Что такое mvp продукта
Минимально жизнеспособный: как MVP помогает продукту выйти на рынок
Содержание
MVP (или Minimum Viable Product, «минимально жизнеспособный продукт») — это самая ранняя версия продукта, у которой есть минимальный набор функций, достаточный для презентации публике и проверке на первых потребителях. Однако такой продукт обязан демонстрировать достаточную ценность для пользователей.
Понятие ввел в оборот в 2001 году соучредитель и президент консалтинговой фирмы SyncDev Фрэнк Робинсон. Он определил MVP как итог «синхронной разработки» или одновременного развития продукта и исследования целевой аудитории.
MVP отличается от прототипа тем, что представляет собой рабочий продукт, который должен выполнять обозначенную функцию наилучшим образом. К примеру, это может быть бета-версия сайта компании, функциональность которой затем дополнят, изучив поведение первых посетителей.
Чем MVP полезен для бизнеса
Создание MVP дает прямые и косвенные финансовые преимущества. Оно позволяет бизнесу:
Примеры MVP
Гаррет Кэмп и Трэвис Каланик в 2010 году запустили приложение для iPhone UberCab, которое позволяло пассажирам арендовать для поездки автомобили премиум-класса всего в полтора раза дороже стоимости обычного такси. Идея у создателей родилась после того, как они заметили, что тарифы на городское такси стали несоразмерно высокими. Изначально приложение работало на ограниченной территории и с узкой целевой аудиторией, но спустя год бета-тестирования создатели смогли привлечь первые крупные инвестиции.
В 2008 году Брайан Чески и Джо Геббиа не смогли платить за квартиру-лофт в Сан-Франциско и решили проверить, существует ли спрос на аренду комнат напрямую от хозяина. Они создали простой одностраничный сайт с фотографиями своей квартиры и начали сдавать собственный чердак. Молодым дизайнерам удалось рассчитаться со всеми долгами. Уже в 2009 году их стартап привлек внимание Пола Грэма и получил первые инвестиции от его бизнес-инкубатора Y Combinator. После этого Чески и Геббиа поехали в Нью-Йорк, где ходили по домам клиентов и расспрашивали их об опыте аренды. Вскоре они поняли, что многих квартиросъемщиков отталкивают изображения плохого качества, которые фигурировали в объявлениях. Тогда молодые дизайнеры взяли напрокат зеркальный фотоаппарат и отправились по адресам в Манхэттене и Бруклине, чтобы самим фотографировать квартиры арендодателей.
Разработчики MVP стримингового сервиса сконцентрировались на функции потоковой передачи музыки. По итогам закрытого бета-тестирования приложения для Windows они заключили контракты с крупными лейблами и смогли получить значительное финансирование для своего проекта.
Авторы идеи создали MVP с чеки́нами и наградами за них в виде бейджей. После тестирования они начали расширять возможности сервиса, добавили рекомендации и путеводители по городам.
Изначально создатели сервиса купонов запустили сайт The Point, объединяющий людей, которые не могли в одиночку выполнить какую-либо задачу. Тестирование показало, что идею нужно сузить. Тогда был запущен кастомизированный блог на платформе WordPress, куда вручную добавляли информацию о возможностях коллективных скидок. При подписке на сайт его пользователи получали по почте рассылку с PDF-файлами о скидках.
Основательница маркетплейса Татьяна Бакальчук сначала закупила женскую одежду из Германии, затем создала сайт и запустила рекламу своего магазина на платформе Passions.ru. Бакальчук использовала каталоги Otto и Quelle, которые работали в России только через агентов, но не были представлены в сети. В отличие от агентов, которые брали около 15% комиссии, она выставила агентское вознаграждение в размере 10% и не брала предоплату.
История файлового хостинга началась с трехминутного демо-видео, которое объясняло идею и ценность будущего продукта. Оно получило множество положительных отзывов и набрало миллионы просмотров, что помогло привлечь инвесторов.
В 2009 году Ян Кум и Брайан Эктон решили создать мобильную телефонную книгу, которая бы показывала статус контакта: доступен, занят, на совещании и так далее. Контакты пользователей этой книги получали соответствующие всплывающие уведомления. Однако вскоре они стали использовать статусы для общения. Тогда создатели выпустили новую версию WhatsApp с функцией отправки сообщений.
Типы MVP
Существует несколько основных подходов к созданию MVP. В зависимости от этого выделяют несколько типов такого продукта.
Волшебник страны Оз использовал трюки, чтобы притворяться тем, кем он на самом деле не был. То же можно сказать о данном типе MVP. Продукт только кажется функциональным, но на самом деле его разработчик делает всю работу вручную. Это нужно для того, чтобы проверить саму концепцию продукта и понять, востребован ли он. Так развивался сайт заказа обуви Zappos. Изначально у авторов идеи не было ни склада, ни закупленных партий товара, а существовал лишь сайт с фотографиями обуви. Когда ее начали заказывать, разработчики обновили функциональность сайта.
Продукт работает по тому же принципу, что и в случае с Волшебником страны Оз: изначально все работы выполняются вручную. Однако клиенты при этом осознают, что за товаром или услугой стоит человек. Сотрудники службы финансового планирования и инвестиций Wealthfront изначально общались напрямую с клиентами, которым нужна была помощь в управлении капиталом, а автоматизированная система появилась позднее. Такой тип MVP помогает сформировать план развития продукта и собрать фидбэк от целевой аудитории.
Цель такого типа продукта состоит в том, чтобы донести до клиентов ценность использования существующих инструментов вместо создания уникального решения. Его используют, чтобы проверить и реализовать идею без разработки уникального программного обеспечения. Так начал работать Groupon. Создатели начали с сайта на WordPress, где все взаимодействие с пользователями осуществлялось по электронной почте. Лишь позднее сервис дополнили социальными функциями, полноценной email-рассылкой и мобильным приложением.
Это рабочий продукт с минимальным набором функций, которые нужно проверить. Такой тип MVP позволяет сформировать целевую группу, получить обратную связь и проанализировать ее, а также провести тестирование функциональности.
Этапы создания MVP
Чтобы создать успешный продукт, потребуется детальный план его развития. Предварительно нужно подтвердить базовые принципы и методы MVP. Команда должна следовать им на протяжении всего процесса. При этом нужно стремиться потратить как можно меньше денег и усилий.
Выделяют несколько этапов проверки идеи и превращения ее в продукт.
Идея MVP отвечает концепции «бережливого стартапа». Главная цель создания заключается в тестировании концепции или продукта на рынке. Именно по его итогам бизнес может принимать решения о выпуске. Автор методики развития клиентов Стив Бланк говорит, что главная причина провала успешных по многим показателям проектов — это недостаточное знание своих клиентов. Это подтверждает и исследование CB Insights, согласно которому в 42% случаев причиной провала стартапа становится отсутствие рыночного спроса. Создание MVP позволяет понять потребности аудитории на ранних стадиях развития продукта и не выпускать на рынок товар или услугу, которая не будет пользоваться популярностью.
MVP подходит не только для стартапов, но и при разработке решений на предприятиях. Зачастую разработка нового продукты достаточно сложна, а изменения сопряжены с серьезными рисками. Концепция Minimum Viable предполагает небольшие и постепенные изменения, которые достаточно безопасны и позволяют внедрять функции или обновления, не доставляя неудобств клиентам.
Что такое MVP, зачем он нужен и как его правильно создать
Хотите создать стартап, но не уверены в его успехе? Или необходимо понять, будет ли пользоваться спросом новая функция в уже существующем продукте? Кажется, пришло время запускать MVP!
MVP («минимально жизнеспособный продукт») — это ранняя версия продукта, которая имеет набор всех основных функций, но ещё нуждается в тестировании на реальных пользователях. Она позволяет создателям находить баги и проблемы в полевых условиях, собирать отзывы клиентов и дорабатывать продукт. С MVP можно оценить жизнеспособность идеи и улучшить её без больших финансовых затрат.
В этой статье поговорим о преимуществах MVP для бизнеса, обсудим этапы создания и расскажем, почему для запуска первой версии продукта стоит выбрать NoCode-инструменты.
Как обычно, вещает студия NoCode-разработки ZeroToOne 🙂
Коротко — это ранняя версия продукта со всеми основными функциями. Суть MVP в том, чтобы быстро превратить концепт в вашей голове в практическое решение, которое можно проверить на реальных пользователях.
У MVP продукта есть две главные цели:
На этом этапе опирайтесь на следующие правила:
4. Разработайте проект MVP. Тут необходимо определиться с форматом (лендинг, прототипирование, e-mail-рассылка и т. д. — подробнее о видах MVP поговорим далее). А теперь запускайте MVP и тестируйте гипотезы.
5. Доработайте продукт с учётом фидбека и составьте Blueprint — карту взаимодействия пользователя с продуктом. Выясните, как пользователи на самом деле ведут себя с продуктом, постройте их путь, проанализируйте его, доработайте сценарий взаимодействия с MVP.
Тут можно опираться на следующие метрики:
Blueprint или Service blueprint — это спроектированный вами, желаемый путь пользователя внутри продукта. Он строится на основе карты клиентского опыта (customer journey map) — фактического пути пользователя по сервису.
CJM показывает опыт клиента таким, как он есть, и помогает понять, как привести пользователя к решению, которое предлагаете вы.
Как только люди начнут пользоваться продуктом, вы поймёте, что именно работает, а что вы упустили. Возможно, вы выбрали немного не те цвета и расположение кнопок, не доработали юзабилити, переборщили с элементами или наоборот — что-то не добавили. Опора на обратную связь от аудитории — ваш ключ к победе.
Как мы уже сказали, MVP подойдёт всем: и начинающему, и зрелому бизнесу.
Стартапу MVP необходим, потому что с ним можно уже на старте с минимальными вложениями выбрать правильную траекторию развития и получить шанс вырасти в успешный, глобальный проект.
Для крупного бизнеса создание MVP будет полезным в случае внедрения новых функций в уже рабочий продукт или создания новых направлений деятельности. Например, прежде чем запускать новый образовательный курс и набирать преподавателей, онлайн-школе стоит сделать лендинг и открыть предзапись, чтобы понять, будет ли оно того стоить. Так MVP поможет снизить риски лишних трат в случае неудачного запуска.
Чаще всего для создания первой версии продукта используются:
E-mail-рассылки или чат-боты. Этот вид MVP поможет сосредоточиться на рассказе о продукте и позволит сделать его подробным. К тому же, благодаря тому, что у вас будет прямой контакт с аудиторией, вы сможете быстро получать обратную связь и постепенно совершенствовать свою идею. Для настройки e-mail-рассылки можно взять такие NoCode-инструменты, как Sendpulse или Unisender, а создать чат-бота поможет Chatforma.
Необязательно использовать лишь один вид MVP — они также могут работать сообща. Например, можно выпустить рекламный ролик с тезисным рассказом о продукте и предложить перейти на сайт для регистрации на альфа- или бета-тестирование. Или начать знакомство аудитории с вашим сервисом через чат-бота, который будет вести на лендинг, например, для записи на курсы.
При разработке MVP важно быстро реагировать на фидбек пользователей и иметь под рукой гибкие инструменты работы. Если каждая правка будет затягиваться на несколько недель, то запустить и доработать MVP получится нескоро, а релиз основного продукта может сильно отложиться. И ещё было бы здорово, если бы MVP не «украл» большую часть финансов у основного продукта.
Основные преимущества NoCode-инструментов — высокая скорость разработки и более низкая стоимость по сравнению с традиционной сборкой сайта или приложения. Кроме того, NoCode позволяет вносить правки буквально за несколько часов, если подобрать грамотные решения. Выходит, что NoCode идеально подходит для запуска MVP.
Надеемся, что примеры ниже смогут воодушевить не только владельцев стартапов и тех, кто только подумывает их создать, но и сотрудников крупных компаний.
Product Hunt — это социальная сеть для разработчиков, где они могут делиться идеями продуктов, опытом, обсуждать последние новости IT, дизайна и маркетинга, задавать вопросы и даже искать работу или сотрудников.
Product Hunt вырос из почтовой рассылки на NoCode-инструментах MailChimp и Telescope — она и была MVP проекта. Его основатель, Райан Хувер, долго интересовался стартапами и однажды понял, что в Интернете ещё не существует ресурса для обсуждения именно новых продуктов. В 2013 году он решил запустить эксперимент — e-mail-рассылку с новостями о стартапах и рейтингом 5 лучших проектов за прошедшие сутки. За пару недель база подписчиков выросла до 200 человек и превратилась в полноценный продукт: сайт и приложение.
Это студия разработки мобильных и браузерных игр, ставшая популярной благодаря FarmVille и CityVille. Они были запущены в 2009 году на базе Facebook и тогда же Zynga стала разработчиком с наибольшим количеством активных пользователей: на Facebook в игры студии играли 40 миллионов пользователей ежемесячно.
В разработке игр Zynga регулярно использует MVP: студия создаёт лендинги и короткие рекламные ролики («sneak peeks») о новых играх и о функциях уже существующих, чтобы получить обратную связь от игроков и узнать, в каких направлениях стоит развивать свои продукты. Также студия использует предрегистрацию, чтобы набрать базу игроков перед запуском.
MVP: что это такое и как его создать
Бизнесу необходимо предусматривать риски. Для этого существует стратегия развития нового проекта, который начинается с запуска минимально жизнеспособного продукта. Отсутствие рыночного спроса часто становится причиной провала многих стартапов. Поэтому важно предварительно разведать обстановку, чтобы изучить заинтересованность аудитории в выпускаемых продуктах. Такая подготовка поможет избежать серьезных ошибок и лишних затрат на развитие убыточного направления.
Что такое MVP
Minimal Viable Product – это тестовая версия продукта, товара, сервиса, предлагающего минимальный функционал. То, как на него реагирует потребитель, определяет направление для дальнейшего развития тестируемого образца. MVP помогает в проверке строящихся гипотез и оценивает жизнеспособность продукта, его востребованность у аудитории. Обратная связь от клиентов дает понять, нужно ли вносить изменения в стратегию по продвижению, работать над качеством и торговыми характеристиками товара.
Чем отличается от PoC
Proof of Concept (PoC) – подтверждение правильности предлагаемой концепции или гипотезы. Термин описывает исследование, в рамках которого происходит выяснение жизнеспособности любого продукта. Определения PoC и MVP связаны, но не равноценны. Так, Proof of Concept – это описание технических процессов, реализуемых на начальной стадии развития. PoC позволяет практически оценить осуществимость какой-либо идеи, это первый этап превращения идеи в результат.
Для чего нужен и когда делать MVP
Минимально жизнеспособный продукт помогает в проверке рабочих гипотез и сборе откликов до начала разработки полноценного товара или услуги. Благодаря ему бизнес может:
Делать MVP стоит в начале пути, когда бизнес еще не запущен, но уже выбрал нишу и готовит тестовые образцы для проверки реакции аудитории.
Разновидности MVP
Подходы к формированию минимально жизнеспособного продукта можно разделить на две большие группы по степени достоверности — высокая и низкая.
Высокая достоверность
Эти виды позволяют спрогнозировать результат тестирования с высокой степенью вероятности. Поэтому их лучше всего использовать в проектах, которые предполагают крупные финансовые вложения. Они требуют получения результатов, максимально близких к рыночным условиям, и в этом помогают следующие виды MVP.
MVP Флинстоуна
Минимально жизнеспособный продукт по этому методу тестируется с помощью имитации наличия функционала. Этот вид MVP назван именем персонажа мультика «Флинстоуны», который имитировал поездку на автомобиле.
Фактически опции продукта ничем не подкреплены, но собственник бизнеса не дает пользователям усомниться в их работоспособности. Так произошло с основателем интернет-магазина Zappos, который изначально публиковал фотографии моделей обуви, не имея их в наличии. При оформлении заказа он просто приобретал необходимую пару и отправлял ее покупателю. Так предприниматель экономил деньги на аренде склада и закупке товара.
Консьерж MVP
Такой метод реализуется в онлайн-сервисах, которые стремятся автоматизировать работу с целевой аудиторией. Он предполагает оказание услуг на первых этапах вручную, без внедрения автоматических механизмов. Можно сэкономить на технической составляющей и оценить востребованность предлагаемого продукта.
Разрозненный MVP
Используется, когда не требуется уникальное программное обеспечение. Пример – сервис для покупок Groupon. Ресурс обрастал различными функциями по мере развития. На начальном этапе развития он был обычным сайтом на WordPress, который взаимодействовал с покупателями через электронную почту.
Продукт с одним параметром
Этот вид применяется для теста MVP с одной функцией, для которой необходимо собрать обратную связь и организовать тестирование. Выпуск такого продукта позволяет уменьшить ЦА, чтобы собирать отклики только от заинтересованных клиентов.
Низкая достоверность
Минимально жизнеспособный продукт, тестируемый в рамках этих концепций, характеризуется более простыми способами сбора информации. Они дают менее точные результаты, но проводятся проще и быстрее. MVP этого типа представлено следующими форматами:
Преимущества и недостатки MVP
Минимально жизнеспособный продукт характеризуется преимуществами внедрения:
Недостаток такого предварительного релиза всего один – плохая совместимость с инновационными продуктами. Новые решения на рынке сложно поддаются предварительному тестированию, так как аудитория зачастую бывает к ним не готова.
К чему может привести игнорирование этапа создания MVP
Переход от потенциального продукта к реальному напрямую может обернуться для бизнеса серьезными финансовыми потерями. Это связано с тем, что:
Сервис сквозной аналитики, коллтрекинга и управления рекламой
100 минут обратного звонка бесплатно
Хостинг провайдер для бизнеса
30 дней бесплатного тестового периода виртуального хостинга
Инструмент автоматизации контекстной рекламы
Скидка 25% на 3 месяца тарифа «Старт» + индивидуальный практикум по работе с инструментом
Пакет услуг «Быстрый старт email-рассылок» со скидкой 20%
Конструктор для создания чат-ботов, рассылок и автоворонок
Удвой продажи с помощью чат-ботов в мессенджерах. Бесплатно на 21 день.
Скидка 25% на первый месяц работ по SEO + аудит в подарок
Как создать MVP
Несмотря на то, что для каждого бизнеса схема его реализации своя, есть универсальные правила, помогающие приблизительно определиться с направлением развития.
Проведите анализ конкурентов
Именно стратегии конкурентов дают компаниям представление о работе бизнеса. Исходя из успешности чужого опыта, можно определить, насколько та или иная идея востребована на рынке, чтобы реализовать ее в собственном проекте.
Определите основную задачу продукта
Для повышения востребованности продукта важно сделать так, чтобы он решал проблему клиентов, обратившихся за его приобретением. Важно понять, для чего нужен предлагаемый товар или услуга и проводить разработку исходя из его главной задачи.
Установите «узкую» целевую аудиторию
Минимально жизнеспособный продукт отличается необходимостью работы с узкой аудиторией, так как большой объем сведений создает диссонанс и замедляет поиск оптимальных вариантов для разработки. Важно детально воссоздать портрет представителя ЦА. Им будет тот, кого точно должно удовлетворить предлагаемое бизнесом решение проблемы.
Исследуйте конкурентный рынок
Даже при разработке инновационного решения следует обращать внимание на конкурентов. Есть вероятность, что схожую идею уже развивает кто-то другой. Поэтому важно посмотреть, какую долю рынка они занимают, что предлагают, в чем уникальные особенности вашего продукта.
Выполните SWOT-анализ
Это метод стратегического планирования, с помощью которого определяют:
После проведенного анализа необходимо сосредоточиться на сильных сторонах и минимизировать слабые, максимально предотвращая угрозы.
Постройте карту пути клиента
Компании важно не просто вывести на рынок минимально жизнеспособный продукт, но и понять, как ее аудитория будет до него добираться. Этот «маршрут» должен быть простым, удобным и быстрым. С этим поможет карта пути, по которой можно отследить пошаговые действия клиента перед приобретением MVP.
Выберите основные функции
Итоговый продукт может решать сразу несколько клиентских проблем. Однако большое число возможностей в начале тестирования скорее усложнит работу, чем облегчит ее. Во-первых, разносторонний функционал может запутать клиентов, во-вторых, даст большой объем отзывов, в которых легко запутаться.
Найдите оптимальный метод разработки и создайте MVP
Есть несколько основных методов для разработки MVP:
Запустите альфа- и бета-тест MVP
Альфа-тестирование проводится для закрытой группы пользователей. Обычно это очень узкая аудитория, которая часто может состоять из знакомых, друзей. После исправления всех замечаний нужно перейти к бета-тестам. Они проводятся уже на основании отзывов реальных клиентов и также предполагают сбор обратной связи от пользователей.
Продолжительность тестирования зависит от того, насколько быстро удалось получить готовое решение. Иногда достаточно пары циклов, а порой приходится снова возвращаться на первый этап и начинать заново.
Что еще поможет при разработке MVP
В создании MVP продукта можно использовать следующие советы:
Методы управления разработкой и финальное тестирование MVP
Из выше описанных методов управления стоит выбрать один вариант для реализации на примере собственного бизнеса. После его внедрения и разработки первоначальной версии продукта, следует заняться проведением альфа-тестирования. После сбора фидбэка и устранения недостатков проводится еще несколько тестов, пока они не доходят до финального. На этом этапе бизнес понимает, можно ли внедрять тестируемое решение на практике или стоит полностью изменить направление работы.
Частые ошибки при создании MVP
Просчеты могут быть связаны как с отсутствием опыта проектирования подобных продуктов, так и с трудностями, возникающими по ходу тестирования. К основным проблемам в этом направлении можно отнести следующие моменты.
Попытки достигнуть идеала
При разработке важно не оказаться в ловушке перфекционизма. Из-за стремления к идеалу можно не сделать вообще ничего. Поэтому важно понять, что разработка продукта с базовой комплектацией предполагает внедрение хорошей, рабочей модели, а не окончательный вариант с большим набором функциональных возможностей.
Небрежная работа
Выполненная наспех работа становится большой проблемой уже на этапе тестирования. Из-за этого потребители не могут оценить даже минимальный набор функций, а сами компании не в состоянии полноценно собрать фидбэк. Все это влияет на конечную версию продукта.
Отсутствие обратной связи
Именно на основании отзывов и обратной связи происходит доработка первоначальной версии. Без них бизнес не поймет сильные и слабые стороны своей концепции, не сможет оценить имеющиеся проблемы. Только совместная работа с клиентом поможет определить удачные и неудачные моменты в отношении готовящегося продукта.
«Пустые» обещания
Несмотря на то, что собственникам бизнеса часто хочется пообещать внедрение различных «фишек» для привлечения внимания, обещания должны быть реалистичными. Разочарование аудитории и обманутые ожидания нивелируют достижения, даже если половина заявленного действительно была выполнена.
Отказ от анализа и аналитики
Лучше уже на этапе тестирования продукта взять расходы на рекламу под контроль – эффективнее и выгоднее использовать для этого единую систему. Попробуйте маркетинговые продукты Calltouch — систему сквозной аналитики, коллтрекинга и управления рекламой.
Сквозная аналитика
Примеры MVP успешных компаний
Минимально жизнеспособный продукт в свое время реализовали многие компании, которые сегодня популярны и коммерчески успешны.
Buffer
Это приложение, предлагающее пользователям управлять аккаунтами в социальных сетях и создавать отложенные публикации на различных платформах. В начале своего развития Buffer представлял собой набор с минимальным числом функций, но постепенно у него стали появляться дополнительные опции, что повысило заинтересованность аудитории. Это послужило началом для разработки полноценного MVP, что стало прообразом текущего проекта.
Airbnb
На старте этот популярный сервис не имел функцию предварительной оплаты: Airbnb выступал посредником между клиентами и хозяевами. Собственники получали деньги напрямую от своих постояльцев, так как сервис не работал с банковскими картами.
Twitch
Этот стриминговый сервис изначально работал как платформы для трансляции шоу Justin TV. Первоначально он ограничивался одной трансляцией, показываемой в низком качестве. Это привлекало небольшой сегмент аудитории, которой, однако, хватило для выбора дальнейшего направления развития – гейминг-индустрия и видеоигры.
Заключение
Minimum Viable Product – необходимый этап в работе любого бизнеса. Такой подход помогает изучить сильные и слабые стороны разработки, позволяет создать эффективный конечный продукт, избежав крупных потерь в случае провала.