Что такое rear на усилителе
Как настроить усилитель (Gain, LPF, HPF)
Содержание:
Настройка усилителя | основы
Настройка усилителя для сабвуфера и остальной аудиосистемы может поставить новичка в тупик. Утонченная настройка — дело не простое и требует большого опыта или помощи профессионала.
На этой странице мы разберем основные, базовые настройки — чтобы у вас ничего не сгорело, сабвуфер не пытался отыгрывать скрипку и все было на своих местах.
HPF / LPF (ФВЧ / ФНЧ)
Hight pass filter (HPF), он же фильтр высоких частот (ФВЧ) — отфильтровывает (отсекает) низкие частоты, оставляя высокие.
При настройке сабвуферного усилителя установите регулятор примерно на 20 Hz, чтобы отсечь инфразвук и не тратить энергию, так как вы все равно его не услышите. Для среднечастотных динамиков HPF выставляется в районе 80 Hz, чтобы убрать диапазон низких частот, для которого динамик не предназначен и не сможет его отыграть. Если у вас выделены отдельные каналы или даже отдельный усилитель для твиттеров (пищалок) — HPF выставляется в районе 3000 — 5000 Hz в зависимости от модели, что бы не спалить их.
Все приведенные цифры являются примерными, для получения более точных и безопасных значений изучите характеристики ваших динамиков!
Low pass filter (LPF), он же фильтр низких частот (ФНЧ) — противоположен HPF и срезает верхние частоты, оставляя нижние.
Для сабвуферов устанавливается в районе 50-80 Hz в зависимости от типа оформления (ЗЯ, ФИ, и т.п.), чтобы отсечь частоты, для которых сабвуфер не предназначен. Аналогично и со среднечастотниками, для них режьте в районе 1400-1600 Hz.
Если есть возможность, то можно ограничить твиттеры на 20 000 Hz, но это не обязательно.
Gain \ Level
Gain (чувствительность) часто путают с громкостью, но это не совсем правильно.
Gain (гейн) — это регулировка входной чувствительности усилителя для согласования с магнитолой. Но не будем забираться в дебри и рассмотрим эту настройку с точки зрения полезной для пользователя.
Иногда значение Вольт (V) указанное на регуляторе может ввести в заблуждение. Дело в том, что чувствительность измеряется в Вольтах. Чем меньше V — тем выше чувствительность — тем громче будет играть динамик и наоборот.
Для начала будет полезно посмотреть понятое видео про то, как работает гейн на усилителе:
Настройка гейна на слух (1 способ)
Имея хорошее сабовое звено, не пользуйтесь эквалайзером и различными басовыми улучшайзерами, забудьте про bassboost на усилителе — поэтому перед настройкой гейна проверьте чтобы все это было отключено!
Установите регулятор на минимум и включите музыку, которую вы обычно слушаете. Прибавляйте громкость магнитолы на 3/4 от максимума, услышав искажения в звучании саба раньше — остановитесь и убавьте громкость на пару делений. Переходите к усилителю. Попросите помощника медленно прибавлять регулятор гейна до появления новых искажений, а услышав их, остановите вращение и убавьте на 10 %.
Настройка гейна на слух (2 способ)
Если вы не доверяете своему слуху и боитесь во время не услышать изменения, тогда воспользуйтесь более точным способом — с помощью синусов.
Если вы настраиваете сабвуфер, то используйте 40 Гц, в случае если ваш корпус настроен выше 40 Гц или у вас закрытый ящик, тогда берите 50 Гц, (скачать синусы в разделе Загрузки). Для настройки гейна для усилителя мидбаса возьмите 315 Гц.
Синус или тон (в нашем случае) — тоновый сигнал определенной частоты, изменения в звучании которого вы легко услышите
Установите гейн на минимум, включите ваш синус и прибавляйте громкость магнитолы. При изменении звучания тонового сигнала остановитесь и убавьте на пару делений (выставьте ограничение максимальной громкости на это значение, если в вашей магнитоле есть такая функция). Переходите к усилителю. Аналогично первому способу прибавляйте гейн. При изменении звучания остановитесь и убавьте на 10%.
Настройка гейна с помощью мультиметра или осциллографа
Настройка уровня гейна с помощью приборов является грамотным и точным согласованием. При этом не напрягается ни динамик ни ваши уши. Подробно о такой настройке показано в видео на нашем Ютуб канале:
Обратите внимание, что при настройке с помощью мультиметра вы должны быть уверены в мощности, заявленной производителем усилителя.
Subsonic
Subsonic — это тот же фильтр высоких частот (HPF) на сабовых усилителях (часто на моноблоках) — отрезает инфразвук. Устанавливайте его по умолчанию примерно на 20-25 Hz. При углубленной настройке, сабсоник выставляется для предотвращения чрезмерного хода диффузора. Поочередно включаются синусы ниже частоты настройки корпуса сабвуфера и по наблюдению за величиной хода диффузора выбирается нужное значение.
Bassboost
Bassboost — повышает громкость на определенной частоте, как правило это 40-45 Hz. При использовании басбуста шанс спалить сабвуфер резко повышается, так как клипп наступает значительно раньше. В большинстве случаев bassboost не нужен и если вы новичек, то просто примите правило «Басбуст не трогать!»
Опытными людьми он может использоваться для увеличения полки АЧХ, чтобы вытянуть провалы в определенных частотах, но это уже глубокие настройки и эффект не всегда оправдает риск.
X-over
X-over — переключатель фильтров. Присутствует в случае, когда у усилителя не предусмотрена регулировка для каждого фильтра в отдельности. HPF — режет снизу, LPF — режет сверху, Full / Flat — фильтры отключены.
Регулятор фазы (Phase)
Регулятор фазы — является частью углубленной настройки — меняет фазу динамика. Бывает фиксированный переключатель 0 / 180° и регулятор 0° — 180°. Читайте отдельную тему: Фаза сабвуфера — правильная настройка.
Master/Slave
Этот переключатель используется при мостовом подключения моноблоков. Master устанавливается на усилителе, к которому подходят RCA («тюльпаны») от магнитолы, Slave ставится на подсоединяемом моноблоке.
Видео
Читать еще:
Полезный материал? Поделитесь, если так:Нажмите кнопку, чтобы поделиться материалом:
Настройка автомобильного усилителя
Разберем, как правильно настроить усилитель под различные схемы подключения акустики в машине. Моделей усилителей большое множество, но методы регулировки схожи.
Истории наших читателей
«Гребаный таз. «
Всем привет! Меня зовут Михаил, сейчас расскажу историю о том, как мне удалось обменять двенашку на камри 2010г. Все началось с того, что меня стали дико раздражать поломки двенашки, вроде ничего серьезного не ломалось, но по мелочи, блин, столько всего, что реально начинало бесить. Тут и зародилась идея о том, что пора менять машину на иномарку. Выбор пал на таёту камри десятых годов.
Расшифровка регуляторов усилителя
Переключатель для регулирования частоты среза фильтра: от 50 до 250Гц
Настройка усилителя без сабвуфера
Это случай, когда акустика автомобиля состоит только из 4х динамиков. Наверное это самая простая настройка усилителя, когда фильтр усилителя отключен.
Настройка усилителя под сабвуфер
В данном случае уже используется сабвуфер, который подключен к Rear и есть колонки, которые используют Front.
Настойка усилителя для поканального усиления
Такое усиление используется для передних динамиков, где пищалки и мидбасы имеют отдельное усиление сигнала.
Чтобы мидбасы воспроизводили весь диапазон следует установить переключатель Crossover Selector в положении FLAT (либо AP).
Если весь диапазон должны воспроизводить твитеры (пищалки), тогда в положение HP и регулятор HI PASS в положении 250Hz.
В некоторых случаях эти настройки уже есть в автомагнитоле, поэтому на усилителе приходится только пользоваться регулировками Level.
Если Вы еще не успели преобрести в автомобиль сабвуфер или твитеры, тогда попробуйте на этом сэкономить, попробовав изготовить их своими руками.
Основные термины и понятия в автомобильных усилителях звука и в автозвуке
Всем привет 🙂
Термины которые должен знать каждый человек при выборе Автомобильного усилителя. В дальнейшем пригодится для правильной настройки, эксплуатации и получения максимально возможного результата от вашей системы Автозвука!
Bi/Tri-amping. Свойство усилителя, которое характеризует наличие нескольких каналов для усиления по отдельности на НЧ/СЧ/ВЧ, которые принадлежат отдельной группе динамиков в одной акустической системе. Помогает динамикам правильно работать на нужных частотах устройство под названием Кроссовер он дает возможность разделить звуковой сигнал в колонке на несколько полос с разными частотами. Далее соответствующие сигналы подаются на определенные динамики. Наличие функции Bi/Tri-amping гарантирует использование нескольких каналов усиления в одной колонке. При этом каждый динамик с разным частотным диапазоном в таких системах соединяется с усилителем отдельным индивидуальным проводом, что позволяет значительно улучшить качество звука в целом.
Немного по теме. Вы знаете что колонки состоят из определенного набора динамиков, у каждого динамика четко определенно чем он должен заниматься точнее какой диапазон частот должен воспроизводить. Наибольшее распространение получили 2-х полосные и 3-х полосные акустические системы, соответственно на каждую полосу работает специализированный динамик:
DSP. Цифровой процессор, функциональным заданием которого является цифровая обработка поступающих сигналов звука. Данное устройство является альтернативой использования эквалайзера и имеет стандартные фиксированные настройки для воспроизведения музыкальных жанров разных видов. Кроме того, большинство DSP гарантируют создание дополнительных звуковых эффектов (имитация звука под водой, на арене, в аудитории, в концертном зале и т.д.).
Вход высокого уровня. Разъем усилителя, который предназначается для автомагнитол без наличия линейных входов тут думаю всем все понятно как правило это штатные головные устройства ГУ или магнитолы выпущенный много лет назад. При этом подключение происходит с помощью проводов головного устройства, предназначенных для колонок, при чем от себя могу по рекомендовать подключать с отключенными динамиками от магнитолы таким способом Вы уменьшите значительно искажения слабого встроенного усилителя и не забывайте сам динамик это как генератор потому что катушка двигается в магнитном зазоре и он вносит «кашу» в эти самые провода. Главный недостаток высокоуровневых входов – повышенный уровень искажений звука. По возможности нужно избегать такого подключения, а если уж использовать то только для подключения сабвуфера, с учетом того что на низких частотах наше ухо менее восприимчиво к искажениям они маскируются там :).
Входная чувствительность. Номинальное напряжение входного звукового сигнала для усилителя мощности, требуемое для получения заявленных технических характеристик до режима перегрузки. Оптимальное значение чувствительности варьирует в диапазоне от 0.775 В до 1.8 В. При чрезмерной чувствительности, что равняется значению менее 0.5 В, процесс корректирования уровня усиления будет сложным и вполне могут быть слышны искажения или шумы в полезном сигнале. При использовании усилителя с низкой чувствительностью (более 2 В) для получения желаемого уровня воспроизведения потребуется чрезмерное увеличение уровня громкости (практически до предела) т.е на магнитоле максимум на Автомобильном усилителе гейн максимум а не качает сволочь :)).
Выходное сопротивление (Линейный выход). Числовое значение уровня выходного сопротивления, что характерно для линейного выхода. Данный выход используется при подаче звукового сигнала от усилителя к другому усилителю. Меньшее значение выходного сопротивления характеризует лучшее качество звучания и низкий уровень искажений. Оптимальное значение сопротивления для современных автомобильных усилителей составляет 1 кОм. Наверное многие из Вас видели на лицевой панели усилителя где расположены входные разъема «RCA» такие же разъемы с надписью «OUT» это вот про них и речь.
Выходное сопротивление (Фронтальные каналы). Числовое значение уровня выходного сопротивления усилителя, что характерно для фронтальных каналов. В процессе воспроизведения музыки сопротивление динамиков может изменяться, что зависит от ряда внутренних и внешних факторов (температура воздуха, частота сигнала и т.д.). В дорогих усилителях элитного класса данное сопротивление равняется значению, которое значительно меньше 1 Ома. В общем чем меньше тем лучше.
Диапазон рабочих частот. Допустимый интервал частот который усилитель мощности «умеет» воспроизводить согласно своим заявленным техническим характеристикам. Он зависит от назначения усилителя то есть в моноблоках он узко специализированный в области низких частот, в 2-х и 4-х канальниках он значительно больше в идеале должен соответствовать требованиям Hi-Fi не менее от 20 Гц до 20 кГц. Диапазон рабочих частот не должет быть меньше подаваемого автомагнитолой сигнала.
Количество каналов. Число допустимых для усиления каналов. Количество каналов может варьировать от одного до шести, в зависимости от сложности аудиосистемы и назначения усилителя. Четырех канальный усилитель – наиболее распространен среди автолюбителей. Трёхканальный усилитель имеет те же функции, что и двухканальный, является его аналогом. Усилители с 5 и 6 каналами относятся к элитному классу, имеют высокую стоимость и позволяют одновременное подключение динамиков и сабвуферов в разных вариациях, в том числе и с использованием мостового включения.
Коэффициент гармоник. Одна из характеристик усилителя, измеряемая в процентах, как соотношение общего числа дополнительных сигналов (гармоник) к числовому значению уровня звукового сигнала, который подается непосредственно автомагнитолой. Данный коэффициент характеризует величину искажений нелинейного характера, которые появляются при подключении усилителя. Характер таких искажений может быть особо агрессивным (существенное искажение тембра), посредним (мелкие хрипы) или же практически неощутимым для слушателя (ухудшение чистоты звучания). Чем меньше значение коэффициента гармоник, тем больше стоимость усилителя и выше его класс. Для усилителей бюджетного варианта характерно значение коэффициента 3-5%; среднего класса – сотые доли процента; высокого класса – тысячные доли процента.
Коэффициент гармонических искажений (КНИ, THD). Одна из технических характеристик и основных критериев выбора усилителя. Данная величина характеризует уровень искажений нелинейного характера, которые вносит усилитель в исходящий звуковой сигнал. Чем выше класс усилителя, тем меньше значение THD и, соответственно, чище и качественнее звук. К примеру, для усилителей класса D оптимальное значение параметра равняется значению 1%; для класса АВ – 0,05% и менее.
Коэффициент демпфирования (Damping Factor). Величина, которая характеризует возможность усилителю контролировать ход колебательных движений динамической системы акустики. Если простыми словами то усилок всеми силами препятствует бесконтрольному бултыханию динамика. Еще проще контроль и четкость баса. Качество воспроизведения звука прямо пропорционально зависит от значения коэффициента. Оптимальное значение коэффициента демпфирования равняется значению от 70 до 100. Для бюджетного варианта усилителей характерно значение до 20. Усилители элитного класса имеют значение величины от 200 и вплоть до 1000 и выше. При этом перед инсталляцией усилителя с высоким коэффициентом демпфирования желательно проверить материал, качество и сопротивление имеющихся кабеля и разъемов, что играет существенную роль при низком значении сопротивления устройства т.е выбирайте провода правильного сечения иначе извиняюсь дерьмовый тонкий провод все испортит неважно какой бы «крутой» усилок не был. Так что диаметр провода и его качество большую роль играет не только по питанию, но и при подключении савуфера или акустики к усилителю.
Номинальная мощность. Nominal. Техническая характеристика усилителя, которая характеризует максимально возможную долговременную мощность звукового сигнала усилителя при фиксированных параметрах (громкость, искажение, сопротивление и т.д.). Данная величина определяет диапазон качественного звучания, который прямо пропорционально зависит от нее.
Максимальная мощность. Предельная. Она же RMS. Техническая характеристика усилителя, которая характеризует значение допустимой мощности усилителя на выходе. Величина указывается в расчете на один канал при средней нагрузке 4 Ома. Значение данного параметра обычно превышает номинальную мощность в 2 раза.
Пиковая мощность. Она же PMPO. Она же «Китайские Ватты». Техническая характеристика показывающая сколько может проработать усилитель на такой мощности за 1-2 секунды или даже меньше и не выпустить «волшебный дым» т.е сгореть. При этом особой информативной ценности для покупателя данный вид мощности не имеет, так как не описывает основные музыкальные характеристики. Такую мощность никогда не получить при обычных условиях эксплуатации, потому что измерения производятся на специальных стендах в условиях лаборатории завода-изготовителя. Исходя из этого 100 раз уже говорил и еще раз скажу ориентироваться нужно только на номинальную мощность и RMS, пиковая это «понты» для 15 летних подростков по выпендриваться типа смотрите » у меня супер-пупер крутой саб мистери на 1 000 Ватт» еще и за 10 000 тенге. Посмотрите ради интереса сколько стоит только сама голова от саба на такую мощность в номинале и как она выглядит :). Сразу станет все понятно. Реальной мощности в сабах типа мистери и 5-элемент 100-200 Ватт в лучшем случае, да громко согласен, но это не 1000 ватт)) что написано большими буквами на самом видном месте.
Мостовой режим (Bridge mode). Способ подключения сабвуфера (чаще) или акустики (реже) к усилителю. Использование мостового режима позволяет увеличить мощность усилителя в идеале до 3 раз, но такой прирост мощности далеко не каждый усилитель сможет обеспечить, как правило в большинстве случаев увеличение реальной мощности составляет примерно 2-2,5 раза больше от той, что усилитель развивает на один канал. Увеличению мощности способствует объединение двух каналов в один. Большинство современных усилителей поддерживают возможность мостового включения. Недостаток данного режима – повышенный уровень искажений, а также ухудшение демпфирования (за счет соединения сопротивлений нескольких устройств).
Отношение сигнал/шум (S/N ratio). Параметр, определяющий насколько уровень воспроизводимого сигнала выше фонового шума усилителя на выходе. Лучше всего шум прослушивается на большой громкости в виде искажений звука, шипении, потере качества звучания. Чем меньше числовое значение шума, тем выше значение коэффициента сигнал/шум, и чище звук. Значение коэффициента усилителей бюджетного класса D составляет 60-80 дБ, среднего класса – 80-100 дБ, Hi-end класса – более 100 дБ.
Переходное затухание. Характеристика каналов усилителя, которая показывает уровень защиты от взаимопроникновения их звуковых сигналов. Оптимальное значение параметра для двухканальной системы составляет 40-45 дБ. При этом гарантируется хорошее качество звука стерео системы. При меньшем значении величины звук получается не чистым, частично смазанным. При использовании усилителя с 3 и более каналами значение переходного затухания для получения объемного звука должны быть не менее 60 дБ.
Позолоченные разъемы. Золотое покрытие на разъемах усилителя. Такое покрытие дает возможность получить наиболее качественное звучание и соединение за счет низкого сопротивления золота, его стойкости к коррозии и окислительным процессам. При этом важно учитывать соответствие между покрытиями разъемов усилителя и подключаемого кабеля, чтобы звучание не ухудшилось со временем.
Радиатор охлаждения. Компонент усилителя, который используется с целью предотвращения перегревания устройства и преждевременного его выхода из строя. Чаще всего используется радиатор конвекционного типа, который устанавливается снаружи и рассевает лишнее тепло. Такое устройство нельзя накрывать, так как это может ухудшить процесс циркуляции воздуха.
Разъемы усилителя. Стандартные электрические соединители (вход/выход), которые предназначены для подключения дополнительных внешних устройств к усилителю (сабвуфер, ресиверы, другой усилитель и т.д.) или соединения устройств между собой с помощью проводников. Разъемы усилителя имеют простое строение и конструктивно состоят из штекера и соответствующего ему гнезда.
Тонкомпенсация. Возможность корректирования уровня тембра усилителя. Требование коррекции подобного рода возникает при прослушивании музыки на низкой громкости, так как при этом уменьшается возможность восприятия человеком высоко- и низкочастотных сигналов. Данная функция позволяет компенсировать недостаток громкости для качественного звучания, адаптировав уровень и качество звука под особенности восприятия звуковых частот человеком.
Усилитель класса А. Усилители, позволяющие получить наивысшее качество звучания при минимальном уровне искажения. Используется в дорогих акустических системах элитного класса. Главный недостаток данного класса усилителей – низкий КПД (20-25%), потеря мощности сигнала. На практике встречается довольно редко, что объясняется дороговизной и средними техническими характеристиками.
Усилитель класса B. Усилители, для которых характерна средняя эффективность мощности, но повышенный уровень искажений. В связи с особенностью режима работы выходного каскада в таких усилителях сигнал на выходе «грязноват» и обладает плохой «детальностью» воспроизводимого сигнала, данный класс усилителей не часто используется в Автомобильной акустике при построении стерео системы.
Усилитель класса AВ. Наиболее распространен и востребован среди классов усилителей. Он характеризуется отличным качеством звучания, достаточной мощностью сигнала, чистым звуком (низкий уровень искажений), а его КПД составляет 45-50%. Для данного класса характерна средняя стоимость и большие размеры усилителя. Кто ценит качество, а не «дурную» мощность берите хорошие усилители «старой школы» не пожалеете.
Фильтр высоких частот (ФВЧ, HPF, High-pass filter). Компонент усилителя, который предназначен для пропуска определенного частотного диапазона, который превышает частоту среза. В точности пропускает все частоты выше установленной на специальном регуляторе расположенном на боковой или верхней стороне усилителя с надписью HPF. Чтобы было еще понятнее приведу простой пример. Допустим Вы установили частоту среза 100 Гц значит Ваш усилитель будет воспроизводить все что выше 100 Гц, а все что ниже будет срезать. Надеюсь теперь понятно :). Применяется в случае использования динамиков фронтального и тылового оформления. В стерео системе с наличием Автомобильного сабвуфера частоту среза нужно устанавливать в пределах от 80 Гц до 150 Гц. В системах без наличия сабвуфера значение частоты среза нужно устанавливать в пределах 50-60 Гц. Опять же цифры цифрами нужно слушать на конкретно взятой системе. «Фишка» используется для того, чтобы исключить возможность проигрывать звуки низких частот динамиками, что без наличия ФВЧ может привести к искажению звука и механическому повреждению колонок. Иными словами чтобы то, что должен играть саб не играли фронтальные динамики, а то это будет последняя в их жизни музыка. вобщем Вы поняли 🙂 теперь Вы знаете что да как.
Фильтр низких частот (ФНЧ, LPF, Low pass filter). Компонент усилителя, который дает возможность пропускать частотный диапазон звуковых сигналов, которые ниже частоты среза. В точности все наоборот с ФВЧ пропускает все что ниже установленного предела, а все что выше срезает. Он обязателен для усилителя, к которому подключается сабвуфер. Обозначает верхнюю границу частот, воспроизводимых сабвуфером, и отделяет низкие частоты, воспроизводимые сабвуфером, от высоких (средних) частот динамика. Оптимальное значение частоты среза для ФНЧ составляет от 80 до 150Гц Но не в коем случае не выше, сабвуфер не должен петь голосом для этого есть акустика. У многих людей настроено не правильно не знаю чем они руководствуются, но все «крутилки» на максимум выкручивают :).
Фильтр инфранизких частот (Subsonic). Компонент усилителя, дающий возможность уменьшить нагрузку на динамики и избежать механических повреждения сабвуфера, отсекая частотный диапазон ниже 20 Гц (сабвуфер) или ниже 50 Гц (широкополосный динамик). Вобщем достаточно в широких пределах можно все подстроить под конкретно взятый динамик сабвуфера для максимально приятного и безопасного звука без повреждения головы саба. Ухо то наше все равно ниже 20 Гц не слышит по природе, у некоторых людей то и 30 Гц наверное не слышит)), так что берегите свои сабы), уши), настраивайте все правильно или максимально возможно правильно).