Что такое raw прошивка
О возможностях RAW для новичков
Камеры и разнообразнейшие мобильные гаджеты, умеющие фотографировать, уже стали привычными предметами повседневности. Кому сейчас придёт в голову, например, переписывать какой-то нужный текст, когда можно просто достать смартфон и отщёлкать нужные страницы? Зачем пытаться объяснить на словах, как выглядит что-то, если можно это что-то отснять и потом просто предъявить фото на планшете? Сегодня фотографировать не умеют разве что пылесосы — и то не факт, что скоро производители не научат делать это и их тоже. Вон, камеры, не требующие питания, уже сделали.
Совершенно закономерным этапом совершенствования цифровой техники стал тот факт, что формат RAW вырвался из рамок профессиональных зеркальных фотоаппаратов и стал появляться и в «мыльницах», компактах и даже в смартфонах/планшетах. И если вы являетесь обладателем девайса, поддерживающего функцию съёмки в RAW, но не знаете, что это и с чем это едят — вам под кат. Формат RAW — довольно интересная и дающая массу творческих возможностей штука, хотя и требующая умения с собой обращаться…
Пост расчитан на новичков и тех, кто совершенно не в теме RAW-файлов. Любители фотографии вряд ли найдут здесь для себя что-либо новое, но могут помочь новичкам в комментариях. 😉
Achtung! Под катом тяжеловесные GIF’ки.
Суть и особенности формата RAW
Формат RAW (в переводе с английского значит «сырой») представляет собой набор чистых сигналов, полученных прямо с матрицы фотоаппарата. Это означает, что файл такого формата, строго говоря, и не является фотографией. Это своего рода негатив, который затем нужно «проявить» — выставить его параметры (экспозицию, яркость, контраст, баланс белого, резкость, насыщенность) и преобразовать в итоговый файл формата JPEG (а лучше TIFF), который уже можно будет просмотреть, отредактировать и напечатать.
То есть, в сущности, даже простая любительская камера-«мыльница», производя снимок по нашей команде, первоначально сохраняет в свою внутреннюю память именно эти самые сырые данные (прошедшие лишь автоматическую калибровочную обработку), но затем сразу же обрабатывает их по заданному алгоритму (в соответствии с выставленной программой съёмки), сохраняет и выдаёт на экран предпросмотр уже готового снимка в JPEG или TIFF.
Добиться таких красот без постобработки очень тяжело.
Технически это выглядит следующим образом:
Для чего это нужно? Ответ очевиден — фотограф сумеет добиться гораздо большего качества итогового изображения и получит существенно более широкое поле для творческих экспериментов, если будет конвертировать RAW вручную на мощном стационарном компьютере или ноутбуке с помощью специального
Сделать из обычного леса и цветочной поляны чуть ли не инопланетный пейзаж? Проще простого!
Поэтому профессионалы всегда, когда это возможно и имеет смысл, снимают именно в RAW, чтобы затем «выжать» из сырых данных максимум возможностей без потери качества изображения и при необходимости исправить некоторые допущенные при съёмке ошибки выставленных параметров. Ведь ни для кого не секрет, что даже профессионалы иногда могут упустить из виду какой-нибудь параметр — что уж говорить про обычных пользователей…
Плюсы и минусы RAW
В чем же достоинства формата RAW, что он так популярен в профессиональной среде? Помимо самого факта возможности глубокой редактуры снимков, можно отдельной строкой упомянуть следующие преимущества:
Работа с RAW
Как уже было сказано выше, для RAW нет единого формата кодировки, так как каждый производитель реализует его по-своему: у Canon это CR2, у Nikon — NEF, у Sony — ARW и так далее. Поэтому выбор софта для обработки RAW выбирается каждым фотографом исходя из используемой им фототехники. Обычно нужный софт поставляется в комплекте с фотоаппаратом. Его главное преимущество — бесплатность. Но кроме того, рынок ПО предлагает и независимые программы, поддерживающие большинство кодировок RAW, либо умеющие конвертировать их в свой специфический формат. Не имеет смысла подробно останавливаться на всех популярных программах для работы с RAW, мы лишь упомянем две самые подходящие для начинающих. Делать первые шаги проще всего с помощью «родного» софта для вашей камеры, если производитель предоставляет таковой.
Владельцы камер Nikon могут воспользоваться приложением от производителя — Capture NX-D. Данный продукт бесплатен и может быть свободно скачан с официального сайта Nikon. Преимущества NX-D заключаются в легковесности, простоте интерфейса, а также возможности сравнения изображений и наличию пакетной обработки параллельно с комплексный редактированием. Из минусов — отсутствие возможности редактирования отдельных фрагментов фото.
Для обработки снимков, сделанных с помощью фотоаппаратов Canon, существует официальная программа Digital Photo Professional. Это проверенный временем софт, существующий достаточно давно, но регулярно и оперативно обновляющийся. Она бесплатна (требуется только указать серийный номер фотоаппарата при скачивании программы с сайта Canon), при этом имеет достаточно широкий функционал и пользуется популярностью не только у любителей, но и профессионалов. Главный плюс — очень простой интерфейс, благодаря которому программа осваивается очень быстро.
Среди универсальных конвертеров RAW в первую очередь следует выделить опенсорсный Raw Therapee. При том, что распространяется бесплатно, это приложение имеет функционал, практически ничем не уступающий большинству платного софта: интегрированный файловый менеджер, функция предварительного просмотра изменений, система рейтинга снимков, удобный и понятный интерфейс, пакетная обработка. Всё просто, наглядно и понятно.
Ну и самые популярные у фотографов всего мира конвертеры — это продукты компании Adobe (платные): Camera Raw и Lightroom. Работать в Camera Raw имеет смысл для тех, кто снимает немного и кому требуется широкая доработка готового снимка уже с помощью традиционных инструментов в Photoshop. Если же обширная ретушь не требуется — можно работать в Lightroom: он проще, не так требователен к ресурсам, заточен именно под «проявку» RAW’ов и имеет встроенные средства каталогизации и создания слайд-шоу.
Редактируем RAW
Редактирование RAW (цифровая «проявка» полученных «негативов») во всех редакторах выглядит примерно одинаково. Основные манипуляции проводятся с помощью гистограммы, нескольких ползунков, отвечающих за настройку определённых параметров фотографии, а также различных дополнительных меню, в которых можно провести небольшую ретушь, не прибегая к помощи фоторедактора. Мы же остановимся только на самом основном: редактировании непосредственно данных, полученных с матрицы.
Многие RAW-конвертеры предлагают не только редактировать общую экспозицию, но и отдельно увеличить / уменьшить полученные значения для каждой точки, в зависимости от того, к какой группе оттенков она относится.
Большинство редакторов делят фотографии на пять частей, у четырёх из которых есть собственные названия: оттенки чёрного, тени, света и оттенки белого.
Всё, что находится между «тенями» и «светами» (или «бликами») — средние тона — редактируется непосредственно общей настройкой экспозиции.
Манипулируя раздельными участками можно расширить или сузить динамический диапазон снимка: получить псевдо-HDR из одного RAW-кадра или, наоборот, очень контрастную картинку из ничем не примечательного пасмурного пейзажа.
Дым вряд ли был бы настолько контрастным и атмосферным при съёмке в JPEG.
Почему недосвет лучше пересвета
Давайте на минутку забудем про то, что свет это волна, и представим его как поток частиц, а светочувствительные элементы матрицы — как своеобразные «накопители» этих частиц.
Для большей наглядности, пусть у нас идёт некий крайне неравномерный дождь, который мы ловим в квадрат 100х100 аккуратно расставленных стаканов. На момент начала экспозиции все стаканы пусты. Мы убираем крышу, которая не даёт попадать каплям в стаканы и начинается магия. Если мы закроем крышу через пять секунд — в каждом из стаканов будет какое-то своё значение накопившихся капель-фотонов. Мы можем удвоить эти значения, и получить примерно ту же «картину», но ярче и контрастнее. Таким образом «недосвеченный» кадр можно улучшить, пересчитав по определённым алгоритмам значение для каждой из точек.
А что будет, если мы уберём «крышу» всего на мгновение, а (из-за неправильных настроек камеры) световой поток, дождь, внезапно заполнит некоторые стаканы сразу до краёв? Уменьшая полученные значения, мы вместо определённых оттенков в большинстве случаев будем получать разные сорта серого: так как при переполнении светочувствительных сенсоров они регистрируют максимальное значение (белый цвет). Даже если камера регистрирует световой поток за всё время и записывает не одно значение для каждой точки, а ряд значений последовательно — из-за скорости заполнения светочувствительных сенсоров достать вменяемые данные с показателями цвета становится практически невозможно.
Пересвет на короткой выдержке практически неустраним и в этом случае RAW ведёт себя не сильно лучше, чем JPEG: данные из JPEG-картинки можно «увеличивать», осветляя полученный результат (пусть и с большими потерями качества), но совершенно бесполезно уменьшать: все светлые оттенки потеряют насыщенность и станут серыми пятнами, так как есть только их результирующий цвет, а не история накопления определённого уровня сигнала.
Съемка RAW на телефонах
Смартфоны научились снимать в формате RAW совсем недавно, да и далеко не все производители внедрили эту опцию в камеры своих телефонов. Сегодня из представленных на рынке смартфонов снимать в RAW умеют Nokia Lumia 930, 1020 и 1520, а также некоторые модели Google Nexus, OnePlus, ZTE, LG и Xiaomi. Продукция Apple в этом плане отстаёт и еще не освоила эту функцию, но некоторые приложения позволяют открывать RAW’ы из внешних источников. Конкретно формат кодировки DNG поддерживает и того меньше устройств и только после установки дополнительного софта (Mi2raw Camera для OnePlus One, ZTE Nubia Z5sn, LG G2, Xiaomi Mi2 и Mi3, а также Camera FV-5 для Google Nexus 5 и 6).
Mi2raw Camera — достаточно громоздкое приложение, которое к тому же предназначено для небольшого количества смартфонов, но имеющее неплохой функционал и в целом делающее хорошие снимки в RAW. Camera FV-5 помимо умения сохранять неплохие RAW’ы, может похвастаться удобным интерфейсом, полностью настраиваемым параметрами съёмки и кучей фич: удобные готовые программы съёмки, длинные значения выдержки, полноценный брекетинг экспозиции, режим бесконечной фокусировки и многое другое, но за неё просят несколько рубликов.
Для гаджетов на Windows есть приложение RAWer. В наличии поддержка очень большого количества форматов кодировки и моделей фотоаппаратов, быстрый импорт фото с камеры, широкий перечень возможностей, в том числе кадрирование фото, и при этом низкие системные требования и легковесность. К сожалению, функции редактирования фотографий — платные.
Заключение
Безусловно, RAW — не однозначная замена другим форматам и не панацея для решения проблем ошибок съёмки. Но это действительно мощный инструмент фотографа, применение которого будет уместно в практических любой сфере — идёт ли речь о серьёзной фотографии или обычных мобильных снимках. В конце концов, снимает фотограф, а не камера, и шедевры можно создавать даже на спичечный коробок с дырочкой и кусочком плёнки внутри. RAW — не замена базовым правилам экспозиции, построения кадра и работы со светом. Но как подспорье для решения творческих задач это действительно полезный и эффективный инструмент.
Яркие и контрастные домики, не пересвеченное небо, широкий динамический диапазон и красивые цвета — без съёмки в RAW точно не обошлось.
Конечно, тут не всё так однозначно — нередко бывает так, что времени на качественную пост-обработку снимков вообще нет (даже по готовым шаблонам), и приходится сразу снимать в JPEG или TIFF. Научить родителей снимать толково в RAW и потом обрабатывать — тоже нетривиальная задача, особенно если они достаточно далеки от фотографии и/или компьютеров. И тем не менее, умение снимать в RAW даёт море творческих возможностей, поэтому осваивать этот навык имеет смысл не только тем, кто собирается монетизировать своё увлечение, но и всем, кто просто хочет радовать себя и близких снимками отменного качества.
При съёмке в JPEG мы бы получили либо чёрные пятна вместо камней, либо слишком яркий закат. RAW позволяет получить нормальную картинку и в тенях, и в ярких участках кадра.
Хотите подробную статью про обработку RAW, со всякими точками белого, точками чёрного, цветовыми кривыми, уровнями, и прочими интересностями? 🙂 Ставьте плюс, если тема интересная — мы обязательно продолжим. Удачных кадров.
Словарь терминов по прошивке смартфонов
Этот словарь я составил для себя, когда занимался прошивкой различных телефонов Android. Термины универсальны и применимы для любых девайсов на этой ОС.
OTA (FOTA) — это самый простой способ обновить прошивку. Оно происходит по воздуху, соединение с компьютером не нужно. При обновлении OTA (FOTA) пользовательские данные не изменяются, если не делать сброс.
RAW прошивка — это точно такая же стоковая прошивка, но шьется она не через recovery, а через специальную программу Asus Flash Tool, бывает, что обычная прошивка zip формата не поможет справиться с проблемой или например, когда не можете попасть в recovery даже, если прошивали его, в этом случае поможет RAW прошивка. Не влияет на загрузчик.
Bootloader – здесь находится микропрограмма (загрузчик), позволяющая запускать операционную систему, рекавери и другие сервисные режимы.
adb (ADB, Android Debug Bridge) — инструмент который устанавливается вместе с Android-SDK и позволяет вам управлять устройством на базе ОС Android. Вы можете найти его в папке «platform-tools», распакованного SDK. ADB — это управление андроид устройством при помощи команд с компьютера. Для работы с adb любое андроид устройство оснащёно программным обеспечением, и для компьютера написаны драйвера и программного обеспечения (ПО).
ADB — утилита, взаимодействующая со смартфонам по средствам команд. Имеет большее количество команд выполняющих множество отладочных функции. Полноценная работа возможна только на запущенном Android или кастомном recovery. Стоковый recovery работает только с командой sideload предназначенная для прошивки телефона.
Fastboot — режим загрузчика Android устройств, в котором устройство принимает команды от компьютера. Используется в основном для прошивки, очистки разделов и разблокировки загрузчика устройства. Также это утилита, управление которой происходит через командную строку, предназначенная для прошивки смартфона.
Более подробно о ADB и Fastboot тут.
Как зайти в загрузчик/Fastboot и Recovery — на выключенном телефоне зажимаем кнопку прибавления громкости и удерживая на пару секунд нажимаем кнопку включения, отпускаем кнопку включения, кнопку громкости держим, два вибросигнала и экран включается, все отпускаем. Теперь вы в режиме Fastboot/загрузчика, там же клавишами громкости можно выбрать recovery mode и зайти в recovery.
Bootanimation — анимация загрузки, у нас это, когда начинает крутиться кружочек.
Splashscreen — предзагрузочная картинка, которая идет перед бутанимацией(bootanimation)
Сток (стоковая прошивка, рекавери т.д) — это обозначает первоначальную конфигурацию телефона, то что уже стояло в телефоне и было предустановлено производителем.
Кастом (кастомная прошивка, рекавери т.д) — противоположность стока, это то что создают другие люди для определенного телефона, это называют кастомом.
Пользовательская прошивка и есть официальная. А инженерной часто называют сервисную. В понятии сервис центров существуют пользовательская и сервисная прошивки. Сервисная напичкана всяким софтом для работнииков СЦ и не пригодна для ежедневного пользования.
Бутлуп (от англ. boot — загрузка и loop — петля) — бесконечная циклическая перезагрузка устройства, происходит в результате сбоя в системе.
Даунгрейд (от англ. downgrade — снижение) — понижение версии программного обеспечения или переход на более слабую / менее функциональную аппаратную конфигурацию.
Pit-файл — это файл с таблицей разделов внутренней памяти устройства, он нужен для переразметки разделов в момент прошивки устройства. Обычно используется с многофайловыми прошивками, но его использование не носит обязательного характера. Без особой необходимости его лучше не использовать т.к. ошибки при разметке памяти устройства могут привести к серьёзным последствиям, устранить которые в домашних условиях не получится.
Что такое CWM и TWRP
TWRP (TeamWin Recovery Project) — представляет из себя тоже, что CWM, модифицированное рекавери, со множеством дополнительных функций. Многим удобнее пользоваться TWRP, и это не странно, т.к. меню удобное, пункты большие, управление осуществляется при помощи сенсорного дисплея.
TWRP menu
Разница в том, что в TWRP больше возможностей, а так же он умеет самостоятельно прошивать boot.img, НО не всегда и не на всех РОМах, потому советуем вручную прошивать boot.img. Кроме того, в TWRP есть возможность открыть доступ к карте памяти через USB, в случае, когда все в телефоне удалено, и прошивка в том числе.
Также, в TWRP есть возможность работы с ADB (при запуске TWRP телефон видится через ADB и можно передавать файлы, выполнять команды, а также входить в Shell). Возможности бэкапа TWRP также немного больше, чем у CWM. Но, как говорится, без ложки дегтя тоже не обойтись – CWM проще гораздо, а поэтому – несколько стабильнее. Если при пользовании TWRP иногда случаются казусы с потерей доступа к sdcard, после чего приходится ставить стоковый рекавери, то с CWM такого еще не случалось. Плюс – есть такая штука, как ROM Manager (см. Google Play Market), которая работает только с CWM.
Установка TWRP подобна установке CWM, т.е. TWRP устанавливается такими же способами, что и CWM. Есть способ установки через Odin (for Samsung), уже установленное кастомное рекавери, например, CWM или через программу GooManager.
Вайп, full wipe или полный сброс
Под этим понятием подразумевают нередко несколько этапов вайпа. Начнём с того, что английский глагол wipe переводится как «стирать, уничтожать, удалять».
Это полная очистка всех пользовательских данных, происходит либо автоматически при установке полной официальный прошивки через ADB, или кастома в скрипте установки которого добавлены команды для вайпa, либо вручную при возникновении проблем со смартфоном, через меню рекавери или CWM.
Иногда под этим подразумевают полный сброс не только данных пользователя (wipe data), но и очистка прошивки из внутренней памяти смартфона (format).
Как сделать полный сброс до заводских настроек штатными средствами?
Пройти по пути:
Настройки — Учетные записи — Резервное копирование и сброс — Сброс данных — Сброс устройства.
Или зайти в стоковое рекавери, зажав 3 кнопки при включении и сделать там wipe data/factory reset.
Эквивалентно полному вайпу (Full Wipe), все пользовательские данные удалятся кроме файлов прошивки.
Как сделать полный сброс до заводских настроек средствами загрузчика CWM?
Входим в CWM и далее:
1. wipe data/factory reset
2. wipe cache partition
3. advanced/ wipe dalvik cache
Это уже считается Full wipe. Но если есть систематические проблемы, можно так же принудительно очистить системный раздел и уже очищенную через «data/factory reset» пользовательскую область:
4. mounts and storage/ format system
5. mounts and storage/ format data
6. mounts and storage/ format cache
После этого сброса если система не загрузится, то придется прошивать ее заново.
Фишки смартфонов Samsung
KNOX – это специализированная надстройка над ОС Android, призванная значительно повысить уровень защиты информации на мобильном устройстве от Samsung. В состав этой системы входит набор расширений, позволяющий создать защищенную среду на платформе от Google. Среди них – специальная изолированная зона для исполнения программ, механизм 256-битного шифрования и средство защищенной загрузки.
Другими словами, KNOX — это защищенная папка, в которую можно устанавливать приложения, переносить любые файлы и хранить их там под отдельным паролем. Установленное в эту папку приложение становится независимым от такого же приложения, установленного вне папки.
Когда счётчик KNOX изменил свой статус с 0×0 на 0×1, т оговорят, что он «тикнул» и вы лишились гарантии на устройство. Он срабатывает при получении Root прав и при установке кастомного Recowery. Также он сработает при попытки установить старую версию прошивки без KNOX. Возможности обнуления счётчика пока не существует. Посмотреть состояние Knox можно перейти в Odin mode зажав на выключенном телефоне кнопки Домой-Громкость вниз-Включение одновременно. Knox находится в строке Knox warranty void. При прошивке через Odin стоковых (не модифицированных) прошивок или других стоковых компонентов счетчик не срабатывает.
CIFS — файловая система памяти планшета
Практически все современные портативные (и не только портативные) устройства содержат внутри специальный USB-хост контроллер, который уже на аппаратном уровне реализует функцию OTG. Также, современные смартфоны поддерживают подключение USB OTG флэшек. Для поддержки OTG требуются специальные OTG кабели. Подробнее здесь.
Что такое RAW-формат и с чем его едят?
Формат RAW – это «сырой» формат фотоаппарата. Что это значит? Попытаемся разобраться. Во время съёмки свет каким-то хитрым образом, причём для нас даже не важно каким, действует на матрицу, после чего световой сигнал превращается в оцифрованный электрический. Фактически получаются нули и единички в огромном количестве. При записи в jpeg камера вначале обрабатывает полученное изображение, а затем ужимает и сохраняет фотографию. И если начать исправлять такую фотографию в графическом редакторе, то потеря качества будет очень значительной. Таким образом, при съёмке в jpeg записывается ровно столько информации, сколько нужно для использования на обычных мониторах и принтерах, то есть 8 бит/канал, а с современных матриц получают информации намного больше, обычно 12 бит/канал или вовсе 14. То есть если ошиблась автоматика и кадр получился тёмным или засвеченным, подкачал баланс белого или перестарался внутрикамерный шумодав, то из jpeg крайне тяжело получить обработкой в редакторе нормальную фотографию.
Выбор формата в меню фотоаппарата
Выбор формата в меню фотоаппарата
Таким образом, при использовании RAW легко и качественно исправляется экспозиция. К тому же многие параметры изображений, которые задаются на камере, можно указать не перед съёмкой, а после её. Это такие настройки, как баланс белого, стиль изображения, насыщенность, контраст и резкость.
Пример исправления баланса белого:
Баланс белого до исправления
Баланс белого до исправления
Исправленный баланс белого
Исправленный баланс белого
Помимо этого, в фотографиях, полученных из RAW, детализация намного лучше, чем при использовании jpeg сразу при съёмке. Такой парадокс связан с использованием в фотоаппарате более грубых алгоритмов обработки из-за гонки за скоростью. Также RAW позволяет легко исправлять оптическое несовершенство техники.
Пример исправления дисторсии – искажения объекта из-за несовершенства конструкции объектива (объектив Canon 18-55 3.5/4.5 на 18 мм, автоматическое исправление в DPP 3.3.1.1):
Пример исправления хроматических аберраций – цветовой каймы, которая появляется на контрастных объектах на краю кадра:
Исправление хроматических аберраций
Исправление хроматических аберраций
Как видим, в теории всё просто замечательно: можно выставить на камере сохранение в RAW и вообще забыть про экспозицию и баланс белого, режим выбрать хоть ручной и снимать всё подряд на одних и тех же установках, ведь потом всё можно откорректировать за минуты. Но на практике приходится жертвовать памятью на флешке, да и на жёстком диске RAW-файлы занимают немало места. К тому же возможностей исправления экспозиции в RAW хоть и больше, чем при съёмке в jpeg, но всё же они не являются безграничными. Более того, при использовании высоких чувствительностей ISO крайние биты в RAW получаются сильно зашумленными. Поэтому при коррекции экспозиции на компьютере шумов становится намного больше при малейших исправлениях.
Хотя есть и другие проблемы. И самая большая из них – это преобразование RAW-файла в «нормальный» формат, который можно просмотреть без специальных программ на любом компьютере. Вернее даже, проблема не в самом преобразовании, а в выборе программы, осуществляющей конвертацию, например, из RAW в jpeg.
Существует неимоверное множество RAW-конвертеров, у каждого из которых – свои особенности и преимущества. Но при всём этом конвертерам свойственно отличие внутрикамерного jpeg от сконвертированного из RAW при всех настройках по умолчанию, какой бы конвертер ни использовался. Причём, как ни парадоксально, это касается и родных конвертеров. Например, фотографии, сделанные фотоаппаратом Canon EOS 40D при свете ламп накаливания и сконвертированные с помощью Digital Photo Professional 3.3 для Canon, имеют красноватый оттенок при сравнении с внутрикамерным jpeg.
Это, конечно, мелочь, но согласитесь, что неприятная: если сам производитель фотоаппарата поставляет с камерой программное обеспечение, которое не даёт полного соответствия цветов при конвертации с настройками по умолчанию (по сравнению с внутрикамерным jpeg), то что уж можно говорить о различных сторонних производителях!
Также стоит отметить, что нет единого стандарта RAW – каждый производитель фотоаппаратов предлагает свой «сырой» формат. Более того, даже у одного производителя с выпуском новых фотокамер «сырой» формат претерпевает изменения, и поэтому новые RAW-файлы со старыми программами, увы, не работают. Хотя и сильно старые RAW-форматы могут не открываться новыми программами для конвертации.
Теперь пару слов о самих программах для конвертации.
Adobe Lightroom 1.3
Замечательная программа конвертации для тех, кто любит возиться с каждой фотографией, – во вкладке Develop масса ползунков, которые позволяют сделать с фотографией всё что угодно. Полноценная программа для обработки фотографий, после которой стоит открывать фотографии в фотошопе разве что только для повышения резкости и удаления прыщиков. Этот конвертер является самым универсальным в том плане, что обрабатывает неимоверное множество RAW-форматов.
Для обработки фотографий необходимо выбрать File- > Import Photos from Disc, затем выделить необходимые снимки и переключиться из вкладки Library во вкладку Develop. После обработки фотографий выделить те, которые надо сконвертировать, затем File- > Export.
То, что есть во вкладке Develop, невозможно описать словами – там просто есть ВСЁ! Adobe Lightroom раскрывает возможности RAW на 100%. Хотя если всё, что вам нужно от RAW, это просто поменять экспозицию и баланс белого на паре сотен фотографий, будет логичнее выбрать более простую и менее ресурсоёмкую программу.
Adobe Camera Raw
Что можно сказать? Это классика – ACR знают все, кто когда-либо сталкивался с RAW.
Устанавливается программа по умолчанию вместе с фотошопом. Весит ACR всего лишь каких-то пару мегабайт, для конвертеров это вообще смешной размер. Но, несмотря на небольшой размер, в программе есть всё необходимое для работы с RAW.
Первая вкладка Adobe Camera Raw 4.0 позволяет корректировать баланс белого, экспозицию, яркость, контраст и насыщенность. Для выбора баланса белого можно воспользоваться стандартными установками, цветовой температурной шкалой или установить баланс белого по серой точке. Также в первой вкладке корректируются экспозиция, яркость, контраст, восстановление светов и осветление теней. При изменении экспозиции и других параметров, связанных с яркостью и контрастом изображения, можно использовать автоматические настройки, хотя работают они не всегда корректно.
Во второй вкладке, Tone Curve, находится простейшая кривая, которая даёт возможность осветлять или затемнять тени, полутени, светлые и самые светлые части изображения.
Третья вкладка, Sharpening, содержит настройки резкости и шумоподавления. Имеются четыре ползунка: sharpness, detail, luminance и color reduction. На практике хорошо работает только подавление цветовых шумов color reduction, для повышения же резкости лучше воспользоваться фотошопом.
Вкладки HSL/Grayscale и Split Toning предназначены для тонкой коррекции отдельных оттенков по тону, насыщенности и яркости.
Используя вкладку Lens Corrections, можно исправить дефекты оптики – виньетирование и хроматические аберрации.
Adobe Camera Raw – замечательная программа для ознакомления со всеми возможностями RAW, но из-за отсутствия пакетной обработки при большом количестве обрабатываемых фотографий всерьёз её рассматривать не стоит.
Digital Photo Professional 3.3.1.1 для Canon
Программа с очень простым и понятным интерфейсом, не предназначенная для каких-либо сложных манипуляций с фотографиями, есть лишь возможность исправления ошибок съёмки. Хороший цвет и контраст, замечательная детализация и резкость. Новые версии DPP отлично исправляют дефекты оптики (виньетирование, хроматические аберрации и дисторсию). Программа очень непривередлива и нормально работает даже на слабом компьютере, а при запуске пакетной конвертации можно спокойно продолжать исправлять другие фотографии. К достоинствам стоит отнести и то, что DPP не создаёт огромных файлов подкачки или библиотек, при этом даже после сохранения изменений в изображении есть возможность вернуться к исходному изображению.