Что такое nfl в спорте
Я решил впервые посмотреть сезон НФЛ. Что меня ждёт?
Осень — время нового начала. Студенты отправляются на пару, пролетариат возвращается из отпусков, а в самых популярных спортивных лигах мира стартует новый сезон.
Если вы или знакомые вам люди задумывались, не начать ли им смотреть НФЛ — вдруг зайдёт — ближайший сентябрь самое время. Но бросаться в безбрежный океан американского футбола без соответствующей экипировки рискованно — можно быстро запутаться в тонкостях и сложностях и прекратить авантюру без удовольствия.
Редакция First & Goal выдаёт всем желающим маску, акваланг и остальной пакет вещей, которые вам потребуются в изучении нового удивительного мира. Мира НФЛ. Где смотреть? Тяжело ли въехать? За кем и как следить? Рассказываем обо всём самом главном.
Кто показывает матчи и во сколько
Один из главных мифов про НФЛ — все матчи показывают глубокой ночью, поэтому смотреть их могут только фанатики-холостяки. На самом деле, большинство игр регулярного сезона транслируют во вполне адекватный для московского часового пояса тайм-слот — по воскресеньям в 20:00 (в середине сезона после перехода Штатов на зимнее время в 21:00).
С топовыми матчами и играми плей-офф сложнее, они действительно играются ночью. Осенью вторая волна воскресных матчей стартует в 23:00 (с середины ноября в полночь), а Sunday Night и Monday Night матчи — в 3-4 утра по Москве. Но, повторюсь, большинство матчей тура стартуют в человеческое время.
В России сейчас официально никто не транслирует матчи НФЛ. Когда-то этим занималась «НТВ+», но там образовались долги по выплатам, которые по наследству передались «Матч ТВ». Выплачивать их ради возобновления сотрудничества, как это принято сейчас говорить, экономически невыгодно.
Неофициально матчи НФЛ стримит «36 студия» — благодаря им можно посмотреть матчи на русском языке совершенно бесплатно.
Единственный легальный вариант смотреть матчи НФЛ сейчас — это оформлять подписку на так называемый Game Pass на официальном сайте лиги. Полный пакет обойдётся вам в 13 тысяч рублей за сезон.
Есть облегчённый вариант Game Pass — с ним нельзя смотреть отдельные матчи в прямом эфире, но можно смотреть Red Zone (про неё ниже), а также сокращённые (condensed) версии матчей, где обрезано всё, кроме непосредственно игровых розыгрышей. В сокращённом формате трёхчасовые матчи можно посмотреть за 40 минут. Лично я как семейный человек именно так с утра смотрю топовые ночные матчи.
Red Zone — это что-то типа «онлайна Лиги чемпионов», то есть лучшие моменты всех матчей, которые одновременно идут в прямом эфире. Вас бросают из одного матча в другой, показывая тачдауны и самые зрелищные розыгрыши. Идеально для просмотра в большой компании или если вы увлекаетесь фэнтези-футболом. («36 студия» тоже транслирует Red Zone).
Сложность правил американского футбола переоценена
Это только на первый взгляд кажется, будто правила американского футбола очень сложные. На самом деле, базовые принципы можно понять легко и быстро. Какие-то игровые нюансы вы действительно можете узнавать не только месяцами, но и годами, но это никак не помешает вам наслаждаться процессом с самого начала.
Даже в Штатах трибуны стадионов заполняют далеко не хардкорные знатоки всех правил американского футбола. Когда вы запомните, что за 4 попытки нужно пройти 10 ярдов, за тачдаун дают 6 очков, а за филд-гол — 3, и научитесь отличать перехват от фамбла — всё, можно вручать документ о получении среднего футбольного образования.
Главное, не сравнивайте американский футбол с обычным, это только мешает восприятию. Подойдите к нему как к совершенно отдельному виду спорта. Тем более, что это так и есть.
Выберите себе команду, отслеживайте человеческие истории
Эмоциональная привязка — наше всё. Каждая спортивная лига — это такой сериал, который вы начинаете смотреть с 743-го эпизода, поэтому сначала всё кажется непонятным и незнакомым. Но стоит пару раз увидеть знакомые физиономии, как становится легче и интереснее.
Вам нужна точка отсчёта. Загуглите список команд и выберете себе любимчиков — по месту расположения, по логотипу, цвету формы, не важно, пусть сердце подскажет. В НФЛ всё меняется очень быстро, поэтому шанс выбрать беспросветных лузеров или вечных фаворитов («Нью-Ингленд Пэтриотс» не в счёт) невелик.
Не ограничивайте погружение в НФЛ исключительно просмотром матчей, почитайте новости и материалы на First & Goal (например, наш курс молодого бойца, который объяснит вам многие непонятные моменты). Посмотрите реалити-шоу Hard Knocks с участием «Окленд Рэйдерс» — пять эпизодов про то, как эти ребята готовятся к сезону, это отличный способ познакомиться с действующими лицами. Матчи «Окленда» станут куда более интересными.
К ритму игры надо привыкнуть
Одна из самых сложных вещей для новичков в мире американского футбола — даже не правила, а рваный ритм игры. В обычном футболе действие происходит постоянно, это как компьютерная стратегия в реальном времени. Американский футбол — пошаговая стратегия, это живые шахматы. Здесь работают иные принципы.
В обычном футболе в игре, длящейся 90 минут, реального экшна — 58 минут. В НФЛ на 3 часа экранного времени выходит 11 минут реального экшна. На первый взгляд, ужас, но опять же, есть нюансы. В обычном футболе в эти 58 минут входит, например, перепасовка двух центральных защитников у своих ворот — можно ли это назвать настоящим зрелищем? НФЛ отрабатывает все минуты на максимум, здесь нет затяжек времени. Если пошло действие, значит его нужно смотреть.
Второй нюанс — не все паузы одинаково бесполезны. Например, команды перед каждым игровым розыгрышем выстраиваются определённым образом и замирают на местах секунд на 10. Это не идёт в зачёт real action time, но для понимающего зрителя это важное время, поскольку оно позволяет оценить расстановки и предположить, каким образом будет развиваться последующий розыгрыш. То есть, это всё равно что утверждать, будто в шахматах настоящий экшн происходит только тогда, когда шахматист двигает фигуру.
НФЛ хорошо смотреть в компании — есть время пообщаться, не боясь, что вы пропустите что-то важное. Со временем просто привыкаешь смотреть на экран тогда, когда это нужно. Ну, а если смотреть Red Zone или сокращённый матч, то там уже отвлекаться не на что.
НФЛ прочно вплетена в поп-культуру США
Если вы часто смотрите американские сериалы (особенно ситкомы) или фильмы, то просмотр НФЛ поможет понять многочисленные отсылки и местный юмор.
В «Как я встретил вашу маму» один из героев — ярый фанат «Миннесота Вайкингс», поэтому его отношение к команде «Грин-Бэй Пэкерс» и штату Висконсин в целом частенько становится поводом для шуток. Мультсериал South Park вообще пару раз за сезон традиционно обыгрывает если не целиком тему из НФЛ, то хотя бы элементы из неё. Да и вообще, Супербоул и американский футбол в целом мелькает тут и там. Скоро вы сможете вместе с нами морщиться на моментах, когда «квотербека» русский дубляж превращает в «полузащитника».
Легче подсаживаться на НФЛ любителям других североамериканских лиг — НБА и НХЛ, поскольку хотя бы косвенное взаимодействие в медийном пространстве между ними происходит.
Квотербеки — стартовая точка погружения в сюжеты НФЛ
Не знаете, с чьих личных историй начать знакомство с НФЛ? Начинайте с квотербеков. Они всегда на виду. Любой матч можно свести к дуэли двух квотербеков, и хотя это не будет в полной мере отображать развитие сюжета, но поможет нащупать почву, от которой можно оттолкнуться.
Сколько ещё лет на вершине проведёт бессмертный Дункан Макклауд Том Брэди из «Нью-Ингленда»? Разрешено ли законом играть после сорока лет на уровне MVP? Или в прошлом сезоне из него всё-таки посыпался песочек, и просто не все хотят это замечать?
Успеет ли до конца карьеры выиграть Супербоул Филип Риверс? Он был выбран на драфте 2004 года вместе с Беном Ротлисбергером и Илаем Мэннингом, и, пожалуй, оказался самым талантливым из тройки. Но у них на двоих четыре чемпионских перстня, а у него — ни одного. И время уже поджимает.
«Аризона» в прошлом году выбрала высоко на драфте Джоша Розена, но у новичка первый год не задался — уж слишком много дыр было в составе. Новый тренер совершил немыслимое и второй год подряд потратил высокий выбор на квотербека — в «Аризону» ушел самый низкорослый стартовый квотербек современного футбола Кайлер Мюррей, а Розена отдали за бесценок в «Майами». Заиграет ли сразу Мюррей? Докажет ли Розен, что на нём рано поставили крест?
Это лишь тизеры отдельных историй. Их гораздо больше, каждая разогревает интерес к отдельному матчу или команде.
Что ещё помогает подсесть на американский футбол
Фильмы и сериалы. Каждая вторая история «как я полюбил американский футбол» начинается с того, что кто-то посмотрел фильм «Каждое воскресенье» или сериал «Блю-Маунтин Стэйт». Хотя я бы всё же рекомендовал «Огни ночной пятницы». Но выбирать есть из чего. Помогает не забывать про американский футбол в безжизненное лето.
Madden NFL. Понять динамику игры, смысл комбинаций и хронологию жизни клуба в сезоне помогает видеоигра известной франшизы. Олдскульные компьютерщики могут найти старенький Madden NFL 08 — до нынешнего года это была последняя версия под Windows. Остальным можно посоветовать самый свежий выпуск игры и её разновидности для смартфонов.
Фэнтези-футбол. Это такая виртуальная забава, где ты набираешь реальных игроков себе в команду и их статистика в реальной жизни трансформируется в очки для твоей команды. Помогает начать ориентироваться в футболистах и приобрести интерес к нетоповым матчам. Правда, в первый же сезон просмотра НФЛ подсаживаться на фэнтези — сложновато.
Коммьюнити. Фанатов американского футбола в русскоязычных странах не так уж много. Как оказалось, чем меньше сообщество любителей какого-либо вида спорта, тем оно более дружелюбное. Над вами никто не посмеётся, если вы зададите банальный вопрос по правилам игры. Все заинтересованы в популяризации американского футбола. В больших городах организовываются коллективные просмотры матчей НФЛ, в социальных сетях можно найти сообщества любителей тех или иных команд — как правило, всё это очень лояльные к новичкам тусовки, которые помогают влиться в общий поток.
First & Goal. Мы тоже заинтересованы в том, чтобы любителей американского футбола и НФЛ в частности становилось всё больше. Поэтому во время сезона работаем на полную мощность: по понедельникам предоставляем все результаты и видеохайлайты, но без спойлеров, предоставляем всё самое важное из мира новостей и стараемся рассказывать об этом человеческим языком. Мы будем с вами до, после и во время матчей НФЛ. Добро пожаловать на борт корабля, следующего по курсу «обычная жизнь — НФЛ». В пути будет немного укачивать, но на сушу вам больше не захочется.
Национальная футбольная лига (NFL)
Национальная футбольная лига была образована в 1920 году в Огайо под названием «Американская профессиональная футбольная конференция» (American Professional Football Conference, APFC). Тогда в лигу входили всего лишь четыре команды, две из которых (Chicago Bears и Arizona Cardinals) существуют и сегодня (сменив, правда, названия и города). Менее чем через месяц лига была переименована в «Профессиональную футбольную ассоциацию» (APFA), а в 1922 году получила современное название. В 1950 году в NFL вошли команды «Всеамериканской футбольной конференции» (All-America Football Conference, AAFC), а в 1970 году НФЛ объединилась с «Американской футбольной лигой» (American Football League, AFL).
В современной Национальной футбольной лиге играют тридцать две команды, разделенные между Национальной и Американской футбольными конференциями (National Football Conference, NFC и American Football Conference, AFC). В свою очередь каждая из конференций разделена на четыре дивизиона: Восток, Север, Юг и Запад.
Сезон NFL состоит из «предсезонных» игр, регулярного чемпионата и серии игр «плей-офф». Финальный матч сезона Национальной футбольной лиги назывется «Супер Боул» (Super Bowl, «Супер Кубок») и фактически является самым популярным спортивным событием в США.
Chicago Bears vs Detroit Lions На поле выходят футболисты Denver Broncos
Игры плей-офф проходят за четыре тура: в трех первых среди шести команд каждой конференции разыгрываются звания чемпионов AFC и NFC, а затем чемпионы конференций встречаются между собой в матче за Super Bowl.
В конце футбольного сезона, после чемпионских матчей конференций и перед «Супер Боулом», проводится также игра за «Про Боул» (Pro Bowl), футбольный «матч всех звезд». С 2011 года Pro Bowl разыгрывается на Aloha Stadium в Гонолулу, штат Гавайи. В отличие от бейсбольной, баскетбольной и хоккейной All-Star Games, Pro Bowl не пользуется большой популярностью у болельщиков.
Квотербек Seattle Seahawks Рассел Уилсон с главным трофеем NFL
Хотите начать смотреть НФЛ, но ничего не понимаете? Тут вам все разложили по полочкам
От редакции: вы находитесь в блоге «Hail Mary» – главном блоге о НФЛ в Украине. Его автор уже не первый год держит нас в курсе всех новостей американского футбола. Поддержите его плюсами и комментариями.
Уже два года я занимаюсь освещением игр, событий и истории НФЛ. Я безгранично благодарен всем, кто читает мой блог, оставляет комментарии и создает наше крутое сообщество на Tribuna.com. Каждый раз я получал нереальный заряд мотивации продолжать заниматься этим делом, когда видел комментарии людей о том, что они начали смотреть американский футбол и выбрали любимую команду благодаря записям в этом блоге.
Учитывая постоянно расширяющуюся аудиторию и неоднократные запросы в комментариях, назрела необходимость сделать детальный пост о том, что из себя представляет американский футбол. Подобный пост был два года назад, но сейчас я понимаю, что его можно и нужно доработать и улучшить. Да и в лиге произошли кое-какие изменения. Так что за месяц до старта нового сезона НФЛ выкатываю дополненную и улучшенную версию своего гайда по американскому футболу.
Я постарался добавить максимум терминов, правил и особенностей, с которыми вы можете столкнуться при просмотре игр НФЛ. Но стоит помнить, что американский футбол настолько сложная и разнообразная игра, что описать абсолютно все практически невозможно. Поэтому, если этот гайд не ответит на какой-то из ваших вопросов, не стесняйтесь задать его в комментариях к этому или любому другому посту блога. Я всегда с удовольствием отвечу.
Также я по максимуму постарался проиллюстрировать игровые ситуации и термины видеозаписями из матчей НФЛ, чтобы вы могли наглядно посмотреть, что описывалось словами.
Да, и вы же понимаете, что это лонгрид, верно? Я вас предупредил. А теперь обо всем по порядку.
Базовые принципы
Начнем с самых азов, а именно – с поля. Главной единицей измерения расстояния в американском футболе является ярд (0,91 метра), так что все будет именно в ярдах. Длина поля составляет 100 ярдов, ширина – 53,3. В двух концах поля находятся зачетные зоны (end zones) длиной в 10 ярдов. То есть технически поле в длину 120 ярдов, но когда говорят «футбольное поле», подразумевают именно 100 ярдов. Прямо по центру на задней линии каждой из зачетных зон находятся ворота в виде рогатки. Расстояние от поля до перекладины – 3 метра, между штангами – 5,64 метра. Благодаря зачетным зонам и воротам в американском футболе зарабатывают очки.
Само поле по всей ширине расчерчено линиями через каждые 5 ярдов. Через каждые 10 ярдов от зачетной зоны и до середины поля линии отмечены числами от 10 до 50. Затем отсчет идет в убывающей последовательности. По центру поля и по его бокам есть маленькие засечки, отмечающие каждый ярд. Они цифрами не подписываются. Эти линии и засечки нужны, чтобы помогать ориентироваться арбитрам и игрокам, поскольку 10 ярдов – это сакральное число для американского футбола и ниже вы поймете почему.
Также в американском футболе есть такое понятие как «свои» и «чужие» ярды. Здесь все просто – когда команда находится на своей половине поля, говорят, что она на своих ярдах. Когда переходит середину поля и попадает на половину соперника – она находится на чужих ярдах. Хотя обычно комментаторы все упрощают и просто называют ярды вместе с командой. Например, «мяч на 18 ярдах «Атланты».
Составы команд
Что касается непосредственно матчей, то команда может заявить 46 из 53 игроков, которые делятся на три группы – нападение (offense), защита (defense) и спецбригада (special team). На поле одновременно находится по 11 игроков от каждой команды. Количество замен не ограничено, поэтому тренеры могут свободно менять составы между розыгрышами, выпуская чуть ли не всех новых 11 футболистов.
Игровое время
Между второй и третьей четвертью проходит большой перерыв. Длится он приблизительно 12 минут. Между остальными четвертями паузы символические и длятся пару минут. Несмотря на то, что чистого игрового времени в американском футболе всего час, готовьтесь к тому, что, учитывая все паузы и остановки, просмотр матча займет у вас около 3 часов.
Цель и процесс игры
Кеперь к самому важному из основ. Главная цель американского футбола – набрать больше очков, чем твой соперник. Для этого нападение должно занести мяч в зачетную зону и сделать тачдаун, а защита – любой ценой им помешать. Хотя способов набрать очки довольно много и о них я расскажу чуть ниже.
Практически любая атака (кроме частных случаев) начинается с того, что защищающаяся команда выбивает мяч на половину поля атакующей. Дальше есть два варианта. Если мяч улетает в зачетную зону и его не ловит игрок – атакующая команда стартует со своих 25 ярдов. Если же игрок ловит мяч и начинает с ним бежать, то атака начнется с того места, где его остановят. Теоретически, этого может и не произойти, так что атакующая команда может набрать очки буквально за 10-15 секунд. Хотя обычно им все же приходится проводить полноценную атаку.
Отдельно остановлюсь на том, при каких условиях игрок с мячом считается остановленным. Розыгрыш атаки заканчивается, если игрок с мячом:
– выбежал за пределы поля;
– коснулся газона любой частью тела, кроме ступней и ладоней, после контакта с игроком соперника;
– потерял все шансы продвинуться вперед с мячом (этот момент фиксируют арбитры).
Небольшая ремарка ко второму пункту. Если игрок, например, поскользнулся и упал на газон, но до него не дотронулся игрок соперника, то нападающий может снова встать на ноги и продолжить бежать вперед с мячом.
Подводя итоги основ, главная цель нападения – не потерять мяч и дойти до зачетной зоны. Главная цель защиты – вынудить атакующих пробить пант или отобрать у них мяч.
И еще немножечко про овертаймы. Если по истечении основного времени счет в матче равный, то играется 10-минутный овертайм. Если какой-то из команд в овертайме удается занести тачдаун на первом же драйве – она побеждает. Если обе команды с этой задачей не справились, то победит тот, кто первым наберет очки. Если за 10 минут ни одной команде не удается набрать очки, то фиксируется ничья. Но бывает это крайне редко. В плей-офф овертаймы играются до победного.
Как заработать очки
В американском футболе очки могут набирать и атака, и защита. И вот каким образом.
Тачдаун (touchdown) (6 очков) – самое ценное действие в американском футболе и главная цель атаки. Для тачдауна нужно занести или поймать мяч в зачетной зоне. В случае с заносом мяча в зону самому игроку не обязательно забегать в нее. Достаточно, чтобы мяч в руке игрока пересек линию зачетной зоны. Если игрок ловит мяч в зачетной зоне, то он обязательно должен поставить в ней обе ноги. Если при приземлении одна нога заступает за пределы зачетной зоны – тачдауна нет.
Экстра-поинт (extra point) (1 очко) – сразу после того, как команда занесла тачдаун, она получает право на пробитие экстра-поинта. Чтобы набрать очки, нужно забить мяч в ворота с 15-ярдовой отметки. Если команде это удается – она получает 1 очко.
Двухочковая реализация (two-point conversion) (2 очка) – также после тачдауна команда может вместо пробития экстра-поинта разыграть двухочковую реализацию. Для этого ей нужно занести еще один тачдаун с отметки в 2 ярда. Попытка всего одна. Если она провалилась – вместо двух очков команда получает ноль. Остается 6, которые были засчитаны за тачдаун. Чаще всего двухочковую реализацию применяют команды, которым нужно сократить минимальное отставание в конце игры.
Филдгол (field goal) (3 очка) – если команде не удалось занести тачдаун, но расстояние до зачетной зоны не слишком большое, она может пробить филдгол. Чтобы заработать очки, нужно забить мяч в ворота с того места, на котором остановилась атака команды. Если это удается – команда получает 3 очка. Если нет – соперник начнет свою атаку с того места, с которого пробивался филдгол. Обычно приемлемое расстояние для пробития филдгола начинается с 40 ярдов. Но бывали случаи, когда забивали и с более дальних расстояний.
Сэйфти (safety) (2 очка) – способ, которым очки может заработать защита. Если игроку защиты удается свалить игрока нападения с мячом в его зачетной зоне, то защищающейся команде начисляют 2 очка. Сэйфти также засчитывается, если игрок нападения совершает фол в своей зачетной зоне.
Двухочковая реализация защиты (two-point defense conversion) (2 очка) – самый редкий способ набрать очки, который появился в НФЛ только в 2015-м. Если во время пробития экстра-поинта или розыгрыша двухочковой реализации защите удается завладеть мячом и добежать с ним до зачетной зоны соперника – они получают 2 очка.
Позиции на поле
Все позиции на поле делятся на три группы – нападение, защита и спецбригада. Рассмотрим каждую детально.
Нападение (Offense)
Квотербек (Quarterback, QB) – в 99% случаев – главная звезда и неоспоримый лидер команды. Чаше всего именно этот парень ответственен за успешность атак. Квотербек, совместно с тренером, выбирает схему, по которой будет атаковать команда, а потом реализует эту схему на поле. Получив мяч, квотербек может передать его партнеру по команде из рук в руки, бросить пас или побежать с мячом самому. Успешный квотербек должен обладать огромным набором качеств, но ключевые из них – скорость принятия решений и точность броска. У квотербека зачастую есть не более пяти секунд, чтобы оценить ситуацию на поле, принять решение и бросить пас. И очень редко квотербек бросает пас стоящему игроку. Чаще всего пасы бросаются на ход, так что нужно рассчитать в какое именно место на поле бросить мяч, чтобы его поймал бегущий игрок. В общем, квотербек – невероятно сложная и ответственная позиция. Поэтому этих ребят безумно ценят и обычно именно они получают самые большие деньги в команде.
Уайд ресивер (Wide Receiver, WR) – главная цель для пасов квотербека. Чаще всего на поле находится три ресивера. Двое занимают места на флангах, а один становится ближе к центру поля в так называемый слот. Их так и называют – слот-ресиверы. Ресивер должен пробежать маршрут (route), в процессе которого ему нужно избавиться от опеки защитника и принять мяч. После приема мяча ресиверу нужно пробежать максимальное расстояние, прежде чем его остановят. Ключевые характеристики для ресивера – скорость, ловкость и, как бы тупо это не прозвучало, способность поймать мяч (фанаты «Филадельфии» могут рассказать вам об этом более подробно).
Тайт-энд (Tight End, TE) – увеличенная версия ресивера. Тайт-энды более мощные и рослые, чем ресиверы, но и более медленные. Они также могут пробегать маршруты и открываться под пасы, но чаще их используют в качестве блокировщиков, которые пробивают дорогу для игрока с мячом. По-настоящему хороший тайт-энд одинаково успешно справляется и с пасами, и с блоками. Обычно на поле один тайт-энд, но могут находиться и двое. В исключительных случаях – трое.
Раннингбек (Running back, RB ) – игрок, который чаще всего получает мяч из рук в руки от квотербека и затем бежит с ним вперед. Находится сразу за квотербеком или сбоку от него. Хотя в последнее время позиция эволюционировала и некоторые раннингбеки вполне могут выступать в роли дополнительного ресивера. Раннингбек старается найти брешь в защитной линии соперника и прошмыгнуть в нее. Одни раннингбеки являются этаким пушечным ядром, тупо влетают в защитников, пытаясь их протаранить, другие – делают ставку на ловкость, пытаясь обмануть соперника и уйти от контакта с ним. Раннингбеков используют в ситуациях, когда команде нужно гарантированно набрать несколько ярдов. Обычно они проходят по 4-5 ярдов за попытку, хотя при хорошо разыгранной комбинации могут пробежать и через все поле. На поле находится один раннингбек. Иногда – двое.
Фуллбек (Fullback, FB) – позиция, которая постепенно исчезает в современном футболе. Фуллбек располагается перед раннингбеком и является для него ледоколом. Фуллбек расчищает путь для раннигбека, старается максимально долго блокировать игроков соперника, которые пытаются добраться до раннигбека. Иногда фуллбек может получить мяч и побежать с ним вперед, но происходит это довольно редко.
Центр (Center, C) – этот игрок стоит в центре линии, защищающей квотербека, и начинает каждый розыгрыш, отбрасывая мяч назад квотербеку. После начала розыгрыша центр может либо остаться на месте и блокировать защитников, пытающихся прорваться к квотербеку, либо пойти вперед, выталкивая защитников в сторону, и открывая брешь для прорыва раннингбека. Ключевыми для центра являются сила и размеры. Потому что, чем больше шкаф – тем труднее его сдвинуть в сторону.
Гард (Guard, G) – главная задача позиции заложена в ее название. Это стражи квотербека, которые должны дать ему максимум времени на принятие решения и розыгрыш комбинации. В идеале – они вообще не должны дать сопернику ни шанса добраться до квотербека. Гардов на поле двое и они стоят по бокам от центра. В зависимости от стороны их делят на левого и правого. После розыгрыша мяча они отходят назад и немного в сторону, формируя вокруг квотербека так называемый «карман» (pocket). Из этого «кармана» квотербек и выполняет пасы. Ключевые характеристики для гардов аналогичны позиции центра.
Оффенсив тэкл (Offensive Tackle, OT) – эти ребята стоят по краям защитной линии квотербека. Их, как и гардов, двое и они тоже защищают квотербека. Но также могут агрессивно пойти вперед, продавливая защиту соперника, чтобы дать пространство раннингбеку или ресиверу. Тэклы тоже делятся на левого и правого, и более ценным из них считается левый. Он защищает слепую зону квотербека, то есть оберегает его от опасности, которую тот просто не видит. Если левый тэкл не справится со своей задачей, то квотербеку будет не очень сладко, вплоть до получения серьезной травмы.
Защита (Defense)
Дифенсив энд (Defensive End, DE) – не менее крупные ребята, которые при этом обладают взрывной скоростью. Это охотники на квотербеков. Их главная и единственная задача – добраться до квотербека и оторвать ему голову. Окей, голову можно не отрывать, но на газон завалить нужно обязательно. На поле их двое и они стоят по бокам от дифенсив тэклов.
Лайнбекер (Linebacker, LB) – центральная зона защиты. Лайнбекеры стоят за линией защиты и выполняют огромное количество задач. Они могут пойти в прорыв и попытаться завалить квотербека. Могут выдвинуться к линии и ловить раннингбека. Могут остаться в зоне и прикрывать ее от пасов на ресиверов. Это самые универсальные и умные игроки защиты. И атлетичные, поскольку им нужно соблюдать баланс между силой и скоростью. Чаще всего лайнбекеров трое, но число варьируется от одного до четырех. Лайнбекеров делят на аутсайд (outside linebacker, OLB) и миддл (middle linebacker, MLB) лайнбекеров. Аутсайды стоят ближе к краю поля, а миддл – в центре. Аутсайды также могут подменять по позиции дифенсив эндов и выполнять их функции.
Корнербек (Cornerback, CB) – самые быстрые игроки защиты. Их главная задача на поле – помешать ресиверам принять пас. В идеале – перехватить мяч. Обычно они играют персонально против своего ресивера и на поле располагаются как раз напротив них. Корнеров всегда как минимум двое, их количество может возрастать до четырех (в зависимости от игровой схемы).
Сэйфти (Safety, S) – последняя линия обороны. Если нападению удается пройти сэйфти, то это практически гарантированный тачдаун. Сэйфти находится ближе всех к зачетной зоне и должен подчищать огрехи своих партнеров. Если корнер проспал своего ресивера – его страхует сэйфти. Если лайнбекер прозевал раннингбека – его тоже страхует сэйфти. Самих сэйфти делят на две группы – фри сэйфти (Free safety, FS) и стронг сэйфти (Strong safety, SS). Первый – более скоростной и мобильный, который перекрывает ресиверов и помогает корнерам в защите от пасов. Второй – более мощный и чаще выдвигается на помощь лайнбекерам. На поле находится один или два сэйфти, в зависимости от игровой схемы.
Специальные позиции (Special Team)
Кикер (Kicker, K) – кикер выполняет практически все удары по мячу. Он пробивает филдголы, экстра поинты и стартовые кик-оффы. Как не трудно догадаться, главное требование к кикеру – умение сильно и точно бить по мячу. Хоть эти ребята проводят на поле не очень много времени, на результат влияют ничуть не меньше атаки или защиты. Они могут как принести победу на последних секундах, так и разрушить все старания команды. Так что это весьма ответственная и стрессовая позиция.
Пантер (Punter, P) – пантер пробивает панты, о которых я уже говорил выше. Требования аналогичны к кикеру, только если кикер бьет по мячу, стоящему на газоне, то пантер выбивает мяч с рук, как вратарь в европейском футболе. Пантеры также могут использоваться при розыгрыше обманных комбинаций и превращаться в квотербека, бросающего пасы, либо же могут побежать с мячом сами и набрать нужный ярд или два. Хотя это рискованно, команда должна четко взвесить все за и против, прежде чем делать такое.
Кик ритернер (Kick returner, KR) и Пант ритернер (Punt returner, PR) – схожие позиции, выполняющие практически одинаковые функции. Ритернеры должны поймать мяч после кик-оффа или панта, а потом пробежать с ним максимальное расстояние. Обычно в роли ритернеров выступают резервные ресиверы и раннингбеки.
Лонг снэппер (Long snapper, LS) – как и фуллбек, постепенно отмирающая позиция. Лонг снэппер занимает место центра при пробитии филдголов и пантов. Его главное качество – умение точно отбросить мяч на более дальнее расстояние, чем это делает центр. Далеко не все команды готовы выделять под игрока место в ростере только из-за этого умения. Но снэпперы по-прежнему есть в лиге, так что их стоило упомянуть.
Основные термины игры
В американском футболе довольно обширная терминология. Практически для каждого действия есть свое название. Всю терминологию учить нет смысла, но самые важные понятия для комфортного просмотра игры необходимо знать.
Тэкл (Tackle) – силовой прием, с помощью которого защитник останавливает продвижение нападающего с мячом.
Тэкл с потерей ярдов (Tackle for loss) – все тот же силовой прием, но при этом защитнику удается остановить нападающего до того, как тот наберет хоть один ярд. Чаще всего случается, когда защитник прорывается сквозь линию нападения и сваливает раннингбека с мячом.
Сэк (Sack) – ситуация, при которой защитнику удается свалить квотербека на газон до того, как тот бросит пас или избавится от мяча.
Блиц (Blitz) – тактическая схема защиты, при которой максимальное количество защитников идет в прорыв, пытаясь продавить линию нападения и свалить квотербека.
Снэп (Snap) – с него начинается каждый розыгрыш. Когда центр отбрасывается мяч квотербеку – это снэп.
Линия скриммиджа (Line of scrimmage) – воображаемая линия, разделяющая две команды и на которой лежит мяч перед началом розыгрыша.
Перехват (Interception или Pick) – ситуация, при которой защитнику удается поймать летящий мяч до того, как его поймает игрок нападения или он упадет на газон. Поэтому иногда случаются и вот такие перехваты. После перехвата защитник может пробежать с мячом определенное расстояние и заработать для своего нападения более выгодное положение для старта атаки. Также защитник может добежать до зачетной зоны, занеся тачдаун. Такой перехват называют пик-сикс (pick-6).
Сбитый пас (Pass deflection или Pass defended) – ситуация, при которой защитнику удается сбить рукой на газон летящий мяч или заблокировать его полет своим корпусом, чтобы не дать поймать его игроку нападения.
Незавершенный пас (Incomplete pass) – если квотербек бросил пас, после которого мяч не был пойман игроком нападения и упал на газон или улетел за пределы поля – фиксируется незавершенный пас. Нападение при этом теряет один даун.
Фамбл (Fumble) – потеря мяча игроком. Если игрок получил мяч, прошел с ним какое-то расстояние, а потом в результате силового приема, контакта или по любой другой причине выронил его на газон – это фамбл. После фамбла мяч считается свободным и команды должны забрать его себе. Если первым это делает нападение, то атака продолжится с того места, на котором случился подхват мяча. Если первыми успеют защитники – право на атаку перейдет их команде, она начнется с того места, на котором защита подхватила мяч. Также после фамбла вполне можно занести тачдаун. Важно отметить, что если игрок поймал мяч и в него сразу врезался защитник, из-за чего игрок нападения выронил мяч, то фамбл не фиксируется. Фиксируется незавершенный пас. Также есть такое понятие как вынужденный фамбл (forced fumble). Им называют те ситуации, при которых защитник выбивает мяч из рук нападающего.
Арбитраж и правила игры
Многим непосвященным кажется, что американский футбол – это веселое месиво без особых правил, в котором в соперника можно влететь с двух ног. К сожалению (или к счастью), это не так. Правил в американском футболе выше крыши, в их трактовке иногда путаются даже арбитры, чего уж про фанатов говорить. Вот как раз с арбитров и начнем.
В американском футболе есть и свой аналог VAR. Специальный арбитр в ложе прессы смотрит спорные эпизоды, и в случае необходимости посылает сигнал главному арбитру, что ему стоит посмотреть повтор того или иного эпизода. Пересмотреть можно не каждый эпизод игры, но все ключевые решения видеоповторы покрывают.
Основные нарушения правил и наказания
За нарушение правил в американском футболе наказывают ярдами. Если фолит атака – их отодвигают от зачетной зоны соперника на определенное количество ярдов. Если фолит защита – атака наоборот приближается к зачетной зоне. Если защитник фолит в своей зачетной зоне, то мяч устанавливается в ярде от зачетной зоны, независимо от типа нарушения.
За некоторые типы нарушений игрока могут удалить с поля, а потом еще постфактум впаять дисквалификацию на несколько матчей. Как вы понимаете, это очень серьезные нарушения вроде драки или попытки умышленно травмировать соперника. Уточню, что если игрока дисквалифицировали до конца игры, то это не значит, что оставшийся матч его команда проведет на поле вдесятером, как в европейском футболе. Игра продолжится в формате 11-на-11, просто тренер не сможет использовать дисквалифицированного игрока.
Также за некоторые фолы защиты нападение может получать автоматический первый даун, даже если они не прошли 10 ярдов с учетом фола. Рассмотрим самые частые нарушения правил и наказания за них.
Захват за маску (Face mask) – думаю, понятно и без объяснения. Если футболист схватил соперника за маску шлема – это фол. Наказывается 15 ярдами.
Задержка (Holding) – фиксируется, если игрок держит или тянет руками соперника без мяча. Чаще всего ею грешат лайнмены нападения. В футболе разрешено отталкивать своего соперника ладонями, но ни в коем случае не держать его за корпус или руки. Если задержку делает игрок нападения – это 10 ярдов наказания. Если защитник – 5 ярдов и автоматический первый даун для нападения.
Помеха пасу (Pass interference) – фиксируется, если защитник совершает физический контакт с нападающим до того, как тот поймал мяч. Если защитник умышленно толкает нападающего, тянет его, пытается ударить по рукам или сбить его с траектории движения – это фол. Но! Если защитник сам пытался поймать мяч и при этом врезался в нападающего или совершил любой другой физический контакт – фола нет. Главное при определении нарушения – умышленность контакта. Также игрокам разрешено толкаться и совершать физический контакт в зоне пяти ярдов от места розыгрыша мяча. Там помеха пасу не фиксируется. Помеху пасу может совершить и нападающий. Чаще всего это происходит, когда он пытается рукой оттолкнуть от себя защитника. Наказания за помеху пасу разные. Для атаки – это 10 ярдов. Если фолит защита, то мяч переносится в место совершения фола. То есть это могут быть и 30, и 40 ярдов, и даже больше.
Атака пасующего (Roughing the passer) – фиксируется, если защитник врезается в квотербека, который уже бросил пас или избавился от мяча. Также атаку пасующего могут зафиксировать, если защитник умышленно задел рукой квотербека, например, ударил его по маске или в область шеи. Наказывается 15 ярдами и автоматическим первым дауном.
Вбегание в кикера (Running into the kicker) – условия для фиксации фола идентичны тем, что и при атаке кикера, но с одним существенным отличием – вбегание фиксируется, если защитник врезался в кикера случайно, и у него не было возможности затормозить или избежать контакта. Наказывается 5 ярдами.
Неоправданная жестокость (Unnecessary roughness) – фиксируется, если игрок применяет силу к сопернику тогда, когда игра этого не требовала. Например, если соперник уже выбежал за пределы поля или находится далеко от эпизода игры и не принимает в нем участия. Является подвидом неспортивного поведения и наказывается 15 ярдами.
Неспортивное поведение (Unsportsmanlike conduct) – тут, думаю, тоже понятно. Если игрок позволяет себе говорить слишком много не очень хороших вещей или совершает на поле действия, направленные на насмешку или унижение соперника, то фиксируется неспортивное поведение. Если игрок устроит махач, то это тоже попадает под категорию неспортивного поведения, хотя технически это будет считаться персональным фолом (personal foul). Раньше под категорию неспортивного поведения попадали даже такие безобидные вещи, как танцы после тачдауна в качестве празднования, из-за чего NFL расшифровывали как No Fun League, но сейчас правило немного смягчили. И кстати, несмотря на наличие этого правила, трэшток на поле в НФЛ – святое. Просто нужно не выходить за берега. Наказывается неспортивное поведение 15 ярдами. За особо тяжелые случаи, как, к примеру, драка – нарушителя удаляют с поля.
Блок в спину (Block in the back) – фиксируется, если игрок толкает в спину соперника, который не владеет мячом. Наказывается 10 ярдами.
Задержка игры (Delay of the game) – фиксируется, если нападение не успевает ввести мяч в игру за отведенное для этого время. Наказывается 5 ярдами.
Захват за шиворот (Horse-collar tackle) – фиксируется, если защитник при попытке остановить нападающего хватает того сзади за футболку или защитный каркас в районе шеи и тянет на себя или вниз. Наказывается 15 ярдами.
Тычок руками в лицо (Illegal hands to the face) – чаще всего на этом попадаются лайнмены нападения. Если игрок толкает или бьет рукой соперника в шлем или маску – это фол. Наказывается 10 ярдами, если сфолило нападение, и 5 ярдами с автоматическим первым дауном, если сфолила защита.
Как устроена НФЛ
В НФЛ нет системы начисления очков, а места в турнирной таблице распределяются по количеству побед. При равенстве побед в силу вступают дополнительные показатели, которых очень много. Но самым главным из них является личная встреча. Кто выиграл в очном матче – тот и получает место выше. Нужно отметить один важный момент. При распределении мест в турнирной таблице конференции, первые 4 места всегда будут распределяться между победителями дивизионов. То есть если одна команда выиграет свой дивизион, одержав 9 побед, а команда из другого дивизиона одержит 11 побед, но займет в нем второе место – она будет находиться в таблице конференции ниже, даже несмотря на большее количество побед.
На этом все. Если вы вдруг немного испугались такого объема информации, то не стоит этого делать. Поверьте на слово – во время просмотра игры вы сами все поймете и полностью разберетесь во всех азах американского футбола, достаточных для его комфортного просмотра. 3-4 игры плюс базовые знания английского – и вы уже уверенный, так сказать, пользователь. И повторю свое вступление – если у вас остались какие-либо вопросы, то не стесняйтесь задать их в комментариях.
Новый сезон НФЛ стартует 11 сентября. Надеюсь, что вы будете следить за ним вместе со мной. Поверьте, будет интересно!