Что такое telex release
Телекс Релиз
Скорее всего, Вы уже не раз встречались с понятием “Телекс релиз” (Telex Release). Этот термин особенно часто используется в морских контейнерных перевозках. В данной статье мы рассмотрим определение, условия использования и историю возникновения данной дефиниции. Постараемся объяснить, что такое телекс…
Скорее всего, Вы уже не раз встречались с понятием “Телекс релиз” (Telex Release). Этот термин особенно часто используется в морских контейнерных перевозках. В данной статье мы рассмотрим определение, условия использования и историю возникновения данной дефиниции. Постараемся объяснить, что такое телекс релиз коносамента простыми словами на доступном широкому кругу языке.
В некоторых случаях, отправитель или экспортер может сдать оригиналы коносамента агенту в порту отправления. Далее линия передает в порт назначения инструкцию о том, что груз может быть выдан получателю. При этом получатель не должен предоставлять оригиналы коносамента в порту выгрузки.
Можно сказать, что телекс релиз является обычным сообщением, содержащим вышеописанную инструкцию. Это сообщение передается между офисами линии в портах отправления и назначения.
Отправитель или экспортер обычно запрашивают у линии телекс релиз коносамента в следующих случаях.
По правилам телекс релиз может быть оформлен только если коносамент выпущен как прямой (Straight B/L).
Термин TELEX происходит от акронима выражения TELegraph EXchange service (сервис телеграфного обмена). Таким образом, сообщение, отправляемое при помощи телеграфной сети, называется Telex message. Этот вид связи был сильно распространен до 80х годов. Ему на смену пришли более современные факсимильные машины.
Таким образом, распоряжение о выпуске груза, передаваемое из порта отправления в порт назначения, называется телекс релизом. Так как в прошлом такие инструкции передавались с помощью телеграфной сети.
В настоящее время обмен информацией происходит с помощью электронной почты или в информационных системах перевозчика. Но название закрепилось, так как довольно длительный период именно использование телеграфной сети позволяло быстро передать информацию на большие расстояния.
Процесс получения телекс-релиза. 
Важный момент, на который следует обратить особое внимание. Telex release может быть выдан только на именной коносамент, но он никогда на выдается на ордерный коносамент. В случае с ордерным коносаментом агент в порту назначения (он же, как правило, Нотифай в коносаменте) разрешает выпустить груз только после получения оригиналов коносамента.
Часто участники процесса задают следующие вопросы:
После того, как именной коносамент был сдан обратно в судоходную линию, можно ли считать, что грузоотправитель отказался от собственности на груз и передал ее грузополучателю «виртуально»?
Будет ли отзыв telex release означать, что оригиналы коносамента могут быть возвращены грузоотправителю, который в таком случае вернет себе право собственности на груз?
Мы не сталкивались с такой ситуацией на практике, поскольку данное действие противоречит логике понятия телекс релиза и процессам, связанным с его получением.
Наглядно ситуацию можно описать на следующем примере:
Допустим, telex release был издан и отправлен морской линией в порт выгрузки своему агенту, а грузоотправитель попросил отозвать его, и эта просьба была выполнена. Подобные действия могут повлечь серьезный конфликт интересов грузоотправителя и грузополучателя. Морская линия не будет брать на себя такую ответственность и вмешиваться во взаимоотношения между экспортером и импортером.
Если выпуск груза уже был осуществлен в порту назначения, то данная просьба не будет иметь никакого смысла.
Материал подготовлен экспертами компании G lobal F reight S olutions.
Всё о морском коносаменте
Основной документ при международных морских перевозках, коносамент фиксирует логистические данные, необходимые для таможенного оформления, а также подтверждает право на получение груза в порту. При этом сама система коносаментов сложна и богата нюансами. Упорядочим их, а заодно рассмотрим заполнение океанского коносамента.
Виды коносаментов и их назначение.
Коносамент (сокращённо к/с), по-английски Bill of Lading (сокращённо BL или B/L) — основной документ международного образца при морских и мультимодальных интернациональных перевозках. Является подтверждением заключения договора морской перевозки, распиской о принятии груза, а также основанием для выдачи груза в порту назначения.
В реальной практике используется с полдюжины различных видов коносаментов, которые необходимо чётко различать:
Оборотные и необоротные коносаменты
Поскольку коносамент служит не просто товаросопроводительным документом, но подтверждает право собственности на груз, он может выполнять роль ценной бумаги, но только если оформлен как оборотный (negotiable bill of lading). Такой коносамент позволяет владельцу распоряжаться ещё не прибывшим в порт грузом: купить, продать или заложить в банк. Все оборотные коносаменты относятся к так называемым ордерным (to-order bill of lading), оставляющим возможность изменять владельца груза, пока последний находит в пути, причём не один раз. Таким образом, посредством оборотного коносамента, ещё не полученный груз может быть объектом товарно-денежного оборота, что и определяет его название.
Напротив, необоротный коносамент (non-negotiable bill of lading) однозначно и бесповоротно фиксирует лицо, обладающее правом собственности на груз. Их также называют именными (straigth bill of lading), как противоположность ордерным.
Теоретически существует ещё одна форма — коносамент на предъявителя (bearer bill of landing), где получатель груза вообще никак не фигурирует, а груз выдаётся «предъявителю сего». Но они в реальной жизни практически не используются.
Оформление коносамента и получение груза
Коносамент указывает владельца груза, но в реальной практике не всё так просто! Чтобы успешно получить товар в порту, важно ориентироваться в нескольких важных нюансах оформления коносамента.
Оригинал, копии и драфт коносамента
Самое важное, что следует знать и помнить, — груз выдаётся лишь обладателю оригинала коносамента (original B/L). Никаких исключений!
Оригинал обычно выпускается в трёх экземплярах, каждый из которых имеет свой порядковый номер и общее количество. Обычно один остаётся в линии, а два других передаются отправителю.
Для получения груза по именному коносаменту (straight, non-negotiable BL) достаточно предъявить один любой оригинальный экземпляр. Если же речь идёт об ордерных коносаментах, то в линию сдаются все оригиналы для поиска и проверки последней записи о владельце груза!
Копии коносамента пригодятся для целей таможенного оформления партии, оприходования на складе, других юридических действий с товаром. Во всех вопросах кроме получения груза они полностью эквивалентны оригиналу.
Черновик или драфт коносамента (BL draft) — это предварительно заполненный документ, направляемый перевозчиком для проверки данных, не имеет юридической силы. Выпуск черновика предшествует изготовлению оригинала.
Телекс-релиз и сданный коносамент
Передача бумажного оригинала коносамента получателю груза посредством международного почтового отправления — отдельная «головная боль». Помимо забот для обеих сторон, такой способ сопряжён с риском задержки или даже потери бесценного документа (вспомните почту России).
Суть её заключается в следующем. После загрузки товара на борт судна и выпуска океанского коносамента, отправитель несёт оригинал не на почту, а в офис морской линии на «своём берегу», который, получив и проверив MBL, тут же даёт своим коллегам в порту прибытия разрешение выдать груз указанному в коносаменте получателю. На принятом линией коносаменте ставится штамп, и коносамент считается «сданным» (surrendered Bill of Lading).
Таким образом, на момент захода судна в порт назначения все условия для выдачи груза оказываются выполнены: получатель определён в коносаменте, и оригинал предъявлен в линию. Разница лишь в том, что это было сделано не в порту прибытия, а в другом офисе.
Когда описанный способ появился, подтверждение передавалось посредством телекса, отсюда и появилось название «телекс-релиз». Сейчас для этих целей используется Интернет.
Помимо обоюдного удобства, телекс-релиз помогает в исполнении сторонами финансовых обязательств по контракту. Очень часто вариант окончательного расчёта за товар до момент его отправки не устраивает покупателя, а выдача груза без оплаты — абсолютно неприемлема для продавца. В силу своих особенностей, коносамент помогает найти компромисс. Оставаясь на руках у поставщика товара, оригинал коносамента выполняет роль обеспечения выполнения покупателем своих обязательств по оплате. А возможность телекс-релиза делает схему технологичной и быстрой: покупатель производит оплату по факту прибытия груза в порт, а продавец сдаёт оригинальный MBL в линию, чуть только видит деньги на своём счету. Вся процедура занимает от силы два рабочих дня!
Заполнение коносамента
Как выглядит и что содержит коносамент? Обязательные реквизиты коносамента и место каждого в документе неизменны, вне зависимости от маршрута и компании-перевозчика. Найти их полный список не составляет труда.
Важно, что коносамент содержит логистическую информацию, используемую на таможне (подробнее о пакете документом читайте в этой статье). Поэтому остановимся на основных графах, значимых с точки зрения таможенного оформления партии (номера в списке соответствуют индексам на изображении):
Экспедиторские коносаменты: телекс-релиз по электронной почте
Экспедитор выдаёт груз против оригиналов «домашнего» коносамента своего иностранного партнёра, выступая деливери-агентом в порту доставки, при этом сам экспедитор указывается в качестве получателя в коносаменте океанского перевозчика. Однако зачастую иностранный агент по электронной почте просит выдать груз без оригиналов, указывая, что весь комплект уже им получен. Является ли такая процедура приемлемой и достаточно ли простого электронного сообщения, чтобы выдать груз без оригинала коносамента?
Процесс, описанный выше, называется телекс-релизом. Отправитель с комплектом коносаментов на руках после получения оплаты за груз не посылает их курьером грузополучателю и не пускает в дальнейший оборот, а возвращает перевозчику или его агенту, обычно (но не обязательно) в порту погрузки. Одновременно он требует организовать телекс-релиз. Затем перевозчик инструктирует своего агента в порту выгрузки выдать груз лицу, уполномоченному в инструкции отправителя. Возвращаемый коносамент штампуется печатью «сдан судовладельцу» или «телекс-релиз» и сдаётся в архив. В последние годы перевозчики всё чаще передают инструкции телекс-релизов агентам по электронной почте или вовсе через свои внутренние системы, что позволяет всем офисам видеть эту информацию в режиме реального времени.
Другой вариант: перевозчик распечатывает коносамент, но реально в руки грузоотправителя его не передает. Как только отправитель получил платёж, он просит перевозчика выдать груз получателю. Перевозчик должен лишь убедиться, что условия на лицевой и оборотной сторонах коносамента полностью воспроизведены в договоре перевозки. Иногда коносаменты не распечатывают, а сохраняют в компьютерной системе перевозчика, хотя в этом случае есть вероятность, что «виртуальный» коносамент не признают оригинальным документом согласно применимым конвенциям и национальному законодательству.
Зачем же нужен телекс-релиз, то есть выдача коносаментов с последующим их возвратом перевозчику в порту отгрузки? Одна из причин заключается в том, что многие страны не признают морскую накладную, или она просто не прижилась для некоторых типов транзакций. Между тем, телекс-релиз, как и накладная, позволяет избежать риска отправки оригиналов документов по почте.
Также встречается неверное толкование сообщений по электронной почте. Например, перевозчик инструктирует: «Отправитель подтвердил COD, коносаменты сданы. Доставку подтверждаем». Это – подтверждение, означавшее лишь дальнейшую доставку на оговоренных в коносаменте условиях, а агент ошибочно воспринял их как указание выдать груз получателю.
При обмене данными через внутреннюю систему нужно чётко определить, кто отвечает за ввод информации. Известен случай, когда перевозчик исправно ввёл телекс-релиз в систему, но не отменил его по получении новой инструкции клиента, что привело к выдаче груза стоимостью несколько сотен тысяч долларов.
Для предотвращения мошенничества стоит помнить, что если в далёком прошлом мошенники посылали поддельные факсы, чтобы завладеть грузом, то сейчас то же самое регулярно происходит с электронной почтой. Не стоит сразу нажимать кнопку «Ответить всем»: от агента требуется перепроверка сообщения и реального адреса перевозчика и дополнительный запрос подтверждения.
Чтобы предупредить ситуации мошенничества, необходимо обезопасить себя заранее. Мы рекомендуем всегда использовать простой чек-лист для деливери-агента, чтобы убедиться в полноте инструкции по телекс-релизу груза:
• наличие подтверждения;
• оригиналы сданы (причем если коносаменты ордерные, то надлежащим образом индоссированные);
• все сборы получены;
• указаны полные детали груза и его получателя.
Если морские линии определяют процедуры телекс-релизов в руководствах для своих агентов, то экспедиторские документы редко содержат чёткие ссылки, в том числе при работе с «домашними» коносаментами. Они могут не подразумевать письменных соглашений, что приводит к ошибкам и последующим претензиям. Также важно различать телекс-релиз и экспресс-коносамент (накладная) и иметь в виду, что понятия «экспресс-релиз» не существует.
Перевозчики не обязаны заменять обычную коносаментную доставку на телекс-релиз. Однако они готовы предоставить такой сервис своим клиентам, при этом телекс-релиз, очевидно, несёт дополнительный риск. Рекомендуется разработать форму гарантии для подписи клиентами, которая определит точное место сдачи всего комплекта оригиналов коносамента, предусмотрит ситуацию отказа или изменения требования телекс-релиза, будет защищена контргарантией первоклассного банка, а также подтвердит применение всех условий коносамента, если он не был выдан.
Что такое telex release
Что такое коносамент.
По существующим правилам, после приема груза к перевозке морским транспортом перевозчик обязан выдать грузоотправителю коносамент (по-английски «bill of lading», в переписке обычно пользуются сокращением “B/L”). Коносамент удостоверяет наличие между сторонами договора о перевозке и конкретизирует его условия. Коносамент является товаросопроводительным и товарораспорядительным документом (удостоверяет право собственности на отгруженный товар). После доставки в порт назначения перевозчик обязан выдать груз законному держателю коносамента.
В коносаменте указываются наименование отправителя, получателя, пункты загрузки и выгрузки, параметры груза, время и место выдачи документа и другая информация.
Существуют различные виды коносаментов, например, морские (ocean, port-to-port), сквозные (through), мультимодальные (multimodal, combined); именные (straight), ордерные (order) и т.д. Каждый из этих видов детализирует особенности приема груза или его выдачи.
Коносамент выписывается в нескольких экземплярах (как правило, в трех и более), содержание которых идентично. На лицевой стороне оригиналов коносамента имеется надпись ORIGINAL («Оригинал»). Копии коносамента имеют надпись COPY («Копия»), они могут печататься на бланках, цвет или фактура которых отличается от оригиналов.
Образец оригинала коносамента:
Образец копии коносамента:
Что написано в коносаменте.
Коносаменты могут выглядеть по-разному, но в них содержится примерно одна и та же информация. Рассмотрим содержание основных граф на примере коносамента линии Maersk.
Наименование графы | Содержание |
1. B/L № | Номер коносамента, представляет собой набор латинских букв и цифр. По этому номеру на официальном сайте морской линии мы можем узнавать актуальную информацию о местонахождении груза. |
2. Booking № | Номер букинга, заказа на перевозку. По нему также можно узнавать информацию о статусе груза. |
3. Shipper | Указывается наименование грузоотправителя, обычно с адресом. |
4. Consignee | Указывается наименование грузополучателя, обычно с адресом. |
5. Notify party | Указывается компания, которую нужно информировать о прибытии груза. |
6. Vessel № | Название судна. Наш контейнер плыл на судне MAJESTIC MAERSK. При желании можно найти в интернете фотографии судна, на котором плывет контейнер, и его текущее местонахождение. |
7. Voyage № | Номер рейса. Наш рейс – 605W. |
8. Place of Receipt | Место получения груза для перевозки. Эта графа заполняется, если морская линия делала и наземную доставку груза от грузоотправителя в порт отправки. Если графа не заполнена, значит, у линии была заказана только перевозка из порта в порт, как в нашем примере. |
9. Port of Loading | Порт погрузки. Порт, в котором производится погрузка контейнера. Наш контейнер выплыл из Шанхая. |
10. Port of Discharge | Порт разгрузки, порт назначения. Т.е. пункт, куда должен быть доставлен контейнер. В нашем случае, в Клайпеду. |
11. Place of Delivery | Место доставки груза. Эта графа заполняется, если морская линия делала и наземную доставку груза из порта назначения грузополучателю. Если графа не заполнена, значит, у линии была заказана только перевозка из порта в порт, как в нашем примере. |
12. PARTICULARS FURNISHED BY THE SHIPPER. Above particulars as declared by Shipper, but without responsibility of or representation by Carrier. | Блок «Данные, заполняемые отправителем» содержит информацию про конкретный перевозимый груз. Данные вносятся со слов отправителя, не проверяются перевозчиком, перевозчик не несет ответственности за недостоверность данных. |
13. Kind of Packages; Description of goods; Marks and Numbers; Container №/Seal №. | Информация о грузе и его упаковке, маркировке, номере контейнера/пломбы. Мы перевозим 20 паллет стекловолоконного ровинга в 20футовом контейнере номер PONU0648262 под пломбой ML-CN3908047. Повреждение пломбы позволяет обнаружить факт несанкционированного доступа к грузу и своевременно принять необходимые меры. Указан также вес и объем груза – 20 160 кг и 25 м3. Обратите внимание на фразу Shipper’s load, stow, weight and count («загружено, размещено, взвешено и пересчитано отправителем»), она подчеркивает, что информация в коносамент вносится со слов отправителя. В этой графе также содержится информация об агенте морской линии в стране назначения, куда плывет контейнер. В нашем случае это представительство само линии – MAERSK LIETUVA UAB. В эту компанию грузополучателю (или его экспедитору) нужно будет обращаться, чтобы организовать дальнейшую доставку груза. |
14. Weight | Вес груза. Наш ровинг весит 20160 кг. |
15. Measurement | Объем груза. В нашем случае 25 м3. |
16. Freight & Charges | Фрахт и надбавки. Графа содержит информацию о цене перевозки и применяемых надбавках к морскому фрахту. Довольно часто эта графа не заполняется подробно, а в ней указывается «as arranged», т.е. фрахт определяется по согласованию сторон. В нашем примере морской фрахт уже оплачен отправителем (freight pre-paid). Если бы фрахт еще не был оплачен, была бы пометка «фрахт подлежит сбору» (freight collect). |
17. Carrier’s Receipt. Total number of containers or packages received by Carrier. | Общее количество контейнеров или мест, принятых перевозчиком. В нашем случае 1 контейнер. |
18. Place of issue of B/L | Место выпуска коносамента. Рассматриваемый нами коносамент был выпущен в Шанхае. |
19. Number & Sequence of Original B(s)/L | Количество выпущенных оригиналов коносамента и порядковый номер коносамента. В нашем случае было выпущено три оригинала, мы рассматриваем копию третьего оригинала. |
20. Date of Issue of B/L | Дата выпуска коносамента. Рассматриваемый нами коносамент был выпущен 6 февраля 2016 года. |
21. Declared Value | Графа «Объявленная стоимость груза» заполняется в отдельных случаях. Заполнение этой графы повышает уровень ответственности линии за груз в случае его утраты или причинения ущерба, но при этом нужно будет заплатить более высокий фрахт. |
22. Shipped on Board Date (Local Time) | Дата погрузки на борт судна (по местному времени). Часто совпадает с датой выпуска коносамента. |
Отметим также, что некоторые графы ссылаются на пункты договора перевозки, напечатанного на обороте коносамента, в которых содержатся важные оговорки. Например, графа «Notify Party» ссылается на пункт 22, который гласит, что морская линия не несет никакой ответственности, если указанная компания не будет проинформирована о прибытии груза.
Рассмотрим еще один пример:
Несмотря на то, что некоторые графы называются иначе или размещаются в другом месте, мы безо всяких трудностей можем найти всю важную информацию. Два 40фут. контейнера (номер AMFU8521842 с пломбой FEX8819254 и номер FCIU8202055 с пломбой FEX8802102) выплыли 19 января 2016 года из порта Qingdao в порт Клайпеда на судне ELEONORA MAERSK. Отправитель загрузил в каждый контейнер 1300 мешков силикагеля весом 26130 кг. Общий вес 52260 кг, общий объем 128 м3. Было выпущено три оригинала коносамента, фрахт подлежит сбору, т.е. будет оплачиваться получателем.
Условия коносамента.
Оборотная сторона коносамента содержит напечатанные мелким шрифтом правила, условия перевозки. Если в них вчитаться, можно убедиться, что морские линии (компании, имеющие в своем парке специализированные суда-контейнеровозы, морские перевозчики) составляют коносаменты таким образом, чтобы иметь широкие права и ограничить возможности грузовладельца. Например, процитируем условия перевозки, которые предлагает морская линия MSC.
«8. Объявленное время отплытия и прибытия только ориентировочное, и в таких расписаниях может иметь место более ранний срок, задержка или отмена рейса без уведомления. Перевозчик ни при каких обстоятельствах не несет ответственности за последующий ущерб или какую-либо задержу в прибытии и отбытии Судна по расписанию».
Т.е. если вы запланировали, что груз будет доставлен за 30 дней, а в реальности перевозка заняла 50 дней, к сожалению, морская линия не будет нести никакой ответственности и взыскать с нее какие-либо штрафы не удастся.
«11.1. Торговец должен проверить Контейнер на годность его к перевозке Товаров перед его упаковкой. Использование Контейнера Торговцем будет являться доказательством, достаточным при отсутствии опровержения, того, что он прочный и подходит для использования».
Т.е. если контейнер, в который отправитель загрузил, скажем, ваш кофе, был прохудившимся и морская вода испортила часть груза, предъявить претензии морской линии вы не сможете.
«20.1. Любое упоминание в данном Коносаменте о сторонах, которые должны быть уведомлены о прибытии Товаров, делается исключительно с целью информирования Перевозчика. Неуведомление не будет налагать на Перевозчика какой-либо ответственность или освобождать Торговца от какого-либо обязательства по данному документу».
Т.е. если морская линия по какой-то причине не уведомила вас о прибытии груза, а сами вы о нем забыли и контейнер простоял в порту лишний месяц, простои оплатить придется.
Круговорот коносаментов в природе.
При выдаче груза по одному из экземпляров коносамента все остальные экземпляры становятся недействительными. Если предоставляется неполный комплект оригиналов коносамента, например, два из трех, на обороте каждого из них нужно поставить печать организации и подпись ответственного лица.
Если все оригиналы коносамента были утеряны (украдены, уничтожены и т.д.), грузополучателю и грузоотправителю необходимо составить официальные письма в адрес перевозчика с описанием сложившейся ситуации, подтверждением права грузополучателя на груз, гарантией отсутствия каких-либо претензий и просьбой выпустить новые коносаменты, а также оплатить сбор за перевыпуск. В некоторых случаях понадобится внести залог (зависит от вида коносамента). Залог, как правило, оформляется в виде банковской гарантии на период от полугода до двух лет в размере 150-200% от стоимости груза. Коносаменты лучше не терять.
Если по каким-то причинам бумажными коносаментами пользоваться неудобно (например, уходит много времени на пересылку, а контейнер уже прибыл в порт назначения, или вы боитесь, что коносаменты потеряются во время пересылки), можно воспользоваться другим вариантом — сделать телекс-релиз.
Что такое телекс-релиз.
Телекс-релиз – это уведомление, переданное из пункта отправления в пункт назначения, что отправитель сдал оригиналы коносамента. Наличие телекс-релиза позволит получателю забрать из порта прибывший контейнер без предъявления оригиналов коносамента.
Чтобы сделать телекс-релиз, грузоотправитель должен вернуть оригиналы коносамента перевозчику, который их выпустил, и сделать заявку на телекс-релиз, т.е. подтвердить свое согласие на выдачу груза получателю. При этом перевозчик может потребовать оплатить сбор за оформление телекс-релиза. Сумма обычно составляет 25-30 долларов за один комплект коносаментов.
Процедура оформления телекс-релиза выглядит следующим образом. Перевозчик проставляет на оригиналах коносамента печать «Surrendered» (или «Telex Released», или «Released»), при необходимости оформляет уведомление о телекс-релизе (telex-release notice) и делает отметки о релизе в компьютерной системе.
Пример коносамента с отметками о релизе:
Пример telex-release notice:
Обращаем ваше внимание, что перевозчик может удерживать выпущенные коносаменты у себя и не отдавать их отправителю, если у них с отправителем есть нерешенные финансовые вопросы, т.е. если отправитель не оплатил какие-то оказанные ему услуги (например, наземную доставку контейнера в порт отправления).
Если грузоотправитель имеет какие-то претензии (финансового или другого рода) к грузополучателю, он также будет удерживать коносаменты в своих руках до тех пор, пока спорные вопросы не будут решены. Соответственно, получатель не сможет забрать груз. Только после того, как проблемы будут улажены, отправитель сделает телекс-релиз или вышлет оригиналы коносамента грузополучателю.
Линейный коносамент и домашний коносамент.
На практике вы можете столкнуться с понятиями «линейный коносамент» (Master Bill of Lading, MBL, «мастер») и «домашний коносамент» (House Bill of Lading, HBL, «хаус»). Рассмотрим их подробно.
Как правило, напрямую у морской линии контейнерные перевозки заказывают агенты-экспедиторы, клиентами которых являются отдельные организации, субъекты внешнеэкономической деятельности (аналогично, хлебозаводы продают продукцию в магазины, где каждый человек уже может купить свой пирожок). В такой ситуации очень часто одновременно на один и тот же груз выпускаются два коносамента – линейный и домашний.
Линейный коносамент выпускается непосредственно морской линией для ее заказчика — агента-экспедитора. Домашний коносамент выпускается агентом-экспедитором для конкретного грузоотправителя.
Содержание домашнего коносамента полностью совпадает с содержанием линейного коносамента в части описания характеристик груза (детали по судну и рейсу, описание груза, количество мест и т.д.). Различаться будет содержимое граф «грузоотправитель» (shipper), «грузополучатель» (consignee), «сторона, подлежащая уведомлению» (notify party).
Линейный коносамент(master bill of lading, MBL) | ||
Кем выпускается | морской линией | агентом-экспедитором |
Для кого выпускается | для агента-экспедитора | для грузоотправителя |
Грузоотправителем указывается | агент-экспедитор в стране отправления | реальный отправитель |
Грузополучателем указывается | агент-экспедитор в стране назначения | реальный получатель |
Уведомляемой стороной указывается | агент-экспедитор в стране назначения или любая другая компания. | реальный получатель или любая другая компания |
Обращаем ваше внимание, что настоящим владельцем груза для морской линии де-юре является экспедитор, т.к. он указан получателем в линейном коносаменте. Поэтому субъектам ВЭД нужно тщательно проверять экспедиторов, услугами которых они собираются воспользоваться, чтобы не оказаться заложником недобросовестных партнеров.
Если субъект ВЭД работает напрямую с морской линией, будет выпускаться только линейный коносамент, в котором в качестве грузоотправителя и грузополучателя будут указаны реальные грузоотправитель и грузополучатель. Линейный коносамент всегда легко узнать по фирменному бланку морской линии.
Что такое sea waybill.
Другим документом, применяемым в морских перевозках, является sea waybill. Это документ выполняет только «транспортную» функцию, он не является товарораспорядительным. Оригиналы sea waybill не выпускаются, документ существует только в электронном виде и не позволяет распоряжаться товаром. Наличие sea waybill всего лишь подтверждает наличие договора о перевозке груза, по которому перевозчик обязуется доставить груз указанному получателю. Если партнеры работают по sea waybill, то отправитель не имеет никакой возможности остановить выдачу груза грузополучателю. В основном sea waybill применяется в тех случаях, когда торговые партнеры работают по предоплате, являются филиалами одной корпорации, давно знают друг друга и безгранично доверяют друг другу или когда отправитель и получатель – это одно и то же лицо. Также sea waybill часто используется в отношениях между морской линией и ее заказчиком-экспедитором, чтобы не усложнять документооборот. Процедура, когда линия разрешает получателю забрать контейнер, на который оформлен sea waybill, называется экспресс-релиз (express-release).
Пример seaway bill:
Дополнительная информация
Обратите внимание, что коносамент заполняется на основании инструкций грузоотправителя, а внесение изменений в уже выпущенные коносаменты – это дополнительная платная услуга. Если вы хотите, например, изменить грузополучателя по коносаменту, нужно проинструктировать отправителя. Он в свою очередь запросит корректировки у морской линии или агента-экспедитора, будет организован выпуск новых коносаментов.
Если отправка груза осуществляется в составе сборного, т.е. LCL (англ. «less container load»), то отдельный комплект коносаментов будет выписываться на каждую партию товаров. Т.е. контейнер может быть один, а количество выписанных коносаментов – 7, 11 и т.д. — в зависимости от количества перевозимых грузов (как правило, эти коносаменты являются домашними, а линейный коносамент оформляется один на весь контейнер с указанием общих, совокупных параметров груза).
Если у вас одновременно выплывает партия из нескольких контейнеров, можно оформить один коносамент на всю партию или отдельный коносамент на каждый контейнер. Второй вариант обойдется дороже, но в некоторых ситуациях это удобнее.
Если понадобилось изменить порт назначения, это можно сделать не всегда. Как правило, большие контейнеровозы, которые забирают грузы в крупных портах (Шанхай, Гонконг, Сингапур и др.), не доставляют их напрямую в небольшие порты (Клайпеда, Рига, Котка). Контейнеры с грузами поступают в европейские транзитные порты (Гамбург, Роттердам, Бремерхафен, Зебрюгге и др.), а потом развозятся по мелким портам региона небольшими фидерными судами. Если запрос на изменение порта назначения был сделан заблаговременно, до погрузки контейнера на борт фидера в транзитном порту, то внести изменения в запланированный маршрут и доставить контейнер, например, не в Клайпеду, а в Ригу, скорее всего, получится. Конечно, данная услуга платная.
Надеемся, вы получили достаточное представление об основном документе морской перевозки — коносаменте. Будем рады вашим вопросам в комментариях.