Что такое sustainable product
sustainable product
1 gross national product
2 sustainable material
Aside from the use of sustainable materials (recycled and renewable materials) and substance management (including T?V allergy-tested interior certification), Ford’s PSI tracks six further product attributes identified as key sustainability elements of a vehicle. — Кроме использования экологически рациональных материалов (перерабатываемых и возобновляемых материалов) и управления поставкой материалов (включая внутреннюю сертификацию проверки на аллергию TÜV), система «Форда» PSI отслеживает шесть дальнейших признаков продукции, определяемых как ключевые элементы в устойчивости транспортного средства.
3 sustainable design
sustainable design
(also referred to as » green design«, » eco-design«, or » design for environment«) is the art of designing physical objects, the built environment and services to comply with the principles of economic, social, and ecological sustainability. It ranges from the microcosm of designing small objects for everyday use, through to the macrocosm of designing buildings, cities, and the earth’s physical surface. It is a growing trend within the fields of architecture, landscape architecture, urban design, urban planning, engineering, graphic design, industrial design, interior design and fashion design
[ http://en.wikipedia.org/wiki/Sustainable_design]
Параллельные тексты EN-RU
Eco-design of products
Eco-design is a process that consists of taking environmental aspects into account when designing or improving a product. This concept is based on the following principle: all products have environmental impacts at various stages in their life cycle. The purpose of eco-design is to reduce these impacts while maintaining the user quality of the product.
The eco-design of a product involves incorporating environmental aspects in the product development process. This involves various stages:
— Manufacture with materials, components and production processes
— Distribution with packaging and logistics
— Use with energy consumption, servicing and maintenance
— End of life.
[Legrand]
Sustainable fashion: что это такое и почему это важно
В этом выпуске дайджеста мы разберем, как проявляется тренд на «осознанность» в сфере моды, и расскажем о наиболее ярких модных и рекламных кейсах.
Мир не сошел с ума, это все части одного большого тренда на «осознанность», который развивается и влияет на разные индустрии и сферы жизни людей во всем мире. Суть этого тренда заключается в распространении скептического отношения к информации, к привычным способам потребления, а также в особенном отношении к социальным и экологическим проблемам, которые угрожают обществу. Ссылка на источник.
Больше всего этому тренду подвержены молодые люди, представители поколений Y и Z. Например, исследователи компании Deloitte на основе опроса 16,5 тысяч человек по всему миру пришли к такому выводу:
«В целом, представители поколений Y и Z пользуются услугами тех компаний, позиция которых созвучна их ценностям. Так, многие респонденты указали, что они готовы без промедления пересмотреть или даже разорвать свои отношения с компаниями, если деятельность, ценности и политические симпатии таких компаний противоречат их убеждениям».
В этом выпуске дайджеста мы разберем, как проявляется тренд на «осознанность» в сфере моды — «sustainable fashion» («осознанная мода»). Сделать моду «осознанной» пытаются уже не один год. Одной из первых развивать экостиль начала Stella McCartney, которая в середине 2000-х основала одноименный модный дом, философия которого основана на принципах экологичности и осознанности.
В 2017 году Stella McCartney для продвижения своей новой коллекции осень/зима использовала фотографии моделей на фоне свалки. Такое необычное решение должно было донести философию бренда: «Мы должны думать о том, что мы оставляем будущим поколениям после себя, а также стараться делать наше потребление разумным и экологичным».
Известные сторонники sustainable fashion есть и в России. Одним из таких людей является Мирослава Дума, которая основала международный фонд Future Tech Lab, занимающийся распространением новых технологий, позволяющих делать моду более экологичной. Вот, что о ее проекте пишет российский Vogue:
«Первыми плодами работы Future Tech Lab стали капсульная коллекция одежды и аксессуаров Salvatore Ferragamo из материалов Orange Fiber, в основе которых — отходы от производства апельсинового сока, и платье Stella McCartney из паучьего шелка Bolt Threads или, проще говоря, паутины, выращенной в результате брожения специальных дрожжей, воды, соли и сахара».
Если в середине 2000-х экостиль только зарождался и был уделом нишевых брендов, то теперь приверженность ценностям «ответственной моды» становится обязательной частью философии модных домов в сегменте luxury. 23 августа 2019 года 32 компании из мира fashion, в том числе и лидеры luxury сегмента, такие как Chanel, Ralph Lauren и Prada, подписали «Fashion Pact» на саммите «Большой Семерки» во Франции. Участники пакта взяли на себя обязательства совместно прилагать усилия для сокращения негативного влияния модной индустрии на окружающую среду. Материал по ссылке.
Индустрия моды является одним из крупнейших факторов загрязнения окружающей среды. Доминирование «быстрой моды», когда крупнейшие модные бренды устраивают гонку на скорость и дешевизну производства одежды, приводит к росту выбросов парниковых газов, поощрению производства одежды низкого качества с коротким циклом использования, к скандалам из-за плохих условий труда. Ссылка на источник.
Sustainable fashion развивается в следующих направлениях:
Сложная экология: что такое sustainability и почему все сегодня об этом говорят
У авторитетного ресторанного рейтинга The World 50 Best Restaurants уже есть номинация sustainable restaurant, а в России до сих пор не договорились, как правильно переводить этот термин. Time Out решил разобраться, почему sustainability становится все важнее для индустрии питания.
Обычно под sustainability понимают такую организацию системы (неважно какой именно — ресторана, фермы или дорожной сети), которая причиняет минимальный ущерб окружающей среде и учитывает долговременные перспективы ее развития. И хотя первое значение sustainable — «прочный, устойчивый» (поэтому иногда говорят об «устойчивом развитии»), применительно к ресторанам это определение лучше переводить как «природосообразный». И, да, это самый актуальный мировой тренд — ни о чем не говорят сегодня так много, и никакая другая идея не приобретает сторонников с такой быстротой.
Английская The Sustainable Restaurant Association стартовала в 2010 году с двух ресторанов-участников: 10 лет назад ее придумали энтузиасты из консалтинговых агентств, чтобы объяснить рестораторам, зачем нужно переводить заведение на более природный режим работы. Сейчас ассоциация насчитывает уже 8000 членов (более того: ее почетным председателем стал Раймон Блан, патриарх британского поварского цеха) и вручает ежегодные премии в 17-ти номинациях: от «лучшей работы с сезонными и локальными продуктами» и «наименьшего количества мусора» до «честного взаимодействия с персоналом» и «поддержки локального коммьюнити». В США примерно те же задачи решает The Green Restaurant Association, у которой есть отделения в 41 штате и в Канаде и, разумеется, собственная премия.
Что может сделать ресторан для устойчивого развития окружающей среды? На английском уже существуют подробные инструкции на эту тему. Если вкратце, главное — минимизировать вред, который причиняетcя экологии. Отсюда интерес к локальным продуктам и собственным фермам: с ними нет необходимости в дальних перевозках, а, значит, уменьшается углеродный след. И, конечно, не забываем про помощь местным производителям.
Из продуктов свой фермы Дэн Барбер, помимо прочего, готовит около 80 видов консервов: от маринованной незрелой голубики до итальянского овощного ассорти джардинера.
Шеф-повар Вирхилио Мартинес (Central, Перу) в прошлом году открыл ресторан Mil в Куско, чтобы поддержать локальное фермерское сообщество в рамках своего более крупного проекта Mater Iniciativa, изучающего гастрономическое наследие Перу. У австралийского Brae есть собственная ферма с оливковой рощей, фруктовым садом и грядками, а The Restaurant at Meadowood и вовсе находится в долине Напа в Калифорнии, где растет почти все, что душе угодно, — неудивительно, что пользуется он только продуктами из своего огорода. Но идеальный вариант — это замкнутый цикл, на базе которого устроен Blue Hill at Stone Barns Дэна Барбера: собственная ферма снабжает ресторан и забирает все органические отходы в компостную кучу. Поскольку во время разложения органика нагревается, компост приспособили в том числе и для приготовления яиц: этой температуры им достаточно, чтобы свариться.
Сезонность вообще одно из ключевых понятий для природосообразных ресторанов. Например, Le Cinq в парижском отеле Four Seasons Hotel George V присоединился к инициативе по сохранению биоразнообразия океанов: шеф-повар Кристиан Ле Скер сам вырос в семье рыбаков, поэтому ему легко удалось наладить сотрудничество с небольшими рыбачьими артелями, которые поставляют в ресторан сезонную рыбу, выловленную не промышленным способом.
Еще один шаг на пути к природосообразности — переход с бутилированной минеральной воды на многоразовые стеклянные бутылки и кувшины, которые помогают снизить количество не только пластикового, но и стеклянного мусора. Отказ от пластика даже становится государственной политикой: в 2019-м Великобритания собирается запретить пластиковые соломинки, в кафе и ресторанах Южной Кореи нельзя наливать напитки в пластиковые стаканчики (только если вы не собираетесь брать их с собой), другие европейские страны и США тоже обсуждают варианты.
В марте 2018 года в соборе Мадлен Массимо Боттура открыл для бездомных и беженцев столовую Refettorio Paris, для которой супермаркет Carrefour ежедневно предоставляет 130 кг списанных продуктов.
Недаром самой модной философией прошлого (и этого) года стала концепция zero waste (дословно «ноль отходов»). Рестораны, ей следующие, стараются производить как можно меньше мусора, а в идеале — обходиться без него. Пластиковая упаковка упраздняется, бумажная отправляется на переработку, вместо химических моющих средств и синтетических губок в ход идут изделия из переработанной органики, а пищевые отходы используются либо для бульонов, напитков и начинок, либо для компоста (кстати, производство маленьких биореакторов, идеальных для небольших ресторанов, — один из популярных сегодня видов бизнеса). Самый яркий в этом смысле пример — Woodberry Kitchen в Мериленде, который собирает устричные раковины, чтобы выбросить их обратно в Чезапикский залив, – это помогает поддерживать естественный порядок вещей: на искусственных отмелях из ракушек могут расти новые устрицы.
Зачем спасать овощи и фрукты, которые завтра окажутся в мусорном ведре, обсуждали прошлым летом и в Москве — на «Смене Food Waste», заручившись жуткими цифрами выбрасываемых во всем мире продуктов. На Даниловском рынке была запущена целая программа, цель которой — не просто донести до людей суть проблемы, но и сориентировать их, как справиться с нею собственными силами. Организаторы провели семинары по экономии закупок, с помощью прогрессивных московских шефов продемонстрировали способы приготовления вершков и корешков, рассказали про то, как правильно хранить продукты.
Рестораны во всем мире все чаще задумываются о том, как получить собственную энергию из альтернативных источников, будь то река, ветер или солнце. Те из них, которым позволяет климат, в массовом порядке ставят солнечные батареи у себя на крышах, хотя их утилизация — вредный для природы и во многих странах не до конца отрегулированный процесс. Самые ответственные используют солнце только для нагревания воды.
Энеко Атча, возглавляющий кухню самого природосообразного в мире ресторана Azurmendi, недавно запустил программу Bestfarmers: чтобы звездами могли стать не только шефы, но и фермеры.
Так, Azurmendi в Бильбао следит за экологией на всех этапах: у него в карте есть вина из собственной винодельни, расположенной ниже по склону, на крыше находится небольшая теплица, а еще — резервуар с водой, которую греет солнце. Рядом высадили около 800 деревьев исключительно для того, чтобы те перерабатывали углекислый газ в кислород. Весь мусор отправляют на переработку, а продукты, которые не могут вырастить сами, покупают у местных фермеров.
За всем этим, впрочем, часто забывают о важной составляющей природосообразности — экологичных условиях труда для всех участников. Недавно мировая пресса возмущенно описывала ужасные условия проживания стажеров в том же Azurmendi. Надо сказать, что со стажерами во всех звездных ресторанах обращаются как с новобранцами в армии, если не хуже, но Azurmendi был назван «самым природосообразным рестораном мира» по версии The World 50 Best Restaurants, и ему сильно досталось именно за несовпадение декларируемых идей с реальным положением дел.
В последнее время публично покаялись в том, как ужасно обращались с персоналом, все известные тяжелым характером шефы — от Рене Редзепи до Марко Пьера Уайта. Не заглядывая на кухню, сложно судить, насколько изменилась ситуация, но, по крайней мере, стало неприлично швыряться в поваров сковородками. И то, как ведет себя шеф-повар со своей командой, сегодня едва ли не важнее того, какие продукты и сочетания он использует в своих рецептах. Ведь, как настаивает консультант по организации работы персонала и автор книги «Миллион приветствий» Дэн Сакс: «Сотрудники обеспечивают тот сервис, за которым приходят люди. Счастливые сотрудники обеспечивают счастливых гостей».
Harvest использует только сезонные локальные продукты, чтобы максимально уменьшить углеродный след. Поэтому в февральском меню здесь — вяленая свекла и молодой сыр с маленькой фермы под Петербургом.
Вряд ли кто-то из отечественных рестораторов всерьез задумывался о том, как сделать своих подчиненных счастливее, и все-таки мы тоже потихоньку начинаем осваивать тему sustainability. Из самых продвинутых — московские Bjorn, исповедующий философию zero waste, Twins Garden с собственной фермой в Калужской области, максимально локаворский «Марк и Лев» и недавно открывшийся в Петербурге Harvest Дмитрия Блинова, который попытался объединить идеи природосообразности в одну программу. Здесь тщательно сортируют отходы, точно зная, куда отправится каждый пакет. Стекло вывозят на переработку, пластик отправляют сначала на производство гранул, а потом на повторную переработку, бумагу — на гипсокартон. Стараясь как можно меньше мусорить (и речь не только о мусоре пищевом), Блинов отказался от вакуума, бумажных салфеток на кухне и индивидуальных пластиковых упаковок. Происхождение продуктов не менее важно: на кухню Harvest, например, никогда не попадет рыба, добытая траловым методом. И даже кофе, который пьют гости, выращен фермерами, участвующими в программе AAA Sustainable Quality.
Непоколебимые устои: как развивается мода с приставкой sustainable
Что такое sustainability
Всерьез о пагубном влиянии человека на природу в мире заговорили еще во второй половине XX века. В 1972 году на конференции в Стокгольме члены ООН подняли вопрос о том, как рост населения и производственных мощностей влияет на состояние планеты. Спустя 11 лет, в 1983-м, была созвана Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию. А еще через четыре года ее председатель Гру Харлем Брундтланн (по совместительству премьер-министр Норвегии) выступила с докладом «Наше будущее», где впервые прозвучало слово sustainability. Потребовалось немногим больше 30 лет, чтобы из термина для узкой группы лиц это понятие стало одним из самых важных в новостной повестке. А вот с внятным переводом на русский язык так и не задалось. Все дело в том, что sustainability — феномен многозначный, поэтому окончательная формулировка звучит довольно размыто: «устойчивое развитие».
Устойчивое развитие включает в себя все аспекты этического ведения бизнеса. Всего их три: экологический, социальный и экономический. С первым все более-менее ясно: на плечи компаний ложится ответственность за углеродный след, количество потребляемой воды, число отходов. Кстати, по объему пластика, который попадает в Мировой океан, индустрия моды действительно занимает второе место — после бытовых отходов. Социальный фактор подразумевает своевременную оплату и адекватные условия труда. Из-за этого, например, сложно назвать устойчивыми крупные бренды с большой цепью поставок: далеко не все берут ответственность за подрядчиков и тем более субподрядчиков, которых может быть во много раз больше. Например, конгломерат Inditex обвинили в неэтичности, когда покупатели вещей Zara стали находить на своих вещах бирки с надписью: «Я сшил вещь, которую вы собираетесь купить, но мне за нее не заплатили». Экономический же аспект еще глобальнее — должны появляться новые рабочие места, а общее благосостояние населения расти.
Неоднозначный подход
К сожалению, пока нет единого ответа на вопрос, как спасти планету. Из-за этого разнится и подход к устойчивому развитию. Производители меха, например, спорят с зоозащитниками. Главный аргумент вторых: мех — это слишком жестоко по отношению к животным. Но первые с ними не согласны: от производства искусственного меха остается слишком много продуктов нефтепереработки, которые, в свою очередь, загрязняют окружающую среду. Есть проблемы и с органическим хлопком: хотя для его производства не используются пестициды, а объем потребляемой воды существенно ниже, итоговая стоимость товаров получается намного выше.
Термин «гринвошинг» обозначает недобросовестную эксплуатацию «устойчивой» повестки
Несмотря на громкие заявления миллениалов, которые ратуют за «зеленую» философию, далеко не все готовы голосовать за экологию кошельком. К счастью, производители это понимают и стремятся сократить стоимость товаров без ущерба для этики. Например, сын Натальи Водяновой — Лукас Портман — в апреле 2021 года запустил собственную марку кроссовок Fashion Baby. Обувь делают в Португалии, при этом для создания сникеров используют обрезки с производств кожаных изделий в Италии. Сам Лукас, который выступает и как дизайнер, и как CEO, и как главный (после мамы) амбассадор бренда, говорит, что стоимость продукции будет только падать: пока за пару кроссовок с бабочкой на подошве придется заплатить не слишком демократичные €330.
Кто на светлой стороне
Для многих маркетологов мода на все экологичное стала золотой жилой. Появился даже термин «гринвошинг», который обозначает недобросовестную эксплуатацию «устойчивой» повестки. Отличить гринвошинг среднестатистическому потребителю не всегда бывает легко, сказывается огромное количество терминов и непрозрачная система коммуникации. На помощь приходят организации, которые задают стандарты производства. Хороший пример — сертификат GOTS (Global Organic Textile Standard). Организация, которая его выдает, подтверждает, что бренд действительно делает товары из органического хлопка. Причем маркировка organic будет отличаться от маркировки made with organic — в первом случае вы можете быть уверены, что для производства использовалось 95% органического волокна, а во втором его содержание может составлять всего 70%.
У Pangai есть патенты на материал из морских водорослей, наполнитель из дикорастущих цветов и альтернативу натуральной коже из виноградного жмыха
Проверить, насколько этичен тот или иной бренд, можно на специальных сайтах, например, Good On You. Этот способ подходит тем, кого волнуют все аспекты устойчивого развития в комплексе. Так, например, adidas получила на сайте оценку Good (это значит, что компания набрала 4 балла из 5), а Nike — It’s A Start (3 из 5). Сервис оценивает отношение бренда к экологии, животным и людям. При этом нужно учитывать, что одним из самых важных факторов при оценке становится прозрачность — в первую очередь коммуникации. Чем больше компания рассказывает о своих инициативах, цепочках поставки, взаимодействии с подрядчиками, тем больше к ней доверия.
Хороший пример подает бренд Pangaia, который вот-вот запустится в России (первый корнер откроется в ЦУМ — представители марки утверждают, что спрос на продукцию бренда за 2020 год значительно вырос). Марка, которую запустила Мирослава Дума, прославилась своими минималистичными спортивными костюмами из веганских материалов. Компания серьезно вкладывается не только в продвижение, но и в сегмент R&D. «Мы привлекаем к сотрудничеству выпускников MIT, Гарварда и Стэнфорда и дизайнеров, окончивших ведущие мировые школы, чтобы наша продукция объединяла науку и вневременной дизайн». Их ткани можно действительно назвать инновационными — в этом они не уступают мастодонтам вроде Patagonia или Stone Island.
Ткани делаются из неожиданного сырья: у бренда зарегистрированы патенты на материал из морских водорослей, наполнитель для пуховиков из дикорастущих цветов, биополимеров и аэрогеля, альтернативу натуральной коже из виноградного жмыха и органического хлопка. В случае с виноградом компания, кстати, помогает не только модной индустрии, но и сельскохозяйственному сектору (в частности, винодельческой отрасли Италии, в противном случае жмых отправился бы на свалку). Причем в гринвошинге марку не обвинить: главная цель компании — разработать материалы, которые по качеству не будут уступать привычному хлопку. В интервью Forbes Life представители Pangaia рассказали, что волокно из водорослей сохраняет полезные свойства сырья — хорошо впитывает влагу, не вызывает раздражения на коже и даже, наоборот, может оказывать легкий заживляющий эффект — например, уменьшать раздражение. Красители тоже добывают из натуральных ингредиентов — фруктов, овощей и других растений. Требований к краске хватает: она должна быть нетоксичной, биоразлагаемой, а на производство должно тратиться меньше воды.
Нам удается значительно сократить углеродный след за счет того, что мы выпускаем только необходимое количество вещей
Вопрос с избытком вещей у Pangaia тоже закрыт. «Объемы нашего производства диктует спрос. Наша цель — освободить планету как от мусора на свалках, так и от дыма, который образуется при сжигании вещей. Нам удается значительно сократить углеродный след за счет того, что мы выпускаем только необходимое количество вещей. Лимитированные дропы работают не только и не столько как экономическая модель. Мы осознанно подходим к производству, постоянно анализируем данные и совершенствуем систему».
Российские бренды пока не так увлечены мировым трендом на sustainability, хотя потребители постепенно начинают проявлять интерес к осознанным маркам. Свидетельство тому — рост спроса в разделе Conscious на Farfetch на 87% (в 2020-м по сравнению с 2019-м), которые отмечает директор по устойчивому развитию бизнеса Томас Берри. Другой пример маркетплейс — Lamoda в ноябре 2020 года запустила специальный раздел Lamoda Planet, который регулярно пополняется вещами Levi’s, Sandro, adidas, Bawer, Ralph Lauren, Marks & Spencer и других брендов, которые создают одежду с заботой о природе. «С момента запуска уже более 9,5 тысячи товаров прошли нашу проверку и стали частью раздела Lamoda Planet. За два месяца россияне потратили более 50 млн рублей на экологичные, этичные и благотворительные товары. Это впечатляющий старт: рынок экотоваров в России не только есть, но и активно развивается», — поделилась Оксана Костив. К тому же курс на устойчивость взят в сфере вторичного использования товаров. По этой ссылке Forbes Life рассказывал, что такое ресайклинг, апсайклинг и даунсайклинг и как в России развивается переработка.
С любовью к природе: 5 российских экобрендов одежды, созданных женщинами
С любовью к природе: 5 российских экобрендов одежды, созданных женщинами
Устойчивая мода: красота не требует жертв
«Покупай меньше, выбирай лучшее, бережно используй»
Вивьен Вествуд, дизайнер
О том, чем приходится жертвовать на пути к красоте, лучше других знает экология планеты: текстильная промышленность занимает второе место по количеству вредных выбросов и загрязнений окружающей среды, уступая только нефтедобывающей отрасли. Сегодня разумное потребление и Sustainable Fashion (устойчивая мода) – это не просто тренд, это необходимая мера.
Что такое sustainable fashion?
В связи с ростом эко-осознанности среди молодых людей и целых корпораций, все чаще появляются «зеленые» тренды, основная цель которых сводится к заботе об экологии. Однако, еще чаще бренды используют популярность эко-идей для продвижения своей продукции. Именно поэтому крайне важно, знать, что кроется за новыми лозунгами и громкими заявлениями.
Самыми популярными современными течениями в моде являются Slow Fashion (медленная мода) и Sustainable Fashion (устойчивая мода). Первое направление призывает отказываться от быстрой смены трендов и осознанно потреблять товары всех категорий, устойчивая мода подразумевает изменение образа жизни, как потребителей, так и производителей.
Термин впервые прозвучал в 1987 году во время доклада Комиссии ООН по окружающей среде. В основе sustainable-мировоззрения этические, экологии, экономические составляющие, рассчитанные на долгосрочную перспективу.
Что это значит для брендов: след текстильного производства должен быть минимальным для эко-систем, а производственный процесс – прозрачен, безопасен для работников и покупателей.
Что это значит для потребителей: Sustainable Fashion призывает думать о том, действительно ли приобретаемые вещи необходимы (в избыточном количестве); какие философии компании вы поддерживаете, приобретая их продукцию; из каких материалов и в каких условиях было изготовлено изделие.
Почему устойчивая мода это важно
Ежегодно для нужд текстильного производства используется около 98 тонн различного сырья (от тканей до химических красителей) и 93 млрд. куб. м. воды. Для полного цикла производства одной хлопковой футболки необходимо примерно 2700 литров воды.
По подсчетам американской компании Levis, на изготовление одной пары джинсов (от выращивания хлопчатника до стирки) нужно 3780 литров воды, и это еще очень экономно. Другим брендам для производства джинсов требуется не менее 7000 литров. И это притом, что число стран с дефицитом питьевой воды с каждым годом увеличивается.
Во время изготовления одежды было выброшено в атмосферу 1,2 млрд. тонн CO2. По данным ООН, если этот процесс не замедлится, вместо 8% парниковых газов, которые сегодня оставляет текстильная промышленность, к 2025 году на эту отрасль будет приходиться 25% углеродного «бюджета».
Но ситуация критична не только с водой и воздухом: тысячи гектар лесов уничтожаются, чтобы на их местах организовывать пастбища и фермы. Не только чтобы обеспечивать мясной продукцией, но и кожей, для изготовления одежды, обуви и аксессуаров.
По данным ecothes.com на долю индустрии моды приходится:
Вредно не только само производство, но и утилизация (речь идет о сжигании или хранении свалках). К 2030 ожидается, что будет 148 миллионов тон отходов от индустрии моды. Выбрасывается около 73% произведенной продукции. Большая «заслуга» в этом производителей масс-маркетов. Именно они создают и продвигают fast fashion: каждый сезон новые тренды, активно способствуя большому потреблению.
Кроме того, одежда бюджетных марок отличается низким качеством, и даже при бережном использовании не может прослужить несколько сезонов. Не стоит заблуждаться, что при производстве низкосортной одежды было затрачено меньше сырья, даже наоборот: использование химических красителей, большого количества синтетики еще больше отравляют почву, воду, воздух.
Помимо «отложенной» бомбы с мусором в почвах, есть и острая проблема, касающаяся работников текстильной промышленности. Так, в 2013 году мир потрясла трагедия, произошедшая в Дакке (Бангладеш): обрушилось 8-ми этажное здание Рана-Плаза, в котором находились швейные цеха, банки, магазины. Накануне здание покрылось трещинами, и все кроме владельцев швейных цехов, запретили своим сотрудникам приходить на работу. Погибли 1134 человека, 2500 были ранены. Такие нарушения не редкость для Индии, Китая, Бангладеш.
Годовщина катастрофы стала началом Fashion Revolution, когда миллионы пользователей по всему миру потребовали от производителей одежды ответить на вопрос: «Кто создал мою одежду». Хештег #WhoMadeMyClothes долгое время был в тренде Twitter.
Экологическая «мантра»: сокращаем количество, повторно используем, перерабатываем
Основные принципы осознанной моды:
Устойчивая мода, как и концепция Zero Waste не пропагандирует аскетизм, а только рациональный подход к потреблению, в том числе и, призывая крупные компании и корпорации, открыто вести производства.
Эта информация необходима, чтобы каждый потребитель знал, из каких материалов произведена футболка или платье, какие компоненты были использованы, какие условия работы созданы на фабрике, чтобы поддержать близкую ему философию компании.
Этическая мода: помочь легко
Считается, что изменения должны начинаться с крупных рекламных компаний, но в действительности, любое большое дело начинается с маленьких шагов. Одним из вариантов может стать Clothing Swap или обмен ненужных вещей.
Swap-party может быть как массовым или домашним мероприятием, на котором все желающие предоставят на обмен свои вещи (ненужные, но в хорошем состоянии). Так можно обновить гардероб, не захламляя шкаф, и не покупая новое.
Обменяться одеждой можно и онлайн: приложение YCloset и стартап Lablaco – отлично подходят для этого.
Прекрасным вариантом для продления жизни вещей становится благотворительность. Вещи, утратившие для вас ценность (вышли из моды, не подходят по размеру, стилю) лучше не выбрасывать, а отдать нуждающимся. Благотворительные организации устанавливают специальные боксы.
Second Hand или покупка винтажных вещей
Еще один вариант этичного потребления. Но и в этом случае, покупать следует только то, что необходимо, а также вещи хорошего качества, которые смогут еще продолжительное время использоваться.
Качество и материалы для устойчивой моды очень важны. Например, отказ от синтетических вещей в пользу изделий изо льна или хлопка не всегда будет давать 100% положительный результат. Для выращивания этих культур часто используют пестициды и гербициды, что губительно сказывается на состоянии почвы.
Следует отдавать предпочтение этичным маркам, которые не скрывают свой производственный процесс. Например, такие товары создает компания AllBirds.
Еще один шаг на пути в помощь устойчивой моде – местные марки одежды. Так, сокращаются транспортные затраты, а вместе с ними и вредные выбросы в атмосферу, которые неизбежны при транспортировке.
Мировые бренды за этичность в моде
Одной из первооткрывателей экостиля в мире большой моды считается Стела Маккартни. Ее коллекции – доказательство, того, что прекрасную одежду можно создавать, не отступая от принципов морали и этики. Под лейблом Маккартни выпускаются изделия из переработанного нейлона, полиэстера и органического хлопка (без использования химических добавок).
К инициативе Стелы присоединились многие бренды. Производитель спортивных товаров Adidas в 2015 году создал линию кроссовок из переработанного пластика, которым переполнен Мировой океан. Также летом 2019 вышла их совместная коллекция со Стелой Маккартни: одежда для тенниса из пластиковых отходов. Спортсмены поддержали идею, выбрав эти наряды для игры на корте Уимблдона.
Популярная марка одежды H&M выпускает лимитированные коллекции одежды, обуви и аксессуаров из вторсырья (стекло, пластик) и органических материалов.
Шаг на путь этичной моды сделали и люксовые бренды Chanel, Burberry, DKNY, Versace, Michael Kors, Victoria Beckham, Gucci– отказались от использования натуральной кожи, меха.
В России и Украине инициативу поддерживают многие бренды. Мирослава Дума создала Fashion Tech Lab для инвестиции в стартапы, которые помогут изменить тенденцию загрязнения природы, Orange Fiber – один них. Они изготавливают ткань из апельсиновых корок. Ксения и Антон Шнайдер для создания своих коллекций одежды используют переработанные материалы и деним.
Наши шкафы заполнены одеждой, которую не носим, и товарами, которые не нужны. Многое из этого было куплено под влиянием рекламы, трендов и модных рекомендаций. Так может, настало время пересмотреть правила потребления, если за этим следует столько бед?