Что такое non fiction литература
Что такое нон-фикшн книги?
Всё чаще на просторах интернета встречается такой термин, как «нон-фикшн» (non-fiction). Обычно употребляют его в разговорах о литературе и литературных жанрах. Многочисленные списки книг, «которые нужно прочитать до 25/30/50/до конца жизни», тоже часто встречаются произведения в этом жанре. Что же такое нон-фикшн литература и в чём её отличие от фикшн (fiction)?
Что такое нон-фикшн литература
Нон-фикшн – это особый литературный жанр, для которого характерно построение сюжета исключительно на фактах или реальных событиях. В редких случаях в сюжетную линию могут быть введены незначительные вкрапления художественного вымысла, однако его количество не должно преобладать над документальностью.
Для произведений в жанре нон-фикшн важен автор. Именно через его видение мира, жизненный опыт, эстетический, религиозные, политические убеждения излагаются факты, которые в определённый момент жизни стали ему доступны.
Многие уже знакомы с нон-фикшн жанром, его ближайший аналог на телевидении – журналистское расследование (или журналистский репортаж).
Прямое изложение фактов и/или событий – это обычная статистика, но вот трансформация этой информации в литературное произведение, в котором все сухие факты обрастают интересными и достоверными подробностями – это признаки non-fiction.
Безусловно, грань между художественным вымыслом и изложением реальных фактов через восприятие автора очень тонкая. А потому многие путаются в терминологии и часто принимают за нон-фикшн произведения, которые им не являются.
Наиболее популярная литература, которая пишется в non-fiction жанре:
Темы в рамках жанра нон-фикшн
Обычно выбор темы для автора будущего произведения в жанре non-fiction будет зависеть от компетенции последнего. Если писатель много путешествует и умеет подмечать интересные детали во время таких путешествий, умело компонуя их в увлекательные рассказы, то, очевидно, ему следует попробовать себя в путевых заметках.
Для практикующего психолога будет интересно попробовать себя в написании книг по саморазвитию, личностному росту, умению строить отношения.
Сейчас психологические нон-фикшн книги на пике популярности. У каждого есть возможность найти «своего читателя» при условии наличия большого опыта в психологии.
Или, может быть, вы окружены множеством интересных людей, жизненные истории и успех которых достойны книги? Или вы сами смогли раскрутить свой личный бизнес и теперь знаете об этом всё? Тогда вам стоит попробовать себя в написании биографий, бизнес-тренингов, тренингов личностного роста.
Нон-фикшн литература гораздо более разноплановая и многообразная, чем многим кажется. Она включает в себя следующие актуальные тематики:
Это далеко не полный список возможных нон-фикшн тематик. Поскольку границы жанра всё ещё подвижны, к нему каждый год добавляются всё новые и новые подходящие темы.
Для литературы в жанре нон-фикшн свойственно применение следующих литературных приёмов:
Русский читатель наверняка уже знаком с произведениями литературы, написанными в non-fiction жанре, ещё со школы:
Если брать во внимание более современную литературу, то самым, пожалуй, удачным примером нон-фикшн автора был Стивен Хокинг – физик-теоретик, космолог и человек, который популяризировал науку в любительских кругах. Именно благодаря ему многие люди, не связанные с наукой, заинтересовались физикой, космосом и его изучением.
В чем разница между fiction и non-fiction?
Основное различие кроется в самих названиях этих жанров:
Хотя, конечно, понятия «выдумка» или «художественный вымысел» не имеют под собой какой-то чёткой теоретической основы, а потому реальность и фантазия часто проникают друг в друга, размывая жанровые границы non-fiction и fiction произведений. Так что при определении жанра придётся обращать внимание на другие литературные приёмы и достоверность фактов.
Список нон-фикшн издательств Рунета
Существует несколько основных издательств, в которых принимаются для печати книги в жанре non-fiction:
Прежде чем принять ту или иную рукопись для печати, в издательстве её тщательно проанализируют. В ней должны быть задатки коммерческого успеха, она должна быть интересной для читателя. В некоторых случаях в произведение будут внесены коррективы.
Если вы получили отказ от издательства или хотите, чтобы ваше «детище» вышло в неизменном виде, то вы можете обратить внимание на электронную публикацию на ресурсах самиздата:
Нон-фикшн литература с каждым днём становится всё популярнее. Она сумела объединить в себе настолько разноплановые произведения, что даже самый заядлый и придирчивый читатель сможет найти что-то для себя.
«Разговор с Кобюк, чей третий голос? ❗️ Влад Бахов, Андрей Малахов (нон-фикшн) расследование»
Вот ведь, русский язык пополняет свой запас новыми словами, отодвигая все дальше и дальше в историю истинно русские слова и выражения. И как понимать это всё без словаря?
Теперь зато я уже буду знать и поделюсь. Я еще делаю это параллельно. Открыла вопрос в Гугле и пишу, теперь знаю, что это.
Оказывается, это всего лишь документальная проза!
Сначала про ДП немного и про Н-Ф.
Википедия:
«Документальная проза — особый литературный жанр, для которого характерно построение сюжетной линии исключительно на реальных событиях, с редкими вкраплениями художественного вымысла. Примерами могут служить биографии чем-либо выдающихся людей, истории каких-либо событий, страноведческие описания, расследования громких преступлений.
Документальная проза основана на воспоминаниях очевидцев, документах. Также могут использоваться воспоминания самого автора. При этом авторская точка зрения проявляется в отборе и структурировании материала, а также в оценке событий. На суд читателя предлагается законченная версия событий, существенно дополняющая, а зачастую и опрокидывающая предлагавшуюся прежде. В документальной прозе широко используется публицистический стиль.
От журналистики (репортажа, очерка) документальная проза отличается бо́льшим периодом времени, прошедшим со времени описываемых событий, а также бо́льшим объёмом. От научно-исторических исследований документальная проза отличается воссозданием яркой, живой картины событий, психологического облика людей.
В последние несколько десятилетий термин «документальная проза» используется также для передачи на русском языке англоязычного понятия нон-фикшн (англ. non-fiction букв. «невымысел»), которое объединяет все разновидности литературы — за исключением литературы художественной, где действуют вымышленные персонажи. В категорию нон-фикшн входят научно-популярная, справочная, политическая, историческая литература, эссеистика и т. д.»
«Нон-фикшн
Нон-фикшн – термин, обозначающий все произведения нехудожественной, прикладной литературы.
Произведения категории нон-фикшн основаны не на вымысле, а на фактах. В связи с этим в категорию нон-фикшн попадает широкий спектр книжной продукции, включая кулинарные книги, мемуары, эссе, энциклопедии и словари, научно-популярную литературу, книги по психологии и личностному росту, философию и многое другое».
https://eksmo.ru/slovar/non-fikshn/
Всё чаще на просторах интернета встречается такой термин, как «нон-фикшн» (non-fiction). Обычно употребляют его в разговорах о литературе и литературных жанрах. Многочисленные списки книг, «которые нужно прочитать до 25/30/50/до конца жизни», тоже часто встречаются произведения в этом жанре. Что же такое нон-фикшн литература и в чём её отличие от фикшн (fiction)?
Что такое нон-фикшн литература
Нон-фикшн – это особый литературный жанр, для которого характерно построение сюжета исключительно на фактах или реальных событиях. В редких случаях в сюжетную линию могут быть введены незначительные вкрапления художественного вымысла, однако его количество не должно преобладать над документальностью.
Для произведений в жанре нон-фикшн важен автор. Именно через его видение мира, жизненный опыт, эстетический, религиозные, политические убеждения излагаются факты, которые в определённый момент жизни стали ему доступны.
Многие уже знакомы с нон-фикшн жанром, его ближайший аналог на телевидении – журналистское расследование (или журналистский репортаж).
Прямое изложение фактов и/или событий – это обычная статистика, но вот трансформация этой информации в литературное произведение, в котором все сухие факты обрастают интересными и достоверными подробностями – это признаки non-fiction.
Безусловно, грань между художественным вымыслом и изложением реальных фактов через восприятие автора очень тонкая. А потому многие путаются в терминологии и часто принимают за нон-фикшн произведения, которые им не являются.
Наиболее популярная литература, которая пишется в non-fiction жанре:
справочники и учебные пособия;
монографии;
энциклопедии;
путеводители;
публицистика;
биографии;
мемуары;
труды по истории науки и техники.
Темы в рамках жанра нон-фикшн
Обычно выбор темы для автора будущего произведения в жанре non-fiction будет зависеть от компетенции последнего. Если писатель много путешествует и умеет подмечать интересные детали во время таких путешествий, умело компонуя их в увлекательные рассказы, то, очевидно, ему следует попробовать себя в путевых заметках.
Для практикующего психолога будет интересно попробовать себя в написании книг по саморазвитию, личностному росту, умению строить отношения.
Сейчас психологические нон-фикшн книги на пике популярности. У каждого есть возможность найти «своего читателя» при условии наличия большого опыта в психологии.
Или, может быть, вы окружены множеством интересных людей, жизненные истории и успех которых достойны книги? Или вы сами смогли раскрутить свой личный бизнес и теперь знаете об этом всё? Тогда вам стоит попробовать себя в написании биографий, бизнес-тренингов, тренингов личностного роста.
Нон-фикшн литература гораздо более разноплановая и многообразная, чем многим кажется. Она включает в себя следующие актуальные тематики:
саморазвитие и личностный рост;
эзотерика;
финансы;
бизнес;
мемуары и биографии;
религия;
философия;
путешествия, путевые заметки;
политика;
искусство и творчество;
фитнес;
бьюти;
отношения;
кулинария и другие виды хобби.
Это далеко не полный список возможных нон-фикшн тематик. Поскольку границы жанра всё ещё подвижны, к нему каждый год добавляются всё новые и новые подходящие темы.
Для литературы в жанре нон-фикшн свойственно применение следующих литературных приёмов:
преобладание разговорной, «живой» речи в диалогах персонажей;
сценарий чётко выстроен;
частое употребление «я» и выражение личного мнения автора произведения;
особенное внимание к деталям в поведении героев, нарочитое подчёркивание их статуса.
Русский читатель наверняка уже знаком с произведениями литературы, написанными в non-fiction жанре, ещё со школы:
«Фрегат Паллада» И.А. Гончарова – отличный пример описания подробного путешествия автора в Японию в качестве посла;
«Путешествие из Петербурга в Москву» А. Радищева – классический пример путевых заметок, подробная фиксация на деталях быта и жизни людей из разных слоёв общества, политические рассуждения, личный опыт и т.д.
Если брать во внимание более современную литературу, то самым, пожалуй, удачным примером нон-фикшн автора был Стивен Хокинг – физик-теоретик, космолог и человек, который популяризировал науку в любительских кругах. Именно благодаря ему многие люди, не связанные с наукой, заинтересовались физикой, космосом и его изучением.
В чем разница между fiction и non-fiction?
Основное различие кроется в самих названиях этих жанров:
Фикшн (fiction) – это практически вся художественная литература. К этой категории относится все произведения, в которых преобладает вымысел, фантазия, выдумка. К категории фикшн произведений относят басни, романы, рассказы, пьесы, стихи, повести и т.д.
Нон-фикшн (non-fiction) – это нехудожественная литература, в которой практически нет места художественному вымыслу или фантазии. К этой категории литературных произведений относят учебники, критические произведения, мемуары, журналистские труды и т.д.
Хотя, конечно, понятия «выдумка» или «художественный вымысел» не имеют под собой какой-то чёткой теоретической основы, а потому реальность и фантазия часто проникают друг в друга, размывая жанровые границы non-fiction и fiction произведений. Так что при определении жанра придётся обращать внимание на другие литературные приёмы и достоверность фактов.
Список нон-фикшн издательств Рунета
Существует несколько основных издательств, в которых принимаются для печати книги в жанре non-fiction:
Миф;
Эксмо;
Бомбора;
АСТ;
Альпина Паблишер;
Альпина Нон-фикшн;
Питер;
Азбука-Бизнес/Азбука-Аттикус.
Прежде чем принять ту или иную рукопись для печати, в издательстве её тщательно проанализируют. В ней должны быть задатки коммерческого успеха, она должна быть интересной для читателя. В некоторых случаях в произведение будут внесены коррективы.
Если вы получили отказ от издательства или хотите, чтобы ваше «детище» вышло в неизменном виде, то вы можете обратить внимание на электронную публикацию на ресурсах самиздата:
Ридеро;
СамИздат;
ЛитНет;
ВаттПад;
Проза.ру;
Стихи.ру.
Нон-фикшн литература с каждым днём становится всё популярнее. Она сумела объединить в себе настолько разноплановые произведения, что даже самый заядлый и придирчивый читатель сможет найти что-то для себя.
Прививки, легенды СССР и депрессия: 13 нон-фикшен-книг обо всем на свете
Я люблю нон-фикшен: экспертные книги о серьезных исследованиях, написанные на понятном языке.
Вот 13 книг на самые разные темы, которые я советую читать самим и дарить друзьям, родственникам и коллегам по поводу и без.
0,05 Доказательная медицина: от магии до поисков бессмертия
Кому читать: всем, кому не хватает аргументов в спорах с противниками прививок и сторонниками гомеопатии
Цена: 621 Р
Подробнее: на сайте издательства
Кто автор. Петр Талантов — популяризатор науки и член Комиссии РАН по противодействию фальсификации научных исследований. Он разоблачает блогеров с фейковыми дипломами.
О чем книга. Талантов живо и увлекательно показывает концепции доказательной медицины через историю культуры. Автор препарирует методы лечения самых разных болезней — от магических практик прошлого до сверхновых технологий современности.
На реальных примерах со всего света — от вспышки холеры на Брод-стрит в Лондоне до самосожжения буддиста в Сайгоне — автор объясняет механизм боли, эффект плацебо и добрую сотню других явлений из мира медицины. По мере продвижения по главам становится понятно, откуда пошли бесконечные мифы о таблетках, витаминах, вакцинах и заговоре «Большой фармы».
Мост через бездну
Кому читать: тем, кто хочет ловко ориентироваться в истории искусства без профильного образования
Цена: 1475 Р
Подробнее: на сайте издательства
Кто автор. Паола Волкова — искусствовед, культуролог, специалист по творчеству Андрея Тарковского, а еще ведущая передачи «Мост над бездной» об истории мировой живописи на канале «Культура».
О чем книга. Книга основана на телевизионных лекциях об Античности, Средневековье, искусстве 20 века — все главное из передач собрано в одной увесистой энциклопедии. Как лектора Волкову часто критикуют за излишнюю восторженность, но на бумаге издержки видеоформата оборачиваются в плюс — истории получаются очень захватывающими.
Эта книга — хороший старт для тех, кто хочет разобраться в эволюции искусства, не углубляясь в сухую теорию. В книге много увлекательных рассуждений и ответов на проблемные исторические вопросы: например, о том, как разделение церкви повлияло на отношение к женщинам или почему «низменное» в искусстве в России осуждают активнее, чем в католических странах.
Опасные советские вещи. Городские легенды и страхи в СССР
Кому читать: тем, кто готов переосмыслить непреложные истины из детства
Цена: 432 Р
Подробнее: на сайте издательства
Кто авторы. Социальные антропологи Александра Архипова и Анна Кирзюк, которые изучают советский и современный фольклор в РГГУ и РАНХиГС.
О чем книга. Это первое антропологическое исследование о параноидальных легендах СССР — от стеклянной крошки в американской жвачке и лезвий в зарубежных джинсах до профиля Мао Цзэдуна, который появляется на китайских коврах.
Авторы отследили происхождение самых нелепых и жутких историй и выяснили, какие привычки и стереотипы они сформировали у советского человека. Кроме самих мифов, Архипова и Кирзюк объяснили, как именно распространяется информация такого рода — от методов пропаганды в эпоху Большого террора до формирования ксенофобии у детей при помощи развлекательных «страшилок».
Практическая политология. Пособие по контакту с реальностью
Кому читать: тем, кто хочет не впадать в панику после чтения новостей
Цена: 399 Р
Подробнее: на сайте издательства
Кто автор. Екатерина Шульман — политолог, которая регулярно дает комментарии по политической и экономической повестке, а также ведет ютуб-канал и авторскую колонку в газете «Ведомости».
О чем книга. Шульман рассматривает все происходящее в России как часть глобальных процессов. Их она вкратце описывает в теоретической части, а потом накладывает на конкретные события из новейшей истории России. Поэтому уже не кажется неожиданным установление нового политического режима, проблемы законотворчества и кризис демократии. В книге есть интересные прогнозы, которые Шульман дает, опираясь на мировой опыт.
Важные годы: почему не стоит откладывать жизнь на потом
Кому читать: всем, кто приближается к «кризису четверти жизни»
Цена: 692 Р
Подробнее: на сайте издательства
Кто автор. Доктор наук и преподаватель клинической психологии Мэг Джей задумала написать книгу еще в 90-х — после того как провела первый сеанс психотерапии с 26-летней клиенткой Алекс. Эту историю она подробно рассказывает в TED-лекции «Почему 30 — не новые 20». Лекция, как и книга, основана на терапевтической практике, супервизии и многолетних наблюдениях за двадцатилетними.
О чем книга. О десятилетии между 20 и 30 годами, в котором, по версии Джей, умещаются почти все значимые события в жизни: и пик мозговой активности, и знакомство с будущими спутниками жизни.
Без морализаторства и звука тикающих часов на фоне психолог объясняет, как не допустить самых распространенных ошибок 20-летних. Речь идет о работе и съемном жилье, о невротичных друзьях и одноразовых свиданиях — темы глав совпадают с основными запросами клиентов Джей. В книге есть несколько практических заданий на планирование своих «важных лет» без стресса.
Селфи. Почему мы зациклены на себе и как это на нас влияет
Кто автор. Британский журналист-фрилансер Уилл Сторр находит и разрабатывает самые неочевидные темы, связанные с современным обществом. В его арсенале — тексты об охотниках за привидениями и их клиентах, об индустрии мяса кенгуру, о сторонниках теории плоской Земли и других противоречивых явлениях.
О чем книга. Название может ввести в заблуждение, но книга вовсе не об одержимости идеальным ракурсом, а о феномене индивидуализма. Истоки «достигаторства» и высокой самооценки Сторр находит у Аристотеля, Айн Рэнд и стартаперов из Кремниевой долины. Автор ищет ответ на вопрос, почему Иисус всегда изображен в хорошей физической форме, выясняет, как программа по повышению самооценки в американских школах повлияла на успеваемость (плохо!), расспрашивает экспертов об отличиях между самоубийствами на Западе и Востоке.
В конечном счете книгу можно воспринимать и как разоблачение индивидуализма, и как историю человечества, рассказанную не через факты и события, а через перемены в нашем восприятии самих себя.
Как хочет женщина
Кому читать: тем, кого интересует современный подход к сексологии
Цена: 769 Р
Подробнее: на сайте издательства
Кто автор. Американский сексолог Эмили Нагоски в профессии почти 30 лет: в Университете штата Делавэр она изучала психологию, а исследовала сексуальность уже в Университете Индианы.
О чем книга. За годы практики Нагоски столкнулась с тысячами вопросами о низком либидо, невозможности оргазма, отсутствии инициативы в сексе и других вещах, касающихся женской сексуальности.
С ума сойти! Путеводитель по психическим расстройствам для жителя большого города
Кому читать: тем, кто хочет наконец-то понять разницу между психотерапией, психиатрией и психоанализом
Цена: 344 Р
Подробнее: на сайте издательства
Кто авторы. Журналисты и исследователи Дарья Варламова и Антон Зайниев сами пережили клиническую депрессию и поняли, что в России психические заболевания отрицают и осуждают. Для борьбы с неприятием и нехваткой знаний о душевных болезнях они написали подробный справочник, которые расскажет и про биполярное расстройство, и про шизофрению. Научным редактором книги выступил практикующий московский психиатр, так что в актуальности данных сомневаться не приходится.
О чем книга. В книге разобраны внешние симптомы восьми распространенных заболеваний: тревожных расстройств, синдрома дефицита внимания, синдрома Аспергера, депрессии и других. А в последней главе — пошаговая инструкция для тех, кто понял, что с ним что-то не так, и готов обратиться за помощью.
Все хреново. Книга о надежде
Кому читать: тем, кто завидует чужим фотографиям в соцсетях
Цена: 299 Р
Подробнее: на сайте издательства
О чем книга. Автор объясняет, почему в современном развитом мире люди все чаще чувствуют себя неудовлетворенными и несчастными. Оказывается, позитивное мышление скорее вредит, чем помогает: бесконечные мотиваторы из соцсетей мешают сфокусироваться на реальных целях, а надежда на силу притяжения хорошего не дает повзрослеть и взять ответственность за свою жизнь.
Во второй части книги Мэнсон приходит к удивительно обнадеживающему выводу: не нужно бояться негативных эмоций и болезненного опыта — именно в них, а не в позитивном настрое и картах желаний скрыт ресурс для движения вперед.
Экономика всего: как институты определяют нашу жизнь
Кому читать: тем, кто хочет понимать смысл экономических новостей
Цена: 299 Р
Подробнее: на сайте издательства
Кто автор. Александр Аузан — декан факультета экономики МГУ, доктор экономических наук и публицист. Несколько лет он читал мини-лекции по экономике журналистам и читателям Esquire. Позже лекции переросли в книгу.
О чем книга. Аузан опирается на простую мысль: в экономике в основе всех принятых решений стоит человек. Его потребности, нежелание работать или поиски личной выгоды влияют на появление и коррупции, и бюрократии. С точки зрения этого человека — простого потребителя — Аузан рассматривает все государственные и общественные институты.
Психология стресса
Кому читать: тем, кто хочет разобраться со стрессом
Цена: 604 Р
Подробнее: на сайте издательства
Кто автор. Роберт Сапольски — преподаватель биологии и нейронаук в Стэнфордском университете. Ученый прожил несколько лет в африканской саванне, наблюдая за павианами. По его словам, в своей реакции на стресс павианы максимально похожи на человека.
О чем книга. О том, как так вышло, что хронический стресс — удел именно современного человека, который живет с комфортом в мире больших возможностей. Сапольски перечисляет внешние раздражители, которые влияют на наше состояние, — это помогает увидеть повседневные триггеры в своей жизни с другой стороны. Важную часть книги составляют объяснения процессов, которые стресс запускает в организме, а также базовые техники подавления стресса.
О чем говорят бестселлеры. Как все устроено в книжном мире
Кому читать: тем, кто любит книжные рейтинги и списки бестселлеров
Цена: 411 Р
Подробнее: на сайте издательства
Кто автор. Галина Юзефович — литературный критик и ведущая подкаста «Книжный базар».
О чем книга. Исследуя мир Букера, Пулитцера и Нобелевских лауреатов, Юзефович объясняет различия литературных премий и систем отбора лауреатов. Автор рассказывает о работе литературных переводчиков и называет имена тех, кто умеет передавать атмосферу зарубежного романа. К каждой главе прилагается список книг, рекомендуемых к прочтению.
Тело дрянь. Донесения с фронта (и из тыла)
Кому читать: тем, кто хочет разобраться, что такое бодипозитив
Цена: 530 Р
Подробнее: на сайте издательства
Кто автор. Мара Олтман — американская журналистка, работавшая в The New York Times и New York Magazine. В своих текстах Олтман исследует современную культуру и сопряженное с ней чувство стыда.
О чем книга. Каждая глава начинается с неловкой ситуации, которая произошла с автором: кто-то шутил насчет невыщипанных бровей, а другой замечал, что она не бреет ноги. Проговаривание своего опыта помогает и самой журналистке, и всем читателям бороться со стигмой вокруг «запретных» тем, касающихся тела. Каждая глава сопровождается комментариями исследователей, которые объясняют, что социально одобряемый образ женщины на самом деле сформирован рекламой и имеет мало общего с реальностью.
Для домашней библиотеки
Еще больше книжных рекомендаций — в нашем лайфстайл-инстаграме:
Подписывайтесь на «Город» и читайте наши посты и книги.
Olesya, антидепрессанты, в частности, ингибиторы обратного захвата серотонина, это лекарства, механизм действия которых изучен, а эффективность доказана многочисленными клиническими испытаниями. И они, кстати, применяются не только при клинической депрессии. Вы как-то невнимательно читали Асю Казанцеву
За Шульман респект! 👍🏻 Смотрю её лекции и выступления на YouTube. 🙂
Всем рекомендую к чтению и просмотру!
Alla, ага, зато у вашего поколения все нормально с критическим мышлением, и сводится оно к доктрине «что за молодежь нынче пошла, а мы вот вот в свое время были огого и без этих ваших новых погремушек».
Был уже миллион исследований по поводу ГМО, которые доказывают его безвредность для организма человека. Вы бы разобрались в теме получше, вместо того, чтобы шарахаться от прогресса.
Anna, поддерживаю, что Уорф и Сакс пишут хорошие книги. Остальных пока не читала.
— «Сумма биотехнологии» Александра Панчина, увлекательно о ГМО и почему не надо их бояться
— «Эволюция человека» Александра Маркова, очень обстоятельная и интересная книга о нашем эволюционном пути
— «Федиатрия. Нетревожный подход к ребенку» Федора Катасонова, ответы почти на все вопросы про маленьких детей
«Счастливый мозг. Как работает мозг и откуда берется счатье.» (Дин Бернетт)
Теперь я могу отличить Дофамин от Эндорфина, Окситоцин от Серотонина, понять, чем так плох Кортизол, и почему Адреналин и Нор-Адреналин не совсем одно и то же =))
Alla, я не вижу, чтобы вы как-то разобрались в теме, вы проигнорировали ряд фактов и выбрали противоположную точку зрения, просто потому что «автор что-то слишком красиво говорит, это не может быть правдой». Это не критическое мышление, вы просто поддались эмоциональной пропаганде другой стороны. Честно скажу, книгу из этого списка я не читала, мое мнение по поводу ГМО сложилось намного раньше и основано на изучении разных источников. Делюсь находками (пардон, сейчас будет многабукаф):
1) В магазине перед нами никогда не стоит выбор «натуральное»\»искусственное», или «вредное»\»полезное». Это всегда химия со своим набором как отрицательных, так и положительных качеств, независимо от наличия плашки «без ГМО». Мы выбираем технологию производства.
3) В чем разница между этими методами? Классический способ, который используется на территории некоторых стран Европы, подразумевает отсутствие ГМО, использование синтетических пестицидов и синтетических удобрений. Плюсы: производство достаточно эффективно и оно дешевле других вариантов. Минусы: следы пестицидов остаются в конечном продукте. В малых количествах они, в общем-то, безвредны, но увы, наше тело не может их расщепить до безопасных соединений. Они имеют свойство накапливаться в организме человека и приводить уже к более серьезным последствиям, вроде раковых заболеваний, аллергических реакций и т.д.
Третий способ: новомодные органические фермы, которые не применяют ГМО и отрицают синтетические удобрения и пестициды. Плюсы: хорошая реклама, потребитель чувствует моральное удовлетворение от того, что ест «натуральные продукты». Минусы: по сравнению с другими способами данная технология не в пример дороже, потому что для выращивания сопоставимого объема урожая требуется намного больше земли; из-за низкой эффективности органических пестицидов по сравнению с синтетическими, фермерам приходится использовать намного больше отравы, чтобы справиться с вредителями, из-за чего концентрация пестицидов в органических продуктах в реальности выше, чем в продуктах, выращенных классическим способом.
4) Про запреты. Давайте уточним, на территории Швейцарии и Австрии (и дюжины других стран) ГМО запрещено *выращивать*, импортировать, продавать и потреблять не возбраняется. В действительности ни одна страна в мире не вводила абсолютный запрет на ГМО. Это является прямым следствием того, что на территории данных стран используют классическую технологию выращивания и не желают пускать на свой рынок конкурентов (к слову про «поддержку бизнеса на таких, как вы» ХD). Олсо, генно-модифицированные продукты позволяют восполнить дефицит, потому что классическая и органическая технология не достаточно эффективны, чтобы прокормить семь миллиардов человек.
On personal note, на мой взгляд, паника вокруг ГМО очень похожа на истерию вокруг прививок: много эмоций и мало реальной науки. Потому что в действительности это потрясающе полезная технология, благодаря которой уровень голода в мире снизился до рекордных показателей, и которая при текущем развитии экологии и экономики спасет нас в будущем.