Что такое pan на микшере
Основной поток сигналов в микшере (1 часть)
В первой части «Основной поток сигналов в микшере» поговорим о Fader (фейдерах), pan (панорамировании) и cut переключателе, line gains (усиление), phase-invert (инверсия фазы) и clip индикаторе.
Основной поток сигналов в микшере (1 часть)
В этой и последующих статьях по этой теме будем использовать воображаемую 6-канальную консоль ( микшер ), чтобы продемонстрировать, как аудиосигналы проходят внутри её, а также рассмотрим ключевые концепции маршрутизации сигналов.
В данной статье будут представлены три типа иллюстраций: схема прохождения сигналов, физическая компоновка консоли и ее задняя панель (для наглядности отражено по горизонтали).
Fader, pan и cut переключатель
Каждый сигнал в микшере поступает на определённый канал соответствующей дорожки многодорожечного рекордера. Как видно на рисунка ниже, у каждого канала есть фейдер, регулятор панорамирования и переключатель Cut.
Схема прохождения сигнала на рисунке показывает нам, что аудиосигнал проходит от линейного входного разъема (line input) через переключатель Cut, через фейдер и затем на потенциометр панорамирования (Pan).
После панорамирования монофонический сигнал разделяется и выводится на стерео шину. Затем стереофонический сигнал суммируется на шине микширования mix bus (суммирующий усилитель на рисунке не показан), где одним фейдером изменяется общий уровень сигнала стереофонической шины.
Наконец, сигнал шины микширования поступает на пару моно выходов L и R, которые находятся на задней панели консоли (рисунок ниже).
Line gain (усиление), phase-invert (инверсия фазы) и clip индикатор
На многих консолях есть потенциометр линейного усиления (line gain), переключатель инвертирования фазы ( phase ) и индикатор clip ( клиппирования сигнала) на каждой полосе канала.
В более крупных консолях элементы управления линейным усилением и инверсией фазы находятся в выделенной секции input, в которой также размещены элементы управления, связанные с записью, такие как выбор входа микрофона, фантомное питание и переключатель фазы в виде пэда. На рисунке ниже показано добавление этих элементов управления к нашей консоли.
На рисунке регулятор линейного усиления, переключатель инверсии фазы и индикатор clip
добавлены на каждый канал. Задняя панель консоли такая же, как и в предыдущем шаге, поэтому здесь не показана.
Регулятор линейного усиления line gain
Регулятор линейного усиления line-gain (или tape-trim) позволяет нам повышать или ослаблять уровень аудиосигнала до того, как он попадет в тракт канала.
Он служит звукорежиссеру для двух основных направлений. Во-первых, это позволяет нам оптимизировать уровень входящего сигнала. Хороший инженер звукозаписи позаботится о том, чтобы все дорожки на многодорожечном записывающем устройстве были на оптимальном уровне, то есть на максимально возможном уровне без клиппирования (в основном для цифровых носителей) или для добавления нежелательных искажений (для аналоговых носителей). Если уровень трека не является оптимальным, было бы разумно изменить его на этой ранней стадии.
Например, если уровень записи вокалиста очень низкий, даже максимальные 10 дБ дополнительного усиления, обеспечиваемые стандартными фейдерами, могут оказаться недостаточными, чтобы сделать вокал достаточно громким в миксе. В таких случаях нам нужно будет уменьшить остальную часть микса, что влечет за собой настройку всех других фейдеров. В редких случаях входной сигнал может быть слишком громким и может привести к перегрузке схемы внутреннего канала. В этих ситуациях регулятор линейного усиления используется для понижения уровня входного сигнала.
Как ни странно, но последний входной сигнал с «перегревом» действительно востребован во многих ситуациях. Старый прием инженеров микширования — усилить входной сигнал, чтобы он намеренно перегружал схему внутреннего канала. Причина в том, что перегрузка внутренних аналоговых компонентов, как известно, вызывает искажения, которые добавляют гармоники, которые большинству из нас нравятся. Излишне говорить, что это должно быть сделано в правильных количествах и на правильном инструменте. По сути, линейное усиление в аналоговых консолях добавляет возможности искажения на канал. Следует иметь в виду, что процессоры динамической обработки, а также посылы (send) эффектов следуют за каскадом линейного усиления. Поэтому любые изменения линейного усиления также потребуют соответствующей регулировки, например, порогового значения компрессора ( threshold ) или уровня посыла вспомогательного сигнала (aux send). Следовательно, разумно установить этот элемент управления на ранних этапах микширования, прежде чем он сможет повлиять на другие обработки или эффекты на пути сигнала.
Регуляторы линейного усиления на аналоговых консолях используются для добавления искажений.
Переключатель инвертирования фазы (phase)
Хороший инженер звукозаписи также позаботится о том, чтобы все дорожки на многодорожечном записывающем устройстве были согласованы по фазе. В случаях, когда дорожка была ошибочно записана с инвертированной фазой, управление инверсией фазы сделало бы её синфазной.
Clip индикатор
Индикаторы clip на аналоговой консоли загораются, когда уровень сигнала превышает определенный порог, установленный производителем. На пути прохождения сигнала могут быть различные точки, где сигнал проверяется. Сигнальный поток на рисунке выше под пунктом (a) говорит нам, что в нашей консоли есть только одна точка перед фейдером канала. Горящий индикатор клипа на аналоговой консоли не обязательно указывает на ухудшение звука, особенно с учетом ранее обсуждавшихся сигналов «перегрева». Если мы возьмем, к примеру, некоторые консоли SSL, не будет считаться опасным обрезание половины каналов при работе над современным мощным миксом. Ухо должно быть единоличным судьей относительно того, следует ли обрабатывать клиппированный сигнал.
Спасибо, что читаете New Style Sound ( RSS-лента ). Подписывайтесь на новости или RSS и делитесь статьями с друзьями. Что такое RSS ( читать ). Скачивайте также бесплатные плагины на сайте.
Что такое pan на микшере
электронное устройство, предназначенное для сведения звуковых сигналов: суммирования нескольких источников в один или более выходов. Также при помощи микшерного пульта осуществляется маршрутизация сигналов.
Типы микшеров
В целом микшеры по своей внутренней структуре делятся на три типа.
(1) Аналоговые микшеры
Аналоговые микшеры используются для регулирования громкости и тембра входных аудиосигналов. Большинство ручек регуляторов и фейдеров находится на верхней панели, благодаря чему потоки сигналов и выстроенная на текущий момент звуковая картина легко отслеживаются. Обычно управление аналоговыми микшерами – интуитивно понятный процесс.
(2) Цифровые микшеры
Цифровые микшеры обрабатывают входные аудиосигналы и регулируют их громкость и тембр с использованием цифровых технологий обработки сигналов. Цифровая обработка позволяет применять такие разновидности регулирования тембра, которые невозможны при использовании аналогового оборудования. Цифровые микшеры способны сохранять положения фейдеров и поворотных регуляторов во встроенной памяти, откуда их можно мгновенно вызывать. Фейдеры и поворотные регуляторы выполняют по нескольку разных функций, поэтому модификации микшеров остаются компактными даже при увеличении числа каналов. Обычно цифровой микшер требует больше опыта для эффективной настройки, но обеспечивает намного больше функциональных возможностей, чем аналоговый.
(3) Активные микшеры
Активные микшеры – это аналоговые микшеры со встроенным усилителем мощности. Это означает, что воспроизведение звука обеспечивается при прямом подключении микшера к акустическим системам. В тех случаях, когда постоянно подключено одно и то же оборудование, для использования активных микшеров надо просто включить питание, что делает эксплуатацию проще и удобнее.
Рекомендуем: полнофункциональные системы сценического звукового оборудования
Полнофункциональные системы СЗО состоят из активного микшера, акустических систем и акустических кабелей. Они легко конфигурируются, легко транспортируются ввиду малой массы и компактности и отлично подходят для небольших мероприятий и ансамблей с малым числом участников.
Входные каналы
Число микрофонных и линейных входных каналов
Число входных каналов в микшере имеет чрезвычайно большое значение, означая количество микрофонов и музыкальных инструментов, сигналы которых могут обрабатываться. Наряду с общим числом входных каналов микшера необходимо учитывать и то, сколькие из этих каналов подходят для микрофонов, являются ли линейные входные каналы исключительно монофоническими и принимают ли входы стереосигналы.
К примеру, при использовании микшера с ансамблем как минимум восемь входных каналов могут понадобиться для микрофонов, снимающих звук с ударной установки. В этом случае следует выбрать такую модель, которая имеет достаточно каналов, совместимых с микрофонами.
К микшеру с множеством стереоканалов можно подключить несколько устройств, подающих на выход стереосигналы (например, синтезаторов). Микшер, имеющий блоки эффектов, такие как компрессоры или реверберация, рекомендуется для ситуаций, когда на вход подается вокал. И наконец, микшер, который можно подключить к персональному компьютеру через USB-порт, рекомендуется для домашних студий звукозаписи.
Микрофонный входной канал
Аудиосигналы, снимаемые микрофоном, очень слабые, в связи с чем должны усиливаться предварительным усилителем (GAIN) микшера. Микрофоны подключаются к разъемам с маркировкой MIC. Примечание: в случае использования конденсаторного микрофона требуется фантомное питание (часто помечено как «+48V»).
— Линейный входной канал
Устройства линейного уровня, такие как клавишные инструменты и CD-проигрыватели, подключаются к разъемам с маркировкой LINE.
В таких случаях обычно используются кабели с phone-соединителями и штырьковыми соединителями типа RCA, подключаемые к соответствующим разъемам.
Если у одного и того же канала есть как вход MIC, так и вход LINE, используйте разъем LINE. Если один и тот же разъем используется как в режиме MIC, так и в режиме LINE, уменьшайте уровень сигнала нажатием кнопки PAD, чтобы звук не искажался (помните, что линейные сигналы имеют более высокий уровень, чем микрофонные).
Иногда в качестве и микрофонного, и линейного разъема используется комбинированное гнездо (т. н. комбо-джек). Если используете линейный вход, нажимайте кнопку PAD, чтобы более громкие линейные сигналы не искажались.
Функции микшера
Микшеры оснащены эквалайзерами, регулирующими тембр каждого канала. Одни эквалайзеры имеют всего 2 полосы для регулирования низких и высоких частот; другие же являются 3-полосными, позволяя изменять звучание путем усиления или урезания низких, средних и высоких частот. Некоторые 3-полосные эквалайзеры имеют функцию MID-sweep [Охват средних], способную корректировать те средние частоты, которые присущи большинству музыкальных инструментов и певческих голосов. Чем больше предусмотрено частотных полос, тем детальнее может быть формируемое звучание.
Регулятор | Характеристика | Корректируемые области звучания | Эффект усиления (boost) | Эффект урезания (cut) |
---|---|---|---|---|
HIGH [Высокие] | 10 кГц (+/-15 дБ) | Высокие обертоны, превышающие регистр инструмента | Усиливается «ломкое», металлически-жесткое эхо, и звучание становится резким. Если усиление чрезмерно, в звучании присутствуют посторонние шумы. | Тональность становится ровной. Эффективно шумоподавление «S». Если урезание чрезмерно, утрачивается прозрачность на высоких частотах. |
MID [Средние] | 3 кГц (+/-15 дБ) | Верхние регистры инструментов/вокала | Звук становится ярким, жестким и модулированным. Если усиление чрезмерно, звук становится неприятным. | Звуковой баланс смещается в сторону низких частот. Если урезание чрезмерно, звук становится мрачным. |
1 кГц (+/-15 дБ) | Средние регистры инструментов/вокала | Звучание в целом может становиться четче. Звук словно проецируется вперед. Акцентируется атака томов и бас-бочек. | Тональность становится обтекаемой и приятной. Звуковые составляющие становятся более приглушенными и больше не выделяются в миксе. | |
500 Гц (+/-15 дБ) | Средне-нижние регистры инструментов/вокала | Звук становится плотнее и мощнее, а тональный баланс смещается в сторону низких частот. Если усиление чрезмерно, звук становится неестественным, словно исходит из телефона. | Звук становится жестким и атакующим. Тональный баланс смещается в сторону высоких частот. Если урезание чрезмерно, звук становится недостаточно плотным. | |
LOW [Низкие] | 100 Гц (+/-15 дБ) | Нижние регистры инструментов | Звук становится обтекаемее и глубже и воспринимается как более напористый и масштабный. Если усиление чрезмерно, звук становится менее четким. | Звук становится менее тяжеловесным и, как следствие, более четким. Эффективно подавляются собственные шумы и «подвывания». |
(2) HPF (High Pass Filter) [ФВЧ (Фильтр высоких частот)]
ФВЧ отсекает ненужные низкие частоты на входе. Функция ФВЧ есть у большинства микрофонных и микрофонно-линейных входов, но у некоторых специализированных линейных входов ее может не быть.
Фильтры высоких частот нередко применяются к педальной тарелке, малому барабану и вокалу для отсечки ненужных низких частот и, как результат, получения более чистого звука. Помимо того, они используются для исключения появления нежелательных «хлопков» в микрофоне, снимающем голос (например, при произнесении речи).
Эта функция позволяет регулировать соотношение выходов при воспроизведении звука от левой и правой акустических систем. Она применяется для расширения звукового образа или для позиционирования его входных составляющих в соответствии с расположением исполнителей на сцене. Звучание стереоканалов изначально заложено в стереообраз, поэтому для регулирования баланса между левой и правой АС используется регулятор BAL [Баланс].
(4) Фейдеры/поворотные регуляторы уровня
Эти органы управления позволяют регулировать громкость каждого канала, группы, стереовыхода и т. п. Ползунковые регуляторы (фейдеры) обеспечивают быстрое изменение громкости, хотя на некоторых микшерах она регулируется поворотными ручками.
Как получить звук на выходе микшера?
С микшера на выход могут подаваться аудиосигналы различных отдельных каналов. Используемая конфигурация подачи сигналов на выход зависит от потребностей конкретного мероприятия. Так, например, аудиоматериал, предназначенный для публики, выводится на основные акустические системы, а аудиоматериал для исполнителей – на мониторные АС на сцене. Разъемы STEREO OUT [Стереовыход] обычно используется для вывода аудиоматериала на публику, AUX SEND [Дополнительная отправка] – для вывода на мониторные АС исполнителей, MONITOR OUT [Выход на мониторы] – для вывода на мониторные АС, используемые при микшировании аудиоконтента в студии, GROUP OUT [Групповой выход] – для вывода сразу нескольких сигналов, REC OUT [Выход для записи] – для подключения к звукозаписывающему устройству, а PHONES [Наушники] – для подключения наушников.
Шина AUX [Дополнительная] – это электрическая схема для передачи сигналов на внешние устройства. Она может использоваться для передачи сигналов на мониторные АС исполнителей отдельно от главного выхода или на внешние записывающие устройства и устройства для создания эффектов. Микшер с множеством отправок через шину AUX следует выбрать в том случае, если в ансамбле много участников или если нужно передавать исполнителям раздельные мониторные сигналы с индивидуально выстроенными балансами.
Шина GROUP [Группа] – это электрическая схема для управления несколькими каналами одновременно. Например, если у вас восемь микрофонов (для восьми каналов), расположенных по периметру ударной установки, и вам нужно повысить или понизить громкость звучания всей установки, точно поднять или опустить фейдеры всех восьми каналов – непростая задача. Если же все эти каналы объединены в одну группу, громкость всей ударной установки можно повышать или понижать с поддержанием одного и того же баланса, просто поднимая или опуская фейдер группы.
Шина STEREO [Стерео] – это электрическая схема для объединения отдельных входных сигналов, поступающих в микшер, или сигналов шины GROUP, регулирования общего уровня громкости и вывода результирующего аудиосигнала через стереофонические выходные разъемы.
Гид по микшерам
Анонс
DJSTORE
В традиционном понимании микшер являет собой единый хаб, к которому подключено все студийное оборудование, именно поэтому микшерная консоль по праву считается сердцем студии. Не смотря на то, что многие музыканты отдают предпочтение работе с компьютером, преимущества микшерного пульта неоспоримы. Конечно, работа с ПО несколько бюджетнее и иногда удобнее, но все же недостаток тактильных ощущений работы с настоящим устройством заметно сказывается на мотивации саунд-продюсера или звукорежиссера.
Введение
Для создания полноценного сетапа микшер станет ключевым звеном, именно его рекомендуется приобретать в первую очередь, если у вас большое количество инструментов. На сегодняшний день рынок предлагает большой выбор микшерных пультов, различных между собой по функционалу и форм-фактору.
Изначально микшерная консоль разрабатывалась для использования в студийных условиях или во время живых выступлений. Однако с течением времени появились «универсальные» микшеры, которые можно использовать в самых разных ситуациях. И все же, для чего бы вы не подбирали микшер, важно постараться предусмотреть возможную дальнейшую эксплуатацию. Количество входов и выходов – одна из ключевых характеристик, на которые стоит обратить внимание. Маленькая подсказка – пусть лучше будет пара лишних, чем их нехватка.
Виды микшеров
Аналоговые микшерные пульты
Многие саунд-продюсеры отдают предпочтение серьезным аналоговым микшерам, чему есть 2 объяснения: теплое звучание и простой, понятный интерфейс. Схожесть интерфейсов позволяет пользователю быстро разобраться с управлением новой модели микшера. Звучание аналогового эквалайзера сложно не оценить, именно поэтому инженеры проводят долгие часы в попытках сымитировать аналогичное звучание на цифровых системах.
Цифровые микшерные пульты
Цифровые микшеры предлагают схожие с аналоговым микшером функции, ключевая разница заключается в процессе работы. Работа с цифровым микшером может стать настоящим испытанием: функции, которые у аналогового микшера находятся буквально под рукой, у цифрового могут быть спрятаны далеко в меню управления. Но после этого станет видна вся мощь цифрового микшерного пульта: сигнальный процессинг на борту, хранение целых миксов и параметрическая автоматизация. Производительность цифровых микшеров позволяет им одновременно запускать эффекты и сигнальный процессинг, зачастую при этом предоставляя компрессоры, ревербераторы и другие эффекты на каждый канал, не требуя дополнительного внешнего оборудования. При этом настройки всех каналов для различных миксов могут храниться в памяти пульта и могут быть вызваны за секунду, не требуя постоянных манипуляций с регуляторами. По этим причинам цифровые консоли пользуются большой популярностью на концертных площадках.
USB/FireWire
Микшеры со встроенным интерфейсом могут работать как обычные аналоговые (и реже даже как цифровые) консоли. Если вам необходим аналоговый микшер для работы в связке с компьютерным софтом, тогда микшер с USB или FireWire интерфейсом станет отличным решением. Некоторые из них содержат в себе простой 2х канальный стерео аудиоинтерфейс, который подает в DAW только звук с Main Out. Более совершенные модели могут предлагать многодорожечную запись и микширование. Часто они поставляются с каким-либо софтом в комплекте.
Микшеры с усилением
Большой популярностью микшеры с усилением пользуются у выступающих вживую музыкантов и небольших площадок (баров, клубов). Это достаточно удобное и бюджетное решение для тех, кому нужна быстрая организация рабочего места – нужно всего лишь подключить микрофоны и инструменты ко входам, а АС – к выходам. Пожалуй, единственный недостаток микшера с усилением заключается в том, что, если в последствие вам понадобится дополнительное усиление, то подключение других АС и усилителей может оказаться в некоторых случаях непростым.
Особенности
Подавляющее количество микшеров обладает схожим функционалом, существенное отличие составляет количество каналов.
Входные каналы
Подгруппы
Подгруппы (Sub, Submix) позволяют группировать отдельные каналы до того, как сигнал с них будет отправлен в мастер секцию. Фейдер (или два) дает возможность пользователю полностью контролировать уровень группы, что актуально для бэк-вокала и ударных. Они могут иметь собственные выходы для многоканальной записи, а также инсерты и\или aux посылы. Микшеры с подгруппами обладают набором кнопок рядом с канальными фейдерами для определения маршрутизации сигнала.
Мастер секция
Именно в мастер секцию приходит сигнал со всех каналов, здесь с ним проводится дальнейшая работа до того, как он будет передан на выходы. Здесь также могут располагаться инсерты для внешней динамической обработки и элементы управления эквалайзером и эффектами.
Канальные дорожки
Предусиление
EQ (эквализация)
Эквалайзер необходим для обрезки и регулирования специфических частот звука. Существуют различные типы эквалайзеров, но на микшеры чаще всего установлен параметрический эквалайзер, иногда – графический. Параметрический эквалайзер предлагает до 3 кнобов (ручек) на канал – усиление полосы, центральная частота и полоса пропускания. Такие эквалайзеры, которые предлагают все 3 вышеуказанных элемента, называются полностью параметрическими, а те, у которых доступно только управление гейном и частотой – полупараметрическими эквалайзерами. Графический эквалайзер функционирует на фиксированном количестве частот, каждая управляется слайдером.
Фильтр высоких частот
ВЧ фильтр (HPF) обычно расположен чуть ниже регулировки гейна, он обрезает ненужные низкие частоты. Большая часть подобных фильтров имеет фиксированную частоту, около 100Hz, но бывают и исключения.
Фантомное питание
Большинство конденсаторных микрофонов и ди-боксов требует электрического питания для работы. Для таких целей и существует фантомное питание. Обозначается как +48v или же Phantom. В зависимости от микшера, фантомное питание может включаться на каждом канале отдельно или же подаваться на группу каналов. Подается по тому же кабелю, что и аудиосигнал.
Direct outs (Прямые выходы)
Direct outs обычно находятся на каждом канале микшера. Они позволяют выводить сигнал с канала на специальный выход в необработанном виде, без прохождения сигнала через эквалайзер ячейки.
Инсертные входы
Инсерт предоставляет из себя и вход и выход, выполненные на одном TRS джеке. Обычно они размещены рядом с входной секцией и используются для подключения внешней обработки на канале, как правило для подключения компрессора, гейта, де-эссера и т.д.
Aux – входы\выходы
Aux’ как правило используется для подключения внешних процессоров эффектов и посыла сигнала с одного или нескольких каналов на внешние устройства. Уровень сигнала с каждого канала управляется отдельной ручкой. Таким образом можно сделать, что, к примеру, на одном канале к вокалу подмешна сильная реверберация, а на втором канале ее нет совсем, или же она существенно меньше.
Aux посыл также используется для обеспечения разделения миксов, например, когда нужно использовать несколько пар наушников в студии, с разной громкостью инструментов для музыкантов. В этом случае важно использовать прослушивание до фейдера громкости. О том, что это такое, будет рассказано дальше.
Pan кнобы (сокращенно от «панорама») управляют балансом каждого сигнала канала, который посылается на левый и правый выходы – центральная позиция ручки посылает одинаковое количество на оба. Если кратко, панорамные регуляторы позволяют плавно изменять соотношение уровня сигнала, поступающего на каждый из каналов шины.
PFL/AFL
PFL (прослушивание до фейдера громкости) и AFL (прослушивание после фейдера громкости) обозначают приоритетность маршрутизации сигнала или режима соло на одном или нескольких каналах для различных целей.
PFL посылает сигнал на мониторный выход независимо от позиции канального фейдера и одновременно может заглушать (мьютировать) остальные каналы. Другими словами, PFL позволяет устанавливать режим соло на канал, где бы ни был фейдер. AFL осуществляет аналогичную функцию, но при этом сохраняет эффект канального фейдера.
Важно то, что у большинства консолей эти процессы имеют воздействие только на мониторный выход. Кстати, PFL и AFL (но чаще AFL) также известны как режим ‘соло’.
Кнопка «Mute» заглушает выбранный канал(ы) независимо от позиции фейдера. После ее нажатия пользователь может вернуть прежнее состояние канала без переустановки уровня.
Фейдер
Фейдеры расположены в верхней части каждой канальной дорожки, они управляют уровнем сигнала, который посылается на главный выход. Фейдер наглядно отображает выставленный уровень.
Балансный и небалансный
Эти термины необходимы для обозначения перехода сигнала от источника.
Балансное подключение подразумевает, что звуковой сигнал проходит по 2 разным проводникам в дополнение к земле. Эти проводники передают один и тот же сигнал, но на одном проводе этот сигнал инвертирован. Инверсия сигнала влечет за собой исключение шумов и наводок на конце приемного устройства, которые могли возникнуть на кабеле во время прохождения сигнала.
Для небалансной передачи сигнала нужен только один проводник и одна земля. Как раз потому, что лишь один провод передает сигнал, это подключение называется небалансным. Стоит отметить, что с увеличением длины кабеля уровень шума будет увеличиваться.
В сравнении с небалансным подключением, балансное обладает парой преимуществ:
Заключение
Количество микшеров на сегодняшний день очень велико, и все они различаются между собой и качеством, и функционалом.
При выборе все зависит от того, в каких условиях и для насколько масштабных задач будет использоваться микшер.
Для небольших домашних записей в 1-4 канала правильнее будет использовать хороший аудиоинтерфейс с необходимым количеством каналов на вход, а недорогие пульты не использовать вообще.
Для коммутации инструментов в студии аранжировщика, репетиций, небольших выступлений — аналоговые пульты.
Для серьезной концертной деятельности, средних и больших площадок, проката, студий среднего бюджета — цифровые или аналоговые консоли.
Для серьезной студийной работы — аналоговые консоли с характерным звучанием (SSL, Neve, Trident, Avid, Toft Audio, API и подобные).