Что такое soft skills навыки
Soft skills – что это такое и где этому научиться
Какие навыки называют гибкими, и кому они нужны
Какие бывают навыки
Hard skills, или жёсткие навыки — профессиональные или технические навыки. Мы получаем их в процессе обучения и оттачиваем, применяя в работе. Жёсткие навыки поддаются довольно точному измерению: можно определить и указать свой уровень английского, степень владения той или иной программой, опыт вождения.
Soft skills, или гибкие навыки — универсальные навыки, не связанные с определённой профессией или специальностью. Они отражают личные качества человека: его умение общаться с людьми, эффективно организовывать своё время, творчески мыслить, принимать решения и брать на себя ответственность.
Кому и зачем нужны гибкие навыки
В современном мире гибкие навыки необходимые для достижения профессионального и личного успеха. Они считаются критически важными при трудоустройстве, обеспечивают быстрое построение карьеры и высокий заработок.
Топ-10 гибких навыков 2020 года
В 2016 году на Всемирном экономическом форуме в Давосе были сформулированы десять гибких навыков будущего, которые к 2020 году понадобятся специалисту в любой профессии:
Модель «4К»
В нашей стране десять гибких навыков будущего превратились в более простую и понятную модель «4К». Это четыре ключевых компетенции, названия которых начинаются на букву К. Их необходимо развивать каждому школьнику, чтобы в будущем быть востребованным на рынке труда.
Вот эти компетенции:
Что дают гибкие навыки
Гибкие навыки необходимы не только для построения карьеры. Они помогают успешно учиться и взаимодействовать с близкими людьми — родителями, родственниками, друзьями. Умение общаться и ясно излагать свои мысли помогает, например, быстро захватить внимание аудитории во время доклада или защиты курсовой, произвести хорошее впечатление на устном экзамене. Способность управлять своими эмоциями спасает от приступов плохого настроения, мешающих продуктивно заниматься. Умение управлять временем и выстраивать приоритеты позволяет сэкономить силы при подготовке к экзаменам, а навык планирования помогает быстрее достигать поставленных целей.
Необходимость гибких навыков подтверждают и в академической среде. Например, в 2018 году в Беларуси провели исследование востребованности гибких навыков для специалистов в IT. Изучали стереотип, что «технарям» необязательно уметь общаться, быстро принимать решения или управлять другими людьми.
Учёные опросили 262 сотрудника и руководителя IT-компаний. 97,4% из них назвали гибкие навыки необходимыми для их работы. Для сотрудников сервисных IT-компаний самыми актуальными оказались:
Как развивать гибкие навыки
Спортивные, настольные, интеллектуальные игры
Квесты. Учат нестандартно мыслить, быстро определять проблему и находить решение, распределять роли в команде, прислушиваться к мнению других, аргументировать свою точку зрения.
Спортивное ориентирование. Тренирует умение быстро думать, принимать решения, руководить и подчиняться, помогать другим членам команды, чувствовать и правильно определять время.
Настольные игры. Для развития гибких навыков подойдут не все настольные игры, а лишь те, которые требуют постоянного взаимодействия с другими игроками, умения распознавать эмоции, быстро принимать решения, договариваться, предугадывать действия игроков: «Манчкин», «Мафия», «Монополия».
Спортивные игры. Эстафеты, командные игры (футбол, волейбол, баскетбол) тренируют лидерские качества, дисциплинированность, умение воспринимать критику и достойно принимать поражения.
Проектная работа в школе
Во время выполнения школьных проектов развиваются умения распределять роли, руководить и подчиняться, обсуждать тему, приводить аргументы, анализировать информацию и делать выводы, тренируются навыки планирования и выступления на публике.
Внеурочная деятельность в школе
Для развития гибких навыков полезно принимать участие в подготовке праздников, выступлений, конкурсов, викторин. Драматический кружок или школьный КВН научат находить общий язык с разными людьми и уверенно держаться на сцене. Выпуск школьной стенгазеты научит понимать людей и их потребности, работать с информацией, предлагать разные варианты решения проблем. Чем разнообразнее внеурочная деятельность, тем больше гибких навыков можно приобрести.
Образовательные лагеря
Образовательный лагерь — одна из новых современных форм обучения, позволяющая одновременно тренировать и жёсткие, и гибкие навыки. В любом образовательном лагере обязательно есть два направления:
Курсы и тренинги
Многим гибким навыкам можно научиться на специальных тренингах или курсах, проходящих очно и онлайн. Курсы в интернете подойдут для обучения тайм-менеджменту и креативности, а вот коммуникативным и командным навыкам лучше обучаться очно. Существуют специальные курсы для подростков, развивающие навыки общения и совместной деятельности. Полезны для развития гибких навыков и тренинги по профориентации и самоопределению — они помогут определить сильные и слабые качества и понять, какие гибкие навыки уже освоены на достаточном уровне, а какие необходимо развивать.
Что нужно запомнить
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Что такое Soft Skills навыки и как их развивать?
В этой статье вы узнаете, что такое Soft Skills и какие навыки к ним относятся. Почему их важно развивать и как это отразится на вашей карьере. Также вы найдете обзор полезных сайтов и тестов по теме.
Содержание статьи:
Soft Skills и Hard Skills: в чем разница?
В советские времена в цене были узкие специалисты. Тогда информация добывалась с трудом, технологии не менялись десятилетиями. Как правило, человек работал на одном месте всю жизнь.
Изменения в конце XX века сломали традиционное представление о профессионализме. Сейчас «узкие» знания можно получить в интернете за несколько секунд. Технологии постоянно обновляются. Формы занятости тоже меняются. Поэтому «узкий профессионализм» перестает быть преимуществом, а иногда начинает мешать успеху человека на рынке труда.
Появились два термина:
Soft Skills – это «мягкие» или «гибкие» компетенции, применимые во множестве профессиональных областей. Далее мы разберем, что это такое – Soft Skills – простыми словами, приведем примеры мягких навыков.
В последние годы работодатели стали все больше внимания уделять именно Soft-Skills. Это легко объяснимо. Развить узкопрофессиональные умения сейчас быстрее и дешевле, чем сформировать широкие, гибкие компетенции. А ведь именно последние определяют эффективность современного специалиста. Поэтому важно знать, что это такое – мягкие навыки – (англ. Soft Skills), и как развивать их.
Особенно необходимы эти компетенции фрилансерам, так как им приходится самим продвигать свои услуги на рынке.
Что такое Soft Skills простыми словами?
Давайте разберемся, что это такое – Soft Skills. Можно сказать, что мягкие навыки помогают эффективно и самостоятельно действовать в разных рабочих ситуациях. В отличие от Hard Skills гибкие компетенции мало зависят от сферы их приобретения и применения. Давайте разберем, что это такое – Cофт Скиллс, и на примерах рассмотрим, что к ним относится.
Разница между Hard Skills и Soft Skills
Приведем примеры Hard – жестких – и Soft Skills – мягких навыков.
Умение написать читаемый код на Python.
Способность с минимальными затратами времени и сил освоить работу в новой программе.
Нарисовать логотип в CorelDRAW.
Умение в конструктивном диалоге согласовать техзадание на него и сдать работу заказчику.
Осуществлять правовую оценку договоров компании.
Провести аудит системы работы и быстро модернизировать ее из-за изменений внешних условий.
Из примеров жестких – Hard Skills – и мягких навыков Soft Skills отличие очевидно. Hard Skills – то, что должен уметь только профессионал в данной области. А вот «согласовывать техзадание» придется и дизайнеру, и программисту, и бухгалтеру, и маркетологу, и владельцу бизнеса, и сантехнику.
Теперь взглянем на ситуацию глазами работодателя. На вакансию претендуют два программиста:
Второй – среднего уровня, но способный эффективно взаимодействовать с коллегами и заказчиками.
Работодатель понимает: программиста среднего уровня можно «прокачать» до профи. А вот научить взрослого человека взаимодействовать с коллегами вряд ли получится. Отлично, когда развиты жесткие и мягкие компетенции в равной степени. Но так бывает не всегда. И Soft Skills становятся все более и более ценными из-за сложности их развития и влияния на результативность работы команды в целом.
Поэтому нужно знать, что это такое – Софт Скиллс, и представлять на примерах, что к ним относится.
Soft Skills – это не про черты характера
Не нужно путать Soft Skills с человеческими качествами. Мягкие компетенции – это не характеристики личности (добрый, умный, спокойный). Это способность самостоятельно и эффективно действовать в рамках своих полномочий.
Выражаются они глаголами:
анализировать и т.п.
Развитие мягких навыков – решаемая задача. Этому может научиться и неконтактный, некоммуникабельный человек, как в сериале «Хороший доктор». Но сделать это сможет только он сам. У работодателя нет возможности ни влиять на процесс, ни помочь ему.
Например, сейчас есть онлайн-курсы по развитию гибких компетенций. Примеры таких программ в университете «Нетология»:
Далее рассмотрим список навыков Soft Skills, по которому понятно, что они не равны чертам характера.
Баланс Hard/Soft живой и подвижный. То, что 10 лет назад приходилось делать лишь узким профессионалам, становится гибкими компетенциями (и наоборот).
Что относится к мягким навыкам? Полный список
Объяснить, что это такое – Soft Skills – простыми словами, проще на примерах мягких навыков. Их перечень достаточно обширен и периодически обновляется. Но можно выделить несколько групп и ключевые умения в каждой из них. Итак, посмотрим, что относится к Soft Skills и какие они бывают.
Уметь слушать и слышать.
Список социальных навыков Soft Skills:
Соблюдать трудовую этику.
Self-management (или проще – саморегулирование):
Навыки целеполагания и управления развитием (проекта, собственной карьеры и т.д.).
Список управленческих и исследовательских навыков Soft Skills:
Уметь распределять задачи и синхронизироваться с другими членами команды даже при больших различиях в стилях и содержании работы.
Иногда в список навыков Soft Skills добавляют также компьютерную грамотность. Но на сегодняшний день это уже скорее не гибкий навык, а базовое понятие «по умолчанию» – как читать или считать. Поэтому он не относится к Soft Skills. Дополнительно стоит упомянуть желательность хотя бы минимальной экономической и юридической «подкованности» у представителя любой востребованной в интернете профессии.
Мы рассмотрели, что такое Софт Скиллс компетенции. Далее разберем простым языком, в чем их ценность и кому их необходимо развивать.
Зачем нужны мягкие навыки и в чем их ценность?
Современный рынок труда не дает гарантий, что человек сумеет сохранить имеющуюся занятость достаточно долго. То же касается и фирмы в целом. Меняются форматы работы, занятость, спрос, технологии и продукты, появляются и исчезают профессии.
Необходимость развития мягких навыков, способности адаптивно трансформироваться наглядно продемонстрировала всему миру пандемия 2020 года. Сотрудникам и руководителям потребовалось неожиданно, быстро и эффективно перевести компании на удаленную работу. При этом не потерять продуктивность и конкурентоспособность. А то и найти способ вообще выжить в условиях запрета на ту или иную деятельность. Успешность решения этих задач практически полностью определялась развитостью гибких компетенций у сотрудников и руководителей.
Кому нужно развивать Soft Skills навыки?
Конечно, ответ – всем. Но особое внимание на развитие Soft Skills рекомендуется обращать тем, кто по ряду причин менее конкурентоспособен на рынке труда:
Представителям профессий, спрос на которые падает.
Как развивать Софт Скиллс, мы рассмотрим далее в статье.
Какие Soft Skills самые важные и почему?
Эксперты имеют разное мнение по поводу того, какие мягкие компетенции считать самыми ценными в современных условиях. Но по опросам работодателей в списке высоко востребованных навыков Soft Skills часто встречаются следующие:
Навык командной работы.
С точки зрения личной эффективности невозможно переоценить значимость способности учиться, регулировать свои состояния, принимать решения и устанавливать связи.
Как понять, что нужно развивать Софт Скиллс?
Существует множество диагностических методик, тестов, для оценки развития мягких навыков. Также человек может сам проанализировать список навыков Soft Skills и выделить те, с которыми есть затруднения. Поможет и известная методика 360 градусов: оценка уровня мягких навыков сотрудника несколькими людьми, имеющими с ним дело.
Еще много психологических тестов можно найти на сайте Psytests.org.
Как можно развивать Soft Skills? Советы и рекомендации
Есть специализированные методики, позволяющие совершенствовать отдельное умение из списка навыков Soft Skills.
Существуют курсы, на которых помогают освоить гибкие навыки. Примеры таких курсов в университете Нетология: Основы эффективной коммуникации, Деловые переговоры, Гибкие навыки для руководителей. Учиться можно онлайн из любой точки мира.
Также есть два неоценимых ресурса, позволяющих развивать Софт Скиллс не по отдельности, а комплексно. Это игры и создание собственных проектов. Как уже упоминалось выше – в отличие от Hard Skills, мягкие компетенции НАДпрофессиональны, принципы их формирования универсальны, а поэтому неважно, где человек получил их.
Создание своего проекта обнажит все сильные и проблемные Soft-Skills человека и одновременно поможет их развить. В данном случае речь идет не о простом участии, а именно об организации собственного проекта с нуля. Неважно, что это будет – турнир по стритболу для детей из соседнего двора, собственный стартап в бизнесе или благотворительный сбор в помощь беспризорным котятам. Развитию Soft Skills они будут способствовать в равной мере.
Как наличие Soft Skills влияет на карьеру в офисе и на фрилансе?
Даже суперпрофессионал в области Hard Skills без мягких умений останется рядовым исполнителем с непробиваемым «потолком» зарплаты и будет иметь высокий уровень риска оказаться в тупике проблем с трудоустройством в случае потери работы.
Развитие коммуникативных навыков, умений вести переговоры и договариваться, управлять командой может способствовать быстрому карьерному росту и успеху в целом.
Вся правда о Soft skills
Хорошим программистом быть нетрудно — надо всего лишь постоянно учиться. Фреймворки обновляются ежегодно, а популярные языки программирования рождаются каждые пять лет. Вместе с ними нужно изучать инструментарий, лучшие практики, паттерны проектирования и бог знает, что ещё.
Двадцать лет назад все изучали Delphi. Сейчас проекты на Delphi — это глубокое legacy, и все изучают Go. Десять лет назад каждый фронтендер использовал jQuery, а современные фрондендеры могут даже не знать, что это такое.
Так что, правда, учиться надо постоянно.
Но в последние годы мы слышим, что наши технические навыки — так называемые hard skills — далеко не всё, что нам нужно. Помимо фреймворков и языков надо осваивать soft skills. Это нетехнические навыки, которые очень нужны в работе.
Нужны ли soft skills программистам?
Среди программистов гибкие навыки пользуются дурной славой. Разберёмся, почему.
Мы, инженеры, долго учимся тому, что умеем. Нам нужны и теория, и практика, чтобы делать свою работу. Некоторые из решённых нами задач можно назвать неразрешимыми, но мы справились даже с ними. У нас есть чёткий критерий профессионализма: не рассказывай мне, какой ты умный, вместо этого реши нетривиальную задачу.
Рядом с нами работают менеджеры, которые не умеют решать инженерные задачи. Они умеют разговаривать. И — чего греха таить — им трудно работать в индустрии. Мы нетерпимы, когда речь идёт об инженерных дисциплинах.
Мы учились своей работе, они — своей. Всё, точка, гибкие навыки нам не нужны. Логично?
Почти. Для полноты картины надо всё-таки убедиться, что технические навыки для инженера важнее социальных.
И это можно проверить. Соответствующие исследование провели Хекман и Кауц в 2012 году. Посмотрите на результаты в таблице 2, где отражено влияние интеллекта и характера на достижения к 35-ти годам.
Если вы умный, вы больше зарабатываете. Но, если вы общительный, вы меньше работаете и меньше выгораете. Мы видим, что влияние интеллекта и характера невелико и соизмеримо.
Ни интеллект, ни характер сами по себе не являются достаточными для жизненного успеха. Но, если уж вы решили развивать интеллект, не стоит сбрасывать со счетов и характер. Если вы работаете в обоих направлениях, вы практически удваиваете свои шансы. Мы видим, что влияние двух факторов вместе почти равно их сумме.
Как это по-русски?
Что же это такое — soft skills? Откуда они появились?
А появились они из большой работы, которую армия США проводила в 50-60 годы прошлого века.
Военные исследовали разные методы обучения, чтобы выбрать самые эффективные из них. Результатом десятилетнего исследования стала Системная инженерия обучения (System Engineering of Training). Исследователи обнаружили, что некоторые навыки легко поддаются измерению. Например, в работе радиста важны скорость передачи и количество ошибок, которые мы можем посчитать без особого труда.
Если мы можем их посчитать мы можем оценить развитие навыка и можем сравнить эффективность методов обучения.
С другой стороны, такой навык, как дружелюбие измерить трудно. Значит, и развитие навыка, и эффективность обучения оценить тоже трудно.
Понятия hard и soft skills ввёл Уитмор в докладе 72-го года. С hard всё понятно — это старые добрые профессиональные или технические навыки. А вот гибкие навыки — это важные рабочие навыки, которые не относятся к техническим, и не зависят от вида деятельности.
У нас в России всё ещё нет устоявшегося перевода. Мне кажется, что прилагательное гибкие не раскрывает понятия. Я предлагаю называть эти навыки социальными или навыками общения.
Дав определение, Уитмор уточняет: если мы можем описать навык и измерить его, он профессиональный. Если не можем, он социальный.
Это замечание усложняет нам задачу. Действительно, что именно нам развивать и как измерять результаты, если социальные навыки так неуловимы?
Какими бывают навыки общения
Марсель Робле из Университета Восточного Кентукки в 2012 году проделал большую работу. Теперь мы точно знаем, что такое навыки общения.
Робле дал своим студентам задание. Молодые люди должны были опросить двух руководителей каждый. Опросы проводились в течение учебного года и касались разных тем. В одном из интервью руководителей просили назвать десять социальных навыков, которые они считали важными.
Всего в списке оказалось 517 навыков. После группировки и фильтрации их осталось 26. Профессор отобрал десять, которые чаще других встречались в ответах.
Общение. Устная и письменная речь, умение выступать и слушать.
Хорошие манеры. Обходительность, уважительность.
Гибкость. Способность к адаптации, готовность к изменениям, непрерывное обучение, принятие нового.
Этичность. Честность, моральность, наличие ценностей, правильность.
Дружелюбие. Приятность, чувство юмора, заботливость, чуткость, терпимость.
Позитивность. Оптимизм, энтузиазм, бодрость, жизнерадостность, уверенность в себе.
Представительность. Деловой вид, хорошая одежда, приятная внешность, уравновешенность.
Добросовестность. Предсказуемость, надёжность, ответственность, дисциплинированность, желание преуспеть, здравомыслие.
Коллективизм. Совместная деятельность, умение ладить с людьми, умение соглашаться, готовность оказать поддержку, сотрудничество.
Деловая этика. Трудолюбие, готовность к работе, лояльность, инициативность, мотивированность, соблюдение сроков, присутствие на рабочем месте.
Большая пятёрка
Часть этих навыков не предполагает больших усилий. Деловой вид, хорошая одежда для программистов означают что-то вроде ежедневно принимать душ и менять футболки. Другое дело энтузиазм или честность. Как их измерить и можно ли их изменить?
Ответы на эти вопросы психологи начали искать ещё в первой половине XX века. В 1936 году Олпорт и Одберт выдвинули лексическую гипотезу, предположив, что все черты характера так или иначе представлены в языке. Они проработали словари английского языка и составили список из 4500 прилагательных, описывающих личность.
Через десять лет Реймонд Кеттелл, используя факторный анализ, выделил 16 черт личности и составил первый вариант теста Кеттелла.
Позднее психологи установили, что многие шкалы из теста Кеттелла коррелируют между собой, а, значит, их можно слить. В конечном итоге факторов осталось только пять.
Сейчас они известны, как Большая пятёрка.
Экстраверсия. Разговорчивое энергичное поведение у экстравертов, замкнутое уединённое поведение у интровертов.
Доброжелательность. Дружелюбие, способность прийти к согласию или желание доказать свою правоту.
Добросовестность. Сознательность, честность или склонность к обману.
Невротизм. Тревожность, эмоциональная нестабильность или спокойствие и эмоциональная стабильность.
Открытость опыту. Любопытство, креативность или консерватизм.
Эти черты характера можно измерить, воспользовавшись, например, опросником 5PFQ, адаптированном для России А. Б. Хромовым. Он есть и в онлайн-варианте. Ответы на 75 вопросов отнимут у вас приблизительно десять минут.
Шкалы большой пятёрки хорошо соотносятся с чертами характера из первого списка, такими, как честность, ответственность, жизнерадостность, терпеливость.
Теперь у нас есть инструмент для оценки, но можем ли мы изменить наш характер? Одним из подтверждений корректности большой пятёрки является устойчивость модели. Измерив наши параметры несколько раз с большими интервалами времени мы получим близкие результаты.
Значит ли это, что характер нельзя изменить?
Можно ли стать добрее?
Хадсон и Фрейли попытались выяснить, можно ли влиять на характер и на какую скорость изменений мы можем рассчитывать. Оно называется Volitional personality trait change: Can people choose to change their personality traits? и датируется 2015 годом.
Я видел его пару лет назад, но сейчас оно исчезло из интернета и доступно только за деньги.
В открытом доступе есть похожий материал тех же авторов от 2018 года, но там нет цифр, которые я сейчас приведу. Придётся поверить на слово.
Для оценки изменений Хадсон и Фейли брали тест большой пятёрки. Они не предлагали конкретных методов коррекции — студенты сами решали, как именно они будут работать над собой.
Лучший результат изменений составил 0,05 сигмы в месяц, средний — 0,02. Это не очень быстро. Впрочем, знание этих цифр, поможет нам адекватно оценивать свои цели.
Сигма — это стандартное отклонение из теорвера. Представим, что наш тест показывает положение человека на шкале интроверсии-эсктраверсии, как число от 0 до 60.
В теорвере формула нормального распределения подобрана так, чтобы всю выборку можно было разделить на шесть сигм. В диапазоне 0–10 окажутся экстремальные интроверты, а в диапазоне 50–60 — такие же экстремальные экстраверты.
Середина нашей шкалы это 30. Середина минус сигма это нижняя граница условной нормы, в нашем случае это 20. Середина плюс сигма — верхняя граница, в нашем случае 40. Нормальные люди (люди в границах нормы) по шкале интроверсии-экстраверсии попадают в интервал от 20 до 40.
Сколько времени потребуется, чтобы добраться от нижней границы нормы до середины, то есть пройти путь в одну сигму? Двигаясь со средней скоростью — 0,02 сигмы в месяц — мы достигнем цели за 50 месяцев. Если мы везунчики, и наша скорость максимальна — 0,05 сигмы в месяц — мы можем рассчитывать на 20 месяцев.
Стоит ли тратить так много времени? Обратимся к исследованиям. Граве, изучая эффективность разных методов, в книге 1994 года показал, что положительных показаний для долговременного анализа нет, а отрицательные есть. Отрицательные показания — это так называемые ятрогенные эффекты, то есть неблагополучные побочные эффекты лечения. Целесообразность длительной работы исследователями не подтверждается.
Граве сравнивал психотерапевтические практики, но подходят ли они нам? Неужели единственный способ изменить свой характер — записаться на полгода к психотерапевту?
Психотерапия как метод работы
Почему эта идея нам не нравится? Возможно, потому, что представление о терапии мы получили из массовой культуры. Или потому, что мы сомневаемся в её эффективности.
Кто вообще проверял эффективность терапии?
Оказывается, много кто, в том числе и Граве, на которого мы ссылались. В 70-е годы терапевты начали применять научные методы для оценки своей работы.
Чтобы повысить объективность измерений, нельзя полагаться на самодиагностику. Пациент может считать, что ему стало лучше, но так ли это?
Уэкслер, Келли, и другие получили интересные результаты в исследовании 2011 года. Они собирали субъективную оценку после применения лекарств против астмы и сравнивали её с объективными результатами. Первое лекарство было настоящим, второе — ингалятор-пустышка, третье — фейковая акупунктура. Четвёртая группа была контрольной, больных не лечили.
Субъективно, улучшения заметили больные из всех групп, кроме четвёртой. Астматики оценивали эффективность пустышки так же высоко, как и эффективность реального лекарства. Но объективно никакого улучшения не было.
Следующий шаг на пути к объективности — наличие контрольной группы. В книге Думай медленно, решай быстро, посвящённой когнитивным искажениям, Даниел Канеман рассказывает о регрессии к среднему. Многое в нашей жизни имеет естественную тягу к нормальному состоянию. Если вы заболели чем то не очень серьёзным, вы выздоровеете безо всяких лекарств через несколько дней.
Другой пример. Люди в течение жизни становятся более конформными, учатся избегать конфликтов. Это естественный ход вещей. Вы можете считать, что изменения связаны с тем, как вы работали над собой, если работали. Например, на основании «опыта» вы утверждаете, что чтение художественной литературы смягчает характер. Есть ли этому объективное подтверждение?
Ваши результаты надо сравнивать с результатами других людей, которые не подвергались воздействию, и с теми, кто подвергался другим воздействиям. Возможно, кто-то читал научно-техническую литературу и стал гораздо более доброжелательным.
Важное значение имеет и размер выборки. Чем меньше людей принимают участие в исследовании, тем выше вероятность флуктуаций. Учёные решают эту проблему с помощью метаанализа — объединения результатов нескольких исследований.
Эффективные методы
Исследователи давно сравнивают эффективность методов терапии, и эти результаты открыты. Традиционно, самой известной практикой является CBT (КПТ, когнитивно-поведенческая терапия). Последние несколько лет не менее популярна ACT (ТПО, терапия принятия и обязательств).
Эффективных методов немало, помимо перечисленных можно практиковать CFT, DBT, EFT, гештальт-терапией и ещё десятком других.
Важный вопрос: стоит ли посещать терапевта? Можно, но не обязательно. Работа со специалистом может оказаться эффективной в первое время, если у вас небольшой опыт самотерапии.
Но, в нашем случае речь идёт не о лечении, а о небольшой коррекции характера, поэтому самостоятельная работа нам вполне подходит. Нужна лишь подходящая литература, чтобы разобраться.
Поэтому пара книг для начала.
Книга Д. Гринбергера и К. А. Падески описывает методы когнитивно-поведенческой самотерапии. Мне её рекомендовали, как трудную и скучную, но оказалась, что практики, описанные в книге, очень нравятся программистам. Вам предстоит много писать, заполнять анкеты и отслеживать результаты. Очень похоже на работу программиста.
КПТ предполагает, что многие черты нашего характера сформировались под влиянием убеждений, которые далеко не всегда нами критически осмыслены. Их даже можно считать случайными. Чтобы скорректировать поведение, надо выявлять свои убеждения и подвергать их критическому анализу. Это когнитивная часть работы.
Затем убеждения надо изменить. Здесь нам помогают поведенческие (бихевиоральные) практики, простые и надёжные, как молоток.
Так работает когнитивно-поведенческая терапия.
Книга Р. Хэрриса описывает самотерапию принятия и ответственности. Она дополняет КПТ вот в каком отношении.
Разумом мы можем понимать, насколько правильны и хороши наши новые убеждения, но мы не всегда принимаем их на эмоциональном плане. Трудно отказываться от собственной инфантильности в пользу ответственности, или агрессивности в пользу терпимости.
Быть ответственным трудно, ещё труднее быть терпимым. Как изменить своё эмоциональное отношение? С помощью ТПО. Этот метод помогает принимать неприятные эмоции, которые неизбежно сопровождают нашу жизнь.
Заключение
Время приступить к практической работе. Перечитайте перечень социальных навыков из работы Марселя Робле. Пройдите тест 5PFQ и подумайте, какую черту характера вам бы хотелось изменить.
Выбирайте такую, где у вас всё более-менее хорошо, но хотелось бы чуть лучше. Не беритесь сразу за сложную задачу.
Поищите в Google, что нужно делать, чтобы стать доброжелательнее, общительнее, или добросовестнее. Составьте план на месяц или два.
Каждую неделю анализируйте, как идут дела — что получается, а что нет. Студенты из исследования Хадсона и Фейли, которые еженедельно проводили подобную ретроспективу, показывали лучшие результаты.
И, когда у вас всё получится, напишите об этом статью на Хабр.