Что такое unit тестирование

Зачем нужны юнит-тесты

Что такое unit тестирование. Смотреть фото Что такое unit тестирование. Смотреть картинку Что такое unit тестирование. Картинка про Что такое unit тестирование. Фото Что такое unit тестирование

Многие разработчики говорят о юнит-тестах, но не всегда понятно, что они имеют в виду. Иногда неясно, чем они отличаются от других видов тестов, а порой совершенно непонятно их назначение.

Доказательство корректности кода

Автоматические тесты дают уверенность, что ваша программа работает как задумано. Такие тесты можно запускать многократно. Успешное выполнение тестов покажет разработчику, что его изменения не сломали ничего, что ломать не планировалось.

Провалившийся тест позволит обнаружить, что в коде сделаны изменения, которые меняют или ломают его поведение. Исследование ошибки, которую выдает провалившийся тест, и сравнение ожидаемого результата с полученным даст возможность понять, где возникла ошибка, будь она в коде или в требованиях.

Отличие от других видов тестов

Все вышесказанное справедливо для любых тестов. Там даже не упомянуты юнит-тесты как таковые. Итак, в чем же их отличие?

Ответ кроется в названии: «юнит» означает, что мы тестируем не всю систему в целом, а небольшие ее части. Мы проводим тестирование с высокой гранулярностью.

Это основное отличие юнит-тестов от системных, когда тестированию подвергается вся система или подсистема, и от интеграционных, которые проверяют взаимодействие между модулями.

Основное преимущество независимого тестирования маленького участка кода состоит в том, что если тест провалится, ошибку будет легко обнаружить и исправить.

И все-таки, что такое юнит?

Часто встречается мнение, что юнит — это класс. Однако это не всегда верно. Например, в C++, где классы не обязательны.

«Юнит» можно определить как маленький, связный участок кода. Это вполне согласуется с основным принципом разработки и часто юнит — это некий класс. Но это также может быть набор функций или несколько маленьких классов, если весь функционал невозможно разместить в одном.

Юнит — это маленький самодостаточный участок кода, реализующий определенное поведение, который часто (но не всегда) является классом.

Это значит, что если вы жестко запрограммируете зависимости от других классов в тестируемый, ошибку, которая вызвала падение теста, будет сложно локализовать, и высокая гранулярность, которая необходима для юнит-тестов, будет потеряна.

Отсутствие сцепления необходимо для написания юнит-тестов.

Другие применения юнит-тестов

Кроме доказательства корректности, у юнит-тестов есть еще несколько применений.

Тесты как документация

Юнит-тесты могут служить в качестве документации к коду. Грамотный набор тестов, который покрывает возможные способы использования, ограничения и потенциальные ошибки, ничуть не хуже специально написанных примеров, и, кроме того, его можно скомпилировать и убедиться в корректности реализации.

Я думаю, что если тесты легко использовать (а их должно быть легко использовать), то другой документации (к примеру, комментариев doxygen) не требуется.

Тем не менее, в этом обсуждении после поста про комментарии видно, что не все разделяют мое мнение на этот счет.

Разработка через тестирование

При разработке через тестирование (test-driven development, TDD) вы сначала пишете тесты, которые проверяют поведение вашего кода. При запуске они, конечно, провалятся (или даже не скомпилируются), поэтому ваша задача — написать код, который проходит эти тесты.

Основа философии разработки через тестирование — вы пишете только тот код, который нужен для прохождения тестов, ничего лишнего. Когда все тесты проходят, код нужно отрефакторить и почистить, а затем приступить к следующему участку.

Об этой технике разработки можно много дискутировать, но ее неоспоримое преимущество в том, что TDD не бывает без тестов, а значит она предостерегает нас от написания жестко сцепленного кода.

И, поскольку TDD предполагает, что нет участков кода, не покрытых тестами, все поведение написанного кода будет документировано.

Возможность лучше разобраться в коде

Когда вы разбираетесь в плохо документированном сложном старом коде, попробуйте написать для него тесты. Это может быть непросто, но достаточно полезно, так как:

Источник

Unit-тесты: что, как и когда тестировать?

Тестирование программного кода — кропотливый и сложный процесс. Львиную долю работы в нем совершают unit-тесты. Пока они не «загорятся зеленым», тестировать дальше смысла нет.

Как же писать unit-тесты правильно? Стоит ли гнаться за 100% покрытием? С какими сложностями приходится сталкиваться инженерам на практике? Своим опытом делятся Marc Philipp и Всеволод Брекелов.

Что такое unit тестирование. Смотреть фото Что такое unit тестирование. Смотреть картинку Что такое unit тестирование. Картинка про Что такое unit тестирование. Фото Что такое unit тестирование

Что такое unit тестирование. Смотреть фото Что такое unit тестирование. Смотреть картинку Что такое unit тестирование. Картинка про Что такое unit тестирование. Фото Что такое unit тестированиеMarc Philipp – один из основных разработчиков фреймворка JUnit 5 – инструмента для Java-тестировщиков. В данный момент работает в качестве инженера в немецкой компании LogMeIn над облачными SaaS-решениями.

Что такое unit тестирование. Смотреть фото Что такое unit тестирование. Смотреть картинку Что такое unit тестирование. Картинка про Что такое unit тестирование. Фото Что такое unit тестированиеВсеволод Брекелов — Senior QA Engineer в компании Grid Dynamics, более 5 лет занимается тестированием, имеет опыт построения автоматизации тестирования с нуля.

— В статьях про unit-тестирование в качестве примеров обычно приводят тестирование методов и классов калькулятора. Такие примеры могут показать сложность реальных задач? С чем приходится сталкиваться тестировщику полнофункциональных программ?

Marc Philipp: Действительно, на примерах с калькулятором невозможно показать сложность реальных задач. Они выбраны в статьях для того, чтобы читатели могли сосредоточиться на понимании подходов unit-тестирования без необходимости разбора сложного кода. Хотя эти примеры очень простые, они хорошо демонстрируют основную идею и принципы unit-тестирования. В реальной жизни тестируемый код должен быть изначально написан с учетом того, что по нему будет проводиться Unit-тестирование. Один из способов обеспечить это — писать тесты до написания кода или практически одновременно с ним. Когда у вас есть код, адаптированный к тестированию, написание unit-тестов не на много сложнее, чем для калькулятора.

Всеволод Брекелов: Думаю, что сложность реальных задач можно понять только на реальных задачах. Если серьезно, то есть и хорошие статьи, где весьма подробно рассматриваются нетривиальные примеры. Думаю, что они помогут приблизиться в реальности.

К примеру, по запросу «unit тестирование java» можно быстро найти статью на Хабре. Она опубликована довольно давно, но не потеряла своей актуальности.

Что касается особенностей работы, я бы выделил следующие группы тестировщиков (надеюсь никого не обидеть):

Хотел бы обратить внимание на процесс. Я считаю, что каждый тестировщик должен хорошо разбираться в построении процесса разработки, так как в моей практике ноги, баги и основная трата времени на имплементацию того, что не нужно, растут как раз оттуда.

— Каждый тест должен проверять одну вещь. Насколько полно на практике удается выполнить это условие? Как вы боретесь с зависимостями, какие фреймворки используете?

Marc Philipp: При написании unit-тестов обычно берется один образец входных данных из класса эквивалентности в тестируемой проблемной области. Конечно, вы должны сначала определить эти самые классы эквивалентности. В каждом тесте вы добавляете assertion только для тех свойств, которые релевантны вашему тесту. Не следует копипастить одни и те же assertions в каждый новый тест и прогонять их. Когда у вас есть зависимости, влияющие на работу юнита, подумайте об использовании стабов или моков, чтобы сохранить независимость теста.

Многие наши юнит-тесты для JUnit 5 используют моки, создаваемые mocking-фреймворком (Mockito в нашем случае). Как я уже говорил выше, они очень полезны для тестирования изолированного кода. Главная задача при этом — убедиться, что ваш мок ведет себя аналогично реальному коду. В противном случае тесты станут бессмысленными.

Всеволод Брекелов: Да, есть мнение: один юнит тест — один assertion. На практике такое я видел очень редко. Думаю, что это уже философия команды. Множественные assertions вполне себе имеют место.

Если мы проводим юнит тесты, а не компонентные, то все зависимости изолируем (моки, стабы — все в ваших руках). Тут нет каких-то сложностей на мой взгляд. А если и появляются, то StackOverflow точно поможет.

Так как я пишу на Java/JavaScript(Angular), то использую обычные популярные тулы:
на Java – Mockito/EasyMock. Для компонентных тестов написать свой responsive mock — тоже хорошая идея! Всем советую.

JavaScript – ngMock. Кстати, для компонентых тестов очень классная тема – AngularPlayground.

— Как найти компромисс между трудовыми и финансовыми затратами на тестирование и качеством итогового софта при реализации «горящих» проектов? Как обычно вы аргументируете важность полноценного тестирования в таких случаях?

Marc Philipp: По моему опыту, вы не можете спасти «горящий» проект, пропустив тесты. Написание unit-тестов является неотъемлемой частью разработки программного обеспечения. Без него у вас нет возможности узнать, действительно ли ваш код выполняет то, что, по вашему мнению, он должен делать. Вы не сможете ничего быстро починить, так как не поймете, где что сломалось. Как сказал UncleBob, «единственный способ быстро поехать — это хорошо идти».

Всеволод Брекелов: Думаю, тут нет однозначного ответа. Скорее, помогает опыт работы и тип проекта. Если вы делаете медицинский проект или строите ракету, то о важности тестирования не приходиться говорить. Если пилите стартап за неделю – то какие тесты?

Очень важно организовать процесс, чтобы избежать внезапных багов и неправильно реализованных требований. Что такое правильный процесс? Конечно, есть Agile Manifesto, на который многие смотрят при организации процесса, но все равно что-то не выходит. Можно взять и построить процесс ради процесса. А можно и наоборот, последовать за http://programming-motherfucker.com/.

Мне кажется, главное – иметь требования, детализация которых устраивает разработчиков и тестировщиков в команде. Это значит, что у них одинаковое понимание того, что будет на выходе.

— Какие приемы помогают сократить время и трудовые затраты на тестирование?

Marc Philipp: «Тестирование» — перегруженный термин. Это может означать что угодно: модульное тестирование, ручное тестирование, тестирование производительности… По моему опыту, ручное тестирование, то есть ручное выполнение плана пошагового прохождения тестовых примеров, действительно дорого и часто не так эффективно, как вы думаете. Более того, автоматизация этих скучных тестов имеет смысл только в определенной степени. Тем не менее, вы должны действительно следовать тестовой пирамиде, а не писать слишком много этих end-to-end/UI тестов. Большинство ваших тестов должны быть реальными unit-тестами: независимые, быстрые тесты, которые вы можете выполнять очень часто. Написание этих тестов относительно дешево, особенно если вы знаете свои инструменты. Они очень надежны, поэтому вы не будете тратить время на их актуализацию. UI и Integration тесты всегда будут более хрупкими из-за огромного количества задействованных компонентов.

Всеволод Брекелов: Есть хороший прием — писать меньше кода.

Главное – это понимание процесса и того, что вы хотите решить (или протестировать).
Всегда нужно адекватно оценивать бюджет и время. Что это значит? Если вы можете себе позволить вливать кучу денег в приближение к 100% coverage — why not? Хозяин – барин.

Если у вас нет денег на автотесты (которые, как известно, отбиваются в основном в долгоиграющих проектах), то толпа ручных тестировщиков – ваш вариант.

Если не впадать в крайности, то самая частая ошибка — это написание e2e тестов пачками до потери пульса до того, как написаны юнит тесты, компонентные тесты, интеграционные тесты на Backend, Frontend, DB, Performance и тд. Эта тенденция, вероятно, следует от модных BDD подходов (я их не очень люблю). К чему это все приводит?

Первая степень «опьянения» — у вас начинает реально работать автоматизация. Ручные тест кейсы вы заменяете на автоматические. Тестировщики начинают радоваться. Менеджеры начинают думать, что вот-вот сэкономят.

Вторая степень — тестов становится много, почему-то некоторые из них периодически падают. Тестировщики уже не очень рады. Нужно сидеть и разбираться в причинах. А баги все равно пролезают. И, вероятно, даже находятся на QA окружении путем ручного (может, даже monkey) тестирования.

Третья степень — все начинают ходить на конференции про Selenium (ничего не имею против этих конференций), узнавать как бороться с Flaky тестами, пробовать различные решения. Пускать тесты в параллель.

Четвертая степень — строить целые суперархитектуры по запуску 500 e2e тестов на 50 агентах, чтобы все летало быстро, аж за 10 минут (я тут утрирую, конечно). И все равно баги есть.

Пятая степень — я назову ее недостижимой. Приходит осознание того, что бОльшая часть e2e тестов не нужна. Нужны другие тесты, которых никто никогда не писал. Например, компонентные тесты на back-end или они же на UI. А может, не они, может, системные тесты? А может, и тесты на верстку? А может, Ваш, вариант?

Безусловно есть проекты, где все сделано «правильно». Но зачастую встречается проблема непонимания того, что нужно протестировать. Только правильное понимание может сохранить ваше время и финансы. И более того, улучшить качество продукта.

— Как влияет на инструменты и подходы тестировщиков развитие средств разработки и подходов к созданию кода? Что из новшеств облегчает
unit-тестирование (например, представление методов в виде лямбда-функций)?

Marc Philipp: Новые инструменты стараются облегчить жизнь разработчикам, предоставляя им большую гибкость. Однако, в конце концов, я считаю, что не имеет значения, представляете ли вы свои тесты как методы или в виде лямбда-функций. Понять, что тестировать и как тестировать, — это самая сложная часть.

Всеволод Брекелов: Развитие средств и подходов влияет позитивно, если ими пользуются. Не всегда есть возможность применить хайповые технологии или подходы на работе. Мы все-таки решаем бизнес-задачи. Но находить баланс всегда можно.

Что облегчает тестирование — странный вопрос. Думаю, что технологии не могут сильно облегчить жизнь. Так как, чтобы использовать что-то новое (технология, инструмент), его нужно изучить всей команде, принять какую-ту «полиси», code style. Это в перспективе может, конечно, облегчить жизнь, но на коротких дистанциях не очень полезно, так как трудозатратно, имхо.

Кстати, вариант перехода на Kotlin (если мы говорим про Java тесты) – может и неплохая идея. Я в своей практике пока не пробовал.

Касательно новшеств языка (лямбды и прочие полезности) — это все хорошо, конечно, но мне трудно сказать, насколько они облегчают жизнь, так как нужно это измерить. Я не измерял. Но только не записывайте меня в противники прогресса, я считаю, что практика по изучению/использованию чего-то нового должна присутствовать всегда. Это обычная continuos improvement история.

— Насколько вы покрываете unit-тестами ваши продакшн проекты? Стоит ли тратить время на 100% покрытие?

Marc Philipp: В зависимости от языка программирования и фреймворков, которые вы используете, в проекте может быть некоторый шаблонный код, который не содержит никакой логики. Но кроме таких кусков, на мой взгляд, вы должны написать unit-тесты для всего вашего кода. Таким образом, я бы посоветовал охват более 90%.

Всеволод Брекелов: В проектах, в которых мне приходилось работать, чаще всего разработчики стараются довести тесты до покрытия в 90%. Стоит ли тратить время – обычно решается менеджерами. Я не менеджер, но по мне юнит тесты – это очень хорошая практика, 100% покрытие хорошо иметь, когда есть на это ресурсы.

Главное, надо помнить, что 100% покрытие, к сожалению, не гарантирует, что у вас нет багов.

Из того, что кажется более полезным, чем гонка с 90% до 100% coverage, — это написание мутационных тестов. Ничего не скажу нового относительно статьи 2012 года. Но на практике не очень часто видел, чтобы применяли этот подход (да и сам я тоже, каюсь). Так может быть пора начинать?

— Как тестовые фреймворки помогают с unit-тестами? Какую часть работ они берут на себя? Чего не стоит ждать при использовании фреймфорков?

Marc Philipp: Хороший фреймворк позволяет очень быстро и легко писать простые unit-тесты и в то же время содержать мощные механизмы для проведения более сложных тестов. Например, он должен помочь вам подготовить тестовые данные и предоставить точки расширения, которые позволят вам повторно использовать одну и ту же логику во многих тестах. Но никакой фреймворк не решит за вас, что и как тестировать. Также он не может волшебным образом улучшить ваш проект, чтобы сделать его хорошо тестируемым.

— Какие элементы кода сложнее всего поддаются unit-тестированию? Как решается эта проблема у вас?

Всеволод Брекелов: Чем больше зависимостей — тем больше рутины, тем сложнее писать юнит тест. А в целом, не вижу каких-то особенных проблем, если честно. Хотя на тему unit тестов написано большое количество книг, из которых я ни одну не прочитал до конца. Может, поэтому я не обременен проблемами.

Например, сложно написать unit-тест, когда, скажем, конструктор объекта содержит в себе вермишели кода, но тогда можно советовать товарищам прочитать книжки,
например и ввести code review практику.

Что касается JavaScript кода, то там можно встретиться с различными сложностями и внезапностями (да, я очень люблю JavaScript), скорее связанными с используемым фреймворком, например, работа с digest’ом. Я использовал только AngularJS/Angular2/Angular4. Несмотря на старания команды Angular сделать удобно-тестируемый фреймворк, все равно периодически сталкиваешься с проблемами, которые безусловно имеют решения, мы ведь инженеры.

Огромный массив информации о всех аспектах тестирования ждет участников на ближайшем Гейзенбаге, где Mark Phillip прочтет доклад «JUnit 5 — The New Testing Framework for Java and Platform for the JVM».

О том, какие еще знаковые фигуры выступят на конференции и смогут ответить на самые актуальные вопросы в кулуарах, можно узнать на сайте.

Источник

Анатомия юнит-теста

Эта статья является конспектом книги «Принципы юнит-тестирования». Материал статьи посвящен структуре юнит-теста.

В этой статье рассмотрим структуру типичного юнит-теста, которая обычно описывается паттерном AAA (arrange, act, assert — подготовка, действие и проверка). Затронем именование юнит-тестов. Автор книги описал распространенные советы по именованию и показал, почему он несогласен с ними и привел альтернативы.

Структура юнит-теста

Согласно паттерну AAA (или 3А) каждый тест разбивается на три части: arrange (подготовка), act (действие) и assert (проверка). Возьмем для примера класс Calculator с методом для вычисления суммы двух чисел:

Что такое unit тестирование. Смотреть фото Что такое unit тестирование. Смотреть картинку Что такое unit тестирование. Картинка про Что такое unit тестирование. Фото Что такое unit тестированиеРис. 1 – Листинг теста для проверки поведения класса по схеме ААА

Паттерн AAA предоставляет простую единообразную структуру для всех тестов в проекте. Это единообразие дает большое преимущество: привыкнув к нему, вы сможете легко прочитать и понять любой тест. Структура теста выглядит так:

в секции подготовки тестируемая система (system under test, SUT) и ее зависимости приводятся в нужное состояние;

в секции действия вызываются методы SUT, передаются подготовленные зависимости и сохраняется выходное значение (если оно есть);

в секции проверки проверяется результат, который может быть представлен возвращаемым значением, итоговым состоянием тестируемой системы.

Как правило, написание теста начинается с секции подготовки (arrange), так как она предшествует двум другим. Но начинать писать тесты можно также и с секции проверки (assert). Если практиковать разработку через тестирование (TDD), то вы еще не знаете всего о поведении этой функциональности. Возможно, будет полезно сначала описать, чего вы ожидаете от поведения, а уже затем разбираться, как создать систему для удовлетворения этих ожиданий. В этом случае сначала мы думаем о цели: что разрабатываемая функциональность должна делать для нас. А затем начинаем решать задачу. Но следует еще раз подчеркнуть, что эта рекомендация применима только в том случае, когда практикуется TDD. Если вы пишете основной код до кода тестов, то к тому моменту, когда вы доберетесь до теста, вы уже знаете, чего ожидать от поведения, и лучше будет начать с секции подготовки.

Есть еще паттерн «Given-When-Then», похожем на AAA. Этот паттерн также рекомендует разбить тест на три части:

Given — соответствует секции подготовки (arrange);

When — соответствует секции действия (act);

Then — соответствует секции проверки (assert)

В отношении построения теста эти два паттерна ничем не отличаются. Единственное отличие заключается в том, что структура «Given-When-Then» более понятна для непрограммиста. Таким образом, она лучше подойдет для тестов, которые вы собираетесь показывать людям, не имеющим технической подготовки.

Избегайте множественных секций arrange, act и assert

Иногда встречаются тесты с несколькими секциями arrange (подготовка), act (действие) или assert (проверка).

Когда присутствует несколько секций действий, разделенных секциями проверки и, возможно, секциями подготовки, это означает, что тест проверяет несколько единиц поведения. Такой тест уже не является юнит-тестом — это интеграционный тест. Такой структуры тестов лучше избегать. Если вы видите тест, содержащий серию действий и проверок, отрефакторите его: выделите каждое действие в отдельный тест.

Интеграционным тестом называется тест, который не удовлетворяет хотя бы одному из следующих критериев: проверяет одну единицу поведения, делает это быстро и в изоляции от других тестов.

Например, тест, который обращается к совместной зависимости — скажем, базе данных, — не может выполняться в изоляции от других тестов. Изменение состояния базы данных одним тестом приведет к изменению результатов всех остальных тестов, зависящих от той же базы и выполняемых параллельно.

Иногда допустимо иметь несколько секций действий в интеграционных тестах. Интеграционные тесты могут быть медленными. Один из способов ускорить их заключается в том, чтобы сгруппировать несколько интеграционных тестов в один с несколькими секциями действий и проверок. Это особенно хорошо ложится на конечные автоматы (state machines), где состояния системы перетекают из одного в другое и когда одна секция действий одновременно служит секцией подготовки для следующей секции действий.

Однако для юнит-тестов или интеграционных тестов, которые работают достаточно быстро, такая оптимизация не нужна. Тесты, проверяющие несколько единиц поведения, лучше разбивать на несколько тестов.

Избегайте команд if в тестах

Наличие в тестах команды if также является антипаттерном. Тест — неважно, юнит- или интеграционный — должен представлять собой простую последовательность шагов без ветвлений.

Присутствие команды if означает, что тест проверяет слишком много всего. Следовательно, такой тест должен быть разбит на несколько тестов. Но в отличие от ситуации с множественными секциями AAA, здесь нет исключений для интеграционных тестов. Ветвление в тестах не дает ничего, кроме дополнительных затрат на сопровождение: команды if затрудняют чтение и понимание тестов.

Насколько большой должна быть каждая секция?

Насколько большой должна быть каждая секция? И как насчет завершающей (teardown) секции — той, что должна «прибирать» после каждого теста?

Секция подготовки обычно является самой большой из трех. Если она становится слишком большой, лучше выделить отдельные операции подготовки либо в приватные методы того же класса теста, либо в отдельный класс-фабрику. Есть несколько популярных паттернов, которые помогут организовать переиспользование кода в секциях подготовки: «Мать объектов» (Object Mother) и «Построитель тестовых данных» (Test Data Builder).

Секция действия обычно состоит всего из одной строки кода. Если действие состоит из двух и более строк, это может указывать на проблемы с API тестируемой системы. Этот пункт лучше продемонстрировать на примере, в котором клиент совершает покупку в интернет-магазине.

Обратите внимание: секция действия (act) в этом тесте состоит из вызова одного метода, что является признаком хорошо спроектированного API класса. Теперь сравним ее с версией, в которой секция действия состоит из двух строк. Это признак проблемы с API тестируемой системы: он требует, чтобы клиент помнил о необходимости второго вызова метода для завершения покупки, следовательно, тестируемая система недостаточно инкапсулирована.

В новой версии клиент сначала пытается приобрести пять единиц товара в магазине. Затем товар удаляется со склада. Удаление происходит только в том случае, если предшествующий вызов Purchase() завершился успехом.

Недостаток новой версии заключается в том, что она требует двух вызовов для выполнения одной операции. Следует заметить, что это не является проблемой самого теста. Тест проверяет ту же единицу поведения: процесс покупки. Проблема кроется в API класса Customer. Он не должен требовать от клиента дополнительного вызова. Если клиентский код вызывает первый метод, но не вызывает второй; в этом случае клиент получит товар, но количество товара на складе при этом не уменьшится.

Такое нарушение логической целостности называется нарушением инварианта (invariant violation). Защита кода от потенциальных нарушений инвариантов называется инкапсуляцией (encapsulation). Когда нарушение логической целостности проникает в базу данных, оно становится серьезной проблемой; теперь не удастся сбросить состояние приложения простым перезапуском. Придется разбираться с поврежденными данными в базе и, возможно, связываться с клиентами и решать проблему с каждым из них по отдельности.

Проблема решается поддержанием инкапсуляции кода. В предыдущих примерах удаление запрашиваемого товара со склада должно быть частью метода Purchase. Сustomer не должен полагаться на то, что клиентский код сделает это сам, вызвав метод store.RemoveInventory. Когда речь заходит о поддержании инвариантов в системе, вы должны устранить любую потенциальную возможность нарушить эти инварианты.

Эти рекомендации применимы к большинству кода, содержащего бизнес-логику. Иногда это правило можно нарушить в служебном или инфраструктурном коде. Тем не менее следует анализировать каждый такой случай на возможные нарушения инкапсуляции.

Сколько проверок должна содержать секция проверки?

Так как под «юнитом» в юнит-тестировании понимается единица поведения, а не единица кода, то одна единица поведения может приводить к нескольким результатам. Проверять все эти результаты в одном тесте вполне нормально.

Тем не менее, если секция проверки получается слишком большой: это может быть признаком того, что в коде недостает какой-то абстракции. Например, вместо того чтобы по отдельности проверять все свойства объекта, возвращенного тестируемой системой, возможно, будет лучше добавить методы проверки равенства (equality members) в класс такого объекта. После этого объект можно будет сравнивать с ожидаемым значением всего одной командой.

Нужна ли завершающая (teardown) фаза?

Иногда еще выделяют четвертую — завершающую (teardown) — секцию, которая следует после остальных. Например, в завершающей секции можно удалить любые файлы, созданные в ходе теста, закрыть подключение к базе данных и т. д. Завершение обычно представляется отдельным методом, который переиспользуется всеми тестами в классе. По этой причине автор книги не включил эту фазу в паттерн AAA.

Большинству юнит-тестов завершение не требуется. Юнит-тесты не взаимодействуют с внепроцессными зависимостями, а, следовательно, не оставляют за собой ничего, что нужно было бы удалять. Вопрос очистки тестовых данных относится к области интеграционного тестирования.

Переиспользование тестовых данных между тестами

Важно понимать, как и когда переиспользовать код между тестами. Переиспользование кода между секциями подготовки — хороший способ сокращения и упрощения ваших тестов.

Ранее упоминалось, что подготовка тестовых данных часто занимает много места. Есть смысл выделить эту подготовку в отдельные методы или классы, которые затем переиспользуются между тестами. Существуют два способа реализации такого переиспользования, но автор книги рекомендует использовать только один из них; первый способ приводит к повышению затрат на сопровождение теста.

Первый (неправильный) способ переиспользования тестовых данных — инициализация их в конструкторе теста. Такой подход позволяет значительно сократить объем кода в тестах — вы можете избавиться от большинства (или даже от всех) конфигураций в тестах. Однако у этого подхода есть два серьезных недостатка.

Он создает сильную связность (high coupling) между тестами. Изменение логики подготовки одного теста повлияет на все тесты в классе. Тем самым нарушается важное правило: изменение одного теста не должно влиять на другие тесты. Чтобы следовать этому правилу, необходимо избегать совместного состояния (shared state) в классах тестов.

Другой недостаток выделения кода подготовки в конструктор — ухудшение читаемости теста. С таким конструктором просмотр самого теста больше не дает полной картины. Чтобы понять, что делает тест, приходится смотреть в два места: сам тест и конструктор тест-класса.

Второй (правильный) способ — написать фабричные методы, как показано ниже.

Выделяя общий код инициализации в приватные фабричные методы, можно сократить код теста с сохранением полного контекста того, что происходит в этом тесте. Более того, приватные методы не связывают тесты друг с другом, при условии, что они достаточно гибкие (то есть позволите тестам указать, как должны создаваться тестовые данные).

Обратите внимание: в этом конкретном примере писать фабричные методы не обязательно, так как логика подготовки весьма проста. Этот код приводится исключительно в демонстрационных целях.

Именование юнит-тестов

Правильное именование помогает понять, что проверяет тест и как работает система. Как же выбрать имя для юнит-теста? Есть много рекомендаций на эту тему. Одна из самых распространенных (и, пожалуй, одна из наименее полезных по мнению автора книги) рекомендаций выглядит так:

Такая схема неоптимальная, так как она заставляет сосредоточиться на деталях имплементации вместо поведения системы. Простые фразы гораздо лучше подходят для этой задачи. Простыми фразами можно описать поведение системы в формулировках, которые будут понятны всем, в том числе заказчику или аналитику:

Можно возразить: неважно, что непрограммист не поймет названия этого имени. В конце концов, юнит-тесты пишутся программистами для программистов, а не для бизнеса или аналитиков.

Это верно, но только до определенной степени. Непонятные названия создают дополнительную когнитивную нагрузку для всех, независимо от того, программисты они или нет. На первый взгляд это не кажется серьезной проблемой, но эта когнитивная нагрузка дает о себе знать в долгосрочной перспективе. Все это медленно, но верно увеличивает затраты на сопровождение тестов.

Рекомендации по именованию юнит-тестов

Не следуйте жесткой структуре именования тестов. Высокоуровневое описание сложного поведения не удастся втиснуть в узкие рамки такой структуры. Сохраняйте свободу самовыражения.

Выбирайте имя теста так, словно вы описываете сценарий непрограммисту, знакомому с предметной областью задачи (например, бизнес-аналитику).

Разделяйте слова, например, символами подчеркивания. Это поможет улучшить читаемость, особенно длинных имен.

Также обратите внимание на то, что, хотя автор использует паттерн [ИмяКласса]Tests при выборе имен классов тестов, это не означает, что тесты ограничиваются проверкой только этого класса. Юнитом в юнит-тестировании является единица поведения, а не класс. Единица поведения может охватывать один или несколько классов. Рассматривайте класс в [ИмяКласса]Tests как точку входа — API, при помощи которого можно проверить единицу поведения.

Вывод

Все юнит-тесты должны строиться по схеме AAA: подготовка (Arrange), действие (Act), проверка (Assert). Если тест состоит из нескольких секций подготовки, действий или проверки, это указывает на то, что тест проверяет сразу несколько единиц поведения. Если этот тест — юнит-тест, разбейте его на несколько тестов: по одному для каждого действия.

Секция действия, содержащая более одной строки, — признак проблем с API тестируемой системы. Клиент должен не забывать выполнять эти действия совместно, чтобы не привести к нарушению логической целостности. Такие нарушения называются нарушениями инвариантов.

Переиспользование кода инициализации тестовых данных должно осуществляться с помощью фабричных методов (вместо конструктора тест-класса). Такой подход поддерживает изоляцию между тестами и улучшает читаемость.

Не используйте жесткую структуру именования тестов. Присваивайте имена тестам так, как если бы вы описывали сценарий непрограммисту, знакомому с предметной областью.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *