Что такое soft skills и как их развивать полный гид
Софт-скиллы: зачем они нужны в работе и как их развить
Опыт дизайнера и арт-директора на фрилансе
Я занимаюсь дизайном с 2008 года, а в 2017 открыла ИП в сфере графического дизайна и работаю фрилансером.
Несмотря на врожденную эмпатию и базовое умение общаться, в работе я наступила на много граблей. Оказалось, дизайн в деловых отношениях занимает примерно 40% от всего времени, а 60% — умение вести дела и договариваться, то есть софт-скиллы.
Оказалось, к каким-то софт-скиллам у меня врожденная предрасположенность, а какие-то вроде самопиара и тайм-менеджмента даются потом и кровью. Это привело меня к тому, что люди называют осознанностью, — умению понимать, что и как я делаю, к каким результатам приводят мои действия, сбору статистики о себе и о работе, отслеживанию закономерностей.
Я хочу обобщить свой опыт и рассказать, что для меня представляют софт-скиллы и как их прокачать. Сначала расскажу про скиллы в целом и про то, как их развивать, а потом остановлюсь на тех навыках, с которыми я чаще всего сталкиваюсь в работе как арт-директор и фрилансер.
Что такое софт-скиллы и зачем они нужны
Лет десять назад, чтобы считаться успешным специалистом, надо было просто хорошо делать свою работу. Такой исполнитель обрастал заказами по сарафанному радио — и большинству клиентов было все равно, какими личными качествами он обладает. Тогда были важны в первую очередь так называемые хард-скиллы — навыки по специальности: создание дизайна у дизайнера, написание текстов у копирайтера, готовка у повара и так далее.
Я считаю, что повальное развитие софт-скиллов связано именно с повышением конкуренции среди исполнителей и развитием сервисов. В любой момент можно уйти к другому специалисту или найти другого клиента.
К сервисам люди тоже привыкли: быстрая работа банков, молниеносные курьеры, вайфай в ресторанах. От фрилансеров ждут не меньшего, но они заработали репутацию бездельников, которые сутками не отвечают на телефон, сбегают с предоплатой и делают работу плохо. Среди моих знакомых и связей в дизайн-сфере таких давно нет, но дурная слава распространяется быстрее хорошей репутации. А хорошие специалисты с плохим набором софт-скиллов уже с большим трудом находят себе проекты.
Ниже разберу, какие софт-скиллы я считаю особенно важными для фрилансера.
Как победить выгорание
Управление временем, или тайм-менеджмент
Ответ с запасом. Я использую совет моего преподавателя: если думаешь, что проект займет день, — закладывай три. Месяц — закладывай три. Год — ну вы поняли. Иногда все складывается хорошо и проект рождается без усилий. Но любой, кто занимался креативной работой, знает о всевозможных творческих кризисах и прокрастинации, когда нужно походить, подумать, чаю попить, обсудить задачу с коллегами, — и на все это уходит время.
Точный ответ. Для него понадобится среднее арифметическое всех похожих проектов. Чтобы посчитать его, надо в течение недели последить, на что уходит время.
Самый простой способ — установить на неделю трекер, например Toggle. Можно хоть с секундомером сидеть и в гугл-таблицу записывать. Вот я проснулась. 15 минут валялась в кровати. За 30 минут умылась. Час на завтрак. 40 минут — дорога на работу.
Теперь важно ничего не упустить. Созвон с клиентом, исследование, первые скетчи, разговор с коллегой о проекте, обед и перерыв на кофе. Все фиксируется в трекере. Поначалу сложно помнить о переключении таймера, но надо стараться возвращать себя к нему.
Если собрать статистику, можно переструктурировать рабочий день, убрать из него лишнее и понять, куда утекают часы. Например, не проверять почту каждые полчаса по пять минут, а поставить будильник на 12:00, 16:00 и 20:00.
Главная ошибка — пытаться успеть все за один день. Тайм-менеджмент не о том, как сделать миллион дел, а о том, как планировать день с учетом приоритетов, временных, физических и личностных ресурсов, включая время для отдыха и перезагрузки. Хорошая практика — начинать планирование дня, недели и месяца со слотов для отпуска и свободного времени и только потом добавлять рабочие таски и встречи.
Последнее особенно полезно фрилансерам и удаленщикам: им трудно оставить работу на работе и не занимать выходные. Для этого и нужно понимать, на что уходит время.
О тайм-менеджменте написано много книг, но лучшая, на мой взгляд, «Сделай это завтра» Марка Форстера. Посыл книги — наше время ограничено, а мозгу не всегда хочется делать запланированное. Марк предлагает систему конечных списков, по которым есть условно 10 дел, ни больше ни меньше. Так мы создаем себе ограничения и автоматически расставляем приоритеты срочности и важности.
Если мне что-то нужно сделать прямо сейчас, то сначала думаю, действительно ли задача настолько срочная или она спокойно ждет до завтра. Если ждет — переношу. Если не ждет — заменяем уже существующую запись, если текущий список полон. Отдельного внимания заслуживают рассуждения Марка об обмане мозга и работе с ленью и прокрастинацией, которой не существует.
Мне удобно вести учет в Todoist. Вначале я записывала все задачи и время, которое они занимают. Рядом с задачей ставила иконку будильника, если она занимала час, две — если два часа и так далее. Опытным путем я выяснила, что в день умещалось 10 будильников. Если появлялась новая задача, я переносила ее на следующий день или на любой другой свободный слот. Сейчас возвращаюсь к этому способу, когда у меня много задач и мало времени, а тайминг должен быть ювелирным.
Если вы руководите командой, тем более важно представлять, у кого сколько времени уйдет на задачу. Например, один сотрудник быстро сделает отчет, но над письмом будет сидеть два часа. В планировании своего времени нужно учитывать и время клиента: сколько уйдет на правки, в какой срок он рассмотрит работу.
Организованность
Под организованностью я подразумеваю четкие процессы — чтобы и я знала, как работаю, и коллеги могли всегда подхватить мои задачи.
Организованность рабочих процессов. Организованность начинается с настройки процессов. Уже на этапе тайм-менеджмента у вас сложилось понимание того, как проходит день и из чего состоит работа. Теперь распределим дела по категориям и выстроим их в понятную последовательность.
Приведу пример. Моя работа в основном состоит из следующих этапов:
У других специалистов этапы могут отличаться, но смысл в том, что у каждого шага есть своя причина. Если я скажу клиенту, что мне нужно потратить месяц своего времени и чемодан его денег для первых скетчей — на первые три пункта, — он может не понять зачем. Моя задача — описать ему важность этих процессов, а до этого — сформулировать ее самостоятельно для себя.
По этим этапам я формирую простой и прозрачный план работ. План меняется в зависимости от проекта и задач, но в любой момент и я, и клиент понимаем, где мы сейчас находимся, сколько времени еще займет проект и что уже было сделано. В случае с креативными индустриями такой план помогает успокоить клиента, который идет в неизвестность и до конца не может визуализировать конечный результат.
Зоны ответственности. Я думаю, главное — понять, где заканчивается твоя и начинается чужая ответственность. Перед началом проекта или задачи я уточняю, что делаю и зачем, кто готовит материалы, кто отвечает за документы, кому звонить в случае вопросов и кто принимает решения. Так работа пойдет быстрее и проще. Не страшно задавать вопросы, страшно делать вид, что все понимаешь и во всем разбираешься, если это не так.
Подготовка материалов. Практически все дизайнеры сталкивались с макетами других дизайнеров, на которые не посмотреть без слез. В других профессиях похожее тоже случается: иногда проще сделать работу самому, чем разбираться в чужой.
Спасает организованность и структурность. Я много делегирую и знаю, что любой мой файл может подцепить любой подрядчик, быстро разобравшись, что где лежит. Я храню файлы так, что могу отыскать шрифт, картинку или исходник из «Дропбокса» за пять минут. Система экономит много времени и спасает от гигантских списков «где что лежит и как этим пользоваться».
Соблюдение договоренностей. В суете легко забыть о встречах, обещаниях. Я, к примеру, сразу заношу задачи в календарь, даже если они начнутся через два месяца.
Переговоры и деловое общение
Коммуникации касаются многих вещей, но в моем контексте это ведение переговоров: как настаивать на своем, получать лучшие условия, не теряя уважения к клиенту.
Проговаривать рабочие ситуации. Я сразу говорю, если меня что-то не устраивает, если мне непонятно, некомфортно или у меня не получается. Желательно делать так сразу, чтобы не накапливать негатив и раздражение.
Объяснять, какую услугу вы продаете. Многие дизайнеры считают, что они продают только дизайн. На самом деле они продают дизайн, время, навыки, лицензию на использование и возможность использовать исходники. Все это стоит денег — и нужно понимать сколько. То же касается и других профессий.
Так, клиент может и не знать, что такое лицензия и почему я хочу денег за исходники. Но у клиента нет желания обмануть — есть только непонимание ситуации. Если спокойно объяснить, конфликта, скорее всего, не будет.
Обсуждать деньги. Многие фрилансеры избегают или боятся говорить о деньгах. Но в деньгах нет эмоций, это просто цифры, их нужно научиться обсуждать.
Обдумывая проект, я прикидываю время и ресурсы. Рассчитываю стоимость рабочего часа, умножаю на эту стоимость часы проекта и добавляю 20% на непредвиденные затраты.
Знать права и обязанности. Есть не только обязанности, но и права: право на отдых, сон, достойную оплату, высказывание мнения, вежливое обращение. Я стараюсь помнить это и не забывать об отдыхе в угоду клиенту. Он купил не меня, он купил у меня услугу. Софт-скиллы часто воспринимают как оправдание рабства, мол, это умение адаптироваться под ситуацию, но это не так.
Если у клиента бюджет меньше, чем я рассчитывала, то можно запланировать на проект больше времени и параллельно взять что-то еще или исключить из договоренностей какую-то часть работы, например составление документов на моей стороне или передачу исходников. Не соглашайтесь сразу на все, лишь бы взять заказ.
Не воевать с клиентами. Чаще всего «война» начинается с предположения, что клиент разбирается в вашей работе или вы разбираетесь в специфике клиента.
Решение общей задачи — взаимовыгодное сотрудничество, равноценный обмен. Я делаю работу, клиент платит деньги. По крайней мере, моя задача — сделать обмен равноценным, а если не получилось — передоговориться или разойтись.
Сохранять уважение. Клиент надеется, что я решу его задачу, а не добавлю новых проблем. Клиент ведет свой бизнес успешно, если у него есть возможность оплатить услуги. Он точно так же вкладывается в процесс, ведет переговоры, собирает материалы для работы. Это достойно уважения.
Так же и любой человек, который оказался со мной в команде, достоин уважения: он прошел собеседование, сделал тестовое, показал себя лучшим из кандидатов. Важно дать ему шанс. Люди ошибаются, это нормально. Устраивать публичную порку не стоит. Задача начальника — защищать интересы своих людей. Я всегда хвалю прилюдно, а ругаю за закрытыми дверьми.
Готовить отчеты о проделанной работе. Даже если проект длится несколько месяцев и подразумевает всего два касания с клиентом, я раз в неделю пишу что-то вроде: «Мария, добрый день. Процесс идет, файлы будут готовы, как договаривались, к 16:00 вторника, сейчас мы отрисовываем финальные макеты для презентации и готовы в среду после обеда их обсудить. Подскажите, с вашей стороны все в силе? Вам хватит времени на принятие решения?»
Так клиент видит, что о нем не забыли и работа идет по плану. Если я выбиваюсь из графика, отчет — хороший способ прояснить проблему. В такие моменты я максимально честно и подробно рассказываю, что пошло не так и почему, сколько времени ушло на решение, на каком я этапе и какие перспективы у готовности проекта. В моей практике клиент ни разу не отказывал в сдаче чуть позже, не ругался, не лишал части оплаты. Если сразу предупреждать о проблемах, чаще всего все всё понимают, форс-мажоры случаются у каждого.
Не надо отчитываться несколько раз в день, раза в неделю более чем достаточно. Получается, что так мы экономим чужое время. Всегда приятно, когда к вашему времени относятся с уважением и пониманием.
Конфетка на покрывале. Я всегда думаю, что в моей работе может быть «конфетой на покрывале» для клиента. Например, к одному из клиентов я катаюсь с бутылкой хорошего вина на закрытие документов по проекту, но не остаюсь на распитие этой бутылки, а просто делаю команде небольшой подарок. Копирайтер может приехать с распечатанными текстами, иллюстратор — предложить два варианта цветовой гаммы на выбор. Основной критерий — это небольшой бонус, который потребует немного времени и ресурсов. Если ресурсов тратится много, имеет смысл это осметить и добавить в работу, если у клиента есть потребность в этой услуге.
Если интересно побольше узнать о переговорах, советую книгу «Договориться можно обо всем» Гэвина Кеннеди. Основной посыл, который я вынесла, именно в балансе: нельзя просто так соглашаться на любые условия, просто потому что клиент попросил. Напоминаю: всегда можно выбрать как другого клиента, так и другого исполнителя. Еще книга хороша тем, что почти в каждой главе есть пример переговоров или тест с разбором частых подводных камней. Получается почти игровой формат.
Самопродажи и самопрезентация
Сложно стать коммерчески успешным специалистом, если про тебя никто не знает, а ты сам молчишь. Выбор заключается в том, чтобы или развивать навыки самопрезентации и продаж, или нанять агента.
Все начинается с нескольких сложных вопросов: каким специалистом я хочу стать, в чем мои сильные и слабые стороны, как я хочу, чтобы обо мне отзывались коллеги и клиенты? Вопросы формируют образ и список качеств, которые сейчас развиты не в полной мере. С ним можно работать: собрать крепкое портфолио, научиться продавать свои услуги, завести блог.
Портфолио. На собеседованиях в первую очередь просят портфолио. Картинки, текст, видео — все должно быть под рукой, в хорошем качестве и максимально полно описывать меня как специалиста. В конце каждого проекта я отвожу время на пополнение портфолио. Это тоже часть рабочего процесса. То же касается и других профессий.
Если работа не совпадает с амбициями, можно попробовать сделать проект для себя и рассказать о нем.
Ведение блога. Важно рассказывать о своей работе и делать это интересно. «Инстаграм» в этом плане — уникальная площадка, там можно подсмотреть, как рассказывают о себе архитекторы, юристы, финансисты, дизайнеры и многие другие специалисты. Даже если работа не предполагает немедленных и ярких результатов, блог можно построить на рассказах про должностные обязанности и рабочие процессы.
Продажи. Хороший блог и приятное портфолио — не залог коммерческого успеха. Все равно придется учиться продажам. Важно понять, какие услуги вы оказываете и кому, попасть в свою среду. Если ваш проект для миллионеров — не стоит пытаться продавать его студентам.
Одна из ЦА этой статьи — фрилансеры, и во многом я фокусировалась на решении болей именно фрилансеров. К примеру, многие фрилансеры мало отдыхают, поэтому я предложила вариант решения этой проблемы: сначала планировать отдых, а потом — работу.
Мотивация и саморазвитие
Отдых. Выгорание и трудоголизм никого не сделали счастливым. По себе я поняла, что могу оттягивать отдых сколько угодно: всегда есть проекты, задачи и недоделанное портфолио. Но если я не восстановлюсь, буду работать медленнее и хуже. Поэтому я покупаю билеты на определенные даты, а дальше бежать некуда. И клиенты всё понимают, и проекты ставятся на паузу, и мир не останавливается.
Постоянное обучение. Если специалист применяет только навыки, полученные в школе или институте, его очень скоро обойдут. Мне учеба помогает не останавливаться в развитии. Учат выставки, книги, мероприятия, собственный опыт, например задачи, которые я еще не делала.
Расширять кругозор можно не только в своей области, но и в смежных, и даже не связанных. Кто-то ходит на специфический спорт, кто-то — в музеи, кто-то читает про астрономию, а кто-то записался на курсы по керамике. Никогда не знаешь, как в жизни поможет новый навык. Главное, считаю, чтобы нравился процесс.
Терапия. Развить осознанность и понять, кто вы и что вы, беречь силы, грамотно расставлять приоритеты, разбираться со страшными «психологическими» вопросами и успешно работать над собой, незаметно не развалиться и не выгореть — в этом могут помочь книги по саморазвитию, но лучше найти психолога.
К моему удовольствию, сейчас многие ходят на терапию, разбираются в себе и развиваются как личности. Кто пока не готов — читают книги, ходят на йогу, медитируют и обучаются на своем опыте. У каждого возникают трудности с общением, развитием, мотивацией или трудоголизмом. Не стыдно попросить о помощи.
Вместо итогов: делегирование
Возможно, дочитав до этого момента, вы думаете: да никому не выполнить написанное на 100%. И это так. Если у меня что-то совсем не получается или не приносит удовольствия, стараюсь поручить это другому. Для себя оставляю самое интересное. Делегирование — отдельный навык, который тоже нужно развить.
Нормальная практика — нанять человека на портфолио, заплатить таргетологу, взять консультацию у бухгалтера, отдать текст для блога корректору или попросить менеджера вести переговоры за вас. Я считаю, что можно не быть специалистом по любому из этих вопросов, но разбираться в них нужно. Так вы сможете проконтролировать и процесс, и результат, если передаете работу другому человеку.
Soft skills — новые hard skills: стратегия по развитию «гибких» навыков
Об эксперте: Александр Альперн, CEO и основатель Webinar.ru.
Ценность «гибких» навыков в современном мире догнала профессиональную экспертизу: об этом говорят опросы работодателей. Их эффективность уже научились измерять в конкретных KPI. После обучения soft skills производительность сотрудников вырастает на 12%, а возврат инвестиций составляет 250%, согласно оценкам Бостонского колледжа и ведущих вузов США. А по данным совместного исследования Гарварда, Стэнфорда и фонда Карнеги, 85% успеха в работе зависит от этого вида экспертизы.
Soft skills — надпрофессиональные навыки, которые помогают решать жизненные задачи и работать с другими людьми. Независимо от специальности вам понадобятся хотя бы несколько «гибких навыков». Чтобы добиться успеха на работе, нужно уметь хорошо ладить с коллегами, клиентами, менеджерами и начальниками. Soft skills нельзя научиться на тренинге или курсе, они закладываются в детстве и развиваются в течение всей жизни. Поэтому работодатели особенно ценят людей, у которых они хорошо развиты. Soft skills полезны в любых сферах, формируются в детстве и связаны с эмоциональным интеллектом.
Автоматизация нуждается в soft skills
Казалось бы, soft skills уже настолько на слуху, что обучение можно было бы поставить на конвейер или вообще сделать обязательным компонентом государственной программы в школах и вузах. Частично это происходит в западном образовании, где широко используются форматы смешанного обучения, предполагающие самостоятельный анализ информации и работу в командах. Однако разрыв в навыках все увеличивается.
Согласно оценке McKinsey, потребность в soft skills непосредственно связана с автоматизацией, а она растет опережающими темпами. Никакая система образования, включая дополнительное, просто не успевает за спросом бизнеса. Рекрутерам сложнее всего найти кандидатов, которые обладают следующими навыками:
умение принимать решения в проблемных ситуациях;
критическое и инновационное мышление;
умение справляться со сложными и неоднозначными задачами;
Больше всего от нехватки нужных качеств страдают самые автоматизированные отрасли. HR-специалисты называют четыре сферы, для которых охота за гибкими навыками будет приоритетом в 2021 году:
Анализ данных, ИТ, мобайл, web-дизайн;
Продажи и маркетинг;
Снабжение и управление поставками; HR.
Как оценить глубину пробела в навыках
На западе рекрутеры борются с нехваткой гибких навыков, устанавливая равные пропорции между наймом подходящих кандидатов и переквалификацией действующих сотрудников. Дело в том, что такая гибридная экспертиза — редкость, и бизнесу трудно найти готовых специалистов на рынке труда, их приходится переманивать из других компаний. Поиск может растянуться на долгий период, а текущие задачи бизнеса нужно закрывать уже сейчас. Поэтому в ход идут корпоративные программы обучения.
Чтобы понять, как и чему учить сотрудников, нужно сначала оценить реальный уровень навыков. Это поможет сделать обучение более гибким и мобильным. Самый простой и доступный способ — тесты-опросы сотрудников по уже готовой методике. Например, измерить soft skills можно с помощью инструментов вроде MindTools (решения для профессионального образования с годовой аудиторией в 24 млн пользователей). Тест фокусируется на пяти навыках: лидерство и менеджмент, разрешение проблем и принятие решений, коммуникативность, тайм-менеджмент, личная осознанность.
Второй вариант более сложный и подходит тем организациям, которые собираются внедрять полноценные цифровые профили сотрудников, которые охватывают всю экспертизу. Существуют специальные сервисы (например, Avilar), которые анализирует производительность сотрудников и на основе полученных данных создают портреты компетентности. Их можно сравнивать, выявляя зависимость между уровнем навыков у разных специалистов и показателями их производительности.
После того как пробелы выявлены, нужно подобрать соответствующие материалы и методики обучения. MindTools, например, предлагает готовые техники и инструменты для улучшения каждого из пяти ключевых гибких навыков. В любом случае, программа должны быть индивидуальной. Вместо традиционного подхода, когда «все учатся всему», отрываясь от рабочих задач, лучше разбивать обучение на блоки по группам навыков и уровню сложности. Каждый сотрудник, исходя из его профиля soft skills, получает индивидуальную программу, состоящую только из тех блоков, которые нужны именно ему.
Какие форматы подходят для обучения soft skills
Вебинары стали удобной альтернативой офлайн-тренингам. Этот формат позволяет нанять для проведения тренингов индустриальных экспертов из любой точки земного шара или задействовать собственных спикеров. Вебинары подходят для отработки навыков ведения переговоров, выступления на публике, работы в команде. Компания, специализирующаяся на корпоративных программах в области soft skills, SkillsCamp, использует вебинары для обучения клиентов, среди которых, например, Bank of Canada и международная организация «Армия спасения». Другой представитель образовательной ниши в области обучения soft skills, HRDG, который предоставляет тренировочные материалы по теме уже более сорока лет, разместил целую коллекцию вебинаров на сайте. Это записи регулярных онлайн-трансляций по таким темам, как навыки для успешного ведения переговоров, эмоциональный интеллект, конфликты и стресс, личностное развитие.
ИИ-помощники (чат-боты, голосовые боты). Они используются для оттачивания коммуникации, командного взаимодействия и даже эмпатии. Например, Skilly позволяет тренировать активное слушание, постановку вопросов, ненавязчивость. С помощью ИИ и технологии распознавания речи Барри (решение от Talespin) сотрудники компаний практикуют сложные реалистичные диалоги. Виртуальные помощники полезны еще и тем, что могут анализировать результаты и предлагать решения по их улучшению. Так, например, сервис Rocky, который помогает оттачивать лидерские навыки каждый день, суммирует показатели за неделю, чтобы оценить прогресс. Помимо этого, он подводит ежедневные итоги на основании достижения целей, поставленных на день.
VR отвечает за иммерсивное обучение, позволяет моделировать реальные ситуации и отрабатывать навык нужное количество раз. Ритейлер Walmart активно применяет виртуальную реальность для тренировки службы клиентской поддержки. В России технологию использует Сбербанк для развития эмпатии. С помощью VR сотрудники, которые работают с клиентами, меняются с ними местами. Так они могут понять, с какими проблемами сталкиваются посетители, учатся понимать их потребности, находить подход к инвалидам и пожилым людям. Компания также углубила проникновение VR в обучающую корпоративную среду на фоне сложной эпидемиологической ситуации в мире. Сбербанк Лизинг использует виртуальную реальность для обучения работников ключевым для бизнеса навыкам с помощью интерактивных голосовых симуляций от hrvr.Academy. VR-симуляции проходят сотрудники разных рангов, включая линейный персонал и руководителей. Это позволяет оттачивать навык продаж сложных продуктов и услуг, а также развивать управленческие качества. Симуляция максимально приближена к реальным условиям, так как запрограммирована на несколько вариантов развития событий. Виртуальный наставник, дающий обратную связь во время выполнения задания, помогает понять как то или иное действие влияет на ситуацию.
Как измерять эффективность обучения
Чтобы понять, было ли эффективным обучение, лучше всего прибегать к конкретным метрикам, для каждого бизнес-процесса они свои. Так, например, азиатский e-com гигант Zalora, обучая новых сотрудников отдела службы поддержки, столкнулся с рядом сложностей. Во-первых, было трудно измерить уровень их компетенций, во-вторых, то, как он коррелирует с метриками: степенью удовлетворенности пользователей, средним временем обработки клиента и количеством пройденных курсов. Настроить сквозную аналитику помогла платформа TalentLMS.
Ретейлер запустил на платформе восемь разных курсов и настроил по ним тесты с проходными порогами. Для тех, кто не сдал с первого раза, пороги увеличивали — это помогло удержать вовлеченность. Благодаря аналитике компания могла оценивать прогресс новичков в режиме реального времени, а главное — понимать как учеба каждого из них влияет на рост удовлетворенности клиентов и сокращение времени на обработку одного запроса.
В ситуации, когда отрицать важность гибких навыков бессмысленно, бизнесу остается лишь выработать эффективную стратегию по их развитию. Найм новых сотрудников не всегда является самым удачным решением. Компаниям все равно придется потратить ресурсы на обучение. Современные технологии помогают быстро и эффективно оптимизировать набор компетенций уже имеющихся работников, а также адаптировать новых с меньшими издержками. Более того, некоторые системы снимают организаторские задачи с HR, оставляя больше времени на другие важные задания.
Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.