Что такое operating margin
Маржа операционной прибыли
Операционная маржа
Операционная маржа показывает насколько эффективно компания может получать прибыль от своей деятельности
Отношение операционной прибыли к выручке отражает долю выручки, которая остается за вычетом затрат операционной деятельности. Затраты операционной деятельности включают в себя прямые затраты (сырье и материалы плюс прямые затраты труда), накладные расходы, амортизация, продажные, общие и административные расходы.
Таким образом, данный показатель говорит нам о том, какая доля выручки остается у компании до выплаты налогов и выплаты процентной ставки. Компании с высоким показателем операционной маржи эффективно управляют операционными затратами. Если в течение времени руководству организации удается увеличить маржу операционной прибыли – это говорит о том, что бизнесу удается сохранить больше денег от выручки.
Маржа операционной прибыли является хорошим показателем того, насколько эффективно генерируется прибыль от продаж. Этот показатель показывает долю доходов, которая доступна для покрытия внереализационных расходов, поэтому инвесторы и кредиторы уделяют пристальное внимание этому показателю.
К операционным доходам обычно относят:
Формула операционной маржи
Маржа операционной прибыли рассчитывается как отношение операционной прибыли к выручке за определенный период. Операционная прибыль — это показатель суммы прибыли, полученной от основной деятельности предприятия. Соответственно, выручка рассчитывается как общий объем продаж. Данные для расчета маржи операционной прибыли доступны в соответствующих статьях главной бухгалтерской книги.
Маржа операционной прибыли рассчитывается по формуле
Операционная маржа рассчитывается для каждой продажи после учета переменных затрат, но до уплаты процентов или налогов.
Анализ и целевые значения
По аналогии с другими показателями маржу операционной прибыли следует оценивать на ежемесячной основе и сравнивать с результатом аналогичного прошлого периода, что позволяет анализировать данные, реагировать на отклонения и отслеживать динамику.
Целевое значение показателя маржи операционной прибыли, как и другие показатели, могут варьироваться в зависимости от отрасли. Считается, что значение маржинальности операционной прибыли довольно хорошее, если оно достигает 20 ‑40%. При прочих равных условиях, очевидно, что чем выше маржа операционной прибыли, тем лучше для бизнеса.
Мой метод анализа отчета о прибылях и убытках
Отчетность, как бикини, открывает, но не все.
Продолжаем читать отчетность компании. Разобравшись с балансом, можно переходить к более важному отчету компании — о прибылях и убытках. Почему более важному? Потому что именно прибыль (а точней, ее рост) толкает курс бумаг вверх и умножает доходы акционера. Конечно, акции могут расти и на ожиданиях, но такой авантюрный разгон меня не вдохновляет. Рынок — не казино, а акции — не игральные фишки: за каждой из них стоит реальный бизнес, который инвестору следует знать. И изучение отчета о прибылях и убытках как раз способствует этому знанию.
Где найти отчет о прибылях и убытках?
Найти финансовые отчеты, в том числе, и отчет о прибылях и убытках, можно на сайте компании в разделе Investor’s relations (Связь с инвесторами) или на финансовых ресурсах вроде Yahoo! Finance, Morningstar.com или Wall Street Journal.
На финансовых сайтах нужно ввести в строку поиска тикер компании, перейти в раздел Financials (Финансы) и выбрать Income Statement (Отчет о прибылях и убытках). На примере компании Intel Corp. данные ссылки выглядят так:
Из чего состоит отчет о прибылях и убытках?
Состав и принцип формирования отчета о прибылях и убытках проще понять, если знать, из чего в бизнесе складывается доход и как образуется чистая прибыль. Подробней об этом я пишу здесь, но по ходу обзора мы рассмотрим этот процесс.
В самой верхней строке отчета отражается выручка от продаж (Revenue/Sales), а ниже идут данные о понесенных затратах (Expenses), которые в той или иной мере повлияли на результат — величину чистой прибыли (Net Income) или убытка (Loss).
При этом, согласно принципу начисления, все доходы и затраты в отчете отражаются в момент их совершения, а не в момент получения оплаты. Другими словами, у компании может быть «бумажная» прибыль, но отсутствовать кэш. Для инвестора понимание этого принципа — архиважный момент. Он напоминает ему о том, что прибыль компании и реальные деньги не есть одно и то же.
Состав основных статей отчета о прибылях и убытках
Revenue/Sales (Выручка от продаж): объем чистой выручки (за минусом скидок и возвратов товаров), которую компания получила за отчетный период от реализации товаров и/или услуг, в том числе при продаже в кредит, то есть с отсрочкой платежа.
Cost of Revenue (Себестоимость): расходы, которые компания понесла для того, чтобы произвести продукцию и/или предоставить услуги. Это переменные (прямые) затраты, и называются они так потому, что их уровень изменяется вместе с объемом продаж. К ним относятся затраты на товары, сырье и материалы, сдельная зарплата рабочих, оплата электроэнергии, транспортные расходы. Разница между выручкой от продаж и объемом переменных затрат образует величину маржинальной или валовой прибыли.
За счет валовой прибыли бизнес покрывает свои операционные расходы и по ее величине можно судить о том, насколько компания способна себя содержать.
Операционные расходы (Operating Expense, сокр. OPEX): накладные расходы на ведение бизнеса, организацию и развитие продаж. Такие затраты называются постоянными (косвенными), потому что их уровень не зависит от объема продаж или производства. В состав операционных расходов в отчете о прибылях и убытка входят следующие статьи:
Разница между валовой прибылью и объемом постоянных затрат дает величину операционной прибыли или убытка (Operating Income/Loss).
Величина операционной прибыли характеризует эффективность операционной (основной, текущей) деятельности компании, то есть той, ради которой она и создавалась.
Операционная прибыль, прочие доходы и расходы в совокупности формируют прибыль до налогов и процентов (Earnings Before Interest and Tax, EBIT). Ее величина определяется правилами финансового учета и может не совпадать с прибылью, рассчитываемой по налоговым правилам (разница между ними приводит к возникновению отложенных налоговых обязательств).
Далее из операционной прибыли в отчете вычитаются следующие статьи:
В результате чего образуется чистая прибыль от операций (Net Income From Continuing Ops) — доход, получаемый компанией от ее основной деятельности.
Время от времени в отчете о прибылях и убытках могут появляться единовременные расходы (Non-recurring Events), включающие такие статьи, как:
Чистая прибыль или убыток (Net Income/Loss) является итогом отчета, а ее величина переносится на счет нераспределенной прибыли в балансе и увеличивает (или уменьшает) размер собственного капитала (Stockholders’ Equity) компании, чем, собственно, связывает два этих отчета.
Как анализировать отчет о прибылях и убытках
Далее, как и в случае с балансом, я провожу горизонтальный и вертикальный анализ, и выясняю, какие статьи отчета изменились больше всего и как их изменение повлияло на результат.
Анализ продаж
Анализируя результаты продаж, я учитываю влияние сезонности и экономических циклов, а если компания ведет бизнес за рубежом, то и колебания курсов валют. Затем темпы роста продаж я соотношу с размером инфляции. Это мне позволяет понять, был ли в компании реальный рост. Так, если при 5%-ной инфляции выручка прирастала на 3%, то никакого роста не произошло, так как доход от продаж не покрыл даже инфляцию.
Далее темпы роста продаж я сравниваю с динамикой себестоимости (Cost of Revenue/Cost of Goods Sold): их изменение должно быть пропорционально объему продаж. Другими словами, себестоимость и продажи должны прирастать схожими темпами. Опережающий рост выручки над себестоимостью — хороший знак. Если же себестоимость растет быстрее продаж, это снижает маржу и повышает риски убытка при дальнейшем падении продаж.
В свою очередь, рост себестоимости без увеличения продаж ухудшает рентабельность бизнеса и повышает инвестиционные риски. Для того, чтобы оценить эти риски, я всегда стараюсь понять, что привело к увеличению себестоимости. Это может быть рост затрат на сырье и материалы или (что хуже) снижение цен.
Анализ затрат
Оценивая долю каждого вида затрат в общем объеме расходов (Total Operating Expenses), я прежде всего смотрю на коммерческие (Selling General and Administrative Expences) и расходы на исследование и разработку (Research Development). Их величину и изменение я соотношу с профилем компании.
Очевидно, что для производственных и технологичных компаний, вроде Intel, основной объем затрат должен приходиться на разработку, а не продажи и продвижение. В то время, как для торговой компании, вроде Weight Watchers, наоборот, на стимулирование сбыта.
Об эффективности данных затрат я сужу по темпам роста продаж. Так, если коммерческие затраты растут быстрее, чем выручка, то это значит, что расходы на продвижение себя не оправдали и всплеска продаж не произошло.
При этом резкое увеличение затрат на разработку, особенно на фоне растущих расходов на амортизацию (Depreciation & Amortization Expense), может указывать на изменения на рынке. Например, это хорошо видно в отчетах Intel за 2009-2013 гг, когда мобильные технологии полностью изменили рынок ПК.
Анализируя неоперационные (внереализационные) расходы компании, я оцениваю такие статьи, как Interest Expense (Расходы на выплату процентов) и Income Tax Expense (Сумма налога на прибыль). По статье Income Tax Expense можно узнать, сколько компания платит налогов.
В свою очередь, статья Interest Expense (Расходы на выплату процентов) позволяет понять, использует ли бизнес заемные средства и сколько платит за их привлечение. Для того, чтобы выяснить, насколько легко компании обслуживать долг, я рассчитываю коэффициент покрытия процентов.
Чем ниже коэффициент покрытия процентов, тем выше риски инвестора. При коэффициенте ★35
Маржа валовой, операционной и чистой прибыли: в чем разница?
Опубликовано 23.05.2021 · Обновлено 23.05.2021
Маржа валовой, операционной и чистой прибыли: обзор
Маржа валовой прибыли, маржа операционной прибыли и маржа чистой прибыли – это три основных показателя маржинального анализа, которые используются для анализа деятельности фирмы в отчете о прибылях и убытках.
Каждая маржа по отдельности дает совершенно разный взгляд на операционную эффективность компании. В совокупности три показателя маржи, взятые вместе, могут дать представление об операционных сильных и слабых сторонах фирмы (SWOT). Маржа также полезна для сравнения с конкурентами и выявления тенденций роста и убытков по сравнению с прошлыми периодами.
Ключевые выводы
Краткий обзор
В целом, показатели анализа маржи измеряют эффективность фирмы путем сравнения прибыли с затратами в трех разных точках отчета о прибылях и убытках.
Маржа валовой прибыли
Маржа валовой прибыли анализирует взаимосвязь между валовой выручкой от продаж и прямыми затратами на продажи. Это сравнение образует первый раздел отчета о прибылях и убытках. У компаний будут разные виды прямых затрат в зависимости от их бизнеса. Компании, которые занимаются производством и производством товаров, будут использовать показатель стоимости проданных товаров, в то время как сервисные компании могут иметь более общие обозначения.
В целом маржа валовой прибыли направлена на определение того, насколько эффективно компания производит свою продукцию. При расчете маржи валовой прибыли валовая прибыль делится на общую выручку. В общем, лучше иметь более высокий показатель валовой прибыли, поскольку он представляет собой общую валовую прибыль на доллар выручки.
Маржа операционной прибыли
Операционная эффективность составляет второй раздел отчета о прибылях и убытках компании, в котором основное внимание уделяется косвенным расходам. Компании несут широкий спектр косвенных затрат, которые также влияют на чистую прибыль. Некоторые обычно указываемые косвенные затраты включают исследования и разработки, расходы на маркетинговую кампанию, общие и административные расходы, а также износ и амортизацию.
Маржа операционной прибыли исследует влияние этих затрат. Операционная прибыль получается путем вычитания операционных расходов из валовой прибыли. Затем рассчитывается маржа операционной прибыли путем деления операционной прибыли на общую выручку.
Операционная прибыль показывает способность компании управлять своими косвенными расходами. Таким образом, в этом разделе отчета о прибылях и убытках показано, как компания инвестирует в те области, которые, по ее мнению, помогут улучшить ее бренд и рост бизнеса по нескольким каналам. Компания может иметь высокую валовую прибыль, но относительно низкую маржу операционной прибыли, если ее косвенные расходы на такие вещи, как маркетинг или распределение капиталовложений, высоки.
Рентабельность по чистой прибыли
Маржа чистой прибыли – это третий и последний показатель маржи прибыли, используемый при анализе отчета о прибылях и убытках. Он рассчитывается путем анализа последнего раздела отчета о прибылях и убытках и чистой прибыли компании после учета всех расходов.
Маржа чистой прибыли учитывает проценты и налоги, уплачиваемые компанией. Чистая прибыль рассчитывается путем вычитания процентов и налогов из операционной прибыли, также известной как прибыль до уплаты процентов и налогов (EBIT). Затем рассчитывается маржа чистой прибыли путем деления чистой прибыли на общую выручку.
Чистая прибыль подчеркивает способность компании управлять выплатой процентов и налогов. Выплата процентов может быть нескольких видов. Проценты включают проценты, которые компания выплачивает заинтересованным сторонам по долгу за инструменты капитала. Он также включает любые проценты, полученные от краткосрочных и долгосрочных инвестиций.
Налоги для корпораций взимаются по фиксированной ставке. В соответствии с Законом о сокращении налогов и занятости от 2017 года ставка корпоративного налога была снижена с 35% до 21%. Так же, как и физические лица, корпорации должны выявлять и учитывать налоговые льготы для корпораций в форме кредитов, вычетов, освобождений и т. Д.
Особые соображения
Маржа чистой прибыли компании показывает, как компания управляет всеми расходами, связанными с бизнесом. В отчете о прибылях и убытках расходы обычно делятся на прямые и косвенные, а также на проценты и налоги. Компании стремятся управлять расходами в каждой из этих трех областей индивидуально.
Анализируя сопоставление валовой, операционной и чистой прибыли друг с другом, отраслевые аналитики могут получить четкое представление об операционных сильных и слабых сторонах компании.
Рыночные и коммерческие факторы могут по-разному влиять на каждую из трех величин. Систематически, если расходы на прямые продажи увеличиваются на всем рынке, компания будет иметь более низкую валовую прибыль, что отражает более высокие затраты на продажи.
Компании могут проходить через разные циклы роста, которые приводят к увеличению операционных и процентных расходов. Компания может вкладывать больше средств в маркетинговые кампании или капитальные вложения, которые увеличивают операционные расходы на период, который может снизить маржу операционной прибыли. Компании также могут привлекать капитал за счет заемных средств, что может снизить их чистую прибыль при увеличении процентных выплат.
Понимание этих различных переменных и их влияния на анализ маржи может быть важным для инвесторов при анализе ценности корпоративных инвестиций.
Маржа операционной прибыли
Опубликовано 05.06.2020 · Обновлено 05.06.2021
Что такое Маржа операционной прибыли?
Ключевые моменты
Понимание операционной маржи
Сильно изменчивая операционная маржа – главный индикатор бизнес-риска. Точно так же анализ прошлой операционной рентабельности компании – хороший способ оценить, улучшаются ли показатели компании. Операционная маржа может улучшиться за счет лучшего управленческого контроля, более эффективного использования ресурсов, улучшения цен и более эффективного маркетинга.
По сути, операционная маржа – это то, какую прибыль компания получает от своего основного бизнеса по отношению к ее общей выручке. Это позволяет инвесторам увидеть, получает ли компания доход в основном от своей основной деятельности или от других средств, таких как инвестиции.
General Motors (GM) была ярким примером этого. В 1980-х и 1990-х годах GM зарабатывала большую часть своей прибыли на финансировании автомобилей, а не на производстве и продаже реальных автомобилей, что являлось его основной деятельностью. Следовательно, его операционная маржа была очень низкой. С тех пор автомобильный бизнес приносит больше доходов, чем финансовый бизнес.
Расчет операционной маржи
Формула операционной маржи:
При расчете операционной маржи операционная прибыль совпадает с прибылью до вычета процентов и налогов (EBIT). EBIT, или операционная прибыль, – это выручка за вычетом стоимости проданных товаров и обычных коммерческих, общих и административных расходов на ведение бизнеса, за исключением процентов и налогов.
Например, если выручка компании составила 2 миллиона долларов, стоимость проданных товаров – 700 000 долларов, а административные расходы – 500 000 долларов, ее операционная прибыль составила бы 2 миллиона долларов – (700 000 долларов + 500 000 долларов) = 800 000 долларов. Тогда его операционная маржа составит 800000 долларов / 2 миллиона долларов = 40%.
Если бы компания смогла договориться со своими поставщиками о более выгодных ценах, снизив себестоимость проданных товаров до 500 000 долларов, то она увидела бы улучшение операционной маржи до 50%.
Ограничения операционной маржи
Операционная маржа должна использоваться только для сравнения компаний, которые работают в одной отрасли и, в идеале, имеют схожие бизнес-модели и годовые продажи. Компании из разных отраслей с совершенно разными бизнес-моделями имеют очень разную операционную маржу, поэтому сравнивать их бессмысленно. Это не было бы сравнением яблок с яблоками.
Чтобы упростить сравнение рентабельности между компаниями и отраслями, многие аналитики используют коэффициент рентабельности, который устраняет влияние финансовой, бухгалтерской и налоговой политики: прибыль до вычета процентов, налогов, износа и амортизации (EBITDA). Например, при добавлении обратной амортизации операционная прибыль крупных производственных компаний и компаний тяжелой промышленности становится более сопоставимой.
Что такое operating margin
Операционная рентабельность (Operating margin) – показывает долю операционной прибыли в полученной выручке после вычета операционных расходов. Простыми словами рентабельность операционной прибыли демонстрирует, сколько генерирует компания операционной прибыли на одну единицу выручки.
Таким образом, чем выше операционная маржа, тем эффективнее компания. Чтобы повысить операционную рентабельность, компании необходимо либо увеличить выручку при сохранении прежнего уровня операционных расходов, либо оптимизировать и сократить статьи входящие в операционные расходы, если не удаётся увеличить продажи.
Операционная маржа входит в группу показателей рентабельности компании (Profitability Ratios). Сравнивать показатель операционной рентабельности стоит только по компаниям из одной отрасли из-за особенностей отраслей и бизнес-моделей компаний. Как правило, инвесторы сравнивают коэффициенты рентабельности компаний друг с другом в скринере акций.
Показатель рентабельности операционной прибыли, может быть, как положительный, так и отрицательный. Если компания и имеет отрицательную операционную маржу, она является убыточной уже на стадии основной деятельности, соответственно компании необходимо прибегнуть к вышеперечисленным методам увеличения эффективности.
Как рассчитать операционную маржу?
Операционная рентабельность – получается путем отношения операционной прибыли к выручке:
Операционная рентабельность (Operating margin) = Операционная прибыль (Operating income) / Выручка (Revenue) x 100%
Операционная прибыль (Operating income) – это прибыль компании, полученная от основной деятельности.
Выручка (Sales, Revenues) – это денежные средства, получаемые компанией от реализации, продажи ее товаров или услуг.
Источник: финансовая отчетность Детского мира
Плюсы и минусы показателя операционной рентабельности
● Позволяет оценить компанию на операционном уровне;
● Учитывает операционные расходы, что в свою очередь позволяет объективно сравнивать компании;
● Не подвергается манипуляциям во внутренних статьях отчетности;
● Прост в расчётах и понимании.
● Нет признанной нормы операционной рентабельности, нужно сравнивать компании только между собой и средним показателем одной отрасли.
Полезная информация и никакого спама
Хотите быть впереди рынка? Начните прямо сейчас!
Хотите быть в курсе всех событий? Начните прямо сейчас!
Снятый об Уоррене Баффете фильм – рассказ о становлении легендарного инвестора и его правилах инвестирования. Фильм полон советов для инвесторов, что превращает просмотр в увлекательное изучение азов инвестирования.
Nike превзошла прогнозы аналитиков за II кв. 2022 финансового года, после чего, акции выросли больше 5%. При этом мы считаем, что перспективы туманные.
Подписывайтесь на наши
социальные сети