Что такое rpa uipath
Облачная автоматизация RPA на примере UiPath
Вступление
При внедрении роботизированной автоматизации процессов (RPA) в промышленные проекты возникают вопросы. Как этим управлять? Есть ли какие-то стандартизированные подходы для имплементации проекта RPA? Всё это не менее важно, чем написание кода.
В данной статье я приведу в пример распространённую платформу для автоматизации бизнес-решений — UiPath (её облачное — Orchestrator — считается одним из лучших). Посмотрим, какие предложения по облачной автоматизации и управлению RPA-процессами у неё есть.
Основные функции Orchestrator для облачной автоматизации для RPA
Развёртывание
Система принимает сформированные пользователем процессы в формате собранных nuget-пакетов. А система распределения, выделяет обозначенный ресурс для выполнения кода из пакета (выделяет машину). Это происходит посредством привязки каждого пакета (процесса), под environment исполнения. И, как следствие, из-за специфики выполнения кода RPA-процессов, под определённую машину или сервер.
Конфигурация
Специфика работы процессов RPA подразумевает наличие доступа к desktop для виртуальной машины или сервера, на которых планируется запуск. То есть данные авторизации каждой машины, а так же её унифицированный идентификатор нужно держать в памяти. Это помогает выполнить часть системы Оркестровки, которая занимается выделением специального номера (machine key) каждой отдельной машине.
Очереди
Учёт транзакций, обрабатываемых RPA-процессами, ведётся в структуре данных — «Очереди». Она позволяет выполнять транзакции очереди, применяя FIFO-метод и учитывая приоритетность задач. Наличие функционала приоретизирования транзакций очень важно при работе на промышленных мощностях. Это позволяет процессу быть более гибким и соответствовать текущим запросам пользователей.
Мониторинг
Одна из основных функций системы — мониторинг. Он позволяет отслеживать продуктивность работающих процессов и отслеживать файлы-логирования. Это помогает наладить пользовательский опыт при работе с системой и сблизить клиента и целевой процесс, демонстрируя обработку каждой транзакции отдельно — как это делал бы специалист.
Ведение журнала
Оркестратор, предлагает, как Cloud, так и on-prem решения. То есть вычислительные мощности могут быть и локальными, и из серверов компании UiPath. Для индексации и учёта элементов логов и внутреннего хранилища, которое базируется на SQL при установке локально, используется Elasticsearch.
RPA-аналитика
Вы внедрили у себя RPA. Как понять, что это принесёт пользу? И как понять, увеличилась ли польза со временем? Ответить на эти вопросы поможет RPA-аналитика. Она предоставляет детальную и предиктивную информацию о рентабельности автоматизированных процессов.
Ключевое качество аналитических возможностей RPA — возможность самостоятельно настроить способ определения успеха и результатов. Выбор ключевых показателей, настройка под цели и задачи компании и то в каком виде представлять результаты также остаются за вами.
Для реализации данных функций используется Orchestrator Insights. Это интегрированная в Orchestrator платформа, которая анализирует и представляет данные в кастомизируемом формате. Продуктивность использования лицензий роботов, сбор информации об узких местах автоматизированного процесса — всё это есть в данной облачной системе.
CI / CD применимо для RPA
RPA всё чаще используется для автоматизации процессов. И экономит при этом время и деньги. Однако Оркестратор не может дать подходящего решения для упрощения процесса деплоя и доставки написанного процесса. Из-за этого компании, которые занимаются RPA-разработкой, используют распространённые методики для автоматизации процесса доставки.
«Конвейер» CI/CD автоматизирует процесс доставки и интеграции любого программного обеспечения для проекта. Для корректной работы, его нужно разработать до написания кода. Это позволит ему работать при написании кода, тестировании и непосредственном внедрении.
Что такое CI/CD?
Непрерывная интеграция (CI)
Непрерывная интеграция — это практика разработки ПО, которую используют, чтобы упростить разработку и тестирование кодов через автоматизацию соответствующих задач. Применяя её в RPA, программисты постоянно интегрируют изменения кода в центральный репозиторий. А тесты проводятся на отдельном сервере.
Непрерывная доставка (СD)
Непрерывная доставка обеспечивает простую упаковку и непрерывное развертывание кода. С её помощью можно настраивать и упаковывать ПО и организовать его непрерывное развёртывание с меньшими затратами.
Преимущества CI / CD:
Применение CI/CD для разработки RPA-процессов
Распространённой считается система имплементации CI/CD с помощью Azure DevOps Pipelines, git-репозитория и docker-контейнеризации. Для примера flow стандартной имплементации CI/CD приведём такую последовательность:
О деталях реализации подобного метода мы поговорим в следующих статьях. Надеюсь эта была вам интересна, и я немного помог изучить возможности облачной автоматизации, применимо к RPA.
Основы RPA: программные роботы и зачем они нужны
Многие наши читатели хорошо знают, что такое RPA, но тем не менее, мы часто встречаем на Хабре вопросы о программных роботах, и поэтому решили подготовить статью об основах роботизированной автоматизации. Те, кто не до конца понимают, что же такое программные роботы, смогут узнать что-то новое, а опытные читатели повторят основы RPA.
Статья написана при поддержке технического эксперта UiPath: Кристины Виролайнен.
Зачем нужен RPA
«. если бы вы были фермером, стали бы вы покупать трактор с позитронным мозгом, жатку, борону, доильный аппарат, автомобиль и так далее — всё с позитронным мозгом? Или приобрели бы обычную технику и одного позитронного робота, который мог бы на ней работать? Причем хочу вас предупредить, что второй вариант в пятьдесят, а то и в сто раз дешевше.»
А. Азимов «Стальные пещеры» 1953 г.
Введем определение: Robotic Process Automation — роботизированная автоматизация бизнес-процессов, такая автоматизация базируется не на классическом подходе с использованием программирования и API систем, а на применении программных роботов, которые работают с пользовательским интерфейсом (GUI) ваших систем. При этом роботы могут работать и с API, если системы его предоставляют.
Применение RPA
Два главных эффекта от внедрения роботизации — RPA обеспечивает бизнесу снижение затрат и повышение эффективности рабочих процессов.
IТ-специалисты полагаются на RPA для развертывания приложений и мониторинга сетевых устройств. RPA является идеальным решением для удаленного управления IТ-инфраструктурой, потому что может находить и устранять проблемы быстрее, чем человек, и делать это в режиме 24/7.
Финансовые и бухгалтерские отделы используют RPA для устранения человеческих ошибок и оптимизации времени ввода данных: обработка списаний, поступлений, выставление счетов — всё это задачи для робота.
В центрах обработки клиентских запросов и в приложениях для обслуживания клиентов роботы могут помогать сотрудникам поддержки, повышая их производительность. Таким образом, человеческие ресурсы могут быть перераспределены для решения более сложных вопросов. Робот найдет информацию о клиенте сразу во всех системах и представит сотруднику поддержки полную информацию с историей его обслуживания. Таким образом сотрудник контакт-центра тратит свои ресурсы на помощь клиенту, а не на работу с бизнес-приложениями и поиск информации.
Отделы кадров полагаются на роботов в оформлении сотрудников, отпусков, больничных, переводов и увольнений. Например, обработка запросов от сотрудников с помощью RPA позволяет автоматически формировать и предоставлять необходимые справки и документы. Роботы могут проводить поиск и обработку резюме и откликов кандидатов — список задач не ограничен.
RPA обеспечивает интеграцию корпоративных приложений, упрощая рабочий процесс для отделов продаж. Благодаря автоматизированной роботизации отделы продаж сокращают циклы продаж и повышают показатели конверсии.
Аутсорсеры бизнес-процессов (BPO) могут легко использовать RPA для оптимизации управления клиентскими операциями.
Роботы способны быстро взять на себя возросшую нагрузку. Например, во время пандемии в рамках господдержки были введены льготные кредиты для предприятий малого и среднего бизнеса. Это привело к большому потоку заявок на такой кредит. Один банк, решая проблему возросшей нагрузки на персонал, за 3 недели роботизировал процесс обработки и проверки заявок на льготный кредит. Это позволило принимать большее число заявок и помогло многим предприятиям: в день робот обрабатывал от 500 до 1500 заявок, а средняя скорость работы с одной заявкой увеличилась в 5 раз. Банку удалось снять рутинную нагрузку с 3000 своих сотрудников, что позволило им работать в штатном режиме.
RPA — роботы, которые не видны
В течение многих лет роботы играли важную роль в производстве. Под роботами обычно привыкли понимать устройства, выполняющие полезную работу без участия человека. Все мы хорошо представляем себе завод и роботов, которые насыпают продукт, упаковывают, наклеивают этикетки, и делают массу другой полезной работы. Но существуют и программные роботы — эти программы способны производить вычисления и автономно решать поставленные им задачи.
По сути программные роботы имитируют действия человека: они могут видеть элементы открытых приложений; понимать, где находятся кнопки, поля для ввода, текст, таблицы и другие интерактивные элементы интерфейса. Роботы «знают», что им нужно сделать — нажать на кнопку, ввести данные, и делают это. Главная сила программных роботов — их способность взаимодействовать с пользовательским интерфейсом. Это дает возможность автоматизировать длинные сквозные процессы, в которых задействовано множество систем. При этом мы не привязываемся к наличию API у систем: могут быть роботизированы как стандартные офисные приложения, так и сложные ERP-системы, и даже самописные или legacy-приложения, классическая интеграция с которыми невозможна. В общем, любые системы и приложения, с которыми может работать человек, могут быть автоматизированы с использованием роботов.
Робота можно представить, как умного стажера: вы даете ему задачу скопировать данные из файла Excel и занести их все в 1С, или наоборот. С этой задачей идеально справится робот, но, конечно, он умеет не только копировать и переносить данные. Робот также может проводить простую аналитику, а с помощью ИИ — обрабатывать данные по сложным алгоритмам. Классическими примерами использования роботов являются финансовые процессы: проведение сверок с контрагентами, расчет заработной платы, обработка больничных листов и др.
Чтобы не запутаться в терминологии, добавим: робот — программа, которая выполняет роботизированные процессы. Один робот может выполнять и процессы для бухгалтерии, и процессы для кадров. Вы можете роботизировать несколько процессов, имея всего одну лицензию робота.
Преимущества роботизации в компании
Благодаря RPA можно по-новому взглянуть на бизнес-процессы. Эта технология позволяет автоматизировать множество корпоративных функций: от бэк-офиса до удаленной IТ-инфраструктуры. Вот основные преимущества роботизации:
Сотрудники могут сосредоточиться на более интеллектуальной работе, а не на повторяющихся рутинных задачах. Избавившись от необходимости выполнять повторяющиеся механические задачи, у людей появляется время максимально использовать свой потенциал, они вдохновляются решением сложных нетривиальных задач. Производительность труда в таком коллективе возрастает.
Роботы не ошибаются — возможность ошибки полностью исключена. Человек может некорректно вводить текстовые и цифровые данные, робот же всегда действует по указанной инструкции и никогда не опечатывается.
Робот — цифровой сотрудник, который справится с работой, которую можно делать по инструкции. Он отлично выполняет такие операции, как:
Копировать и распознавать текст.
Вставлять скопированный текст в другие системы и формы.
Выполнять действия в приложениях.
Работать со сканами документов. Роботы могут использовать сторонние движки для распознавания текста, чтобы потом работать с текстом.
Работать с базами данных и госсистемами.
Отправлять сообщения в мессенджерах.
Выполнять другие простые и рутинные операции.
RPA значительно сокращает время, необходимое для выполнения широкого спектра бизнес-процессов, включая обработку поступлений, обслуживание клиентов и любые другие процессы, требующие доступа к нескольким существующим IТ-системам. Производительность предприятия возрастает по мере сокращения времени рабочего цикла и транзакций.
Бизнес-аналитика более надежна и легкодоступна. Каждая транзакция, совершенная с помощью RPA, записывается в журнал. С помощью этих данных можно всесторонне анализировать любые завершенные процессы.
Если необходимо, робот может спрашивать у человека помощи и ждать его ответа.
Выполняет операции в 10-20 раз быстрее человека.
Не ошибается и работает 24/7.
Помогает бизнесу расти без увеличения персонала.
Какие есть альтернативы?
У роботизации есть два основных конкурента:
Ничего не менять и работать по-старому.
Использовать классическую автоматизацию бизнес-процессов.
У каждого из путей есть свои плюсы и минусы. Программные роботы — не панацея: если процесс имеет большое число ветвлений и исключений, или часто требуется принятие интеллектуальных решений человеком — лучшим вариантом будет оставить этот процесс на ручном исполнении.
Классическая автоматизация может выигрывать тогда, когда требуется автоматизация работы в одной системе. Например, в статье «Лайфхаки для роботизации 1С» мы отмечаем, что при необходимости автоматизации работы в 1С и, уже имея компетенции разработки в этой системе, дешевле будет провести автоматизацию классическим способом.
Однако, когда в процессе задействовано более одной системы, роботизация значительно обходит по эффективности классическую автоматизацию.
RPA-решения имеют целый ряд преимуществ по сравнению с сервисами для классической автоматизации бизнес-процессов. В первую очередь это:
Простота реализации: роботизация одного процесса занимает 2 месяца, а если роботизация поставлена на поток — то этот процесс можно сократить до двух недель. Выше мы привели пример робота, разработанного за 3 недели, и в этом же банке есть робот, разработанный за рекордных 3 дня.
Быстрый эффект — 6 месяцев до возврата инвестиций, ROI.
Роботы требуют минимум изменений в действующих IТ-системах, поскольку в этом случае работа происхолит с пользовательским интерфейсом.
Выводы
Программные роботы — эффективный инструмент по оптимизации бизнес-процессов. По сравнению с классической разработкой RPA-системы проще разворачиваются, быстрее окупаются и требуют минимальных изменений в существующих IT-системах. Параллельная автоматизация нескольких процессов с помощью одного робота позволяет повышать экономическую выгоду каждой лицензии. Сегодня программные роботы всё больше завоевывают рынок и становятся движущей силой цифровой трансформации компаний.
UiPath: описание RPA платформы и цены лицензий
Партнёрская сеть данного вендора включает в себя таких крупных интеграторов/консалтинговых компаний как Deloitte, KPMG, PWC или Accenture.
Продуктовая линейка UiPath включает в себя студию-среду разработки, два типа роботов и оркестратор.
★ UiPath Studio
Программное обеспечение, используемое IT-специалистами или сотрудниками компании для создания алгоритма действий индивидуальных RPA-ботов на основе последовательности действий в процессах компании или учреждения.
Программа, при запуске которой активируется выполнение алгоритма, созданного в Студии. Программа запускается непосредственно на компьютере пользователя по нажатию комбинации клавиш или при клике на иконку приложения (front-office robot). Важно заметить, что приобретение данного типа лицензий невозможно без приобретения UiPath Studio
Робот запускается, как правило, по расписанию и выполняет определенный порядок действий без участия пользователя. Подходит для систематического выполнения back-office задач. Важно заметить, что приобретение данного типа лицензий невозможно без приобретения UiPath Orchestrator
★ UiPath Orchestrator
Инструмент централизованного управления роботами, позволяющий контролировать расписание совместной работы роботов, мониторить результат выполнения, анализировать логи работы, управлять доступом сотрудников и пр. Лицензирование Orchestrator привязано к авторизованному серверу
Модели лицензирования программных продуктов UiPath
ATTENDED ROBOT
1. Named User (Authorized user)
Каждая лицензия привязана непосредственно к одному пользователю, которые может запускать на любом количестве компьютеров с своими данными (windows DomainUsername) Attended робота.
Наиболее «привычная» для пользователей ПО модель лицензирования – плата происходит за каждого пользователя, которому требуется использование Attended робота.
2. Concurrent User License (ранее — Node locked)
Количество лицензий данного типа ограничивает количество пользователей, могущих одновременно запускать Attended-роботов в компании
Выгода использования: максимизирует возврат на инвестиции при выполнении рутинной работы в сменах (одни и те же роботы запускаются сотрудниками в разных сменах).
Для лицензирования по модели Concurrent User требуется наличие Orchestrator
UNATTENDED ROBOT
Concurrent runtime (ранее — Node locked)
Количество лицензий данного типа ограничивает количество одновременно запущенных Unattended-роботов в компании.
Выгода использования: позволяет легко управлять загрузкой при выполнении многих процессов и расставлять приоритеты для максимизации инвестиций в автоматизацию процессов в бэк-офисе
Для лицензирования требуется наличие Orchestrator
STUDIO
1.Named User (Authorized user)
Каждая лицензия привязана непосредственно к одному пользователю, который может запускать среду разработки — Студию на одном компьютере.
Подходит для компаний и организаций, использующих небольшое количество цифровых роботов.
2. Node locked
Каждая лицензия привязана к одному компьютеру (например, виртуальному — virtual machine), на котором могут (последовательно) запускать среду разработки неограниченное число пользователей.
Особенности программных продуктов UiPath
UiPath Россия
UiPath 2018 Firefly
В 2018 году вышло значительное обновление програмного продукта — UiPath 2018 Firefly. Также получившая название «The 10K Release», версия ПО была протестирована на одновременной работе более 10 тыс. роботов (отсюда и название), координируемых через UiPath Orchestrator. В Оркестраторе (контрольной комнате с доступом к управлению множеством роботов) увеличилось количество виджетов, повысив функционал и возможности аналитики. Примечательно, что контрольная комната сама получила встроенные алгоритмы машинного обучения для мониторинга операций масштабных решений. Такая возможность открывает перспективу автоматической оптимизации работы ботов на конкретных бизнес-процессах, однако ее основной целью и текущим приложением является управление исключениям и ошибками.
Интеграция с решениями Elastic в области управления данными в обновленной версии позволяет повысить общую безопасность и степень контроля за доступами к комплексным роботам. Одно из решений комплекса, Elasticsearch XPack, позволяет контролировать, кто из сотрудников компании может работать с логами работы ботов, позволяя удобно управлять иерархией доступа пользователей к процессам различной степени критичности и оперирующих с данными разной категории защиты.
UiPath отчитался о внедрении автоматической интеграции с данными множества популярных сторонних приложений и систем, что позволяет значительно ускорить работу и расширить область применения RPA. Так, интеграция RPA с голосовыми помощниками уже является типовым решением, а в перспективе UiPath может стать определенного рода «посредником и исполнителем» между решениями на основе нейронных сетей (в том числе распознавание и интерпретация речи) и системами ERP/BPM/CRM/ITSM/Analytics, в т.ч. облачными пакетами. Такие интеграции еще более снизят потребность в «допиливании», «тонких интеграциях» со стороны IT-департаментов клиентов UiPath. Гипотетически роботы могут заменить всевозможные решения в области сбора и визуализации данных, executive dashboards, которые дорого обходятся клиентам из-за необходимости перенастройки. «Как идут продажи?» — такой вопрос, произнесённый вслух, может являться триггером формирования отчета на экране менеджеров.
Самый «интересный» для опытных инженеров RPA-решений, и возможно, самый главный и ожидаемый новый функционал UiPath Firefly — возможность интеграции кода Python и open source решений Искусственного Интеллекта прямо в логику робота.
Интеграция кода открывает почти безграничный функционал RPA-бота, делая робота основной платформа интеграции ИИ в бизнес-процессы. Интеграция кода делает вопрос создания практически любого функционала RPA-робота лишь вопросом времени и экономической целесообразности, и UiPath теперь дает такую возможность разработчикам. В дополнение к этому в обновлении представлена стандартная, заточенная на работу с неструктурированными данными, система распознавания текста Intelligent Optical Character Recognition (IOCR).
Firefly в этом плане вывел удобство создания роботов со сложной логикой, способных взять на себя большинство операций, которые традиционно требовали участия персонала, на новый уровень. Классификация документов и транзакций, обработка нестандартных отчетов, договоров и заказов, извлечение информации, например, из счетов нового контрагента – такие типовые задачи теперь являются функционалом одного из наиболее распространённых RPA-решений. В этом плане UiPath формирует повестку возможностей RPA.
Более того, сам Firefly теперь содержит набор стандартных статистических функций нейронных сетей, собранные в пакеты Machine Learning. Такие пакеты могут быть удобно использованы для создания и «тренировки» нейронной сети, кластеризации данных, поиске паттернов, интерпретации данных на основе информации из многих систем, прогноза, и т.п.
Таким образом, внедрение технологий Искусственного Интеллекта в решения RPA можно делать четырьмя способами – интеграция со сторонними приложениями на уровне графического интерфейса, интеграция через API (см. график со стандартными API новой системы, обратите внимание на наличие в списке IBM Watson), с использованием статистических библиотек Python, и собственно, новыми стандартными пакетами самого UiPath. Для разработчиков это в первую очередь снизит потребность в интеграции со сторонними системами, что уменьшит временные затраты на проект, а значит ускорит возврат на инвестиции бизнеса в создание связок RPA + ИИ.
UiPath – что это такое: общий обзор платформы
Об основных функциях и о линейке продуктов платформы UiPath будет рассказано в представленной статье.
Что такое UiPath?
При взаимодействии с другими пользовательскими приложениями платформа UiPath имитирует действия человека, и в этом ее состоит ее основное различие с иными программами, работающими по API или через интеграционную шину (Middleware).
Это позволяет применять UiPath в создании роботов, предназначенных для:
обработки данных в Excel и Word;
взаимодействия с приложениями через API;
взаимодействия с СУБД MS SQL;
извлечения данных из PDF-документов;
автоматизации электронной почты (получения и отправки e-mail, извлечения из них информации, работы с шаблонами и хранения учетных данных).
Роботы платформы UiPath могут:
имитировать действия пользователей на ПК;
автоматизировать работу в десктопных приложениях;
«нажимать» на клавиатуру и «двигать» мышкой;
распознавать визуальную информацию, задействуя OCR (компьютерное зрение);
автоматизировать взаимодействия с браузерами и web-приложениями;
интегрироваться с API и подключаться к Google Cloud Machine Learning Engine;
автоматизированно управлять работой через Citrix;
автоматизировать работу приложений с помощью удаленного подключения RDP.
UiPath пользуется популярностью в PRA благодаря своим интуитивной понятности выполняемых операций, наличию большой библиотеки действий, высокому уровню безопасности (возможности шифрования и хранения учетных данных на централизованных серверах), универсальности функции поиска и встроенным рекордерам для хранения данных.
Продукты UiPath
В продуктовую линейку UiPath входят:
UiPath Attended robot — программа, которая запускается при активации алгоритма, сформированного в UiPath Studio. При этом программа работает непосредственно на пользовательском ПК при нажатии определенного сочетания клавиш или при нажатии на кнопку приложения Front-office robot. Лицензия на продукты UiPath Attended robot непосредственно связана с UiPath Studio;
UiPath Unattended robot, или бэк-офисный робот, применяется для оптимизации проведения объемных бэк-офисных операций в пакетном режиме. Как правило, бэк-офисный робот запускается через определенные промежутки времени и работает по алгоритму самостоятельно;
Научиться основам роботизированной автоматизации процессов (RPA) на основе платформы UiPath приглашает всех желающих ЦРК БИ (ЦЕНТР РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКЕ) НИУ ВШЭ. Записаться на данные курсы можно на нашем сайте.