Что такое smooth jazz

Smooth Jazz

Smooth Jazz

с середины 1970-х, США

«Smooth jazz» (приглаженный джаз) является продуктом стиля фьюжн, в котором подчёркнута смягчённая, приглаженная сторона музыки.

Вообще, «smooth jazz» полагается в большей степени на ритмы и мелодические линии вместо импровизации. В нём используются звуковые пласты синтезаторов, фанк-ритмы, фанк-бас, упругие линии гитары и трубы, альт- или сопрано-саксофона. Музыка не интеллектуальна, подобно хард-бопу, но она и не слишком энергична, как фанки или соул-джаз. Композиции «smooth jazz» выглядят упрощенно, поверхностно и отполировано, причём общее звучание имеет большее значение, чем индивидуальные части.

Характерными представителями стиля «smooth» являются Джордж Бенсон, Кенни Джи, группа «Fourplay», Дэвид Сэнборн, «Spyro Gyra», группа «The Yellowjackets», Расс Фриман (Russ Freeman).

Смотреть что такое «Smooth Jazz» в других словарях:

Smooth Jazz — wird als eine Spielart des Jazz verstanden. Diesem Begriff wird meist instrumental orientierte Musik zugeordnet, die Elemente aus Popmusik und Jazz miteinander verbindet, wobei die Tendenz zur Popmusik stark ausgeprägt ist und das Jazzelement… … Deutsch Wikipedia

Smooth jazz — es un subgénero del jazz, y concretamente del jazz fusión, influenciado estilísticamente por el rhythm and blues, el funk y el pop. Origen y evolución A mediados de la década de 1970 el jazz de fusión experimentó un viraje hacia terrenos más… … Wikipedia Español

Smooth jazz — For the Jones Radio Networks satellite service, see Smooth Jazz (radio network). Smooth jazz Stylistic origins Jazz fusion R B Funk Pop Cultural origins 1960s/1970s in the United States Typical instruments … Wikipedia

Smooth jazz — Le smooth jazz est une variante très accessible du jazz, utilisant des sonorités douces (smooth : doux, lisse en anglais), souvent avec un côté Jam du jazz et les influences de musique soul, funk et pop. Le smooth jazz peut être instrumental … Wikipédia en Français

Smooth jazz — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

smooth jazz — noun A modern form of jazz first developed in the 1970s that blends in elements of rhythm and blues … Wiktionary

Smooth Jazz (radio network) — Infobox Network network name = Smooth Jazz country = United States network type = Radio network available = National owner = Jones Radio Networks (through Triton Media Group) key people = launch date = Unknown at this time dissolved = September… … Wikipedia

Narada Smooth Jazz — Compilation album by Various artists Released 1997 Genre … Wikipedia

List of smooth jazz performers — The following artists and bands have performed smooth jazz.axophonists*Mindi Abair *Gerald Albright *Gato Barbieri *Walter Beasley *Michael Brecker *Tom Colclough *Steve Cole *Will Donato *Candy Dulfer *Richard Elliot *Kenny G *Euge Groove… … Wikipedia

Yolanda Adams Smooth Jazz Tribute — Infobox Album Name = Yolanda Adams Smooth Jazz Tribute Type = studio Artist = Yolanda Adams Released = start date|2007|03 Recorded = Genre = Length = Label = Producer = Reviews = Last album = This album = Next album = Yolanda Adams Smooth Jazz… … Wikipedia

Источник

Smooth jazz

Что такое smooth jazz. Смотреть фото Что такое smooth jazz. Смотреть картинку Что такое smooth jazz. Картинка про Что такое smooth jazz. Фото Что такое smooth jazz

Smooth jazz («мягкий джаз») — разновидность джаза, появившаяся в США в 1960—1970-е годы, существенное влияние на которую оказали такие направления, как ритм-н-блюз, фанк, рок и поп. Иногда переводится как «лёгкий джаз» или «гладкий джаз».

Движение началось в ранних 1970-х годах как фьюжн. Начало положили некоторые джазовые музыканты, такие как Quincy Jones, чтобы слить инструментальную виртуозность и импровизацию традиционного джаза, с современной, электронной чувствительностью. Инструмент, который стал самым широко связанным с этим направлением, — саксофон.

Характерным примером жанра из 70х можно считать композицию «Tell Me a Bedtime Story» — Quincy Jones, из 90х — «Between the Sheets» — Fourplay.

В 90х годах 20 века в жанре возникла тенденция вторичности — фоновой музыки для помещений, что привело к появлению множества однообразных, шаблонно сделанных треков.

Современное направление смуф-джаза — это более взрослая, чувственная музыка, рассчитанная на формат радиовещания.

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Smooth jazz» в других словарях:

Smooth Jazz — wird als eine Spielart des Jazz verstanden. Diesem Begriff wird meist instrumental orientierte Musik zugeordnet, die Elemente aus Popmusik und Jazz miteinander verbindet, wobei die Tendenz zur Popmusik stark ausgeprägt ist und das Jazzelement… … Deutsch Wikipedia

Smooth jazz — es un subgénero del jazz, y concretamente del jazz fusión, influenciado estilísticamente por el rhythm and blues, el funk y el pop. Origen y evolución A mediados de la década de 1970 el jazz de fusión experimentó un viraje hacia terrenos más… … Wikipedia Español

Smooth Jazz — Направление: джаз Истоки: ритм н блюз, фанк, джаз фьюжн, поп Место и время возникновения: 1960 70 е, США Годы расцвета: с середины 1970 х, США … Википедия

Smooth jazz — For the Jones Radio Networks satellite service, see Smooth Jazz (radio network). Smooth jazz Stylistic origins Jazz fusion R B Funk Pop Cultural origins 1960s/1970s in the United States Typical instruments … Wikipedia

Smooth jazz — Le smooth jazz est une variante très accessible du jazz, utilisant des sonorités douces (smooth : doux, lisse en anglais), souvent avec un côté Jam du jazz et les influences de musique soul, funk et pop. Le smooth jazz peut être instrumental … Wikipédia en Français

smooth jazz — noun A modern form of jazz first developed in the 1970s that blends in elements of rhythm and blues … Wiktionary

Smooth Jazz (radio network) — Infobox Network network name = Smooth Jazz country = United States network type = Radio network available = National owner = Jones Radio Networks (through Triton Media Group) key people = launch date = Unknown at this time dissolved = September… … Wikipedia

Narada Smooth Jazz — Compilation album by Various artists Released 1997 Genre … Wikipedia

List of smooth jazz performers — The following artists and bands have performed smooth jazz.axophonists*Mindi Abair *Gerald Albright *Gato Barbieri *Walter Beasley *Michael Brecker *Tom Colclough *Steve Cole *Will Donato *Candy Dulfer *Richard Elliot *Kenny G *Euge Groove… … Wikipedia

Yolanda Adams Smooth Jazz Tribute — Infobox Album Name = Yolanda Adams Smooth Jazz Tribute Type = studio Artist = Yolanda Adams Released = start date|2007|03 Recorded = Genre = Length = Label = Producer = Reviews = Last album = This album = Next album = Yolanda Adams Smooth Jazz… … Wikipedia

Источник

Smooth… джаз ли это?

Что такое smooth jazz. Смотреть фото Что такое smooth jazz. Смотреть картинку Что такое smooth jazz. Картинка про Что такое smooth jazz. Фото Что такое smooth jazz

Обложка альбома в cтиле Smooth Jazz. Атмосфера коктейль-вечеринки весьма адекватна этой музыке.

Бывает, мы слышим в разговоре фразу: “мне нравится любая хорошая музыка, классика, рок, джаз…” Обычно с классикой и роком все более-менее понятно. Другое дело с джазом. При попытке выяснить, что именно собеседник имеет в виду под формулировкой “хорошего джаза”, или каких исполнителей предпочитает, часто говорят пространное: “…да просто красивый, мелодичный джаз, тот, что по радио передают, в машине можно послушать”. В большинстве случаев речь идет о таком явлении, как Smooth Jazz (“мягкий, спокойный” джаз), одном из разновидностей стиля Lounge (“лаунж”). Это та самая музыка, которую нередко можно услышать в холлах отелей, в аэропортах, дорогих супермаркетах, на развлекательных FM-станциях, и которую многие наши современники и воспринимают под джазом.

Так что же это за направление? Совершим небольшой экскурс в историю… В 40-50 годах XX века, джаз фактически был мейнстрим-направлением в американской эстрадной музыке. Его играли в дансингах, ресторанах, клубах, транслировали по радио. Но на рубеже 50-60 годов рок-н-ролл, а с ним и электрифицированный ритм-энд-блюз, постепенно все более и более завоевывали молодую аудиторию. С одной стороны кризис в джазовом сообществе возник давно – отдельные виртуозы-экспериментаторы уходили в сторону столь сложных импровизационных форм, что обособились в закрытые, “элитарные” ниши. Вдобавок, свежие музыкальные течения привлекали меломанов более мощным драйвом, подкрепленным усилителями, электрогитарами и новыми усовершенствованными клавишными инструментами. Конкурировать с этим вторжением, имея в арсенале архаичные контрабас, саксофон и фортепиано – стало задачей нелегкой.

Что такое smooth jazz. Смотреть фото Что такое smooth jazz. Смотреть картинку Что такое smooth jazz. Картинка про Что такое smooth jazz. Фото Что такое smooth jazz

Но все же часть прогрессивных музыкантов из джазовой тусовки решились на перемены. Этому дополнительно послужило и внутреннее напряжение в среде инструменталистов, желавших открыть себе новые горизонты для творчества. Одним из первых начал внедрять в свою музыку элементы передовых направлений известный новатор и бэнд-лидер Майлз Дэвис, всегда державший нос по ветру. Пригласив к сотрудничеству таких личностей, как: гитарист-виртуоз Джон Маклафлин, клавишников Чика Кориа, Джо Завинула, саксофониста Уэйна Шортера и других – Дэвис записал в конце 60-х несколько этапных альбомов, главные из которых “In A Silent Way” (1969) и “Bitches Brew” (1970). Этот синтез музыки получил в дальнейшем название Fusion (“сплав”) и впоследствии перетек в стиль Jazz Rock. Сам Дэвис, ревнуя к успехам рокеров, даже запретил рекорд-компании ставить пометку jazz на своих пластинках, дабы не прослыть старомодным и не отпугивать тинейджеров в музыкальных магазинах, где альбомы продавались строго по разделам.

Что такое smooth jazz. Смотреть фото Что такое smooth jazz. Смотреть картинку Что такое smooth jazz. Картинка про Что такое smooth jazz. Фото Что такое smooth jazz

Продюсер Куинси Джонс. Этот человек раскрутил Майкла Джексона до уровня суперзвезды.

В 70-е годы ситуация в шоу-бизнесе еще более усугубилась. Коммерция все активнее внедрялась в искусство, золотая эпоха битников и хиппи с их высокими идеалами, психоделией, нескончаемыми творческими экспериментами уходила. Теперь труднее стало убедить записывающие компании и радиостанции выпускать сложную и авангардную музыку. Да и сама аудитория устала. Ей требовалось что-то более легкое и ритмичное по форме. Наступала эпоха глэм-рока, постепенно упростившегося до панк-рока. На этом фоне творили многие талантливые джазмены новой формации – пианист Хэрби Хэнкок, гитарист Джордж Бэнсон и др. Но их музыка уже не могла быть такой, как в предыдущее десятилетие. Аранжировки стали более поп-ориентированными и выхолощенными, звук приобрел лиричную мягкость. Известный продюсер Куинси Джонс, желая угодить пресыщенной публике, инициировал одну из первых записей того, что впоследствии критики окрестили термином Smooth Jazz. В этом направлении, при всем внешнем сходстве с первоисточником, постепенно утрачивались основные составляющие традиционного джаза. Джем (совместная импровизация) заменялся умелыми аранжировками, имитирующими этот процесс, чаще всего в угоду ритмической составляющей. Синкопирование почти нивелировалось, и поочередные солирования музыкантов тоже исчезли. Остались: эффектная ритмическая основа, довольно богато инструментованная перкуссионными, добавились синтезаторы, бас-гитара и электропиано. Из духовых доминировал саксофон, изредка труба.

Что такое smooth jazz. Смотреть фото Что такое smooth jazz. Смотреть картинку Что такое smooth jazz. Картинка про Что такое smooth jazz. Фото Что такое smooth jazz

Источник

Smooth-джаз

Что такое smooth jazz. Смотреть фото Что такое smooth jazz. Смотреть картинку Что такое smooth jazz. Картинка про Что такое smooth jazz. Фото Что такое smooth jazz

Что такое smooth jazz. Смотреть фото Что такое smooth jazz. Смотреть картинку Что такое smooth jazz. Картинка про Что такое smooth jazz. Фото Что такое smooth jazz

Термин «smooth»-джаз появился сравнительно недавно. Все, что критики и музыковеды склонны относить к этому, в общем-то, весьма конкретному и успешному направлению в современной музыке, истинным джазом считать не принято. Разговор о нем начнем с названия – с того, как правильно перевести на русский язык это слово, которое и произнести-то трудно из-за наличия в нем непривычного для нашего рта сочетания двух латинских букв «t» и «h». Для меня всегда было проблемой: «смут» или «смус»? Ни то, ни другое не подходит, потому как неблагозвучно. Поэтому в речи лучше пользоваться переводным термином: «приглаженный». А в текстах просто писать «smooth».

Для начала мне хотелось бы припомнить кое-что из личного опыта прибизительно сорокалетней давности. В середине 60-х, когда я считал себя изощренным знатоком джаза, меня страшно возмущало все, происходившее в нашей эстрадной музыке, где набирала силу «советская песня» нового типа, заметно отличавшаяся от довоенных советских песен, самые популярные из которых были сделаны Исааком Дунаевским, Александром Цфасманом, Сигизмундом Кацем, Даниилом Покрассом по образцу тогдашних американских хитов. И ничего – народ любил и пел эти песни. Все дело в том, что хитрый Сталин в 1935 году решил сделать джаз проводником советской идеологии. Зато вскоре после окончания Второй мировой войны он же объявил джаз вражеской и уродливой музыкой. Соответственно этому изменил свой вкус и послушный ему народ. И даже после смерти вождя компартия продолжила относиться к джазу как к чуждому нам явлению.

Начиная с середины 50-х, формируется новый тип «советской эстрадной песни» — смесь ложного партийно-комсомольского пафоса и кастрированной любовной лирики с доморощенными слащавыми гармониями. Создавали её композиторы нового поколения: Александр Флярковский, Арно Бабаджанян, Эдуард Колмановский, Аркадий Островский, Оскар Фельцман, Марк Фрадкин, Ян Френкель и ряд других. Даже творцы «серьезных» произведений, такие как Андрей Эшпай, иногда писали песни для кино, которые превращались в шлягеры. Многие композиторы за счет этого не только прославились, но и приобрели солидный статус в Союзе композиторов, а заодно и в структуре советской идеологии. К тому же, многие сделались еще и сказочно богатыми, поскольку их творения исполнялись по радио, телевидению и на концертах многочисленными солистами и вокально-инструментальными ансамблями. За каждое исполнение отчислялись «авторские», согласно рапортичкам. Но главный доход им приносило, как ни странно, исполнение песен в тысячах ресторанов страны Советов, где люди желали отдыхать под любимые мелодии.

Я все это знал, но меня не покидало недоумение: почему наши композиторы не используют в своих песнях джазовые гармонии, на которых построены все хиты Эллы Фитцджералд, Фрэнка Синатры, Нэт «Кинг» Коула? И тогда я решил сочинить, вопреки наметившийся тенденции, джазовую песню, используя «фирменные» гармонии и свинговый драйв. Не скрою, мысль о заработках в этом присутствовала, но главной не была. Ведь коммерческий успех приносил не только деньги (которых мне, как не признанному властями джазмену, всегда не хватало). Вместе с ним приходила определенная независимость и возможность успешнее продвигать дело джаза в нашей стране.

Не помню, на какой текст, я сочинил нечто в стиле песен Фрэнка Синатры и показал Юрию Саульскому – единственному тогда другу из официальных популярных композиторов. Он прослушал и сказал мне довольно простые, но мудрые слова: чтобы сочинять песни с расчетом на всенародную популярность, надо проникнуться вкусом масс и полюбить эстрадную песню. Во-вторых, для этого нужно бросить все и стать композитором-песенником. А то, что я принес ему – лишь добросовестная подделка под «фирму», чуждая массовому слушателю. Более того, в ней так и чувствуется нелюбовь к советской песне. Саульский был прав: я задумал обмануть и слушателя, и самого себя – ведь полюбить советскую эстраду я не мог, самые типичные ее образца вызывали у меня легкую тошноту.

Что такое smooth jazz. Смотреть фото Что такое smooth jazz. Смотреть картинку Что такое smooth jazz. Картинка про Что такое smooth jazz. Фото Что такое smooth jazz

Сам принцип его звукоизвлечения, а также построение формы пьес идет от одного из основоположников этого направления — Дэйвида Сэнборна.

Что такое smooth jazz. Смотреть фото Что такое smooth jazz. Смотреть картинку Что такое smooth jazz. Картинка про Что такое smooth jazz. Фото Что такое smooth jazz

Главной причиной нападок на весь этот «smooth-джаз» со стороны серьезных джазменов стала, пожалуй, не столько ориентация на электронные инструменты и технологии, сколько сокращение до минимума доли и самой роли импровизаций в пьесах. Солирование, этот главный признак джаза, отошло здесь на задний план. Хотя, если говорить о ритмическом наполнении такой музыки, то во многих композициях есть драйв на грани с истиным фанком или «фанки-фьюжн» — но не переходящий её. Поскольку тогда эта музыка, заставив слушателя сосредоточиться, перейдет в другой разряд и потеряет основного потребителя – вяловатого, желающего отдохнуть от проблем, при этом считающего себя современным и соответствующим моде. Недаром американские FM-радиостанции, передающие «smooth», нередко называют его «cool-джаз», что на нынешнем молодежном сленге означает «модный», «крутой» — а вовсе не «прохладный», как это было после 1949 года.
Если обратиться к allmusic.com, к одному из крупнейших музыкальных сайтов, там царит терминологическая неразбериха: одни и те же артисты помещены в самые разные стилевые рубрики, начиная от «smooth», и далее «contemporary-jazz» «jazz-pop» «crossover-jazz», не говоря о «funky-fusion» или просто «fusion». Тут и Хэрп Альберт, и Куинси Джонс, Боб Джеймс, Гровер Уашингтон, Кенни Джи, Том Скотт, Эрл Клуг, Джордж Бенсон, Чак Манджионе, Кэнди Далфер, Брайен Калберстоун, Эрик Мариенталь – и сам Дэйв Коз.

В мире джаза раздвоение на истинный и подделку началось давно – чуть ли не в 20-е годы прошлого века. Тогда появились два термина, отражавших это противостояние: «hot» и «sweet», «горячий» и «сладкий». Позднее, в эру биг-бэндов, противопоставлялись уже истинный «свинг» и «сладкий» танцевальный джаз. Но по-новому конфликт обострился, когда в конце 60-х Майлз Дэйвис, услышав, как Джо Завинул играет на только что появившейся примитивной модели электропиано «Wurlitzer», вплотную заинтересовался электронными инструментами. Вскоре после этого появился «Rhodes», и Дэйвис пригласил молодого Херби Хэнкока играть на нем, а на бас-гитаре заставил играть английского контрабасиста Дэйва Холланда – поскольку Рон Картер, постоянный до этого соратник Дэйвиса бросать контрабас не захотел. Позже, введя еще и электрогитариста, Дэйвис начал выступать для хипповой аудитории на открытых площадках типа «Fillmor West» на «разогреве» перед психоделическими рок-группами, такими как «Grateful Dead». Тогда многие джазмены и критики обрушились на Майлза, обвиняя во всех тяжких грехах, и в первую очередь — в отступлении от джаза ради дешевой популярности. А у Дэйвиса была совсем другая цель. Ему было больно видеть, как для нового поколения слушателей джаз становится музейным искусством, как резко падают продажи джазовых пластинок, закрываются джаз-клубы. Все это касалось и его самого, а он со своим обостренным самолюбием не мог такого допустить. То, что ему тогда удалось, трудно переоценить. Его альбом «Bitches Brew», как и другие записи того периода, разошелся огромными тиражами, и покупали его молодые белые хиппи. Причем музыка там совсем не примитивная: сплав («фьюжн») атонального фри-джаза с фанком и ритмическими рок-фактурами. Молодое поколение восприняло все это как свою музыку – и не как рок, а как свой джаз. Зато узколобые джазмены сочли это «рок-н-роллом», не более того. Я прекрасно помню те времена, когда взять в руки бас-гитару вместо контрабаса считалось переходом в рок-культуру. А о применении синтезаторов или электрогитар с квакушками, фэйзерами и флэнжерами и говорить нечего. Музыка позднего Дэйвиса, времен «TUTU» или «Doobop Sound» тоже не очень-то признавалась джазом – хотя сам Майлз давно был признан его «классиком».

Именно в 80-е и расцвел пышным цветом «smooth-джаз». Замечу, что попутно в недрах постпанковской «новой волны» вдруг появились молодежные группы, которые трудно было классифицировать: «Shakatak», «Spyro Gira» или «Mezzoforte». Музыка этих групп по наполнению все-таки ближе к «smooth». Но по интенции, по намерениям молодых музыкантов, а также по наличию там импровизационных фрагментов ее можно считать именно джазом – слегка упрощенным, местами даже наивным.

Дэйвид Сэнборн, начинавший в ранних джаз-рок группах, перешел на новый звук, сразу ставший эталоном для молодых альт-саксофонистов. А вскоре появилась новая рубрика в категории хит-парадов – «Smooth», и заполнили ее свежие имена тех, кто исповедывал четко выраженные эстетические принципы: никаких проблем, красивость (местами доходящая до слащавости), короткие пьесы (а, значит, короткие соло), ритмическая ориениация – на фанки-фьюжн, но сильно разбавленный энергетически, применение компьютерного бэкграунда (фонограммы, лупы, сэмплы и т.п.).

Так вот и захватили первые места хит-парадов саксофонисты Кенни Джи (Инокентий Горелик, выходец из Беларуси), красивая девушка Кэнди Далфер и Дэйв Коз. А к середине 90-х популярность Кенни Джи достигла такого уровня, что ему были присвоены в 1993 году сразу несколько премий «Грэмми» причем по джазовым номинациям. Это вызвало такую волну возмущения в среде джазменов, что даже такой интеллигентный, а главное – современно мыслящий музыкант как Пэт Метени с несвойственной ему резкостью прокомментировал этот факт в интервью журналу «Down Beat». Я помню, как еще в середине 80-х столкнулся с таким словечком – «мьюзак», которым американские джазмены и критики обзывали все, что, будучи внешне похожим на джаз, таковым, по их мнению, не являлось и даже в каком-то смысле дискредитировало его. Если не ошибаюсь, под это язвительное определение одними из первых подпали альбомы Боба Джеймса из его серии, остроумно названной «Foreplay. Between The Sheets». А в конце 80-х – начале 90-х, когда начал стихать бум новомодного направления «new age», а к его главным потребителям, новому поколению преуспевающих «яппи» (Young Urban Professionals), резко ухудшилось отношение со стороны молодежи, появился еще один термин – «elevator-music», «музыка лифтов». Он точно отразил места, где постоянно транслировалась музыка, не вызывающая сильных эмоций, успокаивающая и незаметная – лифты в гигантских офисах и аэропорты с их лестницами-эскалаторами. Так слились два жанра: «new age» и «smooth».

В 80-е годы на моих глазах возник качественно новый тип любителей джаза, ориентированных именно на «мьюзак». Его составили, с одной стороны, часть немолодых джазфэнов, уставших от хардбопа или авангарда, и перестроившихся вместе с тем же Бобом Джеймсом на легкую для восприятия музыку. С другой стороны, у неё появились молодые поклонники, которых не устраивали простенькие «хэви-метал», «диско» и «рэп». Паркер или Колтрейн были им не по зубам, вдобавок считались нафталинными «классиками». А «smooth» и стал для них «современным джазом», отвечающим их самощущению в обществе.

Теперь о том, почему этот стиль так неприемлют джазовые пуритане. В нем, на мой взгляд, есть то, что недоступно серьезным джазменам, обладающим, казалось бы, неограниченными техническими возможностями, но не добившимся успеха на коммерческой ниве. Их формула «я тоже так бы смог, если бы захотел» в данном случае не срабатывает.

Во-первых, почему-то «не захотел». У разных людей это происходит по разным причинам. Некоторым из них талант, данный от рождения, подсказывает, что менять судьбу таким способом не стоит. В частности, у Майлза Дэйвиса в самом начале его творческого пути были два подобных случая. В 1948 году, когда он, попав в квинтет Чарли Паркера, приобрел первую популярность его заприметил сам Дюк Эллингтон. Он пригласил Дэйвиса в свой оркестр. Любой трубач счел бы за счастье попасть туда, но не Майлз. Он как будто предвидел свой путь новатора в джазе и отказался. Дюк оценил этот шаг и не обиделся. Второе испытание судьба подкинула Дэйвису в 1949 году, когда он выехал в Париж, на фестиваль джаза, где был принят с восторгом, впервые почувствовав себя равноправным человеком, а не притесняемым американским негром. Майлз подружился с выдающимися писателями и художниками Франции, а также познакомился с кинозвездой Жюльетт Греко – и влюбился в нее. Сам Жан Поль Сартр, видя, сколь сильны их чувства, посоветовал Майлзу жениться на Жюльетт и остаться в Париже. Майлз и здесь не внял совету. Что-то подсказало ему, что в этом случае он не выполнит своего предназначения – неоднократно менять ход развития джаза.

У других – все гораздо проще. Они считают, что если появляется шанс проявить себя в чем-то более выгодно, грех им не воспользоваться, но… У кого-то это получается, у кого-то – нет, как ни старайся. Значит, такая судьба: пользоваться тем, что дано, уважением в узком кругу поклонников. И если не «дергаться», упрямо гнуть свою линию, то через годы старание вознаградится, уважение знатоков перейдет в широкое признание, а затем и в преуспевание. Именно так образуются «классики», «основоположники», чьи имена заносят в джазовые и энциклопедии, о ком пишут воспоминания.

Вернемся Дэйву Козу и «smooth-джазу». Занять ведущие позиции в хитпарадах этого жанра, неимоверно трудно. Не берусь судить о том, почему Коз выбрал именно этот путь, но уверен, что его решение было правильным. Мне не довелось слышать, в какой степени он овладел техникой бопа, модального или атонального джаза, но подозреваю, что его профессионализм позволил бы ему играть во многих стилях. Только ему этого, скорее всего, не надо. Хотя его короткие соло в манере «фанки-фьюжн» безупречны. Кстати, грань между «smooth» и «фанки-фьюжн» размыта, в некоторых случаях не понять, что это: смягченный «фанки-фьюжн» или жесткий «smooth»? Вдобавок, работает временной фактор. Помню, в начале 70-х первые записи «Crusaders» или ансамбля Гровера Уашингтона воспринимались как «фанки-джаз», некоторые даже думали, что это «джаз-рок». Сейчас же это слушается как типичный «smooth». Возможно, через десяток лет все, что считается «smooth-джазом», будет восприниматься как устаревший истинный джаз.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *