Что такое orange box

Как три игры Valve превратились в одну: история The Orange Box

Один из сотрудников Valve, дизайнер Робин Уокер (Robin Walker), поделился воспоминаниями к десятилетию со дня релиза знаменитого сборника.

The Orange Box вышла 10 октября 2007 года и остаётся беспрецедентным явлением в игровой индустрии, появившемся на закате эпохи физических носителей. Релиз трёх не связанных друг с другом новых игр в одной упаковке, по словам Уокера, казался специалистам по маркетингу настоящим коммерческим самоубийством.

В каком-то смысле комплект, в который вошли Half-Life 2: Episode Two, Team Fortress 2 и Portal, помог решить несколько проблем, стоявших перед Valve. Одной из них было непонимание розничных магазинов.

[ После релиза Half-Life 2: Episode One] мы осознали, что в рознице не понимают и опасаются продуктов высшей категории по сниженной цене в 20 долларов. В таких условиях они зарабатывали меньше денег с каждой коробки, а место на прилавках было ограничено.

При помощи Orange Box, продававшейся за полную цену, нам удалось избежать одних проблем, но тут же появились новые. […] Обычно коробка с несколькими тайтлами предполагала, что игры старые или низкого качества.

Дизайнер ни в чём не винит сами магазины: в его понимании, «такой была цена работы с физическими носителями». Orange Box, говорит он, проторила путь для проектов нового формата, расширив представления о том, «какие игры должны разрабатываться, насколько крупными они должны быть и сколько стоить».

Сама идея о том, чтобы поместить все три игры в один набор, родилась из-за устройства рабочего процесса в компании. В Valve начальство не даёт дизайнерам строгих указаний, над чем им стоит работать, и поэтому члены разных команд внутри студии понемногу помогали друг другу.

По мере того, как разработка подходила к концу, вокруг проекта будто возникало собственное гравитационное поле, притягивающее народ отовсюду. Не потому, что это была их обязанность. А потому, что они понимали, что час-другой, потраченный на разработку почти готовой игры — гораздо эффективней того же времени за игрой, которой ещё далеко до ухода в печать.

К примеру, сам Уокер, ведущий дизайнер TF2, участвовал и в разработке Portal. Он вспоминает, как в Valve столкнулись с проблемой, когда люди, тестировавшие ранний прототип игры, были от неё в восторге, но воспринимали всё происходящее, всю последовательность головоломок, как обучение. Пытаясь дать игрокам более осмысленную цель, сотрудники студии и придумали GladOS, из образа которой «выросла» сюжетная линия Portal.

После долгих разговоров, мы поняли, что [в игре] отсутствовала угроза, она не «давила» на пользователей. […] Мы думали, как нам решить эту задачу, и решили, что необходимо ввести антагониста. В начале он послужил бы нарративным инструментом, обучающим игрока и вознаграждающим его, постепенно всё сильней на него «нажимая». […]

[GladOS] родилась, когда мы пытались решить основную геймплейную проблему игры. Любопытно, что даже сегодня игроки начинают разговор о Portal с её геймплея, но всегда возвращаются к GladOS.

В 2007 году получилось так, что все три игры были готовы почти одновременно, и «естественное притяжение» между разными командами не сработало, как обычно. В студии не хотели давать конкретных указаний командам, чтобы занять чем-то разработчиков. И потому решили выпустить игры сразу, чтобы ещё больше объединить усилия сотрудников.

Как объясняет Уокер, ни одну из игр в Valve не воспринимали, как нечто, за что следует брать полную цену. А шестидесятидолларовый сборник позволял каждой дополнить друг друга и смешать их аудитории. И в студии решили пойти на эксперимент.

В TF2 не было одиночной игры, в Episode Two — мультиплеера. А Portal была и вовсе другим зверем. Нам приходилось ломать голову над тем, как заставить игроков купить комедию в обёртке головоломки от первого лица.

Сотрудникам студии пришлось подумать над тем, как назвать новый продукт и как рекламировать три игры одновременно. В итоге остановились на «оранжевой коробке» из-за ассоциации цвета с защитным костюмом Гордона Фримена. Хотя ролики для телевидения, говорит Уокер, стали серьёзной загвоздкой. Всё-таки продать три игры за тридцать секунд — непростая задача.

Дизайнер отмечает, что почти все предположения, которые Valve и сторонние эксперты по рынку видеоигр строили о трёх играх, не оправдались. Компанию убеждали продавать Portal, Half-Life и Team Fortress по отдельности, ведь целевая аудитория каждой из них на бумаге сильно отличалась. Например, предполагалось, что Portal понравится в основном геймерам женского пола. Но на деле всё оказалось иначе.

После релиза мы убедились, что самые разные пользователи играют во всё из Orange Box, и на какие-то упрощённые группы аудитория не делилась. Те, кто играл в Portal, проводили много времени в Counter-Strike, а TF2 и вовсе привлекла любителей всех жанров. И обе обзавелись множеством поклонников.

Всё это открыло Valve глаза на мельчайшие детали, от которых на рынке зависит многое. И заставило их заняться сбором статистики, что они делают в Steam по сей день. Но в то время успех Orange Box не мог предсказать никто, даже сами разработчики, в деталях рассказывавшие о созданных играх в режиме «комментариев», появившемся в каждой из игр.

Все эти рассказы, весь анализ, делался и записывался ещё до запуска [Orange Box], так что у нас не было возможности взглянуть на нашу работу в контексте того, как её приняли. Мы тем более не знали, как нам удалось повлиять на обстановку в индустрии через 10 лет.

Понравилась бы Portal кому-нибудь? Или осталась бы какой-то странной и никому не нужной головоломкой, которую придумали в Valve? Нам было тяжело строить догадки на какие-то темы, кроме того, в чём мы были уверены: что мы создали и как мы этого добились.

И хотя эксперимент, которым оказалась Orange Box, заставил разработчиков выйти из своей «зоны комфорта», именно он подтолкнул студию к дальнейшей работе над своей площадкой для распространения игр.

Сам процесс работы [над сборником] сразу вызвал у нас вполне определённую реакцию: «Ух, давайте больше не будем даже пытаться делать что-то подобное!»

Но, думаю, что в целом он лишь укрепил нас во мнении, что нам нужно место, где мы бы делали со своими играми, что хотим. И где нам не придётся думать ни о чём, кроме того, что о нас подумают игроки.

Источник

The Orange Box (Half-Life 2: Episode Two, Portal и Team Fortress 2)

Что такое orange box. Смотреть фото Что такое orange box. Смотреть картинку Что такое orange box. Картинка про Что такое orange box. Фото Что такое orange boxЧто такое orange box. Смотреть фото Что такое orange box. Смотреть картинку Что такое orange box. Картинка про Что такое orange box. Фото Что такое orange box Что такое orange box. Смотреть фото Что такое orange box. Смотреть картинку Что такое orange box. Картинка про Что такое orange box. Фото Что такое orange box

Мы, признаться, ожидали, что все прочие составляющие окажутся приятным дополнением к Episode Two, но это совершенно не так. The Orange Box — это три игры, объединенные разве что безупречным качеством исполнения. Более того, желающие могут не приобретать весь комплект целиком: в России Episode Two, Portal и Team Fortress доступны по отдельности. При помощи Steam для любой из игр можно скачать оригинальную английскую озвучку, включив русские субтитры.

В общем, если вы в срочном порядке не ознакомитесь хотя бы с одной из отрецензированных на последующих десяти страницах игр, то мы даже и не знаем.

Half-Life 2
Episode Two

Великое видится на расстоянии. Когда три года назад (см. «Игроманию» №1’2005) мы дрожащей рукой выводили «десятку» в рейтинге Half-Life 2, нас не покидало чувство, что где-то здесь кроется подвох. Что мы оказались слишком впечатлительны, что вот-вот появится что-нибудь гораздо более грандиозное. Время показало: с «десяткой» мы не ошиблись. Прошло три года (ГИГАНТСКИЙ срок для жанра шутеров), и вот уже вышел Episode Two — игра с той же самой технологией и с почти той же самой душевной организацией. Но впечатления она оставляет такие, как будто этих трех лет не было вовсе.

Вечные ценности

Valve никуда не спешит: история выдворения новоявленных захватчиков Земли (известных как Combine, «our benefactors» и The Universal Union) рассказывается с неспешностью телесериала Lost. После набега на башню Combine (см. Episode One) главные герои спешно покидают Сити-17 на поезде. Но далеко уехать не успевают: локомотив терпит крушение и до базы повстанцев приходится добираться своим ходом.

В отличие от первого эпизода, короткого и в меру проходного, второй оказался раза в полтора длиннее, а по степени проработки и количеству трудозатрат превосходит, кажется, даже оригинальный Half-Life 2. За те шесть часов, что уходят на прохождение, вас ни разу не посетит чувство, что вот здесь вот схалтурили, здесь сэкономили, а вот здесь могли бы и лучше, но поленились. Наоборот, игра от начала и до самого конца сделана так тщательно и с таким вниманием к деталям, что остается только признать: это снова эталон.

Как это было заведено еще со времен самого первого Half-Life, Valve очень старается, чтобы ощущения во время игры все время менялись. Episode Two начинается с заброшенной советской шахты: сначала мы гуляем в полном одиночестве, потом следует неожиданное нападение, и вот уже цели меняются — нужно спуститься на самую глубину, прорвавшись через зомби и целую экосистему муравьиных львов.

Затем следует безумная по накалу страстей оборона: нужно защитить пространство, к которому ведет четыре широких тоннеля. На руках лишь две автопушки, набор мин и два напарника. Муравьиные львы атакуют сначала с одной или двух сторон, потом с трех, а потом со всех сторон сразу и максимальным составом. Первыми кончаются мины, потом сносят пушки, и вот ты носишься-носишься-носишься, не успевая даже перезаряжать. А потом все внезапно заканчивается.

Природа в Episode Two настолько прекрасна, что туда хочется в отпуск.

Смена кадра: выбираемся на свежий воздух, продираемся через зомби и находим двухместную машину. На первой же остановке нас встречают новые противники — охотники. Похожие на страйдеров, но ростом чуть повыше человека, они кардинально отличаются от всего, с чем нам приходилось иметь дело в Half-Life и подавляющем большинстве шутеров. Мы давно привыкли, что любые, даже самые опасные противники могут действовать только на более-менее открытом пространстве, а если куда-нибудь от них спрятаться, то они оказываются беспомощны. Так вот, охотники это правило беспардонно нарушают. При относительно небольших габаритах они обладают огневой мощью крупнокалиберного пулемета, очень прочной броней и, что самое главное, невероятно проворны. Охотник найдет вас везде, он легко может проникнуть в дом и через дверь, и через окно на втором этаже. Укрыться от него можно только там, куда он физически не пролезет, например в вентиляции.

Кроме того, Episode Two без лишнего шума продемонстрировал, наконец, практически полную разрушаемость, которую сегодня обещает чуть ли не каждый второй шутер и которой мы до сих пор так и не видели. Самое интересное тут состоит в том, что вы, игрок, ничего поломать не можете — мощности не хватает. А вот охотники или страйдеры крушат целые сараи, врываются в помещения, ломают двери и вообще ведут себя довольно вальяжно.

Финальная битва Episode Two в плане масштабности оставляет первый эпизод далеко позади. Когда Фримен добирается до базы White Forest (бывшего советского ракетного бункера), его отправляют оборонять ее от нападения целой армии страйдеров. И вот тут Valve, наконец, выбрасывают на одну площадку все свои козыри. Бой происходит на довольно большой территории, страйдеры двигаются сразу со всех направлений, а каждого из них охраняет два-три охотника. Так что вам приходится бороздить территорию на автомобиле, пользуясь одновременно гравитационной пушкой (зачем — отдельный разговор) и всеми подручными огнестрельными средствами. Сначала страйдеры идут поодиночке, потом — почти непрерывным потоком, и, когда последний из них, наконец, разваливается на куски, руки натурально дрожат от напряжения.

Как и любая история, основанная на теории заговора, Half-Life долго мучил всех вопросом, кто же стоит за всем происходящим. Кукловодов тут на самом деле несколько, и один из них — G-Man — до сих пор остается загадкой. Зато в Episode Two наконец-то вживую показали Combine Advisors, то есть тех самых пришельцев, которые терроризировали мир Ксен (откуда пожаловали хедкрабы, вортигонты и вся остальная монстробратия), а в промежутке между первой и второй частями Half-Life захватили Землю в ходе Семичасовой войны. Фигурируют тут, правда, не самые главные иерархи Combine, а, так сказать, их полпреды.

Аккурат перед взрывом башни Combine в Episode One они успели покинуть ее на спасательных капсулах и вплотную занялись Фрименом и его друзьями. При ближайшем знакомстве оказалось, что выглядят Combine Advisors довольно непрезентабельно: летающие пыльные мешки оливкового цвета с тонкими механическими ручками и тонким хоботком — очень похоже на Brain Bug из «Звездного десанта». Это явно не тело, это их механическая оболочка. Беспомощный внешний вид, однако, совершенно не соответствует способностям Combine Advisors. Они оперируют предметами с помощью телекинеза и могут одной лишь силой мысли парализовать человека и неторопливо разделаться с ним.

Combine владеют технологией телепортации, но она или менее совершенна, чем технология, изобретенная учеными из Black Mesa, или все дело в том, что их телепорты представляют собой не кратковременные дыры в пространстве, а постоянно действующие туннели между мирами. Телепортам Combine, напомним, требуется гораздо более громоздкое оборудование и гораздо больше энергии по сравнению с устройствами профессора Кляйнера и Элай Вэнса (и уж тем более по сравнению с Portal Gun производства Aperture Science). Combine сами не прочь заполучить эти технологии, и, скорее всего, в Episode Three они попытаются наложить лапы на упомянутый в Episode Two корабль «Борей», а Фримен, соответственно, должен будет этого не допустить.

Несмотря на отставание в освоении технологии телепортации, Combine значительно превосходят землян в технологиях контроля над сознанием. Утвердившись на Земле, они первым делом организовали так называемое suppression field — поле, подавляющее инстинкт к размножению, чтобы выжившие после нашествия монстров из Ксена и Семичасовой войны стали последним поколением людей. Незадолго до уничтожения башни Combine в Episode One поле было отключено, что дало повод Элай Вэнсу пошутить в присутствии Аликс и Фримена насчет внуков.

Помимо suppression field, Combine используют методы прямой промывки мозгов: добавляют в воду и напитки какое-то вещество, которое заставляет людей забывать о своей ненависти к оккупантам и в дальнейшем позволяет рекрутировать их в солдаты. Этим и объясняется то, что никто из солдат Combine ни разу не присоединился к повстанцам.

Меньше значит больше

Episode Two намекает, что G-Man все-таки «родом» из Black Mesa.

За вычетом двух противников (муравьиных львов, плюющихся кислотой, и охотников) и автомобиля, ничего нового в игровой механике Episode Two не наблюдается. Но это и не страшно — тех возможностей, что были заложены еще в Half-Life 2, хватает с избытком.

Самый лучший момент игры — одновременная атака десятков жуков. Оборона захлебывается.

Впервые со времен первого Half-Life в игру вернулся юмор. Это, конечно, не Team Fortress 2 и тем более не Portal, но то, какие комментарии отпускает напарник-вортигонт, как минимум позабавит. На первый взгляд его реплики выглядят как обычная похвала, но это только если вы плохо знакомы с предыдущими играми серии. На самом деле в них легко читается хорошо завуалированный сарказм.

Болгарин Виктор Антонов, выступавший арт-директором Half-Life 2, больше не работает в Valve (он сейчас занимается экшеном The Crossing, новым проектом авторов Dark Messiah of Might and Magic), но выглядит игра еще лучше, чем прежде. Технологически она уже чуть-чуть приотстала, но уровень художественного исполнения компенсирует это на все 110%. Вам случалось замирать от восторга внутри бетонного бункера? Здесь такое возможно: когда входишь в комнату, откуда производятся пуски ракет, видишь горы на заднем плане и лучи солнца, пробивающиеся сквозь остекление, проникаешься безграничным уважением к Valve. Это же сколько труда надо было вложить, чтобы сделать такие сцены?

Да не голову, брюхо чеши!

Лучше всего удалась природа. Все эти елки и горы по сравнению с Crysis сделаны вроде бы минималистично, но навевают какой-то покой и умиротворение. В конце игры мы встречаем двух повстанцев-часовых, которые просто сидят и расслабленно любуются видами. Ей-богу, хочется сесть рядом с ними, подышать свежим воздухом и просто поглазеть по сторонам — такой эффект производит здешняя природа.

Что касается сюжета, то он наконец-то сдвинулся с мертвой точки, хотя большого прогресса сценаристы не демонстрируют. Ситуация с сюжетом Half-Life 2 очень напоминает сериал «Остаться в живых»: вместо того, чтобы сразу и без обиняков изложить диспозицию, авторы ограничиваются частными моментами, а остальное предлагают додумывать самому за счет мелких деталей, оговорок, намеков и полунамеков. Проблема подобного подхода только в том, что одними намеками внимание игрока удерживать все-таки не получается, время от времени нужно или пускать кого-то из персонажей в расход или устраивать еще какие-нибудь неожиданности. В Episode Two именно это и сделали: пожертвовали героем, правда, только одним. Жаль, первый Half-Life был хорош как раз тем, что там рано или поздно умирали практически все. Здесь такую роскошь позволить уже нельзя: слишком много сил вложено в персонажей, слишком многое завязано на каждого из них. Все-таки это не Lost с его десятками сюжетных линий.

Episode Two — пожалуй, самое главное и самое значительное достижение The Orange Box. В отличие от Portal и Team Fortress 2, здесь нет какой-то особенной новизны, но изготовлена она так тщательно и с таким прилежанием, которое редко встречается даже в самых лучших играх. А по плотности проработки эта игра превосходит даже оригинальный Half-Life 2. От «десятки» ее отделяет разве что статус аддона и то, что это все-таки не оригинальная игра, а эксплуатация старой концепции.

Между тем Episode Three, скорее всего, будет последним экспериментом Valve по выпуску игр эпизодами. Судя по всему, игроки это начинание не оценили: сколь бы хорошими ни были новые эпизоды, они все равно воспринимаются как какой-то необязательный довесок. Так что после Episode Three Valve, вероятно, снова уйдет в долгое радиомолчание.

P.S. Локализация Episode Two — самая проблемная во всем The Orange Box. C кастингом основных персонажей все по-прежнему хорошо (хотя некоторые повстанцы вещают каким-то театральным джигарханяновским басом). Но вот с интонациями есть серьезные проблемы. В рамках одного разговора герои часто произносят разные предложения с абсолютно разным настроением. К тому же реплики регулярно обрываются на полуслове, как будто перебивая друг друга. Эту проблему в общем-то можно обойти скачиванием через Steam английской озвучки, после чего совершенно неожиданно раскрывается сомнительное качество перевода. Например, когда Аликс сообщает «this doesn’t smell good» (это идиома, означающая «здесь что-то не так» или «что-то мне это не нравится»), в субтитрах пишут «Фу, ну тут и воняет!». Во-вторых, на критически важном для сюжета моменте русские субтитры и вовсе оказываются битыми, отчего те, кто с английским не знаком, могут пропустить завязку Episode Three.

Оправданность ожиданий: 100%

Интерфейс и управление: 9

Дождались? Самый интересный, красивый и насыщенный шутер этого года по ту сторону Crysis. В Episode Two, который проходит по категории дополнений, вложено столько труда, сколько обычно вкладывают в полноценные игры.

Награды: «Выбор редакции», «Суперграфика»

Team Fortress 2

В отличие от прочих игр из комплекта The Orange Box, успех Team Fortress 2 был не столь очевиден. Оригинал в виде любительского мода к первому Quake вышел в 1996 году и фактически явился родоначальником жанра командных экшенов. Разделение игроков на классы, необходимость слаженной игры и четкого взаимодействия — все это пришло именно из Team Fortress. Ввиду массового успеха авторы оформились в Team Fortress Software и взялись было делать коммерческий мод для Quake 2. Но затем в мире случился Half-Life 2, и разработчики благополучно перешли в состав Valve Software, чтобы заняться полноценным сиквелом.

С тех пор прошло одиннадцать лет. Сегодня все иначе. Законодателями мод в жанре давно уже стали DICE и их Battlefield; вяло, но упорно огрызается Enemy Territory: Quake Wars, да и Counter-Strike по-прежнему живее всех живых. Конкурировать в таких условиях трудно, и спасти Team Fortress 2 от забвения могла только свежая и яркая идея. В Valve такую нашли.

Шоу-бизнес

Пока все прочие участники многопользовательских забегов делают серьезное лицо и замогильным голосом вещают про мрачное будущее и глобальные войны, Team Fortress 2 выступает в жанре выездного цыганского балагана. Помните рекламные ролики, где представители каждого класса зачитывали уморительные монологи, рассказывая о своих профессиях? Они и в самом деле идеально передают атмосферу всей игры.

Суровые мужчины с автоматами здесь заменены на карикатурных персонажей. Ближайшие художественные ориентиры — симулятор доктора Зло Evil Genius и трехмерный мультфильм The Incredibles («Суперсемейка»). Отличительные черты здешних героев — широкие скулы, массивные нижние челюсти, героический взор и смешные маленькие ножки. Персонажи выписаны гениально: двухметровый детина-пулеметчик или вот доктор с добрым взглядом и пилой наперевес. Или шпион в наглаженном костюме и черной маске. Но самое главное — уникальный визуальный стиль принимает активное участие в геймплее: представителей разных классов спутать невозможно.

Отдельный повод для восторгов — мимика местных персонажей.

Декорации соответствующие — если вы заглянете в сверхсекретный бункер, то непременно обнаружите там ядерные ракеты и пульт управления с миллионом разноцветных кнопок. Это такой большой привет No One Lives Forever.

Этим, впрочем, развлекательный потенциал игры не исчерпывается. Чтобы разнообразить процесс, разработчики ввели в игру подсчет совершенно необязательной, но крайне забавной статистики. К примеру, здесь отслеживают, сколько секунд вы сумели продержаться, прежде чем вас убили. Или скольких противников вы закололи ножом. Или сколько раз попали в голову — вариантов, в общем, масса. При этом после каждой смерти вам обязательно покажут стоп-кадр убийцы (очевидно, чтобы его можно было лучше запомнить в лицо) и предложат запечатлеть момент, нажав на специальную кнопку. Кроме того, в наследство от Xbox 360 досталась система из почти двух десятков «подвигов». Среди прочих — «отомстить пятерым врагам», «обмануть вражеского медика, заставив его вылечить вас» и «убить тысячу врагов».

Назад в будущее

На некоторых картах можно устраивать самые настоящие снайперские дуэли.

Фокус в том, что все эти шоу-атрибуты скрывают под собой практически ту же самую игру, что и одиннадцать лет назад. Пока конкуренты пытаются развить жанр и изобретают какие-то там системы рангов и поощрений, Valve выпускают проект, сделанный по лекалам одиннадцатилетней давности. Никаких открытых пространств и транспортных средств. Никаких новаторских игровых режимов. Никаких эпических сражений с участием сотен игроков. Никаких заигрываний с физикой и прочего потакания текущим трендам. Вместо этого — тесные карты, привычные режимы вроде захвата флага или удержания контрольных точек, ограничение число игроков на сервере (не более двенадцати человек с каждой стороны). Поначалу все это выглядит настолько дико и несовременно, что просто оторопь берет.

Но самое удивительное, что древняя механика отлично работает даже спустя все эти годы. Более того, когда в тесной комнатушке пятнадцать человек остервенело поливают друг друга огнем и свинцом, испытываешь почти детский восторг. Вот кто-то подорвался на удачно поставленной мине, вот затесавшийся в ряды соратников шпион зарезал медика, затем в толпу дерущихся врывается огнеметчик и сжигает все живое за десять секунд. Это очень старомодное, но все еще крайне затягивающее развлечение.

Море трупов, огня и крови — в Team Fortress 2 подошел к концу еще один раунд.

И так со всеми: универсальных бойцов здесь не бывает, каждый хорош только тогда, когда его поддерживают другие. Все это буквально вынуждает игроков взаимодействовать друг с другом. В условиях небольшого масштаба сражений эффект просто потрясающий. Часто бывает так, что незнакомые люди буквально через полчаса игры превращаются в идеально слаженную команду. Вдобавок почти всегда находятся неформальные лидеры, которые умудряются вести за собой людей. В общем, благодаря хирургически выверенному балансу Team Fortress 2 пробуждает в совершенно не знакомых друг с другом людях настоящий командный дух.

Серьезный недостаток, пожалуй, только один: Team Fortress 2 слишком быстро приедается. В комплект входит всего шесть карт, званий и наград не предусмотрено, а боевого азарта хватает ровно на три вечера игры. Но тут расчет понятный — Valve выпустили скорее основу для народного творчества. В Сети уже начали появляться первые моды, а что с игрой станется через год — страшно представить.

Главное достоинство Team Fortress 2 — пробуждение в абсолютно незнакомых людях чувства локтя.

По итогам Team Fortress 2 — самое слабое звено в The Orange Box. Здесь нет эпического размаха Half-Life 2: Episode Two и гениальности Portal. Зато есть много визуального юмора и искрящая атмосфера, чего в других командных многопользовательских шутерах сегодня не найдешь.

P.S. Русская версия игры от «Буки» вышла добротной, но без особых изысков: голоса оставлены оригинальными, текст переведен вполне прилично. Кроме пары огрехов (кое-где нам удалось обнаружить английский текст), других претензий к российскому изданию Team Fortress 2 у нас нет.

Классный сюжетнет

Оправданность ожиданий: 75%

Интерфейс и управление: 8.0

Дождались? Одиннадцать лет спустя Team Fortress возвращается, изменившись исключительно внешне. Командный драйв и узкие коридоры на месте, зато все это теперь обставлено в виде комиксов про доктора Зло.

PORTAL

Portal — обладатель самой трогательной и обаятельной success story, игра с легкой и безоблачной судьбой. После нее охотно верится, что в жизни возможно все. Тезисно история появления Portal в составе The Orange Box выглядит следующим образом. Около года назад группа студентов DigiPen Institute of Technology (www.digipen.edu) выпустила бесплатную игру Narbacular Drop (доступна по адресу www.nuclearmonkeysoftware.com). Энтузиасты, выступавшие под названием Nuclear Monkey Software, устроили презентацию Narbacular Drop в офисе Valve Software, в ходе которой, если верить Дагу Ломбарди (директор по маркетингу), произошло следующее. Примерно на середине демонстрации растроганный Гейб Ньюэлл вскочил со стула, чуть ли не обнял студентов и заявил, что им немедленно стоит войти в состав Valve. Дебютным проектом нового отделения стал Portal.

Теория относительности

По большому счету первые 12 уровней присутствуют в Portal для разминки и обучения. Зато оставшиеся семь заставляют вас чуть ли не чертить решения на бумаге.

Итак, что такое Portal и какое он имеет отношение к Half-Life 2? История, в общем, укладывается примерно в один абзац. Оказывается, параллельно с исследовательским центром Black Mesa существовала еще одна научная организация под названием Aperture Science. Они обе боролись за правительственные гранты и одновременно занимались секретными исследованиями. Пока Гордон Фримен ковырял доставленный в Black Mesa кристалл и исследовал вместе с коллегами параллельные измерения, в Aperture Science создали, например, сверхсекретный корабль «Борей» (Borealis), который фигурирует в Episode Two и на котором, судя по всему, развернутся события Episode Three. Кроме того, в Aperture Science придумали Aperture Science Handheld Portal Device — устройство, выглядящее так, как если бы Apple доверили спроектировать пылесос. Portal Gun, как его уже прозвали фанаты, умеет делать ровно две вещи: создавать в любой точке пространства вход и выход. Первый выстрел открывает на любой поверхности синий портал, а второй — оранжевый. Войдя в один, вы гарантированно выйдете (или выпадете) из другого.

Говорящие турели, как и в Half-Life 2, побеждаются путем заваливания набок.

На этом нехитром приеме функционирует вся механика Portal. Однако количество разнообразных ощущений и эмоций (в диапазоне от шока до восторга), которые вы испытаете, оказавшись в Portal, перебивает практически все сложноустроенные шутеры последних лет. В первую очередь Portal хочется противопоставить Prey, который вроде как должен был стать первым шутером с порталами. Так вот, все пространственные фокусы Prey, гравитационные дорожки и зеркальные лабиринты с легкостью проигрывают первому же уровню Portal. Prey, при всех своих геймдизайнерских амбициях, не менял главного — механики и ощущения от игры в экшен от первого лица.

Portal покушается на основополагающие дизайнерские понятия — что есть пол, что есть стена, что есть непреодолимое препятствие. Введя в игру физически корректные порталы, авторы фактически изменили главный человеческий рефлекс — ориентацию в пространстве. Одно из самых занятных ощущений — наблюдать за перестройкой собственного сознания. Вы буквально почувствуете, как ваш мозг, скрипя, перестает воспринимать отвесную стену в роли непреодолимой преграды и начинает интерпретировать ее как возможность. С точки зрения генерации новых ощущений Portal, пожалуй, самая важная игра этого года, и тут она с легкостью обставляет и BioShock, и грядущий Crysis. Благодаря ей вы действительно начинаете думать по-другому.

Внимание! Нижеследующая информация раскрывает сюжет Portal. Если вы до сих пор не прошли игру — настоятельно рекомендуем воздержаться от чтения!

Valve проделали довольно серьезную работу для того, чтобы вписать Portal во вселенную Half-Life. Сложно сказать, что было придумано сначала — Aperture Science или сама игра, но в итоге Portal внес довольно внушительный вклад в общую мифологию.

Задолго до выхода самой игры в Интернете появился сайт www.aperturescience.com, представляющий собой обычную командную строку. Если ввести сначала LOGIN, затем любое имя и в качестве пароля набрать PORTAL, откроется масса интересного. Во-первых, можно попробовать ввести команду NOTES, что откроет доступ к истории Aperture Science. Во-вторых, секретная команда THECAKEISALIE («Торт — это ложь!») открывает вам доступ к камере наблюдения за комнатой, в которой начинается игра. Здесь же можно посмотреть информацию о расходах компании. Там среди прочего значится, что миллион долларов вложен в проект под названием INTUB-XLG. Много интересного также откроется, если использовать логин CJOHNSON и пароль TIER3.

Кейвом Джонсоном оказался основатель Aperture Science (организация зарегистрирована в 1953 году). Изначально компания занималась производством душевых шторок для министерства обороны США, но в 1978-м Джонсон отравился ртутью, отчего у него начались проблемы с психикой. В результате этих отклонений он вдруг составил трехступенчатый план, согласно которому Aperture Science (производитель шторок для ванной!) должна была стать конкурентом Black Mesa.

Первые два проекта (нечто под названием Hiemlich Counter-Manеuver и Take-A-Wish Foundation) провалились, что привело к государственным расследованиям. Однако успех третьего проекта со сложной формулировкой «квантовый туннель в физическом пространстве с возможным применением в качестве шторки для душа» привел к тому, что правительство неожиданно заключило с Aperture Science контракт с неограниченным финансированием. Так был создан Portal Gun.

Голос, который вещает в Portal, принадлежит GLaDOS (Genetic Lifeform and Disk Operating System, «Генетическая форма жизни и дисковая операционная система»). GLaDOS создана в рамках одного из проектов Aperture Science и, как выясняется в конце, вышла из-под контроля, пустив в вентиляционную систему газ и уничтожив всех сотрудников. Кроме Portal Gun и GLaDOS, в Aperture Science также создали таинственный корабль-оружие Borealis. Неизвестно, однако, где он находится и как выглядит. Неизвестно также, как события Portal соотносятся с основными событиями Half-Life 2, то есть когда все это происходит. Ответы, похоже, будут даны в Episode Three (дата выхода, конечно, не объявлена).

Черные дыры

Но главное, конечно, физика. Авторы честно признаются, что самой сложной задачей было «научить» Havok корректно интерпретировать ньютоновские законы в условиях пространственных дыр. Кроме того, в Portal имеется один нюанс, который в значительной степени расширяет его геймплейные границы. Дело в том, что при переходе из одного портала в другой сохраняется ускорение. Говоря человеческим языком, «что быстро влетает, то быстро вылетает». Итогом этого решения явился совершенно отдельный класс головоломок, при разгадывании которых вы, скажем, будете прыгать с огромной высоты, на ходу стреляя себе под ноги новым порталом.

Эйнштейн определенно остался бы доволен Portal.

И еще один крайне важный момент — местная атмосфера. Большая часть Portal проходит в стерильных декорациях испытательной лаборатории Aperture Science. Являясь, по сути, лабораторной крысой, вы путешествуете от одного задания к другому, выслушивая точеные (и местами гомерически смешные) комментарии от холодного женского голоса. Но самое интересное начинается ближе к середине, когда Portal периодически надрывает реальность, давая возможность заглянуть за декорации и увидеть внутреннее устройство лаборатории. Таким образом, тут, например, можно обнаружить комнату, где демонстрируются слайды презентационной программы «Black Mesa против Aperture Science: борьба за госфинансирование».

С художественной точки зрения Portal исполнен совершенно безупречно. Не сообщая, по большому счету, ничего внятного, игра постоянно транслирует крайне правдоподобное ощущение какой-то очень важной тайны. Это, вообще говоря, фирменный трюк Valve — убеждать игрока в том, что все эти обрывки, намеки и записочки являются частью большой головоломки. И в этом смысле Portal справляется со своей задачей идеально. Когда вы в первый раз выберетесь за пределы стерильной тестовой камеры и обнаружите за белыми стенами переплетения труб, какие-то воздушные колбы и бьющий откуда-то сверху яркий свет, по коже побегут самые натуральные мурашки.

Portal — один из немногих экшенов от третьего лица, который использует минимализм в качестве художественного приема, а не по бюджетной необходимости.

В Portal вообще отсутствует понятие безвыходной ситуации. Из любого положения можно выбраться тысячей способов.

Прямо сейчас Portal стремительно набирает культовый статус. Уже создана двухмерная flash-версия игры (http://portal.wecreatestuff.com). Народные умельцы умудрились перетащить Portal Gun в Half-Life 2: Episode Two (инструкцию см. по адресу http://www.primotechnology.com/2007/10/17/half-life-2-portal). Фанатское комьюнити увлеченно разбирает на составные части каждый слайд, каждую надпись на стене, каждый полунамек. Авторы тем временем охотно дают интервью и размышляют, заняться ли им многопользовательским аддоном или полноценной второй частью. Феномен, то есть, сложился, и Portal совершенно точно претендует на звание главного геймдизайнерского прорыва-2007. Совершенно, добавим, заслуженно.

P.S. Локализованная версия (для которой, напоминаем, можно скачать оригинальную озвучку) довольно точно передает тонкую иронию и атмосферу Portal. Местный юмор в основном построен на том, что меланхоличный женский голос сообщает вам какую-нибудь несусветную дичь абсолютно безразличным тоном. Так вот, российский вариант с этой задачей успешно справляется.

Оправданность ожиданий: 100%

Интерфейс и управление: 9

Дождались? Концептуальный, математически выверенный шедевр. Так должен был выглядеть Prey, если бы у его авторов было больше таланта и смелости. К тому же это первая игра, где вы можете встать себе на голову.

Награды: «Новое слово в жанре», «Выбор редакции»

Оценка, которую вы наверняка уже подсмотрели, не выдавалась журналом «Игромания» вот уже несколько лет. Более того, последней компьютерной игрой, получившей от нас «десятку», является как раз Half-Life 2. Valve, при всей ее раздражающей нерасторопности, по-прежнему является одной из главных движущих сил компьютерных (не путать с «видео-») игр. Несмотря на то, что The Orange Box выходит также на Xbox 360 и PlayStation 3, по духу это стопроцентный PC-проект. Сложный, экспериментальный, затейливо организованный.

И еще один важный момент. Ни одна из новых игр, входящих в The Orange Box, в действительности не получила у нас десяти баллов. Финальная оценка выдана всему комплекту, по совокупности заслуг. Это вроде как Никите Сергеевичу Михалкову на Венецианском кинофестивале вручили за его «12» внеконкурсный спецприз, снабдив награду сложной формулировкой вроде «за мастерство изучения бытия во всей его сложности». Гейб Ньюэлл — это такой наш индустриальный Михалков, только без царских усов. То есть он ленится, слишком много себе позволяет, безусловно, любит любоваться собственными находками, феноменально медленно работает, но в колоссальном таланте, к которому очень сложно подходить с общими мерилами, ему не откажешь.

Если приобретать Episode Two, Portal и Team Fortress 2 раздельно, то наша финальная десятка может показаться неочевидной. Но когда вы принесете домой DVD-бокс The Orange Box, откроете его и по очереди запустите три игры, то все встанет на свои места. Компания, которая в один день выпустила три точеных, ярких, интересных проекта и к тому же приложила к ним один великий шедевр (Half-Life 2), заслуживает свои десять баллов и миллионные продажи как ни одна другая студия на планете Земля. Кажется, так.

Оправданность ожиданий: 100%

Интерфейс и управление: 9

Дождались? The Orange Box получает от нас десять баллов в качестве спецприза. Три очень хороших игры, будучи созданы одной студией, сложены вместе и записаны на один DVD, вступают между собой в какую-то химическую реакцию, отчего их совокупная ценность неожиданно превышает простую сумму слагаемых.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *