Что такое pne акции
Коэффициент P/E простыми словами.
Значение цена — чистая прибыль позволяет быстро сравнить несколько абсолютно разных по капитализации компаний и сделать правильный выбор в пользу тех, которые в данный момент наиболее выгодные с точки зрения доходности.
Допустим у вас есть деньги и вы хотите купить квартиру (или несколько) для сдачи в аренду. Есть вариант квартиры с большой площадью стоимостью 100 000 долларов. Также можно на эти деньги купить 2 квартиры поменьше, по 50 тысяч каждая. Что же выбрать?
Исходя из этих данных получаем:
p/e большой квартиры будет равен 16,6 (100 000$ / (500$ х 12 мес.)
p/e маленькой квартиры будет равен 13,8 (50 000$ / (300$ х 12 мес.)
Исходя из полученного значения цена / чистая прибыль получаем, что покупка 2-х квартир более выгодное вложение. Ведь их срок окупаемости почти на 3 года меньше.
Соответственно обратное их p/e или доходность будет составлять 6% и 7,2%.
Тот же самый критерий можно применить и к оценке компаний. Возьмем самую популярную компанию Газпром. Стоимость самой компании (капитализация) составляет примерно 5423 миллиардов рублей, а сама компания заработала 1620 миллиардов чистой прибыли. В таком случае получаем:
P/E = 3,3 (5423 млрд. / 1620 млрд.)
Если вы купите всю компанию целиком, то сможете вернуть все потраченные деньги через 3,3 года. Конечно при условии, что норма прибыли не изменится.
Но так как вы скорее всего таких денег не имеете, то вам по карману купить только часть акций. Но прибыль, приходящаяся на одну акцию будет в той же пропорции, что и у всей компании. Поэтому P/E вашей инвестиции также будет 3,3.
Для компаний, акции которых торгуются на бирже, значение P/E будет зависеть от их котировок и нормы прибыли. Когда на рынке преобладает оптимизм — это толкает значение P/E вверх. Если пессимизм коэффициент цена — прибыль падает.
За последние 40 лет средний P/E акций, входящих в индекс S&P 500 составлял примерно 18. Причем в этот период наблюдались достаточно сильные отклонения как вверх так и вниз от среднего значения. Диапазон колебаний составлял от 10 до 35. Только на основании этих данных уже можно делать определенные выводы о дальнейших перспективах. Если значение выше 20 — это не самое лучшее время для покупки. А если соотношение цена прибыль достигает экстремальных значений 30-35 — самое время уходит с рынка и продавать все акции, так как идет явная переоцененность стоимости компаний.
Обычно высокие цены на акции обусловлены повышенными ожиданиями инвесторов роста доходов компании в будущем. В расчет берется бурный рост экономики, различные технологические изобретения, способные дать толчок компании. Конечно, это может повлиять на повышение прибыли, но на достаточно коротком интервале времени. Как правило, на долгосрочном периоде, размеры прибыли не сильно меняются. Поэтому излишний оптимизм по поводу роста дохода не оправдан.
Яркий пример опасности покупки акций при высоком P/E наблюдался в начале 2000-х в США во время бума IT-компаний. Все верили в то, что интернет-компании перевернут мир и их доходы будут со временем только расти. В то время котировки акций Yahoo достигали на бирже 100 долларов. При том, что прибыль на акцию составляла всего 12 центов. Коэффициент цена прибыль при этом составлял немыслимое число — 800. Это значило, чтобы окупить свои вложения при сохранении текущей прибыли нужно ждать 800 лет.
Конечно, никто не думал про это. Все считали, что компания будет наращивать прибыль, удваивая или утраивая ее с каждым годом. Но чуда не произошло. И вскоре котировки упали более чем в 20 раз.
Особенности использования P/E
Коэффициент позволяет практически на лету сравнивать компании, имеющие разные обороты, доходность, стоимость. Но следует понимать, что значение цена прибыль не дает полной картины и дополнительно у него есть ряд недостатков и особенностей, которые нужно учитывать проводя сравнительный анализ.
Вариантов как всегда несколько. Выбирайте понравившийся в зависимости от того, где вы торгуете и какие критерии отбора вам нужны.
Мультипликатор P/E. Преимущества, недостатки, как его использовать
В отчетах аналитиков частенько упоминаются рыночные мультипликаторы. Наиболее известным из них считается P/E.
Речь идет о соотношении капитализация/прибыль. Некоторые считают его «священным Граалем», другие указывают на недостатки этого показателя. Истина где-то посередине.
Как и любой другой мультипликатор, P/E необходимо правильно использовать, а ситуацию полезно оценивать в комплексе, не полагаясь на один единственный показатель.
Для чего нужны мультипликаторы
Речь идет о фундаментальном анализе, точнее сравнительной оценке. Оценку эту принято считать «быстрой и грубой», она способна дать мгновенную, хотя и менее точную по сравнению со сложными моделями дисконтирования денежных потоков картину действительности: показать насколько акций недооценена/переоценена по сравнению с конкурентами.
Представьте такую ситуацию. Вы сравниваете два публичных предприятия. У них схожий бизнес, капитализация и финансовые показатели, но разное число акций. Как результат, цена одной акции в двух случаях может заметно отличаться. Значит ли это, что одна бумага реально дешевле или лучше/привлекательней другой?
Не факт. Для получения более объективной картины необходимо привести две компании к единому знаменателю. Точнее, сопоставить стоимость предприятия с его финансовыми показателями (доходами и т.д.). Такой подход позволит избавиться от эффекта разного числа акций в обращении, позволив найти реальные расхождения в ценообразовании активов.
Это и есть сравнительная оценка или оценка по мультипликаторам. Под рыночными мультипликаторами принято понимать соотношение стоимости предприятия и его доходов, денежных потоков, балансовой стоимости и пр. Как результат, мы имеем прибыль или, к примеру, выручку на одну акцию вне зависимости от размера компании или количества бумаг в обращении.
Формально более низкий в сравнении с аналогами мультипликатор свидетельствует о недооценке и даже «дешевизне» акций, и наоборот. Возможно использование мультипликаторов для определения целевых уровней бумаг. Тут есть определенные и очень важные нюансы. Обо всем этом речь пойдет далее.
Мультипликатор P/E и его собратья
Представляет собой соотношение капитализации компании и ее чистой прибыли за год (предыдущий отчетный период или последние 4 квартала), Price (Market Capitalization) /Net Income. Фактически речь идет о соотношении цены на акцию к прибыли на одну акцию — Price/EPS — за сколько лет предприятие окупает себя.
Наиболее известный, доступный и интуитивно понятный мультипликатор, ведь прибыль в расчете на акцию зачастую является ключевым мерилом деятельности топ-менеджмента компании. P/E частенько используют для оценки рынка в целом, то есть фондовых индексов.
Несмотря на свою распространенность, показатель этот имеет множество недостатков. Во-первых, он неприменим для корпораций с отрицательной чистой прибылью, то есть убыточных. Тут необходимо либо использование форвардных мультипликаторов (с учетом будущих доходов, о них речь пойдет далее), либо сглаживание P/E с учетом цикла.
Форвардные мультипликаторы — те же самые мультипликаторы, но в знаменатель подставляется оценка финансовых показателей в будущем. Частенько речь идет о консенсус-прогнозе аналитиков на ближайшие 12 месяцев.
Также имеет смысл рассматривать мультипликатор с учетом прибыли, скорректированной на единовременные расходы, например, затраты на реструктуризацию. В случае стартапов в глубоком «минусе», стоит обратить внимание на другие показатели. Зачастую к ним сравнительная оценка не применима.
P/E не учитывает разницу в налогообложении и долговой нагрузке сравниваемых компаний. Немаловажный момент на развивающихся рынках — оргструктура предприятия, список ключевых собственников, а значит риски для миноритариев. Получается, что два предприятия могут выглядеть по-разному с точки зрения P/E именно из-за расхождений в этих аспектах бизнеса. То, что P/E сравниваемых предприятий сильно расходятся — это еще не повод говорить о недооценке/переоценке одного из них.
Зачастую показатель P/E наиболее адекватен для анализа банковских акций. В этом плане оптимально его использование в сочетании с показателем P/BV (рыночная капитализация/ балансовая стоимость собственного капитала).
Показатель P/E, скорректированный на долгосрочный рост. Как правило, представляет собой соотношение P/E и среднегодовые темпы роста eps, спрогнозированные на ближайшие пять лет. Мультипликатор неплохо подходит для оценки быстрорастущих компаний, позволяет сгладить эффект низкой базы. PEG ниже 1 свидетельствует о возможной недооценке акций. Чем более PEG превышает 1, тем «дороже» выглядят бумаги.
Из специфических недостатков PEG и прочих форвардных мультипликаторов существует возможность ошибочного прогноза будущих показателей, что может привести к неправильным выводам.
Shiller P/E
Или CAPE (P/E, базирующийся на средней скорректированной на инфляцию прибыли за 10 лет). Был разработан нобелевским лауреатом Робертом Шиллером для оценки фондового рынка США, а точнее S&P 500. Сейчас рассчитывается и для прочих рынков акций.
Позволяет сглаживать циклические колебания доходов. Показатель принято сравнивать с пиковыми значениями, а также исторической средней. Сам Шиллер признавал, что точный момент для входа в позицию или выхода из нее CAPE не дает.
Примеры использования P/E
Российский рынок
По мультипликатору P/E российский фондовый рынок является самым «дешевым» в мире: 6,7 против 14,1 по группе развивающихся рынков и 25 по S&P 500. Сказываются структурные проблемы экономики РФ, геополитические риски, хотя заметная недооценка все равно налицо.
Данные на 31.08.2018 (чтобы получить более четкое изображение, кликните по таблице)
По прочим показателям российский рынок также низок, хотя консолидированная дивидендная доходность составляет вполне достойные 5,7% годовых.
Данные на 31.08.2018 (чтобы получить более четкое изображение, кликните по таблице)
Рынок США
Если сопоставить американский фондовый рынок с другими, то выяснится, что он входит в топ-3 по P/E (25) и по P/E Шиллера (33,1).
Показатель Shiller P/E не дотягивает до пикового значения пузыря доткомов 1999 г. (44), но на 96% выше исторической средней 16,9. Обычный P/E также заметно превышает средние 16.
График Shiller P/E индекса S&P 500
В секторальном разрезе наиболее «дороги» по Shiller P/E в рамках S&P 500 сегменты недвижимости и технологий, «дешевы» — сегменты производителей товаров первой необходимости и коммуникационных услуг.
JP Morgan
Возьмем для примера крупнейший американский банк, ибо мультипликатор P/E наиболее адекватен для оценки банковской индустрии. Сочетать его будем с показателем P/BV (капитализация/ балансовая стоимость) — еще одним типичным мультипликатором для банков. Еще один ценный мультипликатор — P/TBV — соотношение капитализации и балансовой стоимости материальных активов.
Данные и прогнозы взяты из терминала Reuters. Многие показатели также есть в базах Morningstar и прочих аналитических агентств.
Мультипликаторы с учетом показателей за последние 12 мес.
По совокупности мультипликаторов имеем чуть ли не самый «дорогой» банк из выборки крупнейших финучреждений США. Форвардные мультипликаторы еще в большей мере подтверждают сравнительную «дороговизну» JP Morgan.
Отмечу, что сравнивать мультипликаторы лучше с медианными значениями по группе сопоставимых компаний, а не с фондовым индексом. В рамках отдельных индустрий типичными могут быть в корне отличающиеся значения P/E из-за особенностей бизнеса и структуры капитала, хотя возможна недооценка/переоценка всего сегмента.
С начала года P/E JP Morgan заметно сгладился (сократился) за счет увеличения прибыли.
Теперь посмотрим на фундаменталии. Из таблицы видно, что рентабельность собственного капитала (ROE, чистая прибыль/собственный капитал) и маржа чистой прибыли (чистая прибыль/выручка) заметно превышают медианы по выборке сопоставимых компаний. Однако ожидания по приросту прибыли на акцию (eps) слабы — 6,4% среднем в год на ближайшую пятилетку. Показатель PEG равен не слишком интересным 1,35.
Вывод: учитывая сравнительно высокие значения мультипликаторов и неоднозначные фундаменталии, JP Morgan по мультипликаторам смотрится высоковато.
Надо понимать, что резюме требует дополнительного анализа и не является рекомендацией на продажу от текущих уровней. После публикации квартальной отчетности JP Morgan возможен пересмотр фундаменталий, а вслед за ними — переоценка мультипликаторов.
Насколько полезен показатель P/E
Мультипликатор этот привлекателен своей простой и интуитивной понятностью. Его легко найти в свободном доступе.
По факту есть много нюансов. Это зависимость от особенностей налогообложения и структуры капитала, невозможность получения адекватного значения для убыточных предприятий.
Фактически более полезны форвардные или сглаженные аналоги, но тут может быть существенный разброс по различным источникам информации, ибо прогнозы и методы корректировки могут отличаться. Форвардные показатели слишком зависимы от правильности прогноза по используемым в знаменателе финансовым метрикам.
P/E полезен для оценки отдельных индустрий, прежде всего банков. В большинстве случаев — это лишь дополнение к целому ряду мультипликаторов, которые нужно рассматривать в комплексе — с поправкой на финансовые показатели предприятия.
В любом случае, оценка по мультипликаторам — проста, но одновременно груба. Компании-аналоги (индустрия, весь рынок) могут в целом быть слишком перекупленными или перепроданными, тогда медианы по мультипликаторам не слишком годятся для грамотного анализа. Есть еще один интересный момент — сравнительная оценка не позволяет выбрать оптимальный момент для входа в позицию или выхода из нее. Это удел теханализа.
В общем, ситуацию необходимо оценивать в комплексе с поправкой на особенности ведения бизнеса и возможные катализаторы.
БКС Брокер
Последние новости
Рекомендованные новости
Покупатели удерживают позиции
Больше 200% за год. 5 самых выросших российских акций в 2021
Самые слабые валюты года. Перспективы 2022
5 идей в российских акциях: выделяем привлекательные бумаги
SoFi Technologies. Есть ли перспективы у популярного финтеха
Ралли Деда Мороза в России: какие компании вырастут под Новый год
Дивидендный портфель 2022
Исследование. Как менялась доля голубых фишек на рынке
Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru
* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.
Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.
Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.
Что такое мультипликаторы
И как ими пользоваться
Может ли инвестиция в «М-видео» быть примерно такой же по прибыльности, как в автомойку?
В прошлой статье мы узнали, что да, может. Чтобы окончательно в этом убедиться, нужно сравнить их мультипликаторы.
Пример сравнения компаний по мультипликатору
Компания «Большой холдинг» стоит 10 млрд рублей и приносит 20 млн прибыли в год. Это большие числа, но мультипликатор P/E у компании 500. Это значит, что если целиком купить «Большой холдинг» за 10 млрд рублей, то инвестиции окупятся за 500 лет.
Компания «Маленькая лавочка» стоит 200 млн рублей и приносит те же 20 млн прибыли в год. Всё еще большие числа, но мультипликатор P/E уже не 500, а 10 — соотношение стоимости и прибыли лучше, чем у «Большого холдинга».
Мультипликаторы помогают сравнить разные компании на единой шкале.
Мультипликаторы лежат в основе стоимостного подхода к инвестированию, который предлагает находить и покупать акции недооцененных компании. Подробнее об этом мы рассказывали в статье о твиттере и шаурме.
Акции недооцененных компаний приносят более прогнозируемый и стабильный доход, также они менее подвержены риску просадки на фоне кризиса или чрезвычайных событий
Теперь разберем на примерах основные мультипликаторы.
Как инвестировать в акции и не прогореть
P/E — отношение цены компании к прибыли. Если точнее, рыночной цены акции к чистой прибыли на одну акцию. Или рыночной капитализации всей компании к годовой чистой прибыли.
Отношение цены к прибыли — основной показатель. Он отражает, за сколько лет компания себя окупает, и дает сравнивать компании из разных отраслей. Если этот мультипликатор от 0 до 5, то компания недооценена. Если больше — вероятно, переоценена. Мультипликатор меньше 0 говорит о том, что компания принесла убыток.
Но надо понимать, что просто сравнивать две принципиально разные компании по одному показателю P/E опрометчиво. В одной компании на ранней стадии могут быть большие капитальные расходы, которые съедают большую прибыль. А в другой прибыль гораздо меньше, но и капитальных расходов меньше, из-за этого ее показатель P/E будет выглядеть лучше.
P/E — хороший показатель, но не единственный.
P/E «Роснефти» и «Газпрома»
«Роснефть» | «Газпром» | |
---|---|---|
Рыночная капитализация | 4200 | 3600 |
Прибыль за год | 201 | 411 |
Мультипликатор P/E | 20,9 | 8,76 |
В этой и в остальных таблицах мультипликаторы рассчитаны по итогам 2016 года по данным financemarker.ru
Капитализация и выручка указаны в млрд рублей
Мультипликатор P/S — это отношение рыночной цены акции к выручке, приходящейся на одну акцию. Его используют для сравнения компаний одной отрасли, где маржинальность будет на одном уровне. Лучше всего подходит для тех отраслей, где считается, что выручка последовательно создает соответствующие объемы прибыли или денежного потока, — например для торговли.
Значение коэффициента меньше 2 считается нормой. P/S меньше 1 указывает на недооцененность. Преимущество P/S в том, что его можно рассчитать для всех компаний, так как его значение бывает только положительным, потому что выручка может быть только положительной.
P/S для НКХП и «М-видео»
НКХП | «М-видео» | |
---|---|---|
Рыночная капитализация | 15 | 69 |
Выручка | 4,7 | 183 |
Мультипликатор P/S | 3,19 | 0,38 |
Капитализация и выручка указаны в млрд рублей
Мультипликатор P/BV — это отношение рыночной цены акции к стоимости активов, приходящихся на одну акцию. Его удобно использовать для сравнения банков, потому что активы и пассивы банков почти всегда соответствуют их рыночной стоимости. P/BV не говорит о способности компании приносить прибыль, но дает представление о том, не переплачивает ли акционер за то, что останется от компании, в случае ее мгновенного банкротства.
P/BV меньше единицы — хорошо. На 1 рубль рыночной капитализации приходится более одного рубля реальной стоимости компании. Если компания разорится и акционерам разрешат вернуть свои доли, то им будет что возвращать.
P/BV больше единицы — плохо. На 1 рубль рыночной капитализации приходится менее одного рубля реальной стоимости компании. Если компания разорится и акционерам разрешат вернуть доли, то на всех не хватит.
P/BV банков «Открытие» и «Санкт-Петербург»
«Открытие» | «Санкт-Петербург» | |
---|---|---|
Рыночная капитализация | 315 | 29 |
Собственные активы компании | 155 | 60 |
Мультипликатор P/BV | 2,03 | 0,48 |
Капитализация и активы указаны в млрд рублей
EV — enterprise value
Мультипликатор EV — это справедливая стоимость компании. Определяется так: EV = Рыночная капитализация + Все долговые обязательства − Доступные денежные средства компании.
Посмотрите на две компании и скажите, какая из них обойдется вам дороже при покупке?
EV «Русгидро» и «Интер рао»
«Русгидро» | «Интер рао» | |
---|---|---|
Капитализация | 358 | 396 |
+ | + | |
Долг | 332 | 152 |
– | – | |
Доступные деньги | 67 | 96 |
= | = | |
EV | 623 | 452 |
Капитализация, долг и доступные деньги указаны в млрд рублей
Цена «Русгидро» на фондовом рынке — 358 млрд рублей, цена «Интер рао» — 396 млрд. Получается, что «Интер рао» как будто дороже для вас на целых 38 млрд рублей. Но на самом деле это не так, и EV нам это объясняет:
EV — очень важный показатель сам по себе, но главная его польза — в сравнении со следующим показателем.
EBITDA
Мультипликатор EBITDA — это прибыль компании до выплаты процентов, налогов и амортизации.
EBITDA нужна нам, чтобы понять, какую прибыль приносит непосредственно бизнес компании. Умеет компания зарабатывать деньги?
Если еще проще, то EBITDA — это сколько бы компания зарабатывала в идеальных условиях, если бы все заводы у нее уже были, станки не изнашивались, а государство ввело для нее нулевую налоговую ставку.
Отдельная польза мультипликатора EBITDA в том, что он позволяет удобно сравнивать компании одной отрасли, но из разных стран. Ведь если в одной стране налог 13%, а в другой 50%, то, имея одну и ту же прибыль от бизнеса, мы получим разную чистую прибыль. По EBITDA прибыль будет одинаковой.
EBITDA «Русгидро» и «Интер рао»
«Русгидро» | «Интер рао» | |
---|---|---|
Прибыль до налогов | 55 | 68,5 |
+ | + | |
Амортизация | 24 | 23 |
+ | + | |
Процентные расход | (−0,902) | 14 |
= | = | |
EBITDA | 78,1 | 105,5 |
Прибыль, амортизация и расходы указаны в млрд рублей
Мультипликатор EV / EBITDA — это рыночная оценка единицы прибыли.
Помните, мы говорили, что по P/E некорректно сравнивать компании из разных отраслей и в разных жизненных фазах? Проблема была как раз в том, что мы делили рыночную капитализацию на прибыль после всех выплат, налогов и капитальных расходов. А теперь мы смотрим на более чистые и достоверные показатели — по ним компании уже можно сравнивать с большей уверенностью.
EV/EBITDA «Русгидро» и «Интер рао»
«Русгидро» | «Интер рао» | |
---|---|---|
Рыночная капитализация | 358 | 396 |
Общий долг | 332 | 152 |
Денежные средства компании | 67 | 96 |
EV | 623 | 452 |
Прибыль до налогов | 55 | 68,5 |
Чистая прибыль | 39,8 | 61,3 |
Амортизация | 24 | 23 |
Уплаченные проценты | −0,902 | 14 |
EBITDA | 78,1 | 105,5 |
P/E | 9,01 | 6,47 |
EV/EBITDA | 7,95 | 4,29 |
Все показатели, кроме мультипликаторов, указаны в млрд рублей
Принцип оценки EV / EBITDA такой же, как и P/E — чем меньше, тем лучше, а отрицательное значение, как правило, говорит об убытках.
Мультипликатор Долг/ EBITDA отражает количество лет, которое нужно компании, чтобы погасить своей прибылью все долги. Чем меньше лет, тем лучше.
Самые недооцененные компании на этой визуализации будут слева внизу, около начала координат. Разумному инвестору остается выбрать компанию слева снизу, изучить ее и проинвестировать.
Например, по итогам 2016 года «Детский мир» показал рост прибыли на 291%. После выхода финансового отчета цена акций поднялась на 35% и сейчас находится в восходящем тренде.
По итогам 2016 года ретейлер «Дикси» показал падение прибыли на 573%. После выхода финансового отчета цена акций упала на 35% и сейчас находится в нисходящем тренде.
При этом сильно полагаться на изменение EPS не стоит. Лучше использовать этот мультипликатор как дополнительный критерий отбора, когда уже произведен отсев по основным мультипликаторам, рассмотренным выше.
Мультипликатор ROE — это доходность акционерного капитала в процентах годовых, то есть рентабельность. По нему можно судить об эффективности компании.
Например, возьмем две автомойки: первая рассчитана на 30 машин, а вторая на 5. Собственных активов у первой намного больше: бо́льшая площадь земли, больше само здание автомойки, больше оборудования. Но если при этом обе автомойки дают одинаковую прибыль, мы увидим перекос в показателе ROE : у маленькой автомойки он будет намного выше. ROE сообщит нам, что маленькая автомойка эффективнее и что закупленное ей оборудование (собственный капитал) окупается гораздо быстрее. Так что мы как инвесторы выберем именно автомойку на 5 машин.
А вот реальный пример с уже рассмотренными ранее компаниями.
ROE «Русгидро» и «Интер рао»
«Русгидро» | «Интер рао» | |
---|---|---|
Прибыль за год | 40 | 61 |
/ | / | |
Собственные активы компании | 650 | 419 |
× 100% | × 100% | |
ROE | 6% | 15% |
Прибыль и активы указаны в млрд рублей
Получается, что «Интер рао» — более эффективная компания, рентабельность собственного капитала у нее выше.
Особенности использования мультипликаторов
Мультипликаторы следует применять для сравнения компаний из одной отрасли, потому что в зависимости от типа бизнеса компании, его цикличности или других свойств показатели мультипликаторов могут заметно отличаться.
Представьте, например, насколько могут отличаться собственные средства и капитал у Яндекса и «Газпрома». Яндексу не нужно строить трубопровод, чтобы зарабатывать деньги.
А если сравнить отношение прибыли Яндекса к выручке и, например, прибыль сети «Магнит» к выручке? Рентабельность бизнеса совершенно иная, поэтому такое сравнение не всегда корректно.
Разумная инвестиционная стратегия — найти лучшие по мультипликаторам компании в каждой отрасли и составить диверсифицированный инвестиционный портфель.