Что такое naked bike
Голая сила: что такое нейкед-байк
Можно вечно смотреть на горящий огонь, журчащий ручей и спортбайк. Желательно итальянский. Вот, где эстетский микс из изящества и агрессии! Обратная сторона медали — креветочная посадка а-ля поза эмбриона с сильной нагрузкой на руки пилота. Не каждый мотоциклист готов к таким испытаниям. И вот для тех, кто не готов, производители придумали нейкед-байки.
Они состоят в тесном родстве со «спортами» и тоже дарят яркие эмоции, но не изматывают трековой эргономикой. Нейкеды бывают разных форматов, но мы поговорим о сильнейших и крутейших представителях племени — о монстрах с крупнообъемными двигателями, серьезной энерговооруженностью и обилием электронных ассистентов.
Нейкед-байк (он же стритфайтер) в переводе с английского — «голый мотоцикл». Звучит странно, а объясняется просто. Хулиганистая техника в массе своей представляет собой раздетые версии спортбайков.
Развитая аэродинамическая капотировка у них отсутствует. Рама и двигатель выставлены напоказ. Вместо клипонов используется привычный руль, а, значит, посадка прямая и довольно комфортабельная. Нередко вносятся коррективы в настройки двигателя для увеличения «мяса» в диапазоне средних оборотов.
Кто был первым? Бытует мнение, что кашу с обнаженкой заварил культовый Ducati Monster. Итальянский забияка появился в начале девяностых годов и представлял собой коктейль из рамы спортбайка Ducati 851, вилкой от спорт-турера 750 SuperSport и двигателя L-твин (V-образной «двойки» с 90-градусным развалом цилиндров) воздушного охлаждения с фирменным десмодромным приводом клапанов от 900 SuperSport. Применение готовых решений позволило удержать стоимость мотоцикла на приемлемом уровне.
Почти сразу же прозвучал ответный залп со стороны Великобритании — марка Triumph вывела на рынок модель Speed Triple. Одну из его эволюций вы могли видеть во второй части блокбастера «Миссии невыполнима». Это на ней Круз-Хант выделывал эффектные трюки.
По легенде, один из сотрудников «Триумф» разбил спортбайк Daytona 900 и неожиданно понял, что можно весело рассекать и без обтекателя. Реальность же прозаичнее. Постройка «трипла» на уже имевшемся шасси позволяла быстро разбавить модельную линейку и увеличить продажи. Харизматичный брутальный нейкед производил особенно сильное впечатление в черном цвете и завлекал молодых райдеров на темную сторону мрачной эстетикой вкупе с 885-кубовой «тройкой» жидкостного охлаждения мощностью 99 л.с.
Новые нейкеды продолжили появляться в девяностые годы, но переломным моментом или как минимум значительной вехой стало рождение сумасшедшего Aprilia Tuono RSV в 2002 году. А как иначе, ведь это «Априлия»! Ее инженеры знают о здоровом безумии и ездовых свойствах поболее многих своих коллег. Итальянская машина проповедовала бескомпромиссность и представляла собой стопроцентный стритфайтер в самом строгом определении этого понятия.
В основу лег спортбайк RSV Mille с 998-кубовым австрийским V-твином BRP-Rotax мощностью 125 л.с. Отличия между мотоциклами свелись к необходимому минимуму. Tuono не имела обтекателя, комплектовалась обычным рулем, а не клипонами и стандартным рулевым демпфером на случай вобблинга из-за специфики развесовки.
Но довольно истории. Лучше перенесемся в наше время и познакомимся с некоторыми очень интересными нейкедами. В первую очередь — с Ducati Streetfighter V4. Компания назвала так мотоцикл не для красного словца. Перед нами апофеоз понятия стритфайтер, достойный своего имени.
В 2018 году компания из Борго Панигале представила фантастический суперспорт Panigale V4 с 1103-кубовой «четверкой» Desmocedici Stradale и поставила точку в богатой истории двухцилиндровых спортбайков.
Слом одного из главных канонов продиктовало положение дел в принципиально важном для марки шоссейно-кольцевом первенстве World Superbike. Предыдущий Panigale 1299 с двигателем L-твин приблизился к пределу своих возможностей и дальнейшая гонка вооружений отразилась бы надежности агрегата.
Вскоре босс компании Клаудио Доменикали подтвердил разработку соплатформенного Streetfighter V4, о котором фанаты марки грезили еще со времен одноименной модели 2009–2015 годов. Премьеру предсерийной версии запланировали в рамках состязания Pikes Peak 2019 по подъему на гору в американском штате Колорадо. Байк готовился устранить конкурентов и побить рекорд трассы. Увы, все пошло не по плану, а от воспоминаний о том дне по коже пробегает колючий холодок.
Кэрлин Данн
Байк пилотировал опытный 36-летний калифорниец Кэрлин Данн, знавший Пайкс Пик как свои пять пальцев. Он летел по трассе быстрее ветра и был в шаге от победы. Точнее, в нескольких десятках метров от финишного створа, когда все и произошло. Очевидцы утверждают, что переднее колесо налетело на неровность и райдер потерял управление. Крушение закончилось трагически. Данн погиб.
Серийную версию показали осенью того же года на миланской мотовыставке EICMA, где она удостоился титула «самый красивый мотоцикл шоу». Действительно, сложно представить более совершенный дизайн. И более продвинутые инженерные решения.
Монстр построен на основе V-образной «четверки» от Panigale, дефорсированной с 214 до 208 л.с. Только вдумайтесь — мощность субкомпактного «горячего» хэтчбека приходится на 201 кг снаряженной массы! Неудивительно, что по краям торчат винглеты для создания прижимной силы.
Версия Streetfighter V4 S с полуактивной подвеской и адаптивным рулевым демпфером Öhlins, а заодно коваными колесными дисками Marchesini легче стандартного исполнения на несколько килограмм. Жалкие крохи и капля в море? Отнюдь. Скорее, область целенаправленного приложения инженерных ресурсов.
Интересной особенностью как нейкеда, так и родственного спортбайка является принципиальная анатомия. Здесь нет «птичьей клетки», как на многих Ducati. Впрочем, монокок (он же был коробом воздушного фильтра), который прикручивался к головкам цилиндров у старого Panigale, вы не найдете. На сей раз применена более развитая конструкция, но мотор все так же включен в состав силовой структуры.
Конструктивная особенность наделяет мотоцикл собственным характером. Он ощущается живым и словно играет под вами. Конечно, это не тот вальс, что исполняли двухцилиндровый «спорты» прошлой генерации, но нечто совершенно отличное от железобетонно-прямолинейного характера японских и немецких мотоциклов с диагональной рамой.
Современный байк — это не велосипед с мощным мотором, как полагают неосведомленные, а сложный организм. Его жизнедеятельность находится под неусыпным контролем массы электронных страхующих ассистентов. В случае с «дукасом» их работа завязана на шестиосевом инерционном датчике. Он определяет угол продольного и поперечного крена, а заодно отслеживает скорость рысканья.
Вспомогательные системы? Загибайте пальцы — работающая в наклоне ABS, трекшн-контроль, антивили (функция предотвращения отрыва переднего колеса при интенсивном ускорении), контроль боковых скольжений, лонч-контроль. Неплохо для «велосипеда»!
Brutale 1000 RR
Brutale 1000 RR
В гамме «Агусты» есть целая палитра нейкедов, но самые злющие — это Brutale 1000 RR и Rush 1000. С точки зрения принципиальной конструкции они идентичны. Рядные 998-кубовые «четверки» выдают 208 л.с. при 13 000 об/мин и разгоняют двухколесные ракеты до более чем 300 км/ч.
Rush 1000
Оба гипернейкеда выглядят компактно и очень нервно. Сгустки мускул и необузданной мощи. Тогда в чем разница? Brutale воспринимается более традиционно, если подобное вообще уместно произносить в адрес творения MV Agusta. Тем временем Rush представляет собой нечто совершенно особенное и дизайнерское. Смаковать его облик — истинное наслаждение.
Rush 1000
Заднее колесо из кованного алюминия украшено углепластиковым колпаком. Над ним и консольным маятником подвески возвышаются две двустволки выпускной системы. Пассажирское сиденьице можно прикрыть аэродинамичной нашлепкой. Кругляш фонаря смахивает на сопло ракеты.
С точки зрения электронного вспомогательного оборудования «Агусты» тоже не промах. Здесь полный набор девайсов, включая восьмиуровневый трекшн-контроль, антивили и контроль тяги с четырьмя режимами под разные условия и навыки пилотов.
Любой итальянский мотоцикл-нейкед — это манифест его владельца. Можно ли заявить о своих нетривиальных вкусах столь же громко, не будучи обладателем Ducati, Aprilia или MV Agusta? О да! Легендарная компания KTM из австрийского Маттигхофена съела стаю собак на внедорожных байках, но отлично умеет готовить дикие и экспрессивные, сворачивающие шеи стритфайтеры.
Вершина дорожной линейки «оранжевых» — свирепый 1290 Super Duke R. Посмотрите на него, и вы поймете, как выглядит зло во плоти. Компания называет модель The Beast («Зверь»). Прозвища точнее не придумаешь! Байк «сухой» массой немногим менее двух центнеров вооружен здоровенным 1301-кубовым V-твином LC8 мощностью 180 л.с.
Посадка удобнейшая. Вы не садитесь, а буквально вщелкиваетесь в мотоцикл. После нажатия на клавишу электростартера двигатель разражается чарующим душу пульсирующим «двухцилиндровым» громом не хуже чем у итальянской техники. А уж характер…
При желании можно даже отправиться на трек! Сильнее вдохновить может разве что 1290 Super Duke RR. Он легче стандартной модели на 9 кг и отличается идеальным соотношением мощности и массы (1:1). Компания произвела всего полтысячи таких монстров и раскупили их очень быстро.
Техника KTM отличается боевым характером. Неспроста фирменный слоган «оранжевых» — Ready to Race, к гонке готовы. Контрастом «супер дюку» выступает Yamaha MT-10 на базе культового «спортлитра» YZF-R1. Несмотря на принадлежность к сегменту гипернейкедов это комфортабельная машина, пригодная даже для туристических целей. Ее можно укомплектовать высоким ветровиком, кофрами, обогревом руля и другими аксессуарами. Более того, на европейских рынках предлагается MT-10 Tourer Edition — суть «эм-тэшка» с заводскими опциями. Также есть версия SP с электронноуправляемыми подвесками Öhlins.
Разумеется, MT-10 – не аморфная бесхарактерная глыба на колесахы, а интересный мотоцикл с рядным четырехцилиндровым 998-кубовым двигателем не как у всех. Инженеры применили технологию Big Bang из мира королевского первенства MotoGP. Проще говоря, поставили крестообразный коленвал. Благодаря ему рабочие такты двигателя следуют с 90-градусным сдвигом, а в зоне средних оборотов прибавляется крутящий момент.
Из-за порядка вспышек саундтрек тоже получился особенный и запоминающиеся. Это не надрывный высокооборотный вой типичного рядного четырехцилиндрового двигателя, а характерный и узнаваемый рев разгневанного хищника, здорово напоминающий победоносный глас V-образной «четверки».
Агрегат дефорсирован согласно традициям жанра. У современной стандартной YZF-R1 он выдает две сотни «лошадей» и 113 Нм при 11 500 об/мин. В арсенале гипернейкеда «всего» 160 л.с. и сопоставимый пик тяги при более низких оборотах для пущей эластичности. MT-10 слабее премиальных итальянских конкурентов ровно на мощность мотоцикла-«четырехсотки», но пусть вас это не смущает. Силушки у него в любом случае предостаточно.
По удобству и универсальности с японским мотоциклом сопоставим BMW S1000R — производная от замечательного спортбайка S1000RR, который в свое время фактически разделил историю BMW Motorrad на «до» и «после». Неудивительно, что столь удачный «литроспорт» лег в основу нейкеда с широким высоким рулем и полным набором «помощников», характерным для баварской техники. В базовой комплектации есть ассистент курсовой устойчивости и система выбора режимов движения с настройками Rain и Road.
Адаптируя 999-кубовый четырехцилиндровый мотор для современной городской торпеды инженеры как следует наступили ему на горло. От изначальных 207 «лошадей» осталось 165 л.с., зато тяга чуть выросла и сползла в зону более низких оборотов. Опять же, отдача не итальянская, но «литр», да еще и с учетом двух снаряженных центнеров… Мало покажется разве что совсем уж искушенным или буйным.
Кстати, о буйстве. Это второе имя гипернейкеда Kawasaki Z H2 с дизайном а-ля злобный трансформер-десептикон в процессе превращения. Японская компания как никто другой умеет создавать технику с яростной внешностью и необычными инженерными решениями. Какой еще серийный мотоцикл массового бренда может похвастаться компрессорным двигателем?
Лютая «зетка» построена вокруг «четверки» объемом 998 куб. см с центробежным нагнетателем, которая стоит на спортбайках Ninja H2/Ninja H2R и спорттурере H2 SX. Она придушена, но изначальная форсировка была столь высокой, что пилоту грех жаловаться на две сотни сил и впечатляющие 137 Нм при 8500 об/мин. Система наддува обеспечивает мощную тягу в диапазоне средних оборотов, но внесла свой вклад в увеличение массы — Z H2 тяжелее практически всех своих конкурентов.
Что такое naked? Обзор пятерки доступных мотоциклов
Чем заменить термин «нейкед» — naked, обозначающий лишенный «пластика» спортбайк или изначально созданный в таком формате мотоцикл? Нет в русском языке подходящего слова. А сами мотоциклы есть, причем даже относительно бюджетные, стоимостью около 600 тысяч рублей. Что выбрать: «японцев» Kawasaki Z650, Yamaha MT-07A и Honda NC750S или «европейцев» BMW F800R и Ducati Monster 797?
Нет, это не сравнительный тест: увы, пока с дорог Дмитровского полигона не сошли полностью снег со льдом, а пресс-парки мотоциклетных представительств в России закрыты — придется ограничиться простым описанием. Почему именно их, двухцилиндровых «нейкедов»? Потому что они очень хороши в городе. Во-первых, их компактные двигатели обуславливают минимальную габаритную ширину мотоцикла, что способствует прекрасной «проходимости» в пробках. Во-вторых, их моторы не отличаются взрывным характером и обладают умеренной мощностью — что как нельзя лучше подходит новичкам. Добавьте сюда небольшие эксплуатационные траты, от расхода топлива и до дорожного налога, — и.
Знакомьтесь, Kawasaki Z650. Он был анонсирован только в прошлом году, но уж очень напоминает старого доброго «ерша» — так у нас окрестили популярный Kawasaki ER-6n, дебютировавший еще 11 лет назад. У Z650 почти такой же двигатель, однако рама легче на десять килограммов, причем теперь это не обычная «чугунина», а высокопрочная сталь в форме «птичьей клетки» — этакое цитирование итальянцев с их изящным нейкедом Ducati Monster. В целом Z650 скинул 17 килограммов — в результате получилось 187 кг снаряженной массы на 68 л.с. Высота сиденья всего 790 миллиметров (прежде было 805 мм), есть АБС Bosch, а сцепление теперь проскальзывающее, что позволяет минимизировать ошибки пилота при слишком раннем или излишне агрессивном переключении вниз и не дает заблокировать колесо. За все это удовольствие сейчас просят 457 тысяч рублей.
И еще один плюс — экономичность: в моих руках Yamaha MT-07A расходовала не более 5 л/100 км. Неплохо? Да, но Honda NC750S после двухнедельной эксплуатации в прошедшем сезоне не вышла из 4 л/100 км! При том что была с автоматической коробкой передач DCT.
Honda NC750S построена на единой, как это сейчас принято в автоиндустрии, платформе еще с двумя моделями — кроссовером Honda NC750X и макси-скутером Honda NC750 Integra: по железу эти машины практически одинаковы. На месте традиционного бензобака здесь багажник, куда помещается шлем-интеграл и где еще остается немного пространства, — а топливо плещется под сиденьем, как у большинства скутеров. Двигатель развивает всего 54,8 л.с., снаряженная масса — немалые 217 кг (227 кг с DCT), поэтому разгон скромен, а управляемость инертна.
Но место для пассажира — полноценное, расход топлива у спокойных водителей может достигать 3 л/100 км. А главный козырь — возможность выбора варианта c «автоматом», вернее с преселективным шестиступенчатым «роботом» DCT, Dual Clutch Transmission. В DCT две корзины мокрых сцеплений: одна отвечает за нечетные передачи, вторая — за четные, каждая приводится в действие собственным гидравлическим контуром и контролируется электроникой. Режимов работы трансмиссии три: стандартный D, ручной М (в этом варианте передачи переключаются кнопками на левом пульте) и S, то есть Cпорт. Похоже на фольксвагеновские коробки DSG, в том числе и по нервным переключениям в пробке — в стиле ученика за рулем.
Правда, японцы постоянно модернизируют софт: поведение мотоцикла с DTC последней итерации уже не напоминает судорожные конвульсии дайвера после атаки тигровой акулы. Интересно, что на российском рынке Honda NC750S с DTC предлагается только «серыми» импортерами примерно за 570 тысяч рублей — а у официальных дилеров продается или мотоцикл с обычной «механикой» (от 560 тысяч), или «роботизированный» соплатформенный кроссовер Honda NC750 XD, но уже за 650 тысяч.
Совсем другой подход у немцев: у BMW нет автоматических трансмиссий, зато нейкед F800R буквально напичкан современной электроникой! Электроннорегулируемая подвеска ESA, автоматическая система контроля устойчивости ASC вместе с радиальными тормозными скобами Brembo и АБС Bosch. Да и энерговооруженность лучшая в пятерке — 90 л.с. на 203 кг снаряженной массы. Правда, в движении создается ощущение, что «лошадок» двадцать из этих девяноста погибли в неравной борьбе с экологами: в середине тахометра мотор тих и смиренен, как студент, не знающий правильного ответа на экзамене. Зато расход бензина в среднем около 4 л/100 км. А если не хочется нордического спокойствия, то крутите тахометр ближе к красной зоне: вся жизнь там!
При этом для BMW F800R, помимо штатного сиденья высотой 790 мм, можно заказать как низкий (770 мм), так и высокий (820 мм) варианты! А цена — от 639 тысяч рублей за базовую модификацию с АБС до 750 тысяч за топ-версию с ASC и ESA, борткомпьютером, центральной подножкой, кронштейном под три кофра и розеткой для зарядки гаджетов. Плюс датчики давления в колесах (RDC) и проставки под руль для высоких водителей. За доплату 8000 рублей можно заказать более комфортабельное сиденье для длительных поездок.
Полная противоположность «немцу» — экспрессивный итальянский Ducati Monster 797. Самый непрактичный из всей пятерки: вибрации L-образной двухцилиндровой «двойки» инженеры, похоже, и не пытались демпфировать, система воздушно-масляного охлаждения стремится поджарить пилота до образования румяной хрусткой корочки на ногах, зеркала не складываются (и это у городского аппарата!)… Но если бы мне пришлось выбирать из всех этих мотоциклов, то, несомненно, это был бы именно Monster 797!
Пусть мотор здесь развивает всего 75 л.с. (на 193 килограмма снаряженной массы), зато по управляемости «начальный» Ducati вполне сравним со спортбайками. Высота сиденья — 805 мм, но доступен и заниженный вариант — 785 мм. А базовая цена всего 523 тысячи рублей! С АБС Bosch.
Любопытно, что такой же мотоцикл, но с двухцветной окраской Star White Slick стоит уже 592 тысячи рублей. Итальянская красота требует финансовых жертв!
Но как ни крути, рыночное лидерство остается за Kawasaki Z650: по соотношению цена/качество он лучший. Нейкед Yamaha MT-07A дороже, но манит вкусной тягой «двойки», а Honda NC750S — для эстетствующих флегматиков: двигатель питается святым воздухом, но экспрессии в нем не больше, чем в античных столбах римского театра. Техногенный BMW F800R тоже не слишком эмоционален, зато образцово безопасен (кстати, сама компания использует для обозначения этого класса своих мотоциклов автомобильный термин «родстер»). А Duсati — полная противоположность: максимум эмоций!
Альтернатива? Есть модели и дешевле: корейский Hyosung GT650P (74 л.с., 228 кг снаряженной массы и 379 тысяч рублей) и русифицированный «китаец» CF Moto CF650NK (61 л.с., 209 кг снаряженной массы и 345 тысяч рублей). Но АБС на этой парочке вы не найдете, судя по многочисленным отзывам владельцев, качество гуляет, вопрос ресурса силовых агрегатов остается открытым.
А как же целый сонм четырехцилиндровых нейкедов, спросите вы? И будете правы, но — это тема для отдельного материала. А лучше — для серии тестов. Весна, приходи!
Нейкед мотоциклы: что это такое?
Нейкед – это дорожный мотоцикл без переднего обтекателя и ветрозащиты, с минимумом пластиковой облицовки и выставленными напоказ рамой и силовой установкой. Первые экземпляры нейкедов делались своими руками из спортбайков после аварии путем снятия поврежденного пластика. Чем еще нейкеды отличаются от классических мотоциклов и какие модели сейчас популярны – расскажем в статье.
Особенности нейкеда
Примеры мотоциклов нейкед
Популярны нейкеды от CFMOTO – 150 NK, 250 NK (ABS) и 400 NK (ABS). Они недорогие, с ресурсными моторами, привлекающим внимание дизайном от фирмы KISKA и гарантией 2 года без ограничения пробега. Система подачи топлива на всех моделях инжекторная, что положительно сказывается на расходе.
150 NK
Самый недорогой нейкед CFMOTO. Одноцилиндровый двигатель объемом 149 см³ и мощностью 12 л.с. позволяет разогнаться до 100 км/ч и комфортно передвигаться в потоке. Безопасность обеспечивают тормоза с плавающими дисками и гидравлическим приводом. Жидкостная система охлаждения позволяет двигателю стабильно работать даже в жаркую погоду при движении в пробке. За счет небольшого веса (131 кг) байк легко закатить в гараж или на парковку.
250 NK (ABS)
Как и 150 NK, этот мотоцикл легкий – он весит 151 кг – и отлично подходит для новичков, при этом более быстрый и технологичный. Одноцилиндровый 250-кубовый двигатель обеспечивает максимальную скорость 128 км/ч и мощность 27 л.с. Тормозная система с ABS предотвращает блокировку колес и позволяет безопасно замедлить скорость на скользкой дороге. Для адаптации мотоцикла к дорожному покрытию и манере езды можно выбирать между тремя режимами движения: «стандартный», «дождь» и «спорт».
400 NK (ABS)
Хороший вариант для райдеров с опытом, но за счет легкости управления подходит и новичкам. Двухцилиндровый 400-кубовый двигатель разгоняет модель до 155 км/ч и развивает мощность 40 л.с. Охлаждение мотора жидкостное. Быстрое снижение скорости обеспечивает гидравлическая тормозная система с плавающими дисками. Блокировку колес при торможении исключает система ABS от Continental. Вес мотоцикла стандартный для его класса – 206 кг.
Главные отличия нейкеда – минимум пластиковых деталей и отсутствие ветрозащиты. К классу нейкед может относиться и легкий 150-кубовый мотоцикл, и мощный байк с кубатурой мотора 400 см³. За счет красивого внешнего вида, долговечности и невысокой цены среди байкеров популярны нейкеды от CFMOTO — 150 NK, 250 NK (ABS) и 400 NK (ABS).