыков.
Руководитель направления «Аналитика и Data Science» в Нетологии
Что такое VUCA
Акроним VUCA (volatility, uncertainty, complexity, ambiguity — нестабильность, неопределённость, сложность и неоднозначность) характеризует изменчивую и сложную среду современного мира, где не существует гарантированной стабильности. Термин придумали в 1990-х годах американские военные, а сегодня он используется в бизнес-среде для обозначения условий, в которых работают компании.
Нестабильность характеризуют неустойчивые ситуации и непредсказуемые изменения — по своей природе, скорости, объёму, динамике. Непонятна продолжительность такого положения дел. Многие бизнесы сейчас ведут деятельность на нестабильных рынках с быстро меняющимися обстоятельствами.
Неопределённость означает отсутствие информации для прогнозирования последствий и планирования необходимых действий. То, что раньше считалось бесспорным, утратило свою силу, и руководители больше не могут основывать свои решения на прошлом опыте. Например, ожидаемый выход нового продукта конкурента на рынок ставит под вопрос будущее бизнеса и рынка.
Сложность подразумевает ситуации, где много взаимосвязанных элементов и огромный объём информации. Такое большое количество факторов значительно усложняет процесс принятия решения и планирования. Например, выход на международные рынки предполагает следование многочисленным правилам и нормам.
Неоднозначность определяется отсутствием чёткого понимания правил игры. Иногда это вызвано ситуационной новизной и сомнениями, которые могут возникнуть при попытке принимать решения в новом контексте. Переход от печатных газет к цифровому медиа — пример новой бизнес-модели и неоднозначной ситуации, когда поведение клиентов в новой среде не до конца известно.
Нестабильность, неопределённость, сложность и неоднозначность стали определять цифровую экономику как чрезвычайно разрушительную среду и потенциальную опасность для компаний, ориентированных на постепенный рост.
Поэтому поиск «рычагов» для совершения прорыва — ключевая составляющая стратегий успешных компаний. И чаще всего такой «рычаг» имеет природу новейших технологий (цикл зрелости технологий Gartner).
Скорость изменений во многих отраслях сейчас намного выше, чем десять или двадцать лет назад. Благодаря цифровым технологиям и изменяющимся потребностям клиентов, эта повышенная волатильность реальна для многих компаний.
Возможно, до пандемии многие не обращали внимание или не видели примеров угрозы экономическому балансу. Хаос, который царит в результате стремительных непредвиденных изменений, будет накапливаться долгие годы.
Жить в хаосе значит быть гибким и готовым изменить своё мнение, отбросить прошлые убеждения, а затем отбросить их снова и снова. Таким образом, движение и изменения становятся частью ДНК любого из нас — гарантом антихрупкости.
Однако чувство неопределённости старо как мир. Вряд ли текущая ситуация является более сложной, чем во время эпидемии чумы или мировой войны.
То, насколько мы ощущаем мир более неопределённым и неоднозначным, во многом зависит от нашей способности справляться с его изменчивостью и сложностью.
Антихрупкость ―
понятие, которое ввёл экономист Нассим Николас Талеб в книге «Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса».
Обозначает способность извлекать выгоды из неудач и ошибок, умение закаляться, развиваться и становиться сильнее при столкновении с хаосом.
Как жить в режиме неопределённости
Предпринимателям и специалистам остаётся лишь относиться к изменениям в мире как к нормальному существованию: движение = жизнь.
«When life gives you lemons, make a lemonade» — это может звучать как совет от капитана Очевидность, но новые условия означают новые возможности. Ими точно стоит пользоваться, особенно если предыдущие возможности больше недоступны.
Важно помнить, что каждый новый день = новые вы. Это значит, что не стоит откладывать развитие на «следующий год» или «понедельник». Начать всегда сложно, поэтому стоит сделать привычными развитие и совершение ошибок. Так не придётся каждый раз испытывать холодный старт.
В посткоронавирусном мире способность работать удалённо помогает компаниям выжить: значит, стоит освоить профессию, которая позволяет это делать, либо цифровые инструменты в текущей профессии или бизнесе.
Проекты говорят лучше, чем слова. Сегодня стоит собирать портфолио не только из рабочих проектов, но и из пет-проектов или хобби, если в них применяются профессиональные навыки.
Не надо бросать работу ради обучения. Задавая себе драйв, проще влиться в новую деятельность по его окончании. Новая работа всегда стресс, даже если он связан с радостью от применения успешно освоенных знаний.
При определении траектории обучения лучше выбирать навыки, которые будут применимы в разных сценариях будущего, — универсальные, метанавыки. Они пригодятся как в кризисной ситуации, когда важно не цепляться за соломинку, а двигаться самому, так и в спокойное время — ценно то, что умеешь и можешь применить, а не просто знаешь.
пет-проект (от англ. pet-project) —некоммерческие проекты (часто с другими энтузиастами).
Метанавыки ― базовые способности и компетенции человека, на основе которых развиваются более частные умения и навыки.
VUCA Prime: отвечаем на вызовы VUCA-мира
Для эффективного взаимодействия с VUCA-средой важно развивать соответствующие навыки. Управленческие компетенции, которые отличают лидеров VUCA, описал Боб Йохансен в книге «Лидеры создают будущее: десять новых качеств для неопределённого мира». Автор — учёный из Института будущего — говорит о том, что лидеров нового поколения отличают Vision (видение), Understanding (понимание), Clarity (ясность) и Agility (быстрота) — модель VUCA Prime.
Видение (vision) противодействует нестабильности (volatility)
В лихорадочное время формирование видения будущего компании важнее, чем в обычное время. Это поможет противостоять турбулентности, кризису или выдержать конкуренцию. Важно также, чтобы сотрудники также понимали, куда и зачем идёт компания.
Понимание (understanding) противодействует неопределённости (uncertainty)
Чтобы выявить новые возможности, руководителю нужно выйти за границы своих компетенций. Важно быть гибким, общаться с сотрудниками разного уровня. И здесь важную роль играют soft skills, в частности коммуникативные навыки и эмпатия.
Ясность (clarity) противодействует сложности (complexity)
В среде VUCA хаос наступает быстро и жёстко. Нужно оперативно определить, на каких стратегических направлениях фокусироваться для скорейшего выхода из кризисной ситуации.
Быстрота (agility) противодействует неоднозначности (ambiguity)
Под быстротой подразумевается способность эффективно общаться, быстро принимать и исполнять решения.
Для жизни в VUCA-мире компании недостаточно нанять «гибких» руководителей. Важно, чтобы они создали культуру VUCA, которая нацелена на инновации, адаптивное поведение и продуманный риск.
Как видим, не последнюю роль в VUCA-мире занимают развитые soft skills. Важность soft skills доказана многими исследованиями. Например, 92% респондентов LinkedIn приравняли важность soft skills к hard skills.
Роль любознательности в развитии soft skills для VUCA-среды
Слово «любознательность» происходит от латинского «cura» — «забота, внимание». Означает пытливое мышление и проявляется в виде изучения и обучения чему-то новому. Любознательность — движущая сила не только в развитии человека, но и науки, языка и промышленности.
Любознательность помогает ускорять исследования нового, быть открытыми к новому опыту, творчески решать задачи, сформировать устойчивость к неопределённости, а также сотрудничать и учиться. Всё это позволяет развивать основные soft skills — эмпатию, ситуационную и межличностную адаптивность, кросс-культурную чуткость, логическое мышление.
Разберёмся на конкретных примерах, почему бизнесу выгодно культивировать любознательность среди своих команд.
Генерация идей
Согласно опросу бизнес-школы INSEAD и SurveyMonkey, любознательность помогает сотрудникам сильнее вовлекаться в свою работу, генерировать новые идеи и делиться ими с другими. 73% опрошенных, которым на работе интересно, признали, что они «больше обмениваются идеями» и «генерируют новые идеи для своих организаций».
Мышление роста
Любознательность характерна для мышления роста (установки на развитие) — такого, как преобразование неудач в возможность обучения и выбор деятельности, которая улучшает текущие навыки и способствует развитию новых.
Компании, которые придерживаются мышления роста и создают среду, дружелюбную для опыта неудач, только выигрывают.
В компаниях со здоровой культурой обучения на 92% больше шансов разработать новые продукты и процессы, они на 52% продуктивнее и на 17% более прибыльные по сравнению с теми, кто не делает упор на культуру обучения.
Это означает, что специалисты разных направлений, которые развивают мышление роста, лучше адаптируются к VUCA-среде. В частности к консолидации индустрии, технологическим, регулятивным и геополитическим потрясениям, а также к переменчивым потребительским предпочтениям.
Любознательность стала новой золотой лихорадкой. При поиске сотрудников компании ждут открытых для новых знаний сотрудников, причём в разных сферах — от менеджера по продажам до аналитика данных.
Ощущается дефицит сотрудников с творческим подходом, коммуникативными навыками и способностью к адаптации.
Но не всё просто даже в тех компаниях, где такие сотрудники есть. Согласно опросу INSEAD и SurveyMonkey, 83% руководителей высшего звена считают, что в их компании любознательность поощряется «очень сильно» или «хорошо», в то время как только 52% сотрудников согласились с этим.
Около половины (49%) топ-менеджеров утверждают, что любознательность вознаграждается ростом зарплаты, но 81% сотрудников ответил, что пытливость ума не влияет существенно на их доход.
Это большая проблема для бизнеса: если сотрудники не видят ценности в любознательности, то они с меньшей вероятностью будут использовать в работе новую информацию.
Успешный бизнес опирается на любознательность сотрудников. Чтобы генерировать новые идеи и создавать добавленную стоимость для компании, сотрудники любого уровня нуждаются в среде, где они могут проявлять интерес к новому, искать и усваивать новую информацию, а также устанавливать новые связи.
Открытость к разному опыту, исследовательское поведение и стремление к знаниям сотрудников могут помочь компаниям лучше справляться с неопределённостью и нестабильностью рынка.
Бесконечные изменения: основы выживания в VUCA-мире
Чтобы оставаться на плаву, современному человеку необходимо постоянно следить за трендами и обучаться новым знаниям и навыкам. Такая неустойчивая среда получила название VUCA-мир. К чему готовиться и как в нем преуспеть?
Что такое VUCA-мир?
VUCA — это аббревиатура, обозначающая изменчивость и непостоянство мира. С её помощью описываются ситуации и факторы в бизнесе, не подконтрольные человеку.
Аббревиатура состоит из четырёх слов:
Когда началась эра VUCA?
Термин VUCA в 1990-х начали использовать американские военные для описания неустойчивой и постоянно меняющейся модели боевых действий. Затем его стали применять в узких кругах бизнес-сферы, а в 2020 году акроним становится популярным обозначением новой реальности.
«Сегодня бизнес должен быть готов реагировать на изменения, происходящие внутри дня, — нужно держать руку на пульсе непрерывно, — описывает эту реальность Сергей Кедров, сооснователь компании Fabrique.AI. — Отставание в день или в час может обернуться потерями, простоем, выпуском дефектной продукции, потерей клиентов».
Как под VUCA-мир адаптировать бизнес?
Управленческие компетенции, которые выделяют лидеров VUCA-мира и позволяют им противостоять его вызовам, описал Боб Йохансен в книге «Лидеры создают будущее: десять новых качеств для неопределённого мира». Автор заново разобрал аббревиатуру по буквам и наделил их новыми качествами: vision (видение), understanding (понимание), clarity (ясность) и agility (быстрота).
Чтобы оставаться на плаву, необходимо постоянно тестировать новые ниши и ранее не применявшиеся подходы для решения задач, считает СЕО Ticketscloud и партнер Collider Егор Егерев. «Отталкиваясь от этого принципа, можно строить среднесрочные цели. Это некие „путеводные звёзды“ сроком на 1—2 года, за такое время они вряд ли пошатнуться из-за нестабильности. Внутри этих целей стоит иметь набор проектов для реализации, с горизонтом планирования 3—6 месяцев», — рассказывает предприниматель.
Какие качества развивать в себе наёмным сотрудникам?
В постоянно меняющемся мире soft skills играют не менее важную роль, чем hard skills, — большинство HR-специалистов уравнивают важность профессиональных компетенций и социально-психологических навыков.
Как отличить hard skills от soft skills
Hard skills в каждой профессии свои (скажем, для дизайнера это владение графическими редакторами, а для бухгалтера — знание 1С), но есть универсальное правило VUCA-мира: их необходимо постоянно актуализировать и совершенствовать.
Что касается soft skills, то в результате анализа 20 млн вакансий в 2020 году были выявлены топ-5 самых востребованных работодателем: