Что такое shooting brake
Shooting brake
Shooting brake – это весьма неоднозначный тип автомобильного кузова, который возник в XIX столетии, но сейчас в него вкладывается совершенно иной смысл.
Первоначально кузов типа Shooting brake создавался исключительно для охоты, а также транспортировки как непосредственно охотников, так и их оборудования, вооружения и добычи.
Сегодня определение Shooting brake означает 2-дверный кузов универсал, выполненный на базе спорткара. Его отличие от последнего заключается в большем объеме багажного отсека, что позволяет транспортировать габаритные грузы.
Начало истории
Кузов типа «Шутинг брейк» был сконструирован для охотников. Внешне он представлял собой фургон, внутри которого вдоль бортов были смонтированы лавочки. Кроме того, имелись и специальные оружейные отделы, где хранились ружья, а еще отсеки для складирования дичи.
Особенностью фургонов, которые использовались для классической охоты или сафари, было отсутствие окон и дверей. Их заменяли специальные занавески, выполненные из брезента. Это было необходимо, так как законы того времени категорически запрещали стрельбу на ходу. А выбежать наружу через брезентовые шторки можно намного быстрее, чем через двери. Да и от дождя и ветра брезент прикрывал неплохо.
60-90-е годы
С начала 60-х годов сегмент Shooting brake трансформируется и изменяется. Как раз тогда это название начинает использоваться в отношении 2-дверных автомобилей в кузове универсал, разработанных на основе спорткаров. Их главным отличием была задняя часть кузова – не покатая, как у купе, а более массивная.
В это время названием Shooting brake получили и автомобили, использовавшиеся для транспортировки пассажиров и их грузов до железнодорожных вокзалов. Назывались они station wagon.
Наиболее известными стали модели DB5 Vantage от Aston Martin, Ferrari 365 Daytona и Jaguar XK150.
Современность
В наши дни понятие Shooting brake постепенно расширяется – в эту категорию относят также 2-дверные купе и 3-дверные хэтчбеки. Одним из наиболее известных и противоречивых представителей сегмента является Mercedes-Benz CLS Shooting Brake, который был представлен публике в 2010 году в Пекине. Нападки критиков на него начались практически сразу из-за 5-дверного кузова. Но дизайнеры и конструкторы ответили, что современные Shooting brake определяются не числом дверей, а дизайнерскими изысками и впечатляющими техническими характеристиками.
Тонкости
Данный тип кузова легко спутать с типом breadvan. Его главное отличие заключается в том, что подобный вид применяется в серийных моделях – исключительно в гоночных. А пионером в этом отношении стала модель Ferrari 250 GT, выпущенная в 1962 году.
Стрельба на поражение: история кузова Shooting brake
Автомобиль, который способен удовлетворить нужды охотника, гольфиста и путешественника. Подробно о том, как создавался данный тип кузова и какие вариации он принимал за более чем 100-летнюю историю.
Стоя в очередной раз в московской многочасовой пробке, часто обращаешь внимание на интересные и красивые автомобили. Многие из вас ни раз замечали Mercedes CLA-класс или CLS-класс в так называемом кузове Shooting brake – стремительный универсал с ниспадающими задними стойками, который манит своей грацией и утонченностью. Но откуда у универсала от Mercedes-Benz такое незнакомое название? Что оно означает? И почему другие универсалы не носят это гордое имя?
История данного типа кузова начинается ни много, ни мало с повального увлечения в XIX столетии охотой среди обеспеченных и влиятельных людей.
Обыкновенный Rolls-Royce с роскошным кожаным салоном и скромным багажным отделением не мог перевезти ни охотничий скраб, ни вооружение. О транспортировке подстреленной дичи не могло идти и речи.
Первый построенный Shooting brake представлял собой двухдверный фургон с деревянным кузовом с продольными «лавочками» внутри, располагавшимися в задней части автомобиля. Для вооружения и дичи были предусмотрены особые изолированные отсеки. Такой «охотничий универсал» вмещал до 8-ми человек и являлся незаменимой игрушкой для богачей.
Главной особенностью данных автомобилей являлись брезентовые занавески вместо задних окон.
Время неизбежно бежит, не щадя никого. Появились внедорожники и пикапы, обладающие большой проходимостью и практичностью. Но Shooting brake не канул в лету, подобно Фаэтону, а лишь сменил сферу своего применения. С начала 60-х годов начинается эра автомобильных путешествий и гольфа. Рассекать по Лос-Анджелесу с открытым багажником, из которого торчат клюшки, на своем стильном Mercedes-Benz 300sl – совсем не комильфо. Такого мнения придерживался и Дэвид Браун, DB5 Vantage не мог удовлетворить его потребности. Силами небольшого ателье FLM Panelcraft прекрасное купе из «Бондианы» превратилось в первый в мире двухдверный универсал под названием DB5 Shooting Brake. Автомобиль произвел неизгладимое впечатление не только на его обладателя, но и на всех оппонентов Дэвида по гольфу. По неофициальным данным, всего было произведено 5 экземпляров, один из которых находится «под охраной» в музее Aston Martin.
Значительно раньше, на другом уголке нашей планеты Эрл Харлей, глава дизайнерского бюро GM, никак не мог смириться с тем, что его детище, Corvette, воспринятый публикой с небывалом успехом, не может перевезти его семью и собаку. Тогда в 1954 году Эрл разработал три новых варианта кузова для «американской мечты», среди которых был универсальный кузов. Несмотря на то, что Corvette Quartet не носил гордое имя Shooting Brake, он представлял собой именно двухдверный универсал, за основу которого было взято одно из самых красивых американских купе.
В период захвативших Америку «пони-каров» и «масл-каров» универсалы воспринимались как нечто громоздкое, неуклюжее и не способное «промчать вас по хайвэю с ветерком». Компания Ford решила закрыть этот досадный пробел выпуском Mustang Shooting Brake, однако дальше прототипа дело не пошло, и проект был закрыт навсегда.
Затем компания Chevrolet «взяла инициативу в свои руки» и выпустила модель под названием Kammback.
Двухдверный универсал был выпущен в серию и просуществовал на конвейере несколько лет. Стоит отметить, что «шевролетовский» аналог британского стремительного Shooting brake был похож на обычный универсал, которого просто лишили «парочки» дверей. Но именно этот автомобиль вдохновил фирму Pontiac на создание Firebird Trans-Am Type K (в дань уважения Kammback).
Отточенные до совершенства мастерами из Pininfarina универсалы с задними окнами, обладающими механизмом открытия «крыло чайки» были представлены миру в 1977 году. К сожалению, даже крылья не помогли «Жар-птице» встать на конвейер. Стоимость новинки составляла 25 000 долларов, что в сравнении с оригинальной машиной, которая была оценена лишь в 6 000 долларов, казалась просто заоблачной.
Современные автомобильные дизайнеры определяют Shooting brake не по количеству его дверей, а по дизайнерским изыскам, направленным на удовлетворение потребностей именно состоятельных покупателей. Дебютировавший в 2010 году CLS Shooting brake должен был стать идеальным автомобилем для людей, обожающих пикники на берегах Ниццы или обладающих собственной яхтой, иначе как можно объяснить наличие на представленном концепте пола из корабельной доски, столика и держателя для бутылочки «Шато» в багажнике.
В завершение хотелось бы добавить, что данный тип кузова не стоит путать с кузовом Breadvan, нашедшим свое применение исключительно в гоночных модификациях серийных автомобилей. Первооткрывателем данной серии стала Ferrari 250 GT, увидевшая свет в 1962 году.
Shooting brake — тип кузова
История shooting brake
Первыми «шутинг брейками» были фургоны с лавками вдоль бортов. Также внутри были расположены специальные секции для ружей и место для хранения дичи. Попасть в эту часть салона можно было сбоку или сзади.
Этимология термина «shooting brake» отсылает также к моторизированным фургонам для сафари, которые были оборудованы брезентовыми занавесками вместо окон и дверей. Такое решение было продиктовано запретом на стрельбу из автомобиля: благодаря отсутствию дверей охотники могли максимально быстро покинуть транспортное средство и начать охоту. Кроме того, брезент защищал от непогоды.
Когда «шутинг брейки» только появлялись, охотой увлекались преимущественно зажиточные люди. Поэтому отделка таких автомобилей производилась на самом высоком уровне. К тому же, транспортное средство должно было быть весьма вместительным, так как в нем размещались не только собаки и ружья, но и сами охотники со своими многочисленными гостями.
В отличие от автомобиля в кузове купе, задняя часть у «шутинг брейка» не покатая, чтобы пассажирам было достаточно комфортно
Автомобили в кузове shooting brake сегодня
Долгое время термином «shooting brake» обозначали достаточно обширный сегмент авторынка. Так, в эту классификацию попадали station wagon – машины, служившие для перевозки пассажиров и их багажа от железнодорожных станций и вокзалов. Позже shooting brake вместе с station wagon и estate попали в категорию «универсал».
Иногда возникает путаница между shooting brake и довольно редким типом кузова breadvan. Название последнего дословно переводится как «хлебный фургон». Внешне он напоминает shooting brake, однако для «гражданских» автомобилей не используется и встречается лишь у гоночных, первым из которых стал Ferrari 250 GT 1962 года.
Сегодня производители автомобилей расширяют понятие «шутинг брейк» и причисляют к ним и 3-дверные хэтчбеки, и 2-дверные купе. Можно сказать, что кузов shooting brake в последние десятилетия переживает процесс возрождения, однако уже в новом обличии.
Примеры автомобилей с кузовом shooting brake
Что касается современного воплощения, то наиболее популярным представителем этого типа кузова является Mercedes-Benz CLS Shooting Brake, представленный в 2010 году в Пекине. Правда, критики с самого начала настороженно отнеслись к названию автомобиля, так как новый Mercedes-Benz CLS был 5-дверным. Производитель парировал, что данная модель будет шагом вперед в истории кузова shooting brake. По задумке дизайнеров и инженеров Mercedes, на первый план у современного «шутинг брейка» должно выйти не количество дверей, а спортивная форма и великолепный дизайн.
Автомобили с кузовами Shooting Brake
Автомобили с кузовами shooting brake периодически появляются на свет уже в течение ста лет. Причем как в начале прошлого века, так и сейчас, либо в одном экземпляре, либо очень ограниченными партиями. Бытует мнение, что в последней классической реинкарнации кузовов такого типа — это самые красивые автомобили. К тому же и практичные, если это определение тут вообще уместно. К сожалению, в последнее время автопроизводители часто злоупотребляют понятием «shooting brake» и стремятся примазаться к прекрасному безо всяких на то оснований. Ну, опять же, в классическом на сегодняшний день определении.
История Shooting Brake.
Изначально определение shooting brake описано в автомобильном издании еще в 1908 году как специальный кузов автомобиля для охотничьей тусовки. Причем вторая половина термина перекочевала и вовсе из гужевого транспорта. С приходом всеобщей моторизации английские истребители фауны оценили преимущества автомобилей, но их все же пришлось дорабатывать до узко специальных нужд. А, так как этот вид спорта был уделом весьма состоятельных людей, то и модификации делались на очень высоком уровне. Единственным же практическим условием было перемещение групп любителей пострелять со всеми их ружьями и собаками. Так и появился, к примеру, этот шикарный Rolls-Royce Silver Ghost Shooting Brake 1910 года выпуска.
Нужды в окнах или дверях у таких автомобилей не было — обычно они оснащались лишь лавками вдоль бортов, да специальными местами для дробовиков с патронами, ну или из чего они там стреляют. Хотя впоследствии две передних двери все же приделали: скорости росли, и выпадать водителям автомобиля, везущего респектабельных джентльменов, прямо во время сафари, стало как-то не с руки. Замечу, что эта характерная деталь с количеством дверей закрепилась в каноническом виде и должна оставаться таковой всегда!
Позже, уже в тридцатые годы, появились новые требования — кроме охотников в машину набивались и сочувствующие им гости — с корзинками для еды и прочими вещами для веселого времяпровождения, в связи с чем впервые всплыло и новое направление в кузовных мастерских — estate.
Эстейт, он же station wagon (чаще всего публику требовалось возить до ж/д станции или забирать с нее), сразу прочно укрепился как незаменимый помощник для поездок на пикники и успешно дожил до современного времени. Нам estate хорошо известен как универсал, и любой дачник подтвердит его удобство, практичность и даже незаменимость.
Кстати, кое-где считается что shooting brake это архаическая форма station wagon, что не совсем верно. Интересно также, что во Франции до сих пор сохранилась связь между ними — там по-прежнему универсалы называют break, словом, пришедшим из альтернативного названия для охотничьих повозок — shooting break.
Упоминая о количестве дверей, нужно внести в описание еще одну немаловажную деталь. Весь охотничий скарб надо было как-то доставать и укладывать, причем по возможности быстро, поэтому у shooting brake в обязательном порядке должна была быть либо третья задняя дверь, либо открывающиеся панели с боков. Именно эта третья дверь у появившихся много позже двухдверных автомобилей стала одним из поводов причислить их к shooting brake, но в конце концов для них нашелся отдельный термин, хетчбэк.
Конечно, с переходом джипов из разряда открытых военных тарантаек в лакшэри сегмент надобность в других автомобилях в разрезе развлечений для аристократов пропала, но все же в шестидесятых это стало жутко популярной темой. Именно тогда из наследия былой охотничьей роскоши стали появляться те самые «правильные» shooting brake, которые мы так любим. И именно тогда возник их канонический вид: во-первых, это не хетчбэк, а универсал, имеющий совершенно другой профиль и пропорции. Во-вторых, это и не купе — в качестве обязательного условия сидящим сзади пассажирам должно быть так же удобно, как и в седане. К тому же, это должен быть спорткар, или хотя бы очень близко к нему, ну вы понимаете… Автомобили при этом получались настолько красивыми, что у многих при одном взгляде на них захватывало дух.
С shooting brake частенько путают еще один красивый и редчайший тип кузова, breadvan. Сдается, что этимология этого слова напрямую связана с нашими «рыдванами», хотя в этом случае такое сравнение абсолютно нелепо. Breadvan использовался исключительно в гоночных автомобилях как следствие аэродинамического открытия Камма, и первым из них стал Ferrari 250 GT, построенный кузовным специалистом Пиеро Дрого в 1962 году. Или, к примеру, гоночный Citroen SM 1972 года.
Citroen SM 1972 breadvan
Ferrari 250 GT breadvan
Также иногда ошибочно к shooting brake причисляют некоторые кузова суперкаров, отдаленно напоминающих station wagon. Хотя назвать «вагоном» Lamborghini Espada может человек только с очень развитой фантазией.
Как обычно, своим путем в этой истории пошел американский автопром. По сути, стопроцентный shooting brake за океаном известен еще с пятидесятых. Таковым, к примеру, можно считать Chevrolet Nomad, однако американцы никогда не использовали это название, употребляя привычный station wagon или просто wagon.
Chevrolet Nomad shooting brake 1999 г.
Поэтому за океаном особо не заморачивались, и на основе даже классических масл-каров нет-нет, да и промелькнет какой-нибудь забавный «вагон».
Благодаря чисто английскому происхождению, этот парад в основном представляют автомобили именно этой страны, хотя свой посильный вклад внесли и некоторые другие, не менее уважаемые марки. Напомню, что почти все ниже перечисленные красавцы существуют в количестве крайне ограниченных экземпляров, ведь это тоже является неотъемлемой чертой shooting brakes. Вот небольшой список в примерно-хронологическом порядке.
Jaguar XK150
Aston Martin DB5 Vantage
Volvo 1800ES
Aston Martin Lagonda (построен в Швейцарии в 1998 году на основе модели 1987 года)
Наверное, сюда же все-таки можно отнести и один из последних технических шедевров от Ferrari, который так и позиционируют как shooting brake. До оригинального вида не дотягивает профиль кузова, да и заднее остекление маловато, но все же Ferrari FF это полноценный и очень быстрый спорткар, и с этой точки зрения тут все гармонично.
Ferrari FF shooting brake
Куда дальше? Основное развитие таких кузовов еще впереди. Повторим заключительную мысль из заметки о Камм-купе, точнее добавим к ней: shooting brake, помимо классических особенностей, должен быть быстрым, потрясающе красивым и удобным для трех пассажиров, а не только для одного. И еще в нем найдется место для пары мешков с картофелем. Ну или ружей, мало ли что.
Понравилась статья? Поделитесь в соц. сетях: