Что такое pirls в образовании
Краткая информационная справка об исследовании PIRLS-2021
Скачать краткую информационную справку об исследовании PIRLS-2021 (222 KB)
Информация об исследовании PIRLS
Международное исследование качества чтения и понимания текста PIRLS (Progressin International Reading Literacy Study) – это международное сопоставительное исследование читательской грамотности, которое проводится Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement).
Целью данного исследования является сопоставление уровня навыков чтения и понимания текста четвероклассниками различных стран мира, а также выявление различий в методике обучения читательской грамотности в национальных системах образования.
В исследовании PIRLS оцениваются два вида чтения, которые чаще других используются учащимися во время учебных занятий и вне школы: чтение с целью приобретения читательского литературного опыта и чтение с целью освоения
и использования информации.
В соответствии с концептуальными положениями исследования при чтении художественных и информационных (научно-популярных) текстов оцениваются четыре группы читательских умений:
Для сбора информации о состоянии факторов, позволяющих интерпретировать результаты исследования, в инструментарий включены:
Анкета для учащихся предназначена для сбора информации об учащихся, их семьях и школах, в которых они обучаются.
Анкета для учителя начальной школы позволяет получить информацию о демографических характеристиках учителей, об особенностях школ, в которых они преподают, а также о некоторых аспектах их работы вобщем и их работы в тестируемом классе, в частности. Большой блок вопросов посвящен обучению чтению и русскому языку в тестируемом классе. Эти вопросы касаются времени, отводимого на обучение этим предметам, организационных форм работы с учащимися, учебников, по которым ведется обучение, используемых средств обучения, работы с разными видами текстов, видов деятельности, направленных на совершенствование навыков или стратегий понимания текстов, использования на уроках компьютеров и книг из классной библиотеки, домашних заданий и оценки учебных достижений по чтению, повышения квалификации в связи
с обучением чтению.
Анкета для родителей содержит вопросы, касающиеся занятий с ребенком до школы, посещения ребенком детского сада, подготовленности к школе. Родители также отвечают на вопросы о домашних заданиях своего ребенка, о школе, в которой он учится, о роли чтения в их семье, а также на ряд вопросов о них самих и их профессиональной деятельности.
Анкета для администрации школы предназначена для получения данных о характеристиках школы, ее ресурсах, участии родителей в ее деятельности, атмосфере в школе, учителях и деятельности администрации, а также об особенностях обучения чтению.
В 2021 году исследование впервые проходит в электронном формате. Электронный формат подразумевает введение в исследование компонента ePIRLS, который исследует то, насколько хорошо учащиеся читают, интерпретируют и оценивают информацию в среде, похожей на Интернет. Они изучают веб-страницы, отвечают на вопросы, объясняют взаимосвязь явлений, интерпретируют и интегрируют информацию. Страницы содержат визуальную информацию, такую как фотографии, графики и карты, а также анимацию, гиперссылки и всплывающие окна.
Начиная с 2001 года страны, участвующие в исследовании PIRLS, раз в пять лет получают значительную информацию, позволяющую всем, от кого зависят результаты образования, принимать выверенные, обоснованные стратегические решения. Масштаб этих решений различен – от целой страны до отдельного класса, однако именно от таких решений зависит судьба читательской грамотности подрастающего поколения.
Исследование PIRLS позволяет странам принимать научно обоснованные решения для улучшения читательских навыков. Страны используют результаты исследования для:
Исследование проводится один раз в 5 лет и к настоящему моменту проведены четыре цикла: в 2001 году (35 стран), в 2006 году (40 стран), в 2011 году (49 стран), в 2016 году (50 стран и 11 территорий). Российская Федерация принимает участие в исследовании PIRLS на регулярной основе, начиная с самого первого цикла.
Информация об участниках исследования PIRLS-2021
В 2021 году в исследовании PIRLS принимают участие 66 стран и территорий, а именно: Австралия, Австрия, Азербайджан, Албания, Бахрейн, Фламандское сообщество (Бельгия), Французское сообщество (Бельгия), Болгария, Босния и Герцеговина, Бразилия, Англия (Великобритания), Северная Ирландия (Великобритания), Венгрия, Германия, Грузия, Дания, Египет, Израиль, Иордания, Иран, Ирландия, Испания, Италия, Казахстан, Канада, Катар, Кипр, Гонконг (Китай), Макао (Китай), Косово, Кувейт, Латвия, Литва, Мальта, Марокко, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Польша, Португалия, Российская Федерация, Саудовская Аравия, Северная Македония, Сербия, Сингапур, Словацкая Республика, Словения, США, Тайвань, Турция, Узбекистан, Финляндия, Франция, Хорватия, Чешская Республика, Чили, Черногория, Швеция, Южно-Африканская Республика.
От перечисленных выше странк участию также привлечены следующие территории – Онтарио и Квебек (Канада), Абу-Даби и Дубай (ОАЭ), Москва (Российская Федерация), которые выступят в качестве самостоятельных участников, и смогут сопоставить свои результаты с международным рейтингом.
PIRLS, TIMSS, PISA: что это за исследования, в которых участвуют школьники из России
Вы наверняка что-то слышали из этих хитрых англоязычных аббревиатур, когда читали о школьниках. Но не всегда понимали, что вообще всё это значит, какие такие исследования и что они оценивают. Рассказываем, в каких международных исследованиях участвуют российские школьники и даже учителя. И как они проводятся.
Российские школьники участвуют во многих международных исследованиях качества образования и успехов школьников по отдельным дисциплинам. Зачем это нужно? Во-первых, участие в международных исследованиях помогает достаточно объективно оценить уровень образования и сравнить его с другими странами. Во-вторых, если исследование проводится на международном уровне, это значит, что для оценки уровня образования используются самые современные мониторинговые технологии. И Россия может использовать этот опыт в проведении собственных исследований на федеральном и региональном уровнях.
1. PIRLS — как школьники читают и понимают тексты
Что проверяют. Как школьники умеют читать и понимать тексты.
Кто участвует. В исследовании участвуют дети, которые оканчивают начальную школу. В России это четвероклассники. Считается, что именно к этому моменту ученики настолько развивают свои навыки чтения и работы с текстом, что они становятся базой для учёбы в средней и старшей школе.
Когда проходит. PIRLS проходит циклично — раз в пять лет. С 2001 года его проводили уже четыре раза. Последний раз в 2016 году. В PIRLS в разное время участвовали от 35 до 50 стран.
В PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) оценивают два вида чтения:
Для проверки школьникам дают два текста: научно-популярный (информационный) и художественный. Почле чтения дети должны ответить на несколько вопросов к каждому. Вопросы к текстам оценивают четыре навыка:
Понятно, что система обучения и школьная программа могут довольно сильно разниться от страны к стране. Поэтому главная задача организаторов таких исследований — сделать так, чтобы результаты в разных странах были сравнимы между собой. Например, в большинстве стран дети начинают учиться в шесть лет, но в Англии и Новой Зеландии обучение начинается в пять лет, поэтому участие в проекте принимают школьники из пятого класса, а не из четвёртого.
Как в PIRLS показывают себя школьники из России. В самом первом исследовании PIRLS-2001 Россия заняла только 16-е место из 35 стран. В конце 2017 года появились результаты последнего исследования PIRLS-2016, в котором российские школьники заняли первое место. Причём это не в первый раз: в 2006 году Россия тоже была лидером. Несмотря на то, что PIRLS проверяет только читательскую грамотность, глава Рособрнадзора Сергей Кравцов утверждает, что такие высокие результаты у наших четвероклассников означают, что в российская начальная школа — в принципе лучшая в мире.
Комментарий эксперта к заданию: «Поиск ответа облегчен тем, что в вопросе и в ответе использованы одни и те же слова: „запасные носки“, „ноги могут промокнуть“. Читателю даже не приходится делать синонимические замены. Российских четвероклассников практически не затрудняет поиск в тексте ответа на вопрос в том случае, когда формулировки вопроса и ответа практически совпадают. Однако неопытных читателей может затруднить необходимость делать самые элементарные синонимические замены при сравнении словесной ткани вопроса и ответа. Найти в тексте ответ на вопрос гораздо легче, если не требуется переформулировать вопрос. В приведённом выше примере такие трудности испытывает около 10% десятилетних читателей во всех странах мира, в том числе и в России».
2. PISA — какой уровень знаний у учеников в средней школе
Что проверяют. Математическую, естественнонаучную и читательскую грамотность школьников.
Кто участвует. В отличие от PIRLS, в этом исследовании участвуют 15-летние школьники.
Когда проходит. Впервые PISA провели в 2000 году, с тех пор оно проводится каждые три года. Россия принимает участие в исследовании с самого начала. А всего с 2000 по 2015 год в PISA участвовали от 32 до 74 стран мира.
Исследование PISA позволяет оценить эффективность изменений и образовательных решений за три года. По результатам теста становится понятно, в каком направлении нужно развивать российское образование, чтобы повысить конкурентоспособность выпускников российских школ.
Тест PISA адаптируется под изменения в сфере образования. Так, в 2012 году участники решали задачи «интерактивного типа», в которых нужно было виртуально обследовать какой-то предмет (например, кондиционер или MP3-плеер) и после этого ответить на вопросы о принципах его работы. А в 2015 году впервые проверяли финансовую грамотность школьников.
Как в PISA показывают себя школьники из России. К сожалению, результаты российских школьников в этом исследовании далеки от первых мест — за всё время Россия ни разу не вошла даже в двадцатку стран по трём показателям. А в последнем тестировании PISA-2015 в общем рейтинге стран Россия заняла 32-е место из 72.
Пример задания на математическую грамотность:
Комментарий эксперта к заданию: «В задании требуется воспринять новую информацию — описание представленной реальной ситуации — и интерпретировать её геометрическую модель, чтобы вычислить длину дуги. Опираясь на пространственное воображение и интуицию при работе с моделью, можно догадаться, что эта дуга составляет ⅙ часть длины окружности двери. Для решения нужно вспомнить (или посмотреть в списке формул) известную учащимся формулу длины окружности. Ответ в пределах от 103 до 105. […]. Подобных задач нет в российских учебниках. Слово „окружность“ не упоминается в тексте задания, и учащимя самим надо сообразить, что именно окружность, разделённая тремя радиусами на три равные части, является моделью вращающейся двери».
Пример задания на читательскую грамотность:
Комментарий эксперта к заданию: «В этом задании школьнику нужно осмыслить и оценить информацию из текста».
3. TIMSS — как в начальной и средней школе знают математику и естественные науки
Что проверяют. Основная цель исследования — сравнить между собой качество математического и естественнонаучного образования в начальной и средней школе.
Кто участвует. Ученики 4-х и 8-х классов.
Когда проходит. Каждые четыре года. Такая схема позволяет отслеживать, какие изменения происходят в образовании при переходе из начальной в основную школу и как они влияют на качество образования.
В 2015 году тестирование TIMSS проводилось и среди 11-классников — тогда у старшеклассников, углубленно изучающих точные предметы, проверяли понимание математики и физики.
Бонусом в странах-участницах (кстати, их в разные годы было от 25 до 50) исследуют особенности учёбы. Для этого разработаны специальные анкеты, которые заполняют не только школьники, а ещё учителя и администрация школ. Информация, которую учёные получают из этих анкет, помогает лучше понять результаты основного тестирования и объяснить, что не так с математическим или естественнонаучным образованием в стране.
Как в TIMSS показывают себя школьники из России. Результаты у российских школьников достаточно высокие. В последнем исследовании 2015 года ученики 4-х классов заняли 7-е место по математике и 4-е по естествознанию. Восьмиклассники оказались на 6-м месте по математике и на 7-м в естественных науках. Но при этом рейтинг выявил три большие проблемы российского школьного образования: большой объём домашних заданий, резкое падение успеваемости в средних классах и недовольство учителей своей работой.
Задание для 4-х классов по математике:
Комментарий эксперта к заданию: «Проверяется умение вписать равносторонний треугольник в окружность, разделённую на равные части. Требовалось не только увидеть, что окружность разделена на равные части, но и сообразить, что надо соединять отрезками каждую четвёртую точку, чтобы построить равносторонний треугольник, и описать способ соединения точек. Подобных заданий нет в учебниках. Практически все российские четвероклассники пытались решить это задание. Большинство справились с ним (верно выполнили его полностью 68%, верно построили, но не описали — 7%)».
Задание для 4-го класса по естествознанию:
Комментарий эксперта к заданию: «В задании требуется применить знание о взаимосвязи в природе на примере простых пищевых цепей: указать одну из причин, иллюстрирующих важную роль пауков в саду. Результат выполнения задания российскими школьниками самый высокий среди всех стран. Умение устанавливать взаимосвязи в природе является одним из требований ФГОС по предмету „Окружающий мир“ и достаточно эффективно формируется в процессе изучения естественнонаучной части этого предмета».
Задание для 8-х классов по математике:
Комментарий эксперта к заданию: «Проверяется умение выразить проценты в виде обыкновенной дроби или обратный перевод. Нетипичное задание, в котором надо сравнить стоимость одного и того же предмета при наличии скидки, выраженной в различных единицах — в процентах или дробью. Основное затруднение умногих учащихся объясняется тем, что первоначальная стоимость предмета не приводится. Второе затруднение — это перевод этих данных в проценты или в дроби (¾ — это 75%, значит, скидка — 25%). Неудивительно, что 14% российских учащихся не дали никакого ответа. Только учащиеся двух стран показали более высокие результаты: Республики Корея (62%) и Сингапура (76%)».
Задание для 8-го класса по естествознанию:
Комментарий эксперта к заданию: «Задание проверяет умение применять знание об избыточном давлении воды в водоносных слоях в простой практической ситуации. Высокие результаты выполнения этого задания российскими школьниками объясняются тем, что представление о давлении воды в водоносных слоях традиционно формируется в рамках изучения географии».
4. TALIS — как преподают учителя
Что и кого проверяют. Здесь проверяют уже не школьников, а учителей и директоров школ.
Когда проходит. Исследование проводится каждые пять лет — уже было в 2008 и 2013 годах, следующее планируется провести в 2018 году.
В TALIS нет никаких рейтингов преподавателей по странам. Исследователи делают выводы на основе опроса. Какие данные получают с помощью опроса? Особенности преподавания, убеждения и установки учителей, методы преподавания, удовлетворенность работой, уверенность в своих профессиональных способностях, контекст, в котором работают учителя и директора.
К примеру, в TALIS-2013 приняли участие 4000 учителей и 198 директоров из 14 регионов России. Кроме России, в в 2013 году в исследовании принимало участие ещё 37 стран, а в 2008 году — 24.
В отчёте о результатах TALIS-2013, который опубликован на сайте общероссийской системы оценки качества образования, так описывают российских преподавателей:
Это не ЕГЭ. Что измеряют знаменитые тесты PISA и в чём пока не так сильны наши школьники
С начала двухтысячных наша страна принимает участие в международных программах исследования качества образования. Повышение места России в подобных рейтингах стало одной из целей национального проекта «Образование». В 2022 году в России пройдет очередное крупное исследование — PISA. Разбираемся, в чем особенность этого раунда и как его будут проводить.
Что такое международные исследования качества образования
С конца ХХ века — времени развития международных организаций и институций и появления мировых сопоставительных исследований — Россия участвует в измерениях качества образования. Эти исследования используют для оценки эффективности образовательных систем в разных странах и для изменения и улучшения на основе полученных результатов самого образования. Проводят их более чем в ста странах разные международные организации, в России их локализует Центр национальных и международных исследований качества образования Федерального института оценки качества образования.
В каких международных исследованиях участвует Россия
Разные программы исследований посвящены разным предметам и проверяют различные навыки у учеников разных возрастов, учителей и взрослых. TIMSS («Тренды в математике»), например, исследует уровень знаний детей 4-х и 8-х классов по математике и естественно-научным предметам, а еще одиннадцатиклассников — по углубленным курсам математики и физики. Проводят его раз в четыре года — следующий этап будет в 2023-м.
А в 2022 году в России пройдет очередной этап самого масштабного из международных исследований — PISA (Programme for International Student Assessment).
Каждые три года оно тестирует у школьников и студентов колледжей старше 15 лет (но не старше 16 лет и 2 месяцев) уровень знаний и умение практически их применять. PISA, разработанную в 1997 году, проводят с 2000 года, а трехлетний цикл сбился лишь однажды: исследование 2021 года из-за ковида сдвинулось на год.
Качество образования PISA изучает по четырём основным направлениям: читательская, математическая, естественно-научная и компьютерная грамотности.
Что такое все эти грамотности, почему так звучат названия изучаемых направлений? PISA не проверяет знание теоремы Пифагора и не ждет от учеников определения закона Авогадро. Напротив, школьникам предлагают интересные практические задания, которые могут показать знание сразу нескольких дисциплин, умение мыслить и применять знания на практике.
Скажем, в тесте на естественно-научную грамотность студентам предлагалось показать, что они знают о беге в жаркую погоду. Надо было проложить пеший маршрут через Сахару, рассчитать необходимое количество воды на день, если известны температура воздуха, даны показатели потери воды при различных температурах и темпе движения и так далее. Для решения нужны знания анатомии человека, климатических особенностей пустыни, навыки применять географические сведения, умение пользоваться картой и вести простейшие расчеты.
В других тестах нужно было оценивать выгоду различных типов ипотечного кредитования, рассчитывать сложные проценты и принимать стратегические решения, оперируя знаниями сразу в нескольких областях.
Неудивительно, что задания PISA нетривиальны: в их составлении принимают участие многие научные центры и передовые институты педагогики и образования всего мира.
Конечно, исследования исследованиями, но результаты PISA принимают во внимание во всем мире, они служат данными для рейтингования стран.
Например, по суммарным данным за 2000–2015 годы, лучшее среднее образование дают в Восточной Азии: Китае, Корее, Сингапуре, Японии. В Европе же в десятке лидеров Финляндия, Эстония, Швейцария, Польша и Нидерланды.
А что же Россия
Мы привыкли считать российское образование одним из лучших в мире, поэтому первое участие России в исследованиях PISA многих не впечатлило: мы оказались в третьей десятке стран по умению применять теоретические знания на практике.
С 2000-го в рейтингах PISA Россия занимает места около 30-го: выше — по математике, чуть ниже — по чтению, и еще ниже — по естественно-научной грамотности. Правда, в исследовании PISA в 2015 году по финансовой грамотности Россия стала 4-й в мире. По количеству же баллов, набираемому школьниками в каждом цикле, показатели России растут, но все еще остаются в третьем и четвертом десятке.
PISA демонстрирует и то, как географически зависимо наше образование: традиционно исследование проводится широко — в столицах, городах-миллионниках, в сельской школе. Результаты Москвы значительно опережают провинцию — по всем компетенциям школьники столицы попали в десятку лучших результатов мира.
На конференции в апреле 2021 года министр просвещения Сергей Кравцов указывал, что по показателям исследований читательской и математической грамотности PIRLS и TIMSS Россия регулярно занимает место среди стран с лучшими показателями качества образования, а результат России в PISA хоть и выше среднего показателя и растет от года к году, но его нельзя назвать лидирующим. Очевидно, что российским школьникам надо учиться применять знания на практике, и это вызов для всей образовательной системы страны.
«PISA — самое сложное исследование для наших школьников, где имеющиеся результаты пока находятся не на том уровне, который нам бы хотелось видеть. Улучшение результатов наших школьников в этом международном исследовании способно серьезно повысить позиции России по качеству общего образования по сравнению с другими странами», — отмечал руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев в ходе пресс-конференции в ноябре 2020 года.
PISA-2022
Объектом особенного внимания ближайшего цикла исследования станет математическая грамотность, и впервые исследование будет изучать креативное мышление. Хотя — как и обычно — будут проверены все грамотности: математическая, естественно-научная, читательская и финансовая. Еще в этом раунде впервые будут изучать оценку личного благополучия учащихся и учителей.
Математическая грамотность — способность человека применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических условиях.
Она предусматривает знание понятий, фактов и предполагает свободное применение математических инструментов и процедур. Особое внимание уделяется использованию математики для решения практических задач в различных контекстах.
В концепции по математике исследования PISA-2021 обещают, что исследование сосредоточится на математическом рассуждении — способности рассуждать логически и формулировать аргументы. Это навык, который все больше ценится в современном мире.
Обещают проверить умение школьников делать д едуктивные и индуктивные умозаключения, оценивать ситуации, выбирать стратегии, делать логические выводы, описывать решения и их применение на практике.
Анонсировано, что м атематические знания будут проверять по четырем категориям (см. стр. 10) : количество, неопределенность и данные, изменение и зависимости, пространство и форма.
Каков формат? Школьникам предложат компьютерное тестирование и заполнение анкеты. На тесты дают два часа, на анкеты — чуть меньше часа. Предложат анкетирование и учителям.
Если вы заинтересовались, мы с вами! Правда, итогов придется подождать: результаты PISA-2022 будут официально объявлены в декабре 2023 года.
Когда будем исследоваться
Основной этап международного исследования намечен на апрель 2022 года — ровно через полгода. Исследование пройдет во всей России, затронет учащихся старше 15 лет и трех месяцев и 16 лет и двух месяцев, в прошлом исследовании ребята представляли 42 региона РФ, видимо, и в 2022-м будет так же.
В апреле 2021-го в России прошел подготовительный (региональный) этап исследования PISA-2022. В нем участвовали три тысячи школьников из 58 образовательных организаций пяти регионов страны — Москвы, Вологодской, Рязанской, Московской и Орловской областей. В рамках «PISA для школ» инструментарий PISA используется вне цикла международного исследования для получения данных о состоянии системы образования России.
В 2021 году исследование «PISA для школ» пройдет масштабно — на общероссийском уровне — и затронет Амурскую, Кировскую, Мурманскую, Новосибирскую, Свердловскую, Калужскую, Орловскую области, Пермский и Красноярский край, Республики Марий Эл, Дагестан, Алтай, Адыгею и Удмуртию.
Читать результаты региональной оценки предыдущего исследования очень любопытно — к примеру, такое исследование опубликовано для Московской области. Оно продолжает демонстрировать образовательное неравенство в России — показатели Московской области в нем высоки, как и показатели Москвы в международном исследовании.
В общем, есть о чем подумать — о том, как у нас преподают физику, химию, биологию и географию, какие результаты покажут наши школьники по креативности и по уровню критического мышления, какими будут результаты по математике и что именно укажут школьники в графе «Удовлетворенность образовательным процессом».