Что такое pdca простыми словами
PDCA простыми словами
Опубликовано: 19.06.2014 Рубрика: Статьи Автор: Единый Стандарт
Никто не объяснит суть «Цикла Деминга» – так часто называют цикл PDCA – лучше, чем сам Уильям Э. Деминг. Знаменитый «патриарх качества» в течение многих лет читал лекции об управлении качеством для руководителей и специалистов по всему миру. В распоряжении Генри Нива, автора книги «Пространство доктора Деминга» находятся схемы управленческого цикла, нарисованные самим Демингом во время лекций. Причем он несколько упрощал подачу материала, как это принято во время публичных выступлений. Итак, по Демингу четыре составляющих аббревиатуры PDCA нужно понимать следующим образом.
Достаточно подробное объяснение смысла управленческого цикла PDCA есть в документе «Руководство по концепции и использованию процессного подхода для систем менеджмента», который идет в комплекте дополнительной документации при покупке текста стандарта ISO 9001 в Международной организации по стандартизации (ISO – International Organization for Standardization, – ред.). Однако, кажется, что в «лекционной» версии У. Деминга управленческий цикл изложен доступнее для новичка в работе с ISO 9001 и процессным подходом. Кстати, сам Деминг называл PDCA циклом Шухарта, потому что основные идеи, лежащие в основе PDCA появились еще в работах этого ученого.
PDCA – это аббревиатура, образованная словами Plan-Do-Check-Act (Планируй-Делай-Изучай-Действуй, – ред.). Из объяснений Деминга становится ясно, что цикл сводится к простой и логичной последовательности действий, с разумностью которых вряд ли кто-либо станет спорить. Нужно запланировать деятельность и создать требования к ней, чтобы потом можно было по четким критериям судить о том, насколько успешно была сделана работа. Нужно опробовать запланированное на относительно узком участке работы, где нет риска огромных потерь в случае неудачи, затем проанализировать результат и внести изменения либо в спецификации, либо в работу. Можно работать дальше. Потом цикл стоит повторять снова и снова, чтобы обеспечить организации гибкость, позволяющую постоянно приспосабливаться к условиям меняющейся обстановки.
Г. Нив в Главе №9 своей книги, которая целиком посвящена «Циклу Деминга» задается риторическим вопросом о том, чем же так полезен управленческий цикл, если, по сути, он сводится к выводам здравого смысла, очевидным для всех и сам же отвечает. По его словам, в реальной практике, чаще всего планированию уделяется очень скромное внимание, все предельно сосредоточены этапом «Делай» из цикла, настоящего анализа результатов второго этапа цикла не проводится, а четвертый – «Действуй» осуществляется в режиме «тушения пожаров». Остается добавить, что PDCA играет огромную роль во внедрении процессного подхода, поскольку именно этот механизм играет ключевую роль в постоянном улучшении работы предприятия на систематической основе. А постоянное улучшение – один из принципов процессного подхода.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Цикл Деминга или Колесо Шухарта
Цикл PDCA (Планирование-Действие-Проверка-Корректировка): Метод постоянного улучшения качества бизнес-процессов, также известный как “Круг качества” или “Цикл Шухарта”
Представьте, что оценка удовлетворенности клиентов вашим сервисом на одном из популярных рейтинговых сайтов вдруг внезапно упала. Просматривая недавние комментарии, вы обнаруживаете, что ваши клиенты жалуются на несвоевременную доставку и повреждения, которые их товары получают при транспортировке.
Вы решаете запустить небольшой пилотный проект длиною в месяц, выбрав нового оператора для доставки вашей продукции части ваших клиентов. Вам приятно видеть, что эти клиенты остались довольны и теперь оставляют положительные отзывы о вашей работе. В результате вы решаете полностью переключиться на нового перевозчика.
То, что вы только что сделали, в науке называется циклом PDCA, который ориентирован на усовершенствование продуктов, сервисов и производственных процессов в бизнесе.
В этой минилекции мы рассмотрим ключевые составляющие цикла PDCA и обсудим, как и когда этот инструмент можно применять на практике.
Что такое PDCA?
Цикл Деминга PDCA (Plan-Do-Check-Act), который иногда называют циклом PDSA или «Колесом Деминга», был разработан известным консультантом по менеджменту доктором Уильямом Эдвардсом Демингом в 50-х годах прошлого века. Сам Деминг называл свою модель «Циклом Шухарта», поскольку она была основана на идеях его наставника Уолтера Шухарта.
Деминг хотел разработать надежный алгоритм определения причин, по которым качество товаров или услуг может не соответствовать ожиданиям клиентов. Созданное им решение помогает компаниям строить предположения относительно необходимых изменений, после чего проверять свои догадки в ходе непрерывного повторяющегося цикла процессов.
Сам Деминг использовал концепцию PDSA Plan-Do-Study-Act (Планирование-Действие-Изучение-Корректировка). Он считал, что «Проверка» больше касается внедрения изменений.
Деминг делал акцент на прогнозировании результатов действий, направленных на улучшение, и на изучении фактических результатов, а также на их сравнении, в результате которого, возможно, придется пересмотреть теорию. Он подчеркивал, что необходимость развития новых знаний на основе обучения всегда обуславливается теорией.
PDCA / PDSA – это итеративный четырехэтапный подход, направленный на постоянное улучшение качества процессов, продуктов или услуг и решение проблем. Он включает в себя систематическое тестирование возможных решений, оценку результатов и внедрение мер, которые показали свою эффективность.
Четыре фазы Цикла Деминга включают:
Этапы «Выполнение» и «Проверка» могут иметь бесконечное множество итераций, обусловленных повторяющимися попытками усовершенствовать, повторно протестировать и опробовать потенциальные решения проблемы.
Теперь давайте рассмотрим все четыре этапа более подробно.
Цикл Деминга или PDCA
Цикл PDCA помогает решать проблемы и внедрять их решения последовательно и методично. Четыре этапа цикла позволяют добиться максимально качественного результата.
1. Планирование (Plan)
Прежде всего, вам необходимо определить имеющуюся проблему или возможность, которой вы хотите воспользоваться. Первые шесть шагов симплекс-метода помогут вам справиться с этой задачей. При помощи них вы сможете упростить процесс изучения информации, определить имеющиеся проблемы, сформировать и проверить идеи их решения и разработать план внедрения.
В заключительной части этого этапа вам необходимо будет в количественном выражении описать ваши ожидания: что должно произойти, если идея сработает, и ваша проблема будет решена. Вы вернетесь к этому пункту на этапе «Проверка».
2. Выполнение (Do)
Определив потенциальное решение, протестируйте его на небольшом пилотном проекте. Это даст вам возможность понять, позволяют ли предложенные изменения добиться желаемого результата. Если нет, то они, как минимум, не нанесут масштабного урона. К примеру, вы можете организовать тестирование в отдельно взятом отделе, в ограниченном географическом регионе или с привлечением определенной демографической категории людей.
По мере реализации пилотного проекта вам необходимо будет собирать данные, чтобы понять, сработали ли изменения или нет. Эта информация понадобится вам на следующем этапе.
Помните, что «Выполнение» в данном случае означает «Пробу» или «Проверку». Это слово не следует понимать как «полную реализацию», поскольку это произойдет лишь на этапе «Действия».
3. Проверка (Check)
На данном этапе вы анализируете результаты своего пилотного проекта, сравнивая их с ожиданиями, которые вы определили на этапе №1. Если результаты не совпали с ожиданиями, необходимо вернуться к этапу №1. Если же все сработало как надо, переходите к этапу №4.
В теории вы можете опробовать сразу несколько изменений и неоднократно повторить выполнение этапов «Планирование» и «Выполнение». В любом случае, не соглашайтесь на неудовлетворительные результаты – переходите к заключительному этапу («Действие») только тогда, когда вы искренне ими довольны.
В 80-х годах модель Деминга адаптировал один из пионеров в области управления качеством Каору Исикава. Однако сам Деминг не согласился с этими изменениями и позже, в 90-х годах, самостоятельно внес в собственную модель новые корректировки. Он подчеркнул важность фактора «Изучение» на третьем этапе. Как мы уже упоминали ранее, именно поэтому модель Деминга иногда называют Plan-Do-Study-Act (Планирование-Действие-Изучение-Корректировка).
4. Действие (Act)
На этом этапе вы реализуете свое решение. Но помните, что PDCA / PDSA – это цикл, а не процесс, у которого есть начало и конец. Это означает, что ваш усовершенствованный бизнес-процесс или продукт может стать новой отправной точкой, с которой вы начнете очередной цикл оптимизаций, нацеленных на то, чтобы сделать продукт или сервис еще лучше.
Для чего подходит PDCA / PDSA
Цикл PDCA / PDSA может помочь усовершенствовать любой бизнес-процесс через разбиение его на более мелкие этапы. Инструмент особенно эффективен для:
Вы можете использовать данную модель в любой бизнес-среде – от разработки новых продуктов, управления проектами и изменениями до управления жизненным циклом продуктов и цепочкой поставок.
PDCA часто используется в качестве базы для реализации принципов Кайдзен – еще одной стратегии для непрерывного совершенствования продуктов и процессов, которая также подчеркивает важность устранения фактора неэффективного расходования ресурсов.
Плюсы и минусы PDCA / PDSA
Модель PDCA / PDSA представляет собой простой, но эффективный способ решения новых и старых проблем в любой отрасли или процессе. Ее итеративный подход позволяет вам и вашей команде тестировать решения и оценивать результаты в экономном режиме.
Модель прививает стремление к постоянному (даже самому минимальному) совершенствованию, и может помочь повысить эффективность и производительность без риска внедрения серьезных, непроверенных решений в ваши основные бизнес-процессы.
Однако реализация цикла PDCA / PDSA может происходить довольно медленно, поэтому данный инструмент не может считаться подходящим для решения неотложной проблемы или чрезвычайной ситуации.
К тому же метод требует значительного вклада усилий от всех членов вашей команды и при этом предлагает меньше возможностей для внедрения радикальных инноваций.
Существуют другие похожие на PDCA / PDSA модели непрерывного совершенствования, такие как цикл Build-Measure-Learn, метод разбора полетов (After Action Review) и система планирования Хосин.
Все эти инструменты включают в себя те или иные принципы PDCA / PDSA, но не заменяют саму модель.
Резюме
Как применить метод PDCA / PDSA к своей жизни:
Хотя PDCA / PDSA – это инструмент для бизнеса, никто не мешает вам использовать его для личных нужд. Подумайте о том, что мешает развитию вашей карьеры, и как именно вы хотите двигаться вперед. Взгляните на ключевую причину любой проблемы в вашей жизни и поставьте цель решить ее (этап «Планирование»).
Определившись с порядком своих действий, протестируйте разные подходы к достижению желаемых результатов (этап «Выполнение»). Регулярно отслеживайте свой прогресс, корректируйте поведение и учитывайте последствия своих действий (этап «Проверка»). Наконец, примените то, что работает, и отсейте то, что не работает (этап «Действие»).
Цикл Деминга, или PDCA: улучшение процессов разработки и управление качеством продукта
Цикл Деминга, или PDCA — это модель управления качеством и улучшения процессов, а ещё много вопросов, мифов и путаницы. Разбираемся, как всё устроено.
Цикл Деминга основан на философии бережливого мышления, как и все agile-методологии. У цикла Деминга и Lean одинаковые цели. Если забыли, что это за философия, то мы подробно рассказали о ней в статье «Знакомимся с Lean: как создать ценность без потерь».
Менеджер проектов должен не только хорошо владеть инструментами управления, к которым привык, но и всё время учиться новому. Иначе ему будет трудно успеть за изменениями, которые постоянно происходят в Digital. И PDCA — лишь одна из моделей, которая пригодится в управлении. На курсе «Руководитель digital-проектов» мы подробно разбираем каждую методологию и её преимущества.
Пишет про управление в Skillbox. Работала координатором проектов в Русском музее, писала для блога агентства
CRM-маркетинга Out of Cloud.
Как использовать
цикл Деминга
Цикл Деминга помогает улучшить процесс работы и качество продукта. Тут нет фокуса на сроки, как, например, в Kanban. Главная идея:
Чтобы что-то улучшить, нужно понять, что не так, исправить это, а потом добиться стабильности процесса — сохранить полученные изменения. И если менять снова, то только в сторону улучшения.
Этапы цикла Деминга
PDCA | PDSA |
---|---|
P — plan — планируй | P — plan — планируй |
D — do — делай | D — do — делай |
C — check — проверяй | S — study — учись |
A — act — действуй | A — act — действуй |
Отличается только название одного этапа, а содержание остаётся прежним. Этапы цикла PDCA вне зависимости от сферы применения следует понимать так:
Сначала анализ процесса: разберитесь, в чём проблема, почему что-то не получается. Для этого надо привлечь всю команду, чтобы увидеть картину с разных сторон и понять, что и как можно улучшить. Потом план: установить сроки и согласовать с командой, что и когда нужно делать.
Работать согласно новому плану и не нарушать его условий.
Посмотреть на результат и понять, всё ли получилось так, как было задумано. Доволен ли заказчик, всё ли работает. А ещё проанализировать, как шёл сам процесс, чтобы в следующем цикле поменять что-то к лучшему.
Использовать план или менять: если всё получилось, то применить новые наработки, сделать процесс стабильным и пытаться улучшить ещё. Если нет, то вернуться к первому пункту и повторить всё сначала, но уже с работой над ошибками.
Как применять цикл Деминга
в IT-проектах
Цикл Деминга применяют и на производстве, и в IT. Только при работе над ПО лучше планировать короткие итерации и тестировать результат, а не выполнять все требования из ТЗ сразу.
Если проверку проводить в конце работы над ПО, то в случае ошибки придётся начинать сначала. Это возможно, но понадобится больше времени и денег.
Цикл Деминга на примере разработки сайта
Если вы руководите процессом разработки сайта, то шаги будут следующими:
Провести аналитику задачи, выявить требования и составить ТЗ. На этом этапе важно понять, что нужно заказчику и что хочет получить пользователь. Согласовать требования, установить сроки и план работ для первой итерации.
Выполнить план первой итерации. Например, сначала разработать главную страницу сайта.
Проверить, всё ли на главной странице соответствует плану и ожиданиям заказчика. Если нет, то выявить ошибки и слабые места.
Шаг 4. Корректировать
Исправить ошибки. Если надо, то изменить требования и сам процесс работы.
…и повторять цикл до конца разработки.
Сколько циклов нужно одному проекту
Все этапы повторяются столько, сколько необходимо для достижения цели. Если ваша цель — довольный заказчик, то можно перестать повторять циклы, когда он одобрил результат.
Как цикл Деминга связан с Agile
Если сравнить цикл Деминга со спринтом в Scrum, становится понятно, что процессы похожи.
ЦИКЛ ДЕМИНГА | SCRUM |
---|---|
Plan — планируй | Планирование спринта |
Do — делай | Выполнение задач спринта |
Check — проверяй | Презентация итога спринта |
Act — действуй | Пересмотр требований и смена стратегии |
А чтобы сравнивать было проще, прочитайте статью «Будь гибким: как понять Scrum и создать agile-команду». Там мы рассказали про принципы методологии, роли в команде, а также объяснили, как работать короткими спринтами.
Чтобы закрепить знания, вспомним, какие этапы вас ждут, если вы решите использовать модель PDCA.
Краткий чек-лист
✔️ Plan — понять, что и как делать.
✔️ Do — сделать все четко по плану.
✔️ Check — проверить, что получилось.
✔️ Act — исправить ошибки, изменить план или процесс.
✔️ Повторить весь цикл, но уже опираясь на полученные знания.
История цикла Деминга
В 1939 году инженер Уолтер Шухарт описал три стадии управления качеством: запланировать — сделать — проверить. И предложил повторять их циклами, чтобы улучшить процессы на производстве.
Потом экономист Уильям Деминг использовал идеи Шухарта, сформулировал цикл из четырёх шагов «планируй — делай — проверяй — действуй» и применил его на японском производстве. Позже он ввёл модификацию цикла, и PDCA стал называться PDSA.
В 1950-х Деминг читал лекции в Японии, рассказывал про цикл Шухарта. Японцы стали называть его циклом Деминга, по имени рассказчика. Так название и прижилось.
Заключение
Цикл Деминга — только одна модель управления качеством. Но есть и другие способы улучшить процессы. А новые методологии появляются каждый год.
Чтобы лучше воспринимать новую информацию, нужно сразу её использовать. А чтобы избежать ошибок, начинайте свой путь под руководством преподавателей-практиков.
Цикл «планируй-делай-проверяй-действуй»
Что такое PDCA?
PDCA — это простой итеративный метод управления для проверки изменений в процессах или решения проблем и обеспечения их постоянного улучшения с течением времени. Как и многие методы контроля процессов и качества, используемые сегодня в различных отраслях промышленности, этот метод возник из производственной практики 20-го века. Простота и воспроизводимость PDCA привели к тому, что данный цикл стали использовать частные лица, команды или целые организации во многих отраслях, не связанных с производством.
Как возник PDCA?
PDCA был получен из «цикла Шухарта» Уильяма Эдвардса Деминга, названного в честь специалиста по статистике Уолтера Шухарта, которого часто называют отцом современного контроля качества. Деминг, американский инженер и профессор, приобрел наибольшую известность за свою работу в Японии. Его идеи оказали влияние на послевоенные производственные процессы и способствовали восстановлению страны. Фактически название PDCA было придумано участниками его лекций, которые упростили цикл Шухарта до принципа «планируй, делай, проверяй, действуй». На самом деле Деминг предпочитал термин «изучай», а не «проверяй», соответственно, цикл назывался «планируй-делай-изучай-действуй» или PDSA, поскольку в нем больше внимания уделялось анализу результатов, а не простой проверке того, что изменилось.
Тем не менее, сегодня этот метод наиболее известен как цикл PDCA, так как он подразумевает выполнение и многократное повторение действий. Структуру и логику можно увидеть и в других методах управления качеством на производстве, таких как «бережливое производство», «кайдзен» и «шесть сигм».
Как работает цикл PDCA?
Цикл PDCA включает в себя 4 этапа: «планирование», «выполнение», «проверка» и «действие». Процесс выполняется линейно, при этом завершение одного цикла связано с началом следующего цикла.
Команды и специалисты-практики PDCA обычно выясняют, какие инструменты оказались наиболее эффективными на каждом этапе. Однако, независимо от того, проводите ли вы мозговые штурмы на этапе планирования или собираете данные на этапе проверки, Dropbox Paper поможет вам в управлении каждой частью процесса. Общие документы планирования проекта помогают наметить процесс, в то время как инструменты для совместной работы поддерживают вовлеченность участников команды по мере повторения цикла PDCA. И, конечно же, все ваши документы — это файлы, которыми можно легко делиться через хранилище Dropbox.
Зачем следует использовать PDCA?
По своей сути PDCA предоставляет сотрудникам и участникам рабочей группы стандартизированный подход и руководящие принципы для решения проблем и постоянного совершенствования своей работы. Однако это можно сказать и о многих других методах управления и контроля качества, каждый из которых имеет свой уровень сложности и количество успешных примеров. Что делает PDCA особенным по сравнению с остальными методами?
Основная причина в том, что PDCA или «планируй, делай, проверяй, действуй» — это простой, ясный и интуитивно понятный процесс, который люди могут освоить и внедрить в свою работу. Данный метод стал не только самым надежным решением в сфере труда, но и широко распространился в разных отраслях и прочно укоренился в сознании людей. Несмотря на то, что он все еще требует некоторого участия ваших коллег для эффективного функционирования в рабочих группах, простота PDCA позволяет легко внедрить его в вашу организационную культуру и общие процессы.
Благодаря своему циклическому и повторяющемуся характеру PDCA также помогает устранять ошибки и предотвращать их появление в будущем. Цикл предназначен для выявления ошибок и их коренных причин при неоднократной оптимизации процесса. Продолжая тестировать различные решения и успешно внедряя их, вы также будете накапливать данные и опыт в понимании процесса. На данный момент PDCA становится не просто способом решения проблем. Он может давать ценную информацию, которая имеет отношение к различным процессам в вашей рабочей группе или организации.
PDCA — это стратегия с высокой степенью адаптируемости. Некоторые приверженцы этого метода могут рекомендовать определенные документы или шаги, которые должны быть выполнены на этапе планирования, чтобы убедиться, что они готовы перейти к остальным этапам цикла. Однако то, что необходимо определить или спланировать, в конечном счете, зависит от вас и вашей рабочей группы, при условии, что этого будет достаточно для поддержания остальной части процесса. Такая адаптивность, в свою очередь, делает цикл PDCA масштабируемым, поскольку он может быть адаптирован к любой ситуации и команде любого размера, даже если она состоит из одного человека.
Когда следует использовать PDCA?
Хотя некоторые подходы к решению проблем и управлению могут потребовать много времени и ресурсов, адаптивность PDCA означает, что его можно применять в большинстве случаев. Если вы хотите постоянно улучшать свои рабочие процессы или процессы своей рабочей группы, тогда PDCA — идеальный выбор. Однако поэтапный методический подход PDCA означает, что изменения происходят постепенно. Таким образом, данный метод может не подойти, если ваша организация имеет дело с проблемой, требующей безотлагательного решения, или чрезвычайной ситуацией. Точно так же, если вы хотите видеть быстрые изменения в производительности и результатах, PDCA может не дать желаемого результата. Сила PDCA заключается в его способности постоянно выявлять проблемы, а затем совершенствовать и находить оптимальные методы, так как вы едва ли сможете полностью решить проблему или улучшить производительность после одного повторения цикла.
Постоянное улучшение с помощью PDCA
По своей сути, PDCA — это концепция урегулирования ситуаций. Сначала вы определяете ситуацию и ставите цели, затем тестируете различные подходы к достижению этих целей, анализируете их успех и корректируете свое поведение, прежде чем, наконец, продолжить двигаться вперед, используя то, что показало свою эффективность. Если ваша рабочая группа или организация не может напрямую интегрировать PDCA, данный цикл по-прежнему предлагает руководящий принцип, который поможет вам понять и найти подход к любой ситуации, с которой вы можете столкнуться на рабочем месте и за его пределами.
Будучи настолько простым, PDCA по-прежнему является процессом, требующим обеспечения строгости и совершенного владения методикой, чтобы вы могли действительно извлечь выгоду из него. Тем не менее, его утверждение и последующее выполнение на самом деле могут изменить способ работы вашей рабочей группы, результаты которой вы сможете оценить с течением времени и после нескольких повторений цикла. Продвижение PDCA в рабочих группах и организациях вместе с успешным освоением поможет вашим коллегам перейти к философии, способствующей решению проблем и критическому мышлению.